Ключевые слова: дополнительная общеразвивающая программа, образовательная технология, разноуровневость.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Техническая направленность дополнительного образования отличает сегодня активное обновление технологий, связанных со сменой технологических укладов и появление новых материалов.
Расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.).
Центр внимания смещается от индивидуальной работы к групповой, наиболее ценными и востребованными являются soft skills, 4К компетенции.
Развивается рынок услуг и сервисов информального образования (образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения и др.).
Расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.).
Адаптированная программа технической направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья
К функциям дополнительных общеобразовательных программ технической направленности относят:
- инвариантную часть функций, универсально актуальных для любых программ дополнительного образования,
- инвариантную часть функций, характерных для всех программ одной направленности,
- вариативная часть функций, характерных для отдельных программ одной направленности (различающихся по уровню и профилю программ).
Дополнительные общеразвивающие программы технической направленности решают специфические задачи:
- творческое и интеллектуальное развитие учащихся;
- профессиональная ориентация обучающихся;
- допрофессиональное образование обучающихся;
- формирование технологической грамотности;
- формирование инженерного мышления;
- подготовка и поддержка поступления в организации профессионального образования;
- создание условий для формирования класса технологических энтузиастов (мейкеров);
- и другие.
Техническая направленность дополнительного образования включает образовательные программы по нескольким группам, связанным с определенной областью знаний, науки и техники:
- первая группа программ направлена на развитие технологической культуры и компетенций в области создания и производства технических объектов и устройств – моделирование, конструирование, прототипирование и макетирование;
- вторая группа программ направлена на формирование компетенций по управлению техническими устройствами и объектами;
- третья группа программ направлена на развитие информационной культуры и компетенций в области информационных технологий;
- четвертая группа программ направлена на формирование умений работы с материалами и инструментами в области производственных технологий.
Для дополнительных общеразвивающих программ технической направленности характерны следующие пути развития:
Особенности образовательных программ технической направленности
- использование технологий на основе организации образовательного процесса с использованием современных цифровых технологий (смешанное обучение, парковая технология, концентрированное обучение, технология портфолио, образовательная навигация и др.)
- использование технологий активизации деятельности учащихся и персонализации (проектное обучение, технологии саморазвития, технологии развивающего обучения, творческо-продуктивные технологии, электронное обучение, дистанционные технологии, конвергентное обучение, тьюторские технологии, технологии самоопределения и профессиональных проб и др.)
Инновационность образовательных технологий в дополнительном образовании, развитие технологий и методов в дополнительном образовании детей обуславливается двумя параллельными тенденциями:
- развитие цифровых технологий меняют существующие организационно- педагогические (образовательные) технологии и методы работы
- развитие науки и техники, культуры, экономики и социальной сферы становятся основой для появления собственно новых организационно-педагогических (образовательных) технологий
Эффективное планирование инструментария организационно-педагогических (образовательных) технологий, их комбинирование будет способствовать обновлению образовательного процесса в сфере дополнительного образования детей [4].
Дополнительные общеразвивающие программы могут реализовываться с использованием сетевой формы, различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, и электронного обучения:
- сетевая форма реализации дополнительных общеразвивающих программ обеспечивает возможность их освоения обучающимися с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Закрепление практик учебного характера обучающихся на реальных производствах (промышленных и сельскохозяйственных), в организациях социальной сферы, культурной индустрии в качестве самостоятельных образовательных форм,
- реализация дополнительных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий реализуются с частичным использованием дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное взаимодействие педагога и учащегося, или полностью дистанционно, с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), посредством которой полностью обеспечивается взаимодействие педагога и учащегося.
При реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательной организации должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, которые обеспечивают освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения учащегося.
Данные формы и технологии могут применяться на основе композиции контингента обучающихся (одновозрастные учебные группы или разновозрастные, взрослые, совместные детско-взрослые).
Реализация принципов «разноуровневости» и возрастосообразности программ будет формировать интерес к участию в дополнительном образовании на более ранних ступенях возрастного развития, обеспечивать преемственность в освоении программ, на высоких уровнях – формировать мотивацию к достижению результата. У родителей повысится уровень готовности к инвестициям в дополнительное образование детей. У семей с низким уровнем доходов будет сформирована уверенность в возможности найти бесплатные программы высокого качества и отвечающие их содержательным запросам [3].
При определении образовательных результатов следует ориентироваться на формирование двух блоков способностей:
Компетентность в социально-коммуникативной деятельности, характеризующий развивающий, воспитательный компонент содержания. Образовательные результаты, непосредственно связанные с общим развитием личности учащегося: качества, способности, знания, умения и навыки, компетенции, универсальные учебные действия.
Показатели результативности выполнения каждой из функций дополнительного образования технической направленности могут быть различны. Данное условие задает возможность дифференциации результатов по уровням образовательных программ[5].
Для дополнительных общеразвивающих программ в законодательстве не предусмотрены особые формы оценки, промежуточной и итоговой аттестации.
В то же время образовательный результат является неотъемлемой, ключевой, частью любой образовательной программы. Проверка и оценка знаний, умений и навыков, компетенций обучающихся направлена на выявление и сравнения на том или ином этапе обучения результатов образовательной деятельности с требованиями (задачами и ожидаемыми результатами), задаваемыми образовательными программами [2].
Для отслеживания результатов можно применять ряд следующих способов и методов: контрольные задания, тестирование, викторины, выставки, соревнования, конкурсы и конференции в течение учебного года; анализ практической деятельности, изготовленных конструкций; анкетирование; анализ общественной деятельности; полезные дела в объединении, социальной среде, демонстрационный экзамен и др.
Универсализации учета достижений учащегося может стать единое портфолио – как средство обобщения, аккумуляции разнородных образовательных результатов.
Обеспечение соответствия содержания и технологий дополнительного образования ожиданиям и потребностям населения должно рассматриваться не только применительно к тематике программ, но также к их уровневой организации, форматам, используемым принципам взаимодействия с участниками (интерактивность, групповые формы работы и др.). Необходимо также обеспечивать возрастосообразность предлагаемых программ дополнительного образования, учет в содержании образования особенностей современной подростковой субкультуры.
Решение поставленных задач требует принципиально новых подходов к организации среды обучения, ухода от традиционных учебных планов, наличия современного цифрового оборудования, высококвалифицированных кадров, причем, не только, и порой не столько педагогических, а инженерно- технических.
- Барахович И. И. Программный подход к организации дополнительного образования школьников / И. И. Барахович, Н. В. Кашапова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2019. № 5 (май). — 2019. — No 5. — URL: http://emissia.org/offline/2019/2726.htm / (дата обращения: 03.04.2021).
- Буйлова Л. Н. Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности / Л. Н. Буйлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 403-408. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21529/ (дата обращения: 03.04.2021).
- Бруцкая Л. А. Воспитание в медийном пространстве Центра / Л. А. Бруцкая, И. В. Сибагатуллина // Внеурочная деятельность в условиях реализации Стратегии развития воспитания в РФ: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – С. 58–60.
- Голованов В. П. Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства / В. П. Голованов // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 5. – С.160-165.
- Поволяева М. Н. Дополнительные общеобразовательные программы нового поколения и оценка их результативности / М. Н. Поволяева, И. Н. Попова //– М., ООО «Новое образование», Санкт Петербург, 2017 – 80 с.
Источник: nsportal.ru
Техническая направленность
Какие существуют программы технической направленности?
Чем уникальны программы технической направленности?
Какие возможности открываются перед обучающимися по технической направленности?
Формы воспитательных мероприятий в технической направленности.
Оценить
3400 0
Содержимое разработки
Техническая направленность
Дополнительные образовательные программы технической направленности ориентированы на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности. Обучение по программам технической направленности способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Занятия в объединениях данной направленности также дают возможность углубленного изучения таких предметов как физика, математика и информатика.
Какие существуют программы технической направленности?
Обучение по технической направленности осуществляется по профилям «Мультимедиа и IT технологии», «Техническое конструирование, моделирование и макетирование», «Техническое творчество и инновационное предпринимательство», «Производственные технологии». Робототехника, 3D-моделирование и прототипирование, 3D-графика и 2D-дизайн, web-дизайн и Photoshop, авиамоделирование и конструирование, фото- и видеомастерские, школы юного автомобилиста и юного спасателя МЧС – лишь малая часть всего многообразия программ и объединений технической направленности.
Чем уникальны программы технической направленности?
Уникальный состав учебно-лабораторного оборудования для реализации программ технической направленности, отражающий тенденции развития современных инженерно-конструкторских и IT технологий (3D-лаборатории и станки 3D-прототипирования, лаборатории Курчатовского проекта и передвижные цифровые лаборатории, комплекты симуляторов и тренажеров<), позволяет проводить с обучающимися проектно-исследовательскую деятельность и повышать их технологическую грамотность в области инженерных профессий.
Какие возможности открываются перед обучающимися по технической направленности?
Ежегодно обучающиеся объединений технической направленности становятся призёрами и победителями таких конкурсов и соревнований как Всероссийский робототехнический Фестиваль «РобоФест», Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий. «Архимед», Международный научно-технический конкурс школьников «Старт в Науку», Фестиваль научно-технического творчества молодежи (НТТМ), Всероссийский конкурс региональных школьных проектов «Система приоритетов», Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Учёные будущего», Московский этап Всероссийской робототехнической олимпиады, Всероссийский конкурс юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо».
Обучение по программам технической направленности – один из шагов в профессиональное будущее. Оно предоставляет детям новые возможности профессиональной ориентации и первых профессиональных проб инженерно-технологического и IT-образования, адаптированного к современному уровню развития науки и техники. С этой целью реализуются образовательные, просветительские и профориентационные интерактивные программы с привлечением колледжей и вузов, социальных партнёров, предприятий с целью популяризации в молодёжной среде достижений современной науки и наукоёмких технологий. Организуются экскурсии на предприятия с целью демонстрации интеграции науки, образования и бизнеса в создании среды, обеспечивающей квалифицированные кадры инженерного профиля.
Формы воспитательных мероприятий в технической направленности
Современное образование использует огромное количество технологий, методик, форм и методов организации процессов обучения и воспитания. Педагоги-практики стремятся найти все новые формы массовой работы с детьми, поскольку массовые мероприятия способствуют воспитанию творческой активности, пытливости и любознательности, инициативы и стремления к научному поиску и рационализаторству в той области производства, где они планируют работать.
Воспитательное мероприятие – это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью (определение А.Г. Кирпичника). Для успешного проведения такого мероприятия нужно:
— знать существующие формы;
— владеть методикой организации мероприятий;
— уметь придумать полученному результату название.
Какие же формы воспитательных мероприятий технической направленности существуют?
Из целого ряда классификации форм, весьма интересной представляется мысль С. П. Афанасьева о возможности использования зоологической модели оформления типологии: тип – класс – род – семейство – вид – подвид. При таком подходе мы можем получить следующую картину: в качестве типов форм могут выступить «статичные» (представление), «статично – динамичные» (созидание – гуляние), «динамико – статичные» (путешествие). Анализ содержания и структуры взаимодействия форм, входящих в каждый из типов, позволяет выделить несколько классов. Так, в типе «представление» выделяются три класса:
1. Представление – демонстрация (выставки, защита проектов, соревнования);
2. Представление – ритуал (научно-техническая конференция, праздник);
3. Представление – коммуникация (дискуссия, диспут, неделя технического творчества, беседы)
Все эти формы объединяет то, что организация пространства в них предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна, спортивная площадка и т.п.), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями.
Тип «созидание – гуляние» можно также разделить на 3 класса:
1. Развлечение – демонстрация (КВН, демонстрация технических объектов);
2. Совместное созидание (трудовая акция, подготовка к выставке);
3. Развлечение – коммуникация (продуктивная игра, вечер общения, ситуативно-ролевая игра)
Характерной чертой форм этого типа является то, что они не предусматривают одного центра внимания. Центры внимания разбросаны по площадке, что позволяет каждому участнику выбирать себе занятие по вкусу, либо центр внимания перемещается согласно алгоритму данной формы. Объединяет все формы статично – динамичного типа то, что они разворачиваются на одной площадке без зрителей, способы движения заданы.
В типе «путешествия» можно представить также три класса:
1. Путешествие — демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие);
2. Путешествие – развлечение (поход, прогулка);
3. Путешествие – исследование (экскурсия, познавательная экспедиция)
Источником возникновения такой разновидности форм являются путешествия как таковые: поездка в музей, экскурсия на техническое производство и т.д.
Данная классификация форм воспитательной работы может являться неисчерпаемым источником форм массовой деятельности с детьми и варьироваться с учетом возрастных особенностей участвующих.
Групповые формы организации внеурочной работы технической направленности охватывают лишь часть учащихся, которые проявляют повышенный интерес к данной деятельности. Для того чтобы расширить пропаганду научно-технических достижений, а также выявить основные направления и подвести итоги внеклассной и внешкольной работы, необходимо максимально использовать массовые формы организации внеурочной работы по техническому творчеству учащихся, которые предполагают проведение ряда массовых мероприятий с временными коллективами.
В образовательных организациях можно использовать следующие массовые формы организации внеклассной и внешкольной работы по техническому творчеству учащихся:
— Информационно-обучающие (производственная экскурсия, встреча с учеными, кинопросмотр, технические журналы, уголок научно-технической информации, деловая игра, лекции, конференции, неделя науки и техники);
— Состязательно-итоговые (конкурс юных техников, технический турнир, слет юных техников, техническая олимпиада, соревнования, выставки).
Успех любого дела во многом зависит от правильной организации и четкой расстановки сил. Для массового мероприятия по техническому творчеству наиболее приемлема технология коллективной творческой деятельности, разработанная И.П. Ивановым. В ее основе – активное участие детей на протяжении всех этапов мероприятия: от замысла, до анализа результатов.
Всю организацию массового мероприятия можно разделить на 4 этапа:
1 Конструирование; 2 Подготовка; 3 Проведение мероприятия; 4 Анализ.
Каждый этап предусматривает серьезную детальную проработку.
Организация мероприятия должна начаться с принятия решения о его проведении. А прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в его проведении.
После того как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:
1. Четко поставить цели и задачи.
2. Определить тематику мероприятия.
4. Придумать мероприятию яркое название.
5. Разработать правила и условия проведения мероприятия:
— определение участников (команды или индивидуальные участники), их количества;
— продолжительность всего мероприятия и каждого конкурса;
— порядок выдачи заданий (на месте, или предварительно);
— последовательность выступлений (по жребию, по готовности);
— возможность привлечения помощи со стороны взрослых или сверстников;
— возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.;
— перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т. д.;
— время на подготовку задания;
6. Определить место и время проведения мероприятия.
7. Тщательно подобрать задания для участников и возможно болельщиков.
8. Разработать положение о мероприятии.
На этапе подготовки мероприятия работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач:
1) ознакомление участников с «Положением» о мероприятии;
2) подготовка и оформление согласно тематике места проведения мероприятия;
3) подготовка музыкального оформления;
4) подготовка светового и технического обеспечения мероприятия (микрофоны,
магнитофоны, видеомагнитофон, видеокамеру и т.п.).
5) заготовка реквизитов (карточки, жетоны, фишки);
6) подготовка оценочных листов;
7) приглашение компетентного жюри;
8) подбор ведущего;
9) подготовка призового фонда.
10) подготовка программы мероприятия и написание сценария;
11) проведение репетиции (при необходимости).
Прохождение вышеперечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешного его проведения и большого воспитательного эффекта.
При проведении мероприятия рекомендуется придерживаться следующего порядка:
1. Организационный момент (5-7 минут). Пролог – вступительная часть мероприятия, настраивающая участников на определенное эмоциональное восприятие, это эпиграф ко всему празднику.
Цель: переключить участников, вызвать интерес и положительные эмоции.
2. Вводная часть (10-15 минут).
Завязка – эпизод, запускающий в движение сюжет мероприятия.
Цель: активизировать детей, расположить их к творческому участию, используя разнообразные средства активизации, задания на смекалку: проблемную беседу, ребус, головоломку и т.д.
3. Основная часть (25 – 30 минут), по времени самая продолжительная.
Развитие действия – смена видов деятельности, смена эпизодов, которые добавляют торжеству все новые и новые краски.
Цель: реализация основной идеи занятия, требует особой эмоциональной атмосферы. Организатор использует разнообразные методы формирования поведения: упражнения опыты, воспитывающие ситуации, игры, поручения и т. д.
4. Заключительная часть (10 -15 минут).
Финал – самый яркий, красочный, эмоциональный эпизод массового мероприятия (коллективное пение, ритуалы посвящения или награждения).
Цель: систематизация детьми полученного опыта.
Очень важно, чтобы в мероприятие принимали участие дети из разных классов, детских объединений, групп, т.к. дружба, забота, сотрудничество сплачивают детей, гуманизируют их отношения, обогащают их социальный опыт, выявляют их индивидуальные способности и помогают ребенку обрести товарищей.
Точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ.
В процессе оценочно – аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащение жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей участников, комфортность и активность их участия в мероприятии.
Следует особо подчеркнуть, что успешность проведения мероприятия зависит не только от освоения организатором технологии его подготовки и проведения, но и от того, насколько основополагающие идеи приняты им, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.
1. Финажина С.Ю. Методика организации массовых мероприятий. // Дополнительное образование. № 9 , ООО «Витязь – М», 2005г.
2. Хохлова С.В., Макаренко И.В. Методическое пособие для тех, кто работает с детьми. /Сообщение № 8 . – М.: «Илекса», Ставрополь, 2002г.
3. Абдуллаев А.Б. Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования — Махачкала, Образование 2003 – 270 с.
4. Калошина И.П. Структура и механизм творческой деятельности — М.: Изд-во МГУ, 1993 – 68 с.
Интернет-ресурсы
Источник: www.prodlenka.org
Развитие технического творчества учащихся через реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Муниципальное бюджетное учреждение
Станция Юных Техников
Развитие технического творчества учащихся через реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности
Поддержка и развитие технического творчества на сегодняшний день одно из приоритетных направлений в образовательной деятельности. К первоочередным задачам в данной области относится создание условий для получения качественного и доступного дополнительного образования в области развития техники и технологий.
В муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования станции юных техников г. Донецка в рамках реализации системы развития технического творчества проводятся воспитательные мероприятия (совместно с родителями и учащимися), функционируют выставки, популяризующие техническую деятельность. Проходят тематические недели – «Неделя технического творчества», конкурсы, способствующие стимулированию интереса воспитанников к техническому творчеству, развитию творческой инициативы и демонстрации достижений учащихся. Реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по начальному техническому моделированию (с элементами художественного конструирования, на основе изучения физических явлений), по изучению IT-технологий, компьютерной графики, компьютерного дизайна, цифровой фотографии, историко-стендового моделирования, электроконструирования, мультипликации, робототехники, авиа и судомоделирования. Программы охватывают широкий возрастной диапазон учащихся от 7 до 14 лет, отвечают современным требованиям основных государственных и ведомственных нормативных документов, разработаны по запросам социума с учетом опыта педагогов.
Актуальность программ технической направленности состоит в потребности общества в технически грамотных, креативных личностях, способных найти нетривиальный подход к решению имеющихся проблем, в возрождении интереса к техническому творчеству, в вооружении учащихся необходимыми начальными политехническими знаниями и умениями.
Педагогическая целесообразность программ заключается в эффективном применении современных образовательных технологий для достижения наилучшего качества реализации программы, таких как ИКТ, технологии коллективной творческой деятельности, технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, технологии игровой деятельности, технологии дифференцированного обучения, технологии здоровьесбережения. Комплексное применение методов и приемов позволяет достичь высокого образовательного уровня, сформировать умение продуктивно применять творческие способности, готовность к самостоятельному восприятию информации. В организации процесса обучения главное место отводится активной, самостоятельной, исследовательско-познавательной деятельности ребенка. Образовательный и воспитательный процесс строится на принципах системно-деятельностного и личностно-ориентрованного подхода: целостности, непрерывности, деятельности, психологической комфортности, вариативности, творчества.
Реализация программ технической направленности способствует созданию условий для занятий вариативными видами образовательной деятельности научно-технической направленности, помогает направить учащихся через творческое моделирование и изучение основ наук к изобретательству и генерированию новых идей.
Педагоги развивают у учащихся умения работать с технической документацией, ориентироваться в специальной терминологии, удовлетворяют потребность ребенка в поиске и получении новых знаний, самостоятельной творческой деятельности, способствуют развитию конструкторских умений, таких способностей как изобретательство, рационализаторство, новаторство. Занятия, ориентированные на включение в творческую, исследовательскую, проектную деятельность, начиная с малого – знакомства с начальным техническим творчеством мотивируют учащихся в дальнейшем на самостоятельное изучение предмета, получение новых знаний, переход на следующую, более значимую ступень.
Техническое творчество является самым ресурсоемким направлением дополнительного образования. Основные проблемы, влияющие на развитие технического творчества учреждения — это недостаток материально-технического оснащения, недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, отсутствие преемственности в программах. Поэтому в перспективе развития технического творчества модернизация материально-технической базы и программно-методического обеспечения, переподготовка, самообразование и вливание новых педагогических кадров, имеющих необходимую специализацию, заинтересованность и энтузиазм.
Источник: edu-time.ru