Программа трудовая деятельность цели и задачи

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
— воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
— формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
— развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
— содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

I. Цели и задачи трудового воспитания
Цели:
– воспитание граждан, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества, заинтересованных в своем личностном и профессиональном росте, путем создания педагогических, психологических и социальных условий;

Основы реабилитации. Основные понятия, цели и задачи


– содействие достижению баланса между интересами и возможностями человека и потребностями общества;
– прогнозирование профессиональной успешности индивида в какой-либо сфере трудовой деятельности;
– содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.

Задачи трудового воспитания:
– формирование у обучающихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни человека и общества, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике;
– воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
– вооружение обучающихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

II. Содержание трудового воспитания
Трудовое обучение детей школьного возраста является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию и самореализации. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления, ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Труд является равнозначным элементом общеобразовательной программы и необходимым условием полноценного развития личности. Поэтому трудовая деятельность должна стать для детей и подростков естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов.

Трудовая деятельность | структура черты требования | Подготовка ЕГЭ 2023 Обществознание кратко |

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.

Выделяют три функции трудового воспитания:

– обучающая – овладение обучающимися практическими умениями и навыками в сфере труда;
– развивающая – обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;
– воспитательная – правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.

Содержание трудового воспитания определяется этими задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т.д.

Трудовое воспитание школьников включает следующие виды труда:
– Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. В процессе труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их деятельности. Любой труд требует волевых усилий и терпения. Привычка к умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.
– Общественно полезный труд организуется в интересах всего коллектива. Он включает в себя работу в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах и иное.
– Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у обучающихся профессиональные интересы и склонности, позволяет получить начальный профессиональный опыт при наличии необходимой материально-технической базы для организации производительного труда. Возможным решением проблемы может быть взаимодействие с образовательными организациями профессионального образования и работодателями.

III. Организация трудового воспитания
В современной образовательной системе существует ряд разработанных и успешно функционирующих способов организации трудового воспитания в рамках основной общеобразовательной программы, включающей программу духовно-нравственного развития, воспитания (на уровне начального общего образования), воспитания и социализации (на уровнях основного общего и среднего общего образования):

– организация постоянных и временных ученических коллективов, проектных групп, направленных на выполнение определенной работы;
– создание и поддержание трудовых традиций в школе;
– индивидуальные поручения, требующие трудовой деятельности;
– проведение ярмарок, конкурсов, проектов, трудовых десантов и т.д.;
– проведение профессиональных проб.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ориентируют школу на расширение возможностей саморазвития личности и компетентного выбора жизненного пути, задавая вектор поиска и разработки новых образовательных технологий воспитания качеств, лежащих в основе личной эффективности и успешности человека.

Механизмы организации трудового воспитания:
– включение в основные общеобразовательные программы мероприятий, направленных на формирование трудолюбия, уважительного отношения к труду, его результатам и др. в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
– реализация дополнительных общеобразовательных программ – развитие познавательного интереса к знаниям, потребностей в творческом труде, стремления применять знания на практике;
– совершенствование локальной нормативно-правовой базы;
– совершенствование учебно-методического обеспечения;
– обновление кабинетов труда, межшкольных учебных комбинатов, внедрение моделей взаимодействия школы с организациями профессионального образования и потенциальными работодателями, заинтересованными в перспективных кадрах;
– создание психолого-педагогических условий организации трудового воспитания – подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда; сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника; сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности и т.д.
– создание системы профессиональной ориентации – профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная проба, профессиональная адаптация.
– формирование основ экономической культуры школьников через активные формы проведения занятий и творческих работ (деловые игры, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т.д.).

Основные этапы трудового воспитания приходятся на обучение в школе:
1. 1 – 4 классы (пропедевтический этап) – формирование начальных трудовых навыков и позитивного отношения к труду и миру профессий, осознание важности правильного выбора профессии;

Возрастные задачи:
– воспитание положительного отношения к труду и к его результатам,
– освоение навыков организации труда,
– развитие начальных представлений о профессиях, ответственности и реалистичной самооценки, первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

Формы работы:
– организация бесед о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
– проведение мероприятий по приобретению навыков самообслуживания, овладению технологическими приемами ручной обработки материалов;
– организация бесед о правилах техники безопасности и организации рабочего места;
– организация бесед о профессиях, о важности правильного выбора профессии, активизирующие методы профориентации;
– просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение, изучение произведений литературы и искусства, книг о профессиях, работа с электронными образовательными ресурсами;
– экскурсии в предметные кабинеты школы;
– занятия в кружках и секциях, участие в профориентационных мероприятиях;
– беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий;
– проектно-исследовательская деятельность;
– организация общественно значимых мероприятий и участие в различных акциях (сбор макулатуры, оказание помощи инвалидам и ветеранам, субботник, волонтерство и др.).

Читайте также:
Программа для подборки краски для авто

Показатели эффективности работы на данном этапе:
– формирование навыка самостоятельной деятельности;
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
– формирование уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда;
– развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
– развитие осознания добросовестного и творческого труда;
– формирование потребности в оказании взрослым посильной помощи;
– развитие интереса к различным видам профессиональной деятельности;
– общая ориентация в мире профессий.

2. Этап предпрофильной подготовки:
– 5 – 7 классы (ориентировочный этап) – формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности учащихся в общественно полезную деятельность.
– 8 – 9 классы (поисково-зондирующий этап) – формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии.

Возрастные задачи:
– осознание ценности труда, науки и творчества, умение соотносить свои притязания и склонности с общественными интересами, активное и заинтересованное познание мира;
– воспитание профессионально важных качеств, становление профессионального интереса;
– опыт профессиональных проб в различных видах общественно полезной деятельности;
– осознание своих возможностей, профессиональных интересов и мотивов выбора профессии.

Показатели эффективности работы на данном этапе:
– формирование устойчивой потребности в труде (самообслуживание, оказание помощи окружающим, участие в общественно полезных мероприятиях) и выражении оценки результатов труда;
– развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях;
осознание обучающимися своих личностных особенностей, интересов и склонностей;
реалистичная самооценка;
– развитие навыков самостоятельного поиска информации о профессиях и организациях профессионального образования;
– знание факторов, значимых для выбора профессии и специальности;
– способность анализировать условия, необходимые и достаточные для достижения профессиональных целей.

3. 10 – 11 классы (этап развития профессионального самосознания) – уточнение личностного смысла будущей профессиональной деятельности, этап профильной подготовки.

Возрастные задачи:
– уточнение профессионального выбора в условиях профильного обучения;
– развитие профессионально важных качеств, формирование индивидуального стиля деятельности;
– коррекция образовательных и профессиональных планов.
Формы работы:
– справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (пути получения профессии, ситуация на рынке труда и образовательных услуг и т.д.);
– индивидуальные и групповые профконсультации (выявление соответствия профессиональных интересов и склонностей требованиям профессии, помощь в планировании профессиональной карьеры);
– элективные курсы;
– проектная и исследовательская деятельность;
– организация социальной практики и профессиональных проб (стажировки, производственная практика и т.п.);
– методы активизации профессионального самоопределения, формирование трудовых навыков;
– экскурсии на предприятия и в организации профессионального образования;
– организация бесед и мастер-классов со специалистами – представителями различных профессий;
– организация получения профессиональной подготовки по выбранным профессиям

Показатели эффективности работы на данном этапе:
– совершенствование навыков самоорганизации и потребности реализации трудовых навыков;
– сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
– осознание своих возможностей и ограничений;
– информированность о социально-экономической ситуации в крае, городе, селе, требованиях рынка труда, путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности;
– способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда;
– трудовая мотивация;
– профессиональная подготовка по профессии.

На всех этапах важно отметить формирование уважительного отношения к труду и его результатам, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

IV. Планируемые результаты трудового воспитания
– Трудолюбие, уважительное отношение к труду, к его результатам и людям труда.
– Высокая личная заинтересованность и производительность труда.
– Самоорганизация.
– Ответственное отношение к умственному и физическому труду.
– Опыт участия в социально значимом труде (индивидуальном, групповом).
– Осознание своих возможностей и ограничений.
– Информированность о социально-экономической ситуации в городе, требованиях рынка труда, путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности (построение и развитие личной профессиональной траектории);
– Способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда.
– Готовность к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества.
– Мотивированность на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ:

«Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года ↓ Смотреть
Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы ↓ Смотреть
Комплекс мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятиях ↓ Смотреть
Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования ↓ Смотреть
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства образования и науки РФ от 27 августа 2013 г. № 390/985 ↓ Смотреть
Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20 апреля 2001 г. №35 ↓ Смотреть
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” ↓ Смотреть
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. N 58 “Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553-09 “Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста” ↓ Смотреть

Источник: peremenka.info

Социально-педагогическая программа трудового воспитания подростков в условиях социально-реабилитационного центра

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» в г. Орске — это стационарное Учреждение, обеспечивающее временное проживание и реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Предметом деятельности Учреждения является профилактика безнадзорности и беспризорности детей и подростков.

Публикация «Социально-педагогическая программа трудового воспитания подростков в условиях социально-реабилитационного центра» размещена в разделах

  • Воспитание детей. Материалы для педагогов
  • Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
  • Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки

В рамках Центра все более актуальными становятся вопросы, связанные с трудовым воспитанием подрастающего поколения, в целях его подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому, для наиболее успешной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется построение социализирующего и воспитательного пространства для реализации основных видов трудовой деятельности.

Неблагоприятные социальные, бытовые, жилищные проблемы, в которых ребенок находился с рождения, частично, привели его к дезадаптации, к пренебрежению в использовании ежедневных культурно-гигиенических процедур и навыков самообслуживания. У наших воспитанников наблюдается безынициативность, нежелание трудиться, отсутствие трудовых навыков, неумение ценить чужой труд, а присутствуют, такие качества, как лень, цинизм.

Читайте также:
Предыдущая версия программы не удалена установка прекращена

Актуальность данной проблемы обусловила разработку дополнительной общеразвивающей программы трудового воспитания «Труд – основа моей жизни!»

Направленность программы «Труд – основа моей жизни!» социально-педагогическая, так как ориентирована на работу с подростками в условиях прохождения реабилитации в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Работая по данной программе, воспитатель привлекает детей подросткового возраста к различным видам трудовой деятельности, строит работу так, чтобы трудовая основа была заложена в ежедневную жизнь.

Новизна данной программы основана на комплексном подходе в подготовке подростков к самостоятельной жизни через трудовую деятельность, при использовании оптимальных форм и методов трудового воспитания.

На наш взгляд, актуальность дополнительной общеразвивающей программы трудового воспитания подростков в условиях ГБУ СО «СРЦН «Росток» в г. Орске неоспорима, так как ценность труда в нашем обществе недооценивается молодым поколением. Отмечая данную проблему, мы пришли к выводу о том, что для успешного решения данного вопроса необходима целостная система трудового воспитания, включающая в себя позитивное отношение воспитанников к самообслуживающему и общественно-полезному труду.

Практическая значимость программы очевидна, так как полученные результаты в процессе трудовой практической деятельности, в дальнейшем, способствуют положительному отношению детей к труду и их трудовой готовности к самостоятельной жизни.

Данная дополнительная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, так как результаты работы позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная социально-трудовая деятельность способствует созданию условий для формирования и развития трудовых умений и навыков подростков нашего Учреждения, что в дальнейшем влияет на их самореализацию в самостоятельной жизни;

также в результате выбранных оптимальных методов и форм работы, в рамках общеразвивающей программы, происходит объединение детей в трудовом коллективе, на основе взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки.

Цель программы: развитие трудовых умений и навыков подростков, необходимых для самостоятельной жизни, посредством их включения в различные виды трудовой деятельности.

Данная цель программы достигается в процессе решения следующих задач:

воспитательные:

— приобщение детей подросткового возраста к активному систематическому участию в трудовой деятельности, сообразно их возможностям и потребностям общества;

— воспитание у воспитанников трудолюбия, чувства уважения к своему труду и к труду членов коллектива; чувства бережного отношения к результатам труда; творческого отношения к труду;

— воспитание у подростков честности, сознательности, моральных качеств, чувства долга и целеустремленности, творческого отношения к труду;

— воспитание трудовой дисциплинированности, взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки в коллективной трудовой деятельности;

— воспитание основ трудовой культуры;

— формирование у подростков системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем;

— формирование у воспитанников потребности в саморазвитии, самосовершенствовании;

— развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

— развитие аккуратности, опрятности, самостоятельности, трудовой активности, ответственности;

— развитие коммуникативных навыков; межличностных отношений;

— способствовать подготовке воспитанников к самостоятельной жизни;

— приобретение системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности;

— включение подростков в трудовую деятельность при помощи систематического участия в труде;

Отличительной особенностью программы является то, что она ориентирована на подростков социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Программа рассчитана на подростков (13-15 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся на государственном обеспечении и не имеющих возможности непосредственно в семье получать социальный опыт по ежедневному овладению культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, активно участвовать в общественно-полезном труде. Наполняемость группы подростков, проходящих реабилитацию в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, составляет – 10 человек.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Труд – основа моей жизни!»: 3 месяца (24 занятия); которые проводятся 2 раза в неделю, время проведения составляет – 1 час.

Реализация программы трудового воспитания подростков «Труд – основа моей жизни!» осуществляется через отработку культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, а также в активном участии в общественно-полезном труде, посредством включения подростков в различные виды трудовой деятельности.

Программа разделена на 2 этапа:

I) Бытовой, самообслуживающий труд.

Бытовой самообслуживающий труд включает в себя два блока:

1) «Позабочусь о себе сам!» («Позабочусь о себе сама!»)

2) «Мужчина на кухне!» («Женщина на кухне!»)

II. Общественно-полезный труд.

Общественно-полезный труд также включает в себя 2 блока:

1) «Час труда. Труд в быту».

2.) «Трудовая неделя. Труд в природе».

Такой вид работы проводится, как трудотерапия – ежедневно, в каникулярное время.

Реализация двух этапов определяет анализ проделанной работы педагога и воспитанников.

Учитывая то, что подростковый период выражается в потребности общения, стремлению к самостоятельности, необходимости самоутвердиться среди сверстников и взрослых, соответственно, в практические занятия включены следующие формы работы:

— индивидуальные (выполнение посильных трудовых поручений);

— групповые (через практические задания, распределяемые по группам).

— и коллективные (работа в бригадах, экскурсии).

Определить эффективность деятельности, в том числе и воспитательной, можно по её результатам.

Знать: 1. Различные виды трудовой деятельности.

2. Технологию работы по приготовлению пищи.

3. Осознавать связь между благополучием человека и его трудом.

4. Соблюдать правила общения в трудовом коллективе, правила приема гостей.

5. Технику безопасности при использовании электрических приборов.

6. Знать предметы личной гигиены и уметь ими пользоваться.

Уметь: 1. Овладеть культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания:

— овладеть системой навыков по уходу за собой;

— уметь ухаживать за волосами, своим телом, кожей лица,

— наводить порядок в личном гардеробе;

2. Овладение системой элементарных трудовых навыков:

— уметь выполнять ручную стирку и стирку изделий в стиральной машине активаторного типа;

— наводить порядок в доме;

— ухаживать за растениями.

3. Планировать режим дня.

4. Анализировать результаты труда.

Учебно-тематический план.

1)«Позабочусь о себе сам!» («Позабочусь о себе сама!»)

1. Режим дня и личная гигиена подростка.

2. Ароматы тела. Современные средства гигиены.

3. Ежедневный уход за кожей, пораженной угрями. Современные средства ухода за кожей.

4. Порядок в моем гардеробе.

5. Большая стирка. Стирка, чистка, сушка одежды.

6. Волшебный утюг. Глажка рубашек и школьных костюмов.

7. Вылечи вещи! Мелкий ремонт одежды – зашивание дыр, пришивание пуговиц.

8. Помогаю обуви сам! Уход за обувью.

2)«Мужчина на кухне!» («Женщина на кухне!»)

1. Профессия повар. Экскурсия в Центре.

2. Все салаты хороши – выбирай на вкус! Приготовление овощного и фруктового салата.

3. Бутербродный стол. Сервировка стола.

4. Мы гостей встречаем чаем. Сервировка чайного стола.

5. Лакомство для семьи. Приготовление домашнего пирога.

6. Экскурсия в «Танго-Пиццу».

7. Пицца для друзей. Приготовление пиццы.

8. Яблоки на десерт. Запеченные яблоки в духовке.

2.)Общественно-полезный труд

«Час труда. Бытовой труд».

1. Час труда. Наведение порядка в доме.

2. Час труда. Генеральная уборка в доме.

3. Час труда. Дежурство в столовой.

4. Час труда. Уход за комнатными растениями.

2.«Трудовая неделя. Труд в природе».

осеннее время года

1. Трудовая неделя. Благоустройство осеннего участка.

Читайте также:
Программа с логотипом пингвин компьютерная как называется

2. Трудовая неделя. Уход за осенними цветущими растениями.

3. Трудовая неделя. Благоустройство земельной площади в осеннее время года.

зимнее время года

1. Трудовая неделя. Благоустройство зимнего участка.

2. Трудовая неделя. Благоустройство зимнего участка.

3. Трудовая неделя. Оформление участка снежными постройками.

весеннее время года

1. Трудовая неделя. Благоустройство весеннего участка.

2. Трудовая неделя. Благоустройство весеннего участка.

3. Трудовая неделя. Подготовка цветников к посадке растений.

4. Трудовая неделя. Уход за высаженными растениями.

5. Трудовая неделя. Оформление клумб.

летнее время года

1. Трудовая неделя. Благоустройство летнего участка.

2. Трудовая неделя. Посадка растений в цветнике.

3. Трудовая неделя. Уход за цветущими растениями.

4. Трудовая неделя. Оформление клумб.

Публикации по теме:

Организация трудовой деятельности в группе социально-реабилитационного центра

Организация трудовой деятельности в группе социально-реабилитационного центра В работе с воспитанниками социально-реабилитационного центра большую роль играет трудовое воспитание. Решаются следующие задачи : — формирование.

  • Воспитание детей. Материалы для педагогов
  • Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
  • Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки

Источник: www.maam.ru

Проведите сравнительный анализ содержания образовательной области «Труд» в общеобразовательных программах «От рождения до школы», «Детство» (составление таблицы).

— в обеих программах прописаны ожидаемые результаты освоения программы, только если в программе «От рождения до школы» прописаны знания и умения, которыми должны овладеть дошкольники, то в программе «Детство» результаты освоения программы представлены достижениями ребенка и неудачами (что вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей);

— в программе «Детство» даются рекомендации, какие методы воспитания следует применять, прописываются пути достижения результатов, чего нет в другой программе;

Все это позволяет заключить, что каждая из названных программ имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Линии усложнения содержания трудового воспитания дошкольников образовательной программе «От рождения до школы»

Критерии анализа Ознакомление с трудом взрослых Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения) Самостоятельная трудовая деятельность Задачи воспитания детей в труде(самостоятельность, ответственность и др.)
Возрастной этап
Младший возраст В основном задачи ориентированы на формирование интереса и положительного отношения к труду взрослых Самообслуживание, простейшие наблюдения и помощь взрослому. Первая младшая группа. Первичные навыки самообслуживания. Вторая младшая группа. Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд. самостоятельность
Средний возраст Идет первичное ознакомление с профессиями. Дети должны уметь выполнять больше трудовых действий; увеличивается самостоятельность детей при выполнении, повышаются требования к качеству результата труда Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Аккуратность, опрятность
Старший возраст Дети знакомятся с разнообразием профессий, результатами труда. Вводится большое разнообразие вариантов ручного труда, повышаются требования к результатам, увеличивается количество трудовых умений и навыков Старшая группа. Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, ручной труд. Подготовительная к школе группа. Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, ручной труд (с картоном и бумагой, ткань и природным материалом). Трудолюбие, аккуратность, добросовестность

Линии усложнения содержания трудового воспитания дошкольников образовательной программе «Детство»

В обеих программах начиная с младшего возраста, дети знакомятся с трудом взрослых, у них формируются навыки самообслуживания, развивается интерес к труду, в средней группе — знакомятся с различными профессиями и профессиями ближайшего окружения, продолжают формироваться умения и навыки самообслуживания, увеличивается самостоятельность, формируется положительное отношение к труду, аккуратность, в старшей группе дети продолжают знакомство с разнообразными профессиями и результатами труда, увеличивается количество трудовых умений и навыков, повышаются требования к качеству выполнения трудового задания, формируются трудолюбие, добросовестность, аккуратность.

2. Проанализируйте специальное оборудование для хозяйственно – бытового труда, труда в природе, ручного и художественного труда, труда по самообслуживанию, заполняя таблицу:

Вид труда Специальное оборудование в разных возрастных группах Каковы особенности использования
II младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
хозяйственно – бытового труд Фартуки х/б, тряпочки, ведёрки, Фартуки х/б, тряпочки,щетка половая, совок для мусора, ведра Фартуки х/б, тряпочки, щетка половая, совок для мусора, ведра Фартуки х/б, тряпочки, щетка половая, совок для мусора, ведра Уборка групповой комнаты
Деревянная лопатка, грабельки деревянные и металлические, метелочки, совочки Веники для сметания снега, деревянная лопата, грабли деревянные и металлические, метелки, носилки с бортиками, тачка, санки, корзины или ящик для перевозки, совки, ручные цапки-кошки для рыхления Веники для сметания снега, деревянная лопата, грабли деревянные и металлические, метелки, носилки с бортиками, тачка, санки, корзины или ящик для перевозки, совки, ручные цапки-кошки для рыхления Веники для сметания снега, деревянная лопата, грабли деревянные и металлические, метелки, носилки с бортиками, тачка, движок, скребки металлические, санки, корзины или ящик для перевозки, совки, ручные цапки-кошки для рыхления Уборка участка
труд в природе Клеенчатые фартуки, лейки Клеенчатые фартуки, лейки Клеенчатые фартуки, лейки Клеенчатые фартуки, лейки В уголке природы
ручной и художественный труд Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, клей. Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, клей Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, иглы, клей, ножницы Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, иглы, клей, шило, швейные машинки, ножницы, Подклеивание книг, пришивание оторванных пуговиц, доступный ремонт игрушек
самообслуживание Расчески Щетки для чистки одежды Расчески Щетки для чистки одежды, щетки для обуви расчески Щетки для чистки одежды, щетки для обуви, расчески Направлено на удовлетворение личностных потреблений

Выводы:

От возраста к возрасту виды труда постепенно усложняются, следовательно, и оборудование для занятий трудовой деятельностью также усложняется. Например: дети в младшей группе учатся дежурить по столовой – расставлять салфетницы, хлебницы, раскладывать ложки; помогают убирать пособия после занятий; собирать листочки на участке. А в старшей группе дети уже полностью сервируют стол; готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.

Требования к оборудованию:

— все инструменты должны быть настоящими, со всеми рабочими качествами, не допускается использование оборудования и инструментов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей;

— должно находиться в рабочем состоянии, быть исправным;

— должно соответствовать росту и силовым возможностям ребенка;

— инвентарь, используемый в самостоятельной трудовой деятельности детей, необходимо располагать на полках и шкафах, высота которых не превышает уровня груди ребёнка.

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru