Основные характеристики целевого планирования в управлении инновационными процессами
Замечание 1
Целевое планирование – это составление плана, формирование программы, включающей основные направления деятельности, действий, используемых механизмов и инструментария для достижения конкретных целей.
Использование целевого планирования в управлении инновационными проектами предполагает разработку программ по внедрению инноваций, включающих целевые установки инновационного проекта и решение задач для их достижения.
Составление программы целевого планирования в области инновационного управления реализуется в опоре на соотношение целевых установок проекта с наличием ресурсного обеспечения их реализации. Для этого, реализуется:
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
- Системный подход к процессу управления инновационной деятельностью, базирующийся на соответствии целевых установок, ресурсов и итоговых показателей деятельности. Инновационное управление предполагает при разработке того или иного инновационного проекта ставить цели, которые могут быть реально достижимыми, исходя из наличия ресурсов т.е. недопустимо ставить цели, достижение которых не может быть реализовано в силу отсутствия средств на реализацию инновационного проекта. При этом идет ориентация на конкретный результат. Вся управленческая деятельность ориентируется на комплексное использование ресурсов и проведение мероприятий, которые способны привести к получению запланированных итогов.
- Обеспечение тесного взаимодействия всех структур научно-технической сферы хозяйствующих субъектов, участвующих в инновационном процессе.
- Сосредоточение управленческого аппарата инновационными программами в одном месте в целях сосредоточения в нем всей базы проектных данных и организации продуктивного управления.
«Программы целевого планирования и управления инновационными процессами»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Программно-целевое планирование госпрограмм качественно повысит уровень их исполнения
Разработка каждой целевой программы управления инновационными проектам предполагает формирование совокупности мероприятий для полноценной проработки инновационного продукта, а также получения конечного результата посредством его рыночной реализации.
Целевое планирование в области инновационных процессов ориентировано на информационное обеспечение всех стадий инновационного процесса в целях полноты и своевременности доведения информации о важных аспектах деятельности. Также, оно обеспечивает организацию эффективного взаимодействия всех подразделений, занятых разработкой и внедрением инноваций.
В условиях применения целевых программ происходит освобождение высшего уровня менеджмента от функций оперативного руководства, координируются действия всех структур, занятых в инновационном процессе. Посредством целевого планирования реализуется распределение ответственности за результаты инновационного проектирования и практической реализации проектов.
Федеральная образовательная программа в действии. Проектируем целевой раздел
На каждой стадии инновационной деятельности ответственность за ее успешность несут определенные сотрудники, исполнители. Это сокращает количество ошибок и повышает общую эффективность работы. Повышается ответственность органов менеджмента и отдельных исполнителей, занятых разработкой и внедрением инноваций, за результаты и сроки выполнения работ. В этом случае повышается эффективность контроля исполнения запланированных работ каждой стадии инновационного проекта, что формирует фундамент для действенного административного регулирования и мотивирования более высоких результатов работ по качеству и срокам.
Основы реализации программно-целевого планирования в управлении инновационными процессами
Программно-целевое планирование в сфере управленческой деятельности инновационными разработками затрагивает весь процесс проектирования инновационных продуктов. Управление охватывает и постановку целевых ориентиров инвестиционного проекта и разработку механизма реализации инноваций и определение практических аспектов воплощения инновационного проекта.
Программно-целевое планирование реализуется посредством осуществления следующих стадий:
- Постановка целевых ориентиров инновационного развития. На этом этапе осуществляется формирование системы целей конкретного проекта, происходит формирование «дерева целей». По сути, это схематичное выражение целевых ориентиров инновационной деятельности. В качестве целей принимаются утвержденные при продуктово-тематическом планировании темы НИОКР и инновационных проектов. Реализуется, также, разбитие целей на подцели, т. е. их детализация для более качественной проработки. Каждая подцель является задачей (работой), требующей выполнения на определенном этапе реализации инновационного проекта для достижения его основной цели. При разбиении целей на подцели и определении задач деятельности хозяйствующего субъекта в рамках исполнения инновационного проекта реализуется формирование перечня действий, операций, процедур, которые необходимо совершить, чтобы приблизиться к поставленной цели и в конечном итоге обеспечить ее достижение. Цель более низкого уровня или подцель рассматривается как самостоятельная цель, и для нее формируется необходимый перечень задач, т. е. работ, которые необходимо выполнить для ее достижения. Ряд задач может быть ориентирован на достижение различных целей.
- Формирование программы инновационного развития. На данной стадии реализуется разворачивание проектной деятельности по созданию инновационного продукта, инновационной разработки. Здесь определяются механизмы реализации инновационного проекта, методы и средства, используемые в проектной деятельности, определяются сроки работ на каждом этапе реализации проекта и итоговые результаты, которых требуется достичь по завершению того или иного этапа.
- Формирование проектной документации. На данной стадии осуществляется сбор информационного обеспечения инновационного проекта, реализуется утверждение программы и формирование документации по конкретному проекту.
Что касается целевых ориентиров инновационных программ хозяйствующего субъекта, они могут быть следующими:
- проведение реконструкции или расширения производственных подразделений;
- изменение технологий деятельности и технического обеспечения работы;
- замена оборудования на принципиально новое;
- введение в производственный и иные процессы новых материалов;
- разработка и внедрение (или только внедрение) комплексов технологических инноваций при освоении новой продукции.
Источник: spravochnick.ru
Программно-целевое планирование в государственной политике и управлении
Программно-целевое планирование – это метод управления экономическим и социальным развитием страны (региона, отрасли) с помощью разработки и осуществления плановых документов – специфических целевых программ (ФЦП, ДЦП, ВЦП и др.). Программно-целевое планирование построено по логической схеме: «цели – пути их достижения – способы (инструменты) достижения цели – средства, необходимые для достижения цели».
Цели формируются для решения важной проблемы и носят более конкретный характер. Целевая программа представляет собой директивный и адресный документ, увязывающий по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее важной и насущной проблемы эффективными путями в установленные сроки.
Особенности программно-целевой метода: — он определяет приемы и способы разработки программ и отражает последовательность принятия программных решений во времени и пространстве; — является составление конкретной программы достижения желаемых результатов, а не прогнозирование будущих состояний системы; — способ влияния на планируемую систему: в основе элементы программы, которые могут не совпадать с уже сложившейся системой и ее структурой (разрабатываются мероприятия по изменению системы). Основным достоинством программно-целевого метода в современных условиях является концентрация ресурсов на реализацию взаимосвязанных мероприятий, возможность контроля за их расходованием, корректировки и стимулирования их эффективного использования.
ЦП может иметь сроки, не связанные с плановыми периодами. В то же время показатели программ находят свое отражение в планах исполнителей программных заданий и мероприятий, что предопределяет разбивку программного периода на сроки, совмещенные с плановыми периодами.
В России такие программы разрабатываются и реализуются с привлечением бюджетного финансирования (из федерального, регионального или местного), что отразилось на структуре программ и на сроках выполнения заданий: они привязаны к системе государственного планирования, разработке и исполнению бюджетов. В последующем практически в каждом регионе были разработаны программы развития той или иной сферы деятельности, наиболее важной для региона. В частности, практически повсеместно разработаны и реализуются региональные программы поддержки малого предпринимательства. На федеральном уровне разработано и реализуется в настоящее время около 100 целевых программ.
Рекомендуемые материалы
Противодействие кибертерроризму в цифровую эпоху
Политология
Этнический конфликт
Политология
Основные институты политической власти в России
Политология
Лекции по политологии
Политология
Типы политической власти
Политология
Теория власти и властных отношений
Политология
Наиболее интенсивно программно-целевое планирование используется в России с 2000 года для решения социально-экономических проблем, связанных с качеством жизни, демографией, приоритетным развитием наукоемких отраслей, а также отраслей сферы услуг (туризма, культуры, гостиничного хозяйства и т. д.). Отличительными особенностями ЦП как планового документа являются следующие: — программа решает наиболее важную, приоритетную проблему, которая четко очерчена и локализована (перечень проблем и выделение из них наиболее важных, требующих программного решения определяется в стратегическом плане, когда обосновываются различные варианты развития предприятий, отраслей, комплексов в перспективе и определяется разрыв между возможным и необходимым их развитием.
Этот разрыв и указывает на проблему, которая оценивается по степени влияния на результативность экономики страны, региона, межотраслевого комплекса, предприятия); — цели, задачи и мероприятия программы конкретизированы под программную проблему, обеспечивая ее решение в необходимые, установленные сроки; — мероприятия и выделенные для их реализации ресурсы носят адресный характер, что повышает подконтрольность и ответственность за реализацию мероприятий и целевое использование средств и ресурсов; — программа обеспечивается ресурсами в приоритетном порядке, в полном объеме и в установленные сроки как по количеству, так и по качеству; — программы в основном носят межотраслевой, межрегиональный характер и не привязаны к возможностям развития конкретных предприятий и их объединений; — программы носят локальный характер, что предопределяет состав их участников независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности; — программы носят эпизодический характер, и их необходимость отпадает при решении проблемы. Правила, требования, рамки разработки и организации выполнения программ определяются принципами, которые формируются исходя из методологии программно-целевого планирования.
Эти принципы можно условно разделить на две группы: 1) общие, на основе которых разрабатываются все плановые документы, в том числе и целевые комплексные программы (директивность планов и программ, научность и реальность плановых и программных мероприятий, преемственность планов и программ различных временных границ и др.); 2) специфические, присущие в большей степени только программам. К таким специфическим принципам относятся: комплексность мероприятий, обеспечивающих решение проблемы, целенаправленность программных мероприятий на решение проблемы, единство целей и ресурсов.
В программе отражены мероприятия и задания по цепочке их взаимосвязей, а также по исполнителям независимо от их отраслевой или организационно-правовой принадлежности. Таким образом, обеспечивается более строгая, чем в плане, межотраслевая увязка программных показателей, отражение в программе не только заданий отраслевого характера, но и задач для других отраслей, предприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Требование этого принципа может быть обеспечено при условии четкой формулировки цели программы и определении основных путей ее реализации. При этом необходимо более зримо очерчивать границы решаемой проблемы и круг организаций и предприятий, включаемых в программу. Программа потому и называется целевой, что она направлена на достижение определенной цели.
При формулировке цели программы учитываются, во-первых, долговременная цель развития объекта программно-целевого планирования, во-вторых, функции и задачи, выполняемые объектом планирования в перспективе, в-третьих, локальная проблема, на решение которой направлена программа. Принцип единства целей и ресурсов предопределяет взаимоувязку намеченных заданий и мероприятий программы с ресурсами, исполнителями и сроками.
Целесообразно по каждому заданию программы проводить расчет необходимых ресурсов (финансовых, трудовых по квалификационному составу, материальных по их структуре) при условии обеспечения повышения эффективности их использования. При этом необходимо определить и источники поступления ресурсов по их видам, объему, качественному составу.
Целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
Целевая программа состоит из следующих разделов: 1) характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа; 2) основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей; 3) перечень программных мероприятий; 4) обоснование ресурсного обеспечения целевой программы; 5) механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков; 6) оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы. Целевая программа также содержит паспорт целевой программы.
К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования. Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне.
Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы. Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
Требования, предъявляемые к целям программы: — специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы); — достижимость (цели должны быть потенциально достижимы); — измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей); — привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей). Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.
Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.
Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации. В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.
В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.
Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII Постановления Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация». Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств.
Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации. Реальные государственные программы имеют более сложную структуру. Так, например. Государственная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России» 1 Характеристика текущего состояния в жилищной и жилищно-коммунальной сферах 2 Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах 3 Цели и задачи Государственной программы 4 Прогноз конечных результатов Государственной программы 5 Сроки реализации Государственной программы 6 Обобщенная характеристика основных мероприятий Государственной программы и подпрограмм Государственной программы 7 Основные меры государственного регулирования 8 Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации государственной программы 9 Перечень и краткое описание (паспорта) федеральных целевых программ и подпрограмм Государственной программы Вам также может быть полезна лекция «4 Синдром хронической абдоминальной ишемии в практике гериатра». 10 Участие субъектов Российской Федерации в реализации Государственной программы 11 Перечень показателей (индикаторов) Государственной программы 12 Ресурсное обеспечение Государственной программы 13 Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы 14 Методика оценки эффективности Государственной программы Требования к целям, задачам, мероприятиям и др. компонентам содержатся в части «Структура государственной программы» раздела II. «Разработка проекта государственной программы» Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (Приложение к приказу Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2013 г. № 690).
Поделитесь ссылкой:
Рекомендуемые лекции
- Введение (кратко)
- 1.3 Ключевые понятия курса
- Лекция 3
- 4 Синдром хронической абдоминальной ишемии в практике гериатра
- 18 Проектирование при помощи АСНИ
Источник: studizba.com
Понятие программно – целевого планирования
По сути, хоть какой способ планирования ориентирован на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в базе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и только потом подбираются пути их достижения.
Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели — пути – методы — средства».
Поначалу определяются цели, которые обязаны быть достигнуты, позже намечаются пути их реализации, а потом – более детализированные методы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного способа планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения результатов.
Программно- целевой способ планирования «активен», он позволяет не только контролировать ситуацию, но и влиять на её последствия, что выгодно различает его от большинства остальных способов.
Особенностью программного планирования является также метод влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, её составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.
Ключевым понятием программно-целевого планирования является программа.
Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, — не что другое, как план.
Таковым образом, подтверждается двойственность программно-целевого планирования, а конкретно объединение планирования и фактического влияния на экономические характеристики.
Как уже было сказано, первым этапом программно-целевого планирования является постановка целей; на последующих этапах разрабатываются пути и конкретные методы их заслуги. Рассмотрим эту функцию подробнее.
Таковым образом, мы выделили еще один элемент программно-целевого планирования – систему управления. Её построение – это, по сути, и есть основание, на котором базируется выполнение программы. Планирование решения какой-либо проблемы при программно-целевом способе во многом сводится к планированию системы управления. Рассмотрим его главные стадии.
1. Формирование общей структурной схемы системы и ее основных черт (стадия композиции).
2. Разработка состава подразделений и главных связей меж ними (стадия структуризации).
3. Разработка количественных черт аппарата управления, установление порядка его деятельности (стадия регламентации).
При этом первая стадия имеет принципиальное значение, поскольку она описывает структуру системы управления (организации). На ней определяются система целей и задач организации, ее тип и правовой статус, степень самостоятельности, границы деятельности, состав функций. На второй и третьей стадиях инсталлируются более детальные характеристики системы.
Наилучшие результаты программно-целевые методы дают при одновременном применении с методами макроэкономического и регионального прогнозирования, а также индикативного планирования. Эта связь определяется необходимостью создания и отслеживания системы показателей эффективности управления реализацией целевых программ.
Последовательность действий процесса создания и реализации целевой программы изображена на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Последовательность реализации Целевой Программы
Особенность программно-целевого подхода заключается в том, что он позволяет решать сложные задачи, стоящие на стыке ведомственных и отраслевых компетенций, полномочий и зон ответственности хозяйствующих субъектов, органов исполнительной и муниципальной власти, за счет координации общих усилий для решения проблемы. Следовательно, должны существовать организационные механизмы таких стыковок. Теория планирования и построения систем управления для решения проблем основывается на анализе практики создания и функционирования имеющихся систем. Основная сложность состоит в том, чтоб среди множества единичных фактов и наблюдений выявить какие-то ключевые положения, закономерности, общие для планирования и построения всех систем управления.
Среди них можно выделить следующие:
1. Формирование системы управления — это многоэтапный процесс.
2. Наличие проблемы, требующей решения. Но одной потребности недостаточно, необходимы ещё определённые условия и гарантии: экономические, юридические, социальные, технические и остальные, чтоб обеспечить системе нужную устойчивость.
3. Решение вновь возникающих проблем требует создания новейших систем управления.
Многие трудности могут удачно решаться в рамках имеющихся систем. Традиционно для этого разрабатывается особый комплекс мероприятий (программа) и готовятся постановления либо приказы, обязывающие соответствующие системы делать предписанные им новейшие функции. Контроль за реализацией таковой программы осуществляется организацией, назначаемой головной по данной проблеме.
Необходимость в планировании и построении новейших систем управления возникает традиционно, когда становится естественным, что имеющиеся организационные структуры не управляются с решением трудности и требуется сделать новейшие.
4. Для выбора метода решения проблем предварительно проводится их исследование.
Решение сложной трудности традиционно начинают с построения «дерева целей «, которых требуется достичь путём организации и проведения определённого комплекса мероприятий. Задачка заключается в том, чтоб отыскать этот комплекс, указать конкретных исполнителей и сроки выполнения мероприятий. Для этого «дерево» как бы «накладывается» на реальную среду, в итоге чего находится нужная информация и составляется конкретная программа работ.
Недостатки программно-целевого планирования
1. Методическая незавершенность.
К настоящему времени не создано точных, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана и целевой комплексной программы. В итоге приходится адаптировать программные способы к уже имеющимся способам планирования и управления. Всё это значительно ограничивает рамки внедрения программно- целевого подхода.
2. Программно-целевое планирование употребляется, в основном, для совершенствования работающих систем управления, а не для решения новых проблем.
Эта ситуация также связана с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Руководители программ при разработке новейших систем управления предпочитают действовать старыми проверенными способами, чтоб уменьшить риск.
3. «Забывчивость» систем управления.
Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе собственного развития системы управления начинают утрачивать связь с неуввязками, для решения которых создавались. Мастера связывают это с тем, что таковая связь сначала не была учтена в полной мере при разработке системы, определении ее границ, структуры, функций и т. д. Не считая того, частенько наблюдается несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимости трудности, что не способствует её удачному решению.
4. Отсутствие адекватных методик расчёта экономической эффективности программ.
В итоге нереально объективно обосновать необходимость сотворения программы и соответствующей системы управления для решения какой-или конкретной трудности.
5. Недостаточная оперативность.
Время от времени с момента появления трудности до момента реализации программы по её решению проходят многие годы, в течение которых обществу наносится невосполнимый вред от игнорирования трудности. К примеру, десятилетиями замалчивалась неувязка охраны окружающей среды, пока наконец не были сделаны особые программы. Рано либо поздно трудности всё равно «всплывают на поверхность», но разумеется, что чем ранее та либо другая неувязка будет найдена и решена, тем больший вред удастся предотвратить.
Источник: studfile.net