Описание:
Аббревиатура ТРИЗ расшифровывается как теория решения изобретательских задач. Она создана в СССР в середине 20 века, автор — Альтшуллер Генрих Саулович.
Классическая ТРИЗ основывается на таких утверждениях:
1) Технические системы развиваются по определенным законам. Эти законы познаваемы и могут быть использованы для решения изобретательских задач.
2) Изобретательские задачи решаются на разных уровнях, которые качественно отличаются по степени изменения исходного объекта и способу решения. На разных уровнях – разное творчество, т.е. разное мышление. Мышление, соответствующее высшим уровням, использует законы развития технических систем и содержит этапы выявления противоречия и разрешает его, стремясь к идеальному решению.
3) Мышление высших уровней описывается в виде последовательности интеллектуальных действий. А раз его можно описать, то ему можно и научить.
Главная задача ТРИЗ – выявление закономерностей развития технических систем и использование их для решения творческих задач. Знание этих правил позволяет быстро решать творческие задачи на 2-4 уровне.
Презентация программы по ТРИЗ-педагогике от ТРИО ТРИЗ
ТРИЗ предназначена для индивидуального использования и позволяет:
• решать творческие задачи любой направленности с минимальным перебором вариантов;
• объективно оценивать найденные решения;
• максимально эффективно использовать ресурсы природы и техносферы для решения;
• прогнозировать развитие технических и прочих систем и получать перспективные направления развития;
• систематизировать знания любых областей деятельности, для эффективного их использования и формирования нового подхода;
• развивать творческие способности.
ТРИЗ состоит из таких частей (по книге Петров В. М. Базовый курс теории решения изобретательских задач, Учебное пособие, Тель-Авив, 2002., ссылка — http://log-in.ru/books/bazovyiy-kurs-teorii-resheniya-izobretatelskikh-zadach-petrov-v-samorazvitie/):
1. Законов развития технических систем (ЗРТС).
2. Информационного фонда.
3. Вепольного анализа (ВА).
4. Алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).
5. Комплекса методов развития творческого воображения (РТВ).
6. Теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Информационный фонд представляет собой знания, сформулированные в удобном для изобретателя виде, и включает в себя:
— систему стандартных решений высокого уровня определенного класса изобретательских задач;
— указатели применения различных эффектов;
— список приемов устранения технических противоречий и таблицу их применения (матрица Альтшуллера);
— подход к поиску и использованию ресурсов природы и техники.
АРИЗ представляет собой отражающую мышление высокого уровня последовательность действий – шагов — по решению задачи.
АРИЗ включает в себя: перечень шагов — собственно программу мышления — и методы управления психологическими факторами, пересекающимися с методами РТВ.
Что такое ТРИЗ? Простое объяснение теории решения изобретательских задач за 3 минуты!
При решении задачи по АРИЗ активно используется информационной фонд (показано стрелкой).
Также в АРИЗ предусмотрены части, рекомендующие порядок оценки полученного решения и его развития.
ВА – это специальный язык записи происходящих в системе процессов, с помощью которого любую ТС можно изобразить в виде обобщенной структурной модели. Набор правил, полученных изучением патентного фонда, позволяет преобразовывать эту модель для получения структуры решения без формулировки и разрешения противоречия.
На основе вепольного представления систем и изучения патентного фонда построена система стандартов на решение изобретательских задач, используемая самостоятельно и в составе АРИЗ.
Методы РТВ представляют собой набор упражнений — мысленных экспериментов. Их проведение над объектом, содержащим нежелательный эффект, уменьшает психологическую инерцию.
ТРТЛ дает подход к пониманию творчества и определяет качества личности, творческой в указанном понимании. Также ТРТЛ знакомит со стратегией, обеспечивающей победу творца в шахматной партии с внешними обстоятельствами — с жизненной стратегией творческой личности.
Использование элементов ТРИЗ для решения творческих задач:
Для разных видов творческой работы используются разные части ТРИЗ:
1. Для прогнозирования развития – ЗРТС, ВА, система стандартов (СС);
2. Для поиска задачи – ЗРТС, СС, ВА, вещественно-полевые ресурсы (ВПР), различного рода эффекты (Э), типовые приемы разрешения технических противоречий (ТП), методы РТВ;
3. Для выбора задачи – АРИЗ, ЗРТС, ВА;
4. Для решения задачи – АРИЗ, СС, ЗРТС, ВА, ВПР, Э, ТП, РТВ;
5. Для оценки решения – ЗРТС, СС, АРИЗ, ВА;
6. Для развития творческого воображения – методы РТВ, ЗРТС, ВПР, ТП;
7. Для реализации творческих планов личности – ТРТЛ.
Инструкции:
1. Выбор составных частей ТРИЗ
а) определить стадию решения своей задачи;
б) выбрать рекомендованные элементы ТРИЗ и использовать в указанном порядке;
в) за элементом ТРИЗ обратиться в соответствующий раздел.
2. Использование составных частей ТРИЗ при решении творческих задач:
а) сформулировать свою задачу;
б) искать задачу-аналог; если есть – в), если нет – ж);
в) применить для решения такой же прием, как в задаче-аналоге;
г) использовать для решения те же ресурсы, что и в задаче-аналоге;
д) использовать для решения те же эффекты, что и в задаче-аналоге;
е) применить для решения то же стандартное преобразование, что и в задаче-аналоге.
ж) выявить конфликт в задаче; если конфликт известен, построить его вепольную структуру и – з), если нет – к);
з) использовать для решения рекомендации стандартов;
к) использовать АРИЗ для выявления конфликта и решения задачи.
Источник: alterozoom.com
Рабочая программа кружка ТРИЗ «Играем и познаем»
Публикация «Рабочая программа кружка ТРИЗ „Играем и познаем“» размещена в разделах
- Детские игры
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность. Однако многие педагоги сталкиваются с тем, что традиционные педагогические методики перестают быть эффективными.
Современный мир стремительно меняется, и требует новых подходов к воспитанию нового поколения детей. Поэтому все чаще в системе дошкольного образования используются инновационные технологии.
Одной из таких технологий и является ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач, разработанная Г. С. Альтшулером и адаптированная к работе в дошкольных образовательных учреждениях.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Цель кружка «Играем и познаем»:
Формирование способности у дошкольников анализировать окружающий мир и устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
— Формировать навыки творческой исследовательской работы;
— Знакомить детей с разными сторонами действительности:
явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений
культуры, миром собственных переживаний;
— Закреплять становление целенаправленной деятельности;
— Учить формулированию противоречий с небольшой помощью
воспитателя, приемам их разрешений;
— Развивать познавательных способностей и творческого воображения детей через ознакомление с моделями ТРИЗ;
— Развивать умение принимать оптимальное решение жизненной и
учебной задачи при преодолении препятствий, стоящих на пути к
— Развивать управляемое творческое воображение;
В основу программы кружка входят занятия, рекомендованные С. И. Гин в книге «Занятия ТРИЗ в детском саду»
Целевые ориентиры программы:
В результате обучения у детей
— возникнет положительное эмоциональное отношение к занятиям,
— возрастут познавательная активность и интерес;
— детские ответы станут нестандартными, раскрепощенными;
— расширится кругозор, появится стремление к новизне, к фантазированию;
— речь станет более образной и логичной;
— знания по ТРИЗ будут использованы на других занятиях и в повседневном общении.
Занятия кружка «Играем и познаем» проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня каждый четверг месяца с октября по май.
Время работы кружка: 15.30-15.55
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
04.10. Ознакомительное занятие
01. 10 Противоречия в погоде
цель: активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы.
Оборудование: «черный ящик», полотенце.
— Знакомство с игрушкой
— Диалог с Игрушкой о погоде.
— Подвижная игра «Солнышко и дождь»
— Обсуждение с детьми противоречий в погоде.
18.10. Противоречия в предметах
Цель: систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов.
Оборудование: мешочек, игрушки небольшого размера, две коробки, мячик, дудочка (свисток).
— Классификация игрушек по различным признакам.
— Подвижная игра «Разбежались!».
— Обсуждение противоречий в предметах.
25.10. Противоречия в предметах (продолжение)
Цели: систематизировать знания детей о профессиях; научить выделять противоположные признаки объектов; развивать внимание, эмпатию.
Оборудование: мяч, конфета, нож, будильник.
— Беседа о профессиях.
— Дидактическая игра «Магазин».
01.11. Противоречия в ситуациях
Цели: обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни.
Оборудование: бинт, шарф.
— Противоречия в болезни.
08.11. Противоречия в размерах
Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных.
— Анализ проблемной ситуации.
— Игра «Большие — маленькие».
— Упражнение «Расставь по порядку».
15.11. Противоречия в количестве
Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности количества.
— Анализ проблемной ситуации.
— Игра «Много — мало».
— Противоречия в количестве.
23.11. Выбираем транспорт
цель: Обобщить и систематизировать представление детей о способах и
особенностях передвижения человека в разных средах (виды транспорта).
Продолжать знакомить детей с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей. Уточнить и расширить
представления детей о правилах поведения в общественных местах.
— беседа о транспорте.
— игра «Едем, летим, плывем»
— творческое задание: Придумай необычный транспорт», Машина 21 века.
30.11. Противоположные признаки
Цели: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование антонимов в речи; активизировать мышление детей; обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма».
— Противоречия в зиме.
— Игра на внимание.
06.12. Подсистемы человека
Цели: систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать; развивать воображение.
Оборудование: бумажные части тела робота.
— Игра «Руки, ноги, голова».
— Обсуждение «Что — для чего?».
13.12. Подсистемы предметов: объект «чайник»
Цели: систематизировать знания о посуде; обучить функциональному подходу восприятия подсистем; развивать диалектическое мышление; развивать умение прогнозировать.
Оборудование: настоящий и игрушечный чайники.
— Обсуждение «Какой чайник лучше?».
— Игра-эстафета «Наполни чайник».
20.12. Подсистемы предметов: объект «машина»
Цели: систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знание правил дорожного движения.
Оборудование: машина-грузовик, игрушечный или бумажный светофор, игрушки или рисунки различных машин.
— Обсуждение «Какие бывают машины по назначению».
17.01 Обобщающее занятие по подсистемам
Цели: систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение.
Оборудование: разборные игрушки
— Игра «Кто больше?».
24.01 Метод «маленьких человечков»
Цели: познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины.
— Обсуждение «Что не делится на части?».
— Игра «Назови твердое».
— Инсценировка «маленьких человечков».
31.01 «Твердые и жидкие человечки»
Цели: активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.
Оборудование: бумажная коробочка, стакан с водой, кубики.
— Решение проблемной ситуации.
— Сравнение твердых и жидких веществ.
07.02. «Газообразные человечки»
Цели: активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться.
Оборудование: карточки с «маленькими человечками».
— Анализ проблемной ситуации.
— Беседа о «газообразных человечках».
— Игра «Маленькие человечки».
— Работа с карточками «маленьких человечков» (МЧ).
14.02. «Цветные человечки»
Цели: активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; формировать экологическое мышление.
Оборудование: краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок
— Анализ проблемной ситуации.
— Упражнение «Волшебная дорожка».
— Игра «Разноцветный светофор».
— Упражнение «Волшебная дорожка» (продолжение).
21.02. Обобщающее занятие по ММЧ
Цели: развивать познавательную активность; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать физические процессы.
Оборудование: «черный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной, карточки МЧ.
— Упражнение «Черный ящик».
— Беседа о мыльных пузырях.
— Беседа о свойствах вещества.
28.02. Функции подсистем
Цели: систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи; формировать диалектическое мышление.
— Анализ функций внешних подсистем дома.
— Игра «Строим дом».
— Анализ функций внутренних подсистем дома.
14.03 «Системный лифт»
Цели: развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте.
— Упражнение «Назови общее».
— Игра «Лифтовой зверь».
— Введение понятия «системный лифт».
21.03 Надсистемы и подсистемы объекта
Цели: активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.
Оборудование: «системный лифт», игрушки, наборы кар-точек.
— Работа с «системным лифтом».
— Игра «Вперед — назад».
— Работа с «системным лифтом».
28.03. Обобщающее занятие по над — и подсистемам
Цели: закрепить представления о над — и подсистемах объектов; закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт».
Оборудование: «системный лифт», наборы карточек.
— Упражнение «Назови этаж».
— Игра «Первый, второй, третий».
— Работа в группах.
23.04.04. Прошлое
Цели: обобщить представления детей о прошлом различных объектов; развивать умение инсценировать.
— Беседа «Что было раньше?».
— Игра с мячом «Чем было раньше?.».
11.04. Будущее человека
Цели: систематизировать представления о единицах измерения времени; формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.
— Упражнение «Что потом?».
— Игра «Большие — маленькие».
— Беседа «Будущее человека».
18.04. Будущее предметов
Цели: развивать умение прогнозировать; формировать навык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать.
— Упражнение «Что потом?».
— Игра «Съедобное — несъедобное».
25.04. «Системный оператор»
Цели: познакомить с моделью анализа объектов; развивать внимание.
Оборудование: «пятиэкранка» (наборное полотно, мороженое, книга.
— Знакомство с системным оператором.
— Игра «Вверх — вниз — вперед — назад».
— Путешествие по «пятиэкранке».
17.05. Обобщающее занятие по «системному оператору»
Цели: закрепить умение системного анализа объекта; закрепить умение пользоваться моделью «пятиэкранка»; формировать диалектическое мышление.
Оборудование: «пятиэкранка», мешок, различные предметы.
— Игра «Хорошо — плохо».
— Работа с «системным оператором».
24.05. Анализ сказки по «системному оператору»
Цели: формировать умение системного анализа сказки; развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать; обучать использованию приема «наоборот»; развивать воображение, эмпатию.
Оборудование: сказка «Колобок», рисунок или игрушка Колобок, «пятиэкранка».
— Упражнение «Какую сказку загадали?».
— Анализ сказки по «системному оператору».
— Подвижная игра «Лиса и Колобок».
31.05. Использование ресурсов для сочинения сказки
Цели: обучать приемам сочинения загадок; развивать умение сравнивать и обобщать; развивать навыки фантазирования; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций.
Оборудование: рисунки Колобка и Ежика.
— Игра «Колючий — не колючий».
В конце учебного года совместно с воспитателями группы проводится диагностика познавательного развития и интегративных качеств воспитанников.
1. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений. — 4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008. — 112 с.
2. Интернет ресурсы
Публикации по теме:
«Путешествуем, играем, познаем и развиваем!» Работая над темой «Наблюдая – познаем», осуществляя развитие и совершенствуя навыки детей, я постепенно увлеклась гуманитарно-экологическими.
Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.
Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.
Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Пояснительная записка Рисование.
Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.
Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.
Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.
Источник: www.maam.ru
Федеральный каталог
частных детских садов России
Детские Сады
Черные списки
Работа и образование
Для бизнеса и Недвижимость
Услуги
Разное
- Войти / Регистрация
- Подать объявление
Федеральный каталог
частных детских садов России
- Категории
- Услуги
- Строй материалы
- Оборудование
- Электроника и бытовая техника
- Оргтехника
- Мобильные телефоны
- Одежда, обувь, аксессуары
- Недвижимость
- Работа и образование
- Автотранспорт
- Животные и растения
- Бизнес
- Мебель, интерьер, обиход
- Другое
- Товары
- Музыка, искусство, коллекции
- Знакомства
- Статьи
- Друзья сайта
- Войти
- Регистрация
- Напомнить пароль
- В блокноте: 0
- Правила сайта
- Помощь
Программа «Умка» — ТРИЗ
Программа «Умка» — ТРИЗ
Программа ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) «Умка»
Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы.
Программа ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.
Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Авторы исходят из того, что умение разрешать противоречия — ключ к развитию творческого мышления.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу давать готовый ответ. Необходимо побудить ребенка к рассуждению и с помощью наводящих вопросов подвести его к самостоятельному ответу. Если же ребенок не задает вопроса, то педагог должен открыть перед ним суть противоречия и поставить его в проблемную ситуацию.
Основная задача педагога — учить детей искать и находить свое решение, придумывать что-то новое. Эту задачу в программе «Умка» решают с помощью следующих методических приемов.
— Рассматривание или изменение какого-либо объекта.
— Рассматривание картин и придумывание рассказов.
— Решение сказочных задач и придумывание новых сказок
— Прием эмпатии. Дети представляют себя каким-либо предметом и решают с его позиции различные проблемы. Например: «Что, если ты превратишься в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого и чего боишься?
С кем хочешь подружиться? О чем шепчутся твои листочки. »
Программа ТРИЗ обучает не только ребенка, но и воспитателя. В рамках этой программы недопустимо брать готовые формулы и переносить их в живую атмосферу занятий с детьми. Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию, авторы считают «мозговой штурм». Этот метод рекомендуется как педагогам, так и детям.
Естественно, методика его применения имеет специфические особенности. С детьми «мозговой штурм» можно проводить незапланированно , стихийно, при решении какой-либо познавательной задачи во время игры-занятия. По ходу обсуждения проблемы дети сами корректируют высказанные идеи и анализируют их.
Таким образом, главная цель педагога, работающего по программе ТРИЗ, — формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях действительности . В настоящее время приемы и методы ТРИЗ («Умка») с успехом применяются в детских садах для развития у старших дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Программа «Основы безопасности жизнедеятельност и»
Программа предполагает решение важнейшей социально-педаго гической задачи — воспитать у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Программа разработана кандидатами психологических наук Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой и Р. Б. Стеркиной на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования.
§ «Ребенок и другие люди»;
§ «Ребенок и природа»;
§ «Эмоциональное благополучие ребенка»;
§ «Ребенок на улицах города».
В разделе «Ребенок и другие люди» рассматриваются типичные ситуации контактов с незнакомыми людьми, которые могут быть опасны для ребенка. Например, ситуации, когда взрослый уговаривает ребенка поехать или пойти с ним куда-то, угощает сладостями или проявляет насильственные действия. Поэтому ребенка учат доступным приемам защитного поведения (громкий крик, призывы о помощи, привлечение внимания окружающих). Опасность может подстерегать ребенка не только на улице, но и дома. Ребенок об этом должен быть предупрежден (не открывать дверь чужим, не входить в подъезд одному без родителей).
Естественно, при обсуждении с детьми данных тем педагогам следует проявлять тактичность и осторожность, чтобы не спровоцировать невротических реакций и не внушить детям чрезмерный страх.
Содержание раздела «Ребенок и природа» дает детям представление о взаимосвязи всех природных явлений. Детей знакомят с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняют, как это сказывается на растениях и животных и на здоровье человека. В связи с этим объясняется необходимость соблюдать гигиенические требования взрослых (мыть руки перед едой, мыть фрукты и овощи, пить кипяченую воду и пр.).
1. Предметы, связанные с огнем и электричеством. Ими могут пользоваться только взрослые (спички, газовая плита, печка, электроприборы и пр.). Здесь уместны прямые запреты и объяснения, что может случиться при их нарушении.
2. Предметы, требующие специальных навыков пользования ими (нож, ножницы, вилка, иголка).
3. Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступном для ребенка месте (бытовая химия, пищевые кислоты, спиртные напитки и т. д.). Правила хранения этих веществ обсуждаются педагогом с родителями.
Содержание раздела «Здоровье ребенка» направлено на формирование у ребенка понимания ценности своего здоровья как одной из главных в жизни человека. В этот же раздел входят занятия физкультурой.
Работа по разделу «Ребенок на улицах города» — это прежде всего знакомство детей с правилами поведения на улицах: им объясняют необходимость соблюдения правил уличного движения, знакомят с основными дорожными знаками, сигналами светофора, движениями регулировщика и т. д.
Специальным предметом обсуждения являются правила поведения в транспорте. В играх и на занятиях эти правила закрепляются.
Программа «Юный эколог» (С. Н. Николаева)
Программа «Красота, радость, творчество» (Т. С. Комарова и др.)
Является целостной интегрированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальном у развитию детей в дошкольном детстве. Строится на авторской концепции эстетического воспитания и развития художественно-тв орческих способностей детей, в основу, которой положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств (музыкального, изобразительного , театрального, литературы и архитектуры), сенсорного развития ребенка. Имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей с двух до шести лет. Включает все разделы работы по эстетическому воспитанию в детском саду. Наряду с традиционными, в программе широко используются и нетрадиционные для эстетического воспитания образовательные средства — досуги и развлечения.
Программа «Я — Ты — Мы»
Программа разработана кандидатами психологических наук О. Л. Князевой и Р. Б. Стеркиной. Ее основная задача — восполнить существенный пробел в отечественном дошкольном образовании, связанный с социально-эмоцио нальным развитием ребенка. Программа предлагает комплекс образовательных задач по воспитанию нравственных норм поведения (умение строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительное отношение к ним и т. д.). Основная общая цель программы — развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста. Для реализации этих задач программа рекомендует несколько направлений в работе, каждое из которых имеет свою систему игр и занятий с детьми.
Раздел программы «Чувства, желания, взгляды» ориентирован на воспитание способности адекватно выражать свои переживания и понимать внутренние переживания других. Следующий раздел программы направлен на формирование коммуникативных навыков в общении с другими людьми. Много внимания авторы уделяют профилактике детских конфликтов.
В программе предлагаются вариативные планы-сценарии для каждого периода дошкольного возраста. Специфика данной программы состоит в том, что она требует особого внимания педагогов к работе с родителями. В программе предлагаются различные темы бесед для родителей и детей и для воспитателя.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Данная программа (авторы О. Л. Князева и М. Д. Маханева) предлагает новые ориентиры в нравственно-патр иотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре. Основная цель программы — способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры. Авторы рекомендуют следующее.
1. Окружающие предметы, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность , должны иметь национальную специфику. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что эти вещи — часть его великого народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки и т. д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, его нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, педагог приобщает их к общечеловеческим и национальным ценностям.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции. 4. Очень важно знакомить детей с народным прикладным искусством и декоративной росписью. Русское декоративно-прик ладное искусство (игрушки, росписи, костюмы и пр.) обладает ярким национальным колоритом и безусловной художественной ценностью.
Таким образом, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски и сказки до музыки и театра. Для реализации этой цели предлагается использовать соответствующие дошкольному возрасту игровые методические приемы. Важным условием и участником педагогического процесса авторы программы считают специальное помещение — избу, в которой размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти, печь, кувшины и т. д.
Программа рассчитана на работу с детьми трех – семи лет. Она включает перспективное и календарное планирование. Для каждой возрастной группы (младшей, средней, старшей и подготовительной ) предусмотрены конкретные темы занятий для каждого календарного месяца. Занятия проводятся примерно раз в неделю. Содержание занятий знакомит детей со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта и т. д.
Источник: det-sad.club