Программа целевой метод это

Программно-целевые методы планирования развития территории – это способ организации управления территорией, направленный на обеспечение достижения конкретных конечных результатов в рамках решения определенных проблем, развития той или иной территории в определенный срок.

Программно-целевое управление: особенности и сущность

В качестве центральной задачи государственного управления в России рассматривается обеспечение равных условий жизнедеятельности на всей территории страны. Решение этой задачи включает учет не только экономических, но и политических и социальных аспектов.

Российские условия развития государства обуславливают особые задачи такого подхода. Усилия государства, направленные на совершенствование механизма финансовых отношений, включающие в себя помощь субъектам федерации в настоящий момент не приводят к снижению ю сложившихся противоречий центральной власти и региональных властей, региональных властей и органов муниципального управления в отношении межбюджетных взаимодействий. В качестве основного принципа федерализма бюджетов рассматривается их формирование на уровне достаточности их величины для обеспечения эффективной реализации полномочий, закрепленных за разными уровнями власти.

Программно-целевой метод: местные бюджеты хотят сделать прозрачными

Активное реформирование системы государственного и муниципального управления привело к замене административных методов плановой экономики экономическими. Стремление к построению рыночной экономики, тем не менее, не способно решить многие проблемы и трудности даже в рамках применения рыночного механизма. Современная рыночная экономика нуждается в усилении методов государственного регулирования в отношении отдельных сегментов рынка.

Эту задачу призван решить программно-целевой метод управления. Этот метод обеспечивает прямое плановое воздействие государства на экономику. Отказ от использования такого метода приводит к невозможности решения масштабных задач, направленных на структурную перестройку экономики российских субъектов и муниципалитетов. Это обусловлено тем, что без использования данного метода невозможно осуществить создание эффективного механизма, направленного на экономическое развитие территории с учетом особенностей этих территорий.

В основе программно-целевого подхода находится установление приоритетов развития территории в социально-экономическом плане, разработка мероприятий, направленных на обеспечение приоритетов этого развития в установленные сроки и с заданным уровнем эффективности при наличии определенных ресурсов.

«Программно-целевые методы планирования развития территории»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Зарубежная практика государственного и муниципального управления показывает, что страны с развитой рыночной экономикой активно используют программно-целевой метод управления развитием территорий. Для США характерно применение данного метода практически на территории всей страны. Европейские страны, к примеру, Франция, используют данный метод в отношении кризисных территорий.

Программно-целевой метод финансирования злравоохранения

Особенности программно-целевого подхода к развитию территорий в России

Российская Федерация на современном этапе своего развития применяет программно-целевой метод, выражающийся в федеральных целевых программах, выступающих в качестве важнейшего средства реализации государственной экономической политики, обеспечивающей активное воздействие на экономические, социальные, производственные и прочие процессы.

Изучение практики использования программно-целевого метода федеральными и региональными властями показывает его высокую эффективность. Комплексные программы развития страны и ее субъектов в социально-экономическом плане определяют приоритетные направления этого развития на среднесрочный период. В программах формируется и законодательно закрепляется механизм государственной поддержки инвестиционной привлекательности различных территорий, формируются условия, обеспечивающие достижение социальных стандартов и конституционных гарантий.

Основные этапы программно-целевого планирования развития территорий

Программно-целевое планирование развития территории можно разделить на следующие этапы:

  • во-первых, определение цели конкретной программы;
  • во-вторых, осуществление декомпозиции целей на совокупность задач и мер;
  • в-третьих, обоснование альтернатив, направленных на достижение целей программы;
  • в-четвертых, обеспечение оптимизации ресурсного распределения между решаемыми задачами;
  • в-пятых, пересмотр приоритетов программно-целевого планирования и способов и средств, обеспечивающих их достижение;
  • в-шестых, обеспечение адаптации целевой составляющей программ к динамике внешних условий.

Методика программно-целевого планирования развития территорий

Основным методом программно-целевого планирования развития территорий являются целевые программы, которые предусматривает собой достижения определенных целей и применение пакета мер, направленных на обеспечение достижения поставленных задач.

В качестве элементов метода программно-целевого планирования территории можно выделить:

  • во-первых, цели;
  • во-вторых, направления социально-экономического развития;
  • в-третьих, способы достижения целей;
  • в-четвертых, средства, необходимые для реализации программы.

Осуществление программно-целевого планирования развития территорий начинается с формулировки целей, которые планируется к достижению в результате применения данного метода. Изначально цели носят условный характер, который конкретизируется по мере разработки целевой программы. Конкретизация целей обеспечивает поиск определенных средств и способов ее достижения.

Замечание 1

Формирование целевых программ осуществляется по отдельным направлениям социально-экономического развития той или иной территории.

В основе формирования целевых программ социально-экономического развития территорий находится комплексный подход, учитывающий интересы различных субъектов.

Источник: spravochnick.ru

Программно-целевой метод

Программно-целевой метод — это способ формирования системы плановых решений, сущность которого состоит в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития объекта управления, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии самого объекта.

Можно выделить следующие уровни использования программно-целевого метода в планировании:

· макроэкономический (общегосударственный) – программы направлены на решение проблем, оказывающих влияние на всю национальную экономику;

· межотраслевой — программы охватывают группу однородных, технологически связанных между собой отраслей;

Читайте также:
Танцевальная программа бал как форма организации досугового мероприятия

· общеотраслевой – программы, реализация которых имеет принципиальное значение для технического развития конкретной отрасли народного хозяйства;

· региональный (муниципальный) – программы, цели и ресурсы которых ограничиваются рамками отдельных регионов (муниципальных образований);

· уровень предприятий и организаций.

Использование программно-целевого метода на макроэкономическом уровне предполагает разработку плановых документов с предварительной оценкой конечных общественных потребностей, исходя — при дальнейшем определении эффективных путей, средств и организационных мероприятий по их достижению и ресурсному обеспечению — из народнохозяйственных целей.

При этом связующим звеном между целью и средствами ее достижения выступаютпрограммы. Они разрабатываются на весь период, необходимый для достижения поставленных целей, с выделением плановых периодов и основных этапов реализации. Программы классифицируются по определенным признакам (рис. 15).

Если программа предусматривает для достижения конечных целей все необходимые мероприятия социально-экономического, производственного, научно-исследовательского, организационно-хозяйственного характера, то такая программа называется комплексной.

Целевая комплексная программа — документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эффективным путем народнохозяйственных проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Рис. 15а. Классификация программ, разрабатываемых с помощью

Рис. 15б. Классификация программ, разрабатываемых с помощью

Рис. 15в. Классификация программ, разрабатываемых с помощью

С помощью федеральных целевых программ решаются следующие задачи национальной экономики:

— обоснование стратегических решений по проблемам развития

— концентрация ресурсов, необходимых для решения задач перспективного развития;

— повышения уровня сбалансированности мероприятий по решению поставленных задач;

— согласование деятельности субъектов управления.

Целевые комплексные программы по содержанию подразделяются на следующие виды:

1. Социально-экономические программы направлены на решение проблем социальной защищенности населения, стабилизацию материального и культурного уровня жизни населения, преобразование характера труда, совершенствование образа жизни и др.

2. Научно-технические программы предусматривают решение научных и технических проблем, применение достижений науки и техники в народном хозяйстве.

3. Производственно-экономические программы направлены на решение крупных межотраслевых проблем в области производства, повышение его эффективности, качественных характеристик, развитие новых видов производства, продукции (услуг) и технологических процессов.

4. Территориальные программы предусматривают комплексное хозяйственное освоение новых или преобразование уже сложившихся регионов страны, в том числе формирование и развитие территориально-производственных комплексов.

5. Экологические программы включают комплекс мероприятий природоохранного и природопреобразующего характера.

6. Организационно-хозяйственные программы направлены на совершенствование организации управления хозяйственными системами.

По временной продолжительности программы могут быть долгосрочными (разрабатываемыми на период свыше пяти лет), и среднесрочными (продолжительностью до пяти лет).

Целевые комплексные программы, как правило, содержат подпрограммы разного уровня, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть и включает задания и мероприятия, направленные на реализацию одной или нескольких задач.

Разработка с использованием программно-целевого метода осуществляется в следующей последовательности:

1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется конкретная проблема и определяется для ее решения исходное задание на разработку программы, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.

2. Уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы и детализируются задачи ее реализации по отдельным периодам. Основная цель программы, как правило, конкретизируется и разделяется по составляющим, образуя иерархию, отражающую внутреннюю упорядоченную структуру решаемой проблемы.

3. Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий устанавливается, исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

4. Рассчитываются основные показатели и ресурсное обеспечение программы. Осуществляется комплексная оценка затрат ресурсов (материальных, трудовых и финансовых) на реализацию программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект от их использования. Программы увязываются во времени, по ресурсам и исполнителям. Обычно охватывается ряд отраслей, регионов, которые должны обеспечивать решение наиболее важных задач.

5. Осуществляется оформление программных документов, согласование и утверждение программы. Задания по выполнению программы, рекомендации доводятся до исполнителей.

Реализация программно-целевого подхода на макроуровне в РФ более подробно рассмотрена в главе III § 3..

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПЛАНИРОВАНИИ

В процессе обоснования, разработки и контроля за ходом реализации плановых документов широко используются математические методы. Математические методы позволяют, используя в планировании экономико-математические модели и вычислительную технику, повысить научную обоснованность и уровень оптимизации планов.

Современная экономическая теория на макро-, мезо- и микроуровне включает в качестве естественного, необходимого элемента математические модели и методы. Во-первых, выделить и формально описать наиболее важные, существенные связи экономических переменных и объектов.

Это положение имеет принципиальный характер, поскольку изучение любого явления или процесса ввиду определенной степени сложности предполагает высокую степень абстракции. Во-вторых, из четко сформулированных исходных данных и соотношений методами дедукции можно получать выводы, адекватные изучаемому объекту в той же мере, что и сделанные предпосылки. В-третьих, методы математики и статистики позволяют путем индукции получать новые знания об объекте, например, оценивать форму и параметры зависимостей его переменных, в наибольшей степени соответствующие имеющимся наблюдениям. В-четвертых, использование математической терминологии позволяет точно и компактно излагать положения экономической теории, формулировать ее понятия и выводы.

Развитие макроэкономического планирования в современных условиях связано с последовательным ростом уровня его формализации.

Читайте также:
Программа подготовки работающего персонала объекта это сколько часов

Математическая модель экономического объекта — его гомоморфное отображение в виде совокупности уравнений, неравенств, логических отношений, графиков, объединяющее группы отношений элементов изучаемого объекта в аналогичные отношения элементов модели. Можно назвать модель условным образом объекта, построенного для упрощения исследования последнего. Предполагается, что изучение модели имеет двоякий смысл: с одной стороны, оно дает новые знания об объекте, с другой — позволяет определить наилучшее решение применительно к различным ситуациям.

Математические модели, используемые в экономике, можно подразделить на классы по ряду признаков, относящихся к особенностям моделируемого объекта, цели моделирования и используемого инструментария. Это модели макро- и микроэкономические, теоретические и прикладные, равновесные и оптимизационные, статические и динамические, детерминированные и стохастические.

Макроэкономические модели описывают экономику как единое целое, связывая между собой укрупненные материальные и финансовые показатели, например, валовой национальный продукт, потребление, инвестиции и государственные расходы; занятость и норму безработицы; процентную ставку и количество денег в обращении и др.

Микроэкономические модели описывают либо взаимодействие различных структурных и функциональных составляющих экономики, либо поведение какой-либо отдельной составляющей в рыночной среде. Вследствие разнообразия типов экономических элементов и форм их взаимодействия на рынке микроэкономическое моделирование занимает основную часть экономико-математической теории.

Теоретические модели позволяют изучать общие свойства экономики и ее характерных элементов дедукцией выводов из формальных предпосылок.

Прикладные модели дают возможность оценить параметры функционирования конкретного экономического объекта и сформулировать рекомендации для принятия практических решений. К числу прикладных относятся, например, эконометрические модели, оперирующие числовыми значениями экономических переменных и позволяющие статистически значимо оценивать их на основе имеющихся наблюдений.

Равновесные модели занимают важное место в моделировании рыночной экономики и описывают такие состояния исследуемого объекта, когда результирующая разнообразных ситуаций, стремящихся вывести его из данного состояния, равна нулю.

Нормативный метод в моделировании основан на принципе оптимизации. В теории рыночной экономики оптимизация на микроуровне – это максимизация полезности потребителем или прибыли фирмой, а на макроуровне результатом рационального выбора поведения экономическими субъектами оказывается некоторое состояние равновесия.

В статических моделях описывается состояние экономического объекта в конкретный момент или период времени. При этом обычно фиксируются значения ряда величин, являющихся переменными в динамике, например, капиталообразующих и финансовых инвестиций, издержек производства и обращения, прибыли и цен и т. п.

Динамические модели включают взаимосвязи переменных величин во времени. Они не сводятся к простому суммированию нескольких статических моделей, а описывают различные силы и взаимодействия в экономике, которые определяют в ней ход реальных процессов.

Детерминированные модели предполагают жесткие функциональные связи между переменными величинами модели.

Стохастические модели допускают наличие случайных воздействий на исследуемые показатели и для их описания используют инструментарий теории

ЛОГИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

Важнейшим элементом методологии планирования является логика. Логика планирования — это система представлений о последовательности и обоснованности действий, связанных с разработкой планов, а также этапах проведения плановых расчетов.

Главной идеей логики планирования выступает определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов. К основным составляющим логики можно отнести следующие компоненты:

— определение и формулирование цели или системы целей планирования;

— анализ исходного уровня развития объекта планирования, т.е. его состояния в прошлом и настоящем, уточнение параметров достигнутого уровня к началу планируемого периода;

— изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом периоде;

— определение ресурсов (объема и структуры) — тех, которые имеются на начало планируемого периода и могут быть созданы в плановом периоде;

— согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых решений.

В планировании при определении целей и путей их достижения, важно обеспечить сбалансированность и пропорциональность развития хозяйствующего субъекта.

Логика планирования базируется на положении об единстве процессов разработки, реализации (включая обеспечение возможности выполнения плана) и контроля за выполнением планов.

Планирование как элемент управления носит информационный характер, который хорошо виден на примере стадий цикла планирования (рис. 16).

Рис. 16. Информационный цикл планирования

В процессе производства перед органами планирования непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем (включает сбор и обработку информации, а также оценку последствий возможных вариантов плановых решений). На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется.

Информация о полученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирования повторяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. Поэтому планирование всегда строго целенаправленно.

Реализация требований положения об единстве процессов предполагает как своевременное доведение плановых заданий до исполнителей, так и проверку соответствия решений намечаемым целям и параметрам функционирования хозяйствующего субъекта и его элементам. Данная проверка позволяет:

— выявить ошибки, допущенные в процессе планирования;

— вскрыть неиспользованные ресурсы, возможности и включить их плановый процесс функционирования хозяйствующего субъекта;

— обнаружить диспропорции в планируемом объекте и принять меры по их устранению;

— выявить новые потребности, возникшие в процессе выполнения плановых заданий, и выявить ресурсы для их удовлетворения.

Читайте также:
Как составить линейные программы

Логика планирования меняется наиболее динамично. Она конкретизирует методологию планирования и служит основой для разработки технологии планирования. Технология планирования — совокупность процедур сбора, обработки и использования планово-экономической информации.

Процесс принятия плановых решений, как правило, сопровождается переработкой больших объемов управленческой информации, связан с решением проблем достоверности и неопределенности информации, необходимостью организации коллективного труда и поиском групповых критериев предпочтений при формировании и оценке альтернативных вариантов решений.

Процессы планирования характеризуются сложностью, информативностью, комплексным характером процессов принятия управленческих решений и предполагают системное исследование объекта планирования (рис. 17).

Рис. 17. Схема разработки планового решения проблем развития объекта

Процесс планирования состоит из следующих этапов (рис. 18).

Источник: mydocx.ru

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Программно-целевой метод заключается в научном обосновании актуальных народнохозяйственных проблем, формулировании экономических целей, вытекающих из этих проблем, определении комплекса взаимосвязанных мероприятий и адресных плановых заданий, позволяющих с учетом имеющихся ресурсов своевременно решить возникающие проблемы и достичь поставленной цели. Поскольку в программе предусматриваются не только программные задания, но и меры, обеспечивающие выполнение этих заданий, она является как средством планирования, так и инструментом управления решаемой проблемы. [1]

Программно-целевой метод широко использовался в России в 1990 — е годы в процессе приватизации и акционирования предприятий. Данный метод основан на разработке конкретных программ под определенную цель, например программ приватизации. [2]

Программно-целевой метод имеет в будущем широкую перспективу использования в системе планомерного совершенствования управления. Во-первых, программно-целевой метод в наибольшей мере предполагает комплексность и единую целевую ориентацию в осуществлении мероприятий, направленных на решение важнейших задач совершенствования управления; во-вторых, он является инструментом решения и разработки межотраслевых проблем, связанных с интеграцией, комплексным, системным решением задач, находящихся на стыке отраслей; в-третьих, программно-целевой метод обеспечивает условия для реализации таких задач, решение которых не может эффективно осуществляться в системе отраслевого и территориального управления. Таким образом, система совершенствования управления должна строиться на сочетании линейно-функционального и программно-целевого подхода к совершенствованию управления. [3]

Программно-целевой метод является важным инструментом формирования расходной части бюджетов всех уровней, а конкретный перечень целевых программ определяется возможностями бюджетного финансирования. [4]

Программно-целевой метод относится к одному из важнейших методов стандартизации и заключается в разработке и практической реализации комплексных целевых программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим и социальным проблемам общества. При этом считается обязательным не только широкое обобщение практического опыта, но и проведение теоретических, экспериментальных и опытно-конструкторских работ, необходимых для разработки стандартов и их успешного внедрения. [5]

Программно-целевой метод является ныне в России важным инструментом формирования расходной части бюджетов всех уровней. Возможности бюджетного финансирования определяют отбор представленных к утверждению программ. Ряд программ финансируется на совместной основе за счет средств федерального бюджета и бюджета субъектов Федерации, а также внебюджетных источников. [6]

Программно-целевой метод увязывает цели деятельности и возможности ресурсного обеспечения. Дерево целей изображается в виде уровней, при этом средства, необходимые для достижения целей более высокого уровня, сами являются целями для нижнего уровня. Целевые программы представляют собой наиболее динамичные формы управления. Они позволяют концентрировать усилия коллектива на достижении конкретных целей. [7]

Программно-целевой метод предполагает разработку системы экономических, технических, научно-исследовательских, проектно-конструк-торских, социально-политических и других мер. [8]

Программно-целевой метод заключается в научном обосновании актуальных народнохозяйственных проблем, качественном и количественном формулировании экономических целей, вытекающих из этих проблем, определении комплекса взаимосвязанных мероприятий и плановых заданий, позволяющих с учетом имеющихся ресурсов решать возникающие проблемы. Наиболее глубоко и последовательно программно-целевой метод проявляется в разработке и практическом осуществлении комплексных программ решения важнейших народнохозяйственных проблем. [9]

Программно-целевой метод предусматривает разработку плана исходя из четко сформулированной цели ( целей), вытекающих из нее частных задач, программ и их вариантных решений с учетом технических возможностей внедрения новейших результатов науки и техники в производство при имеющихся производственных мощностях с учетом их роста, а такжэ возможных материальных и трудовых затрат. [10]

Программно-целевой метод разработки плана может иметь относительно узкий характер — предусматривать развитие производства лишь одного какого-либо вида оборудования, или более широкий — в пределах целого производства и даже отрасли промышленности. [11]

Сущность программно-целевого метода ( ПЦМ) заключается в четком определении цели системы н интеграции всех видов деятельности подсистем в виде программы для достижения поставленной цели. Отсюда может быть сформулировано следующее правило управления. [12]

Развитие программно-целевого метода в управлении научно-техническим прогрессом связано с рядом характерных для современной науки и техники тенденций, которые существенно и чрезвычайно быстро видоизменяют требования, предъявляемые к планированию процессов создания и освоения новой техники. [13]

Во-вторых, программно-целевой метод и комплексный подход к достижению поставленных задач, при котором именно совокупность функций маркетинга, взятых во взаимосвязи и взаимообусловленности, обеспечивает необходимые условия для успешной деятельности в сфере рынка хозяйственной организации. [14]

В основе программно-целевого метода лежит системный анализ, суть которого заключается в исследовании определенной проблемы для обоснования принятия решения и выбора направлений развития путем изучения его действительных целе, оценки эффективности и риска, связанного с каждой альтернативой. [15]

Источник: www.ngpedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru