Программа теоретического научного исследования это

Содержание

Методы исследования – это один из важнейших разделов научной статьи или диссертации, в котором описываются методики и способы, с помощью которых проводилось исследование. То есть применив эти же методы, любой ученый или исследователь должен получить тот же научный результат.

Иногда авторы путают методологию исследования с методами исследования. Чтобы понимать в чем отличие, рекомендую вам прочитать предыдущую статью по методологии .

Существует огромное количество информации, которая посвящена методам исследования, и их классификациям. Я не буду повторяться, так как эта информация достаточно хорошо изложена и в учебниках, и есть в свободном доступе в интернете.

Предлагаю на основе своего опыта рецензирования статей поделиться с вами тем, как видит рецензент возможности автора применить выбранный метод в своей научной работе.

Итак, давайте для начала (хоть эта информация и далеко не новая) определимся с тем, что же является методами исследования, а затем приступим непосредственно к примерам.

Методология научного исследования

1. Что такое методы исследования?

metody-issledovaniya-eto-vazhno-1

2. Примеры методов научного исследования

А теперь давайте взглянем на те методы, которые авторы статей использовали для реализации своих научных исследований.

Пример 1. Минимализм

Итак, один из авторов пишет:

metody-issledovaniya-eto-vazhno-2

Когда начинаешь читать все это перечисление, кажется, что выполнено грандиозное исследование, хотя, если обратить внимание на методы, которые выбрал автор исследования, их можно пересчитать по пальцам – их всего три: анализ, обобщение и беседа. Обобщение – это синтез!

Анализ и синтез сосуществуют и дополняют друг друга.

metody-issledovaniya-eto-vazhno-3

Планомерный вопрос, а что если взять наиболее общие и простые методы (два или три) и использовать из для решения сложных задач? Никто не запрещает. Методы сработают в любом случае, если они будут применяться. Но в нашем примере налицо некоторая диспропорция между простотой методов и достаточной сложностью предмета приложения этих методов в исследовании.

А можно ли брать ни как автор статьи три метода, а всего один метод? Да, можно. Лишь бы результаты исследования были достоверными, и, если дополнительных методов не требуется. Но как правило обработка информации требует применения множества методов, в том числе и специфичных, так что для всестороннего рассмотрения изучаемого явления, как правило, применяют несколько дополняющих друг друга методов.

Пример 2. Анализа много не бывает

Итак, в продолжении разговора, рассмотрим, как автор статьи выбирает один метод – анализ (и при этом его исследование не выглядит плохо), и использует его в начале исследования, а затем применяет другие методы.

Обратите внимание, что анализ используется во множестве случаев, и именно результаты анализа позволяют уже далее выбирать методы исследования – характерные для данной работы, а именно даже разработать специальную анкету для определения нужных параметров и значений. После описательного блока методов исследования, в котором главенствует анализ, затем появляются анкетирование, обобщение и психолого-педагогическая диагностика. Здесь также приводится пример, в котором конкретно показано, как применялся метод анализа учебников, и по каким критериям дана характеристика его результатов.

metody-issledovaniya-eto-vazhno-4

Пример 3. Подмена понятий

Иногда в требованиях оформления статей в научных журналах указано, что нужно отдельно выделить в тексте статьи описание методов исследования. В таких случаях возможны не состыковки, как в данном примере. В подразделе «Методы исследования» автор приводит перечень: «Новые методы обучения, которые основаны на использовании современных информационно-коммуникационных технологий (вебинары, интерактивные мультимедиа, обучение в режиме онлайн и др.)».

Ничего не подозреваете? Что тут может быть подозрительным? Все современное, высокотехнологичное, в чем может быть вопрос? На самом деле автор даже не скрывает, что вместо методов исследования приводит «новые методы обучения». Так это же совсем разные вещи, и рецензент, и редактор, и читатель ожидают увидеть методы исследования, а не методы обучения.

Тем более, что в аннотации статьи ничего не указано, и приходиться смотреть в тексте статьи, и неожиданно видеть методы обучения под названием «методы исследования».

Пример 4. Синергетика и экспликация смысла

Рассмотрим следующий пример. Авторы в описании методов могут «щегольнуть» красивыми словами, для понимания которых (осознавая свою отсталость от передовых веяний) рецензенту (и скорее всего читателю) приходится искать эти термины в интернете.

metody-issledovaniya-eto-vazhno-5

Один из авторов в методах исследования приводит термин «экспликация смысла». Да, хорошо, да, красиво. Какое объяснение этому термину дает гугл по первой ссылке? «Экспликация выступает как исходная для всякого теоретического сознания процедура рефлексии над смыслом». Что это за действие? Как оно производится? Кем?

В какой последовательности? Что происходит в результате экспликации смысла? Порождается новый смысл в результате? Второй подтекст? Не понятно! Но очень красиво, модно и интересно! Да и вообще, почему так мало исследователей проводят экспликацию смысла, это не эффективно, не доступно или не нужно?

Что дала экспликация смысла – какой результат был получен в ходе экспликации? На все это автору нужно быть готовым ответить, если это позиционируется в статье. Да и то, что хорошо для лингвиста и режиссера, не всегда подойдет математику!

Что же касается синергетики, то это все хорошо, но дело в том, синергетика даже больше, чем отдельная целая наука.

metody-issledovaniya-eto-vazhno-6

Если есть резон использовать синергетику в своем исследовании, то хорошо, но тогда первый вопрос – а что тут относится к области исследования синергетики – тут вообще происходит самоорганизация? Если да, то как и почему?

Читайте также:
Какие программы нужны для камеры от Андроид

Пример 5. Такой разный анализ, включая анализ с подвохом

Как вы уже поняли, любимым и наиболее часто используемым методом исследователи выбирают анализ. При этом часто дополняют слово анализ чем-то поясняющим. Итак, какие виды анализа будут заявлены авторами в своих статьях в приведенном ниже примере?

metody-issledovaniya-eto-vazhno-7

Педагогический анализ – это методологически и теоретически правильно осуществляемый процесс исследования элементов, структуры, функционирования педагогического объекта, явления или проблемы, интересующего педагога. Исторический анализ – это конструктивный подход, который часто используется в таких областях как производственные отношения. Социокультурный анализ – метод междисциплинарного изучения сложных процессов жизни общества, основанный на историко-аналитических, социологических, социально-философских подходах.

Хорошо, все эти виды анализа существуют. А не будет ли автор удивлен, что, использовав словосочетание «последовательный анализ», он претендует на исследование в области статистики? А что делать, если никакой статистики в рамках статьи не было и нет?!

Статистический последовательный анализ – это раздел математической статистики, изучающий статистические методы, основанные на последовательной выборке, формируемой в ходе статистического эксперимента.

Поэтому авторам при выборе методов исследования необходимо четко осознавать, что именно за метод они выбрали, поскольку может оказаться, что они «случайно» припишут себе такой метод, о котором они даже не знают.

Пример 6. Теоретические и эмпирические методы

Так как теория не отделима от практики, то можно сказать, что в любом исследовании должны разумно сочетаться эмпирические (экспериментальные) методы исследования и теоретические методы, объясняющие и прогнозирующие факты. Рассмотрим пример, в котором два метода – анализ и опрос разделились на два направления – на теорию и эмпирику соответственно.

metody-issledovaniya-eto-vazhno-8

Пример 7. Методы, о которых не знает гугл

Рассмотрим следующий пример, в котором я объединила несколько обычных методов (аналитической природы), о которых все ясно, и тут неожиданно, в самом конце абзаца будут приведены непонятные для современных исследователей методы.

metody-issledovaniya-eto-vazhno-9

Дело касается «методов формирования этноидентичности, районирования и воспитания через труд». Являются ли заявленные методы авторскими? Попытки найти эти методы и их описания сошли на нет. Интернет не знает таких методов, не знает их описания, не знает результатов применения этих методов, кроме одной статьи, в которой они и упоминаются той же фразой.

Возможно автор статьи и является автором методов, что для автора является само-самим разумеющимся. Но для других исследователей важно – что это за методы, когда и как они возникли, кем и как применялись. Тем более, указано, что это не один метод, а целый опыт применения «методов формирования этноидентичности, районирования и воспитания через труд».

Существует надежда, что авторы этих методов дадут им характеристику, названия (если этих методов много, раз это указано в слове «методы», как минимум не один) и поделятся своими знаниями с научным сообществом. Было бы неплохо понять место этих методов в общей иерархии методов.

Но, отправляя статью на рецензирование, стоит задуматься, общепринятые ли методы используются для исследования, а если нет, то как эти методы обоснованы? Кто их автор? Где и когда они применялись? Тем более, если это методы, а не метод. Их не плохо бы перечислить и озаглавить, и охарактеризовать.

Пример 8. Узконаправленные и собственные методы

Рассмотрим два примера, в одном из которых обычные методы исследования (сравнительно-сопоставительный анализ) применяются на материале Южной Кореи, среди которых выделяются специализированные школы, и в них – одаренные дети. То есть идет локализация материала исследования и выбор точно определенного контингента испытуемых. Второй пример показывает, что авторы «далеко пошли», и создали собственные методики, которые соответствуют задачам и целям их исследования.

Конечно же никто не запрещает создавать и опробовать собственные методы исследования, чем больше существует методов исследования, тем точнее исследуется объективная реальность. А изложение содержания методов исследования и их результатов позволяет и другим исследователям пользоваться авторскими наработками.

metody-issledovaniya-eto-vazhno-10

Пример 9. Экспериментальные методы без указания их результатов

В этом примере авторами заявлено:

metody-issledovaniya-eto-vazhno-11

Авторы описывают эксперимент, как один из методов исследования, однако, авторы при этом не называют экспериментальную площадку и не упоминают данные, которые принято указывать при описании эксперимента. То есть, что было получено в результате применения этих методов не понятно.

Пример 10. От общего к частному

Ниже приведу очень хороший пример, в котором отражается то, чего не было ранее во всех предыдущих примерах. Для того, чтобы создать хорошее впечатление у рецензента, редактора и читателей, можно просто взять иерархию методов, и расположить в тексте перечисление использовавшихся методов согласно этой иерархии. То есть движемся от общего к частному, проходя все ступени исследования.

metody-issledovaniya-eto-vazhno-12

Тем, кто затрудняется с выбором методов, можно посоветовать ту же самую простую схему – найти хороший сайт с иерархией, классификацией методов, выбрать для себя подходящие методы и описать их в нужной последовательности. В этом смысле не будет многократно использоваться один и тот же метод применительно к разным вещам, не будет ошибки в названии метода, и как говориться, будет из чего выбирать – во всей иерархии методов что-то да пригодится для конкретного исследования.

Заключение

Методы исследования – это тот раздел научной работы, при написании которого нужно хорошо подумать и описать именно те методы, которые вы использовали при проведении вашего научного исследования.

Используйте общеизвестные научные методы, применив которые, другие авторы смогут повторить ваш научный результат. Критично подходите к формулировкам, чтобы случайно не придумать «новый» метод.

Также рекомендую вам прочитать статью про методологию исследования и рекомендации по написанию остальных разделов научной статьи.

Удачи в публикациях!

metody-issledovaniya-eto-vazhno-Kaleeva-Zhanna

Эксперт Калеева Жанна Григорьевна , к.пед.н.
Профессор, почетный доктор наук Российской Академии Естествознания
Заслуженный работник науки и образования

Источник: xn--80aegcaa6cbngm5a6c1ci.xn--p1ai

Теоретические методы исследования: что это такое, виды

Теоретические методы исследования – это основа любого научного труда. Они позволяют проникнуть в саму сущность исследованного явления, объяснить его причины, особенности существования и прочее.

Что такое теоретические методы исследования

В научной практике используются различные методы, которые относятся к двум противоположным группам – теоретической и эмпирической.

Читайте также:
Пандора рекавери как пользоваться программой

Методы исследования

Методы исследования делятся на две группы: теоретические и эмпирические

Теоретические методы на рациональном уровне познания помогают объяснить аспекты определенных явлений (причины их существования, свойства и признаки явлений, взаимосвязь с другими объектами и прочее).

Теоретические методы основываются на трех китах умственной деятельности: понятие, суждение, умозаключение.

Данные термины известны нам как основные понятия логики.

Эмпирические методы основываются на познании чувственном (человеческое представление, восприятие, ощущение).

Для реализации эмпирических методов проводят наблюдения, эксперименты, сравнивают отдельные явления.

Эмпирическое познание, как правило, основывается на теории, а результаты эмпирических методов стают полем для теоретической работы, ведь любые результаты требуют осмысления.

Поэтому можно смело заявить, что теоретические и эмпирические методы взаимодополняют друг друга.

Все теоретические методы делятся на методы-приемы и методы-подходы. Первые представляют собой конкретные алгоритмы действий или правила, а вторые – включают множество приемов, указывают на общий способ решения проблемы.

Виды теоретических методов-приемов

Существует десять наиболее распространенных методов-приемов, которые используют ученые всех областей науки:

    Анализ – метод, который требует расчленения предмета на составляющие части. Такое расчленение может быть как мысленным (например, анализ гипотез, законов), так и реальным (расчленение веществ в химии).

Виды теоретических методов

Эти 10 методов используют ученые всех областей науки

Все эти методы требуют эмпирического подкрепления, например, анализ требует проведения экспериментов и наблюдений, дедукция и индукция – проверки каждого факта (общего и частичных).

Характеристика теоретических методов-подходов

Методы-подходы свои для каждой научной сферы, например герменевтический для филологии, структурно-функциональный для точных наук.

Метафизический метод

Метафизический и диалектический методы широко применяются в разных науках

Но есть два философских метода, которые широко применяются в других науках:

  • метафизический – рассматривает предмет (явление) как отдельное, изолированное от других объектов, обязательным для этого метода является изучение предмета в состоянии покоя;
  • диалектический – метод, рассматривающий объекты в движении, развитии, его задание – определить причины и законы этого развития, раскрыть взаимосвязь предметов в контексте развития.

Интерпретация этих методов зависит от специфики той области знаний, в которой они применяются.

Несколько советов по использованию теоретических методов

Итак, вы уже поняли, что без названных методов научное исследование написать не получится. Для того, чтобы грамотно их использовать, вооружитесь некоторыми советами.

Первым делом определяется, как будет рассматриваться объект – в состояние покоя (метафизический метод) или в развитии (диалектический), исходя из этого, выбираются приемы.

После проработки литературы необходимо определить приоритетные теоретические методы, прочитать об особенностях их применения.

Основа каждого научного труда – методы дедукции или индукции, ведь раскрытие проблемы нужно построить от частичного к конкретному или наоборот. Важно определиться, какой метод будет более подходящим и не применять в работе сразу оба из них.

Методы синтеза, как правило, невозможен без проведения предварительного анализа. Метод аналогии требует глубокого познания в теме, тщательного изучения всех объектов сравнения, иначе есть риск сделать неправильные выводы.

Надеемся, эта информация поможет вам легко подобрать подходящие методы, которые помогут достичь желаемого результата.

В этом видео вы узнаете о системе методов научного познания:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: vyuchit.work

Что такое научный аппарат научного исследования?

Наука как процесс познания основывается на исследовательской деятельности. Она направлена на достоверное и всестороннее изучение явления или объекта, их структуры, взаимосвязей на базе определенных методов и принципов, на получение результатов и реализацию их на практике. На начальном этапе определяется научный аппарат научного исследования . Рассмотрим его особенности.

научный аппарат научного исследования

Специфика деятельности

Ключевыми особенностями научных исследований считаются:

  • Вероятностный характер получаемых результатов.
  • Уникальность деятельности, в связи с чем использование типовых приемов и методов существенно ограничивается.
  • Комплексность и сложность.
  • Трудоемкость, масштабность, связанные с необходимостью изучить большое количество объектов и проверить полученные результаты экспериментальными способами.
  • Наличие связи исследования и практики.

Характеристика научного аппарата исследования

Любая исследовательская деятельность имеет объект и предмет. Они считаются основными компонентами научного аппарата исследования . Объектом выступает виртуальная или материальная система. Предметом называют структуру системы, закономерности взаимосвязей как внутренних, так и внешних элементов, их развития, свойств, качеств и пр.

Научный аппарат научного исследования также включает в себя:

  • Замысел.
  • Актуальность темы.
  • Проблему.
  • Цель.
  • Гипотезу.
  • Задачи.
  • Методику изучения.
  • Новизну, практическую значимость результатов.

Замысел

Он представляет собой идею, посредством которой связываются все элементы научного аппарата научного исследования . Замысел определяет порядок и этапы деятельности.

Как правило, он связан с обнаружением противоречия в какой-либо сфере, порождающего проблему. Формирование замысла – важнейший этап н аучного исследования. Научный аппарат деятельности выстраивается вокруг идеи. Субъект, изучающий объект или явление, должен четко представлять проблему и важность ее разрешения. От этого во многом будет зависеть строгость и логика научного аппарата исследования и, следовательно, успешность всей деятельности.

Формулировать противоречие необходимо четко и научно. В противном случае будет выбрано неверное направление деятельности.

Проблема исследования

Научный аппарат исследования формируется при выявлении противоречия, которое должно быть разрешено в процессе познавательной деятельности. При формулировании проблемы, однако нужно учесть важный нюанс.

логика научного аппарата исследования

Надо понимать, что далеко не каждое противоречие может разрешиться исключительно средствами научного аппарата исследования. К примеру, могут возникнуть кадровые, материальные сложности. Более того, познание не разрешает практические противоречия. Оно формирует предпосылки, показывает способы решения проблем. Примером можно считать научно-педагогическое исследование.

Аппарат такой деятельности может включать в себя все необходимые компоненты, однако разрешить проблему можно только при сочетании научной и практической деятельности.

Как правило, проблему формулируют в виде вопроса. К примеру, «какие условия необходимы для формирования компетентности специалиста туристической сферы?».

Противоречия, сложившиеся в той или другой области человеческой деятельности, порождают проблему и во многом обуславливают актуальность научного исследования.

Тема

Она является обязательным элементом научного аппарата. Тема должна быть актуальной. Необходимость разрешения той или иной проблемы необходимо обосновать.

На начальном этапе субъект намечает цель, определяет объект, предмет изучения, выдвигает гипотезу, ставит задачи, решение которых позволит ее подтвердить или опровергнуть.

Нецелесообразно начинать исследование издалека, неуместными будут и лирические отступления. Актуальность темы должна быть обоснована лаконично.

Цель

Она представляет собой своего рода спрогнозированный результат исследования. Соответственно, цель должна быть отражена в формулировке темы. Она, в свою очередь, характеризует основные черты поставленной перед исследователем проблемы.

Читайте также:
Программа bloody не видит мышь

Правильно сформулированные цель и тема уточняют проблему, конкретизируют , очерчивают рамки деятельности, позволяют правильно выбрать и понятийный аппарат научного исследования .

Особенности разграничения предмета и объекта

Чаще всего эти элементы соотносятся как целое и часть целого или общее и частное. При таком подходе объект охватывает предмет исследования. К примеру, объект научной деятельности – обучение как осознанная потребность, а предмет – комплекс факторов, оказывающих влияние на формирование потребности в обучении.

Определение предмета имеет ключевое значение при формировании понятийного аппарата научного исследования. Ведь именно на его основе формулируется тема, цель деятельности, решаются задачи. В зависимости от направленности исследования субъект познания будет использовать те или иные термины, категории, определения.

научный аппарат исследования пример

Гипотеза

Она представляет собой предположение, которое выдвигается для объяснения конкретного явления или свойства объекта. Гипотеза – неподтвержденная и неопровергнутая формулировка. Она может быть:

  • Описательной. В этом случае исследователь предполагает существование определенного явления.
  • Объяснительной. Такая гипотеза объясняет причины существования феномена.
  • Описательно-объяснительной.
  • Включать в себя обычно одно (реже больше) основное положение.
  • Соответствовать фактам, быть проверяемой с помощью существующих методов и приспособленной для большого числа явлений.
  • Включать в себя однозначные понятия. В ней не должно быть неуточненных терминов, ценностных суждений.
  • Быть логически простой, стилистически правильно оформленной.

Выбор методики

Методологический аппарат научного исследования формируется совокупностью приемов, способов познания. Исследователь должен правильно определить порядок их применения. Выбор зависит от цели исследования, профессионализма самого субъекта познания.

В научных изданиях предлагается множество разных классификаций методов по самым различным основаниям. К основным группам можно отнести:

  • Экспериментальные методы, способы обработки эмпирических исследований, построения и проверки теорий, изложения результатов.
  • Философские, специальные, общенаучные приемы.
  • Методы количественного и качественного исследования.

Эмпирические и теоретические приемы

Эмпирическая научная деятельность направлена непосредственно на объект. Методы, которые используются в ней, основываются на данных, полученных при наблюдении и экспериментах. В ходе эмпирического исследования собирается, накапливается и обрабатывается информация, фиксируются факты, внешние общие признаки изучаемых объектов.

компоненты научного аппарата исследования

При теоретическом исследовании ключевым направлением является совершенствование понятийного аппарата. В ходе него субъект познания работает с разными концепциями и моделями.

Теоретическое и эмпирическое исследование тесно взаимосвязаны.

Этапы исследования

На начальном этапе деятельности выбирается тема. От того, насколько удачно она выбрана и сформулирована, будет зависеть возможность исследования.

Как правило, тема выбирается из перечня актуальных, но недостаточно изученных вопросов. Между тем исследователь может предложить и свою тему. Обычно проблема выбирается на основании фактического материала, собранного в процессе практической деятельности. Новизна и актуальность темы проверяется посредством всестороннего библиографического поиска.

Работа с источниками

На особенности библиографического поиска обращает внимание А. Ф. Ануфриев. По его мнению, на начальной стадии работы с источниками нужно получить ответы на ряд вопросов:

  • Что искать?
  • Где искать?
  • Как искать?
  • Где записывать?
  • Как записывать?

Необходимо понимать, что сведения могут быть представлены и в виде библиографических данных (указание на источники, в которых содержится информация), представленных в виде перечня в документе или его части, и в виде содержания непосредственно самой научной информации (в форме монографий, сборников, статей и пр.). В обоих случаях поиск можно проводить посредством просмотра специальных изданий, справочных систем, тематических указателей, каталогов, словарей, рефератов, компьютерных систем и пр.

аппарат научно педагогического исследования

Составление программы исследования

Несмотря на то, что этот этап обладает ярко выраженным индивидуальным характером, есть несколько принципиальных нюансов, которые нужно учесть.

В программе исследования необходимо отразить:

  • Явление, которое исследуется.
  • Показатели изучения.
  • Используемые критерии исследования.
  • Правила применения методов.

При реализации этой программы исследователь получит предварительные теоретические и практические результаты. В них будут содержаться ответы на задачи, решаемые в ходе исследования. Выводы, которые будут получены, должны:

  • Быть аргументированными, обобщающими итоги исследовательской деятельности.
  • Вытекать из материала, накопленного в ходе практики, являться логическим следствием анализа и обобщения сведений.

При формулировании выводов наиболее распространенными считаются следующие ошибки:

  • Своего рода «топтание на месте». Речь о ситуациях, когда из большого, емкого объема эмпирической информации исследователь делает поверхностные и ограниченные выводы.
  • Чрезмерно широкое обобщение. В этом случае на основании незначительного объема информации исследователь делает слишком общие выводы.

Литературное оформление

Этот этап считается заключительным.

Литературное оформление информации тесно связано с доработкой положений, уточнением аргументов, логики и устранением пробелов в мотивировке сформулированных выводов. Особое значение на этом этапе имеет уровень индивидуального развития исследователя, его литературные способности, умение правильно оформлять мысли.

методологический аппарат научного исследования

Между тем существует несколько общих, в некоторой степени даже формальных, правил.

Материал может излагаться в спокойном или полемическом стиле. Но в любом случае выводы должны быть аргументированы.

Важный момент

Обязательным требованием при литературном оформлении научного исследования является соблюдение так называемой авторской скромности. Субъект, осуществляющий научную деятельность, должен учесть и зафиксировать все, что было сделано его предшественниками при работе над изучаемой проблемой. Безусловно, необходимо отметить и собственный вклад в науку. Однако оценивать свои достижения необходимо объективно.

В ходе литературного оформления исследовательских материалов нужно стремиться к корректным формулировкам, конкретизации положений, идей, выводов, рекомендаций. Они должны доступно, полно и точно отражать результаты, полученные в ходе научной деятельности.

Заключение

Научное исследование – сложная, трудоемкая деятельность. Она предполагает наличие углубленных знаний по самым разным предметам. Существуют темы, исследование которых особенно сложно. В ходе них используются специфические приемы, особое оборудование. К примеру, специально создаются космические аппараты для научных исследований других планет Солнечной системы.

Следует, однако, сказать, что любая научная деятельность требует тщательной подготовки. Субъект познания должен правильно поставить цель и сформулировать задачи исследования. На их основании он будет выбирать приемы, методы, средства работы.

космические аппараты для научных исследований

Особое внимание необходимо уделить источникам информации. В работе над проблемой целесообразно использовать материалы современных исследователей, поскольку в своих трудах они уже обобщили весь предшествующий опыт.

Не следует забывать и о практическом подтверждении своих доводов. Во всех случаях, когда это возможно, необходимо проводить эксперименты. Их результаты позволят усилить аргументацию и скорректировать дальнейший ход исследовательской работы.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru