Программа технология в средней школе

Технология – это урок, который пришел на замену трудам. Предмет не считается важным в школьной программе, хотя позволяет не только проявить знания, но и развивает творческие способности. Урок технологии помогает сформировать полезные практические навыки, которые пригодятся в дальнейшем.

Чему учат на современных уроках технологии в школе

Ранее на уроках труда учеников в средней школе делили на 2 группы по половому признаку. Девочки занимались шитьем, готовкой, то есть домоводством, мальчики выпиливали детали из дерева, обучались основам слесарных работ. Нужного оборудования в школах не хватало, поэтому на уроках ученики изучали теорию, а затем выполняли практическое задание.

К примеру, девочки записывали рецепты, дома готовили под присмотром родителей, а в школу приносили получившееся блюдо. В старших классах одним из обязательных направлений была профориентация. Школьники знакомились с разными профессиями, ходили на ознакомительные экскурсии по заводам, предприятиям, даже проходили там практику. Это помогало сделать осознанный выбор будущей специальности.

Математика и STEAM технологии

По новым требованиям ФГОС гендерное разделение необязательно. Ученики во многих школах самостоятельно выбирают, чем им заниматься на уроках. Для этого достаточно написать заявление и посещать любую группу в зависимости от интересов. Сейчас, помимо практических занятий, учащиеся должны уметь ориентироваться в информационном пространстве. Программа современных уроков по технологиям зависит от школы, имеющегося в ней оборудования и включает несколько компонентов:

1. Робототехника. Относится к стандартам ФГОС и входит в обязательную программу школьного образования. Польза робототехники в том, что для этого раздела применяются знания сразу по нескольким предметам – физике, химии, математике, информационным технологиям. Конструирование умных роботов развивает аналитическое мышление, вычислительные способности, улучшает технологические навыки.

2. Домоводство. Девочки учатся приготовлению простых блюд, шитью, вязанию, вышиванию. Мальчики – делать мелкие ремонтные работы по дому, например, забить гвоздь, починить розетку. Девочек на современных уроках труда обучают обустройству дома и основам дизайна.

3. Обработка дерева. Ученики делают детали из дерева, мастерят простые предметы мебели, скворечники. Используется обычно простой набор инструментов – молоток, гвозди, рубанок. Работа с деревом развивает инженерные навыки, так как перед изготовлением изделия нужно сделать чертеж.

4. Работа с металлом. На уроке изучаются простые приемы обработки, резки металла. Помимо физического труда, при работе с материалом проводятся занятия по технике безопасности. Также изучаются химические свойства разных видов металла.

5. Информационные технологии. Заключаются в проектной деятельности, которая развивает исследовательские, творческие навыки. Основная часть информационных технологий заключается в самостоятельной работе.

6. Домашняя экономика. Детей обучают понятию семейного бюджета, предпринимательства. Школьники учатся рациональному распределению денежных средств, анализируют затраты и доходы. Домашняя экономика вводится в старших классах.

Модернизация образовательной области «Технология» в школе №515

Урок технологии обычно комбинированный, состоит из теоретической и практической части. Первая занимает меньше времени. Во время теоретической части учитель дает вводную информацию о теме урока, проводит инструктаж по технике безопасности на занятиях, а затем беглый опрос учеников относительно усвоенного материала. Далее начинается практическое занятие.

Ученики должны подготовить рабочие места перед осуществлением поставленного задания. После выполнения работы учитель оценивает результат, проводит анализ допущенных ошибок. В конце урока ученики должны привести в порядок рабочие места.

Современные уроки технологий также проводятся в виде лабораторной работы исследовательского характера. Ученики составляют проекты, делают чертежи, изучают свойства материалов, решают технические задачи.

Зачем нужны уроки технологии в школе

Основная задача урока – это проявление самостоятельности учащегося. Педагог должен дать информацию, заинтересовать, но не вмешиваться в учебную деятельность. Современные занятия технологиями в школе имеют такие положительные стороны:

  • коллективная работа. Совместный труд способствует укреплению отношений в школьном коллективе, упрощает социализацию, учит совместно решать проблемы. В дальнейшем это будет полезным во время адаптации при устройстве на работу, поступлении в другое образовательное учреждение;
  • трудовые навыки. Научившийся чему-то на уроке технологий мальчик поможет починить мебель в школе, а также отремонтировать что-то дома, причем сделает это с интересом. Девочки с удовольствием готовят, потому что им доставляет радость накормить близких, особенно после того, как на занятии они получат похвалу от учителя за отлично выполненную работу;
  • работа руками. Это очень полезно для развития моторики;
  • познание мира. На занятиях дети знакомятся со свойствами материалов, химическими, физическими явлениями.
Читайте также:
Программа естественный отбор куда делась

Полноценные уроки технологий, когда дети делают что-то собственными руками, есть не во всех школах. Основной причиной этого является отсутствие нужного оборудования. В некоторых школах в классе для занятий находится одна швейная машинка. Может не быть плиты или специального станка, на котором мальчики могут изготавливать детали. Финансирование для закупки оборудования не предусмотрено, поэтому дети или изучают технологию в теории, или занимаются вместо этого уборкой класса, территории школы.

Еще одна проблема – это отсутствие компетентных педагогов. Некоторые могут только научить работать с деревом и металлом, но не знают ничего об информационной составляющей и робототехнике. К сожалению, универсальных педагогов по технологиям очень мало.

Современные уроки труда обучают практическим навыкам. Дети работают руками, познают мир. Уроки технологии тесно связаны с другими предметами и помогают улучшить знания по ним.

ОБЖ

На занятиях по технологии в средних и старших классах используются режущие и колющие предметы, электрические приборы. Каждый урок начинается с инструктажа по правилам безопасности, знание которого пригодится на уроках ОБЖ.

Физика

Занятия на уроках технологий развивают инженерное мышление. Это упрощает обучение физике. К примеру, на уроках технологий ученики могут собирать простую электрическую цепь, анализировать ее работу, искать и устранять неполадки. Практические занятия помогают быстрее понять законы физики.

Математика

Учащиеся проводят расчет площади материала, составляют графики, схемы, применяют различные формулы в процессе занятий. Во время уроков технологии пригодятся знания по алгебре, геометрии. Также понадобятся навыки черчения – перед изготовлением деталей требуется составить схему изделия.

Изобразительное искусство

На уроках технологии дети изучают культурную историю, знакомятся с народными обычаями. Изготовление поделок способствует развитию творческой активности, самовыражению. Основной упор в современных уроках технологий делается не на ручной труд, а на цифровую составляющую. Именно поэтому родители негативно относятся к предмету. Они считают, что современные дети самостоятельно могут освоить компьютер, а вот умению пришить пуговицу, приготовить обед, починить мебель научиться гораздо сложнее.

Урок технологии – это занятие, на котором ученики приобретают определенные практические навыки и умения. Помимо этого, у школьника в процессе учебы развиваются творческие способности. Все зависит от учителя – хороший преподаватель сумеет увлечь ребенка и привить ему интерес к занятиям технологиями.

Источник: oneischool.com

Программа по технологии среднего общего образования. Нормативная основа реализации программы

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 24.5 Kb.

Аннотация к программе курса технологии для 5-8 классов

общеобразовательной школы
Статус документа

Основой данной рабочей программы для 5- 8 классов является Программа по технологии среднего общего образования.

Тематическое планирование составлено:

— на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

— авторской программы по технологии (базовый уровень) В.Д.Симоненко для 5 – 8, классов общеобразовательной школы;

— методического письма «О преподавании учебного предмета «Технология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Специфика предмета.

Программа предполагает обучение в 5-8 классах в объеме 68 часов в каждом классе .

Читайте также:
Планшет в машину программы

Место предмета в учебном плане

Источник: topuch.com

«Дочери — не приложение к кухонному гарнитуру». Почему на технологии девочек учат шить, а мальчиков — пилить

В СССР на уроках труда у девочек и мальчиков были разные программы, а практику они проходили на разных производствах. Современные школы могут сами определять, как и чему учить детей на технологии. Но многие все еще работают по советской инерции — делят программы по гендерному признаку. Почему так происходит и могут ли родители это изменить?

Что происходит с технологией в школе

IT-специалист из Москвы, отец пятиклассницы и еще двоих девочек Артём Субботин перед 1 сентября узнал из родительского чата, что в средней школе программа на уроках технологии разделена по гендерному признаку. Мальчики будут изучать информационные технологии (сначала родители написали, что «информатику»), девочки — классические готовку и шитьё.

Артём Субботин относится к такому принципу настороженно. «Я не воспитываю их как приложение к кухонному гарнитуру — пытаюсь объяснить, что они самостоятельные и самодостаточные личности и не нужно полагаться ни на кого, кроме себя», — говорит он.

Учитель средних классов в подмосковной школе Анна Наумова (имя изменено по просьбе героини — Прим. ред.) преподаёт технологию только у девочек. На уроках есть теория и практика. Например, сначала они изучают технологию какого-то блюда, а потом готовят его. Мальчики там же изучают технологию обработки металла или дерева и практикуют это в мастерских, чертят — уже с другим педагогом. «Здесь многое зависит от учителя, — подчёркивает Наумова. — Он включает в рабочую программу те рекомендованные модули, в которых сам более компетентен».

По словам директора Городского методического центра Департамента образования и науки Москвы Андрея Зинина, в современной нормативной базе никак не упоминается гендерное разделение для изучения курса технологии на любом уровне образования.

«Направление обучения должно зависеть не от гендера школьников, а от потребностей ребёнка и его выбора», — уверен эксперт. Он также считает, что современный рынок труда не разделён на мир женских и мужских профессий, поэтому такое деление в школах бессмысленно.

П о мнению отца трех дочерей Артёма Субботина, современным школьникам лучше всего подходит модульное обучение, когда и мальчики, и девочки могут попробовать себя в разных областях. Он также считает, что программу технологии нужно «осовременить» и поддерживать её в актуальном состоянии, чтобы детям было интереснее учиться.

«Думаю, мальчики скоро будут проходить в том числе моделирование одежды и кулинарию, а девочки — робототехнику, 3D и прототипирование, — говорит Анна Наумова. — Каждый учебный модуль хоть по чуть-чуть должны пройти все. Сейчас получается, что мы зажимаем мальчишек, из которых могли бы получиться прекрасные дизайнеры. А они никогда в жизни даже не попробуют себя в этом деле».

На уровне начального образования гендерного разделения в школах, как правило, нет

Например, по программе гимназии № 1 в Серпухове третьеклассники участвуют в художественной, чертежной, конструкторской и рукодельной мастерских. На них рисуют, сгибают картон, обсуждают простые механизмы и детали, делают лекала и учатся простым стежкам.

Учитель начальных классов гимназии Наталья Ларкина говорит, что родители некоторых мальчиков недовольны тем, что их детям приходится шить или вязать вместе с девочками. Тем не менее дети любят эти занятия: на них можно отдохнуть от более интенсивных или информационно нагруженных предметов. По словам Натальи, профориентационные задачи в основном выполняет внеурочная деятельность. В частности, в некоторых школах есть робототехника, программирование, шахматная азбука.

«В старшей школе технология уже не обязательный предмет. Однако она даёт самые большие возможности, чтобы построить интересную и полезную программу», — уверен Андрей Зинин.

Современная программа включает в себя и элективные курсы, входящие в основное расписание, и внеурочную деятельность, и программы дополнительного образования, которые подхватывают общее направление, объясняет эксперт.

Читайте также:
0xc000007b при запуске программы как исправить

По его словам, многие школы вводят в старших классах элективные курсы по аддитивным технологиям, data science, интернету вещей, цифровым сервисам умного города и искусственному интеллекту.

Как должна измениться технология и что этому мешает

30 декабря 2018 года Минпросвещения утвердило инновационную концепцию преподавания технологии. В ней рекомендовано вводить в программу технологии, которые соответствуют трендам современного рынка труда: робототехника, 3D-моделирование, интернет вещей, система автоматического управления.

Анна Наумова говорит считает эту концепцию оправданной. При этом учитель подчёркивает, что большинство школ не готовы к таким изменениям. «Есть масса школ, в которых даже нет швейных машинок и плит для готовки. Там максимум могут предложить девочкам и мальчикам поплести из бисера или повязать на спицах», — рассказывает Наумова.

Она объясняет, что нередко педагогическую переподготовку на учителя технологии получают бывшие специалисты по пищевой промышленности или мастера швейного производства, учителя ИЗО и черчения.

Учителям сейчас сложно перестроиться на преподавание универсального предмета

«Я не возьмусь за робототехнику, для этого нужен специальный человек. У нас он есть — он ведёт занятия у мальчиков. Получается, мы должны как-то распределить модули. Либо нужно брать учителем технологии универсального специалиста, а таких людей сложно найти».

Поэтому в школе, где преподаёт Анна, пока учатся по старой, гендерно-ориентированной программе технологии. Но педагог уверена, что если новая программа будет вводиться грамотно и школам будут предоставлять оборудование, то совместное обучение можно было бы организовать.

«В Москве существует система профессиональной переподготовки, чтобы обучать педагогов новым навыкам», — говорит Андрей Зинин. По его словам, более короткий путь для достижения той же задачи — приглашать людей из других профессиональных сфер, сотрудничать с вузами, научными организациями или компаниями, которые могут стать работодателями для учеников.

Специалисты могут работать в школе по совместительству и вести отдельные модули, кружки, элективные курсы. Также можно привлекать студентов-старшекурсников технических вузов.

Например, ребёнок читательницы «Мела» Веры Мельниковой учится в лицее № 32 в Вологде, а на технологии проходит робототехнику в Доме научной коллаборации Вологодского государственного университета.

Что могут сделать родители

После публикации на Facebook и внимания СМИ Артёму Субботину предложили написать заявление и зачислить дочь на занятия к мальчикам. Но при этом ходить на занятия к девочкам она уже не могла. Дочь Артема с начала учебного года проучилась информационным технологиям, но через две недели решила перевестись обратно на занятия с одноклассницами: программа у мальчишек показалась ей слишком простой и неинтересной, к тому же школьнице стало скучно без подруг.

«Современные семьи могут информировать управляющие советы школ о своих запросах по программе технологии, — советует Андрей Зинин. — Они обрабатывают эти запросы и могут что-то поменять».

Даже если на уровне программы всё остается по-прежнему, учителя могут идти навстречу школьникам по собственной инициативе. «У нас в школе есть 3D-принтер. В том числе девочкам могут показать, как он работает, — рассказывает Анна Наумова. — Я веду занятия для девочек, к нам иногда просятся мальчики: они устают от чертежей и других заданий, которые есть на их уроках. Я могу им что-то показать: например, как складывать салфетки для сервировки».

Программа технологии формально может меняться и модернизироваться. Но на деле не все школы к этому готовы. Даже если родители напишут заявление, может не найтись педагогов, которые хорошо преподают и кулинарию, и программирование. А просто перевод девочек к мальчикам и наоборот не всегда приносит желаемый результат. Если всё больше родителей будут вести диалог с учебными заведениями о содержании программ, возможно, предмет изменится — и сможет заинтересовать школьников, помочь им получить реальные знания в какой-то области.

Фото на обложке: ТАСС / Николай Кузнецов

Источник: mel.fm

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru