Что такое телематика? Подробный гид для IoT, GPS и бизнеса
Что означает телематика? Чтобы понять инструмент или технологию, найти определение в словаре недостаточно. Как телематика помогает автопаркам? В каких сферах ее используют? Сколько стоит телематика и какие ограничения имеет?
Сегодня дадим определение через возможности, инструменты и области применения.
Телематика — это.
Термин телематика — результат сложения слов телекоммуникации + информатика. “Телекоммуникации” означают, что можно получать, отправлять и собирать большой объем данных с GPS трекеров и датчиков. “Информационные” — что контролировать результаты можно на экране компьютера или смартфона. Под телематикой мы понимаем межмашинное взаимодействие (M2M), удаленное управление, отслеживание и мониторинг следующих объектов:
- автопарков
- грузовых авто
- холодовой цепи
- специального оборудования
- строительного оборудования
- пассажирского транспорта
- личных ТС
- каршеринга
- сельскохозяйственных машин
- стационарных объектов
- грузов и контейнеров
- прицепов и др.
Телематика и телеметрия — в чем разница?
Телеметрия переводится дословно как “удаленные измерения”. Это часть телематики, ответственная за получение данных с датчиков и их обработку.
Урок №12. Телематика и мониторинг. Преимущества
Что такое система телематики
Телематическая система/ платформа — это программное обеспечение, которое получает данные с автомобильных трекеров и мобильных устройств и отображает их на экране ПК или смартфона. Система телематики позволяет собирать и хранить данные, отправлять команды автомобилю, генерировать оповещения и создавать отчеты.
Телематика и навигация: как работает GPS трекинг
GPS трекер — основной элемент для управления автопарками и мониторинга объектов. Он передает местоположение людей, транспорта, грузов и оборудования на телематическую платформу.
Что такое GPS?
GPS расшифровывается как Глобальная система позиционирования. Это 24 спутника, которые определяют координаты объектов, помогают создавать точные карты и т.д. Американская GPS не единственная Глобальная Навигационная Спутниковая Система (GNSS) в мире. После нее на орбите появились ГЛОНАСС (Россия, 24 спутника), BeiDou (Китай, 35) и Galileo (Европейский Союз, 22). Современные автомобильные трекеры могут получать данные с разных доступных спутников, однако за технологией закрепилось название “GPS трекинг”.
GPS трекер определяет координаты объектов через сигнал со спутников. Это самый точный метод (погрешность 5-25 метров), но не единственный. Автомобильные и персональные трекеры также используют данные сотовых вышек, а мобильные приложения могут получать локацию от точек Wi-Fi и Bluetooth.
Обычно эти опции используются, когда GPS недоступен: внутри торговых центров, на подземных парковках или в метро. Часто под “GPS трекингом” имеют в виду не только спутниковый мониторинг, но и контроль геолокации в самом широком смысле. Перечисленные технологии применяются для персонального мониторинга, автомобильного трекинга, мониторинга объектов, грузов и контейнеров.
StarLine Телематика, самый подробный обзор!

При подключении к телематической платформе, GPS-координаты преобразуются в богатый функционал:
- контроль геолокации,
- поездки: адрес, время, длительность
- функция “машина времени”
- оптимизация маршрутов
- оповещения об отклонении с маршрута
- геозоны и места
- навигация
- автоматические отчеты по поездкам
- Рабочие/ личные поездки
GPS-трекер является связующим звеном между телематической платформой и автомобильными датчиками. Чтобы подключить и начать работу с устройством в системе телематики, посмотрите видео Как активировать GPS трекер на платформе за 60 секунд. Чтобы узнать больше о трекерах и выбрать подходящие, проходите в раздел Устройства.
Что такое транспортная телематика
Телематическая платформа дает полный обзор автопарка. Получая геолокацию и показания счетчиков, она предоставляет следующие уведомления и функции:
Безопасность ТС
- Детектор эвакуации
- Блокировка двигателя
- Предупреждение ДТП
- Смена водителя
- Несанкционированное движение
Эффективность и расходы
- Контроль уровня топлива
- Моточасы
- Качество вождения
- Техническое обслуживание
- MIL/ DTC
- Давление в шинах
- Нагрузка на ось
- Контроль механизмов
- Оптимизация маршрутов
Безопасность за рулем
- Контроль усталости водителя
- Алкозамок
- Решение ADAS
- Кнопка SOS
Соответствие требованиям
- Тахограф
- Журнал водителя
- Предрейсовый контроль
- Ретрансляция данных
Телематическая система может отображать данные через виджеты, оповещения и автоматические отчеты. Менеджер проверяет их онлайн в веб версии или мобильном приложении для супервайзеров. У сотрудников есть отдельное приложение, которое выполняет функции GPS трекера и предоставляет дополнительные возможности для выездных работ. Это называется мобильная телематика: когда для транспортной телематики вместо IoT-оборудования и трекеров используются мобильные устройства.
Мобильная телематика: как работают приложения для телеметрии
В отличии от GPS трекеров, смартфоны и планшеты не могут подключаться к автомобильным датчиками напрямую. Однако у современных мобильных устройств есть встроенные сенсоры:
- GPS приемник
- акселерометр
- гироскоп
- цифровой компас
- датчик приближения
- магнитометр
- сканер отпечатков пальцев
- ближняя контактная связь (NFC)
- датчик освещенности
- сенсор с задней подсветкой (BSI)
Благодаря техническим возможностям и экономии на дополнительном оборудовании, мобильные телематические приложения набирают обороты. Отслеживая геолокацию по GPS и LBS, решения для смартфонов обеспечивают точный трекинг и перечисленный выше GPS-функционал.

Используя данные с гироскопа, магнитного датчика и акселерометра, телематическое программное обеспечение определяет превышение скорости для контроля вождения. На их основе платформа Navixy вычисляет любителей полихачить, генерирует уведомления и отчеты.
Что же лучше — мобильное приложение или автомобильный трекер? Ответ будет зависеть от потребностей заказчика. Мобильные решения от Navixy предоставляют специализированные инструменты для управления выездными сотрудниками и будут незаменимым ассистентом для торговых представителей, сервисных инженеров и других мобильных специалистов. GPS трекеры ориентированы на автомобили.
Они обеспечивают непрерывную связь транспорта с платформой, даже когда в нем нет водителя. Такие решения для удаленного контроля транспорта разработаны для автопарков, логистических компаний, оборудования и пассажирских перевозок.
Что такое удаленный мониторинг объектов
В чем разница между GPS трекингом и мониторингом? GPS трекинг сообщает, где находятся объекты; мониторинг — в каком они состоянии. Это удаленный контроль любых мобильных объектов: оборудования, контейнеров, грузов, прицепов, а также стационарных объектов.
![]()
Мониторинг объектов позволяет детально увидеть и изучить каждую операцию, где и как долго использовался механизм, защитить объекты с помощью Геозон/ Мест и удаленно управлять некоторыми механизмами.
Для безопасных грузоперевозок
- Детектор падения
- Открытие дверей
- Детектор света
- Сигнал “прицеп отцеплен”
- Датчик температуры/ влажности
Что такое страховая телематика
Телематика дала толчок новому типу автомобильного страхования под названием «плати, как ездишь». Это взаимовыгодное решение на основе IoT: телематические устройства снижают риски для страховых компаний, а те в свою очередь предоставляют более низкие цены.
Как телематика снижает стоимость страхования
Страховые компании предлагают специальные тарифы для автопарков, оборудованных IoT-оборудованием. Решение ADAS и алкозамок повышают безопасность на дорогах. Идентификация водителя и детектор буксировки увеличивают сохранность транспортных средств, а блокировка двигателя помогает быстрее обнаружить и вернуть авто в случае угона.
Страховые компании берут в расчет и поведение за рулем: аккуратно ли ездит водитель, куда и как часто. Платформа Navixy поможет создать отчеты по поездкам за несколько секунд, используя данные с автомобильных трекеров или мобильного приложения.
Польза телематики для автопарков и компаний
Хотя телематические провайдеры могут подстроиться под любой транспорт и бюджеты, почти 40% автопарков не используют даже базовый GPS функционал. Почему компании никак не решатся на телематический мониторинг? Разберем популярные вопросы и возражения.
В чем польза телематики?
Вот как телематические решения работают на практике
- Сокращение расходов на автопарк: телематика помогает сократить простои, несогласованные поездки, поломки, расход топлива и точно рассчитать компенсации за ГСМ.
- Защита авто и грузов: трансляция данных онлайн и оповещения защищают транспорт, топливо и грузы от мошенничества и угона.
- Безопасность за рулем: отслеживайте поведение на дороге, чтобы избежать штрафов и ДТП. Защитите сотрудников с помощью кнопки SOS, алкозамка, решения для помощи водителю ADAS.
- Соответствие требованиям: следуйте государственным и международным постановлениям с помощью программных или аппаратных решений — тахографов, электронных журналов и пр.
- Высокое качество сервиса: оптимизируйте маршруты и контролируйте посещение торговых точек. Обеспечьте самую быструю доставку и прозрачность при работе с заказами на всех этапах.
- Электронный документооборот: журнал поездок, автоматические отчеты, помощь в планировании заданий и маршрутов.
Телематика и защита персональных данных
Некоторых новых пользователей такие преимущества как операционная прозрачность и автоматический учет поездок могут смутить: “Не хочу быть под постоянным наблюдением”, “вдруг данные попадут не в те руки”. Navixy уделяет особое внимание безопасности. Каждый партнер сам выбирает, как разместить платформу — SaaS, облако или собственный сервер для полного контроля. Клиенты партнеров смогут установить внутренние права доступа для разных сотрудников и отделов.
Телематика это дорого?
В Navixy мы открыто рассказываем, что входит в стоимость, рассчитываем цены на основании данных и совместно с потенциальным партнером выбираем лучшее решение. Для компаний, ищущих телематическое решение для себя, мы подберем партнера Navixy, соответствующего требованиям и локации.
Источник: www.navixy.ru
Разбираемся, что даёт телематика в автостраховании
Так анализируют телеметрию в Формуле-1. В страховании — принцип тот же, но смысл обратный: тише едешь — меньше платишь. Меньше ездить ещё дешевле.
Примеров, когда инициативы страховщиков приводят к повышению уровня безопасности, множество. Они преследуют свою выгоду, оптимизируют выплаты, а хорошо в итоге всем. Российские страховые компании не проводят своих краш-тестов, зато пытаются научить нас с вами аккуратно ездить и за счёт этого экономить деньги на полисах Каско.
Вопрос актуальный, ведь, скажем, если вам восемнадцать и вы купили новый Logan, то за полис Каско с ремонтом у официального дилера у вас попросят свыше 100 тысяч рублей, более 20% от цены машины. Убиться можно! Меж тем в Европе давно отлажен механизм, как помочь ответственному человеку страховаться дешевле, — называется UBI, Usage-Based Insurance, то есть страхование, основанное на сборе данных о том, как, где и когда используется машина.
Вся суть — в «спичечной» коробочке-передатчике, которая дружит с системами GPS и ГЛОНАСС, вставляется в штатный диагностический разъём автомобиля и сообщает страховщику, словно гоночному инженеру, данные о вашей манере вождения. Всех обогнал? Шиш тебе, а не скидка! А ездишь тише воды, ниже травы — полис можно удешевить чуть ли не вдвое.
Идея, конечно, не нова — грузоперевозчики пользуются мониторингом более десяти лет. Но в автостраховании телематические посевы на российской почве только восходят: скидками за аккуратную езду манят Intouch, «Ренессанс» (техническим партнёром обеих компаний выступает МТС), УралСиб, в то время как, например, Ингосстрах пока использует спутниковый мониторинг только для определения местоположения автомобиля… У каждого игрока в телематику — своё видение.
Внутри передатчика американской фирмы Novatel Wireless — трёхосевой акселерометр и обыкновенная сим-карта Билайна. За сам датчик, его установку и эксплуатацию покупатель полиса «умного» Каско ничего не платит.
Самый свежий пример — ВымпелКом и его страховой партнёр «Независимость» (74 место в РИА Рейтинге). Они утверждают, что настоящая страховая телематика — это не только скидки за аккуратную езду, но ещё возможность настроить условия договора под себя и упрощённое урегулирование убытков. Так, если встроенный в передатчик трёхосевой акселерометр, работающий с частотой 100 Гц, зафиксировал удар, не надо собирать справки при повреждении автомобиля на стоянке, наезде на препятствие и даже в ряде видов столкновения с другой машиной. А если данные, зафиксированные сотрудниками ГИБДД, будут противоречить телеметрии, при расчёте выплат приоритет будет отдан последней.
По оценке ВымпелКома, рынок Каско к 2018 году вырастет на 45% (до 298 млрд рублей), а на так называемое умное страхование придётся его пятая часть. Выгода страховщиков — более точное управление рисками, борьба с мошенниками. Но что с того нам?
Сначала на сайте «Независимости» (которая утверждает, что ежемесячно из 800 полисов Каско продаёт 500 с телематикой) я накалькулировал новичку с Логаном обычное Каско — 115 тысяч рублей (забавно, но тут чёрный цвет машины относительного белого — это ещё плюс шесть тысяч), а после — Каско с телематикой: 69 тысяч. Вдвое дешевле. Но вы даже не представляете, чего стоит эта экономия!
Слева — коробочка ВымпелКома, установленная в диагностический разъём седана Subaru Legacy, справа — аналог МТС. Основное техническое отличие — это отсутствие у последнего встроенной батареи: питание осуществляется только от аккумулятора автомобиля. Надуть страховщиков, переткнув маячок в машину более спокойного водителя, не выйдет.
Во-первых, они тут же зафиксируют отключение, а во-вторых — через диагностический разъём «виден» VIN. На случай ТО, где этот разъём используется по назначению, придётся так или иначе объясняться со страховщиками. Впрочем, на фото — лишь один из вариантов размещения: с развитием услуги планируется скрытая установка передатчиков в дилерских центрах (и на заводах — в случае с комплексом ЭРА-ГЛОНАСС).
Во-первых, наш новичок сможет наездить за год не более 15 000 км со скоростью не выше 110 км/ч. Во-вторых, ареал его перемещений ограничен указанным в договоре административным округом (я выбрал ЗАО, для других округов и их комбинаций — иные скидки). В-третьих — строго в определённое время: с 7 утра до 12 часов и с 19 до полуночи. Все, что вываливается за рамки, — нестраховой случай!
Плюс здесь в том, что все эти ограничения вы сами себе выставляете, а годовой пробег свыше 15 тысяч можно докупить. Но тогда, понятно, и скидка будет много меньше.
Пример отчёта об аварии, который видит страховщик. Графики перегрузок, привязанные к конкретным координатам, во многих случаях обещают помочь избавиться от муторного сбора справок для выплаты компенсации.
А что с анализом манеры езды? Здесь у каждого страховщика свои правила. Например, компании Intouch для 20-процентной скидки на полис текущего года достаточно месяца вашей аккуратной езды (после датчик-передатчик изымается из автомобиля). В УралСибе максимальная скидка 25%, но наблюдают за вами втрое дольше.
А в «Независимости» ездить с передатчиком придётся круглый год, причём скидка за аккуратность действует только при продлении — уже на новый полис. И максимальные 20% тут ещё поди заработай: не более 600 км в месяц, менее 30 минут в день, без поездок в часы пик и ночью… Средняя «ездовая» скидка ожидается на уровне 15% (против 17% в УралСибе).
Получается, «умному страхованию» ума ещё набираться и набираться. Пока оно, например, не видит разницы в том, что есть резкое ускорение, скажем, для BMW M3 и для Chevrolet Aveo. А если водитель вздумает потренироваться на закрытой площадке, то, вопреки своему правильному со всех сторон порыву, заплатит за каждую перегрузку.
Но главное — это судебная практика, когда инциденты начнут случаться на границах выделенных временных, скоростных и территориальных зон. Сейчас ни у кого такого опыта нет — и каким он окажется, предсказать сложно. Учитывая позицию судов относительно правомерности отказа в выплате, которая была разъяснена в прошлогоднем Постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации, законность таких отказов неочевидна. Даже несмотря на то, что клиент согласился с ограничением покрытия Каско при заключении договора.
Первые два скриншота — из мобильного приложения СК «Независимость»: здесь учитываются боковые перегрузки, а максимум аккуратности премируется 100 баллами. Изображения 3 и 4 — из приложения компании Intouch: боковые ускорения не учитываются, максимум баллов — десять. В обоих случаях заезд на закрытую площадку для тренировок (снимок 4) — это кол за аккуратность!
В остальном критерии безопасного вождения у каждого страховщика свои: пробег (наиболее весомый фактор), скорость, резкие разгоны и торможения, время и частота поездок, езда по эстакадам. Несколько десятков параметров! Например, в УралСибе установили, что вероятность попасть в аварию ночью втрое выше, чем днём, а при увеличении средней скорости на 10 км/ч риск происшествия возрастает на 50%.
Насколько вообще высока корреляция телеметрии с реальной безопасностью езды: объехал открытый люк — урезал скидку? А как все эти телепобеги уживутся с государственной системой экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС, которая будет введена для новых типов транспортных средств уже с 2015 года и способна во многом дублировать страховые ноу-хау?
Несмотря на все сложности, участники телематического рынка прочат ему бурный рост: к 2020 году количество пользователей страховой телеметрии в России должно достичь двух миллионов. Вы готовы оказаться в их числе? Если уже пользуетесь страховой телематикой, то поделитесь с нами своим опытом в комментариях. Выгодно ли это — жить под колпаком?
Источник: www.drive.ru
Транспортная телематика как сервис: сокращение расходов, портрет водителя, удаленное слежение и предупреждение о ДТП
Сейчас все в мире стремится стать сервисом, автомобильная промышленность — не исключение. Каршеринговые сервисы, сервисы помощи на дорогах, сервисы такси вместо привычного вызова по телефону машины. Сигнализация тоже превращается в сервис, когда все находится в вашем телефоне: от слежения в реалтайме до управления автомобилем и помощью на дороге. Александр Усов, исполнительный директор «CTRL Лизинг», рассказал о телематических системах, которые позволяют экономить расходы бизнесу, следить за водителями и предоставлять их портрет, чтобы принимать решение, увольнять тех, кто «не так водит», или нет, а также наблюдать в реалтайме, контролировать поломки и заказывать детали с помощью аналитики данных.
Читайте «Хайтек» в
Телематика — область информатики, охватывающая сферу телекоммуникаций. Немного абстрактное понятие, но что это такое на самом деле? Разберемся на примере применения технологии в транспорте. В таком контексте телематика — это система удаленного контроля состояния автомобиля. Этакий «наследник» противоугонных технологий, решивший пойти дальше.
Спутниковый мониторинг транспорта построен на основе систем спутниковой навигации, оборудования и технологий связи, компьютерной техники и цифровых карт. Он используется для решения задач транспортной логистики в системах управления перевозками и автоматизированных системах управления автопарком. Помимо постановки и снятия машины с охраны, современные устройства имеют некоторые дополнительные функции. Дистанционный прогрев двигателя, диагностика его состояния, снятие показателей всех датчиков, начиная с одометра и заканчивая спидометром, а также отслеживание местонахождения транспортного средства с помощью GPS и ГЛОНАСС.
Список достаточно внушительный — при том, что перечислены далеко не все варианты. Чисто физически же телематика — «черный ящик», как в переносном смысле, так и в прямом. Это в самом деле миниатюрная черная коробочка, подключающаяся к бортовой сети вашего автомобиля.
MaaS — личный автомобиль как сервис
Иногда новые технологии и новые дополнительные возможности автомобилей поначалу кажутся излишеством. В начале XX века 90% автомобилей выпускалось с открытым кузовом, сейчас мы не можем себе представить, чтобы улицы городов наводнял транспорт без крыши, особенно в российском климате. Так что вполне можно провести подобную аналогию и с телематикой.
Если обратить взгляд на Запад, то найдем этому тезису множество подтверждений. Среднегодовой показатель темпа роста с прогнозом до 2022 года — 14%. Все больше европейских владельцев автомобилей передают карту перемещений страховщикам, контролируют состояние техники на расстоянии и в целом устанавливают в салон «черную коробочку».
Чем такой рост обусловлен? В концепции «Mobility as a Service» (мобильность по требованию, MaaS — «Хайтек») во главе угла ставится не факт владения автомобилем, а возможность им воспользоваться и в принципе куда-нибудь добраться посредством транспорта. Изначально идея мобильности как сервиса принадлежала Министерству транспорта и коммуникаций Финляндии.
Годом позже была озвучена на конгрессе во Франции, где был сформирован альянс MaaS, после чего концепция стала набирать популярность. Сегодня именно этим возрастающим интересом обусловлен лавинообразный рост различных агрегаторов такси вроде Uber, Яндекс и Gett, каршерингов, райдпулинга и даже проката велосипедов и самокатов. Человек больше не стремится управлять личным транспортом, он стремится с комфортом добраться до пункта назначения. С этим же, кстати, связан и повышенный интерес к развитию беспилотных средств передвижения. Вкупе со всеми этими факторами эксперты подсчитали, что к 2020 году уже 73 млн автомобилей будут оснащены сервисами коммерческой телематики.
Как телематика сокращает расходы

Телематика позволяет существенно экономить средства как частным лицам, так и разного рода бизнесу, использующему собственный автопарк. Чем больше автопарк, тем сложнее проводить его общую диагностику, отслеживать происходящее с теми или иными единицами в гараже. Да и водительский контингент растет, а слепо доверять персоналу и рассчитывать на его благонадежность и профессионализм — непозволительный риск для бизнеса. Например, у нас в «CTRL Лизинг» телематическое оборудование позволяет контролировать все процессы, связанные с автомобилями, а так как мы предоставляем машины для шеринговых сервисов и таксомоторных парков — это очень важно. Можно предположить, что внедрение инноваций — дело похвальное и общественно одобряемое. Оно позволяет пользоваться приятными экономическими бонусами. И внедрение телематических систем к подобным инновациям относится напрямую. В среднем полный комплект телематики обойдется примерно в 15–20 тыс. рублей, но та же система контроля расхода топлива окупит себя приблизительно за два месяца. Телематическая система позволяет точнее контролировать эксплуатацию автопарка и работу водителей, снижая издержки и оптимизируя процессы внутри бизнеса. Самый очевидный бонус от внедрения — пониженные ставки по кредитам от банков и пониженный же коэффициент от страховых компаний. Многие банки и страховщики охотно соберут статистику вождения и предоставят вам как благонадежному и аккуратному товарищу более выгодные условия. Техническая реализация телематических систем включает в себя:
- GPS- или ГЛОНАСС-контроллер или трекер, который получает данные от спутников и передает их на серверный центр мониторинга посредством GSM, CDMA, реже спутниковой (например, «Гонец») и УКВ (коротковолновая радиосвязь) связи.
- Серверный центр с ПО для приема, хранения, обработки и анализа данных.
- Контрольный компьютер для анализа и сбора данных.
Кроме того, телематика можно прогнозировать износ деталей. Если вы загодя будете располагать сведениями о том, что скоро какая-либо деталь автомобиля придет в негодность, — сможете оперативно ее заменить или отремонтировать. А это, в свою очередь, сэкономит вам деньги, которые пришлось бы потратить, превратись эта деталь спонтанно в неработоспособный кусок металла. Также с помощью этой статистики можно вычислить самые быстроизнашивающиеся части автомобиля, приобрести их массово и заранее, оптимизировав тем самым закупки.
Можно составить портрет водителя и сократить расходы за счет снижения издержек на ремонт. Конечно, вы можете слепо доверять своему персоналу и лично увидеть серьезные повреждения на кузове авто. Но вы вряд ли сами узнаете, что постоянные проблемы с двигателем или тормозной системой на конкретной машине вызваны отнюдь не заводским браком, а манерой вождения конкретного человека.
Телематика отслеживает стиль вождения шофера, в процессе диагностируя состояние всех подсистем автомобиля. Посредством сбора большого массива данных телематика помогла обнаружить, что таксисты из Киргизии, имея чаще всего машину с АКП, обладают характерной особенностью дергать на себя ручной тормоз, когда ждут клиента на парковке. Почему они так делают — непонятно. Такая вот национальная особенность, которая приводит к преждевременному износу систем автомобиля, потому что это происходит систематически десяток-другой раз в день. Телематика же соберет все данные, вам останется только сделать выводы: указать на дверь некомпетентному сотруднику или постоянно ремонтировать за ним разваливающуюся технику.

Аккумулируя подобные данные, вы можете оптимизировать издержки как для одного личного транспорта, так и для целого автопарка. Вывести более выгодные и безопасные маршруты, отследить динамику износа деталей или же просто найти способ более экономично расходовать топливный ресурс.
Телематика за автомобильную безопасность
Какая система является одной из первых, появляющихся в любом автомобиле? Противоугонная. В каком-то смысле телематика — этакий максимально эволюционировавший потомок обычной «противоугонки», и, разумеется, старых способностей «черный ящик» не утратил. Система против угона, дистанционной блокировки салона — все это само собой разумеется.
Как и то, что фиксирование положения автомобиля по GPS помогает отследить его, даже если он пропал с положенного места без вашего ведома. Данные о расположении авто автоматически отправляются на пункт мониторинга, а дальнейшие действия предпринимаются уже людьми. В нашей практике был случай, когда поступал сигнал, что автомобиль без ведома владельца переместился из Москвы в Ленинградскую область. Важно, что телематические устройства, в отличие от той же сигнализации, просто так не снимешь — необходимо обладать высоким уровнем технологической грамотности.
Датчики, устанавливаемые на телематические системы:
- датчик расхода топлива;
- датчик нагрузки на оси ТС;
- датчик уровня топлива в баке;
- датчик температуры в рефрижераторе;
- датчики, фиксирующие факт работы или простоя спецмеханизмов — например, поворот стрелы крана или работы бетоносмесителя;
- датчик открывания двери, капота;
- датчик нахождения пассажира в автомобиле.
Такие устройства способны предсказывать опасные ситуации и экстренно оповещать об этом водителей. По оценке экспертов, до 90% аварий можно предотвратить, предупредив водителя за пару секунд до возможного столкновения. Так, например, существуют интеллектуальные системы помощи и предотвращения аварий (Advanced driver-assistance system, они же ADAS — «Хайтек»).
Такие системы настраиваются индивидуально под каждый стиль вождения и тип транспортного средства и могут предупреждать об опасности за промежуток от 2,7 до 0,6 секунд. Под индивидуальной настройкой понимается ручная настройка таких параметров, например, при какой дистанции сближения с другими автомобилями необходимо подавать сигнал водителю. На рынке представлены устройства компаний MobilEye, NOVACOM-GNS и других.
При всей кажущейся невероятности устроены подобные системы довольно просто. Например, модуль обработки NOVACOM-GNS осуществляет непрерывный анализ видео и формирует сообщения. Эти данные — информационного и экстренного характера — воспроизводятся на дисплее водителя, а также передаются в навигационный блок мониторинга, где обрабатываются и доставляются на сервер хранения и обработки информации. Сервер посредством веб-ориентированного АРМ-диспетчера выводит информацию об экстренных событиях системы и прочих важных характеристиках движения (скорость, направление и другие) с привязкой к местности на карте в режиме онлайн или в форме отчетов.
Данные устройства снижают аварийность на 30–35% за счет оповещений. А их самообучаемая модель определения опасностей работает с точностью 99,9%. Так что ждать будущего автомобильной безопасности незачем — оно уже здесь и стучится в дверь.
Источник: hightech.fm
Как телематика изменила автомобильную отрасль

Система «умный дом» сегодня — норма в строительстве, а смартфон — центр управления предприятием. Все это — благодаря интернету вещей и телематике. Расскажем, как эта технология изменила и транспортную отрасль.

Полный размер
Что такое телематика
Если коротко, телематика — это обмен данными между разными устройствами и сервером на расстоянии, возможность собирать эти данные и управлять этими самыми устройствами. Сложно? Давайте попробуем проще. Представьте, вы энергетическая компания, которая поставляет электричество жителям города. На каждом электросчетчике установлено телематическое устройство.
Оно передает вам информацию о потребленной энергии, и благодаря этому вы можете распределять мощности потребителям, а еще — дистанционно отключать неплательщиков.

Полный размер
Телематические электросчетчики дистанционно передают данные о потребленной энергии поставщику
Здесь мы, конечно же, будем говорить о транспортной телематике. Через интернет бортовые устройства автомобилей связываются с транспортной компанией. В итоге, та может планировать маршруты, отслеживать местоположение и определять скорость движения машин. Собирая все эти параметры несколько раз в минуту, автопарки и страховщики получают большой объем данных, который используют потом, чтобы контролировать аккуратность вождения, техническое состояние узлов машин, производительность сотрудников. Эти инструменты базируются на технологиях интернета вещей — объединяют информацию по отдельным автомобилям и структурируют ее для последующего анализа.
Сегодня телематика — это большой рынок. Ключевыми игроками в отрасли являются крупные мировый концерны: Verizon Communications, AThttps://www.drive2.ru/o/b/571378260877770775/» target=»_blank»]www.drive2.ru[/mask_link]
Телематика в личном авто и в машинах каршеринга: как все устроено
Почти любой автовладелец и каршеровод сталкивался с понятием «телематика». Но наверняка не каждый понимает, что за этим стоит, в чем плюсы и минусы телематического оборудования в собственном авто и в машине каршеринга и как все это устроено с технологической точки зрения. В нашем материале — подробный ликбез с комментариями от операторов каршеринга и «Ренессанс страхования».
Поделиться
Что такое телематика и для чего она нужна
Если совсем просто, то телематика — это аппаратный блок с особым программным обеспечением, собирающий информацию об автомобиле в реальном времени. Часть телематических охранных систем способна обеспечить навигацию, удаленную диагностику, мультимедийные функции и связь. Кроме того, любой телематический комплекс может собирать всю информацию о том, как, где и когда движется водитель. Что он о вас узнает?
- Среднюю скорость движения, соблюдение скоростного режима
- Соблюдение правил остановки и стоянки
- Характеристику маневров и соблюдение правил маневрирования
- Время поездок
- Зафиксированные резкие разгоны и торможения.
В зависимости от типов телематических устройств, назначение у них может быть разным. Телематику используют для мониторинга автомобилей в крупных автопарках (такси, каршеринг, операторы грузоперевозок и др.), а в личных автомобилях телематика чаще всего используется в добровольном автостраховании.
Как все устроено
В автомобиль устанавливается мобильный модуль, состоящий из приемника спутниковых сигналов и модулей хранения и передачи данных. Мобильный модуль — единственная аппаратная часть телематической системы. Все остальное решает программное обеспечение. Мобильный модуль собирает информацию и отправляет ее в онлайн-сервис. В модуль устанавливается SIM-карта, а доступ к управлению модулем предоставляется через внешние устройства — от смартфона до сервера.
На российском рынке телематики работают автопроизводители, страховые компании, операторы связи, независимые автосервисы и онлайн-сервисы. Для сбора данных они могут использовать разные устройства — от смартфонов до транспондеров.
Согласно опросу, который проводила аудиторская компания ErnstРенессанс страхование»
Зачем это автовладельцу? При оформлении полиса Safedrive устанавливается франшиза в размере 20 000 рублей, клиент получает скидку до 50%. Если балл вождения за три месяца не падает ниже 7.5, франшиза полностью отменяется, и водитель получает «полное» КАСКО с экономией до 50%. Если средний балл составит от 6.5 до 7.4, франшиза уменьшится вдвое. А для не самых осторожных водителей, чей балл не дотягивает до 6,5, условия договора остаются прежними (то есть, с франшизой).
Помимо банального соблюдения скоростного режима и ПДД есть несколько лайфхаков, помогающих поддерживать высокий балл. Например, если поездка длится больше полутора часов, надо делать небольшие остановки на отдых — после пятиминутной остановки время в пути обновляется. Важный момент: лучше избегать ночных поездок. Баллы за езду ночью начисляются по другому коэффициенту, потому что к концу дня человек устает, его внимание рассеивается, а в темноте еще и ухудшается видимость. Помимо этого, баллы могут снимать за резкое торможение и старты на светофорах, значительные изменения скорости и несоблюдение дистанции.
Следить за формированием рейтинга можно самостоятельно через мобильное приложение. Оно предупреждает пользователя о критичных для оценки маневрах, позволяет следить за историей поездок и предлагает игры и упражнения на концентрацию, стрессоустойчивость и внимание. В приложении телематика работает уже не на компанию, а на пользователя, помогая ему корректировать манеру езды, что снижает вероятность ДТП.
Телематика в каршеринге
Телематика представляет огромную ценность с точки зрения таргетирования, скоринга, логистики, картографии, развития транспортной инфраструктуры. Неудивительно, что она активно используется в каршеринге, являя собой основу системы удаленного контроля и безопасности каршеринговых авто. Кроме того, телематическое оборудование помогает операторам каршеринга и в общении со все теми же страховыми компаниями, ведь каршеринговые автомобили страхуются по ОСАГО и КАСКО с неограниченным числом водителей, что дороже, и потому в интересах оператора держать все под контролем.
«Для каршеринга важна как геопозиция транспорта, так и возможность открыть автомобиль из мобильного приложения. Кроме того, в каршеринге, как и в такси, активно внедряется анализ характера управления автомобилем для предотвращения неприятных последствий – как ДТП, так и технических поломок автомобиля. Мы рады выступать экспертами в этом вопросе и помогать каршеринговым компаниям снижать аварийность».
Дмитрий Усанов, директор по корпоративному автострахованию «Ренессанс страхование»
«Работа с данными телематики — неотъемлемая часть бизнес процессов. Телематика используется для автоматизированного определения клиентов, совершающих нарушения ПДД: на основе телематики выставляются штрафы.
Спорные ситуации возникают редко, но, в случае возникновения, по телематическим данным спорные случаи зачастую можно решить — такое было уже не раз».
Представитель YouDrive
«Телематика безусловно помогает, всегда. Мы «логируем» состояние автомобиля во всех временных точках (сигнал идет постоянно). То есть мы видим, что происходило с автомобилем и в момент аренды, и пока автомобиль стоял без нее. Например, можем сделать перерасчет стоимости поездки или при эвакуации автомобиля до деталей проследить, было ли нарушение правил парковки. Кстати, парковка на территориях подземного паркинга отчасти поэтому и запрещена сервисом: во-первых, следующему пользователю может быть неудобно выезжать (если парковка была платной); во-вторых, уровень сигнала на подземных парковках плохой, все процессы могут идти дольше.
Наличие телематики позволяет оператору каршеринга управлять автопарком эффективно: вовремя осуществлять заправку, осмотр и ремонт авто».
Пресс-служба Anytime и Делимобиля
Помимо вопросов стиля вождения пользователей, телематика в каршеринге позволяет оператору всегда точно знать, сколько топлива в баке, каков заряд аккумулятора и, конечно, где находится каждый автомобиль. В общем, для операторов каршеринга телематика представляет собой один сплошной плюс.
А вот многие пользователи с опаской относятся к технологии, переживая за свои персональные данные. Однако операторы пояснили нам, телематический блок не содержит устройств фиксации происходящего внутри автомобиля. Телематика и приложение каршеринга никак не сообщаются напрямую, а соответственно, не имеет доступа к персональным данным.
При любом действии пользователя в приложении, оно отправляет запрос серверу. Сервер, не передавая данных о пользователе, обращается к автомобилю, например, с командой открыться. Телематический блок в машине отправляет информацию об открытии замков на сервер, и с сервера эта информация попадает в приложение.
«Телематика обезличена и сама по себе не содержит какой-либо полезной информации. Ценность имеет объединение данных телематики и персональных данных пользователей. Но персональные данные находятся в отдельном защищенном хранилище со строгим контролем доступа в соответствии с ФЗ 152. Поэтому наличие телематики в машинах каршеринга не несет дополнительных рисков для клиентов».
Представитель YouDrive
«Саму по себе телематику взломать, конечно, можно — отверткой, но получить из датчиков данные о чём-либо невозможно. Если разбить градусник то содержимое его вытечет, но информация о том, где находится подмышка, получить не удастся».
Пресс-служба МатрёшCar
Минусы для пользователя
К сожалению, есть у телематики и слабые стороны. Например, попытка объехать яму на дороге может быть интерпретирована системой как опасный маневр, срабатывание антиблокировочной системы при торможении на гололеде может быть воспринято как экстренное торможение.
Кроме того, бывали случаи технических неполадок, из-за которых телематика передавала оператору каршеринга ложные сведения о движении автомобиля. Например, один из участников нашего чата поделился историей про то, как Anytime выставил ему штраф за дрифт, которого он не совершал. Согласно телематическим данным, пользователь хаотично ездил по территории ТРЦ “Мега Белая дача”. В итоге ситуация решилась в пользу пользователя.

Однако технологии совершенствуются, и чем больше телематика используется, тем скорее недочеты будут устранены, а кроме того, даже на сегодняшний день серьезные ошибки случаются редко. К тому же, в компаниях работают люди, а людям всегда можно объяснить, как все было на самом деле.
«Как и любое оборудование, телематика может дать какие-либо сбои, но служба поддержки клиентов работает 24/7 и всегда оперативно помогает решить возникшие затруднения. Комфорт пользователя остаётся нашей заботой и в этом случае».
Пресс-служба МатрёшCar
За сбои в работе телематики пользователи могут ошибочно принимать сбои в работе сотовых операторов. Напомним, что данные телематики передаются на сервер посредством каналов мобильной связи, откуда посредством тех же каналов отправляются в мобильное приложение. Таким образом, при проблемах у мобильных операторов, сигнал не проходит на сервер и в приложение, а пользователь может думать, что проблемы возникли в приложении или в работе телематики. Как рассказали нам операторы каршеринга, наиболее частый пример сбоев мобильных операторов — невозможность завершить аренду через приложение.
Подведя итог
Телематическое оборудование позволяет собирать практически любые данные об автомобиле в режиме реального времени. Несмотря на то, что система пока что несовершенна, количество преимуществ, которые появляются при ее использовании, значительно превышает количество недочетов. Частным автовладельцам использование телематики может обеспечить высокий уровень безопасности, а также скидки на страхование. Для операторов каршеринга телематика и вовсе незаменимая вещь, поскольку один телематический блок позволяет решить огромный спектр задач.
Источник: truesharing.ru