ТРИЗ в дошкольном образовании
От автора: Как грибы, растут дошкольные центры, предлагающие занятия по ТРИЗу.
Что же на самом деле преподают нашим детям? Я веду математический кружок для дошкольников (MathLife.ru) и часто слышу
1) вопросы о ТРИЗе от родителей, которые хотели бы наиболее эффективно развивать детей или 2) рассказы о кружках ТРИЗ, которые посещают дети кроме моего, математического. Написать статью меня сподвигла вакансия, опубликованная на hh, слова в которой максимально точно описывается МИФ, связывающий ТРИЗ с дошкольниками.
«Центр развития для детей от 1 года до 12 лет.
Наша цель — сформировать у ребенка креативное мышление. В основе преподавания любого предмета — ТРИЗ.»
Мифы о Теории Решения Изобретательских Задач 1. ТРИЗ предназначен для развития креативного мышления у детей любого возраста. 2. ТРИЗ можно применять в преподавании ЛЮБОГО предмета. Будь то музыка или рисование, или математика — всё это можно преподавать через ТРИЗ. 3. ТРИЗ можно заниматься с дошкольниками. А теперь давайте разберёмся Что такое ТРИЗ и для кого предназначен? Генрих Саулович Альтшуллер, автор ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), свои разработки адресовал
Что такое ТРИЗ? Простое объяснение теории решения изобретательских задач за 3 минуты!
— взрослым
— детям возраста после 6-го класса (после 12 лет), у которых а) мозг дозревал до абстрактного мышления и б) в школьном курсе начиналась физика. Почему взрослым и детям после 12-ти лет? Потому что ТРИЗ решает электро-механические задачи (для заводов).
Разработок для дошкольников и для детских садов у Генриха Сауловича Альтшуллера не было.
Называть авторские (?) методики развития (?) дошкольников ТРИЗ — это не только этическая, но и юридическая ошибка. Что собираются развивать у детей дошкольные «кружки ТРИЗ»? Как правило — «сильное мышление» или «креативное мышление» или любое другое мышление.
В то время как Г.С.Альтшуллер говорил НЕ о развитии мышления, а о развитии ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Г.С.Альтшуллер выделил шесть качеств творческой личности.
Подробно об этих качествах следует читать на крупнейшем портале Европы, посвященному творчеству: http://vikent.ru/enc/132/ Давайте рассмотрим: насколько эти качества (как их определил создатель ТРИЗ) подходят к дошкольной педагогике (к детям 3-7 лет). 1-2-3-6. Достойная цель — «новая (ещё не достигнутая), значительная, общественно полезная»
+ «комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов»
+ «высокая работоспособность в достижении цели»
+ результат. В силу того, что лобные доли головного мозга созревают только в 12 лет, дошкольники ориентированы на процесс, а не на результат. Обычный ребёнок 5-ти лет ни за что не станет работоспособно изо дня в день заниматься полезным трудоемким делом, результат которого запланирован лет через 30.
Что такое ТРИЗ? Как развивать ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ с помощью ТРИЗ?
Дошкольник будет заниматься только тем, что ему интересно и результат чего он увидит в ближайшем (обозримом) будущем. Дошкольники живут здесь и сейчас, в развивающих занятиях их интересует процесс, а вовсе не будущая Нобелевская премия. Да что дошкольники! Даже для школьников младших классов (до достижения 12 лет) работа ради результата не является мотивацией.
Попробуйте замотивировать троечника-второклассника в начале учебного года: «Если в годовом аттестате будут одни пятерки, я куплю тебе велосипед/игровой компьютер/то, что важно для ребёнка». И ждите, что он теперь весь год будет учиться на отлично.
Второклассник, разумеется, согласится и тут же забудет о договоре до конца учебного года. Потому что вот ребёнок — он здесь, а где конец учебного года? Это то, что наступит после осени, зимы, нового года, зимы, весны? Займусь-ка я лучше действительно важными для меня сейчас делами, — подумает второклассник и будет по-своему прав.
Дошкольники и результативность в достижении новой и полезной миру Цели рядом не существуют. 4. Сотни (!) решенных изобретальских электро-механических задач. Обычный ребёнок 5-ти лет может на занятии прожить озарение — он понял, как решить первый уровень головоломки Ханоские башни из трёх дисков, облик его прояснился, а на лице выступил восторг.
Но понимание того, как переставить с места на место 5 дисков, может занять у него не один месяц. О хорошей технике решения изобретальских задач в дошкольном возрасте говорить не приходится. 5. Способность отстаивать свои разработки. Обычный ребёнок 5-ти лет желает внимания к себе со стороны преподавателя, желает добросердечной атмосферы кружка и всегда выигрывать.
В ситуациях, когда ребёнок ставится в состояние отстаивания (своего желания, своего выигрыша и т.д.), его оппоненты, дети такого же возраста, не разбирают средств для нанесения ударов. Они точно тыкают своими пальцами в семейные/физические/психологические проблемы этого ребёнка. Что-то из сказанного да долетит в цель, и маленький человечек вместо того, чтобы стойко и спокойно доказывать свою правоту, впадает в истерику и горько рыдает. Можно ли научить ребёнка дошкольного возраста спокойно, уравновешенно, разумно «держать удар»? И нужно ли учить дошкольников именно этому?
Так что же развивают у ребёнка «дошкольные ТРИЗ-кружки»?
- Творческие способности, НЕ ведущие к воспитанию качеств творческой личности, которые определил создатель ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер?
- Мышление, которое Г.С.Альтшуллер НЕ призывал развивать (и развитием которого успешно занимается математика)?
- Умение «нестандартно мыслить»? Но Г.С.Альтшуллер НЕ учил «нестандартно мыслить». Он учил РЕШАТЬ ЗАДАЧИ и получать РЕЗУЛЬТАТ.
Безусловно, развитие детей, особенно если это им нравится — замечательно. Это всяко гораздо лучше, чем вместо «дошкольного ТРИЗ-кружка» мусорить на улицах.
Однако родителям хорошо было бы знать, что Г.С.Альтшуллер предъявлял к преподавателям ТРИЗ очень жесткие требования:
- результативность в решении небанальных задач;
- сотни собственных, т.е не списанных из книг Г.С.Альтшуллера (электро-механических) задач.
Вопрос: существует ли такой педагог дошкольного образования, который соответствует критериям, предъявляемым к преподавателю ТРИЗ?
В связи с участившимися онлайн тренингами по дошкольному ТРИЗ и их агрессивной рекламе, я спрашивала одного ведущего онлайн программы по ТРИЗ для дошкольников: «Приведите пример небанальной задачи, которую Вы решили? У Вас есть собственные примеры задач для дошкольников, нигде ранее не печатавшихся?»
Ответ был устный, потому цитата не точная: — Ну что Вы, какие небанальные задачи. Я же работаю с дошкольниками. По книгам.
Меня часто спрашивают: «Почему Вы не преподаёте ТРИЗ? В интернете столько методик — возьмите какую-нибудь и пользуйтесь».
Ещё один пикантный момент:
Для законного преподавания ТРИЗ необходимо приобрести права у наследников (семьи Г.С.Альтшуллера).
Я призываю задуматься авторов «дошкольных программ по ТРИЗ» не только о этической и юридической ошибке использования громкой, раскрученной, хорошо продающейся аббревиатуры ТРИЗ, но и о том, что дети ждут от педагога честности и профессионализма.
Оставляю открытый вопрос:
Может быть, честнее предлагать методику под своим именем и лично отвечать за эту методику перед маленькими, искренне верящими педагогу детьми и их родителями, нежели чем ссылаться на электро-механический ТРИЗ, не адаптированный Г.С.Альтшуллером к дошкольному возрасту?
Благодарю Игоря Леонардовича Викентьева и крупнейший в Европе портал Vikent.ru, посвящённый изучению гениев, гениальности и профессионального креатива, а также методикам творчества, увеличивающим вероятность решения небанальных задач за помощь.
Источник: www.b17.ru
Как использовать игры ТРИЗ для развития дошкольников?
Вырастить ребенка, умеющего мыслить логично и гибко, находить неординарные решения, анализировать проблему всесторонне, подготовленного к трудностям, хотели бы все родители. Ведь это значит, что маленький человек будет приспособлен жить в меняющихся условиях. Помочь в этом может система ТРИЗ, адаптированная для дошкольников. Что это за методика, в чем ее суть?
Что такое ТРИЗ?
Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, была разработана в конце прошлого века Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Но он был не педагогом, а изобретателем и разрабатывал методику для эффективного решения технических проблем. Многие годы эта технология успешно применялась для работы со школьниками на станциях юных техников. Она позволяла развивать у юных изобретателей творческие качества мышления: гибкость, системность, диапазон, оригинальность, творческое воображение, смекалку. Все это давало им возможность изобретать осознанно, целенаправленно, логически, используя весь предшествующий опыт, собранный в виде единого алгоритма.
На базе технологии ТРИЗ были разработаны и с успехом используются в детских садах педагогические методики для развития у дошкольников мышления: творческого, диалектного, абстрактного.
Основная идея этого метода в том, что законы развития технических систем можно познавать и использовать для решения изобретательских задач сознательно и логически, избегая множества проб и ошибок.
Цель работы по этой системе – стимулировать познавательную, творческую и речевую активность, научить маленького человека мыслить системно, понимая суть происходящих процессов, их единство и противоречия, самостоятельно видеть вопрос и уметь находить решение.
Основные принципы методики ТРИЗ
Внедрение системы ТРИЗ в дошкольные учреждения основано на соблюдении нескольких важных принципов:
- Принцип свободы выбора. Он должен соблюдаться в любом действии – обучающем или управляющем.
- Принцип деятельности. Любое творческое задание должно основываться на практической деятельности.
- Принцип открытости. Ребенку нужно предлагать задачи, не имеющие единственно верного решения, подразумевающие вариативность.
- Принцип идеальности. Творческие задания по этой методике не требуют специального сложного оборудования, могут быть использованы на любых занятиях, максимально задействуя интересы, возможности и знания дошкольников.
- Принцип обратной связи. У педагога есть возможность постоянного контроля за освоением малышами мыслительных операций, поскольку задания выстраиваются последовательно, в новых используются элементы предшествующих.
Основополагающим же является принцип природосообразности в обучении. То есть необходимо отталкиваться от природы ребенка: его возраста, способностей, закономерности его развития в окружающей реальности. Здесь не обойтись без индивидуального подхода к ребенку. А отказ от уравнивания всех малышей «под одну гребенку» как раз и позволяет каждому дошкольнику максимально раскрыть свои склонности и развить нужные способности.
Разные способы работы
Арсенал технологии ТРИЗ содержит множество разнообразных методов, которые педагоги с успехом используют в работе с дошкольниками.
- Метод мозгового штурма. Участники обсуждения проблемы должны высказать максимальное число вариантов ее решения, вплоть до самых фантастичных и парадоксальных. Из этих вариантов затем и выбирают оптимальный. Конечно, решаемые задачи должны соответствовать возрасту дошкольников (например, как можно потушить пожар в доме, если нет воды). При мозговом штурме развиваются способности слышать друг друга в конструктивном споре, не бояться критики, отстаивать свою точку зрения, лояльно относиться к другим мнениям, анализировать, понимать, что не бывает безвыходных ситуаций.
- Метод каталога. Хорош для развития речи ребенка, учит его основам творческого рассказывания. Суть метода в том, что дошкольники ищут ответ на вопрос педагога, произвольно указывая на любое место книжной страницы. Полученные слова, не связанные между собой, нужно соединить в последовательную историю. Главное здесь для педагога – грамотно подобрать вопросы и задавать их в правильной последовательности.
- Метод фокальных объектов. Развивает фантазию, речь, воображение ребенка, умение управлять мышлением. Суть метода в том, чтобы «примерять» свойства одних объектов на другие (внешне они должны быть не связаны между собой). Дети учатся устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между случайными объектами. Дошкольникам предлагают несколько разнородных объектов, они должны назвать их основные свойства, а затем нужно придумать, как перенести их на задуманный объект.
Кроме того, существуют методы системного и морфологического анализа, типового фантазирования, мышления по аналогии, метод Робинзона и множество других. Каждый из них решает свои задачи. Но общий девиз методов работы в ТРИЗ – любознательность и творчество во всех проявлениях.
Использование ТРИЗ в дошкольной педагогике
Сегодня методика ТРИЗ довольно популярна в детских садах. На просторах интернета можно найти множество педагогических презентаций на тему использования ТРИЗ в работе с дошкольниками. ТРИЗ-педагогика как направление была сформирована в 80-х годах прошлого века. Основатель теории Г.С. Альтшуллер рекомендовал начинать такие занятия с детьми примерно 5-летнего возраста (однако сегодня есть успешные примеры работы даже с детками 2–3 лет).
В отличие от других методик, ТРИЗ подготавливает ребенка к решению самых сложных жизненных задач, используя мировой опыт в области изобретательства, переработанный для детского восприятия.
В ТРИЗ-педагогике существуют курсы для разных возрастов (от малышей до студентов). Дошкольникам, к примеру, предлагаются задания по изобретению новых игрушек, подвижных игр, загадок и т. д.
Основное средство в работе с дошкольниками – педагогический поиск. При этом педагог не дает малышам готовые решения и знания, а учит их находить эти решения самостоятельно. Ему необходимо самому иметь те качества, которые он старается прививать детям, показывать им пример, быть универсальной творческой личностью.
Программа обучения дошкольников состоит из нескольких последовательных этапов:
- Поиск сути. Малыши учатся использовать предметы многофункционально.
- Выявление противоречий в предмете или явлении (в нем всегда что-то хорошо, а что-то плохо).
- Разрешение противоречий (к примеру, как перенести воду решетом?).
- Изобретательство. Дети учатся искать и находить собственный вариант решения проблемы. Они фантазируют, соображают, придумывают новые объекты.
- Решение сказочных задач, сочинение новых сказок. Здесь возможны самые разные виды творческой деятельности: игры, рисование, конструирование, лепка.
- Поиск выхода. С помощью полученных знаний, интуиции, применяя оригинальные способы решения, дошкольник учится искать и находить выход из сложной ситуации, он старается рассчитывать свои силы и способности для решения поставленной задачи.
Что дает методика дошкольнику?
Прежде всего, она стимулирует разностороннее мышление, подстегивает познавательную активность, способствует успешной социализации в детском коллективе, развитию речевых навыков.
Кроме этого, ТРИЗ для дошкольников полезен тем, что:
- снимает страх перед неизвестным;
- снимает психологические барьеры;
- учит мыслить широко, системно, нестандартно;
- развивает нравственно (учит радоваться чужим успехам, помогать другим в затруднительной ситуации, ценить чужое мнение);
- учит находить свои решения, а не повторять за педагогом;
- создает для каждого малыша ситуацию успеха;
- позволяет ребенку вырасти «генератором идей», стать успешным в жизни.
Все эти глобальные навыки развиваются благодаря тому, что ребенок во время таких занятий учится:
- вычленять закономерности;
- видеть скрытые пути решения, рассматривая все характеристики объектов или явлений;
- находить причинно-следственные связи;
- мыслить логически даже при отсутствии конкретных тематических знаний;
- оперировать аналогиями и противоречиями;
- классифицировать;
- выдвигать и опытным путем доказывать гипотезы;
- находить главное во множестве;
- задавать правильные вопросы для поиска сути.
Играем по системе ТРИЗ дома
На самом деле занятий, стимулирующих любознательность ребенка и его желание творить, можно придумать множество. Пусть это не будет выстроенная система, как в детском саду, но регулярные игры будут интересны ребенку, а значит, помогут развивать его в нужном направлении. Играть можно в настольные или ролевые игры, рисовать, рассматривать карточки развивающих пособий, читать, гулять. Главное, чтобы при этом постоянно возникали нестандартные ситуации, требующие осмысления и разрешения, а взрослый задавал правильные вопросы.
Например, рассматривая картинки с геометрическими фигурами, можно спросить ребенка: а чего на свете больше: четырехугольников или квадратов? Играя в семью, задать вопрос: а кого в мире больше: женщин или мам?
Тризовские задачки можно ставить перед малышом на прогулке: почему сейчас идет снег? Почему тают сосульки? Для чего дереву почки? Какого цвета лужа? Для чего дому крыша, дверь?
В поисках ответа ребенок начинает размышлять, рассуждать. А это и было целью.
Заставить ребенка мыслить и фантазировать помогают ассоциативные игры. Например, малышу предлагают перевоплотиться в какое-то животное. При этом он должен изображать его манеру движения, повадки, голос, характерные действия (как ведет себя хищник или травоядное, сухопутное или морское животное).
Предложите чаду и общаться с вами, не выходя из образа (я – заяц, мышь, волк, сокол и т. д.), выражать свои желания и чувства только теми способами, которые доступны заданному животному (мурлыкать, фыркать, кудахтать, тереться, шипеть). Поиграйте вдвоем – выберите каждый для себя по образу и пообщайтесь в них. Животные могут быть как одинаковыми (мама кошка и котенок) так и разными (собака и лиса).
На прогулке или дома с ребенком сравнивают одни предметы с другими. Сначала мама покажет пример, но вскоре малыш с удовольствием подключится (одуванчик желтенький, как солнышко; твои ручки после прогулки грязные, как тарелки после еды; кот серый, как небо осенью).
Можно просто играть в ассоциации: мама называет слово, ребенок выдает ассоциацию (кот – мышь, арбуз – сладкий, лето – гулять). Со временем задачу можно усложнить: ассоциация придумывается цепочкой: мама подбирает слово к ответу ребенка, затем он продолжает цепочку (солнце – круглое – колесо – ехать – машина…). Такие игры очень нравятся детям в дошкольном возрасте, поскольку иногда ответы получаются довольно забавными. А это уже положительные эмоции, что тоже – огромный стимул.
В старшем дошкольном возрасте дети уже смогут строить логические словесные цепочки. Например, ребенку дают 2 слова (кот и мышь). Он выстраивает последовательность: кот – поле – охота – прыжок – мышь.
Во время чтения
При чтении детских произведений всегда можно придумать массу вопросов, которые заставят маленький мозг генерировать многозначные выводы. Главное, задавая ситуацию, объяснить ребенку, что одного правильного ответа не бывает. Нужно найти несколько разных, и из них выбирать тот, у которого больше плюсов, чем минусов.
Например:
Лиса унесла петушка. Что он может сделать сам, чтобы освободиться, а не ждать помощи от кота? Варианты ответов могут быть самыми неожиданными (клюнуть, громко закричать, чтобы у лисы голова заболела, отвлечь: смотри, заяц; испугать рассказом, как одна лиса ела петуха и подавилась косточкой…).
Такие ситуации можно «вытянуть» практически из любой сказки:
Как Иванушке утолить жажду, чтобы не пить из лужи?
Как мухе вырваться из лап старичка-паучка?
У Золушки нет доброй волшебницы. Что она может сделать, чтобы попасть на бал?
Как колобку уйти от лисы?
Как заставить крокодила вернуть краденое солнце, не применяя к нему силу?
Как бременским музыкантам прогнать из дома разбойников.
Итак, применение системы ТРИЗ возможно как в дошкольном учреждении, так и дома. Оно поможет вырастить практически универсальную личность, готовую к любым сложным ситуациям. Главное при этом, чтобы педагоги или родители создавали для тризовских занятий правильные ситуации и задавали правильные вопросы.
Источник: razvivashka.online
ТРИЗ для дошкольников
Одна из главных задач современной дошкольной педагогики – научить детей мыслить нестандартно, творчески, идейно. В отличие от традиционной образовательной схемы «знания – умения – навыки» сегодня актуальны педагогические системы и технологии, направленные на раскрытие и формирование у дошкольников индивидуальных, врожденных, творческих способностей, новаторского, креативного мышления, отступление от шаблонных решений и поиск собственных уникальных идей.
Одной из таких технологий является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Она была разработана советским инженером Г. Альтшуллером для внедрения новаторства и решения технических проблем в индустрии, но позже приспособлена и успешно применена в образовательном и воспитательном процессах.
Суть ТРИЗ для дошкольников заключается в том, что ребенок, искатель от природы, нацеливается воспитателем на поиск альтернативных и эффективных решений любой проблемной ситуации, что, в свою очередь, развивает эвристические навыки поиска, гибкость ума и творческие способности. Как правило, это происходит в ходе коллективных игр, занятий, конструирования, моделирования, но может применяться и в режимных моментах деятельности группы детского сада.
Методы ТРИЗ-технологии в детском саду
Методы ТРИЗ – технологии в детском саду вот уже много лет используются как отечественными, так и зарубежными мастерами педагогики и не перестают восхищать своей эффективностью практиков дошкольных учреждений.
Наиболее используемые сегодня в практической дошкольной педагогике методы ТРИЗ – это такие, как
- Метод маленьких человечков (ММЧ). Суть его заключается в том, чтобы изучать физические процессы и свойства разных предметов, подменяя, сложные пока для детского восприятия понятия «атомы и молекулы» более понятными «маленькими человечками». К примеру, физические состояния «твердое – жидкое – газообразное» методом ММЧ объясняется как «человечки взялись за ручки — человечки стоят рядом — человечки бегают».
- Метод ТРИЗ «системный оператор» или «системный анализ». Учит детей логическому, образному видению взаимосвязи вещей, учит понимать роль объекта в системе, во времени, пространстве, динамике, выделять признаки и свойства. Например, временная система «семянка – росток – цветок», пространственная система «ребенок – группа детей – детский сад – городские жители» и т.д.
- Метод «мозговой штурм». Реализуется при коллективном поиске оригинальных идей. Из большого количества предложенных детьми вариантов гласно выбирается оптимальное решение проблемной ситуации. При коллективном обсуждении, услышав предложения других детей и логически развивая мысли, дошколята могут изобрести и выдать неожиданные варианты ответов на поставленные задачи.
- Метод фокальных объектов. Отлично развивает воображение и фантазию. Внимание детей фокусируется на выбранном объекте, на который случайным образом переносятся свойства других предметов.
Например, возьмем за основной объект яблоко. И попробуем охарактеризовать другие наугад выбранные понятия: улица, дождь, игрушки. Улица – длинная, красивая, с деревьями; дождь – мокрый, серый, легкий; игрушки – любимые, цветные, разные. Теперь эти свойства вещей «примеряем» к яблоку и фантазируем: Яблоко
– длинное (Длинная срезанная от него кожура или выложенные в линию несколько яблок?)
— красивое (Спелое? Красное? Аппетитное?)
— с деревьями (Яблочко, сорванное с листьями? Яблоня?)
— мокрое (Помытое? Сорванное во время дождя?)
— серое (Испорченное? Покрашенное?)
— легкое (Засушенное? Игрушечное из пластмассы? Маленькое?)
— любимое (Вкусное? Кем – то подаренное?)
— цветное (Покрашенное в разные цвета? Спелое с одного бока?)
— разное (Зеленое или красное? Червивое? Испорченное?) и так далее.
Получается целая «яблочная история», которую можно домыслить с детьми, развить в интересный рассказ.
- Метод «золотая рыбка» или типовое фантазирование. Суть метода заключается в разложении заданной проблемной ситуации на две части: реальную и фантазийную, отбрасывании реальной составляющей и выделении сказочных моментов, от которых уже логическим путем можно домыслить, прийти к возможному интересному решению. Метод развивает фантазию, логическое мышление, воображение. Можно взять любую сказку, или несколько сказок, сюжетов, проанализировать и изобрести решение.
Например: «Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет – потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку…». Убираем из сказки реально возможные события и оставляем фантастические, получаем «Жучка тянет за внучку…кошка за Жучку, мышка за кошку, тянут – потянут…». Так не бывает. Они могут не тянуть, а убегать.
Они испугаются и побегут друг от друга назад. Мышка убежит от кошки, а кошка от Жучки. Может их связать веревкой? Развернуть в другую сторону и пусть бегут и вытаскивают репку? А без мышки никак не получится?
Мышь может снизу под землей проделать норку и помочь другим способом? Да! Может! А еще можно позвать волшебника на голубом вертолете и сверху дернуть репку!
- Метод каталога. Заключается в свободном поиске и случайной «примерке» новых обстоятельств для заданной ситуации. Это как ткнуть в каталог — книгу пальцем наугад, посмотреть фразу, проанализировать и подставить к изначальному объекту найденное новое слово. Стимулирует креативное мышление, воображение, новаторские навыки. При помощи и активном поощрении воспитателя дошкольники, включаясь в игру, все более свободно фантазируют, выдавая идеи и преодолевая психологические барьеры стеснения и неуверенности. Систематическое применение метода каталога дает отличный результат, если каждое занятие и полученный воображаемый итог детской активности завершать лепкой, рисованием или другими видами изобразительного искусства.
Кроме перечисленных, в детском саду используются такие методы, как:
Возраст, с которого применяют ТРИЗ
Стоит отметить, что Г.С. Альтшуллер разрабатывал свою теорию для взрослых и для детей с 12 – летнего возраста. Считалось, что к этому периоду дозревает головной мозг и именно с этого возраста дети способны мыслить абстрактно.
Во многих странах мира издаются учебники по ТРИЗ – педагогике для детей с 5 лет.
Современные педагоги, изучающие ТРИЗ, считают, что детей надо приучать к творческому изобретательству еще в возрасте до одного годика, когда они научатся сидеть, владеть своими пальчиками, могут лепить из соленого теста и рисовать натуральными пальчиковыми красками. Некоторые из них отмечают, что с 2,5 лет малыши способны решать простые задачи, если они преподнесены в увлекательной игровой форме.
Строгих ограничений применения ТРИЗ – технологии по возрастным критериям не существует. Как только ребенок научился выражать свои мысли и намерения, он может выдать результат применения методики, понятный педагогу.
Основные игры ТРИЗ в работе с дошкольниками принято классифицировать как
- Игры для детей 3 – 4 лет,
- Игры для детей 5 — 6 лет,
- Игры для детей 6 – 7 лет.
В любом случае использование ТРИЗ – технологии в детском саду от младшей до подготовительной групп даст положительный результат, побуждая детей к активной мыслительной деятельности, даря радость творческих открытий, реализуя детское «Я сам!».
ТРИЗ — игры в работе с дошкольниками
Игра «Как спасти колобка?» (Метод мозгового штурма, с 3 лет)
— Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?
— Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?
— Как обхитрить лисичку?
— Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?
— Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?
Игра «Необычные предметы» (Метод фокальных объектов, с 4 лет)
Детям предлагается выбрать окружающие объекты, примерить к ним свойства «Твердый – жидкий – воздушный» и обсудить как это возможно и что получилось. Возьмем то, что видим – стол, куклу, мячик и так далее.
Стол может быть жидкий? На него воду пролили? Он состоит из аквариума?
Кукла может быть воздушная? Резиновая? Из воздушных шариков?
Мячик может быть может быть жидкий? Игрушка – антистресс? Гелевый? Желейный?
Кисель может быть может быть твердый? Замерз? Из твердых орехов?
Цветок может быть может быть воздушный? Это облака? Из пыльцы? А может быть он из сладкой воздушной кукурузы?
Игра «Старые новые сказки» (Метод каталога, с 4 лет)
Детям предлагается выбрать из библиотеки ДОУ несколько книг с любимыми сказками и переселить героев из одной сказки в другую либо поменять их местами. Дошкольники могут предложить развитие сюжетной линии, действия сказочных персонажей. Воспитатель помогает оформить детские предложения в единую новую сказку, быстро и эмоционально реагируя на детские идеи. Игра отлично стимулирует творческое воображение.
Игра «Задача для фиксиков» (ММЧ, с 5 — 6 лет)
Детям предлагается одна из исходных ситуаций:
— В доме отключили отопление и замерзает вода в аквариуме, надо срочно спасти рыбок, как аккуратно согреть воду?
— На косметической фабрике разлили бочку с пахучими веществами, как остановить запахи?
— В банку с вареньем уронили эскимо в обертке, можно ли спасти продукты?
— Сосульки на крыше надо раскрасить в разные цвета, как лучше это сделать?
— Надо сфотографировать мыльный пузырь на морозе, что для этого потребуется?
С помощью теоретических маленьких человечков дети попытаются перевести состояние предметов из одного в другое или использовать их свойства, а на помощь к МЧ могут прийти еще и мультяшные фиксики с их инструментами – помогаторами и бытовыми приборами.
Подвижная игра «Свойства предметов» (ММЧ, с 3-4 лет)
В ходе игры дети научатся легко понимать физические состояния знакомых предметов и вещей. Воспитатель внушает дошкольникам, что они – маленькие человечки в составе главного предмета, в твердом состоянии этого предмета они стоят плотно друг к другу и при этом держатся за руки или друг за друга, в жидком состоянии просто стоят, немного покачиваясь из стороны в сторону, а в газообразном (воздушном) состоянии бегают по комнате. После этого воспитатель называет предмет, а дети должны определить какой он – твердый, жидкий или газообразный, и соответственно стоять рядышком, покачиваться или бегать по комнате.
Примеры для определения свойств: шкаф, вода, запах, чай, тарелка, велосипед, дым, молоко, сосулька, карандаш, пар, конфета и другие.
Тот, кто ошибается, выбывает из игры или садится придумывать новые слова – задания и сменяет воспитателя.
ТРИЗ – загадки для детей
Дошкольники обожают засыпать вопросами, загадывать и разгадывать загадки, раскрывать тайны и секреты. Очень много шаблонных головоломок они просто запоминают, порой не вникая в суть вещей, а выучив ответы. Гораздо полезнее научить детей самим сочинять новые загадки при помощи методов ТРИЗ. Для этого современные педагоги разработали несколько простых шаблонов.
Шаблон №1. Выделение свойств.
Выбирать объект – выделить главные свойства – подобрать к каждому свойству похожий объект – сформулировать загадку.
Пример: Сочиняем загадку про радугу.
Она цветная, высокая, красивая.
Получаем: Цветная, но не бумага, высокая, но не гора, красивая, но не картинка. Ответ – радуга.
Шаблон № 2. Обозначение действий.
Выбрать объект – обозначить его действия, эффекты – подобрать предметы с аналогичными движениями – сформулировать загадку.
Пример: Возьмем самолет.
Он летает, гудит, перевозит пассажиров, оставляет след.
Ищем аналогичные действия и эффекты:
Перевозит пассажиров – автобус.
Оставляет след – сапог.
Получаем: Летает, но не птица, гудит, но не паровоз, перевозит пассажиров, но не автобус, оставляет след, но не сапог. Ответ – самолет.
Шаблон № 3. Сходства и различия.
Выбрать объект – придумать похожие на него предметы либо подобрать ассоциативные образы – выделить свойства, сходства и различия – объединить описание, акцентируя различия.
Подбираем похожие, ассоциативные предметы или понятия:
Лисичка, шишки, запасы.
Выделяем признаки, дополняем образы:
Рыжая шубка, собирает шишки как медведь, делает запасы как маленькие грызуны, которые живут в норках.
Получаем: В рыжей шубке, но не лисичка, собирает шишки, но не косолапый зверь, делает запасы как маленькие грызуны, но прячет не в норку. Ответ – белочка.
На основании вышеперечисленных шаблонов с детьми можно придумать очень простые загадки, новые и хорошо понятные детской логике.
Теория решения изобретательских задач имеет не только сторонников, но и критиков. Существуют мнения, что ТРИЗ нужна только будущим математикам и технарям, что гениальность может быть только врожденной и развивать ее бесполезно, что все возможное уже изобретено и не стоит пичкать детей задачами. Однако, тесты креативности, проводимые на обучаемых по ТРИЗ – методам дошкольниках, показывают небывало высокий уровень гениальности и рост творческого потенциала. Выбор остается за педагогами.
Источник: vospitatelyu.ru
ТРИЗ-РТВ-технология раннего развития
Теория решения изобретательских задач учит детей самостоятельно искать ответы на самые разные вопросы и находить выход даже из самых непредвиденных ситуаций, эффективно взаимодействовать с окружающим миром и мыслить рационально. Она не ограничивает разум рамками, которые неминуемо насаждает стандартная система образования, а расширяет его.
ТРИЗ-РТВ или теория решения изобретательских задач – это методика раннего развития, направленная на развитие творческого воображения, которая получает все большее распространение в современном мире. Цель методики указана в самом названии – она призвана развивать гибкость и подвижность ума, творческое начало, а вместе с тем и умение систематизировать полученные знания.
Примечательно, что в первоначальном варианте ТРИЗ предназначалась для специалистов, которым нужно было повысить эффективность решения технических проблем или изобретательских задач. Данная методика позволяла изобретателям усовершенствовать свои навыки и максимально быстро находить решения. Но со временем стало очевидно, что явные преимущества ТРИЗ-РТВ позволяют применять эту методику и для обучения детей дошкольного возраста.
Теория решения изобретательских задач учит детей самостоятельно искать ответы на самые разные вопросы и находить выход даже из самых непредвиденных ситуаций, эффективно взаимодействовать с окружающим миром и мыслить рационально. Она не ограничивает разум рамками, которые неминуемо насаждает стандартная система образования, а расширяет его.
ТРИЗ-РТВ – это система увлекательных занятий и коллективных игр, которые не изменяют основную программу обучения, а дополняют ее и позволяют сделать максимально эффективной.
Несколько слов об авторе методики
ТРИЗ-РТВ методику создал советский инженер-изобретатель и по совместительству писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Он начал работу над теорией в 1946-1948 годах и совершенствовал ее на протяжении всей жизни, посвятив ТРИЗ около 40 лет.
Генрих Саулович называл ТРИЗ управляемым процессом создания нового, который соединяет в себе интуицию, логику и точный расчет.
Свои первые изобретения Альтшуллер совершил еще в детстве, а главным его изобретательским достижением стал газотеплозащитный скафандр, спроектированный в соавторстве с Рафаэлем Шапиро. Начиная с 1946 года он внимательно изучил и проанализировал более сорока тысяч патентов и, основываясь на полученных данных, вывел 40 приемов, которые обычно используют изобретатели.
В 1956 году Генрих Саулович вместе с Шапиро опубликовал статью, в которой изложил основы ТРИЗ. Уже два года спустя – в 1958 – Альтшуллер провел первый семинар. Затем он устраивал семинары по всему СССР, а с 1970 года по методике ТРИЗ начали обучать школьников. В том же 1970 он основал в Баку первый центр обучения ТРИЗ – Школу молодого изобретателя, позднее переросшую в АзОИИТ.
В течение почти десяти лет (с 1989 по 1998) Г. Альтшуллер возглавлял Ассоциацию ТРИЗ, и в 1997 по инициативе изобретателя на ее основе сформировали Международную ассоциацию ТРИЗ. Альтшуллер много публиковался, его книги издавали не только в Советском Союзе, но и за границей (в частности в Японии и США). В результате в 1990-х данная методика получила признание в самых крупных странах мира.
В своих литературных произведениях Генрих Саулович ставил перед собой цель показать, как научно-технический прогресс движется в сторону идеала. В жизни же он и сам стремился продвигать науку и технику к идеалу.
Особенности методики
ТРИЗ учит детей не только свободно ориентироваться в мире, но и находить оптимальные решения, которые сочетают простоту и точность, с минимальными временными затратами. Главная задача преподавателя – не столько подать новые знания, сколько научить, где ребенок может найти их самостоятельно. Поскольку в силу возраста внимание дошкольника сосредоточено преимущественно на том, что его интересует, занятия, как правило, проводятся в игровой форме.
Технологии ТРИЗ направлены на развитие сразу нескольких видов деятельности:
- творческого мышления;
- воображения;
- связной речи;
- социального взаимодействия.
Отметим, что на занятиях ТРИЗ-РТВ детям необходимо не только самостоятельно найти решение проблемы или создать что-либо, но и добиться взаимопонимания с другими участниками. Поэтому ребенок, обучающийся по методике Альтшуллера, радует родителей сообразительностью и смекалкой, а также становится общительнее и смелее, не боится высказывать и отстаивать свое мнение.
Для занятий педагоги выбирают сюжеты (сказок, мультфильмов), которые близки детям и, следовательно, могут их увлечь. Увлекательность занятий является важным элементом, от которого во многом зависит и результативность методики. Ведь чем сильнее ребенок заинтересуется, тем больше активности он проявит и тем серьезнее воспримет историю. На примере сказочных сюжетов также воспитывают положительные личностные качества.
Основная цель занятий по методике раннего развития ТРИЗ-РТВ – показать, что главным богатством являются знания.
Кстати, при использовании ТРИЗ очень часто используется НФЛ (научно-фантастическая литература), которую можно рассматривать как бесконечный источник задач для развития воображения. НФЛ также делает мышление человека гибче и готовит его ум к восприятию диких на первый взгляд идей, без которых невозможен научно-технический прогресс.
Как проходят занятия
ТРИЗ-интрументарий может быть использован как эпизодически, так и системно. Но в любом случае педагоги стараются придерживаться определенного плана, который, как правило, состоит из нескольких этапов:
- На первом этапе ребенка учат видеть в окружающем мире противоречия и, напротив, находить общее в непохожих на первый взгляд вещах.
- Второй этап направлен на развитие фантазии и изобретательности.
- В основе третьего этапа лежит разрешение сказочных задач и сочинение рассказов с применением приемов ТРИЗ.
- Четвертый этап – практическое применение полученных навыков.
Как уже было сказано, занятия проводятся главным образом в формате игры. Можно выделить несколько методов ТРИЗ.
Метод мозгового штурма подводит ребенка к пониманию того, что из любой, даже самой сложной ситуации, можно легко найти выход. Это формирует основу рационального мышления. Например, дошкольникам предлагается обсудить различные «безвыходные» ситуации: как спасти Колобка от Лисы, как помирить Лису и Волка, чем писать, если нет ручки и карандаша и так далее.
Еще один широко применяемый метод – каталог, где детям предлагают составить сказку из случайно выбранных слов. Преподаватель задает вопросы, выстраивающие сюжет, дети же указывают на определенное место в тексте, и таким образом отвечают педагогу.
Альтернативный вариант – метод фокальных объектов. Дети называют несколько предметов, которые приходят им на ум, и перечисляют как можно большее количество их свойств. Затем один из выбранных предметов изменяют, постепенно причисляя ему свойства других предметов. В ходе такого урока дети описывают, что получается, когда и как это может получиться.
Возможность находить и озвучивать нестандартные и яркие решения раскрепощают фантазию ребенка и побуждают его сочинять. Специалисты отмечают, что результаты игры с фокальными объектами хорошо зарисовывать.
Недостатки методики
Определенные ограничения касаются и сюжетов для игр. Безусловно, есть много сказок, которые можно использовать, изменив их в той или иной степени. Однако до сих пор никто не систематизировал отвечающие целям методики сказочные истории и не собрал их в единую базу сюжетов, откуда преподаватели могли бы черпать материал. Тем более никто еще не придумывал сюжеты специально для занятий по методам ТРИЗ-РТВ.
Еще одним недостатком данной методики раннего развития можно считать тот факт, что сам автор рекомендовал отдавать ребенка на групповые занятия ТРИЗ в возрасте не раньше 4,5 лет. Индивидуальные же занятия родители могут практиковать самостоятельно с самого раннего возраста – как только малыш начнет говорить фразами.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
- дошкольники
- методика раннего развития
- программы обучения
Источник: fulledu.ru
Технология ТРИЗ в детском саду ее методы и приемы
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это, и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:
— это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
— это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх, и в режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.
В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:
— Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
— Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
— Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
— Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
— Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
— Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
— Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.
Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).
— Мышление по аналогии. Так как аналогия — это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
— Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: «Есть задача — реши ее сам», но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.
Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя. Иллюстрируем эти подходы на примере. Предположим, что в детском саду у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою?
Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие. ТРИЗ в детском саду будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением.
Советы педагогам при использовании методов ТРИЗ:
Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться. Не давите на ребенка такими словами как «давай скорее», «думай сам», «это неправильно». ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения.
Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет.
Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.
Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.
Триз-игра «Маша-Растеряша»
Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы. Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: «Для чего эта чашка? Для чего дверь?
Для чего эта подушка?» Вступление: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. Ведущий будет Машей.
Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит: — Ой! — Что случилось? — Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д.
2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.
Это только два наглядных примера, которые иллюстрируют, насколько эффективны методы ТРИЗ в детском саду. Игры, конечно, могут быть самыми разнообразными, для педагога здесь полная свобода фантазии. Но если вначале что-то получается не очень хорошо, это не повод опускать руки. Игра для развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет имеет колоссальное значение, ведь именно в ней ребенок имитирует окружающие его социальные роли, поэтому следует постараться, чтобы научиться сочетать с игрой ТРИЗ-технологии. В детском саду это особенно важно, поверьте, результат того стоит.
Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие многих психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.
Главная задача — не только приобретение детьми знаний, а постепенное личностное раскрытие ребенка. Работая по этой системе, мы не «формируем» ребёнка по заданной кем-то модели, как гончар «формирует» глиняный горшок на гончарном круге, а выращиваем в каждом ребенке творческие способности, готовность к самореализации, поддерживаем в нём всё то, что связано с личностным развитием. Мы стремимся помочь ребенку вырасти человеком думающим и действующим, умеющим самостоятельно добывать нужные ему знания, способным свободно использовать их для решения жизненно важных задач, т.е. готовым справляться с проблемами в любых ситуациях: и учебных, и профессиональных, и житейских.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.
Источник: ped-kopilka.ru