Программа по предмету технология профессиональной карьеры в 10-11 классах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа
Усть-Таркского района Новосибирской области
МБОУ Усть-Таркской СОШ,
протокол от _________№____
приказ от ________ № ___
ПРОГРАММА
учебного курса регионального компонента
среднего (полного) общего образования Новосибирской области
«ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ.
ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА»
МБОУ Усть-Таркской СОШ
Социально-педагогическая суть учебного курса – обеспечение наибольшей личностной направленности, дифференциации и индивидуализации образования. Эти принципы являются ответом на требования современного общества. Максимально раскрывая индивидуальные способности, дарования человека и формируя на этой основе профессиональную и социальную компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор с учетом потребностей Новосибирской области и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права, это результат учебной деятельности.
Константин Борисов. Основы планирования карьеры
Реализация данных целей предполагается посредством решения следующих задач:
- осваивать знания о научной организации производства и труда, путях построения профессиональной карьеры;
- овладевать умениями сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- воспитывать ответственное отношение к труду и результатам труда;
- подготавливать к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе профессионального непрерывного образования;
- дифференцировать обучение с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями Новосибирской области.
Структура содержания программы представлена тремя разделами:
- Рынок труда Новосибирской области.
- Профессиональное самоопределение и карьера в Новосибирской области.
- Проектирование профессиональной карьеры с учетом потребностей Новосибирской области.
Раздел 1 «Рынок труда Новосибирской области» знакомит школьников с проблемами труда в современных социально-экономических условиях Новосибирской области; с основами трудового законодательства, правами населения по социальной защите; системой пенсионного страхования в стране и Новосибирской области.
Раздел 2 «Профессиональное самоопределение и карьера в Новосибирской области» знакомит школьников с понятиями профессиональной деятельности и карьеры, компонентами и технологией профессиональной карьеры, научит строить модель профессионального продвижения с учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей.
Раздел 3 « Проектирование профессиональной карьеры с учетом потребностей Новосибирской области» знакомит школьников с понятийным рядом в рамках понятия «проектирование», с технологией проектирования собственной профессиональной карьеры на основе сформированных компонентов технологической культуры.
Каждый раздел содержит теоретические сведения по технологии профессиональной карьеры, а также предусматривает выполнение практических заданий разного характера.
Для контроля знаний и умений выставляется текущая оценка посредством устного и письменного опроса, выполнения тестовых и практических заданий. Курс завершается защитой проекта «Моя профессиональная карьера», в котором отражается индивидуальный профессиональный путь учащегося.
РАЗДЕЛ 1. РЫНОК ТРУДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ( 6 ЧАСОВ )
Тема 1.1 Социально-экономическая политика в Новосибирской области
Основные теоретические сведения. Основные направления социально-экономической политики и их влияние на рынок труда Новосибирской области. Проблемы труда в современных социально-экономических условиях Новосибирской области. Демографические, экологические проблемы. Востребованность профессий (состояние на рынке труда).
Тема 1.2. Основы трудового законодательства Российской Федерации
Основные теоретические сведения
Права и обязанности работника и работодателя. Трудоустройство и права работающих подростков. Способы защиты прав работника. Права и обязанности молодого специалиста. Трудовое соглашение, контракт.
Анализ пакета документов при составлении трудового соглашения.
Тема 1.3. Социальная защищенность гражданина и работника
Основные теоретические сведения
Медицинское и пенсионное страхование. Медобслуживание гражданина и работника. Социальный пакет. Содействие трудоустройству. Биржа труда.
Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования в РФ.
Анализ пакета документов при формировании социального пакета
РАЗДЕЛ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА
В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (45 ЧАСОВ)
Тема 2.1 Потребности и возможности деятельности
2.1.1 Сущность и структура деятельности
Основные теоретические сведения
Структура деятельности. Потребности Новосибирской области в товарах и услугах. Потребности деятельности в школе, в семье, на отдыхе, в индустрии и в бизнесе. Возможные ограничения деятельности. Необходимые условия деятельности.
2.1.2 Технологии основных форм деятельности человека
Основные теоретические сведения
Формы взаимодействия с окружающим миром. Технологии трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека и технология общения.
Составление опорных схем технологий деятельности человека.
Тема 2.2 Технология профессиональной деятельности
2.2.1 Сущность понятия «профессиональная деятельность»
Основные теоретические сведения
Понятие «профессиональная деятельность». Специалист, профессионал. Самоорганизация в жизнедеятельности социальных систем. Формирование субъектной позиции в профессиональном образовании. Способы профессиональной деятельности.
2.2.2 Сферы профессиональной деятельности.
Основные теоретические сведения
Разделение и специализация труда. Педагогическая функция менеджмента. Управленческая деятельность как совокупность педагогических действий. Мотивация деятельности как целеполагание, самоопределение. Деятельность менеджера как процесс развития его способностей.
Структурирование сферы собственной деятельности (модель взаимодействия при демократическом стиле социального общения) с целью формирования собственной управленческой позиции (работа в группах).
2.2.3 Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности
Основные теоретические сведения
Понятие «предпринимательство». Особенности предпринимательской деятельности в г. Новосибирске, Новосибирской области.
Особенности предпринимательской деятельности в с Усть — Тарка и Усть- Таркском районе.
2.2.4 Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений
Основные теоретические сведения
Понятие «профессиональная этика». Понятие ценностей, их влияние на профессиональную деятельность. Понятие общения. Понятие коллектива. Взаимодействие в коллективе.
Конфликты во взаимодействии.
Осознание собственной позиции в окружающем мире в разных ситуациях (анализ притчей по предложенному алгоритму).
Методики конфликтологии (определение стиля поведения в коллективе).
2.2.5 Культура труда
Основные теоретические сведения
Понятие культуры труда. Составляющие культуры труда. Планирование и организация трудового процесса. Подготовка и оснащение рабочего места, обеспечение безопасности труда, трудовая дисциплина. Контроль качества работы.
Работа с документацией.
Тема 2.3 Профессиональная карьера
2.3.1 Сущность профессиональной карьеры
Основные теоретические сведения
Понятие профессиональной карьеры. Типы и виды профессиональных карьер. Профессиональное становление. Карьерные стратегии. Ценностные ориентации и соотнесение с профессиональной карьерой.
2.3.2 Компоненты профессиональной карьеры
Основные теоретические сведения
Основные компоненты профессиональной карьеры. Критерии успешности профессиональной карьеры. Способы построения профессиональной карьеры.
2.3.3 Сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности
Основные теоретические сведения
Понятие самосознания. Понятие самооценки как условия успешности функционирования личности в профессиональной среде. Учет потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей в формировании себя в качестве специалиста. Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Индивидуальные особенности личности и выбор типа и вида профессиональной карьеры.
Методики о пределения уровня самооценки для успешного функционирования личности в профессиональной среде.
2.3.4 Система профессионального непрерывного образования как условие профессионального роста
Основные теоретические сведения
Система профессионального непрерывного образования: понятие, этапы, виды профессионального образования. Роль повышения квалификации на протяжении всей жизни как необходимого условия профессионального роста. План реализации карьеры. Наличие «запасного варианта». Профессиональная переподготовка.
Характер профессионального образования и профессиональная мобильность.
Построение модели профессионального продвижения с учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей.
Тема 2.4 Технология трудоустройства
2.4.1 Способы поиска работы
Основные теоретические сведения
Особенности трудоустройства на рынке труда г. Новосибирске, Новосибирской области. Непосредственное обращение к работодателю, использование посреднических фирм, использование личных связей, объявлений о вакансиях на улицах. Роль рекламы при трудоустройстве на работу.
2.4.2 Технология приема на работу
Основные теоретические сведения
Вопросы к кандидату при приеме на работу. Технология ответов на возможные вопросы работодателя. Техника завершения разговора. Документы, необходимые при приеме на работу. Конфликтные ситуации при трудоустройстве. Пути предотвращения конфликтных ситуаций.
Типичные причины отказа в приеме на работу. Способы саморегуляции при разрешении конфликтных ситуаций.
Ролевая игра «Трудоустройство на работу».
2.4.3 Формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства
Основные теоретические сведения
Понятие презентации и самопрезентации. Понятия «резюме» и «портфолио». Структура, требования к составлению резюме и портфолио.
Составить резюме и портфолио для самопрезентации.
2.4.4 Этика и психология делового общения
Основные теоретические сведения
Невербальное общение. Мастерство телефонного общения. Организация диалога. Особенности речевого стиля общения.
Упражнения на формирование навыка телефонного общения и организации диалога.
Тема 2.5 Адаптация на рабочем месте
Основные теоретические сведения
Адаптация как одна из форм социализации . Понятие адаптации. Виды, формы и способы адаптации. Социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом профессиональной деятельности.
Сюжетно-ролевая игра «Адаптация на рабочем месте».
РАЗДЕЛ 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (19 ЧАСОВ)
Тема 3.1 Сущность проектирования профессиональной карьеры
3.1.1 Проективная и технологическая культура как основа проектирования профессиональной карьеры
Основные теоретические сведения
Соотношение понятий «проектный», «проективный», «проектировочный». Понятие «проективная и технологическая культура». Компоненты технологической культуры и их роль в проектировании профессиональной карьеры.
3.1.2 Технология проектирования профессиональной карьеры
Основные теоретические сведения
Соотношение понятий «проектирование», «прогнозирование», «конструирование», «моделирование». Этапы проектирования профессиональной карьеры: исследование — диагностика, проблематизация, целеполагание, форматирование проекта, предварительная социализация – презентация проекта. Самооценка и внешняя оценка проекта. Технология презентации проекта.
Построение модели профессиональной карьеры в соответствии с этапами проектирования профессиональной карьеры, учитывая компоненты технологической культуры
Тема 3.2 Выполнение проекта «Моя профессиональная карьера» с учетом потребностей Новосибирской области
3.2.1. Исследовательский этап проектной работы
Самостоятельный поиск информации о путях приобретения профессии: анализ рынков труда и образовательных услуг, особенностей обучения интересующему спектру специальностей; востребованность и характеристика трудовой деятельности потенциальных выпускников соответствующих учебных заведений, интервью с носителями интересующих профессий; анализ материалов СМИ, посвященных проблемам продолжения образования, профессиональной деятельности, достижения профессионального успеха. Основные способы получения первичной информации: интервьюирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент, анализ текста (художественный текст, исторический источник). Сбор информации для теоретической части исследования.
3.2.2 Моделирующий этап проектной работы
Определение проблемного поля. Постановка цели и задач для ее реализации. Выделение ценностных ориентаций и ведущих мотивов для выполнения проекта. У чет профессиональной пригодности. Составление плана работы над проектом. Обработка информации для теоретической части проекта. Структура.
Таблицы и схемы. Сортировка. Способы анализа собранной информации.
3.2.3 Форматирование проектной работы
Подготовка и оформление проекта.
3.2.4 Презентация проектной работы. Заключительная конференция
Выбор вида и формы презентации. Структурирование содержания презентации. Подготовка к защите.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда»
по разделу «Рынок труда Новосибирской области» ученик должен:
- проблемы труда в современных социально-экономических условиях Новосибирской области;
- возможности социальной защиты населения на рынке труда региона Сибири;
- систему обязательного пенсионного страхования в стране, Новосибирской области;
- получать информацию о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
- анализировать рынок образовательных услуг и профессиональной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
- рационального поведения на рынке труда;
по разделу « Профессиональное самоопределение и карьера в Новосибирской области» ученик должен:
- сущность понятия «деятельность», технологии основных форм деятельности человека: трудовой, познавательной, игровой, управленческой и технология общения;
- сущность понятия «профессиональная деятельность», сферы профессиональной деятельности;
- понятие, типы и виды профессиональных карьер, основные компоненты профессиональной карьеры, критерии ее успешности, способы построения;
- сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности;
- основы профессиональной карьеры как умения сформировать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей;
- систему профессионального непрерывного образования, роль повышения квалификации на протяжении всей жизни как необходимого условия профессионального роста;
- способы поиска работы;
- формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства.
- понятие, структура, составление модели резюме и портфолио;
- технологию приема на работу;
- этику и психологию делового общения;
- понятие, виды, формы и способы адаптации;
- строить план реализации карьеры;
- составлять и оформлять резюме и портфолио как формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства;
- составлять ответы на возможные вопросы работодателя;
- предотвращать и разрешать возможные конфликтные ситуации при трудоустройстве;
- организовывать диалог, проявлять мастерство телефонного общения, используя особенности речевого стиля общения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- построения плана реализации карьеры с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей;
- составления резюме и портфолио;
- поиска работы и трудоустройства;
- социальной, профессиональной, психологической адаптации на рабочем месте.
по разделу «Проектирование профессиональной карьеры с учетом потребностей Новосибирской области» ученик должен:
- сущность понятий «проектный», «проективный», «проектировочный», «проектирование»; «прогнозирование», «конструирование», «моделирование», их соотношение;
- компоненты технологической культуры как основу проектирования профессиональной карьеры;
- основные этапы проектирования профессиональной карьеры;
- технологию презентации проекта;
- оценивать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей;
- составлять проект собственной профессиональной карьеры;
- использовать методы решения творческих задач в проектировании профессиональной деятельности;
- планировать возможное продвижение, профессиональный рост на рынке труда;
- уточнять и корректировать профессиональные намерения;
- обосновывать выбор своего профессионального плана и использовать возможности для трудоустройства;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- организации трудовой деятельности, повышения эффективности своей профессиональной деятельности;
- решения практических задач в выбранном направлении профессиональной деятельности;
- отражения индивидуального профессионального пути в проекте с учетом профессиональной пригодности ;
- оценивания себя в качестве специалиста (с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей) для возможного продвижения и профессионального роста на рынке труда.
УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Источник: nsportal.ru
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии «Твоя профессиональная карьера» (ФГОС ООО)
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии «Твоя профессиональная карьера» составлена в соответствии с ФГОС основного общего образования по направлению профориентационной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по технологии «Твоя профессиональная карьера» (ФГОС ООО)»
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология. Твоя профессиональная карьера» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897, с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1577.
- Примерной программы общеобразовательных учреждений «Технология. Твоя профессиональная карьера». В.П.Бондаревой, М.С.Гуткина, Т.М.Занковской и др., 4-е издание, Москва, «Просвещение», 2012г.
- Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом директора от 30.08.2016г. №87.о.
- Учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2017-2018 учебный год, утвержденного приказом директора от 30.08.2017г. №83.о.
- Методических рекомендаций по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области / А.В. Шмагина, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко. – АСОУ, 2012.
- В соответствии с Федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. №253, с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 08.06.2015г. №576.
- Обучение умению выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности, проводить сравнительный анализ профессий и составлять формулы профессий.
- Сообщение сведений о сходных профессиях, сравнение различных профессий на основе общего критерия при организации профессиональных проб.
- Разработка специальных описаний профессий, раскрывающих специфику типа профессии. Краткая характеристика технологических, психологических параметров деятельности профессионала, формула профессии.
- Включение в практику индивидуальной консультации анализа характеристик профессиональной деятельности.
- психофизиологическую (поведенческие проявления основных свойств нервной системы);
- мотивационную (присущие личности склонности и интересы, связанные с выбором профессии);
- характерологическую (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности – к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру);
- эмоционально-волевую (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности);
- интеллектуальную (сформированность интеллектуальных способностей с учетом показателей интеллектуальной продуктивности);
- социально-психологическую (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми).
Задачами изучения предмета «Технология. Твоя профессиональная карьера» являются:
● повышение уровня психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании; ● формирование положительного отношения к самому себе, осознания своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии; ● ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров; ● обеспечение возможности соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
- класс.
Источник: kopilkaurokov.ru
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений технология « Твоя профессиональная карьера». Программа поможет разобраться ученикам в разнообразии профессий.программа познакомит с выбором будущей профессий.поможет соотнести свои индивидуальные требования с требованиями выбранной профессии.программа рассчитана для обучающихся 8-9 классов. Занятия ведутся п рамках области «Технологии»программа рассчитана для обучающихся 9 класса общеобразовательных школ
Картинками
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Программа «Твоя профессиональная карьера»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Источник: znanio.ru