История стендапа: как «низкое» искусство стало всемирным хитом
Стендап-комедия отличается от многих других форм комедийного искусства. В современном виде стендап представляет собой монолог, в котором комик рассуждает о насущных вопросах, актуальных событиях или о проблемах, близких как ему, так и его аудитории — все это происходит в комедийной форме, с использованием шуток, порой абсурдных сравнений, а также важным моментом становится взаимодействие с аудиторией. Некоторые комики могут использовать в своих выступлениях музыкальные инструменты, визуальное сопровождение или какой-либо другой реквизит.
Но еще несколько десятилетий назад мало кто мог предположить, что стендап-комедия получит такую бешеную популярность, потому что изначально она была сопровождающим элементом в водевилях и варьете. И то, и другое в свое время считалось театром «легкого жанра». Варьете — это развлекательный театральный жанр, вышедший из кафе, в которых художники и артисты представляли свой материал. Сперва появилась сцена, вокруг которой находились столики, чтобы во время представления гости могли пить или есть (это вскоре стало необязательно), а само шоу состояло из коротких одноактных пьес, пародий, фокусов. Впервые театр варьете был основан в 1789 году госпожой Монпансье в , но формат довольно быстро распространился по всей Европе.
ЧТО ТАКОЕ СТЕНДАП?
При чем же здесь стендап? Промежутки между номерами часто заполняли приглашенные комики или конферансье — артисты, объявлявшие номера программы, в их обязанности также входило взаимодействие с залом, создание нужной атмосферы. Поэтому в промежутках могли звучать шутки или целые комедийные истории из которых намного позже родится стендап.
Небольшие комедийные скетчи также разбавляли шоу в других эстрадных жанрах — кабаре и водевиле. Кабаре отличается большей степенью импровизации и взаимодействия с залом, в то время как водевиль, ставший прародителем жанра оперетты и мюзикла, представлял собой короткие музыкальные пьесы с большим количеством танцев и песен (тоже в комедийном ключе).
К современному виду комедийные монологи приблизились в конце девятнадцатого столетия на территории США, куда перебрались многие артисты варьете и водевиля. Промышленно развитая американская аудитория искала развлечения, чтобы убежать от городской жизни и противостоять ей.
Эпоха американского бурлеска, предшественника стендапа, началась в 1860-х годах и не подвергалась цензуре до 1937 года, когда термин бурлеск больше нельзя было легально использовать в ; бурлескные комики использовали стереотипы и диалогический юмор с сексуальным подтекстом, чтобы привлечь внимание, в первую очередь, мужской аудитории.
Популяризации стендапа способствовали «Сады удовольствий» — публичные городские пространства, парки с аллеями, на территории которых проходили развлекательные шоу. Там каждый желающий мог посмотреть легкий водевиль или выступление комика, и благодаря этому формату взаимодействия с публикой начал формироваться стендап.
Как писать Стендап // С чего начинать выступление
С началом двадцатого века и распространением урбанизации и индустриализации структура, темп и материал американского юмора начали меняться. Комедианты той эпохи часто полагались на быстрые шутки, фарс, возмутительные или непристойные намеки, а также активно пользовались этническими стереотипами об африканцах, англичанах, шотландцах, немцах и других группах, пародировали их или высмеивали другие социальные группы. В этот период шутки обычно считались общественным достоянием, а юмористический материал широко распространялся, присваивался и крался комиками друг у друга.
И все же одни комики забывались сразу, как только покидали сцену, а других вскоре стали называть «отцами современного стендапа». Это были люди, уделявшие все больше внимания комедийному монологу, рассматривавшие его как самостоятельное искусство. Среди них были Фрэнк Фэй, выступавший в роли ведущего в театре Palace в , а также команда Borsht Belt, состоявшая в основном из еврейских комиков, активно использовавших для своих шуток стереотипы о властных матерях, нерешительных мужьях и других архетипических персонажах.
Тем не менее, комиком, который привел стендап-комедию к виду самостоятельного жанра и влюбил в нее массовую публику, был Боб Хоуп. Британец по происхождению, бывший эстрадный певец и танцор, Хоуп, поклонник Фрэнка Фэя, также работал конферансье и на водевилях оттачивал свое мастерство, чтобы в 1938 году использовать его, работая радиоведущим на NBC, а затем и ведя собственную радиопрограмму The Pepsodent Show. Вынужденный придумывать свежий материал для своих еженедельных радиомонологов — и для военной аудитории, которую он часто развлекал уже в годы Второй мировой войны, — Хоуп нанял команду писателей, которые придумывали шутки, обыгрывающие дневные новости, местные сплетни в городах, которые он посещал, и закулисные дела Хоупа и его друзей из . Это был значительный отход от традиции уже известных комиков, шутки которых были общими, в значительной степени взаимозаменяемыми, и могли повторяться почти бесконечно.
Новая волна стендапа
Огромнейший вклад в развитие стендапа внесло теле- и радиовещание, а также появление развлекательных программ. В телеиндустрию стендап также вошел под ручку с водевилем и варьете.
Но в 1950-х появилась новая волна стендап-комиков, которые еще активнее выступали за самостоятельность и обособленность своего жанра. Тогда же начался слом старой традиции стендапа, которая строилась на подчеркнутой комичности, на грани клоунады.
После 50-х стендап стал обретать более привычный вид, когда комик не просто общается с залом, но и делает это будничным тоном, как будто говорит со старыми знакомыми. Одним из первых такую линию поведения на сцене выбрал Морт Сал, который появлялся на сцене, сидя на табурете со свернутой в трубку газетой в руке. Он вел спокойные монологи, при этом произнося не шуточные реплики, а язвительные комментарии о политических лидерах, популярной культуре и социальных нормах. Для американского общества в консервативные 1950-е это было одновременно глотком свежего воздуха, и непривычным. Часто монологи Сала заканчивались вопросом: «Есть ли здесь какие-нибудь группы, которые я не оскорблял?» Умная политически диссидентская комедия Сала стала хитом в модных ночных заведениях эпохи битников и вдохновила целую волну новых комиков, которые показывали, что стендап может быть умным, личным и социально активным.
Самым влиятельным комиком этой новой волны был Ленни Брюс, который провел большую часть своей ранней карьеры, развлекая публику в и других небольших заведениях, и за это время успел создать себе репутацию дерзкого провокатора. Брюс напал на самые главные ценности Америки — от организованной религии до моралистического отношения к сексу и наркотикам — и говорил об этом более откровенно, чем любой комик до этого. Его стендапы сделали его изгоем для большей части мейнстримного шоу-бизнеса (телевидение почти полностью избегало Брюса); после многочисленных арестов за то, что он исполнял якобы непристойные материалы в ночных клубах, это также втянуло его в серию судебных тяжб, которые фактически разрушили его карьеру. Смерть Брюса от передозировки наркотиков в 1966 году укрепила его легенду и сделала источником вдохновения для нового поколения, только достигшего совершеннолетия в неспокойные поздние 1960-е.
Это было еще более бунтарски-настроенное поколение комиков, окончательно сформировавших современный стендап как временами хлесткий, жесткий жанр, в рамках которого можно и нужно озвучивать порой неприятную правду.
Первым из последователей Ленни Брюса, который прорвался на большую сцену, был Джордж Карлин. Хотя Карлин уже был успешным комиком, известным своими пародиями на телевизионные рекламные ролики и игровые шоу, в конце 1960-х он отрастил волосы и бороду, отвернулся от основных ночных клубов и заново изобрел себя как комедийный голос контркультуры, пронзая военную культуру, лицемерие среднего класса и собственное католическое воспитание. В своем самом известном выступлении Карлин разобрал «семь слов, которые нельзя произносить по телевидению» — табуированные слова, из-за которых Брюса несколько лет назад бросили в тюрьму, помогли Карлину стать звездой.
Близкий современник Карлина Ричард Прайор прошел через подобное переосмысление. В начале 1970-х он перерос свой юношеский четкий образ на телевидении и перешел к жесткой, расово-заряженной, блестящей импровизационной комедии, в которой использовались персонажи — алкоголики, сутенеры, наркоманы, уличные проповедники, — с которыми он вырос в гетто.
К 1970-м годам стендап-комедия стала таким же мощным голосом поколения Вьетнамской войны, как и новые независимые голливудские фильмы, такие как «Беспечный ездок». Комеди-клубы появились в и , предоставив огромному количеству молодых комиков место, где они могли оттачивать свое мастерство и развивать аудиторию. Работая ночь за ночью за небольшие деньги или вообще без денег, эти молодые, в основном живущие в комики, среди которых Ричард Льюис, Фредди Принц, Илэйн Буслер, а позже Джерри Сайнфелд — выработали свой «наблюдательный» стиль, интересуясь не столько социально-политическими комментариями, сколько хроникой повседневной городской жизни, отношениями и выживанием в городах, где смешиваются различные национальные и социальные группы.
Стендап за пределами США
Стендап не является исключительно американским ноу-хау, но в то же время именно американская традиция (созданная Джорджем Карлином и другими) влияет на современную стендап-сцену. При этом как явление стендап параллельно развивался в других странах: в Великобритании бум популярности пришелся на середину двадцатого века (хотя артисты варьете выступали там еще с конца восемнадцатого столетия), в Латинской Америке стендап-комедия стала пользоваться особой популярностью в 60-х годах.
Как и у других сценических жанров, стендап обладает определенными территориальными особенностями, ключевыми темами и приемами, наиболее близкими той или иной стране. В России, например, комики часто используют прием: «А вас тоже бесит,…», делая ключевой эмоцией именно раздражение. В то время как в англоговорящих странах особой нежной любовью пользуются шутки в формате «вопрос-ответ», например: «Что хорошего в доме у моря?»
В Англии современный стендап сформировался во многом благодаря коллективу Monty Python, влияние которого сравнивают с Beatles на современную музыку. Коллектив работал в жанре абсурдистского юмора, периодически вылетая за границы реальности, что особенно нравилось публике.
5 выступлений известных комиков
Джордж Карлин
(в видео присутствует мат)
Источник: theoryandpractice.ru
Что такое стендап
Заставить людей смеяться — непростая задача. Даже для людей с прекрасным чувством юмора выступление перед живой аудиторией всегда сложный процесс. В стендапе больше всего ценятся оригинальность и самобытность комика, а единственный судья выступления — зритель.
Статьи по теме:
- Что такое стендап
- Где проходят съемки программы Камеди клаб
- Что такое оригинальный жанр
Standup Comedy дословно переводится с английского как «юмор стоящего». То есть стендап — это выступление перед публикой одного человека в разговорном жанре, суть которого сводится к увеселению зрителей своими рассказами на всевозможные темы.
Сегодня стендап представляет собой динамично развивающийся стиль юмористического шоу, где комик выступает с заранее подготовленным текстом, но не зачитывает его, а рассказывает.
Основные понятия из жанра стендап
- Стендап-клуб — стендап-сообщество, тусовка, объединение отдельных комиков. Они организованно проводят комедийные мероприятия в каком-либо одном месте или в разных местах.
- Стендап-сцена — общность стендап-клубов, мероприятий, юмористов данного жанра и вообще стендапа в стране, отдельном регионе или городе. Самые известные крупнейшие стендап-сцены мира — Нью-Йоркская, Лос-Анджелесская, Лондонская. Среди русскоязычных стендап-сцен можно выделить — Московскую, Санкт-Петербургскую, Минскую и Киевскую. Растет популярность в стране и стендап-сцен из Екатеринбурга, Воронежа, Самары (Тольятти), Казани.
- Стендап-комики — непосредственно выступающий перед публикой юморист. Большинство западных профессионалов комедийного жанра (актеры, режиссеры, сценаристы, продюсеры) занимаются или ранее занимались стендапом.
Начинающим комикам обычно предоставляют для выступления 4-5 минут. С ростом мастерства стендапер увеличивает свое время работы на сцене. Сольный полнометражный концерт считается вершиной развития комика. Также концерты популярных комиков или целых стендап-клубов издаются на видео или аудио-носителях, их называют стендап-спешлами.
История стендапа как жанра
Родиной стендапа является Великобритания. Начало этого жанра прослеживается с XVIII-XIX веков, когда зрителей развлекали музыканты в мюзик-холлах. Однако с середины прошлого века традиция музыкального сопровождения устарела, на его место пришло сольное выступление комедианта.
Продвинуть стендап как жанр помогли телевидение и радио. Благодаря осведомленности зрителя комикам приходилось постоянно писать новые шутки, раскрывая новые вопросы и проблемы. Быстрее и активнее всего жанр стедап-комедии развивался в США, там он приобрел большую популярность у зрителя. Число камеди-клубов росло, а стендапом пробовали заниматься практически все, кто умел говорить на публике, так данный жанр стал ведущим направлением в юморе ХХ века.
Именно в той манере, которая была заложена в США, и по сей день выступают артисты-комики всего мира. Известно, что многие голливудские звезды начинали свою карьеру со стендап-выступлений в клубах, в частности Эдди Мёрфи и Робин Уильямс – представители нового поколения стендап-комиков.
В России этот юмористический жанр появился совсем недавно, и монополия в стендап-индустрии уже несколько лет находится в распоряжении канала ТНТ. Он дал дорогу в жизнь большинству популярных сегодня на телевидении комиков. Такие программы, как «Камеди Клаб», ComedyWoman, «Камеди-Баттл», «Смех без правил», «Убойная лига», были первыми проектами в рамках стендапа.
Позже также на ТНТ с успехом был запущен и активно развивается проект под простым названием StandUp, комики которого стали известны по всей стране и успешно гастролируют со своими выступлениями.
Среди русских стендаперов можно выделить Павла Волю, Руслана Белого, Ивана Абрамова, Нурлана Сабурова, Виктора Комарова, Тимура Каргинова, Юлию Ахмедову, Славу Комисаренко и еще целый ряд других комиков.
Особенности выступления в стиле стендап
Данный стиль характеризуется несколькими особенностями, без которых стендап не может существовать как жанр:
- В основе стендап-комедии одно очень важное правило: комик на сцене должен быть один.
- Комик может делать и использовать в своем выступлении что угодно. Вариантов, как выступать правильно, и ограничений нет. В ход идет все, что может рассмешить зрителя. Нередко стендаперы используют подручные средства, например доски с маркером, чтобы изобразить или написать что-то. Непрофессионалы и новички в стендапе злоупотребляют на сцене простым кривлянием, но и это не запрещено. Так как единственный судья выступления – публика, если есть смех, значит, комику удается комедия.
- Традиционно стендап-выступления проводятся в небольших барах или камерных аудиториях. Так сложилось исторически, однако поддерживается традиция еще и тем, что большинство стендаперов являются новичками или не очень опытными комиками, которым сложно взаимодействовать с большой аудиторией. Лишь единицы из известных по всему миру стендаперов могут собирать на свое выступление большие концертные залы.
- В современном стендапе не запрещается и не возбраняется использование ненормативной лексики в выступлении артиста. Однако при трансляции на радио и телевидении такие места заглушаются специальным звуком, поэтому ведущие комики страны практически не используют нецензурные слова в своем выступлении.
- Известно несколько популярных и самых часто используемых вариантов подачи шутки. Однако любой комик может предложить свой индивидуальный вариант. Этот юмор может быть основан и на игре актера, и на визуальных, звуковых эффектах.
Как может проходить стендап-выступление
Открытый микрофон. Данный формат предполагает выступление всех желающих, кто предварительно записался. По очереди участники вызываются на сцену, и их время, как правило, ограничено 3-5 минутами. Однако если публика не реагирует на юмор и смеха нет, на сцене выключается свет или включается музыка, что является сигналом для смены выступающего. Данная форма организации выступления прекрасно подходит для отсмотра новичков стендапа, желающих испытать себя в этом деле, и получения ими бесценного опыта выступления на публике.
Set-list – этот вариант не для новичков, но и проходит интереснее: зрители задают комику тему, на которую он должен сымпровизировать прямо в эту минуту и это должно быть смешно.
Сольный концерт. Лучшие шутки известного комика, поданные за большое количество времени.
Моноспектакль — комик на сцене находится в образе и представляет драматургический сюжет, придуманный сценаристом. В ходе выступления явно прослеживаются конфликт и сюжет.
Spoken word (художественная декламация) — выступление комика с какой-либо социальной или политической критикой.
One man show — нечто среднее между моноспектаклем и творческой встречей со зрителями.
Связанная статья
Тимур Каргинов: биография и личная жизнь
Совет полезен?
Статьи по теме:
- Функции и преимущества roll-up стендов
- Что такое тимбилдинг
- Как и сколько зарабатывает Стас Старовойтов
Добавить комментарий к статье
Похожие советы
- Что такое хастл
- Что такое флеш моб
- Особенности гештальт-терапии
- Что такое «Бостонское чаепитие»
- Молодежный сленг
- Как играть в игру Монополия
- Когда ребенок начинает смеяться
- Что такое ситком
- Что такое гланды
- Что такое батл?
- Правила выбора pop-up стендов в зависимости от их функций
- Сергей Оборин: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Что такое клубная зависимость
- Что такое шейпинг
- Что такое флэшмоб
- Что такое гастродуоденит
- Что такое резус-конфликт
- Что такое цитограмма
- Что такое воркаут
- Какие шоу есть на ТНТ
- Что такое кортикальная атрофия
- Гемостазиограмма: что это такое, как сдавать
- Что такое онкоцитология
- Что такое стенокардия
Источник: www.kakprosto.ru
Что означает стендап? Как развивается жанр в России и чем привлекает зрителей
Возможно, вы задавались вопросом о том, что же такое стендап. Попросту говоря, это умение стоять на сцене и веселиться вместе с людьми, где комик является центральным объектом внимания. Но в наше время это искусство все-таки достигло определенных высот, и абсолютно всем известных Петросяна, Стоянова, Никулина и многих других их коллег теперь нельзя назвать абсолютным голосом юмора.
Но, по своей сути, они являются родителями юмористического жанра в России. Отталкиваясь от этих известных комиков, мы делаем вывод, что стендап — это жанр разговорного выступления, суть которого состоит в том, чтобы максимально рассмешить публику.
Стендап — откуда и что это?
Это такой стиль шоу, где комик выступает с юмористической программой перед настоящей аудиторией. А его компетентность как стендапера оценивают зрители своей реакцией на происходящее на сцене. Тема шуток задается в том ключе, на который зритель максимально живо реагирует.
Хотите выступить перед аудиторией? Вам понадобится: стендапер, аудитория, комната, микрофон и обычный стул, может быть, стакан с пивом (но кое-где микрофон и стул считаются ненужными вещами). Вступление всегда бывает наиболее интересным.
Допустимо обилие разнообразных тем, которые можно обсмеять, выбор не ограничивается ничем, кроме пожеланий публики, главное для комика — развлечь и рассмешить. Именно из личного опыта взаимодействия со зрителем у комика появляется способность понимать, что хочет от него аудитория. Многие ключевые персонажи кино- и телеиндустрии начинали с жанра standup.
История стендапа как жанра
Корни стендапа берут свое начало в Великобритании. Стиль граничит с театральными жанрами, а именно с мюзиклами, основанными в начале XIX века. Но жанры со временем устаревают и видоизменяются, так и случилось с музыкальным сопровождением, от него отказались, открыв дорогу выступлениям комиков в соло.
Массовое распространение стендап получил благодаря ТВ, радио и Интернету. Комедианты не могли путешествовать по всему миру с одинаковой юмористической программой. Им приходилось все время писать новые шутки, вникать в социальные проблемы, чтобы с успехом их высмеивать. Лучше всех с такими задачами справлялись комики США, ведь именно там вырос, укрепился и стал очень популярен стендап, а количество клубов этого жанра росло почти в геометрической прогрессии. Стендап практиковали практически все, кто владел даром слова, и это стало главной тенденцией комиков прошлого века.
Обновление жанра
Минули годы, но основы жанра остались прежними — комики США до сих пор шутят по старым шаблонам, и это имеет успех. Многие американские звезды начали свою карьеру именно на небольших подвальных сценах. Например, такие яркие личности, как Лесли Нилсон и Джим Керри закладывали фундамент юмора XXI века.
Сегодня стендап — широко популярный жанр, и смысл этого иностранного слова известен в российских реалиях абсолютно всем. Для России стендап — новое явление и канал ТНТ стал здесь уверенным монополистом. Задуманный как юмористический канал, он до сих пор держит свою идею, создавая новые передачи, которые быстро обретают своего зрителя.
У истоков телеканала стоит проект под названием Comedy Club, который приобрел бешеную популярность. В его составе обычный преподаватель русского языка, а ныне широко известный Павел Воля и выпускник Государственного университета управления Гарик Харламов. На канале присутствуют десятки других отличных юмористов, например, желанный всеми женщинами Тимур Батрутдинов. ТНТ также приютил все ныне популярные юмористические программы. В настоящее время каналом запущен проект под простым названием Standup.
Особенности исполнения в стиле
Стиль стендапа тоже имеет некоторые столпы, на которых он стоит.
Например то, что спикер должен быть на сцене обязательно в единственном числе. За всю историю жанра не было хороших выступлений, когда комик выступал с кем-то в паре, а ведь юмористическому жанру очень много лет. Зато полно «взрывных» выступлений юмористов соло.
Комик может творить на сцене все, что ему вздумается. Его ничего не ограничивает. Он может рисовать, издавать различные звуки, исполнять любые действия, чтобы завести и рассмешить толпу.
Выступления традиционно проводятся в подвалах или небольших барах и это неспроста. Большинство выступающих — новички на сцене, и они попросту не могут собрать огромный зал, хотя даже опытному спикеру тяжело взаимодействовать с большим количеством людей, и лишь немногие способны собирать целые стадионы.
Современный standup — это жанр, в котором не считается аморальным поливать все вокруг ненормативными словами. Здесь нет никакой цензуры.
Виды проведения стендапа
«Открытый микрофон». Здесь может зарегистрироваться любой желающий, попробовать себя в нелегком деле — шутить с публикой. Участники выходят по очереди и время их действия ограничено весьма коротким временем — не более 5 минут. За это время комик должен рассмешить зал.
В случае, если зал недоволен, появляется какое-то музыкальное сопровождение, в некоторых шоу даже опрокидывается сцена, и юмориста заменяет следующий по очереди. На «Открытом микрофоне» всегда присутствуют начинающие стендаперы.
«Сет-лист». В этом случае все происходит гораздо интереснее: ведущий или аудитория выбирают тему, на которую комик-стендапер должен импровизировать, обкатывая смешными шутками.
«Выступление соло». Это большое выступление с одним комиком — заранее заготовленная программа, возможны варианты импровизаций. Здесь должна быть лучшая подготовка, так как выступают комики, которые уже стали знаменитыми.
Каким должен быть стендап?
Стендап может четко доносить какую-то мысль и обыгрывать разные темы, а может вообще не иметь смысла, но быть очень смешным. Часто поднимаются острые социальные проблемы, которые волнуют общество. Комик должен обладать ярко выраженной индивидуальностью, потому что этот жанр сейчас очень конкурентный. А как вы относитесь к современному российскому современному стендапу? Ведь с новым поколением появляются новые комики, которые являют собой, в основном, текущее отражение действительности, отображенную через призму юмора.
Источник: fb.ru
Стендап для начинающих: как подготовить выступление в этом жанре
Любите стендап настолько, что хотите овладеть им? Мы решили вам помочь и составили пошаговое руководство по подготовке стендап-шоу. Вы узнаете, где искать идеи для шуток, как писать биты и стендаперские акты, как репетировать и что нужно для удачного выступления.
«Сторителлинг» – один из основных приемов, который используется в этом жанре выступлений. Приглашаем вас на эту программу, чтобы освоить метод и использовать не только для юмористических выступлений, но и в любой сфере жизни, начиная от общения с друзьями и заканчивая публичными выступлениями.
Собирайте идеи
Этим вы должны заниматься постоянно. Носите с собой блокнот и записывайте туда все, что приходит в голову: готовые шутки, идеи для них, просто идиотские ситуации, которые со временем можно превратить во что-то смешное. Скорее всего, 90% из них не пригодятся. Но зато «промывка идей» принесет вам 10% самородков. Из них вы и будете строить свое выступление.
Где еще брать темы для шуток
- Шутите над тем, что сами считаете смешным. Ваши шутки должны быть эмоциональными. Вы сами должны смеяться с них. Искренне и по-настоящему. Поэтому не делайте упор на коммерчески выгодные темы. Смейтесь над тем, над чем хочется.
- Шутите над собой. Самонасмешка – это, пожалуй, самый эффективный способ быстро установить связь с аудиторией. Смейтесь над собой, и вас будут воспринимать не заносчивым снобом, а своим веселым парнем. Это даст слушателям позитивную установку на все ваше выступление.
- Выбирайте распространенные и известные темы. Если ваши шутки будут слишком специфическими, вы рискуете остаться непонятым и услышать эту зловещую тишину.
- Смотрите других комиков. Это не значит, что вы будете заниматься плагиатом. Ищите интересные темы, углубляйтесь, шутите над самими стендаперами или манерой их выступления. Учиться у лучших не зазорно – помните об этом.
Пишите шутки
Следующий этап – создание шуток на основе заготовленного материала. И для этого вам нужно знать общую структуру элементарной единицы юмора. Комики выделяют в ней две основных составляющих: setup (установка) и punchline (кульминация). Сетап создает в голове у зрителя определенную картинку, а панчлайн разрушает ее, при этом вызывая удивление и смех.
Вот, к примеру, шутка британского комика Милтона Джона:
«Познакомился в Интернете с девушкой, выложил шариками у нее под окном: «Ты выйдешь за меня?» Потом увидел ее лицо, и вопрос сдулся сам собой».
Думаем, вы сами легко догадаетесь, где здесь что. Важно помнить, что установка должна содержать относительно достоверные факты. Ее задача – не удивлять, а усыпить бдительность слушателя. Чем больший контраст между сетапом и панчлайном, тем смешнее получится шутка.
Важный совет: если дело идет туго, попробуйте придумывать шутки в компании с кем-либо еще. Это даст приток новых идей и поможет посмотреть на свои творения со стороны.
Создайте монолог
Даже если у вас будет добрая сотня искрометных шуток (на языке стендаперов они называются «биты»), этого недостаточно, чтобы подойти к микрофону. Вы должны написать монолог («act» по англоязычной терминологии). Некое связное повествование из шуток, объединенных одной или несколькими темами. Ваше первое выступление не должно длиться больше 3-х минут (именно столько времени дают на открытых микрофонах), причем на каждую минуту отводите не более 5-6 шуток.
Вот как может выглядеть схема такого выступления:
- Сложности с общественным транспортом;
- Работа и тупой босс;
- Вечер пятницы;
- Ночь пятницы.
Что касается переходов между подтемами, то это вопрос вашей фантазии. Вы можете делать их как плавными, так и резко менять тему.
Совет новичкам: Начинайте с общих и нейтральных тем и лишь затем переходите к чему-то более острому и откровенному. В будущем вы сможете нарушить этот принцип, но сначала нужно заслужить доверие зрителей.
Репетиция
Итак, вы написали свой монолог. Вы даже возможно продемонстрировали его нескольким особо доверенным людям, и он показался им забавным. Потом вы его выучили. Что ж, пришло время репетировать. Лучше делать это не самому, а с напарником, который даст вам обратную связь. Также можно записать черновое выступление на видео, а потом проанализировать все ошибки.
Не тренируйтесь перед зеркалом – в реальности вы будете смотреть на других людей, а не на любимого себя.
Обязательно проверьте время выступления. Будьте готовы, что в реальности все может пойти не так. Оставьте про запас несколько шуток, или же наоборот, подумайте, как сократить монолог при необходимости.
Придумайте план Б на случай, если шутка не зайдет. Конечно, можно рассчитывать на импровизацию. Но вам ведь ничего не мешает сделать это заранее, да?
Главная цель репетиции – отработать подачу шуток. Самый смешной стендап можно загубить просто унылым видом лица. Вы сами должны проявлять эмоции, чтобы вызвать их у зрителей.
Репетиция – это не залог успеха, а способ повысить свою уверенность. Даже самые знаменитые комики иногда забывали слова прямо во время выступления. Это нормально. Сделайте вид, что все так и задумано, попробуйте пошутить над этим или просто двигайтесь дальше. Возьмите с собой небольшую шпаргалку, на случай если что-то вылетит из головы.
Выступление
Вы проделали большую работу, готовились и через несколько секунд ваш выход. И первая проблема, с которой вы столкнетесь – волнение. Вот, что говорит по этому поводу стендап-тренер Джуди Картер: «Не пытайтесь перестать нервничать – просто измените свое отношение к этому. Может быть, нервничать – смешно, а быть спокойным и уверенным в себе – скучно?…Если вы беспокоитесь, что у вас пересохнет во рту, возьмите с собой воду. Если ущипнуть себя за щеку, слюна тоже выделится, но лучше сделайте это до выхода на сцену».
Вы поняли посыл, да? От этого нет таблетки. Просто забейте или превратите это в шутку.
Будьте готовы импровизировать. Удачная шутка, основанная на происходящем в момент выступления (или до него), помогает быстро установить контакт с аудиторией. Что делать, когда кто-то уже пошутил на выбранную вами тему? Если вы не хотите, прятаться в тени чьей-то славы, лучше отказаться от части вашего выступления. Кстати, именно для этого вам и понадобится план Б.
Заканчивайте ваш выход самой смешной (даже физиологичной или сексуальной) шуткой. Или даже тогда, когда вы вдруг сорвали ошеломительные аплодисменты, а в запасе еще полминуты. Принцип простой – уходите на пике славы. Но вежливо. Четко обозначьте конец выступления и попрощайтесь.
А дальше? Ну, как хотите. Несравненная Джуди Картер предлагает напиться.
Полезная литература по теме
- Библия Комедии — Джуди Картер: книга научит структуре стендап-шуток и даст понять, что стендап — это не дар небес, а ремесло, которое можно освоить.
- Пошаговое руководство по созданию комедийного шоу — Грег Дин: эта книга проведет вас по всем этапам создания стендап-шоу – от идеи до подготовки выступления и репетиций.
- Джон Мэкс «Как быть смешным»: не совсем о стендапе, но о шутках. Как их придумывать, как рассказывать и вообще как развивать чувство юмора.
- The Comic Toolbox: How to Be Funny Even If You’re Not — John Vorhaus: книга о психологии стендаперства. В ней вы узнаете о психологических трюках, которые помогают мотивировать, настраивать себя на рабочий лад и заряжать других людей.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Что ваш стиль юмора может сказать о вашей личности
- Риторика: как сделать своё выступление эффективным?
- Мастер-класс: что это такое и как его проводить
- Советы по эффективной работе с аудиторией
- Конфликт и юмор
- Как подготовить стендап-выступление: советы для новичков
- Приемы для успешного выступления: подборка полезных материалов
- Сетап и панчлайн: как отжигать с юмором
- Способы улучшения чувства юмора
- Стратегия Сайнфелда
Источник: 4brain.ru