XXII съезд проходил в Москве (17—31 октября 1961 г.), в новом только что отстроенном прекрасном здании — Кремлевском Дворце съездов. В его работе участвовало более 5200 делегатов, представлявших 9,7 млн. членов и кандидатов в члены КПСС.
На съезд прибыли делегации 80 зарубежных марксистско-ленинских партий, а также представители демократических национальных партий стран Африки (Гвинеи, Ганы и Мали).
Съезд заслушал и обсудил доклады: Отчет ЦК КПСС, Отчет Центральной ревизионной комиссии КПСС, о Программе КПСС, об изменениях в Уставе КПСС (докладчики Н. С. Хрущев, А. Ф. Горкин, Ф. Р. Козлов). Съезд принял резолюцию но Отчету ЦК КПСС, постановление о Мавзолее Владимира Ильича Ленина, избрал руководящие органы партии.
Материалы съезда— документы огромного научного, политического и практического значения. В них содержатся прежде всего глубокая марксистско-ленинская оценка современного международного положения, анализ внешнеполитической деятельности Коммунистической партии и намечены задачи партии в этой области. Съезд отметил, что важнейшей чертой современного международного положения является дальнейший рост сил социализма, демократии и мира во всем мире. Мировая социалистическая система успешно развивается и становится определяющим фактором прогресса человеческого общества. «Ныне не империализм, а социализм определяет главное направление мирового развития» *.
Коммунизм
XXII съезд одобрил линию ЦК КПСС и Советского правительства на неуклонное укрепление экономического, политического и культурного сотрудничества социалистических государств, основанного на принципах пролетарского интернационализма, равноправия и товарищеской взаимопомощи. Съезд признал необходимым во внешней политике партии и государства неуклонно и последовательно проводить курс, направленный на обеспечение мирных условий для строительства коммунизма в СССР и развития мировой системы социализма; неустанно крепить единство стран социализма на основе братского сотрудничества и взаимопомощи; развивать и углублять сотрудничество со всеми силами, борющимися за мир во всем мире; крепить пролетарскую солидарность с рабочим классом и трудящимися всего мира, оказывать всемерную поддержку народам, борющимся за свое освобождение от колониального гнета, за укрепление своей независимости; шире развивать экономическое сотрудничество и торговлю со всеми странами; добиваться урегулирования назревших мировых проблем путем переговоров, разоблачать империалистических поджигателей войны, укреплять мир во всем мире. Съезд одобрил меры ЦК КПСС и Советского правительства по дальнейшему укреплению обороноспособности СССР.
Съезд дал глубокий анализ внутреннего развития страны, важнейшей чертой которого является переход к развернутому строительству коммунизма. Съезд поручил ЦК направлять силы партии и народа на ускорение темпов коммунистического строительства, на развитие тяжелой промышленности, вместе с тем всемерно расширять производство товаров народного потребления; на основе дальнейшего технического прогресса добиваться всемерного роста производительности труда во всех отраслях народного хозяйства; улучшить руководство народным хозяйством, планирование и организацию капитального строительства, резко повысить эффективность капиталовложений; особое внимание и впредь решено было уделять развитию производительных сил восточных районов.
Лекция 12 | 20-ый съезд КПСС и оттепель в общественно-политической жизни
В области сельского хозяйства съезд выдвинул в качестве важнейших задач усиление механизации и электрификации, увеличение производства удобрений; пересмотр структуры посевных площадей, замену менее урожайных культур более урожайными; улучшение руководства сельским хозяйством, настойчивое внедрение достижений науки и передового опыта; на основе комплексной механизации обеспечение роста производительности труда, снижения себестоимости продукции. «Производить максимум продукции при минимальных затратах труда — важнейший принцип коммунистического строительства в деревне» *.
XXII съезд поручил ЦК совершенствовать социалистические общественные отношения: укреплять обе формы социалистической собственности, правильно сочетать материальные и моральные стимулы к труду; расширять участие народных масс в управлении всеми делами страны; укреплять дружбу народов, всемерно поддерживать стремление советских людей работать и жить по-коммунистически; обеспечивать неуклонное повышение жизненного уровня народа на основе дальнейшего роста промышленного и сельскохозяйственного производства; развивать литературу и искусство социалистического реализма, повышать их идейный и художественный уровень, укреплять связь с жизнью народа.
Партийный съезд полностью одобрил большую и плодотворную работу, проведенную ЦК по укреплению и развитию ленинских норм и принципов во всех областях партийной, государственной и идеологической работы, по решительному разоблачению и преодолению последствий культа личности Сталина, по идейному и организационному разгрому антипартийной группы Молотова, Кагановича, Маленкова и других, которая выступила против ленинского курса, намеченного XX съездом.
В утвержденной съездом новой редакции Устава партии отмечен исторический путь, проделанный партией от передового отряда рабочего класса до партии рабочего класса и всего советского народа. Устав дал новое определение партии: «Коммунистическая партия Советского Союза есть боевой испытанпый авангард советского народа, объединяющий на добровольных началах передовую, наиболее сознательную часть рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции СССР» *.
Важнейшая обязанность члена КПСС — активное участие в коммунистическом строительстве. В первом параграфе Устава сказано, что членом КПСС может быть гражданин Советского Союза, активно участвующий в строительстве коммунизма. Об этом говорится и в параграфе об обязанностях членов партии, где имеется указание на обязанность коммуниста бороться за создание материально-технической базы коммунизма, служить примером коммунистического отношения к труду, беречь и приумножать общественную социалистическую собственность и т. д.
Новый Устав предусматривает расширение прав членов партии и твердые гарантии обеспечения их, дальнейшее развитие внутрипартийной демократии, систематическое обновление состава руководящих органов партии, повышение роли и расширение инициативы местных партийных органов в решении хозяйственно-политических задач.
Съезд избрал новый состав ЦК КПСС в количестве 175 членов и 155 кандидатов.
Важнейшим документом XXII съезда является принятая им новая Программа КПСС — плод коллективной мысли партии, ее Центрального Комитета, результат глубокого теоретического обобщения всемирно-исторического опыта социалистического и коммунистического строительства в СССР и во всех странах мировой социалистической системы, всестороннего анализа важнейших процессов современности. До съезда проект Программы партии был опубликован в печати и в течение двух с половиною месяцев широко обсуждался коммунистами и всем народом.
Новую Программу КПСС характеризует глубокая научная обоснованность ее положений. Базируясь на коренных принципах марксизма-ленинизма, она знаменует собой новый этап в развитии марксистско-ленинской теории, дает ясный ответ на важнейшие вопросы теории и практики борьбы за коммунизм, современного мирового развития. Программа содержит конкретную характеристику коммунистического общества, его материально-технической базы, общественных отношений, морального облика человека коммунистического завтра. Новая Программа партии — это конкретная научно обоснованная программа построения коммунизма в СССР. Все намеченное в Программе поставлено на службу народу, направлено на невиданный подъем его материального и культурного уровня жизни. Программу пронизывает дух социалистического интернационализма, в ней подчеркнуто, что «партия рассматривает коммунистическое строительство в СССР как великую интернациональную задачу советского народа, отвечающую интересам всей мировой социалистической системы, интересам международного пролетариата, всего человечества» Новую Программу партии характеризует подлинный коммунистический гуманизм, она проникнута идеями мира и братства между народами. «Коммунизм выполняет историческую миссию избавления всех людей от социального неравенства, от всех форм угнетения и эксплуатации, от ужасов войны и утверждает на земле Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братство и Счастье всех народов» 1 2.
Новая Программа КПСС состоит из двух частей. В первой части дается глубокий анализ современной эпохи, обосновывается историческая неизбежность перехода от капитализма к социализму, раскрывается всемирно-историческое значение Октябрьской революции и победы социализма в СССР, дапа характеристика мировой системы социализма и закономерностей ее развития.
Программа анализирует основные этапы общего кризиса капитализма, те глубокие и острые противоречия, которые раздирают мировую империалистическую систему. В Программе получили марксистско-ленинскую оценку современное международное революционное движение рабочего класса, национально-освободительное движение угнетенных народов и указаны пути, ведущие к подлинной социальной, политической и экономической независимости народов, сбросивших с себя колониальное ярмо. Программа разоблачает все формы буржуазной и реформистской идеологии, объявляет им непримиримую борьбу. Наконец, в первой части Программы сформулирована главная цель внешнеполитической деятельности КПСС— «обеспечить мирные условия для построения коммунистического общества в СССР и развития мировой системы социализма и вместе со всеми миролюбивыми народами избавить человечество от мировой истребительной войны» *. В соответствии с этим в Программе определены задачи КПСС в области международных отношений.
Во второй части Программы изложены задачи КПСС по строительству коммунистического общества. Она открывается глубоко научной и конкретной характеристикой коммунистического строя, его принципов, закономерностей его развития.
«Коммунизм — это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип „от каждого — по способности, каждому — по потребностям“. Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа» 1 2.
Программа КПСС содержит конкретную характеристику путей решения трех коренных задач коммунистического строительства: создания материально-технической базы коммунизма, перерастания социалистических общественных отношений в коммунистические, воспитания человека коммунистического общества.
Новая Программа Коммунистической партии ставит главной экономической задачей создание материально-технической базы коммунизма. Это означает полную электрификацию страны, комплексную механизацию производственных процессов, все более полную их автоматизацию, широкое применение химии в народном хозяйстве, всемерное развитие новых видов энергии и материалов, всестороннее и рациональное использование природных, материальных и трудовых ресурсов, органическое соединение науки с производством и быстрые темпы научно-технического прогресса, высокий культурно-технический уровень трудящихся, значительное превосходство над наиболее развитыми капиталистическими странами по производительности труда и т. д.
В области перерастания социалистических общественных отношений в коммунистические Программа КПСС ставит следующие задачи. Во-первых, неуклонное сближение двух форм социалистической собственности и слияние их в единую всенародную коммунистическую собственность путем развития и совершенствования обеих форм социалистического хозяйства — кооперативноколхозной и государственной.
Во-вторых, стирание всех классовых различий путем устранения социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и деревней, между рабочими и крестьянами, путем органического соединения умственного и физического труда в производственной деятельности людей, повышения культурно-технического уровня работников физического труда до уровня людей умственного труда. Тем самым будет покончено с делением общества на классы и создано бесклассовое коммунистическое общество.
В-третьих, всестороннее развитие экономики и культуры всех советских наций и народностей и вместе с тем еще большее сближение наций. Стирание граней между классами и развитие коммунистических общественных отношений будут усиливать социальную однородность наций, способствовать дальнейшему укреплению взаимного доверия и дружбы между ними.
В-четвертых, постепенное перерастание общенародного социалистического государства в коммунистическое общественное самоуправление. В системе коммунистического общественного самоуправления, которое в основном вырастает из общенародного социалистического государства, объединятся Советы, профсоюзы, кооперативные и другие массовые организации трудящихся. Важиейшую основу формирующегося коммунистического общественного самоуправления составляют Советы депутатов трудящихся, сочетающие в себе черты государственной и общественной организации. Поэтому Программа КПСС выдвинула в качестве важнейших задач всемерное и неуклонное расширение деятельности Советов как коллективных органов, совершенствование форм народного представительства и развитие демократических принципов советской избирательной системы, расширение общественных начал в организации и деятельности Советов.
Общенародное государство сохранится до полной победы коммунизма. «Для полного отмирания государства необходимо создание как внутренних условий — построение развитого коммунистического общества, так и внешних условий — победа и упрочение социализма на международной арене»
Программа КПСС определила и конкретные пути решения третьей главной задачи коммунистического строительства — воспитание нового человека — строителя и труженика коммунистического общества. В этой области Программа выдвинула следующие задачи: формирование марксистско-ленинского научного
мировоззрения у всех членов общества, чтобы трудящиеся сознательно строили жизнь по-коммунистически; трудовое воспитание народа, чтобы труд превратился в первую жизненную потребность всех членов общества; утверждение коммунистической морали, воплощенной в моральном кодексе строителя коммунизма; воспитание советских людей в духе пролетарского интернационализма и социалистического патриотизма; воспитание нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
В Программе КПСС определены пути расцвета народного образования, науки, культуры. Решение грандиозных задач, намеченных Программой в этих областях, будет означать завершающий этап культурной революции в СССР.
Построение коммунизма — дело рук народа, его энергии, его разума. Руководящей и направляющей силой народа в строительстве коммунизма является Коммунистическая партия. Ее роль и значение неизмеримо возрастают в условиях развернутого строительства коммунизма. Это обусловлено ростом масштабов и сложностью задач коммунистического строительства, вовлечением новых миллионов трудящихся в управление государственными делами и производством, дальнейшим развитием социалистической демократии, повышением роли общественных организаций, возрастающим значением теории научного коммунизма, ее творческого развития и пропаганды, необходимостью усиления коммунистического воспитания трудящихся и борьбы за преодоление пережитков капитализма в сознании людей. Поэтому Программа наметила важные меры, обеспечивающие Коммунистической партии авангардную роль в строительстве коммунизма.
Программа заканчивается выражением уверенности, что советский народ, построивший под руководством Коммунистической партии социализм, построит под ее руководством, под знаменем марксизма-ленинизма и коммунизм.
Источник: www.winstein.org
Как не построили светлое будущее. К годовщине коммунизма в 1980 году
Идеологическим обоснованием рыночного капитализма в РФ с самого начала стала декоммунизация. Рецидивы этой практики периодически случаются, хоть и затухают. Зато в одной соседней республике мы можем наблюдать её во всей красе: там в 1990-х с собственным прошлым недоборолись, теперь навёрстывают. Заодно и мы можем проследить, приведёт ли это хоть к каким-то положительным результатам.
Сегодня, когда мы справляем 55-ю годовщину того, что так и не было построено, стоит поговорить о том, что своя «декоммунизация» была даже в СССР. Но и тогда ничем хорошим это не кончилось.
«За работу, товарищи!»
К началу 1950-х годов установилась традиция проводить съезды партии примерно раз в 4-5 лет. XXI и XXII съезды выбиваются из этого графика. Дело в том, что XXI съезд (1959) был внеочередным и на нём было принято несколько важных решений. Во-первых, утверждён 7-летний экономический план, в котором едва ли не впервые имелся акцент на увеличение товаров народного потребления. Во-вторых, зафиксировано важное решение: в СССР построен социализм, переходим к строительству коммунизма.
Этот временной период (1959–1961) можно освежить в памяти просмотром фильма «Королева бензоколонки», вышедшего на экране в 1962 году. Действие происходит в Украинской ССР, однако в те годы это не имело решающего значения – страна-то одна. Как раз в фильме хватает эдаких «маячков», которые подтверждают обоснованность решения съезда в 1959 году:
– столица союзной республики, отстроенная после войны – красивый, зелёный город;
– рейсовые автобусы, везущие отдыхающих в Ялту;
– вендинговый автомат с одеколоном;
– шикарный автопарк (от мотоцикла до БелАЗа) – как ненавязчивая демонстрация промышленного потенциала;
– мобильный кинозал для жителей деревень.
Никита Хрущёв, выступая на XXI съезде, упаковал причины этих и прочих достижений в следующую фразу: «Осуществляя политику индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, наш народ под руководством партии и её Центрального Комитета, во главе которого долгие годы стоял И.В. Сталин, совершил глубочайшие преобразования». В общем, вряд ли можно сказать точнее и короче. Хотя реверанс неожиданный, учитывая доклад того же Хрущёва на закрытом заседании XX съезда в 1956 году.
«Наши цели ясны, задачи определены»
Раз социализм построен, автоматически встаёт проблема: чем заниматься дальше? XXII съезд партии дал на него ответ: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». Впоследствии эту фразу изъяли из Третьей программы КПСС, которая также была принята на съезде, однако хлёсткая фраза к тому времени уже жила своей жизнью, превратившись в своего рода обет партии и правительства перед народом.
Тут самое время задать вопрос. А чем, собственно, отличается социализм от коммунизма? В чём отличие того, что построили к 1959 году (Ялта, автопром, одеколон из автомата), от того, что строить только собирались? Съезд пообещал:
1. Решить продовольственный вопрос (трагическая история, случившаяся спустя год в Новочеркасске, показала, что вопрос актуален).
2. Решить жилищный вопрос.
3. Закрыть проблему дефицита.
4. Облегчить тяжёлый ручной труд в сельском хозяйстве.
Однако это частности. Главным отличием коммунизма от социализма, согласно классикам марксизма, было постепенное (по мере приближения к коммунизму) отмирание государства.
Этот момент тоже не был забыт. Фраза об отмирании государства, конечно же, предполагает не его ликвидацию, а лишь переход функций управления к обществу в целом, исчезновение аппарата принуждения. Подготовить общество к такой роли должен был известный многим документ, также принятый на этом съезде: «Моральный кодекс строителя коммунизма».
Почему не смогли
Как мы знаем, коммунизм построен не был – ни в 1980 году, как обещала Программа КПСС, ни позже. Более того, случилось то, о чём Никита Хрущёв ещё в 1959 году сказал как о невозможной вещи, – реставрация капитализма.
Почему коммунизм построить не удалось? Созданный к 1959 году социально-экономический уклад – это, по сути, выполненный план ГОЭЛРО и задания первых пятилеток. А вот дальнейшие планы относятся к сфере, где возможности любой государственной власти исчерпываются благими пожеланиями участникам строительства. Нельзя заставить быть счастливым и жить по правде.
Часто приходится слышать, что с коммунизмом у СССР не получилось из-за изнурительной гонки вооружений. Во-первых, она была изнурительной не только для нас. Во-вторых, как отмечалось выше, коммунизм – это не тонны, тысячи штук и кубометры. Не тысячи новых предприятий. Это изменение человека и общества, влиять на которое партия и правительство могли только опосредованно.
Есть и ещё один важный момент. Это сегодня мы знаем, что в результате ничего не вышло. А тогда, в начале 1960-х, вряд ли кто-то допускал даже теоретическую возможность неудачи. 7 месяцев назад в космос полетел первый в мире космонавт Юрий Гагарин – какие после такого могут быть невыполнимые задачи?
Однако началась эпоха строительства коммунизма, следует признать, довольно странно. Иосифа Сталина, под руководством которого советский народ «. совершил глубочайшие преобразования», вынесли из Мавзолея. Памятники убрали, улицы переименовали, накал разоблачений усилили до такой степени, что даже Солженицын материалы съезда похвалил.
Нет, мы не к тому, что в каждом городе для построения коммунизма обязательно должно быть по памятнику Сталину и по две улицы его имени. А к тому, что как-то странно руководство партии решило приступить к выполнению задачи. Конечно, мощный экономический фундамент, построенный в годы сталинских пятилеток, никуда от этого не делся. Но начать совершенствование человеческой морали с аморальной чёрной неблагодарности и шельмования – это как-то слишком неожиданно даже для столь беспрецедентных планов, как «коммунизм к 1980 году».
Однако даже из отрицательного результата можно извлечь опыт.
Во-первых, государство имеет свой предел эффективности, выходить за который не следует. Более того, как показала практика, такой выход может привести к распаду государства.
Во-вторых, теоретически можно затевать любые, даже самые крутые преобразования. Однако худшее, что можно при этом сделать – начать их с огульного охаивания достижений предшественников. Специальным гостем XXII съезда был Василий Шульгин, правый депутат трёх Государственных дум и один из идеологов белого движения. От своих взглядов Шульгин не отрёкся до самой смерти, что, впрочем, не мешало ему ещё в 1920 году написать: «. Они (большевики) восстановили русскую армию… Как это ни дико, но это так… Знамя Единой России фактически подняли большевики… Фактически Интернационал оказался орудием… расширения территории… для власти, сидящей в Москве… Нельзя не видеть, что русский язык во славу Интернационала опять занял шестую часть суши… Большевики: 1) восстанавливают военное могущество России; 2) восстанавливают границы Российской державы. ».
Периодические обращения власти к практике декоммунизации – это повторение ошибки Хрущёва и XXII съезда. Не нужно плевать в прошлое, нужно смотреть в будущее.
Источник: histrf.ru
Как в 1960-е граждане СССР предлагали строить коммунизм
В начале 1960-х Хрущёв объявил о строительстве коммунизма к 1980 году. Одновременно разрабатывалась новая Конституция. Народ живо откликнулся на эти инициативы и стал предлагать свои варианты пути к коммунизму: свободные коммуны, конфискация машин и дач, перевод чинуш в рабочие, переселение евреев в Израиль или Сибирь.
Программа строительства коммунизма к 1980 году была принята на XXII съезде партии в 1961 году. Одновременно народу было предложено включиться в процесс выработки III программы КПСС. К 15 сентября 1961 года в 6 журналов и 20 газет поступило в общей сложности 29.070 корреспонденций, из которых 5039 было опубликовано. В общей сложности на партийных конференциях и собраниях трудящихся, посвящённых обсуждению этого документа, присутствовало 44 млн. человек, они внесли около 150 тыс. пожеланий и предложений.
С этого же времени была начата работа над новой Конституцией. Она тоже широко обсуждалась советскими людьми, от них до 1964 года поступило около 200 тыс. предложений к документу. Эта Конституция была поистине революционной, она превращала СССР в страну демократического социализма.
Основные положения проекта новой Конституции сводились к следующему. Один из ключевых её тезисов: власть должна перейти от партийных органов к советам народных депутатов. Особо ставился вопрос о развитии новых демократических общественно-политических институтов, в частности вводились всенародные обсуждения законопроектов, отчётность избранных руководителей органов управления перед населением, отраслевые совещания трудящихся, органы народного контроля. Отдельно было сказано о введении референдумов, причём первый должен был пройти по поводу принятия данной конституции.
Право законодательной инициативы получали профсоюзы. Комиссии советов получали права контроля над деятельностью министерств и ведомств. Впервые в советской истории предполагалось сделать постоянным состав таких комиссий и перевести часть депутатов на профессиональную деятельность с отрывом от основного производства. Вводились в изменения в деятельность суда и прокуратуры. В частности, санкцию на арест давал только суд, а прокуратура должна была осуществлять надзор, а не административное право.
Большие инновации были включены и текст статей о полномочиях республик, которые значительно расширялись. Союзные республики помимо права выхода из СССР получали право осуществлять дипломатические и экономические сношения с зарубежными странами, иметь свои республиканские армии и по вопросам, не оговоренным в Конституции, осуществлять свой суверенитет. Выборы республиканских органов власти — правительственных советов предполагалось проводить тайным голосованием.
В экономическом разделе текста предполагалось включение тезиса о введении личной собственности и частном мелком хозяйстве.
Итоговый проект Конституции был обсуждён на заседании комиссии 16 июля 1964 года. Однако спустя три месяца Хрущёв был снят со всех постов, новое руководство страны во главе с Брежневым испугалось принимать такую Конституцию, и отдало её в переделку, вычеркнув из неё все новаторские предложения.
Как уже говорилось выше, с конца 1950-х до 1964 года советские граждане написали сотни тысяч предложений по тому, как надо строить коммунизм. Хрущёв впервые с 1920-х годов разрешил народу открытое обсуждение государственных и общественных дел. Но подавляющее число предложений трудящихся шокировало власти – это была смесь крайне-левых (как назвали бы из в 1920-е – троцкистских) и фашистских взглядов на преобразование страны.
Историк Александр Фокин в своей диссертационной работе «Образы коммунистического будущего у власти и населения СССР на рубеже 1950-60-х» (Вестник Челябинского государственного университета, исторического факультета), показал, какие основные предложения были у советских людей по интенсификации строительства коммунизма.
Частичное воплощение коммунистических идей подразумевало как постепенное внедрение коммунистического принципа распределения, так и его географическую локализованность: коммунизм в Советском Союзе предполагалось создавать первоначально не повсеместно, а в отдельных местах. В письмах имеется много предложений приступить к строительству образцово-показательных предприятий и организовать широкое распространение их опыта, а также «начать в виде эксперимента создание баз, районов и коллективов, где будут иметь место коммунистические отношения людей в производстве и в быту; образовать на территории СССР опытные районы коммунизма с участием всех рас и всех классов нашей планеты, обеспечив эти районы всем необходимым».
К примеру, коммунист и фронтовик И.Романов брался «возглавить, построить и сформировать производственный коллектив тысяч на пять рабочих с коммунистическим укладом общественной жизни на базе одной из новостроек».
Более чёткое выражение идеи наглядного, но территориально ограниченного коммунистического образа жизни можно обнаружить в двух письмах. Тов. Заброда предлагал: «В течение ближайших пяти лет, т.е. с 1962 по 1966 год, построить в различных местах на территории союзных республик СССР в каждой ССР по одному, по типовым проектам, характеризующим национальные особенности архитектуры республики, пятнадцать образцово показательных городов-коммун. Люди, работающие в этих городах, отбираются проверочной комиссией ЦК КПСС. С 1968 года все остальные граждане СССР, а также туристы из-за границы могут знакомиться с условиями и порядками в этих городах-коммунах».
Коммунист Е.И. Тимошенко обратился в редакцию «Комсомольской правды» со следующим соображением: «Где-нибудь в Сибири, на берегу Лены или Енисея, построить коммунистический город-лабораторию по всем правилам коммунизма, во всём отличающийся от современных городов.
В этом городе должны жить только люди, которые по своим моральным и душевным качествам вполне соответствуют требованиям этих правил и принципов. Нельзя допускать в этот город пьяниц и хулиганов, с тем чтобы там их воспитывать. В основном, жителями этого города должна быть молодёжь, чтобы как можно резче отделиться от всего старого, к сожалению еще имеющегося в жизни нашего социалистического общества. А такие коммунистические люди, новые люди, у нас уже есть. Вот и собрать их в один город, а потом все будут туда ездить, смотреть на их жизнь и загораться желанием жить так».
В приведённых отрывках из писем явно проступают черты классической утопии наподобие «Города Солнца». Оба варианта народной утопии преследовали дидактические цели, описывая воплощённый в жизнь коммунистический уклад, они наглядно демонстрировали, насколько лучше будет жить в будущем.
В значительной степени построение коммунизма воспринималось как союз производственных и бытовых коммун. В редакцию журнала «Коммунист» поступали письма о том, что коммуны являются основным звеном коммунистического общества, организации, посредством которой будет практически осуществлён коммунистический принцип ―от каждого по способностям, каждому по потребностям».
Е.А.Лиокумович в своей работе, отправленной в журнал «Коммунсит», отмечает, что «коммунизм представляется как жизнь в условиях всеобщего благоденствия, изобилия в братском единстве и без государственной власти. Это утопия возврата к общине, что и было верным пониманием слова — коммуна».
Советские коммунисты-энтузиасты часто предлагали возвратиться к утопическим идеям 1920-х, которые стали запрещены при сталинизме. К примеру, как образец такого общества приводилось посещение писателем Ф.Панфёровым в 1920-е коммуны «Пролетарская воля» недалеко от Пятигорска. Он вспоминает, как захотел расспросить одну из коммунарок:
-Как её фамилия? – спрашиваю председателя.
— Фамилия? А у нас же частные фамилии ликвидированы. Единая у всех фамилия. Эта доярка Анна Пролетволя. Тут вон, на углу, Тихон Пролетволя.
Я Николай Пролетволя. Так-то!
Создание изолированных от повседневной советской действительности поселений, обеспеченных всем необходимым, своеобразных анклавов справедливой жизни и всеобщего равенства, должно было предотвратить возможность морального падения кандидатов на роль «нового человека».
Одним из главных положений в идее коммуны была справедливость, основанная на полном равенстве. Призывы к возрождению коммун, в которых отсутствует имущественное расслоение, и обращения к коммунистам отказаться в пользу общества от своего имущества, что тоже можно расценивать как некий вариант коммуны в масштабах целой страны, реализуют стремление населения к равенству и социальной справедливости.
Социальный протест под воздействием проекта Программы партии выражался в апелляции к коммунистическому будущему как идеалу справедливости, вызывало игнорирование частью населения одного из принципов «Кодекса строителя коммунизма»: «кто не работает, тот не ест». При этом под трудом подразумевался физический труд, и поэтому работники умственного труда, особенно бюрократы и руководители, воспринимались как лодыри и нахлебники. Недовольные этим многие авторы писем предлагали ввести порядок, при котором каждый руководящий работник должен был отработать один месяц в году в качестве рабочего или колхозника.
Часто раздавались предложения вообще ввести обязательный труд для всех трудоспособных граждан, в том числе для всех трудоспособных женщин, крайне нетерпимым считался тот факт, что многие женщины, являясь жёнами состоятельных людей и имея дипломы об образовании, не работают.
Например, С. Рудик, не обнаружив в проекте Программы партии прямого указания на отмену паспортной системы, спрашивал: «Неужели в коммунизм наши дети придут с паспортами и милицейскими прописками? Паспортная система, ограничивающая для советского гражданина право свободного выбора местожительства, никак не вяжется с тем новым отношением к труду, которое будет у человека в период коммунизма».
Призывы к созданию коммун и обобществлению имущества зиждились не только на восприятии коммунистов как «новых людей», для которых имущество уже неважно, но и на негативном отношении к разрыву в положении между различными группами населения при постоянном постулировании идей бесклассового общества без привилегированных слоёв в советском обществе, где преимущества даются только за личные заслуги. Если некоторые авторы писем предлагали коммунистам добровольно отказаться от своего имущества, то другие настаивали на его принудительном изъятии.
Наибольшее раздражение у населения вызывало такое имущество, которое в Советском Союзе воспринималось как особая роскошь: автомобили, дачи, частные дома, гаражи и т.п. В адрес различных организаций поступили тысячи предложений с идеями изъятия имущества. К.В.Белкин в своем послании указывал, что в проекте Программы «мало сказано о непомерной личной собственности, которая как палка в колесе коммунизма. Дачники, садоводы, владельцы автомашин подобны паразитам на здоровом теле строителей коммунизма. Они удлиняют путь к нему»
Некоторые авторы развивали данную мысль, дополняя её не только предложением одномоментного изъятия, но и запретом на дальнейшую продажу автомобилей, и изданием закона, запрещающего иметь собственные дома и сдавать жильё в наём.
Особое неприятие вызывали люди, которые получали нетрудовые доходы от сдачи своих домов на юге в курортный сезон, поскольку они одновременно были и частновладельцами и спекулянтами. Население жаждало справедливости и в финансовом вопросе. Поступали предложения проверить источники доходов всех вкладчиков в сберегательных кассах, и «деньги, нажитые нечестным путём, передать государству для использования на строительство коммунизма, а в будущем постепенно заменить наличные деньги именными лимитными книжками».
Наиболее радикальное воплощение стремления к борьбе с тунеядцами можно обнаружить в письме К.К. Лавренко, который призывал упразднить такой «рассадник тунеядства», как 3 группа инвалидности.
Много внимания было уделено и национальному вопросу, в первую очередь – еврейскому. К примеру, В.Сыроваткин писал: «Евреи являются в СССР привилегированной нацией, т.к. они занимаются только умственным или лёгким трудом и не работают в шахтах, у станков, на тракторе и т.д., поэтому дружба с ними невозможна».
В сознании автора евреи выделяются из категории советских граждан, с которыми либо можно дружить, либо нельзя, это подчёркивает инородность евреев в рамках Советского Союза. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дальше В.Сыроваткин предлагает или выселить всех евреев в Израиль, или собрать их в автономной области на Амуре или даже севернее.
Много предложений было и по реформированию семьи. Так, П.И.Гребнюк призывал не только к коллективному пользованию продуктами труда и коллективному воспитанию детей, но и к ликвидации способа жительства отдельными квартирами и устранению разделения людей на семьи, поскольку семья в его понимании была источником частнособственнического воспитания.
Не была обделена вниманием и проблема алкоголизма. Пьянство воспринималось как большое социальное зло, без искоренения которого нельзя построить коммунизм. Поэтому многие люди призывали к некоему варианту «сухого закона», дабы в течение первого десятилетия «эпохи развёрнутого строительства коммунизма» прекратить оборот спиртных напитков свыше 20 градусов».
Такой радикализм во взглядах сотен тысяч, если не миллионов советских граждан, порядком напугал номенклатуру. Одной из причин снятия Хрущёва со всех постов был в том страх высшей бюрократии перед возможным наделением правами таких советских энтузиастов ультра-коммунизма и фашизма. Приход к власти группы Брежнева по сути символизировал отказ номенклатуры от эволюции социализма.
Источник: back-in-ussr.com