Программа триз что это

Технология ТРИЗ: что это такое и его использование

В середине прошлого века в СССР была представлена технология решения изобретательских задач. Ее разработчик, Генрих Альтшуллер, известный также как автор фантастических рассказов Г. Альтов, придумал систему, которая позволяет с успехом выходить из трудных ситуаций.

Думаешь, изобретения прошлого – ерунда, и сегодня, в мире развитых технологий, нет смысла их использовать? Как бы ни так, ТРИЗ – это стратегия, которая позволяет добиваться успеха в любой области знаний, помогает развивать логическое и образное мышление, жить осознанно.

Что такое ТРИЗ

креативная девушка

Фото автора Karley Saagi: Pexels

Любую задачу можно решить, главное, подойти к ее решению с умом. Для этого нужно правильно определить ее суть, использовать правила логического мышления, творческий подход и понимать, что подобные проблемы уже возникали раньше, а решения были найдены.

Так вкратце можно сформулировать смысл теории решения изобретательских задач, разработанной советским инженером Г. Альтшуллером. Автор работал над ТРИЗ, занимаясь преимущественно технической тематикой. В процессе разработки были проанализированы тысячи изобретений, химических, физических, биологических эффектов.

В результате был разработан четкий алгоритм, основываясь на котором можно решить любую проблему, 40 приёмов, таблицы их применения. Несмотря на это, сегодня методика применяется во всех областях науки, экономике, менеджменте, педагогике, психологии.

Преимущества ТРИЗ

ТРИЗ имеет ряд преимуществ по сравнению с ранее использованными исследовательскими подходами. Теория требует осмысленного подхода, предлагает возможность найти эффективное решение четко, быстро, изящно и экономично.

До ее внедрения применялись интуитивный подход или принцип проб и ошибок. В первом случае проблематичным было доказать верность решения. Второй способ был громоздкий, требовал много времени и сил.

Что такое Триз?

Что такое Триз?

Но и у ТРИЗ есть минус – если хочешь использовать эту теорию для достижения цели, её нужно досконально проработать. Впрочем, с этой проблемой ты встретишься везде и всегда – успех не любит лени.

Как работает ТРИЗ

Если ты твердо решила использовать ТРИЗ в своей жизни, то перед тем, как приступить к решению задачи, неважно, связана она с работой или личной жизнью, необходимо вспомнить предложенный Г. Альтшуллером алгоритм. Он включает несколько основных действий:

  • Определение задачи и ее типа – исследовательская она или изобретательская.

Первый тип связан с поиском чего-то абсолютно нового и, если ты не работаешь в лаборатории, вряд ли с ним столкнешься. Суть изобретательской – разобраться с уже существующим, известным явлением. Допустим, ты нашла работу мечты, но думаешь, что тебя не возьмут из-за отсутствия опыта.

Можно сидеть и вздыхать, как тяжела жизнь, как все плохо, или перестать ныть, переформулировать проблему и искать ее решение. Твой вопрос может звучать так: Что мне сделать, чтобы получить эту работу? (не забудь убедиться, что ты себя не накручиваешь, и работа действительно стоит твоих усилий).

  • Следующий шаг – поиск противоречий.

Г. Альтшуллер выделил 3 типа противоречий. Поверхностные возникают между потребностью (целью, желанием) и возможностями ее удовлетворения. Углубленные противоречия появляются между компонентами системы. Обостренные выглядят на первый взгляд неразрешимыми и связаны с физическими свойствами предметов.

Например, как взять сосуд с горячей водой и не обжечься. В случае с твоей работой на лицо поверхностное противоречие – ты хочешь работу (желание), но у тебя нет опыта (препятствие).

  • Третий шаг – определение идеального конечного результата.

Он должен помочь достичь цели при минимальной трате ресурсов. Не всегда результат легко определить, но в твоей ситуации это получение работы без чрезмерных финансовых, временных и эмоциональных затрат.

  • Четвертый шаг – анализ ресурсов.

Они бывают временными, техническими, административными, финансовыми, физическими. В вопросе получения работы тебе может потребоваться время, связи, знания, умения.

  • Пятый шаг – поиск решений с учетом полученной информации и имеющихся ресурсов.

Возможные варианты для тебя: если есть время, пройти стажировку на другом рабочем месте; посетить менеджера по подбору персонала и поговорить лично, использовать контакты, подготовить презентацию с твоим видением обязанностей, предложениями о достижении целей.

  • Последний шаг – анализ решений, преимуществ, недостатков, экономичности ресурсов и выбор лучшего.

На этом этапе ты завершаешь разработку плана действий и идешь к достижению цели.

В процессе решения задач используются 40 принципов. Часть из них более применимы к физическим, производственным, химическим проблемам. Другие используются для любых вопросов.

Например, принцип дробления предполагает возможность разделить проблему на несколько частей и рассмотреть их по отдельности. В соответствии с приемом вынесения определяется ненужное, лишнее свойство и исключается из рассуждения.

Принцип объединения предполагает возможность соединить предметы, качества, если они обладают однородными свойствами.

Как ТРИЗ меняет мышление

Как видишь, в основе технологии решения изобретательских задач лежит поиск их сути, противоречий, нестандартных подходов. Но это только одна сторона проблемы, вторая – уметь искать корень вопроса, обдумывать все, что с ним связано, анализировать, обобщать, выстраивать образы.

Решая сложные задачи, ты будешь вынуждена измениться сама и изменять образ мышления.

Представь, перед тобой задача из математической олимпиады за 4-й класс, и ты не можешь ее решить, несмотря на то, что окончила университет с 5 по высшей математике. Смотришь на текст, как на пятно на листе, читаешь по отдельности слова, знаешь их, а смысла уловить не можешь. Твой ребенок, четвероклассник, решает эту задачу за 15 минут.

Можно подумать, что задачи стали труднее, дети – более развитыми, но, возможно, в суете повседневности и постоянном стрессе ты забыла, как вычленять главное, соотносить со второстепенным, понимать суть вопросов.

Занимаясь ТРИЗ, ты восстановишь все эти навыки и получишь даже больше:

  • Научишься осознанно подходить к любой проблеме.
  • Разовьешь способность находить причинно-следственные связи, зависимости, определять последствия.
  • Сможешь обнаруживать и формулировать противоречия. Возможно, сейчас ты их чувствуешь на интуитивном уровне, не можешь высказать на словах, дать точное определение. Немного тренировки, и ты будешь способна обнаружить их в любой ситуации.
  • Автоматически научишься собирать информацию в одно целое и делать выводы.
  • Начнешь мыслить образами, включать воображение, быть гибкой.
  • Будешь быстро думать, соотносить разные элементы целого, формулировать общие свойства.
  • Разовьешь умение ставить цели и находить пути их решения.

Все эти навыки позволят тебе с легкостью решать любые задачи, почувствовать себя уверенной и найти более высокооплачиваемую работу, построить карьеру.

ТРИЗ в современном мире

Было время, когда аббревиатура ТРИЗ использовалась везде, сейчас об уникальной методике решения задач говорят реже. Однако это только видимость – теория не забыта, открыты общества, университеты, которые предлагают обучение для педагогов, бизнесменов, представителей технических специальностей.

Читайте также:
Программа wrike что это

Методика применяется в программах детских садов и школ. Цель – развитие творческого подхода, стремление научить детей нестандартно думать, преодолевать замкнутость, стоять на своей точке зрения.

ТРИЗ применяется в поиске эффективных бизнес-решений. При этом теория часто объединяется с другими методиками, например, мозговым штормом. Так, несколько человек одновременно пытаются достичь какой-то цели, используя единый алгоритм, но выполняя различны роли.

Теория эффективна на производстве, особенно, когда в условиях экономии и ограниченных ресурсов требуется добиться поставленной цели.

В рамках тренингов личностного развития ставится задача научиться оригинально мыслить, решать нестандартные задачи, чувствовать себя комфортно в любых обстоятельствах.

С точки зрения теории решения изобретательских задач, каждую проблему можно решить эффективно и без использования чрезмерных ресурсов. Главное – правильно понять суть, снять противоречия, привести вопрос в соответствие со стандартным и, используя разработанные приемы, подобрать подходящее решение. Все это требует творческого и логического мышления, умения мыслить, ставить цели.

Вам может понравиться

  1. Как выбрать свой жизненный путь верно
  2. Как снова уснуть, если проснулся ночью – ТОП-10 советов
  3. Мышечная прогрессивная релаксация по методике Джекобсона
  4. Что помогает справиться с жизненными трудностями, и как реагировать на них
  5. Отрицательная мотивация и её отличие от положительной – как это работает

Источник: samka.co

Рабочая программа «ТРИЗ для дошкольников»

Рабочая программа «ТРИЗ для дошкольников» — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Внедрение рабочей программы не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «ТРИЗ для дошкольников» »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Оленёнок» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей_ _

629640 с. Мужи, Шурышкарский район, Тел./ (34994) 21-8-17

на заседании педсовета

«ТРИЗ для дошкольников»

Ослина Ольга Владимировна

Возраст обучающихся:5-7 лет

Срок реализации программы:2 года

Программа «ТРИЗ для дошкольников» Способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.

Включение элементов ТРИЗ и на занятиях по ознакомлению с окружающим позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как преодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. В программе представлен примерный учебный – тематический план, перспективный план, педагогический мониторинг усвоения материала. Программа адресована воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.

Пояснительная записка

Рабочая программа «ТРИЗ для дошкольников» — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Внедрение рабочей программы не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности.

Следует отличать креативный продукт от креативного процесса. Продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и по его

значению, креативный процесс почувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей,

(не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т.д.

Проблема развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях с окружающим с элементами ТРИЗ, является актуальной в наши дни. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия и развиваются «творческие способности» или «креативность».

Педагогическая целесообразность программы в том, что развивая воображение малыш познает окружающий мир и самого себя.

Являясь одной из самых актуальных, проблема развития творческих способностей привлекает внимание ученых разных областей, поскольку

связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного

пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным

Использование ТРИЗ- технологии способствует развитию у детей дошкольного возраста:

— гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения;

— преодолевают стереотипность мышления;

— развитию творческого воображения, фантазии;

— воспитанию эмпатийного отношения к окружающему миру, доброты, отзывчивости;

— развитию познавательной активности, проектной и исследовательской деятельности;

— раскрепощению детей на занятиях;

— развитию и воспитанию коммуникативных умений и навыков;

— делают занятия интересными и увлекательными.

Цель рабочей программы — не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
В соответствии с психологическими особенностями детей дошкольного возраста были поставлены задачи:

В воспитании личности:

  • Продолжать формировать качества творческой личности на понятийной основе;
  • Формировать навыки творческой исследовательской работы;
  • Развивать умение принимать оптимальное решение жизненной и учебной задачи при преодолении препятствий, стоящих на пути к достижению цели;
  • Развивать управляемое творческое воображение;
  • Закреплять становление целенаправленной деятельности;
  • Повышать самосознание – способность сознавать какой он, анализировать свои качества, ставить перед собой цель воспитать у себя какие-либо умения и качества знаний.;
  • Учить реально оценивать свои поступки и действия, соотнося их с окружающими людьми;
  • Учить планировать итоговую цель, прогнозировать промежуточные цели, видеть и устанавливать их связь;
  • Учить идти к цели наиболее идеальным путем.
  • Закреплять системное видение мира: выделение обобщенных признаков и свойств этих предметов, окружающих ребенка, обнаружение связей и зависимости между ними (цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, во времени).
  • Раскрывать ребенку не случайные связи, а существенные и системные их стороны и особенности особенно в области общечеловеческих взаимоотношений и культуры.
  • Знакомить с функциональными обязанностями взрослых и детей.
  • Учить представлять себе предметы и явления, знакомые ребенку из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент.
  • Учить элементарной безопасности жизни на понятийной основе.
  • Знакомить с процессом труда людей как системой разнообразных и взаимосвязанных трудовых усилий.
  • Знакомить детей с разными сторонами действительности:
  • Формировать овладение лексической грамотностью.
  • Учить свободно вести беседы на интересующие ребенка темы, анализировать события, произошедшие в детском саду и дома.
  • Учить формулированию противоречий с небольшой помощью воспитателя, приемам их разрешений:
  • Учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации.
  • Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.
  • За счет использования приемов фантазирования создавать новый образ, планировать его действия, жизненные этапы:
  • Приемы РТВ:
  • Проявлять способность «войти» в изображаемые события – словесно
  • Учить оперировать экранами системного оператора,
  • Учить самостоятельно составлять сказки, рассказы, используя приемы фантазирования.
  • Закреплять умение решать сказочные и жизненные задачи по
  • общение со взрослыми и сверстни­ками;
  • субъективная позиция ребенка в деятельности;
  • направленность деятельности на по­знание окружающего мира;
  • создание раскрепощённой, комфортной обстановки, способствующей
  • введение в структуру занятий игровых элементов, дидактических игр,
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
  • воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;связь детского сада с семьёй по развитию у детей творческих способностей .
  1. Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
  2. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм.
  3. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
  4. Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.)
  5. Обязательна активизация творческого воображения.
  1. Ввести понятие «знака» и «символа». Показать роль и значение различных знаков и символов в нашей жизни. Познакомить с конкретными знаками: простыми и универсальными (дорожные, астрономические, математические, нотные, воинские, денежные); символы (флаги, гербы).
  2. Развивать у детей интерес к знаковой системе, способность к преобразованию.
  3. Прививать уважение к символике нашей республике и страны.
  1. Показать (с использованием средств наглядности) зависимость наступления утра, дня вечера и ночи от положения Земли по отношению к Луне; при смене времен года (к Солнцу).
  2. Продолжать учить устанавливать связи, развивать у детей способность наблюдать.
  3. Воспитывать навыки и умение распределения времени, бережного отношения к нему.
  1. Пополнить знания и представления детей историческими фактами о названиях месяцев у разных народов. Закрепить сведения о названиях и последовательности дней недели, летних и осенних месяцев и количестве месяцев в году. Ввести понятие – век.
  2. Развитие мыслительных действий – суждения, выводы.
  3. Воспитывать умение и стремление планировать свою жизнь.
  1. Закреплять умение находить (с использованием средств наглядности) зависимость наступления утра и ночи от положения Земли по отношению к Луне,к Солнцу.
  2. Закреплять умение устанавливать связи, развивать у детей способность наблюдать.
  3. Воспитывать навыки и умение распределения времени, бережного отношения к нему.
  1. Закреплять пополнять знания и представления детей историческими фактами о названиях месяцев у разных народов. Закрепить сведения о названиях и последовательности дней недели, летних и осенних месяцев и количестве месяцев в году. Ввести понятие – век.
  2. Развитие мыслительных действий – суждения, выводы.
  3. Воспитывать умение и стремление планировать свою жизнь.
  1. Диагностировать уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
  2. Проанализировать результаты работы
  3. Разработать систему занятий направленную на улучшение оригинальности воображения.
  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. — М.: ТЦ Сфера, 2005
  2. Барышева Т.А., Шекалов В.А. Как воспитать в ребенке творческую личность? – РнД: Феникс, 2004
  3. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – Спб, 2006
  4. Зайка Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии.-1993. — №2. С.15-19.
Читайте также:
Что за программа vspe

Источник: kopilkaurokov.ru

Бесплатная программа ТРИЗ-АРИЗ

ТРИЗ

Технология решения изобретательских задач актуальна как никогда. ТРИЗ, со временем, претерпевает изменения, модернизируется под современные тенденции, но в целом остаётся неизменным. Данную теорию применяют во всех сферах деятельности и для каждой деятельности есть свои нюансы. Основной смысл теории — решить задачу, разрешив противоречия.

Альтшуллер использовал множество технологий, чтобы вычленить противоречия в задачах. На основе многолетнего опыта он создал матрицу. Последний вариант матрицы имеет размер 39×39 противоречий.

Такая матрица рассматривает 1521 задачу, для которых в общем случае существует более 4600 решений.
Данная матрица общедоступная, как в самих книгах Генриха, так и в иностранных изданиях, как учеников, так и целых компаний.

Работа с такой матрицей достаточно много занимает времени. Зачастую для решения задачи можно выбрать не два противоречия, а 4 или 6 и более. В результате придётся перебрать множества решений и не запутаться.

ТРИЗ-АРИЗ

Для облегчения работы с матрицей, мной было создана компьютерная программа «ТРИЗ-АРИЗ»

Принцип работы с программой очень прост. Вы вычленяете два противоречия для решения задачи. Одно противоречие отвечает за положительный эффект от решения задачи, а второе — за отрицательный, которое мешает идеально её решить.

Данные противоречия называются: плюс-фактор и минус-фактор.
Выбрав нужные факторы, жмём кнопку «Найти решения». После этого, ниже, будут представлены решения.

Программа распространяется по лицензии BSD с сохранением авторских прав. Любой пользователь может применять программу по своему назначению с указанием автора программы.

Программа решает стандартные противоречия, но не затрагивает радикальные. Радикальные противоречия будут разрешены в новой версии программы.

Очень интересны отзывы о программе. Помогла ли вам программа, часто ли вы используете ТРИЗ? Какой процент успешного решения задач по матрице ТРИЗ?

Ссылка на программы СКАЧАТЬ

Ниже представлен видеоролик работы с программой

Источник: novator.team

Федеральный каталог
частных детских садов России

Детские Сады

Детские Сады

Черные списки

Черные списки

Работа и образование

Работа и образование

Для бизнеса и Недвижимость

Для бизнеса и Недвижимость

Услуги

Услуги

Разное

Разное

  • Войти / Регистрация
  • Подать объявление

Федеральный каталог
частных детских садов России

  • Категории
  • Услуги
  • Строй материалы
  • Оборудование
  • Электроника и бытовая техника
  • Оргтехника
  • Мобильные телефоны
  • Одежда, обувь, аксессуары
  • Недвижимость
  • Работа и образование
  • Автотранспорт
  • Животные и растения
  • Бизнес
  • Мебель, интерьер, обиход
  • Другое
  • Товары
  • Музыка, искусство, коллекции
  • Знакомства
  • Статьи
  • Друзья сайта
  • Войти
  • Регистрация
  • Напомнить пароль
  • В блокноте: 0
  • Правила сайта
  • Помощь

Программа «Умка» — ТРИЗ

Программа «Умка» — ТРИЗ

Программа ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) «Умка»

Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы.

Программа ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.

Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Авторы исходят из того, что умение разрешать противоречия — ключ к развитию творческого мышления.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу давать готовый ответ. Необходимо побудить ребенка к рассуждению и с помощью наводящих вопросов подвести его к самостоятельному ответу. Если же ребенок не задает вопроса, то педагог должен открыть перед ним суть противоречия и поставить его в проблемную ситуацию.

Основная задача педагога — учить детей искать и находить свое решение, придумывать что-то новое. Эту задачу в программе «Умка» решают с помощью следующих методических приемов.

— Рассматривание или изменение какого-либо объекта.

— Рассматривание картин и придумывание рассказов.

— Решение сказочных задач и придумывание новых сказок

— Прием эмпатии. Дети представляют себя каким-либо предметом и решают с его позиции различные проблемы. Например: «Что, если ты превратишься в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого и чего боишься?

С кем хочешь подружиться? О чем шепчутся твои листочки. »

Программа ТРИЗ обучает не только ребенка, но и воспитателя. В рамках этой программы недопустимо брать готовые формулы и переносить их в живую атмосферу занятий с детьми. Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию, авторы считают «мозговой штурм». Этот метод рекомендуется как педагогам, так и детям.

Читайте также:
Предвыборная программа что это

Естественно, методика его применения имеет специфические особенности. С детьми «мозговой штурм» можно проводить незапланированно , стихийно, при решении какой-либо познавательной задачи во время игры-занятия. По ходу обсуждения проблемы дети сами корректируют высказанные идеи и анализируют их.

Таким образом, главная цель педагога, работающего по программе ТРИЗ, — формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях действительности . В настоящее время приемы и методы ТРИЗ («Умка») с успехом применяются в детских садах для развития у старших дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Программа «Основы безопасности жизнедеятельност и»

Программа предполагает решение важнейшей социально-педаго гической задачи — воспитать у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Программа разработана кандидатами психологических наук Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой и Р. Б. Стеркиной на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования.

§ «Ребенок и другие люди»;

§ «Ребенок и природа»;

§ «Эмоциональное благополучие ребенка»;

§ «Ребенок на улицах города».

В разделе «Ребенок и другие люди» рассматриваются типичные ситуации контактов с незнакомыми людьми, которые могут быть опасны для ребенка. Например, ситуации, когда взрослый уговаривает ребенка поехать или пойти с ним куда-то, угощает сладостями или проявляет насильственные действия. Поэтому ребенка учат доступным приемам защитного поведения (громкий крик, призывы о помощи, привлечение внимания окружающих). Опасность может подстерегать ребенка не только на улице, но и дома. Ребенок об этом должен быть предупрежден (не открывать дверь чужим, не входить в подъезд одному без родителей).

Естественно, при обсуждении с детьми данных тем педагогам следует проявлять тактичность и осторожность, чтобы не спровоцировать невротических реакций и не внушить детям чрезмерный страх.

Содержание раздела «Ребенок и природа» дает детям представление о взаимосвязи всех природных явлений. Детей знакомят с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняют, как это сказывается на растениях и животных и на здоровье человека. В связи с этим объясняется необходимость соблюдать гигиенические требования взрослых (мыть руки перед едой, мыть фрукты и овощи, пить кипяченую воду и пр.).

1. Предметы, связанные с огнем и электричеством. Ими могут пользоваться только взрослые (спички, газовая плита, печка, электроприборы и пр.). Здесь уместны прямые запреты и объяснения, что может случиться при их нарушении.

2. Предметы, требующие специальных навыков пользования ими (нож, ножницы, вилка, иголка).

3. Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступном для ребенка месте (бытовая химия, пищевые кислоты, спиртные напитки и т. д.). Правила хранения этих веществ обсуждаются педагогом с родителями.

Содержание раздела «Здоровье ребенка» направлено на формирование у ребенка понимания ценности своего здоровья как одной из главных в жизни человека. В этот же раздел входят занятия физкультурой.

Работа по разделу «Ребенок на улицах города» — это прежде всего знакомство детей с правилами поведения на улицах: им объясняют необходимость соблюдения правил уличного движения, знакомят с основными дорожными знаками, сигналами светофора, движениями регулировщика и т. д.

Специальным предметом обсуждения являются правила поведения в транспорте. В играх и на занятиях эти правила закрепляются.

Программа «Юный эколог» (С. Н. Николаева)

Программа «Красота, радость, творчество» (Т. С. Комарова и др.)

Является целостной интегрированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальном у развитию детей в дошкольном детстве. Строится на авторской концепции эстетического воспитания и развития художественно-тв орческих способностей детей, в основу, которой положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств (музыкального, изобразительного , театрального, литературы и архитектуры), сенсорного развития ребенка. Имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей с двух до шести лет. Включает все разделы работы по эстетическому воспитанию в детском саду. Наряду с традиционными, в программе широко используются и нетрадиционные для эстетического воспитания образовательные средства — досуги и развлечения.

Программа «Я — Ты — Мы»

Программа разработана кандидатами психологических наук О. Л. Князевой и Р. Б. Стеркиной. Ее основная задача — восполнить существенный пробел в отечественном дошкольном образовании, связанный с социально-эмоцио нальным развитием ребенка. Программа предлагает комплекс образовательных задач по воспитанию нравственных норм поведения (умение строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительное отношение к ним и т. д.). Основная общая цель программы — развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста. Для реализации этих задач программа рекомендует несколько направлений в работе, каждое из которых имеет свою систему игр и занятий с детьми.

Раздел программы «Чувства, желания, взгляды» ориентирован на воспитание способности адекватно выражать свои переживания и понимать внутренние переживания других. Следующий раздел программы направлен на формирование коммуникативных навыков в общении с другими людьми. Много внимания авторы уделяют профилактике детских конфликтов.

В программе предлагаются вариативные планы-сценарии для каждого периода дошкольного возраста. Специфика данной программы состоит в том, что она требует особого внимания педагогов к работе с родителями. В программе предлагаются различные темы бесед для родителей и детей и для воспитателя.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Данная программа (авторы О. Л. Князева и М. Д. Маханева) предлагает новые ориентиры в нравственно-патр иотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре. Основная цель программы — способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры. Авторы рекомендуют следующее.

1. Окружающие предметы, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность , должны иметь национальную специфику. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что эти вещи — часть его великого народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки и т. д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, его нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, педагог приобщает их к общечеловеческим и национальным ценностям.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции. 4. Очень важно знакомить детей с народным прикладным искусством и декоративной росписью. Русское декоративно-прик ладное искусство (игрушки, росписи, костюмы и пр.) обладает ярким национальным колоритом и безусловной художественной ценностью.

Таким образом, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски и сказки до музыки и театра. Для реализации этой цели предлагается использовать соответствующие дошкольному возрасту игровые методические приемы. Важным условием и участником педагогического процесса авторы программы считают специальное помещение — избу, в которой размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти, печь, кувшины и т. д.

Программа рассчитана на работу с детьми трех – семи лет. Она включает перспективное и календарное планирование. Для каждой возрастной группы (младшей, средней, старшей и подготовительной ) предусмотрены конкретные темы занятий для каждого календарного месяца. Занятия проводятся примерно раз в неделю. Содержание занятий знакомит детей со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта и т. д.

Источник: det-sad.club

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru