Тасис — это программа, разработанная Европейским Союзом для Новых Независимых Государств (бывших республик Советского Союза за исключением стран Балтии), в целях содействия развитию гармоничных и прочных экономических и политических связей между Европейским Союзом и этими странами-партнерами.
В 1994 году еще одной страной-партнером Тасис стала Монголия.
Цель Программы состоит в поддержке усилий стран-партнеров по созданию обществ, основанных на политических свободах и экономическом процветании.
Тасис идет к этой цели путем предоставления субсидий (безвозмездного финансирования) для передачи «ноу-хау», оказывая поддержку процессу перехода к рыночной экономике и демократическому обществу.
В течение первых пяти лет своей деятельности, т.е. с 1991 по 1995 гг., Тасис безвозмездно предоставил своим партнерам 2 млрд. 268 млн. ЭКЮ, что позволило приступить к осуществлению 2 200 проектов.
В тесном взаимодействии со странами-партнерами Тасис определяет, каким образом должны расходоваться средства. Это позволяет Тасис осуществлять финансирование в соответствии с политикой реформ и первоочередными задачами каждой конкретной страны. В контексте более широких международных усилий Тасис работает в тесном взаимодействии также с другими донорами и международными организациями.
Инфраструктура открытых ключей в TLS/SSL | Защищенные сетевые протоколы
Тасис передает «ноу-хау», которым располагают государственные и частные организации самого широкого спектра, что позволяет сочетать опыт рыночной экономики и демократии с профессиональными навыками и знаниями на местах. «Ноу-хау» передается в форме оказания консультативного содействия в вопросах управления, направления групп экспертов, проведения экспертных исследований и профессиональной подготовки, путем создания правовой и нормативной базы, международных сетевых структур, пилотных (экспериментальных) проектов, а также путем установления партнерских отношений, содействия процессу породнения, создания новых и реорганизации действующих институтов. Тасис выполняет также роль катализатора, поскольку открывает доступ к средствам основных кредиторов благодаря проведению прединвестиционных исследований и технико-экономических обоснований.
Тасис содействует пониманию и должной оценке демократии и социально-экономической системы, ориентированной на рынок, путем поощрения связей и прочных отношений между организациями в странах-партнерах и их коллегами в Европейском Союзе.
Основными приоритетными областями, финансируемыми Тасис, являются: реорганизация государственных предприятий и развитие частного сектора, создание эффективной системы производства, переработки и распределения продуктов питания, развитие инфраструктур энергетики, транспорта и связи, обеспечение реформы системы государственного управления, социальной защиты и образования.
Каждая страна выбирает приоритетные секторы, исходя из своих потребностей.
Тасис сотрудничает со следующими 13 странами-партнерами (12 СНГ и Монголия):
Нова екосистема стартапів Cходу України та переваги для інвесторів
Таджикистан Туркменистан Украина Узбекистан
Молдова Монголия Российская Федерация
Источник: economics.studio
Программа ТАСИС
Программа Тасис является инициативой Европейского Союза для стран Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии, которая содействует развитию гармоничных и успешных экономических и политических связей между Европейским Союзом и этими странами-партнерами. Ее целью является поддержка инициатив стран-партнеров по развитию общества, основанного на политических свободах и экономическом процветании. Тасис осуществляет эту цель путем предоставления безвозмездного финансирования передачи ноу-хау для поддержки процесса перехода к рыночной экономике и демократическому обществу.
Я всегда подчеркиваю, что Тасис — это программа, а не организация. А значит, есть определенный бюджет, есть определенные приоритеты, определенная область сотрудничества. В нашем случае это устанавливается комиссией стран Европейского Союза и правительством РФ. Программа состоит из множества самых разнообразных подпрограмм.
Европейский комитет выделяет на каждую подпрограмму определенные средства и на конкурсной основе нанимает подрядчиков, которые осуществляют этот проект. То есть европейская комисия выделяет деньги из бюджета ЕС и вырабатывает жесткие критерии отбора проектов, приоритеты и т.д., а непосредственную организацию грантовой программы берет на себя нанятый подрядчик.
Какие рекомендации можно дать вашим грантозаявителям?
В каждой подпрограмме своя процедура приема заявок. Можно дать только самые общие рекомендации. Такие рекомендации действительны не только для Тасис, но и для любого другого донора.
1. Заявка должна соответствовать тематике и быть актуальной.
2. Цель проекта должна быть достижима. Актуальность проблемы — это еще не основание для финансирования проекта. В проекте должно быть четко прописано, что за такое-то время, с такими-то средствами и такими-то ресурсами вы готовы достичь конкретного результата.
3. Результат должен оказывать на сектор и на проблему положительное влияние в течение продолжительного времени. На проекты, которые способствуют цели, только пока оказывается финансирование, выделять деньги просто не целесообразно.
Кроме того, у каждого донора есть свои требования. Но всегда самой важной остается концептуальная часть.
В чем, на ваш взгляд, отличие программы Тасис от других доноров?
Деятельность Евросоюза в России по программе ТАСИС
Начало 90-х годов характеризовалось многочисленными инициативами правительств зарубежных стран и международных организаций, в первую очередь европейских, по развитию связей с Россией, в том числе посредством оказания безвозмездной гуманитарной и технической помощи. По объему выделяемых средств на эти программы первое место занимает организация, объединяющая большинство европейских стран, – Европейский союз.
Введение …………………………………………………….…………………………….3
1 Деятельность Европейского союза в России по программе ТАСИС
1.1 Европейский союз и его главные органы управления………. …………..4
1.2 Стратегия Евросоюза и его программы ТАСИС в РФ …………………6
1.3 Нормативные правовые акты, регулирующие сотрудничество Российской Федерации с Европейским союзом ………………………………11
1.4 Реализация программы ТАСИС в Российской Федерации ……..……15
1.4.1 Индикативные программы ………………………………….…….15
1.4.2 Национальные программы ……………………………………….16
1.4.3 Международные программы ……………………………….…….20
1.5 Оценка результатов программы ТАСИС в Российской Федерации
1.5.1 Оценка Счетной палаты Российской Федерации ……….………22
1.5.2 Стратегии Европейского союза в России и организация программы ТАСИС ………………………………………………………….……..….25
1.5.3 Особенности финансирования проектов и программ ТАСИС ……………………………………………………………. ……26
1.5.4 Подготовка кадров, проведение семинаров и конференций ……..28
1.6 Основные результаты сотрудничества Cчетной палаты Российской Федерации и Европейской счетной палаты ……………………………..……29
2 Структурно-логическая схема «ТАСИС» ………………………………………36
Заключение ……………………………………………………………………….……37
Библиографический список ………………………………………………..…………42
По дисциплине: «Мировая экономика»
На тему: «Деятельность Европейского союза в России по программе Тасис»
1 Деятельность Европейского союза в России по программе ТАСИС
- Европейский союз и его главные органы управления………. …………..4
- Стратегия Евросоюза и его программы ТАСИС в РФ …………………6
- Нормативные правовые акты, регулирующие сотрудничество Российской Федерации с Европейским союзом ………………………………11
- Реализация программы ТАСИС в Российской Федерации ……..……15
- Индикативные программы ………………………………….…….15
- Национальные программы ……………………………………….16
- Международные программы ……………………………….…….20
- Оценка Счетной палаты Российской Федерации ……….………22
- Стратегии Европейского союза в России и организация программы ТАСИС ………………………………………………………….……..…. 25
- Особенности финансирования проектов и программ ТАСИС ……………………………………………………………. …… 26
- Подготовка кадров, проведение семинаров и конференций ……..28
Начало 90-х годов характеризовалось многочисленными инициативами правительств зарубежных стран и международных организаций, в первую очередь европейских, по развитию связей с Россией, в том числе посредством оказания безвозмездной гуманитарной и технической помощи. По объему выделяемых средств на эти программы первое место занимает организация, объединяющая большинство европейских стран, – Европейский союз. Предложения об оказании помощи официально обосновывались стремлением оказать поддержку нашей стране по переходу от плановой экономики к рыночной и смягчить отрицательные социальные последствия этого периода. Среди разнообразных сфер и форм сотрудничества Российской Федерации с Евросоюзом особое место занимает Программа технической помощи странам СНГ – ТАСИС (Technical Assistance to the Commonwealth of Independent States). Главной целью программы ТАСИС, как она декларируется Евросоюзом, является «поддержка перехода стран СНГ к рыночной экономике, развитие демократии и верховенства закона».
Россия является крупнейшим получателем технической помощи Евросоюза. Программа ТАСИС осуществляется в нашей стране с 1991 года, на ее финансирование было выделено более 2660 млн. евро. За этот период было выполнено или находится в стадии реализации свыше 1700 проектов. Ежегодно по линии этой программы в России работают свыше 3500 специалистов.
Следует отметить определенные трудности проведения комплексной оценки эффективности программы ТАСИС, поскольку речь идет о работе международной организации, в которой Российская Федерация не является государством-членом. Несмотря на то, что программа ТАСИС финансируется Евросоюзом, ее реализация требует также существенных затрат и усилий российской стороны. Исходя из этого, предметом настоящей работы является анализ состояния и перспектив Программы с целью определения путей повышения практической отдачи от этого сотрудничества с Евросоюзом.
Для выполнения работы были рассмотрены нормативные правовые акты Российской Федерации, уставные, программные, статистические и информационные материалы отечественных организаций и Евросоюза, включая технико-экономические обоснования ряда проектов, отчеты иностранных консультантов и экспертов, а также материалы тематических проверок Счетной палаты Российской Федерации и Европейской счетной палаты.
1 Деятельность Европейского союза в России по программе ТАСИС
- Европейский союз и его главные органы управления
В основе Европейского союза (European Union) лежит Европейское экономическое сообщество – ЕЭС (или Общий рынок), образованное в соответствии с Римским договором, подписанным в 1957 году. Сообщество включало три юридически самостоятельные организации: само ЕЭС, Европейское объединение угля и стали и Европейское объединение по атомной энергии (ЕВРАТОМ). С 1967 года эти три объединения были подведены под юрисдикцию одной комиссии и все вместе стали именоваться Европейским сообществом (ЕС), а с 7 февраля 1992 года – Европейским союзом (далее – Союз). К началу 2001 года в его состав входили 15 государств, в том числе основатели Европейского сообщества (Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция (основатели ЕС), Великобритания, Ирландия, Дания (1973 год), Греция (1981 год), Испания и Португалия (1986 год), Финляндия, Швеция и Австрия (1995 год).
В мае 2004 года в Союз вошли: Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения.
Одной из главных целей, провозглашенных Евросоюзом, является оказание содействия экономическому развитию своих государств-членов посредством создания пространства без внутренних границ, а также усиление их экономического и социального взаимодействия. В рамках этой организации унифицируются стратегия экономического развития, кредитно-денежная и социальная политика государств-членов, созданы наднациональные органы управления, решения которых обязательны для каждого члена Союза.
Развитие сотрудничества с Евросоюзом и его государствами-членами занимает одно из центральных мест в международных отношениях Российской Федерации. Иллюстрацией этого, в частности, может служить постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 января 2003 года №3576-III ГД «О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О расширении Европейского союза».
В постановлении отмечается, что Европейский союз – один из главных партнеров Российской Федерации на переговорах о ее вступлении во Всемирную торговую организацию. На долю Европейского союза приходится 45% объема российской внешней торговли, а после расширения Евросоюза этот показатель может возрасти до 50 процентов. В ряде документов Европейского союза отмечается, что Россия является пятым по объему торговым партнером после США, Швейцарии, Китая и Японии. Подчеркивается, что Европейский союз на протяжении ряда лет имеет крупный торговый дефицит с Россией обусловленный тем, что наша страна является основным поставщиком энергии для европейских стран и, фактически, обеспечивает их энергетическую безопасность. Поставки энергоносителей из России покрывают свыше 20% потребностей их импорта.
Показатели торговых отношений Европейского союза и Российской Федерации за 1996-2002 годы отражены в таблице 1:
Таблица 1 – Показатели торговых отношений Европейского союза и Российской Федерации за 1996-2002 годы
Главными органами управления Союза являются: Европейский совет, Европейский парламент, Совет Европейского союза, Европейская комиссия, Европейский суд, Европейская счетная палата, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов, Европейский центральный банк, Европейский инвестиционный банк.
Ниже коротко изложены цели, задачи и функции ряда органов управления Европейского союза, имеющих непосредственное отношение к формированию и осуществлению программы ТАСИС.
Европейский совет (European council) – высший политический орган Союза. Определяет его стратегические направления деятельности, обеспечивает координацию общей экономической политики и осуществляет руководство бюджетом (совместно с Европейским парламентом), заключает международные соглашения. В его состав входят главы государств и правительств стран-членов Евросоюза, а также Председатель Европейской комиссии.
Европейский парламент (European Parliament) – избирается на 5 лет. Число депутатов от каждой страны зависит от численности ее населения. Европейский совет и Парламент совместно принимают решения по наиболее важным вопросам. Кроме того, Парламент дает консультации по правовому обеспечению деятельности Евросоюза.
Совет Европейского союза (Council of the European Union) – Совет министров (Council of Ministries) – несет ответственность за принятие основных политических решений на основе предложений Европейской комиссии, принимает окончательные решения по всем аспектам законодательства Европейского союза.
Европейская комиссия (European Commission) – исполнительный орган Евросоюза. Разрабатывает законодательные предложения, следит за применением законодательных актов, принятых Советом Евросоюза, принимает решения по общеэкономическим и отраслевым вопросам, управляет бюджетом и фондами Союза, несет ответственность за бюджетные расходы.
Европейский суд (European Court of Justice) должен обеспечивать соблюдение закона при применении Договора о Европейском союзе и выступать в качестве высшего апелляционного суда Евросоюза.
Европейская счетная палата (European Court of Auditors) должна осуществлять независимый аудит использования средств Евросоюза, проводить оценку деятельности его органов по выполнению ими своих функциональных обязанностей, законности и правильности отражения финансовых операций с применением таких показателей как экономичность и эффективность использования средств, а также коэффициента полезного действия работы органов Евросоюза. Ставит своей целью «…улучшение управления финансами Европейского союза на всех уровнях с тем, чтобы обеспечить максимально эффективное использование денежных средств в интересах его граждан».
О результатах своей деятельности Европейская счетная палата информирует Европейский парламент и Европейский совет. Европейская счетная палата начала свою работу в октябре 1977 года. Штаб-квартира находится в Люксембурге. Формируется из представителей государств-членов Евросоюза, по одному от каждой страны.
- Стратегия Евросоюза и его программы ТАСИС в Российской Федерации
Программа сотрудничества Российской Федерации и Евросоюза, реализуемая в настоящее время, в общих чертах была сформулирована в Совместной политической декларации о партнерстве и сотрудничестве (Брюссель, 9 декабря 1993 года).
В этом документе, в частности, подчеркивается решимость расширения сотрудничества в области конверсии оборонных предприятий, создания благоприятного климата для российских и иностранных частных инвестиций, науки, техники, образовании, подготовки кадров, энергетики, охраны окружающей среды, развития транспорта и телекоммуникаций. Отмечается, что деятельность по сотрудничеству в этих областях будет поддерживаться со стороны Евросоюза в рамках программы технического содействия ТАСИС.
Источник: www.myunivercity.ru