Инструкция по разработке тренинга
Разработка и проведение тренингов является одной из функциональных обязанностей тренинг-менеджера. Настоящая инструкция представляет собой пошаговый алгоритм создания тренинга.
Основные термины и понятия
Что может рассматриваться в качестве предмета тренинга
Основные этапы разработки тренинга
Разработка тренинга включает в себя шесть последовательных этапов. Данные этапы логически взаимосвязаны и определяют общую логику разработки тренинга.
1.Формулирование концепции и целей тренинга.
2.Разработка программы тренинга с разбивкой на тематические модули.
3.Создание дизайна тренинга, методическое насыщение.
4.Описание методички по ведению тренинга (рабочие материалы тренера).
5.Создание раздаточных материалов (рабочая тетрадь участника тренинга).
Описание этапов разработки тренинга
1.Формулирование концепции и целей тренинга. Отправной точкой в создании любого обучающего мероприятия является цель или группа целей. Чёткое понимание «зачем?» становится залогом того, что тренинг будет действительно работать. Необходимости создания тренинга может вытекать из следующих источников:
Функциональный тренинг: что это такое, программа тренировок
•Потребность в обучении. На основании анализа чек-листов выявляются компетенции, которые нуждаются в развитии. Развитие этих компетенций и может рассматриваться в качестве цели тренинга. Кроме поддерживающей потребности в обучении (направленной на поддержания необходимого объёма компетентности в оптимальном состоянии), потребность в обучении может быть инновационной.
В данном случае речь идет о формировании новых компетенций, которыми обучаемые ранее не владели. Инновационная потребность в обучении может быть связана с внедрением новых методов работы, расширением или изменением функционала и т.д.
•Необходимость в проведении рада организационных мероприятий. В данном случае речь идёт о тренингах, направленных на сплочённость коллектива, формирование команды, проведение групповых мероприятий по анализу ценностей организации, определению стратегических целей компании и пр.
Пример цели тренинга:
Овладение технологией холодного звонка и методов работы с сопротивлением клиента при установлении контакта по телефону.
Под концепцией тренинга необходимо понимать обоснование цели тренинга, которое является основной идеей, стержнем тренинга. Фактически концепция задаёт тон всего тренинга. Концепция тренинга нужна, прежде всего, для позиционирования тренинга руководству и участникам.
Пример концепции тренинга:
В процессе поиска и установления контакта с новым клиентом менеджеру приходится осуществлять холодные звонки, в ходе которых очень часто можно столкнуться с сопротивлением клиента. Данное обстоятельство может стать серьёзным препятствием на пути установления контакта и привлечения нового клиента.
Настоящий тренинг направлен на овладение технологией холодного звонка и методов работы с сопротивлением клиента при установлении контакта по телефону.
2.Разработка программы тренинга с разбивкой на тематические модули. После того как цель и концепция тренинга сформулированы, разрабатывается программа тренинга. Программа тренинга создаётся путём дробления цели тренинга на задачи, формулирование из задач тематических модулей, дальнейшей детализации задач и описание их в терминах результата. Происходит это следующим образом:
Цель: Овладение технологией холодного звонка и методов работы с сопротивлением клиента при установлении контакта по телефону.
Для того чтобы данная цель была достигнута необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать специфические особенности установления контакта по телефону.
2. Овладеть методами преодоления секретарского барьера.
3. Исследовать сопротивление при установлении контакта по телефону и овладеть методами преодоления сопротивления при взаимодействии по телефону.
Далее каждая задача формулируется в виде названия модуля детализируется, разбивается на более мелкие задачи. В результате получаем программу тренинга.
Пример программы тренинга:
Модуль 1. Специфика установления контакта по телефону.
Данный модуль направлен на понимание участниками психологических особенностей и закономерностей установления контакта по телефону. Основная цель модуля – формирование умений делового общения и взаимодействия по телефону при осуществлении «холодных» звонков.
В результате прохождения данного модуля участники:
•Изучат и поймут специфические особенности ведения переговоров по телефону.
•Овладеют техниками установления и удержания контакта по телефону.
•Овладеют особенностями построения речи при общении по телефону.
•Освоят принципы построения фраз, особенности построения разговора, способствующие удержанию внимания клиента, расположению к разговору и эффективной передаче информации.
•Научатся по телефону выявлять лицо, ответственное за принятие решений.
•Рассмотрят понятие эмоционально-напряжённого контакта. Овладеют приёмами снятия эмоционального напряжения в процессе взаимодействия по телефону.
Модуль 2. Прохождение секретарского барьера при выходе на лицо, принимающее решение
Настоящий модуль направлен на овладение технологией прохождения секретарских барьеров.
В результате прохождения модуля участники:
•Рассмотрят различные типы секретарей и особенности взаимодействия с каждым типом.
•Рассмотрят процесс прохождения секретарского барьера при выходе на лицо, принимающее решение.
•Проработают в режиме тренировки умение преодолевать секретарские барьеры в привязке к специфике ситуаций взаимодействия операторов call-центра компании.
Модуль 3. Сопротивление клиента в процессе взаимодействия по телефону
Настоящий модуль направлен на понимание концепции сопротивления и возражения со стороны клиента. Основная цель модуля – овладение техниками и приёмами работы с сопротивлением клиента при осуществлении «холодных» звонков.
В результате прохождения модуля участники:
•Исследуют психологическую природу сопротивления клиентов при взаимодействии по телефону, поймут, что стоит за сопротивлением клиента.
•Рассмотрят различные типы сопротивления клиента при осуществлении холодных звонков.
•Рассмотрят общую стратегию работы с сопротивлением клиента при взаимодействии по телефону.
•Изучат технику «Вы-подхода». Овладеют методами снятия сопротивления клиента при взаимодействии по телефону.
•Проработают в режиме тренировки методы снятия сопротивления клиента.
3.Создание дизайна тренинга, методическое насыщение. На данном этапе осуществляется подбор методов тренинга под конкретные задачи. Важным условием тренинга должно быть соблюдение баланса теории-практики в процентном соотношении: 20 / 80.
4.Описание методички по ведению тренинга (рабочие материалы тренера). На основании дизайн-сетки тренинга описывается методичка по его ведению. Каждое упражнение тренинга должно описываться исходя из следующей структуры:
Рефлексия (вопросы для обсуждения)
5.Создание раздаточных материалов (рабочая тетрадь участника тренинга). Заключительным этапом создания тренинга является разработка рабочей тетради участника. Здесь тренер должен максимально использовать свои творческие способности. Основные требования к раздаточным материалам:
1. Наглядность. По возможности необходимо использовать схемы, таблицы, рисунки вместо сплошного текста. Основные определения необходимо выделять.
2. Простота восприятия. Ненужно стремиться вложить всю теорию в раздатку.
3. Логическая последовательность изложения.
4. Удобство. (каждая тема с новой страницы, место для записи)
Источник: hr-portal.ru
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную Лекции и практикум по психологии
Тренинги
Методика подготовки и организации психологического тренинга
Методика подготовки и организации психологического тренинга |
Лекции и практикум по психологии — Тренинги |
План1. Проблема планирования и составления программы тренинга Список литературы1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, Проблема планирования и составления программы тренингаПринципы планирования и составления программы психологического тренингаСуществует ряд общих принципов, которые необходимо учитывать при планировании тренинга и составлении программы. Среди них выделяют принцип преемственности тренинговых действий и занятий и принцип поэтапности развития группы. Девятишаговая модель подготовки к тренингу И.В. ВачковаШаг первый. Определение темы и цели тренинга как образа будущего результата. |
![]() |
Необходимо рассчитать, сколько занятий надо включить в каждый блок. При этом рекомендуется учесть возможные перерывы в занятиях, вызванные праздниками, каникулами и т.п. Скажем, если вы начинаете тренинг во второй половине сентября и проводите занятия раз в неделю, то, вероятно, до осенних каникул вам удастся провести не более семи занятий. Тогда можно, например, два занятия посвятить первому блоку, то есть мотивированию участников, «разогреву» перед глубокой работой, а пять — включить в блок развития толерантности.
Шаг восьмой. Составление сценарного плана тренинга.
Реализация этого шага связана с распределением подобранных или разработанных упражнений по занятиям. При этом необходимо учитывать следующие критерии:
1) важнейшая решаемая упражнением задача;
2) время, которое необходимо затратить на упражнение;
3) совместимость упражнений друг с другом;
4) стадия групповой динамики, когда будет применено упражнение;
5) тип и степень активности участников, инициируемые упражнением
(физическая подвижность или «сидячая» работа в кругу);
6) уместность применения упражнения в данный момент, готовность к нему участников).
Шаг девятый. Написание сценария тренинга с указанием цели каждого занятия и всех необходимых материалов.
Записать сценарий тренинга необходимо максимально подробно, обращая внимание на детали при описании упражнений. Ведущему необходимо составить план каждого занятия на отдельной карточке с указанием названий упражнений. Все перечисленные в сценарии занятия материалы нужно приготовить заранее и оставить в тренинговом зале.
Оформление программы психологического тренинга
Структура тренингового занятия
Анализ тренингового занятия и программы тренинга
По завершении тренинга психологу следует проанализировать свою работу, учесть достижения и ошибки, обобщить накопленный опыт. Такой анализ будет эффективным, если при планировании работы тренер предусмотрел средства, позволяющие ему фиксировать важнейшие параметры процесса реализации программы.
Для облегчения проведения такого анализа целесообразна постоянная фиксация важнейших параметров работы ведущего и группы в течение всего периода реализации программы. Итоги каждого занятия необходимо анализировать сразу по его завершении. Подводя итоги каждого проведенного занятия, можно воспользоваться представленной ниже схемой. Регулярное заполнение этого бланка позволит ведущему накапливать важный и интересный материал, который наверняка пригодится в дальнейшем.
1) Тема, цель, задачи, время и место проведения.
2) Состав участников занятия.
3) План занятия (проводимые упражнения):
а) запланированное;
б) реально проведенное.
4) Особенности группы: характер отношений; психологический климат; личностные изменения участников.
5) Успешность в использовании упражнений и психотехники.
6) Особые ситуации.
7) Важные достижения, методические находки.
Контрольные вопросы
1) В чем состоит проблема планирования и составления программы тренинга?
2) Назовите принципы планирования и составления программы тренинга.
3) Какие девять этапов подготовки психологического тренинга выделяет И.В. Вачков?
4) Какие этапы ведения тренингового занятия выделяет В.Э. Пахальян? Дайте характеристику каждого этапа.
5) Для чего в работе психолога необходим анализ тренингового занятия и реализованной программы тренинга?
Источник Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с.
- Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Учитель — семья»
- Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Я — учитель»
- Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Учитель — ученик»
- Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Учитель — класс»
- Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Учитель — школа»
Источник: www.vashpsixolog.ru
Тренинг: что это такое и как его проводить
Тренинг – это интенсивная форма обучения, где в короткие сроки происходит передача полезных практических навыков от спикера к аудитории. В этой статье мы поговорим про обычные тренинги, подразумевающие прямой контакт выступающего с разными группами пользователей. Если вам интересен онлайн-формат, прочтите статью про организацию вебинара. В онлайн-тренингах все устроено примерно так же, а основная разница связана с большим объемом предлагаемого материала.
Тренинг может длиться от одного до нескольких дней, и этот формат можно называть расширенной версией мастер-класса: у спикера есть больше возможностей для раскрытия сути предложенной темы, а у пользователей есть больше времени на взаимодействие, обмен опытом, учебу и закрепление сразу нескольких навыков.
Далее мы будем говорить о том, как организовать свой первый тренинг. Составим инструкцию, которая может пригодиться при подготовке к выступлению. Она не будет включать в себя организационные моменты, связанные с продажей билетов, взаимодействием с организаторами конференции и прочими второстепенными вещами – вы взрослые люди и сможете самостоятельно обо всем договориться. Сэкономленное время мы уделим нюансам, которые не видны с первого взгляда.
Рассмотрите возможность отказаться
В первую очередь у вас должно быть достаточно квалификации для проведения тренингов – это длительное мероприятие, во время которого вы будете вынуждены рассказывать множество нюансов по выбранной теме. Если вы организуете мероприятие только ради прибыли, то быстро заработаете плохую репутацию и не сможете развиваться в этом направлении – на ваши выступления не будет никто ходить. Поэтому воздержитесь от тренинга, если не обладаете глубокими знаниями и не сможете дать больше пользы, чем стоит входной билет.
Юмористический ролик про правду на липовых тренингах.
Во вторую очередь вы должны быть готовыми работать со взрослой аудиторией. Здесь есть много специфических моментов, основные из которых выглядят так:
- У взрослых есть наработанный опыт, который доказал свою пользу в разных жизненных ситуациях. На тренинге этот опыт будет конкурировать с новыми знаниями, и из-за этого у многих участников будет низкая мотивация к обучению и приобретению дополнительных навыков. Часто такие люди посещают десятки мероприятий, знают всю необходимую теорию, ничего не делают для результата и всегда требуют от вас повышенного внимания. В итоге вы потратите силы и время, а вашими советами никто не воспользуется.
- Взрослые ставят под сомнения авторитет любого спикера. Повышенной критике подвергаются начинающие тренеры без достаточного количества формальных регалий. Справиться с недоверием поможет только глубокое знание материала, о котором мы говорили в первом пункте этого раздела.
- У взрослых развито скептическое мышление, поэтому все задания тренинга должны быть полезны на практике. Просто так для общего развития никто ничего делать не захочет. Поэтому на каждом шаге потребуется подробное объяснение: «сейчас мы делаем упражнение №1, которое поможет достичь того-то. Если его не освоить, вы не сможете выполнять вот эти задачи» и т.д.
- Взрослые дорого оценивают свое время, поэтому не потерпят заминок и банальных знаний, которые они могут получить и без посещения тренинга.
Если вы проверили себя и чувствуете сомнения по первому или второму пункту, рассмотрите возможность не проводить тренинг. Скорее всего, у вас не хватит ресурсов, чтобы качественно все организовать. Дайте себе еще немного времени на подготовку. Если ничего не смущает, переходите к следующему пункту инструкции.
Определите направление тренинга
Для начала составьте собирательный образ того человека, на которого ориентирован тренинг. Не нужно пытаться угодить всем. Делайте ставку на специфическую аудиторию. Например, вы хотите провести тренинг по самообороне для офисных сотрудников, которые не служили в армии и ничего не знают об уличных драках.
Теперь сформулируйте реальную задачу, с которой должны разобраться все участники тренинга. Вот пример плохой задачи: после трехдневных занятий вы научитесь нокаутировать любого человека с одного удара – здесь за большим обещанием стоит пустота, поскольку без многолетней подготовки справиться с заданием нереально.
А вот пример хорошей задачи: после трехдневных занятий вы научитесь заранее видеть опасность, обучитесь осторожности, узнаете о разрешенных средствах самообороны, изучите основы конфликтологии и сможете предотвратить 95% агрессии – все это реальные цели, которые осваиваются с нуля.
Придумайте концепт – эта та интересная часть, которая будет отличать ваш тренинг от десятков других. Например, вашим концептом могут стать уроки самообороны в полевых условиях – вы специально отказываетесь от теплого спортзала и проводите участников по тем местам, где самый высокий риск нападения. Концептов может быть много и нужно подумать, что больше запомнится вашим участникам тренинга. Если возникнут проблемы с подготовкой концепта, прочтите советы из книги «Кради как художник», изучите материалы коллег, выделите интересные идеи и адаптируйте их под собственный тренинг. Все так делают, и вы не стесняйтесь.
Напишите программу тренинга
Программа – это весь материал, который вы планируете использовать на протяжении тренинга. Вот несколько рекомендаций, которые с этим помогут:
- Забудьте про тайминг. Тайминг – это разделение тренинга по часам. Например, с 9 до 10 часов вы знакомитесь и решаете все организационные моменты, с 10 до 11 выполняйте первое упражнение, потом 30 минут кофе-брейка и так далее. Здесь в любой момент все может пойти не по плану, и из-за нарушенной хронологии занятия будут скучными и неэффективными.
- Вместо тайминга используйте смысловые блоки. Смысловой блок – это фиксированное количество материала, которое легко встроить в перерывы на обед или кофе-брейк. Смысловой блок не привязан по времени, и любой момент может быть заменен на другой. Например, вы начали выполнять упражнение, которое никому из участников не интересно. Поскольку ваш материал нарезан на блоки, вам легко удалить эту неинтересность и предложить что-то новое. Если бы был четкий тайминг, то все бы страдали.
- Пропишите несколько альтернативных сценариев, на случай, если что-то пойдет не так и участникам сильно не понравится заготовленный материал.
- Добавьте несколько блоков в «подвал» – соберите дополнительный материал, который изначально не входит в программу тренинга. Этот материал может пригодиться во время работы с активной и хорошо подготовленной аудиторией, которая с легкостью освоила предлагаемые навыки. В этом случае вы не должны зацикливаться на пройденном, а переключиться на наработку нового навыка. Все время тренинга должно приносить пользу.
Возьмем наш трехдневный тренинг по самообороне для офисных сотрудников, воспользуемся перечисленными рекомендациями и составим примерную программу:
- 1 день. Знакомство с тренером → организационные моменты → определение цели тренинга → план занятий → правила тренинга → теория защиты → обед и несколько перерывов → продолжение теории → домашнее задание.
- 2 день. Встреча → проверка домашнего задания → краткое повторение теории → перерыв → отработка защитного навыка в переходе в метро → подведение итогов → новое домашнее задание.
- 3 день. Встреча → проверка домашнего задания, повторение теории и изученного навыка → поход в кафе и перерыв → отработка защитного навыка при нападении в кафе → поход в глухой переулок и отработка защитного навыка при нападении нескольких противников → подведение итогов.
Чем больше интерактива и нестандартных ситуаций вы сможете предложить, тем выше ценность вашей программы. Будет круто, если в интерактив будет вписана неочевидная переменная. Например, вы наймете специальных людей, которые под видом гопников попробует напасть на нескольких участников тренинга. Здесь добавится стресс, и ученики смогут лучше запомнить все теоретические концепции.
Подкорректируйте составленную программу тренинга
Когда вы заполните все блоки, вы столкнетесь со множеством ограничений. Например, даже в арендованном кафе вам могут запретить демонстрировать приемы самообороны или у вас не получится найти хорошо подготовленных людей, которые смогут сделать качественную подготовку и без вреда для здоровья напасть на участников тренинга. В этом случае программу придется переписывать и адаптировать ее под те ресурсы, которые есть в наличии. Здесь важно подключить творческое мышление, чтобы не превратить интересную задумку в пресный урок.
Проведите тренинг и подумайте о дальнейших перспективах
Если ваш тренинг будет соответствовать ожиданиям аудитории, приготовьтесь к тому, что большую часть материала вы не успеете изложить. Обязательно появятся дополнительные вопросы или нюансы, которые затянут обучение и ограничат составленную программу. На этот случай вы должны проранжировать все смысловые блоки по уровню важности: от приоритетных до второстепенных.
Приоритетные блоки ставьте в начало и работайте с ними до тех пор, пока вся нужная информация не будет рассказана. Если останется время, можно подключить и второстепенные блоки. В конце обязательно дайте ссылки на свои ресурсы, где можно узнать больше информации, купить платный продукт или записаться на следующий тренинг. На этом все.
Мы понимаем, что в рамках одной статьи невозможно учесть все нюансы. Поэтому мы постарались рассказать о самом главном, и теперь ждем обратной связи. Напишите, как прошел ваш первый тренинг и какие из предложенных рекомендаций вам помогли? Желаем удачи!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Вебинар: что это такое и как его проводить
- Мастер-класс: что это такое и как его проводить
- Андрагогика: принципы обучения взрослых людей
- Перевернутый класс
- Тренинг Тони Роббинса. День 6. Управлять своим временем и своей жизнью
- Тренинг Тони Роббинса. День 5. Ваши нормы поведения: будьте безупречны
- Тренинг Тони Роббинса. День 1. Контроль эмоций: секрет успеха
- Тренинг Тони Роббинса. День 4. Финансовое благополучие: какие шаги – такая удача
- Виды и формы образования: краткий ликбез
- Как создать систему постоянного обучения
Источник: 4brain.ru
Что такое тренинг – что это за форма обучения, какие бывают тренинги, какие у них есть плюсы и минусы
Форма обучения, при которой преподаватель взаимодействует с каждым учеником.
Дата: 06.04.2021
Время чтения:
Тренинг – это «интерактивный» тип обучения. Интерактивность – это взаимодействие. То есть тренинг – это такое обучение, при котором происходит взаимодействие преподавателя и ученика.
Более понятное название тренинга – «тренировка». Когда преподаватель вас тренирует, он обязательно с вами взаимодействует. Например, тренер по плаванию стоит рядом с вами в воде, а тренер по борьбе вас даже «бьет». Ну, в какой-то мере.
Тренинги всегда проводятся в групповом формате. То есть учеников обязательно несколько. И ученики обычно взаимодействуют друг с другом, а не только с преподавателем.
Давайте разбираться с этим понятием подробнее.
Какие есть типы тренингов
Навыковый
Задача такого тренинга – сформировать у вас навык. Навык – это умение выполнять определенную работу, которое доведено до автоматизма.
Например, тренинг по плаванию – навыковый. Его цель – сформировать у вас навык «плавать». То есть обучить вас так двигать руками и ногами в воде, чтобы вы это делали автоматически, не задумываясь.
Использование формул в Excel – это навыковый тренинг. Рекрутирование дистрибьюторов на «холодном» рынке – тоже навыковый тренинг.
Психотерапевтический
Тренинги этого типа проводятся для того, чтобы что-то изменить в сознании человека. Их не стоит путать с психологическими тренингами.
Например, собирается группа людей, которые боятся пауков. И психотерапевт начинает их особым образом «тренировать», чтобы они перестали бояться пауков.
Психологический и социально-психологический
На эти тренинги записываются люди, которые хотят что-то изменить в своей психологии.
Например, люди с заниженной самооценкой, которые хотят ее повысить. Или замкнутые люди, которые хотят научиться общаться с окружающими. Или те, кто боится выступать на публике и хочет побороть свой страх.
Очень часто в психологических тренингах работа идет и над изменениями в сознании, и над формированием определенных навыков. Например, чтобы научиться общаться с окружающими и «жить» в социуме, человеку нужно будет сначала изменить свою самооценку (работа с сознанием), а потом – сформировать определенные навыки – научиться поддерживать разговор, правильно отвечать на оскорбления в свой адрес и пр.
По бизнесу
Это отдельная категория тренингов. Она может включать в себя очень много разных элементов.
Чаще всего в тренингах по бизнесу развиваются навыки двух категорий:
- Soft Skills – навыки типа общения с окружающими, решения конфликтных ситуаций, целеустремленности и пр.
- Hard Skills – профессиональные навыки. Для копирайтера это грамотность и умение «чувствовать» текст, для аналитика – навыки работы с аналитическими инструментами, обобщения результатов и пр.
Бизнес-тренинги – наверное, самые распространенные, они есть в любом бизнесе. Компании намеренно отправляют своих сотрудников на тренинги, чтобы постоянно совершенствовать персонал и добиваться конкурентных преимуществ за счет внутреннего развития.
Вот несколько подтипов бизнес-тренингов, которые вам могут встретиться. Я считаю нужным кратко прокомментировать каждый из них.
Тайм-менеджмент
Дословный перевод – «управление временем». Как максимально эффективно использовать свое рабочее время, чтобы решать много задач и постоянно продвигаться по карьерной лестнице.
Тим-лидинг
Происходит от слов «Team» (команда) и «Lead» (вести). Тим-лидинг – это умение создавать с нуля команды специалистов и эффективно управлять ими. Оно особенно нужно менеджерам и руководителям компаний.
Цель этого типа тренинга – научить каждого участника создавать «дримтим» (dream team) – команду мечты. То есть такой коллектив, в котором все будут хорошо общаться друг с другом, все будут замотивированы, заинтересованы в процветании компании.
Тренинги по корпоративной культуре
Они часто проводятся для «новичков» в компании. Эти тренинги помогают людям стать частью компании и понять, как надо себя в ней вести, как одеваться, как разговаривать с клиентами, реагировать на жалобы и пр.
Например, каждый раз, когда я прихожу в «Магнит Косметик», мне продавцы говорят: «Здравствуйте». В «Пятерочке» и в обычном «Магните» такого нет. Когда прихожу на кассу в Караване, кассир говорит: «Здравствуйте, пакет?»
Почему они так говорят? Потому что их этому научили на тренингах по корпоративной культуре, «привили» им эту культуру, эти правила общения с потребителями.
Профайлинг
Такие тренинги есть далеко не везде. Профайлинг – это умение анализировать мимику и жесты людей. В некоторых компаниях и организациях определенные специалисты обязательно проходят курсы профайлинга и занимаются только тем, что «считывают» лица и жесты клиентов.
Например, в аэропортах среди всей толпы людей есть специалисты по профайлингу. Они посматривают на толпу и пытаются заметить необычные жесты, нервозность и пр. Если специалист замечает что-то странное, он быстро сообщает об этом охране аэропорта и охрана делает проверку.
Методы тренинга
Давайте рассмотрим основные методы «взаимодействия», которые используются в тренингах.
Дебаты
Дебаты – это спор. В рамках спора каждая сторона высказывает свои аргументы и реагирует на аргументы другой стороны.
В жизни дебаты обычно проводятся для того, чтобы определить, что правильно или неправильно. Или чтобы «раскрыть» людей, которые участвуют в дебатах. Например, у нас в вузе шли дебаты о том, стоит ли объединять два вуза в один. А в США в это время шли дебаты Трампа и Клинтон.
В тренинге дебаты обычно проводятся с другой целью. Они нужны для того, чтобы научить людей защищать свою точку зрения и быстро подбирать аргументы.
Например, я участвовал в дебатах по системе Поппера на тему «Плюсы и минусы репетиторства». Перед началом дебатов две команды тянули жребий – кому-то выпадало защищать репетиторство, а кому-то – критиковать его. И надо было найти сильные аргументы вне зависимости от своей личной позиции.
Мозговой штурм
Все участники подбирают решения для какой-то проблемы. Задача – предложить как можно больше решений, пусть даже совсем нереальных. Затем все эти решения анализируются и из них выбираются наиболее эффективные.
Игры
Например, на педагогических тренингах учителя играют в «учителя и учеников». Кто-то из учителей остается учителем и объясняет материал другим учителям, которые превращаются в «учеников» и смотрят на объяснение «со стороны».
Игры очень увлекательны и помогают хорошо формировать soft skills – делают участников игрового процесса более открытыми, общительными, учат защищать свою точку зрения и пр.
Лекция
Лекции могут присутствовать на тренингах, но они должны занимать не более 20 % от всего времени тренинга. Потому что в рамках лекции намного сложнее добиться «интерактивности», то есть взаимодействия между преподавателем и студентами.
Как происходит большинство лекций? Преподаватель говорит, ученики пишут. Вот и все. Никакого тренинга.
Семинар
Это уже более активная форма работы с информацией. Между участниками тренинга распределяются вопросы, они готовят материал по этим вопросам, выступают с ним. Остальные участники слушают и задают вопросы. Семинары могут включать в себя дискуссии – активное обсуждение каких-либо проблем.
Как проходит тренинг
Тренинг обычно начинается с теории, которую ученики просто получают от преподавателя. Например, на тренинге по профайлингу преподаватель сначала скажет, что такое профайлинг, на тренинге по плаванию преподаватель объяснит и покажет, что делать, чтобы не утонуть.
Затем начинается практика. В большинстве случаев – в групповом формате. Все участники тренинга разбиваются на группы и начинают решать задачи, которые были перед ними поставлены. Каждый из участников делает свой вклад в «общее» дело.
Преподаватель может принимать участие в групповой работе учеников, а может отдать ее ученикам на «аутсорсинг», то есть позволить им самостоятельно искать решения поставленных задач.
Третий этап – обсуждение результатов. Здесь уже преподаватель обязательно присутствует и дает свои комментарии, рекомендации и оценки.
Четвертый этап – рефлексия, или самоанализ. На этапе рефлексии все участники тренинга обобщают полученный опыт.
Что можно получить на тренинге
Разберем, зачем люди ходят на тренинги и что эти тренинги им дают.
Хорошие теоретические знания
Целью тренинга может быть получение теоретических знаний о чем-либо. Но эта «теория» не должна быть такой же, как в книгах или учебниках. Она должна быть, например, объяснена на таких примерах, которые навсегда останутся в памяти, или «опробована» на чем-то практическом, что позволит применять эту теорию в реальной жизни.
Практические навыки
Как правило, люди все-таки приходят на тренинги не за теорией, а за практическими навыками. Допустим, они хотят научиться оказывать первую помощь, научиться ремонтировать автомобили. Или использовать Яндекс-Метрику для анализа веб-сайтов.
Тренинги должны формировать именно навыки, а не умения. То есть помогать доводить какое-то умение до автоматизма, чтобы человек мог легко его применять на работе или в жизни.
Мотивация
Мне доводилось посещать несколько тренингов по сетевому маркетингу, потому что мои родители работают в сетевом бизнесе. Я всегда буду помнить тот заряд мотивации, который получаешь на этих тренингах.
Преподаватели там – всегда целеустремленные и замотивированные люди. Они общаются с участниками тренинга так, что коренным образом «меняют» их сознание, заряжают желанием действовать, менять свою жизнь.
Знакомства
На тренингах всегда можно найти единомышленников. Можно встретить там людей, у которых такая же система ценностей, как у вас, такие же мечты и планы.
Для бизнесменов подобные знакомства особенно выгодны. Тренинги позволяют бизнесменам и предпринимателям находить себе партнеров по бизнесу, находить тех, с кем можно будет впоследствии обсудить какие-то проблемы, у кого можно будет спросить совета.
Критика
На тренинге вы выслушаете то, что скажет вам преподаватель или другие участники. Сможете посмотреть на себя, свои идеи и планы со стороны.
Критика на тренингах – конструктивная. Преподаватель не захочет унизить вас или как-то оскорбить. Ему платят за то, чтобы он обеспечивал личностный рост каждого из участников.
Поэтому для любого участника тренинга послушать критику в свой адрес в рамках обучения будет очень полезно.
Сертификаты
Это «бумажное» подтверждение того, что вы прошли тренинг. Сертификаты нужны для вашего портфолио. Они продемонстрируют вашим будущим работодателям, что вы стремитесь к саморазвитию, готовы уделять время посещению тренингов и постоянно обучаться чему-то новому.
Как выбрать тренинг
Если вы сейчас думаете о том, на какой тренинг пойти, то вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать правильный выбор.
Определитесь с целями
Задайте себе вопрос: «Зачем мне это надо?». Зачем вам учить французский? Зачем вам знать правила оказания первой помощи?
Чем более сильная будет мотивация, тем лучше. Вокруг очень много всего интересного, но наше время в течение дня все-таки ограничено и поневоле приходится делать выбор.
Если у вас нет цели и вы идете на тренинг просто так, то когда нужно будет приложить усилия для решения какой-то задачи, вы будете «пасовать». У вас ведь нет цели, нет желания что-либо делать и «напрягаться».
В итоге тренинг вам не даст никакого результата, время будет потрачено впустую.
Узнайте, кто ведет тренинг
Часто важным бывает не столько описание тренинга, сколько описание личности преподавателя. Выясните, кто этот человек, каких успехов он достиг, стоит ли его в принципе «слушать».
Например, я бы пошел на тренинг по интервьюированию от Владимира Познера. Потому что мне нравятся его интервью, нравятся вопросы, которые он задает. На тренинг от Дудя – вряд ли. Он, может быть, тоже профессионал, но меня лично его интервью как-то не так «цепляют».
Сопоставьте цену и свои доходы
Не надо ходить на очень дорогие тренинги. Вы вряд ли сможете быстро их окупить. А если программа вас разочарует – вы будете корить себя за то, что выбросили деньги на ветер.
По поводу бесплатных тренингов мнения расходятся. Мы все знаем, что «бесплатное не ценится» и что «бесплатный сыр только в мышеловке». И еще, что «дорого да мило, дешево да гнило». Но лично я умею ценить бесплатное. И выбирать качественные бесплатные тренинги умею тоже (ну, как мне кажется).
Так что тут все субъективно.
Какие тренинги посмотреть прямо сейчас
Есть интересные бесплатные тренинги от Нетологии. Они все почти проходят в групповом формате, ученики принимают в них участие.
Вот перечень бесплатных материалов от Нетологии – просмотрите их и отберите нужное. В перечне кроме онлайн-тренингов есть еще вебинары, я не могу их «отфильтровать», потому что они все на одной странице.
А вот ссылка на бесплатные материалы от Скиллбокса. Там тоже есть тренинги, которые проводятся в групповом формате. Мне особенно интересными кажутся психологические тренинги.
Еще есть проект ВсеТренинги, где размещается информация о самых разных оффлайн-тренингах в любом городе России. Зайдите туда, введите свой город и выберите тот тренинг, который вам по душе.
Очень много digital-тренингов можно найти на сайте Training Space. Все тренинги там рассортированы на группы, есть материалы для руководителей, специалистов отдела продаж, HR и так далее.
Посмотрите еще мою подборку с курсами по психологии. Там есть много психологических курсов и тренингов, в том числе полностью бесплатных.
Заключение
Вот и подошел к концу наш разговор о тренингах. Уважаемые читатели, а лично вы посещали когда-нибудь тренинги? Была ли полученная там информация для вас полезна?
Планируете ли вы в ближайшем будущем посетить какой-нибудь тренинг? Если да, то сколько денег вы готовы на него потратить?
Источник: vsvoemdome.ru