Использование технологии Step by step в организованной учебной деятельности разновозрастных групп.
Использование технологии Step by step в организованной учебной деятельности разновозрастных групп.
Сайкина Любовь Александровна – воспитатель, первая категория, высшее образование
КГКП «Ясли-сада» «Балдаурен» отдела образования Щербактинского района, управления образования Павлодарской области
В последнее время в дошкольных учреждениях все больше становится разновозрастных групп. Это обусловлено разными факторами: открытие дошкольных мини-центров при школах (особенно малокомплектных), достижение психологического комфорта детей разного возраста из одной семьи и т.д. Но так, как у разных возрастных категорий задачи воспитания и обучения разные, то очень остро проявилась проблема организации учебной деятельности. Встал вопрос: как построить занятие, чтобы дети могли усваивать знания и навыки каждый по своей возрастной категории, причем без ущерба для остальных?
После изучения и анализа различных методик организации обучения наиболее подходящей для решения данной проблемы оказалась технология Step by step .
В основе философии программы лежит убеждение, что дети развиваются наилучшим образом при самостоятельности и увлечении процессом обучения, когда обучение становится осмысленно актуальным и необходимым самому ребенку, ему дают возможность познавать окружающий мир целостно, а не предлагают каждый день отрывочную информацию.
Принцип обучения — индивидуальный подход. Программа подразумевает работу детей в центрах активности, в которых дети сами добывают знания, опираясь на свой жизненный опыт.
По новой модели обучения каждому ребенку дается возможность высказаться, теперь не сам учитель, а сам ребенок будет делиться информацией, из опыта своих наблюдений.
Чтобы подготовить малышей к самостоятельному пополнению знаний, программа «Step by step» стремится заложить основы способностей:
— принимать и осуществлять перемены;
— критически мыслить; осуществлять выбор;
— ставить и решать проблемы;
— проявлять творчество, фантазию, изобретательность;
— заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире.
Воспитатели выступают в роли помощников и «носителей культуры»:
организуют первоначальное пространство, организуют общение, оказывают непосредственную помощь и поддержку в случае затруднения (прямое и косвенное обучение, эмоциональная поддержка).
Опыт показал, что данная технология как нельзя лучше подходит для построения образовательного процесса на занятиях. Дети учатся самостоятельности, учатся регулировать свое поведение, «учатся учиться». Работа в центрах активности позволяет детям разных возрастов решать задачи по своей возрастной категории, не увеличивая при этом количество занятий (например, основы математики для детей средней и старшей возрастной группы).
Тема занятия, как правило, общая для всех, а задачи подбираются в соответствии с каждой возрастной категорией подгрупп.
Все задания имеют разные уровни сложности, поэтому у каждого есть возможность их выполнить, так как подбираются в соответствии с индивидуальными возможностями и желаниями каждого ребенка.
Во время общения в подгруппах дети получают неоценимый коммуникативный опыт: умение слушать других, отстаивать свою точку зрения, доказывать, убеждать. Расширяется кругозор, активный словарь.
Во время смены центров активности происходит снятие статического напряжения, идет переключение с одного вида деятельности на другой.
Наиболее эффективным применение занятий по технологии «Step by step» показало себя в таких разделах программы, как «Основы математики», «Ознакомление с окружающим миром».
Очень эффективно стало применение технологии «Step by step» и при построении занятий по программе «Заниматика» (вариативный компонент), разработанной методическим объединением педагогов нашего детского сада, где даны общие рекомендации по содержанию занятий, но нет каких-либо рекомендаций в отношении организации образовательного процесса.
Я разработала весь комплекс занятий на учебный год в соответствии с технологией «Step by step». Считаю, что применение данной технологии наиболее уместно при построении образовательной учебной деятельности в разновозрастных группах дошкольных учреждений.
Примерный конспект организованной учебной деятельности
в разновозрастной группе детского сада (средняя — старшая возрастная группа – для детей от 3 до 5 лет).
Тема: Игра «Веселые картинки»
Цель: Формировать логическое мышление
Задачи: (ср) учить находить изменения в картинках.
(ст) развивать зрительную память, умение моделировать, развивать логическое мышление.
Билингвальный компонент : кукла — қуыршақ, подарок — сыйлық.
Оборудование: куклы, индивидуальные разноуровневые карточки, демонстрационный материал, цветные карандаши .
Ход занятия:
Круг радости .
Солнышко, солнышко, в небе свети!
Яркие лучики нам протяни.
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
Там все мы встанем дружно в кружок
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко с нами по кругу идет.
Сюрпризный момент.
Вносит письмо. Интересуется, от кого оно.
Выслушивает предположения детей. Читает письмо: «Дорогие ребята! Приглашаем вас поиграть с нами». Странно, кто это вас приглашает, хотите узнать?
Достает из конверта картинки, предлагает детям пройти на свои места и рассмотреть эти картинки.
Предлагает разделиться по группам по цвету значков.
Организационно поисковый:
Запоминают и называют правила поведения в центре самостоятельности.
Центр самостоятельной работы.
Старшая группа.
Дидактическая игра « Найди маму »: рассматривают картинки, подбирают соответствующие фигуры, соединяют их карандашной линией.
Дидактическая игра «Детки в клетке»: раскладывают одинаковых животных по группам.
Центр работы с воспитателем.
Средняя группа.
Дидактическая игра « Найди маму »: подбирают к определенному животному фигуру-символ (блоки Дьенеша), находят ему подобную пару.
Дидактическая игра « Составь картинку по образцу и зарисуй по клеточкам »: определяют недостающие геометрические фигуры.
Дидактическая игра «Кто позвал?»: учатся отгадывать на слух того, кто позвал, называть его по имени. Называют слова на казахском языке: мама – ана, дети — балалар.
Центр самостоятельной работы.
Средняя группа.
Дидактическая игра «Большой-маленький»: соединяют линией все большие игрушки с большой куклой, а все маленькие игрушки – с маленькой куклой.
Дидактическая игра «Танины друзья»: находят и обводят на картинке всех зверят.
Центр работы с воспитателем.
Старшая группа. Дидактическая игра «Веселые клеточки»: выполняют словесные инструкции воспитателя.
Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»: подбирают и выкладывают недостающие детали.
Называют слова на казахском языке: мама – ана, дети — балалар.
Рефлексивно корегирующий:
Предлагает вспомнить, чем занимались, с чем справились, что не удалось выполнить, кому и чем помогли, какие чувства испытывают. Делятся впечатлениями.
Ожидаемый результат:
Средняя группа
Знают: геометрические фигуры, знакомые слова на казахском языке.
Понимают: правила поведения в центрах активности.
Применяют: умение находить изменения в картинках.
Старшая группа
Знают: геометрические фигуры, сходства и отличия 2 предметов, знакомые слова на казахском языке.
Понимают: правила поведения в центрах активности.
Применяют: умение моделировать, находить похожий предмет среди остальных, делать обобщения.
Источник: www.art-talant.org
Презентация для педагогов «Педагогическая технология «Step by Step»»
консультация на тему
Скачать:
mezhdunarodnaya_programma_step.pptx | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МБДОУ «Детский сад № 5» Презентация для педагогов «Педагогическая технология « Step by Step »» Перевалова И.Д., старший воспитатель октябрь 2017 г.
« Step by Step », «Сообщество» – это не образовательная программа, а скорее подход к обучению, технология. В основе философии программы лежит убеждение, что дети развиваются наилучшим образом при самостоятельности и увлечении процессом обучения, когда обучение становится осмысленно актуальным и необходимым самому ребенку, ему дают возможность познавать окружающий мир целостно, а не предлагают каждый день отрывочную информацию разного рода.
Даже в самом раннем возрасте дети способны делать правильный выбор, понимать возможные последствия своих действий и с уважением относиться к существующим между ними различиям. Быстрые перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование в них желания осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Чтобы подготовить малышей к самостоятельному пополнению знаний, программа « Step by step » стремится заложить основы способностей: принимать и осуществлять перемены; критически мыслить; осуществлять выбор; ставить и решать проблемы; проявлять творчество, фантазию, изобретательность; заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире.
Воспитатели выступают в роли помощников и «носителей культуры»: организуют первоначальное пространство (затем оно будет наполняться продуктами детской деятельности ); организуют общение , совместное планирование (утренний сбор); оказывают непосредственную помощь и поддержку в случае затруднения (прямое и косвенное обучение, эмоциональная поддержка); вовлекают в жизнь группы других взрослых (членов семей, представителей социального окружения ). На этом фоне ребенок сам (вместе с другими детьми и взрослыми) инициирует и принимает решение о том, какая образовательная тема будет принята в группе, выбирает способы познания, виды деятельности.
Утренний сбор – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе : рука в руке, глаза в глаза; рассказать, о чём думаешь, что чувствуешь; задать вопросы; высказать своё мнение .
Утренний сбор Задачи: 1. Установить комфортный социально – психологический климат в детском коллективе, через : свободное общение со сверстниками; возможность высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения; сопереживание друг другу; выбор партнёра по своему желанию (с кем бы ты хотел сотрудничать в центре) . 2 . Дать детям новую информацию посредством : введения в тему с помощью загадки, пословицы, сюрпризного момента и т. д. ; создания мотивации и обеспечения делового заинтересованного настроя; презентации центров . 3. Организовать планирование деятельности : выбор детьми центра активности, в котором они будут работать, определение содержания работы. 4 . Развивать самостоятельность, самоорганизацию.
Структурные элементы утреннего сбора Позывные для утреннего сбора. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речевка . 2 . Организация круга . Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы или стоят, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга.
Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. 3. Приветствие . С целью установления эмоционального контакта утренний сбор мы начинаем с приветствия, в котором выражаем чувство радости от встречи с детьми или чувство сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища.
Обратив внимание на стенд “Моё настроение”, все вместе радуемся, что сегодня у всех хорошее настроение или придумываем, как поднять настроение тем, у кого его нет. Прежде чем начать приветствие, мы его моделируем, то есть показывает, как это делается. Есть много способов приветствия: оно может быть вербальным и невербальным.
Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты, ласковые слова. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. 4. Новости . Одной из самых любимых частей утреннего сбора для детей является обмен новостями.
Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными» . Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня» . Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени выслушать всех детей. Для решения данной проблемы мы предлагаем детям вместе решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем.
Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. 5. Обмен информацией.
Также важно, чтобы на утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/). Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня.
Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал в рассказывании. 6. Проблемные ситуации. Организация детей в кругу способствует активизации общения – дети чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.
7 . Совместно с детьми выбираем тему дня , используя для этого модель трёх вопросов: « Что вы знаете? Что вы хотите узнать? Что надо сделать, чтобы узнать ?». Ответы фиксируем на листе бумаги, записывая под каждым ответом имя ребёнка. Тема выбрана.
Далее вместе с детьми составляем план – “паутинку”, она является образовательной основой плана. Процесс планирования содержания деятельности в центрах активности начинается с вопроса к детям : “Что мы с вами можем сделать в наших центрах, чтобы более подробно узнать о …. ?” Все идеи так же записываем, затем корректируем.
Наша задача заключается в том, чтобы дополнить идеи детей, помочь подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности. 8. Предоставление права выбора центра активности. Завершающим компонентом утреннего сбора является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься.
Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора. Мы проводим презентацию центров, сообщаем детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагаем подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня. Итак, дети сами приняли решение, в каком центре активности они сегодня будут заниматься, какие материалы им понадобятся для реализации своего замысла. Наша задача заключается в том, чтобы подобрать материалы разного уровня сложности и выложить различные вспомогательные пособия для поддержки самостоятельных действий : схемы, модели, литературу во всех центрах в зависимости от индивидуальных интересов и развития ребёнка. Технология программы «Сообщество» предполагает активную образовательную развивающую совместную деятельность детей и взрослых в течение 1-1,5 часов в день в цикле «План-дело-оценка», в ходе которой решается весь комплекс воспитательно-образовательных задач: педагогического наблюдения и дифференцированной или индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Ребенок обучается не при постоянном повторе за взрослым, а при непосредственном вовлечении в процесс познания , при взаимодействии с предметами, веществами и явлениями окружающего мира . Это становится возможным благодаря предметно-развивающей среде , которая организована особым образом: Всё оборудование и материалы размещены в так называемых «центрах активности», основные из них – «Искусство», «Наука и природа», «Песок и вода», «Литература», «Драматизация», «Строительство», «Кулинария». В этих центрах ребенок может заниматься самыми разнообразными видами деятельности, имеет возможность сделать свой собственный выбор , в каком центре и чем именно ему заниматься. Задания в центрах подобраны таким образом, что каждому ребенку гарантирован успех .
Подведение итогов деятельности в центрах активности осуществляется на итоговом сборе , задачами которого являются: 1.демонстрация детьми результатов продуктивной деятельности , 2. инициирование педагогом процесса самооценки достижений детей, 3. выявление трудностей, определение перспективы . По окончании работы над темой предлагается детям вспомнить и все занятия. Возвратиться к списку вопросов о том, что дети хотели узнать по данной теме, составленному в начале, и предложить всем ответить на них. Это даёт возможность понять, все ли дети поняли тему правильно, кто узнал что – то новое для себя, что особенно удивило, какое из занятий понравилось больше всего и почему ?
Пример: Тема : «Осень ». Цель : Закреплять знания об осенних явлениях, вызывать положительные эмоции, развивать творческую фантазию и воображение, воспитывать бережное отношение к природе. Задачи : Формировать представления об осенних признаках., закрепить счет до 10, цвет. Развивать умение правильное обращаться с ножом.
Воспитывать трудолюбие, самостоятельность , умение работать в команде. Групповой сбор: поговорить о погоде, спросить какое сегодня число, день недели, время года. Модель трех вопросов: 1. Что вы знаете об осени? 2. Что вам хотелось бы узнать об осени? 3. Что нужно сделать, чтобы узнать об этом?
Презентация деятельности в центрах: Центр искусства. Презентация деятельности : В центре искусства вы видите принадлежности для рисования, На листе ватмана вы можете изобразить осень какие деревья осенью, какие дома, небо и т.д.
Содержание деятельности : Дети выполняют коллективную работу на тему «Осень ». Материалы : Карандаши цветные, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, ватман. Продукт деятельности : Дети закрепляют умение согласовывать свои действия с действиями друг друга, умение активно творчески применять ранее усвоенные способы изображения рисования.
Коллективная работа «Осень» Центр литературы. Презентация деятельности : В центре литературы вы видите книги, сюжетные картинки с изображениям осени, вы можете составить рассказ про осень.
Содержание деятельности : Дети рассматривают сюжетные картинки, и составляют рассказ на тему «осень ». Материалы : Сюжетные картинки на тему «осень ». Продукт деятельности : Дети закрепляют умение в составлении рассказа по картинкам, развивают мышления и фантазию, развивая грамотную речь. Центр кулинарии.
Презентация деятельности : В центре кулинарии вы видите фрукты (бананы, апельсины, яблоки, груши) йогурт. Содержание деятельности : Дети договариваются о, том, кто, что будет резать, кто будет заправлять салат «Фруктовый ». Материалы : Фрукты (бананы, апельсины, яблоки, груши) йогурт.
Продукт деятельности : Секрет этого центра состоит не в специальных кулинарных рецептах, а в обыгрывании простых блюд и вовлечении детей в процесс их приготовления , дети работают в команде договариваются, закрепляют умения пользоваться ножом, проявляют старание, внимание, трудолюбие. Итоговый сбор: В каких центрах вы побывали? Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?
Довольны ли вы своей работой? Что было самым простым, а что вызвало затруднения? Спасибо всем за общение и работу!
Особая роль воспитателя при организации работы в группе по технологии «« Step by Step » Воспитатель превращает группу в лабораторию, где дети могли бы на практике пробовать себя в разных ролях: исследователей, художников, друзей, ученых . Воспитатель вносит материалы, которые призваны стимулировать творческие искания детей, их открытия и решение проблем. Воспитатель с уважением относится к идеям детей и использует эти идеи для построения учебной программы . Воспитатель должен взаимодействовать с детьми в их игре и работе: подавать пример внимательного и отзывчивого отношения к окружающим; фиксировать и оценивать свои наблюдения; использовать свои наблюдения при планировании и для индивидуализации работы с детьми.
В обстановке, где детей ориентируют на реализацию собственных интересов, у детей развивается чувство собственной значимости и инициативы. Воспитатель задает тон и настроение в группе, олицетворяет те качества, которые хочет воспитать у детей, а именно — эмпатию , умение заботиться, энтузиазм и любознательность. При этом не забывать , что от всякой работы дети должны получать удовольствие. Воспитатели , которым удается передать свой энтузиазм детям, превращают обучение в необыкновенно интересный и жизненно необходимый процесс. Отстраненность и авторитаризм воспитателя, напротив, отпугивают детей и тормозят их любознательность .
Философия программы основывается на признании ценности семейного воспитания для роста и развития ребенка вне зависимости от социального, культурного уклада, религиозных и национальных традиций семьи . Семье придается значение «первого, самого заинтересованного и ответственного воспитателя и учителя ребенка ». Стимулируется участие в работе с детьми в детском саду семей , разных по своему жизненному укладу и культурным ценностям . Малыши учатся лучше понимать разные стили и стратегии взаимодействия, знакомятся с иными традициями, понимают и принимают других людей, проникаются уважением к их знаниям и умениям. При этом не имеет значение образование родителей, их социальный статус, важно, чтобы у них было желание понимать детей, общаться, играть, помогать им открывать и осмысливать мир. Члены семей могут быть включены в жизнь группы в качестве добровольного помощника в группе (ассистента воспитателя) на 1,5–2 часа в день для помощи в центрах активности; помощника в создании развивающей среды; инициатора и участника планирования тематического проекта; организатора праздников и других событий; участника родительской взаимопомощи (обмен информацией, игрушками, детскими вещами, профессиональная помощь друг другу и т.п.) ; вместе с воспитателями и специалистами детского сада принимают решение о том, что необходимо сделать в детском саду и дома .
ЛИТЕРАТУРА Князева О.Л. Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах. М., 1999 К.Хансен , Р.Кауфманн , К. Уолш . Организация программы, ориентированной на ребенка. М., 1999
Источник: nsportal.ru
Сравнительный анализ программ дошкольного образования: «Step by step» и педагогика «Reggio Emilia»
Step by step – инновационная программа, предоставляющая возможность раскрывать способности детей, привлекающая семью к участию в деятельности детского сада, отражающая культурные ценности и успешно их развивающая.
Международную программу Step by step разработали специалисты Джорджтаунского университета Вашингтона на основании классических теорий развития ребенка Выготского Л.С., Пиаже Ж., Эриксона Э. с использованием передовых педагогических технологий.
Из-за реформ и демократизации общества в 28 странах мира была внедрена эта новая технология в дошкольных образовательных учреждениях с новым мышлением и подходом к образованию детей XXI века.
Необходимо сказать, что миссией программы Step by step является поддержка и развитие процессов гуманизации и демократизации образования через использование оригинальных методик, не имеющих аналогов в мире, так как она представляет квинтэссенцию лучших методик, базирующихся на теориях таких выдающихся педагогических деятелей как Эриксон, Пиаже, Выготский, Монтессори.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Перед программой стоят четыре основные задачи:
- воспитать людей, готовых учиться на протяжении всей жизни;
- создать среду обучения, которая бы базировалась на взаимоуважении и демократических принципах;
- обеспечить практические приемы развития с гарантией их непрерывности;
- обеспечить приобретение детьми академических, художественных, этических и практических знаний, которые нужны, чтобы жить в демократическом обществе.
Долгое время дошкольное образование ориентировалось исключительно на познавательное развитие детей. Но дошкольный возраст предназначен не только и не столько для овладения ребенком знаний, а для становления базовых свойств его личности. Основной приоритет сегодня – это личностно-ориентированное взаимодействие педагога и детей: принимать и поддерживать его индивидуальность, интересы, потребности, развитие творческих способностей и его эмоциональное благополучие.
Подобрали для написания работы по теме «Сравнительный анализ программ дошкольного образования: «Step by step» и педагогика «Reggio Emilia»»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Инновационная технология Step by step способствует организации учебно-воспитательной деятельности, создавая благоприятные условия для преемственности воспитания и обучения детей, формирует позитивный микроклимат в ситуации кризисного перехода одного возраста в другой. Можно сказать, что будущее образования в период дошкольного детства заключается в создании и воплощении в жизнь новых программ обучения, которые дифференцируются для отдельных возрастных групп учащихся, учитывают индивидуальные способности и потребности каждого ребенка.
Программа Reggio Emilia
ФГОС провозглашает ряд основных принципов современного российского образования дошкольников, совпадающих с концептуальными идеями педагогической системы Reggio Emilia.
Reggio Emilia – это не воспитательная теория, методика или модель, которая может быть легко перенесена в любой детский сад. Она представляет собой опыт другого отношения к детству и воспитанию детей, которым в современном мире итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран. Эта система представляет собой место для совместных открытий и опытов. Лорис Малагуццы – основатель Reggio подхода считал, что детей не следует пичкать большим объемом готовых знаний, что и является ключевым принципом подхода.
Существенными источниками познания выступают наблюдение, слушание и творческий акт. Получение знаний представляет постоянный процесс обогащения личности различными ощущениями и информацией. Взгляд и собственный угол зрения всегда являются субъективными и неполными. Накопление разных взглядов и обмен этими взглядами дают возможности объективирования знаний.
В основе системы Reggio Emilia использованы идеи итальянских педагогов Спаджиари С., Веки В., Родари Дж. Также данная система продолжила идеи позитивистско-антропологической теории М. Монтессори, с использованием элементов психологической теории стадиального развития интеллекта при активном взаимодействии с окружающими Ж. Пиаже и других.
Педагогика системы Reggio Emilia развивает идею уникальности и непреходящей ценности детства. Особое внимание обращают на уникальность каждого языка, кода, посредством которого ребенок может общаться с окружающим миром и строить себя. Разные коды помогают ребенку осваивать когнитивный, художественно-образный и социальный миры. Особенность детства подчеркнута особым отношением ко времени, растянутостью и неспешностью жизни детей, возможностью посмотреть новым взглядом на прошлый опыт.
В соответствии с концепцией Reggio Emilia:
- ребенка воспринимают в качестве полноценной самостоятельной личности, способной изучать и исследовать мира на основании своего врожденного интереса к окружающему. Ребенок силен и сведущ;
- педагог является со-исследователем, соавтором, наблюдателем, главная задача которого – увидеть интересы детей, их потребности и на основании этого выстроить занятия, предлагать актуальные темы, материалы и инструменты для их познания;
- обучение строится на принципах проектной деятельности, когда педагоги совместно с детьми изучают интересующую тему, на базе которой они погрузятся максимально глубоко в предмет;
- среда должна быть открытой и богатой играми и материалами, подталкивающими детей к самостоятельности исследований. Среда является еще одним учителем.
Иными словами, дети должны иметь много путей и способов выражения себя. В рамках реализации инновационного проекта предполагается расширение дополнительных образовательных услуг посредством разработки адаптированных программ. В первую очередь должны разрабатываться программы, направленные на физическое и художественно-творческое развитие детей.
Источник: spravochnick.ru
Программа step by step что это
Миссия Фонда Сороса (Нью-Йорк) состоит в том, чтобы оказать посильное содействие демократическим силам в странах центральной и восточной Европы. Одним из путей реализации данной миссии является помощь в образовании молодого поколения. Педагоги 28 стран мира (в т.ч. Белоруссия, Болгария, Молдова, Россия, Румыния, Украина, Эстония) выразили согласие поддержать эту инициативу.
Эту инициативу поддержали и педагоги Казахстана. Мы являемся 23 страной принявшей данную программу. Наш учебно-воспитательный центр принял эту программу в 1998 году.
Данный проект характеризуется следующими моментами:
1) Разработка программы на основе сотрудничества между американскими и европейскими специалистами в области дошкольного образования.
2) Реализация программы во многих странах.
3) Техническая помощь (как программная, так и методическая).
4) Исследования результатов проводимое всеми странами участницами.
Что из себя представляет данный документ?
Это «рабочая программа», которая развивается и зреет по мере реализации проекта. Этот документ не догма. Он называется «рабочей» поскольку подлежит дальнейшему совершенствованию в процессе работы. По мере доработки и адаптации программы должна объединить все лучшее, что накоплено в практике. Программа должна быть адаптирована к особенностям национальных традиций и практики той страны, в которой она опробируется.
Рабочая программа будет изменяться и развиваться за счет выявления и заполнения пробелов, обогащение содержания.
Включение в программу материалов, игр, режимных моментов, торжественных событий помогут развитию программы.
Что даёт данная программа детям?
Нашим детям в течение всей их жизни придется сталкиваться с различными изменениями в окружающей среде, науке, технике.
Быстрые перемены происходящие в сегодняшнем мире, делают воспитание у детей желания постоянно учиться. Другими славами наши дети должны не получать готовые знания, а добывать их самостоятельно.
Чтобы подготовить ребёнка к самостоятельности в области учебы, необходимо заложить базовые элементы установок, знаний, умений, жизненно важных для решения сегодняшних проблем.
В программе признается, ценится, стимулируется развитие тех способностей, которые необходимы в современном мире.
К ним относятся следующие способности:
— принимать перемены и порождать их.
— критично мыслить, осуществлять выбор.
— ставить и решать проблемы.
— быть творческим, находчивым, обладать воображением.
— заботиться о обществе, окружающей среде.
Чтобы добиться от детей этих способностей, прежде всего нужно начинать с себя, сломать свою авторитарность.
Программа рассчитана для детей от 3 до 6 лет и их семей.
Неизменным атрибутом программы является следующее:
1) Индивидуализация для каждого ребёнка.
2) Помощь детям в отсутствии выбора посредством планирования деятельности и их организации центров активности.
3) Участие семьи.
Из опыта работы мы знаем, что каждый ребёнок растёт и развивается в собственном темпе. Мы воспитатели выступаем в роли организатора данного процесса, организации пространства, видов деятельности в соответствии с уровнем развития каждого ребёнка.
Мы должны предусмотреть работу ребёнка в малых группах над индивидуальными заданиями под руководством воспитателя и совместную самостоятельную деятельность.
Ребёнку должно быть дано время для выбора занятия, Это помогает ребёнку реализовать свои интересы и возможности.
1. Ребёнок должен быть вовлечен в процесс учения, тогда только его развитие идет лучше.
2. Создание условий стимулирующие исследование, инициативу, творчество.
3. Педагог должен обладать знаниями о закономерностях развития ребёнка и обеспечивать всем необходимым процесс учения.
4. Подготовка цели перед ребёнком или группой в целом.
5. Учитывать интересы детей.
6. Учитывать индивидуальные возможности детей.
7. Поддерживать совместную познавательную активность.
Существует несколько подходов в процессе обучения:
I) Педагог сообщает ребёнку информацию, которая проанализирована и разбита на отдельные задания и подается в определенной последовательности. Ребёнок переходит от ступеньки к ступеньки, после тщательного оценивания уровня ребёнка.
II) Программа Сороса основывается на теориях Жанна Пиаже, Эрика Эриксона, Льва Семеновича Выготского. Программа основывается на трёх основных направлениях:
2) Соответствие практики воспитания развитию ребёнка.
3) Прогрессивное обучение.
Ребёнок обучается через осмысление окружающего мира. При этом обучение выступает как процесс взаимодействия между ребенком и взрослым, ребёнком и другими детьми, а так же через взаимодействие с окружающей средой.
Дети должны сами сформировать сое собственное миропонимание. Взрослые должны обеспечить ребёнка различными средствами, оказать помощь, руководить его действиями и поддерживать интерес для эффективности обучения.
Программы помогает детям:
I) Выстроить собственное понимание:
а) физического мира.
б) социальной и культурной деятельности.
в) логики и математике
г) устного и письменного слова.
а) физическое развитие.
б) социальное и эмоциональное.
III) Предоставляет детям:
а) много время для исследования окружающей среды.
б) обучаться самыми различными путями и способами.
в) предоставляет место для того, чтобы разобраться в своих чувствах, ощущениях.
г) возможность выбора занятия.
д) место для демонстрации своих работ.
IV) Программа предполагает что педагог:
1) Понимает, как развивается ребёнок.
2) Уделяет время для наблюдения за детьми в процессе игры и занятий.
3) Тщательно планирует групповые и индивидуальные задачи
4) Обеспечивает среду.
5) Проявляет уважение к детям, ценит их идеи.
6) Стимулирует детей к разрешению собственных проблем, поощряет уважительное отношение друг к другу.
7) Ставит исследовательские вопросы, которые заставляют детей искать ответы.
Источник: studbooks.net