3.7 Оценок: 7 (Ваша: )
Автор статьи:
Игорь Горчилин
Дата публикации:
Время прочтения:
Следующая статья:
Для неопытного пользователя попытка заняться обработкой музыки может закончиться обескураживающе. Сотни незнакомых терминов, десятки сложных программ с перегруженным интерфейсом, непонимание основных принципов редактирования — всё это причины, по которым хочется отложить свои эксперименты с музыкой на потом. На самом деле бояться нечего!
СВЕДЕНИЕ и МАСТЕРИНГ для начинающих
Чтобы сделать ремикс любимого трека, записать кавер и даже песню собственного сочинения, не обязательно получать специальное образование. Достаточно разобраться в базовых приемах редактирования аудиозаписейи подобрать подходящую программу. Чтобы подробно разобраться и в том, и в другом вам поможет эта статья.
- Разновидности обработки звука
- Амплитудные преобразования
- Частотные преобразования
- Временные преобразования
- Другие преобразования
- Виды аудиоредакторов и обработки
- Заключение
Разновидности обработки звука
При классификации видов обработки звука на компьютере учитываются следующие исходные данные:
- характеристики, которые можно менять (громкость, частота, амплитуда, фаза, частотный и динамический диапазоны, битрейт, частота дискретизации);
- привычное уху свойство звуковой волны отражаться от поверхности, создавая такие эффекты, как эхо и реверберация;
- расположение источника звука относительно панорамы.
В зависимости от комбинации этих факторов можно выделить 4 основные группы преобразований:
- Амплитудные (динамические).
- Частотные (спектральные).
- Временные (пространственные).
- Другие (не вошедшие в первые три по различным причинам).
Также стоит не забывать про такое направление в редактировании звука как аудиомонтаж— это простой и древний способ обработки, который применяется для 90% фонограмм. Обрезка начала или конца трека, вырезание и вставка отрывков, их замена и размножение. Все подобные действия интуитивно понятны в любом редакторе, поэтому отдельно рассматриваться не будут.
Обработка аудиозаписи необходима для её дальнейшего использования
Амплитудные преобразования
Динамическая обработка звукаподразумевает под собой увеличение громкости, а также расширение и сужение динамического диапазона (разницы между самым маленьким и большим значением амплитуды). Во втором случае часть звуков становится громче, а часть — тише.
Выделяют 8 основных эффектов.
Применяется для выравнивания громкостивсей композиции или отрывка. Указывается в процентах. Если выставить нормирование на 100%, то при максимально выкрученной ручке громкости будет выдаваться ее максимально доступный программный (цифровой) уровень. Чем меньше уровень нормализации, тем тише получится звук при одном и том же значении уровня громкости в проигрывателе.
Fade in и Fade out
Эффекты вступления и отступления помогают делать плавные переходымежду композициями, чтобы альбом звучал более цельно. Если применить их одновременно для правого и левого каналов, то появится ощущение нарастанияили затихания. При использовании в одном канале создается ощущение приближения или удаления источника звука.
Также полезны для маскировки щелчков и других помех в начале и конце трека.
Любые изменения можно наблюдать на звуковой волне
Применяется для увеличения громкости и разборчивости аудио. Функция снижает амплитудный диапазон звука — разница между самыми громкими и самыми тихими участками снижается, благодаря чему уху проще уловить все детали. Проще всего принцип компрессии понять на примере листа бумаги. Если его скомкать, то получится много резких выступающих граней.
Если же его сжать со всей силы, то он станет похож на шар, с меньшим количеством резких граней. Именно таким образом компрессор обрезает все “торчащие” звуки, а громкость увеличивается в той же степени, в которой было сделано сжатие.
Минусы:снижается динамика трека, в звучании появляется монотонность.
Жесткая версия компрессора, которая срезает, а не плавно подавляет звуки. Как правило, используется уже после сведения для доработки готового трека. С его помощью убирают ненужные пики, поднимают сигнал до максимального уровня без искажений.
Так же существует расширенная версия с более тонкими настройками — максимайзер. Применяется во время мастеринга, чтобы улучшить итоговое звучание.
В отличие от компрессора подавляет звук на нижних значениях. Удобен для избавления от шумов (нужно выставить порог срабатывания чуть выше их уровня). Необходимо точно задать параметры обработки, а иногда приходится все делать вручную.
Одно из преобразований группы сатурации. Дает эффект перегрузки усилителя с искажениеми уплотнением звука. Получается за счет неестественного и резкого сокращения динамического диапазона. Волны прямоугольной формы богаты гармониками, благодаря чему звучание получается яркое, агрессивное, скрежещущее.
Чаще всего можно услышать на гитаре в heavy metalкомпозициях, но иногда применяется и для вокальных партий.
Разновидностями эффекта являются fuzzи овердрайв. Их отличие – в частотных показателях усилителя, методах ограничения, пропорции базового и искаженного сигнала.
Например, гитаристы во время выступлений используют специальную педаль для достижения эффекта дисторшн
Вибрато (амплитудная модуляция)
Простое изменение амплитуды, при котором звук начинает дрожать с заложенной периодичностью. При повышенных значениях превращается в риппер. Также выделяют тремоло— подвид вибрато, при котором итоговый сигнал выдается порционно при частоте более 10 Гц.
На начальном этапе, когда все эти способы обработки будут для вас ещё в новинку, советуем работать в простых аудиоредакторах. В идеале – в тех, что предлагают готовые режимыпреобразования трека. Это поможет вам не только сэкономить время и не потерять энтузиазм, но и на практике отследить, как меняют звучание исходной аудиодорожке те или иные настройки.
Подбор удобного софта может занять от получаса до нескольких дней – редакторов звука, которые действительно подходили бы для новичков, крайне мало. На наш взгляд, оптимальный вариант – программа АудиоМАСТЕР. Также можно выделить Аудасити и AVS Audio Editor – по функционалу они похожи – но АудиоМАСТЕР кажется более «заточенным» под новичка. Большинство функций автоматизированы, а для более продвинутых инструментов есть понятные подсказки. Впрочем, советуем скачать аудиоредактор бесплатно по ссылке ниже и присмотреться самостоятельно.
Пропробуйте программу АудиоМАСТЕР бесплатно —
Cамый простой способ обработать аудиофайлы и сохранить в любом популярном формате!
Частотные преобразования
Этот тип применяется для очищения аудиозаписи от шумов. Контролировать процесс удобно с помощью спектрограммы— графика частот, присутствующих в композиции. Быстрее всего можно обработать музыку с 4 частотными эффектами.
Параметрический и графический эквалайзеры
Параметрическимгасят выбранные частоты, с выбранной степенью и радиусом подавления. Удобно заглушать различные призвуки, находящиеся в узком диапазоне частот.
В графическомвсе настройки задаются визуально, с помощью нарисованного мышкой графика. Этим методом убирают звук лишнего инструмента, так как можно разнообразно диверсифицировать уровень подавления всего диапазона.
Полезные частоты желательно не повышать, а для их выделения понижать лишние. Также не стоит применять эквалайзеры на вокале, т.к. человеческий слух очень тонко замечает минимальные отличия в голосе, тембре.
Эквалайзер позволяет корректировать амплитуду избирательно и самостоятельно выравнивать звук
Быстрое преобразование Фурье (FFT)
БПФ — быстрый и безапелляционный метод глушения ненужных частот. Если при использовании предыдущих способов подавленная волна все равно остается, то FFT моментально и полностьювырезает лишний материал.
Инструмент для повышения и понижения тембров. Результат достигается путем ускорения или замедления проигрывания.
High pass и Low pass
Звуковой фильтр high passиспользуют для того, чтобы не перегружать акустику скромных размеров басами. Действует просто — обрезает все частоты ниже заданной.
Low Passнаоборот обрезает все, что выше заданной частоты. Применяется для сабвуферов и мидбасовых динамиков. Например, если саб расположен в багажнике автомобиля, то его желательно обрезать на 70Hz. В противном случае ухо будет воспринимать басовую линию четко из-за спины, отдельно от остальной музыки.
На изображении можно видеть применение фильтра Low pass
Временные преобразования
Эти эффекты используются для пространственной обработки звука. Основываются на эффекте отражения звуковых волн, который наблюдается в реальном мире. Из-за него на открытых пространствах слышно эхо, в пустых коридорах — реверберацию. Моделируя процессы распространения звука в окружающем мире, мы как раз выполняем преобразования временных задержек.
Эффект эхо — самый популярный из этого раздела. Представляет собой однократную или многократную задержку нескольких сигналов, добавляющихся к основному. Минимальная задержка для того, чтобы получился эффект — 50 миллисекунд. В этом случае человеческое ухо воспринимает отражения как повторения оригинального сигнала, а не призвуки. Как правило, повторяющиеся копии сопровождаются затуханием, как и в реальной жизни.
Реверберация и реверсивная реверберация
Реверберация — это эффект помещений. Услышать его можно, хлопнув в коридоре в ладоши. Звук будет отражаться от одной стены, идти к другой, затем назад к первой и так последовательно “гулять” до своего затухания. Задержка должна быть меньше 50 млс, только тогда человеческое ухо распознает призвук, а не эхо.
Лучше всего ее привязывать к темпу(например, к удару барабана), а затухание подловить такое, чтобы эффект закончился до очередного удара. Так получится ее совместное дыхание с музыкой, что добавит атмосферности.
Схематичное изображение эффекта реверберации
Реверсивная версиярождается за счет обращения по времени обработанного ревербератором звука. Он как-бы начинает приближаться до того, как реально начнет звучать. Хорошо подходит для акцентирования на том или ином инструменте.
В отличие от эха дилэй/delayне имеет никаких привязанных к реальности качеств, поэтому звук просто повторяется с заданными периодичностью и затуханием. Ритмический повтор бывает обычный (с одной линией задержки базового сигнала) и сложный (2 и более линий). Лучше всего обрабатывать им отдельные партии.
Хорус и фленжер
Хорус/chorusклонирует сигнал, понемногу сдвигая частотный спектр в каждой копии. С его помощью имитируется хоровое пение или звучание инструментов. Создается ощущение, что на панораме расположено несколько источников звука.
Фленжер/flangerпо сути является частным случаем хоруса, только в этом случае задержка сопровождается фидбэком. При смешивании двух сигналов второй задерживается на 10 млс, из-за чего проявляется эффект перемещающегося гребенчатого фильтра. Хорошим примером фленжера является смена тональности сигнала проезжающей мимо машины (Доплер).
Фейзер/phaserсоздает эффект вращения каналов. В реальности может достигаться, когда источник звука или приемник перемещаются в пространстведруг относительно друга. Может применяться для точечного вырезания инструментов из трека.
Другие преобразования
В эту группу можно добавить пару десятков пунктов, но в кратком обзоре будут рассмотрены 2 наиболее известных.
Плагин для обработки вокала, ставший популярным среди исполнителей поп-музыки. Автотьюн автоматически отслеживает высоты нот, и когда обнаруживает нечистые, то подтягивает их до ближайшей “хорошей” ноты. Благодаря этой функции даже неумелые вокалисты могут звучать достаточно хорошо, так как ошибки будут скрыты автоматикой. Но если человек совсем не умеет петь, то обработанный голос будет ощущаться как ножом по уху.
Благодаря Auto Tune можно скорректировать и изменить чистоту музыкального тона
Представляет собой перенос музыки в другую тональность. Это нужно, когда присутствуют высокие ноты, неудобные для исполнения. Понизив общую тональность, вокалист без проблем споет песню на удобной высоте. Этот несложный прием обработки аудио можно провести даже онлайн – такие эффекты есть и в самом простом редакторе.
Виды аудиоредакторов и обработки
В общем виде лучшие программы для редактирования звука можно разделить на две больших категории:
- Wave Editor— редакторы этого типа используются для записи, обработки и монтажа аудио, включая генерацию звуков, наложение эффектов для музыки, коррекция качества и т.д.
- Digital Audio Workstation— профессиональный программы с расширенным диапазоном возможностей, применяемые, как правило, в студиях. Состоят из нескольких частей, объединенных одной графической оболочкой. Практически все DAW имеют полноценный MIDI-секвенсор, а некоторые даже встроенный видеоредактор для создания клипов.
Основные задачи практически всех программ обоих типов это – редактирование, обработка и сведение звука. При этом может осуществляться два типа редактирования: “недеструктивное”и “деструктивное”.
- При обработке звука в реальном времени (real-time) изменяются только параметры воспроизведения. Если какие-то данные были удалены, то по факту они просто скрываются и не используются при проигрывании. Все эффекты могут быть наложены или отменены даже во время прослушивания. При этом на слабом компьютере одновременно удастся применить небольшое количество эффектов, а микширование и последующий экспорт производятся очень медленно.
- Деструктивное меняет исходный файл, к примеру удаляет часть песни. “Откатить” можно только часть таких изменений и только во время этой же сессии редактирования. Зато можно одновременно применять неограниченное количество эффектов, видеть весь процесс в графическом редакторе, быстро проходить этапы микширования, экспорта.
Как правило, «нестудийные» аудиоредакторы относятся ко второму типу, так что каждый этап обработки должен быть последовательным и осознанным. Это ещё раз доказывает – начинать лучше с программ попроще. С их помощью вы научитесь свободно ориентироваться в приемах редактирования звука и сможете без проблем перейти к работе в профессиональном ПО.
На случай, если вы хотите получше присмотреться к кандидатам, советуем заглянуть в наш большой рейтинг программ для создания и обработки музыки. В нем представлены как простые редакторы, так и полноценные системы для профи – почитайте обзор и скачайте ту, что понравится больше.
Заключение
Для того, чтобы научиться простым преобразованиям звука, не нужно тратить месяцы и годы жизни на доп. образование. Необходимо узнать основные типы эффектов, как и для чего они применяются, выбрать простой многофункциональный редактор и начать практиковаться. Это позволит на собственном опыте понять, как правильно обрабатывать звук.
Источник: free-audio-editors.ru
Топ 15 программ для создания музыки
В наше время создать уникальные и качественные музыкальные композиции под силу не только профессионалам и знатокам со специальным оборудованием, но и новичкам аматорам в домашних условиях. Помогут в этом вопросе лучшие программы для создания музыки.
Каждая из них представляет собой профессиональную или простую студию звукозаписи, отличается интересными эффектами, встроенными музыкальными инструментами и опциями для работы со звуком. Будем рады, если вы оцените нашу подборку программ для создания музыки.
Рейтинг программ для создания музыки на компьютере
DJ Music Mixer | Русский | Пробная | Да | 80+ | 10 | |
Adobe Audition | Русский | Пробная | Да | 80+ | 10 | |
FL Studio | Русский | Пробная | Да | 45+ | 10 | |
MAGIX Music Maker | Русский | Пробная | Да | 25+ | 10 | |
Sound Forge Pro | Русский | Пробная | Да | 7+ | 10 | |
![]() |
Virtual DJ | Русский | Пробная | Да | 10+ | 10 |
Studio One | Русский | Бесплатная | Да | 20+ | 10 | |
Mixcraft | Русский | Пробная | Да | 35+ | 9 | |
Traktor Pro | Английский | Пробная | Да | 17+ | 7 | |
NanoStudio | Английский | Пробная | Да | 25+ | 8 | |
Ableton Live | Английский | Пробная | Да | 120+ | 9 | |
![]() |
SunVox | Русский | Бесплатная | Да | 18+ | 8 |
Cubase | Русский | Бесплатная | Да | 45 | 7 | |
MadTracker | Английский | Бесплатная | Да | 170+ | 7 | |
АудиоМАСТЕР | Русский | Пробная | Да | 6 |
Обзор программ для создания музыки 2023
DJ Music Mixer скачать
DJ Music Mixer является возможность записи миксов непосредственно в программе. Это может быть полезным инструментом для диджеев, которые хотят создавать живые записи своих сетов, или для тех, кто хочет создать микстейп или подкаст.
DJ Music Mixer включает в себя ряд эффектов и фильтров, которые можно применять к трекам в режиме реального времени. К ним относятся реверберация, задержка, искажение и многое другое, что позволяет пользователям добавлять свои личные штрихи в миксы и создавать уникальные и динамичные звуковые ландшафты.
Adobe Audition скачать
Простенький и удобный аудиоредактор с профессиональными инструментами для создания музыкального материала. Проводит пакетную конвертацию аудио, очищает шумы, создает рингтоны для мобильных, работает с плагинами и audio cd.
Адобе Аудишн имеет большой выбор эффектов для классного звучания, удобный эквалайзер, мультитрековый режим, опции удаления вокала и шумоподавления. Триал-период дает месяц на знакомство с продуктом.
FL Studio (FruityLoops) скачать
Приложение отлично подойдет как профессионалам, так и новичкам в музыкальной отрасли. Представляет собой редактор-секвенсор, который отлично работает на разных ОС и поддерживает многие известные плагины.
В функционале можно провести элементарную процедуру нарезки трека или сотворить сложное музыкальное произведение. ФрутиЛупс имеет множество виртуальных инструментов и гейт реального времени, экспортирует аудио, проводит внутреннее микширование, профессиональный мастеринг, наложение аудиозаписи на видеоряд и массу других необходимых опций с музыкой.
MAGIX Music Maker скачать
Начинает наш обзор многофункциональный и удобный продукт для создания качественных композиций, способный впечатлить юзера функциональными возможностями и арсеналом виртуальных инструментов. Мьюзик Мейкер работает с разными аудиоформатами, «заливает» проекты на веб-ресурсы, проводит запись звука с разных источников, поддерживает VST 2 и различные музыкальные стили.
В функционале пользователь может сочинять, корректировать и обрабатывать мелодии, создавать интересные стили, использовать около 2000 лупов и эффектов, пользоваться микшером, аналогом драм-машины и синтезатора. Пробная версия активна 30 дней.
Sound Forge Pro скачать
Профессиональная музыкальная станция, редактирующая звук в реальном времени. Имеет встроенный набор ПО для работы с музыкой, различные фильтры и эффекты для придания уникальности работе, а также мультиформатный конвертер для преобразования данных.
Софт работает с большим числом форматов аудиоматериала, редактирует многоканальные данные, поддерживает ASIO, VST и DirectX, а также обрабатывает видео. Отличается точной правкой звука, хорошей работоспособностью и высоким качеством создаваемого материала. Цена на лицензионную версию утилиты достаточно высока, поэтому разработчики предоставили 30 дней на работу в демо-версии.
Virtual DJ скачать
Достойный звуковой редактор с качественным инструментарием для сведения треков, микширования, редактуры и обработки аудио, имитирующий диджейский пульт, плеер и скремблер. Имеет встроенный СD- и MP3-конвертер, работает с популярными форматами, симулирует виниловые пластинки, монтирует видеоматериал и сортирует треки.
Музыкальный комбайн распознает музыкальные стили, поддерживает эффекты VST, одновременно работает с несколькими звуковыми картами, записывает работы на CD и имеет трёхполосный эквалайзер. Также Виртуал Диджей имеет опцию караоке и работает с контроллерами midi-устройств.
Studio One скачать
Утилита прописывает качественный музыкальный материал, проводит мастеринг, аранжировку, микширование и звукозапись композиций.
Создание музыки осуществляется в реальном времени с помощью MIDI и звуков реальных инструментов, функций ресемплинга и нормализации, интересных спецэффектов, использования неограниченного числа треков и интеграции с плагинами. Творческая среда Студио Ван позволит реализовать свой потенциал и воплотить задумки в музыкальном произведении.
Mixcraft скачать
Представляет собой мощную станцию звукозаписи, включающую большой выбор виртуальных инструментов, звуковых эффектов и полезных опций для обработки музыки. Софт позволяет проводить аранжировку, мастеринг, сведение битов, наложение закадрового голоса, спецэффектов и переходов.
Midi-секвенсор имеет множество стилей, высококачественных сэмплов и лупов, записывает звук с гарнитуры, обрабатывает видеоклипы, поддерживает мультиканальные VST и ReWire плагины. Микскрафт имеет нелинейный аранжировщик видеоматериала, управляет тональностью и темпом. Ознакомительная версия активна 14 дней.
Traktor Pro скачать
Создает высококачественные музыкальные композиции, применяя к работе впечатляющие спецэффекты, инструменты и фильтры. Трактор популярен среди диджеев благодаря массе возможностей музыкальной среды, редактуре, микшированию, скрэтчингу, эквалайзеру и другим полезным функциям.
Софт способен считать аудио с любого источника, сохранить работу в разнообразных цифровых форматах, импортировать и экспортировать материал, вывести данные о звуковой карте, провести тонкую настройку низких и высоких частот. Утилита имеет диджейский чат, эмулирует четырёхканальный микшер и реверсивно воспроизводит треки. Меню на английском языке и есть обучающие ролики для понимания основ работы.
NanoStudio скачать
Компактная домашняя аудиостудия для создания качественных композиций с помощью впечатляющего набора эффектов и немалых возможностей. Представляет собой трио из синтезатора, секвенсора и микшера. Имеет пэды для генерирования битов, записывает звук с микрофона, поддерживает подключение музыкальных инструментов и может работать с помощью «горячих клавиш».
НаноСтудио сохраняет проекты в различных удобных форматах, записывает и редактирует аудиоклипы, поддерживает звуковые карты и midi-клавиатуры. Несмотря на англоязычную оболочку, справка и ознакомительные уроки помогут новичку понять принцип работы софта.
Ableton Live скачать
Этот высококачественный продукт создает интересную музыку и редактирует видеоклипы. По праву заслуживает внимания за счет практически неограниченного арсенала виртуальных инструментов, необычных эффектов и топовых опций для сведения композиций.
В функционале доступна полноценная редактура аудио- и видеоматериала, миксование музыки в реальном времени, создание аудиокомпозиций и применение сэмплов. Аблетон Лайф поддерживает разные инструменты, имеет удобный микшер, сэмплер, синтезатор, электрические и акустические барабаны. Пробный период ограничивает в месяце работы.
SunVox скачать
Многофункциональная станция звукозаписи, которая создает уникальные музыкальные произведения с помощью расширенного и постоянно совершенствующегося функционала. Прога выглядит в виде секвенсора со встроенным модульным синтезатором и классическим трекером, имеющим оптимизированные алгоритмы синтеза речи, интерполятор для плавного перехода звука и модули для переходов.
В СанВокс доступен экспорт и импорт аудио, обработка разноформатных произведений, запись звука с микрофона, поддержка плагинов, MIDI и нескольких звуковых систем. Юзер может предпрослушать редактируемые и завершенные проекты, применить к работе фильтры и эффекты, а также настроить под себя интерфейс.
Cubase скачать
Данная прога имеет большой выбор функций и настроек для создания и обработки музыки. Звуковая станция создает биты и работает с ними, имеет VST3-конволюционную реверберацию, инструментарий для работы с ритмическими и вокальными партиями, скоростной MIDI-секвенсинг и поддерживает виртуальное оборудование на основе VST(i).
Кубейс функционирует с популярными форматами и имеет расширенные возможности для полноценной работы с аудио, поэтому вы легко сможете реализовать даже сложные задумки.
MadTracker скачать
Домашняя аудиостудия для создания музыкальных композиций с нуля даже новичком со слабым ПК. Простенькая и удобная в управлении утилита, которая не требовательна к ресурсам устройства и распространяется бесплатно. Имеет большой выбор образцов музыки, различных инструментов и эффектов, работает с плагинами VST и передает звук в реальном времени.
Нажатиями клавиатуры просто прописать ноты, в настройках откорректировать темп и громкость, поставить запись на паузу, подключить инструменты и задать интересующие по работе проги вопросы специалистам во встроенном чате.
АудиоМАСТЕР скачать
Качественно редактирует звуковые файлы с помощью большого числа достойных функций и разнообразных спецэффектов. Мастер способен провести качественную аудиозапись, обрезать, соединить и извлечь звук, создать звуковые атмосферы и применить к проекту интересные эффекты.
Имеет качественный эквалайзер, работает с любым материалом, редактирует звук в видеозаписях, записывает голос, формирует рингтоны, корректно извлекает звук и захватывает музыку. Бесплатная версия активна только 10 дней.
Видео Обзор программ для создания музыки
Источник: boxprograms.ru
Сведение трека онлайн — сколько стоит?
В этой статье я расскажу что такое сведение музыки/трека, зачем оно нужно и самое главное — СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ?
Кроме этого, я поделюсь названиями программ и плагинов, которыми пользуюсь при работе со звуком; приведу примеры и дам практические советы тем, кто хочет научиться сводить треки самостоятельно.
Прежде чем читать статью, я предлагаю послушать «сырой» и сведенный треки. Как говорится, лучше один раз услышать, чем сто раз прочесть.
Так сколкько стоит сведение трека?
Опытный звукорежиссер берет за свою работу приличные деньги и сумма может достигать 10-15тысяч рублей.
Менее известные звукари берут за свои услуги 1-3тысячи рублей.
На самом деле цена сведения оговаривается индивидуально. Ведь все зависит от качества исходников, количества дорожек и жанра.
Я принимаю заказы на сведение и за услуги беру от 800 рублей.
Вы можете заказать сведение трека у меня, для этого просто нажмите на кнопку и напишите мне личное сообщение.
4 принципа сведения трека
Итак, весь процесс сведения можно разделить на 4 равнозначных составляющих:
- Динамическая обработка и эквализация
- Баланс громкости инструментов
- Панорамирование инструментов
- Формирование пространства
- С чего начать?
- Как правильно установить громкость
- Необходимая аппаратура
- Выводы
Динамическая обработка и эквализация
Динамика
Динамику часто путают с громкостью. Но стоит запомнить, что громкость — это уровень звукового давления на ваши барабанные перепонки. Громкость может быть статичной, а измеряется она в децибелах. Взгляните на изображение звука с постоянной громкостью, но отсутствующей динамикой.
Динамика— это изменение громкости музыки в течение времени.
В песнях, как правило, куплет более тихий, а припев яркий, громкий. Эти перепады и образуют динамику композиции. Смотрите:
Когда звукозапись инструментов или голоса происходит в бюджетных или домашних студиях, то разница между тихими и громкими участками трека получается довольно большой. В таком случае тихие звуки будут тонуть в миксе, а громкие вылезать. И тут на помощь звукоинженеру приходит компрессор.
Итак запомним: динамику дорожки выравниваем компрессором.
Если только начинаете свой путь на этом поприще, я рекомендую использовать компрессор fabfilter — pro c2
Этот плагин графически изображает то, как выглядит звук до и после обработки. На первых этапах это очень удобно.
Пользоваться компрессором стоит аккуратно. Динамика не должна быть сжата «в кирпич», разница между громкими и тихими фрагментами песни, все же должна быть!
Эквализация
Эквализация — это усиление или ослабление частот музыкального сигнала.
Представьте себе, что вам дали краски и попросили нарисовать пейзаж. Вместо этого вы смешали все краски на бумаге и получили темно-серый или даже черный лист, который впору назвать «Черный квадрат». Но если небо изобразить голубым, траву зеленым, песок желтым, а цветы красным цветом, то получится красивая картина с предельно понятным пейзажем.
Так и в музыке — в общей картине микса, каждый инструмент должен занимать ту область частот, где он звучит наиболее выигрышно.
Но многие инструменты имеют широкий спектр частот, и их звучание наслаивается на звучание других инструментов. Так получаются частотные конфликты, которые портят общее впечатление от музыки и не позволяют инструментам звучать во всей красе.
С помощью эквалайзера, мы можем ослабить или полностью убрать те частоты, которые конфликтуют между собой. Таким образом, микс зазвучит более ясно, а инструменты в нем станут читаться лучше.
После обработок, звучание инструмента может быть неузнаваемо. В режиме «соло» даже может показаться, что звук стал неприятным. Но стоит запомнить, что важно то, как инструмент звучит в миксе, а не сам по себе.
Кроме частотных конфликтов, эквалайзер помогает избавиться от:
- гнусавости
- мути
- «коробочного» звучания
- носового призвука
- «honky» звучания
Также эквалайзер способен придать звуку округлость, добавить энергии, добавить «воздух» и даже улучшить читаемость текста, если мы говорим о вокале.
На таблице приведенной ниже, вы можете увидеть ПРИМЕРНЫЕобласти частот, ослабляя или усиливая которые, вы добьетесь необходимой краски, эффекта.
Одним словом эквалайзер — штука необходимая. И если вы спросите меня, какой эквалайзер стоит использовать при сведении трека, я порекомендую FabFilter Pro-Q3
Баланс громкости инструментов
Как и в приготовлении пищи, в музыке всего должно быть в меру. Главные инструменты должны быть слышны громче, второстепенные тише, фоновые инструменты может быть еще тише, вокал должен хорошо читаться и быть достаточно громким. Само собой, все инструменты в общей картине должны иметь разную громкость.
Сергей Изотов
Музыкант, аранжировщик
Задать вопрос
Панорамирование
Звуки в миксе могут быть расположены по центру, слева или справа. Причем звук может быть направлен как на 10-15% в сторону относительно центра, так и на все 100%.
Панорамировать звук обязательно. Если все инструменты сосредоточатся по центру, то более энергичные (бас, барабаны, электрогитара) заглушат менее энергичные.
Низкозвучащие инструменты не панорамируют, а чем выше звук, тем шире его можно удалять от центра.
Когда инструменты спанорамированы грамотно, возникает ощущение фантомного центра. Это такое явление, когда несмотря на расположение одного источника звука слева, а другого справа, вы слышите музыку по центру, прямо перед собой.
Вы можете попробовать проделать это прямо сейчас. Сядьте перед двумя колонками так, чтобы ваша голова и колонки образовали равносторонний треугольник (как проиллюстрировано на этой картинке). Включите коммерческий трек и наслаждайтесь фантомным центром.
Громкость, реверберация и дилей (delay)
Громкость
Не нужно объяснять, что чем больше мы будем удаляться от источника звука, тем тише он будет становиться. Но стоит обратить внимание на частотную составляющую этого процесса. Когда источник звука находится близко, мы хорошо слышим весь спектр его частот. Но чем больше мы удаляемся, тем меньше низких частот мы слышим.
Вы можете убедиться в этом сами: попросите кого-нибудь поговорить рядом с вашим ухом, а затем постепенно удаляйтесь от источника. Вы увидите, что уже через несколько шагов голос потеряет низкочастотную составляющую.
Учитывая это, мы можем создавать пространственную картину микса. Какие-то инструменты достаточно сделать тише, а в других громкость можно не трогать, а эквалайзером срезать низкие частоты, создавая иллюзию того, что этот звук находится на заднем плане.
Реверберация
Когда мы слушаем музыку находясь в концертном зале, у себя в комнате и даже в машине, звук долетает до нас напрямую из колонок, а также отразившись от стен, пола, предметов. Какие-то предметы отражают звук хорошо, а какие-то в большей степени поглощают его. Суть в том, что мы слышим основной сигнал с множеством его отражений. Эти отражения подкрашивают звук и нами он воспринимается как более полетный, льющийся. С реверберацией музыка начинает звучать более глубоко.
Если вы бывали на железнодорожном вокзале, то наверняка слышали, как из громкоговорителя доносится женский голос, но слов не разобрать. Всему виной реверберация.
В дорогих студиях звукозаписи, помещение оборудовано специальными звукопоглощающими материалами. Это нужно, чтобы исключить возникновение реверберации, которую может уловить микрофон при записи. Эффект реверберации добавляют на этапе постобработки с помощью специальных плагинов. На данный момент, среди звукоинженеров пользуются популярностью ревербераторы компании Valhalla
В комнате с хорошей звукоизоляцией тишина давит на уши, а собственный голос кажется тихим и сдавленным, ведь он не отражается от стен и не возвращается в уши.
А сейчас предлагаю послушать «Сухой» звук и звук обработанный ревербератором.
Дилей
Дилей — это эффект, который имитирует затихающие повторы аудиосигнала. Можно сказать, что дилей — это эхо, с одной лишь оговоркой: эхо — это многократное отражение сигнала, а под дилеем чаще всего подразумевают однократное отражение.
На первый взгляд может показаться, что реверберация и дилей — одно и то же. Но разница есть: реверберация звучит одновременно с основным сигналом, а дилей звучит после основного сигнала, полностью повторяя его. Графически это можно изобразить так:
А вот как звучит это же аудио вместе с дилеем:
Что касается программного обеспечения, то я рекомендую использовать дилей компании soundtoys
Помните, что уши нуждаются в отдыхе! Каждые 45-60 минут делайте небольшой перерыв, чтобы привести слух в порядок.
С чего начать сведение?
Для того чтобы не отвлекаться в процессе работы, нужно подготовить проект. Дорожки необходимо сгруппировать по типу, например: гитары — 1 группа, ударные — 2 группа, эффекты 3я, вокальные партии — 4я.
Групповые дорожки для удобства стоит раскрасить в разный цвет. После этого проект может выглядеть так:
Следующий важный этап — поиск референсов. Прежде чем начать сведение нужно представить, на что будем равняться. Необходимо найти пару-тройку треков, которые по стилю и звучанию больше всего похожи на то, во что вы планируете превратить ваш проект. В ходе работы необходимо сравнивать звук своего трека и отдельных его элементов с тем, как звучат референсы. И для этих целей существует удобный плагин REFERENCE
Как установить правильную громкость?
Когда вы нашли референсы, можно начинать сведение. Одним из первых пунктов является установка громкости бочки и баса. Эти инструменты выбраны неспроста — они звучат в самом низком диапазоне частот и несут основную энергию микса. Выставляя правильную громкость этих инструментов, мы закладываем надежный фундамент микса.
Чтобы установить громкость бочки, достаточно взять рефернс и срезать эквалайзером (или плагином Reference) все частоты так, чтобы остались звучать только бочка и бас. Теперь с помощью плагина S(m)exoscope мы сможем посмотреть силу громкости бочки, баса. Подгоняем громкость нашей бочки под уровень громкости бочки референса.
Не пытайтесь найти точные цифры. Референсы нужны как направляющие, чтобы вы не допустили грубых ошибок. Руководствуйтесь найденными цифрами как точками отсчета.
Какая аппаратура нужна?
На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Принято считать, что для качественного сведения жизненно необходимы студийные мониторы и помещение оборудованное звукопглощающими материалами. И это минимум. Но современные технологии позволяют выполнять сведение достойного качества даже в наушниках. И помочь в этом может такой плагин как abbey road studio 3
Конечно, если у вас есть возможность приобрести мониторы, то лишним это точно не будет. Однако это никак не поможет вам улучшить качество сведения — ведь дело не только в аппаратуре, но и в слуховом опыте, количестве часов, которое вы потратили сводя треки. В то же время, профессионал сможет выполнить хорошее сведение в наушниках не используя мониторы.
Статья полезна 10
Зря потратил время
Вывод
Сведение — процесс творческий и здесь нет аксиом. Инструменты должны быть в балансе по громкости и частоте, вокал (если он есть) должен быть читаем.
Теперь вы знаете из чего состоит сведение трека и какие составляющие образуют этот увлекательный процесс. Теперь вы можете начинать делать первые шаги в этом направлении.
Если вам понравилась статья или вы хотите узнать больше о сведении, оставьте комментарий, мне будет приятно.
Источник: earsfingers.ru