В соответствии с пунктом 21.1 статьи 6 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2011, N 50 ст. 7354; 2021, N 18, ст. 3071), частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 18, ст. 3071) и пунктом 11 Порядка разработки и утверждения примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 7 июля 2022 г. N 579 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 2022 г., регистрационный N 69543), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую примерную дополнительную образовательную программу спортивной подготовки по виду спорта «волейбол».
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2023 года.
Волейбол | Обучение | Техника передачи СВЕРХУ.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации А.А. Морозова.
приказом Минспорта России
от 14 декабря 2022 г. N 1218
ПРИМЕРНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА «ВОЛЕЙБОЛ»
наименование должности руководителя
программу спортивной подготовки
(подпись) (инициалы, фамилия)
________________ 20__ г.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
по виду спорта «______________________________________»
(указывается наименование вида спорта)
I. Общие положения
1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по
виду спорта «_________________________________________ (далее — Программа)
(указывается наименование вида спорта)
предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной
подготовке ____________________________ с учетом совокупности
минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным
стандартом спортивной подготовки по виду спорта «волейбол», утвержденным
приказом Минспорта России от 15 ноября 2022 г. N 987 (далее — ФССП).
2. Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе
соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном
процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса
спортивной подготовки ____________________________________________________.
(указываются иные цели Программы)
II. Характеристика дополнительной образовательной программы
3. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы
лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих
спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки
(указываются с учетом приложения N 1 к ФССП)
4. Объем Программы ___________________________________________________.
ОФП И СФП ВОЛЕЙБОЛ НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
(указывается с учетом приложения N 2 к ФССП)
5. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки:
учебно-тренировочные занятия _________________________________________;
(указываются применяемые виды (формы)
учебно-тренировочных занятий (групповые,
индивидуальные, смешанные и иные)
учебно-тренировочные мероприятия _____________________________________;
(указываются с учетом приложения N 3
спортивные соревнования ______________________________________________;
(указываются с учетом главы III ФССП
(указываются иные виды (формы) обучения)
6. Годовой учебно-тренировочный план __________________________________
(указывается с учетом пункта 15
(рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к примерной дополнительной
образовательной программе спортивной подготовки по виду спорта «волейбол»
(далее — Примерная программа).
7. Календарный план воспитательной работы (рекомендуемый образец
приведен в приложении N 2 к Примерной программе).
8. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и
борьбу с ним (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к Примерной
9. Планы инструкторской и судейской практики _________________________.
(указывается по этапам
10. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств ________________________________________________.
(указывается по этапам и годам спортивной
III. Система контроля
11. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной
подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее — обучающийся),
необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения
Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
11.1. На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
повысить уровень физической подготовленности;
овладеть основами техники вида спорта «волейбол»;
получить общие знания об антидопинговых правилах;
соблюдать антидопинговые правила;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
11.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «волейбол» и
успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и
участия в спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта
изучить антидопинговые правила;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
спортивных соревнований муниципального образования на втором и третьем
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях проведения не
ниже уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная
с четвертого года;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного
11.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную
подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта «волейбол»;
выполнить план индивидуальной подготовки;
закрепить и углубить знания антидопинговых правил;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных спортивных
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда
«первый спортивный разряд» не реже одного раза в два года;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
межрегиональных спортивных соревнований;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного
11.4. На этапе высшего спортивного мастерства:
совершенствовать уровень общей физической и специальной физической,
технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную
подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
выполнить план индивидуальной подготовки;
знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
всероссийских спортивных соревнований;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда
«кандидат в мастера спорта» или выполнять нормы и требования, необходимые
для присвоения спортивного звания «мастер спорта России» не реже одного
раза в два года;
достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта
Российской Федерации и (или) спортивной сборной команды Российской
демонстрировать высокие спортивные результаты в межрегиональных,
всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.
12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией
обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе
разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или)
вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее
— тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных
соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной
13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки _____________________________________________________
(указываются комплексы контрольных упражнений
с учетом приложений NN 6 — 9 к ФССП и тесты)
и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной
(указывается с учетом приложений NN 7 — 9 к ФССП)
IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)
14. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому
этапу спортивной подготовки ______________________________________________.
(указывается описание учебно-тренировочного
процесса по этапам спортивной подготовки)
15. Учебно-тематический план __________________________________________
(указывается по этапам спортивной
подготовки и включает темы
по теоретической подготовке)
(рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Примерной программе).
V. Особенности осуществления спортивной подготовки
по отдельным спортивным дисциплинам
16. К особенностям осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта «_________________________________________________»
(указывается наименование вида спорта,
(указываются с учетом главы V ФССП)
VI. Условия реализации дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки
17. Материально-технические условия реализации Программы
(указываются материально-техническая база и (или) объекты инфраструктуры,
оборудование и спортивный инвентарь, спортивная экипировка с учетом
пункта 14 и приложений NN 10 — 11 к ФССП для реализуемых этапов
18. Кадровые условия реализации Программы:
укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и иными
(указывается с учетом подпункта 13.2 ФССП)
уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников
(указывается с учетом подпункта 13.1 ФССП)
непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей
19. Информационно-методические условия реализации Программы
(указываются применяемые комплексы информационных образовательных
ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, а также
перечень информационно-методического обеспечения)
(Зарегистрирован Минюстом России 13 декабря 2022 г., регистрационный N 71474).
к примерной дополнительной
спортивной подготовки по виду
спорта «волейбол», утвержденной
приказом Минспорта России
от 14 декабря 2022 г. N 1218
Годовой учебно-тренировочный план
Виды подготовки и иные мероприятия
Этапы и годы подготовки
Этап начальной подготовки
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)
Этап совершенствования спортивного мастерства
Этап высшего спортивного мастерства
Источник: e-ecolog.ru
Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни
Программа тренировок по волейболу. Начальная подготовка
Программный материал спортивной подготовки по волейболу для группы начальной подготовки 1-3 года обучения.
Теоретическая подготовка
- Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Характеристика волейбола.
- Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и мышечная система, связочный аппарат.
- Влияние физических упражнений на организм человека, на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь при ушибах, растяжении связок.
- Правила игры в волейбол. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюмы игроков. Начало игры и подача. Счет и результат игры. Права и обязанности игроков. Состав команды, замена игроков. Упрощенные правила игры. Судейская терминология.
- Места занятий и инвентарь. Площадка для игры в волейбол.
Физическая подготовка
- Общая физическая подготовка (ОФП)
В состав ОФП входят строевые упражнения, упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.
Гимнастические упражнения подразделяются на 3 группы (для мышц рук и плечевого пояса, для мышц туловища, для мышц ног и таза). Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гантели, скакалки, резиновые амортизаторы).
Акробатические упражнения включают группировки, перекаты, стойку на лопатках, кувырки вперед, назад, соединения нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.
Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях. Бег: 20 м, 30 м, 60 м, повторный бег, бег в горку, бег с препятствиями. Прыжки в длину с места, тройной прыжок.
Метание мяча. Метание теннисного мяча на дальность, в стену на дальность отскока, броски набивного мяча.
Многоборье. Спринтерский, прыжковый, метательный, смешанный (от 3 до 5 видов) виды.
Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, настольный теннис, бадминтон. Развитие взаимопонимания в играх, развитие навыков быстрых ответных действий и быстроты перемещений.
- Специальная физическая подготовка (СФП)
Упражнения для развития навыков быстроты перемещений и быстроты ответных действий.
Упражнения для развития прыгучести.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
Техническая подготовка
- Техника нападения
Действия без мяча
Стойки и перемещения
— стартовая стойка (ИП) – основная, низкая. Ходьба, бег, перемещение приставными шагами, боком (правым, левым) спиной вперед; двойной шаг вперед, остановка шагом. Сочетание способов перемещений. Сочетание стоек и перемещений.
Действия с мячом
Передача мяча:
— передача мяча сверху двумя руками, над собой – на месте и после перемещений; в парах; в треугольнике: зоны 6-3-4; 6-3-2; 5-3-4; 1-3-2, передачи в стену с изменением высоты и расстояния – на месте и после перемещения, на точность с собственного набрасывания;
— отбивания мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее, стоя на площадке и в прыжке, после перемещений.
Подача мяча
— подбрасывание мяча на нужную высоту и расстояние от туловища. Подача в стену – расстояние – 3-6 м, отметка на высоте 2 м; через сетку – расстояние 3-6 м, из-за лицевой линии в пределы правой, левой половины площадки.
— нападающие удары. Ритм разбега в 1,2,3 шага, прямой нападающий удар сильнейшей рукой, удар кистью по мячу. Бросок теннисного мяча через сетку в прыжке. Удар через сетку по мячу, подброшенного партнером; удар с передач.
Действия без мяча.
Стойки и перемещения:
— то же, что и в нападении, внимание низким стойкам;
— сочетание способов перемещений с остановками;
— скоростные перемещения на площадке и вдоль сетки;
— сочетание перемещений с перекатами на бедро и спину.
Действия с мячом
Прием мяча:
— прием мяча сверху двумя руками;
— прием мяча, отскочившего от стены после броска;
— прием мяча, направленного броском через сетку;
— прием мяча снизу двумя руками с набрасывания мяча партнером, с отскоком от стены (1-2 м), сначала на месте, затем после перемещения;
— жонглирование, стоя на месте и в движении;
— прием подачи и первая передача в зону нападения;
— прием мяча сверху и снизу двумя руками с выпадом в сторону и последующим перекатом на бедро и спину;
Блокирование
— создать представление о правильной технике блокирования, наблюдение за нападающим, правильным выбором места и своевременным выносом рук;
— одиночное блокирование прямого удара по ходу (из зон 4,3,2). Блокирование на месте с использованием «ласт» и гимнастической скамейки.
— блокирование, стоя на гимнастической скамейке, удара выполняемого партнером по подброшенному мячу.
Тактическая подготовка
- Тактика нападения
Действия без мяча
Выбор места:
— выбор места для выполнения второй передачи в зоне 3 (стоя лицом и спиной по направлению передачи);
— для выполнения подачи;
— для выполнения нападающего удара (из зон 4,2).
Действия с мячом
— выбор способа отбивания мяча через сетку: передачей сверху двумя руками, кулаком (стоя на площадке и в прыжке), снизу стоя боком и спиной к сетке;
— вторая передача (из зоны 3) игроку, к которому передающий обращен лицом, спиной;
— чередование способов подач;
— подача на игрока слабо владеющего навыками приема мяча.
Взаимодействие игроков передней линии
— игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой и второй передачи)
Взаимодействие игроков передней и задней линии (при первой передаче)
— игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 3(в условиях чередования подач в зоны)
— игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 2 (при приёме от передач и несложных подач)
Командные действия
Система игры со второй передачи игроком передней линии:
— приём подачи, передача в зону 3, затем игроку, к которому передающий стоит лицом в зоны 2,4 (чередование);
— вторая передача из зоны 3 игроку, к которому передающий стоит спиной;
— прием подачи и передача игроку зоны 2, вторая передача в зону 3.
Индивидуальные действия.
Выбор места.
— при приеме мяча после подачи;
— при страховке партнера, принимающего мяч от верхней подачи, обманной передачи;
— определение места и времени для отталкивания при блокировании, своевременность выноса рук над сеткой.
Действия с мячом
— выбор способа приема от подачи (сверху и снизу);
— выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником.
Групповые действия.
Взаимодействие игроков внутри линии при приёме подач и передач.
— игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6;
— игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1;
— игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2;
— игроков зон 5,1,6 с игроками зон 4 и 2 при приёме подач и обманных передач;
— игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 6.
- Командные действия.
Прием подачи.
— расположение игроков при приёме подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3;
— расположение игроков при приёме мяча от соперника «углом вперёд».
Интегральная подготовка.
- Чередование различных упражнений на быстроту (между собой)
- Чередование упражнений для развития скоростно-силовых качеств с различными способами перемещений, приёма и передачи, подачи, нападающего удара и блокирования (имитации подводящими упражнениями)
- Чередование изученных технических приёмов и их способов в различных сочетаниях
- Многократное выполнение технических приёмов подряд, то же тактических действий
- Подготовительные игры к волейболу, игра в волейбол без подачи
- Учебные игры. Задания в игре по технике и тактике на основе изученного материала.
Морально-волевая подготовка
- Воспитание высоких моральных качеств (чувство коллективизма, разносторонних интересов, развитие характера, других черт личности)
- Воспитание волевых качеств (целеустремлённости и настойчивости, выдержки и самообладания, решительности и смелости, инициативности и дисциплинированности)
- Настрой на игру и методика руководства командой в игре.
На основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол, утвержденного приказом Министерства спорта РФ от 30 августа 2013 года № 680
Статьи по теме:
Источник: www.dvorsportinfo.ru
Железняк Ю.Д., Чачин А.В, Сыромятников Ю.П. Волейбол. Примерная программа спортивной подготовки
А . Ю . Л у к и ч е в а , в ед у щ и й с п е ц и а л и с т о т д е л а с п о р т и в н ы х ш к о л и у чилищ оли мпийск ого ре зерва.
Вол ейб ол: При мерн ая про гра мма спо рти вной по дго тов ки для В67 детс ко — юношеских спортивных шк ол,
специализированных дет ско — юношеских школ олимпийского резерва (этапы: с портивно — оздор ови тел ьны й,
на чаль ной под гот овки , у чеб но — тр енир овоч ный ) [Текст]. — М. : Сове тский спор т, 2005. — 112 с.
О Оформление. ОАО «Издательство «Со вет ски й спор т «», 20 05
ПОЯ СН И ТЕ Л ЬН АЯ З А ПИС К А
Пр о гр а м ма с ос т ав л ен а н а ос н ов ан и и но р ма т и вн о — пр а во в ых д ок у м ен т ов , рег у ли ру ющ их де я те ль но с ть сп ор ти вн ых ш ко л, в
н ей о тр а жен ы о сн ов н ы е п р и нц и п ы с п ор т и в н о й п о дг о т о в к и юн ы х сп о р т с м е н о в, ре з у л ь т а т ы нау ч ны х ис с ле до ва ни й, оп ыт раб от ы
с по рт и вн ых ш ко л по в ол е йбо лу .
П ри н ц ип с и с те м н ос т и п р е ду с ма т р и ва ет т ес ну ю в за им о с вя зь с о д е рж ан ия с о ре в н ов а т е ль но й де ят ел ьн о ст и и вс ех ст ор он
у че б но — т ре ни р о во чн ог о п р о це сс а : ф и зи ч ес ко й, т е х ни ч е с ко й, т а к т ич е ск ой , п с и х о ло ги че с ко й, и н те гр ал ьн ой, т ео ре ти ч ес ко й
п од го то вки ; во сп ита т ел ьн ой р аб от ы; вос ст ан ов ит ел ь ны х м ер оп ри я ти й ; пе да г ог ич ес к ог о и м е ди ци нс ког о к он тр ол я .
Пр ин ц ип пр ее мс тв ен но с ти оп ре де ляе т по сл ед ов ат ель но ст ь и зл ож ения про грам мно го мате риа ла по эт апа м мно гол етн ей
под гот овки в го дичны х циклах, соотв етств ия его треб ования м высш его спо ртивног о маст ерс тва. Над о обе спе чит ь в
мно гол етн ем тр ени ровоч но м про цес се п рее мс тве нн ос ть за да ч, сре дст в и мет одов по дгот ов ки , объ емо в тр ени ров очн ых и
сор евн ова те ль ны х н аг ру зок , р ост по каз ат еле й фи зич ес ко й, те хни ко — т акт ич еск ой и ин те гр аль но й п од гот ов лен н ост и.
При нцип вар иат ивно сти пре ду сма три вает в зави сим ост и от эт апа мно го лет не й п одг от овк и, ин ди вид уа ль ных
осо бенн ост ей юн ого вол ей боли ста вари ати внос ть про гра ммно го мат ери ала для пра кти чес ких зан я ти й , ха ра кт ер из у ющи х ся
ра зн оо бр аз и ем т ре н ир о во чн ых с р ед с т в и н аг ру зо к, на пр ав л ен ны х н а ре ше н ие оп ре де ле нн ой п ед аг ог и че с ко й з а д ач и.
На основании нормативно — прав овых доку ментов, определяющих фу нкциониро вание сп ортивны х школ,
осно вополаг ающ их принцип ов по ст ро ен и я сп о рт и вн о й тр ен ир ов ки и ан а ли з а ра н ее и зд а нн ых пр ог ра м м по волейболу
определены следу ющие разделы у чебной программы: об ъя с ни те льн ая з ап ис ка ; ор га ни зац ион но — мет од ич ес ки е у ка за ни я;
у че бн ый пла н; п лан — сх ема год ичн ого ци кла ; конт рол ьн о — норм ати вные треб ова ни я; про гра мм ны й ма те ри ал д ля пра кт иче с ких
и те оре ти че ски х за нят ий; вос пит ате льн ая раб ота ; пс ихо логи чес кая по дго тов ка; вос ста нов ите льны е мероп рия тия ;
пе даго гич ески й и врач ебн ый конт рол ь; инст ру кто р ска я и су де йс ка я п рак т ик а. В пр о гр ам ме эт и ра зд е лы об ъе ди не ны в две
ча сти — норм ати вну ю и мето диче ску ю.
П ро г ра мм а с лу ж ит ос н ов н ы м до ку ме нт о м дл я эф фе кт и в но г о п ос т р ое ни я м но го ле т не й п од г от о вк и р ез е рв ов
кв ал иф иц ир о ва н ны х в ол е й бо ли ст ов и с оде йст вия у спешно му реш ени ю зада ч ф изи чес кого восп ита ния дет ей школ ьн ог о
во зра ст а. В да нно й пр ог рам ме пре дст авл ен о со де ржа ни е ра бот ы в ДЮ С Ш и СД Ю Ш ОР на т ре х эт ап ах : 1 — сп ор т и вн о — о зд ор о —
в и те ль н ом , 2 — н а ча лы юй п о дг от о вк и , 3 — у ч е б но — т ре ни ро во чн ом ( т аб л. 1 ).
Д л я в с е х тр е х эт а п о в п ро г р а м м н ы й м а т е р и а л д л я пр а к т и ч е с к и х з а н я т и й п о ф и з и ч е с к о й п о дг о т о в к е н е д и ф ф е р е н ц и р о ва н п о
г од а м м н о г о л е т н е й п од г о т о в к и ; п о те х н и ч е с к ой и т а к т и ч е с к о й п од г о т о в к е о н п ре д с т а вл е н п о к а ж д о м у г о ду о т д е л ь н о, д а ны
п ри м е р ы о б ъ е д и н е н и я у п р а ж н е н и й в т р е н и р о в о ч н ы е з ад а н и я , з а н я т ия и м и к р о ц ик л ы п о п р и н ц и пу и х п р е и м у щ е с т в е н н о й н а —
п р а вл ен н ос т и н а р аз ви ти е к а к о т де ль ны х ф и зи ч ес ки х к ач ес т в, т а к и ко мп ле к с а ка ч е с т в , на о бу ч е н и е т е х н и ке и т а к т и ке ,
с о в е р ш е н с т во в ан и е сп о р т и в но — т е х ни ч ес ко го и т а к т ич е ск ог о ма с т е р ст ва ( с м. т а б л . 1 6 — 2 0 ) . В о т де ль н ых с л у ча ях и зл о ж е н и е
п р о г р а м м н о г о ма т е р и а л а дл я пр а кт и ч е с ки х з ан ят и й но с и т ха р ак те р п ос л е до в ат е ль н о г о о пи са ни я п е ре чн я о с н ов н ы х с ре дс т в
под г от о вк и дл я р еш ен ия за да ч с оо т ве тс тв у ющ ег о го да п од г от ов ки .
Гла вная за дача спо рти вной шко лы з акл ючае тся в п одго тов ке фи зиче ски кре пки х, с гар мони чны м ра звит ием
фи зиче ски х и ду хов ных си л юны х сп орт смен ов, в вос пит ани и с оци альн о а ктив ной личн ост и, го тов ой к тр у до во й
де я те ль но сти в б у ду ще м. Ос но вн ы м у сл ов ие м вы по лн ен ия эт ой за дач и явля ет ся мн огол етн яя и це лен апра влен ная
под гот овка юны х с пор тсм ен ов, кото рая пр еду сма три вает :
— с од ей с т ви е г ар мо н ич н ом у фи з и че ск ом у р аз ви т ию , вс е ст ор он не й ф изи ч ес ко й под г ото вл ен но ст и и ук ре пл ени ю з до ро вь я
за н им аю щи хс я;
— подгот овку вол ейбол исто в вы сокой квалифи кации , ре зерва сборны х мол оде жны х и ю нош еск их кома нд Росси и,
регионов, команд выс ши х р азр ядо в;
— по в ы ше ни е т р е н и р о в о ч н ы х и с о р е в н о в ат е л ь н ы х н а г р у з о к , у ро вн я в л а д е н и я н а вы к а м и и г р ы в п ро це с с е м но го л е т н е й
п о д г о т о вк и д о т р е б о ва ни й в г ру пп ах с п о рт ив н ог о со ве р ше н ст во ва ни я и к о м ан да х вы сш их р аз р яд ов ;
— подг ото вку во левы х, с мелы х, ди сци плин иро ванн ых, об лад ающи х
вы со ким у ро вне м ком ан дн ой иг ро вой п одг от овк и и бо йцо вс ки ми кач ест вам и с по рт см ен ов ;
— подг ото вку ин стру ктор ов и суд ей п о во лей болу ;
— подг ото вку и выпо лне ние нор мат ивны х т ребо вани й.
О с н о в н о й п о к а з а т е л ь р а б о т ы с п о р т и в н ы х ш к ол п о в о л е й б о лу — с т аб и л ь но с т ь с ос т а ва з а н и м а ю щ и х с я , д и н а м и к а п ри р ос т а
и н д и в и ду а л ьн ы х по к а з а т е ле й в ы по лн ен ия п р о г ра м м н ых т р е б ов ан ий п о у р ов ню п од го т ов л ен н о с т и з ан им аю щи хс я ,
в ы ра же нн ы х в к о ли ч е ст ве н ны х п ок аз а те ля х ф и зи ч е ск ог о р аз ви ти я , фи зи че ск о й, те хн и че ск ой , та кт и че с ко й , ин те г ра ль но й и
т е о ре т ич е ск ой п од го то в ки ( п о и с т еч е ни и к а жд о го г од а ) , вк ла д в п о дг от о в ку мо ло д е ж н ы х и ю н о ше с к и х с б о р н ы х ко м а н д
с т р а н ы , ре с пу б л и к, к о м а н д в ы с ш и х р а зр я до в , р е зу л ь т а т ы у ч а ст ия в с о ре вн ов а ни я х. В ы п ол не ни е н о р м ат и вн ы х тр е бо ва ни й по
у ров н ю п од г от о вл е нн о ст и и с по рт ив н ог о ра зр я да — ос но вн о е у сл ов и е пр е б ыв ан ия з а ни м а ю щи хс я в сп ор т и вн о й шк о ле . В
к о мп л ек с но м за че т е уч ит ыв а ют ся в це ло м вс е р ез у л ьт ат ы ( бо ле е вы со ки е в од ни х н ор м ат и ва х в и зв е с т но й м е р е
к о мп ен с и ру ю т б ол ее н из ки е в д ру г и х ) .
1. НОР МА ТИВН АЯ Ч АСТЬ У Ч Е Б Н О Й П Р О Г Р А М М Ы
Нор мативная часть про грамм ы содер жит осно вные треб ования по воз ра сту , чис лен но му сост аву зан има ющ их ся , об ъем у
у чеб но — тр ени ро во ч но й ра бот ы, по те хни ко — та к ти че ск ой , ф из ич ес ко й и сп о рти вно й по дготовке. Это показано в т аблицах 1 -9.
С по рт и в но — о зд ор ов и те ль ны й эт а п (С О) . Эт а фо р ма р а бо т ы о хв ат ыв ает все х желаю щих, ос новн ая зад ача — у кре пле ние
здо ровь я, фи зич еск ог о ра зви ти я и по дг ото вл е нн ос ти , во с пи та ние ли ч нос т ны х ка че ст в, осво е ни е и со ве р ше нс т во ва ни е
жи зне нн о ва жн ых дви га те ль н ых на вы ков , осно в сп орти вно й те хн ик и из бр анн ог о вид а сп ор та в пр оц есс е рег ул ярн ы х
мн о го л ет ни х фи зк у ль ту р ! ю — сп ор ти вп ых за ня ти й.
Э та п н а ч ал ь но й по дг о то вк и (М П) . Н а э та пе н а ча ль н о й по дг о то вк и з а ч и сл я ют с я у ч ащ ие ся о б ще об ра з о в ат е лы ш х ш ко л ,
ж е ла ю щи е sa i шм ат ь — ся вол ей бол ом и и мею щи е пис ьме нно е ра зр еш ени е вра ча — пе диа тр а. На этапе нач ально й подг отовки
осу ществля ется физку льтурн о — оздо ровительна я и в оспит ательная работа, направлен ная па разностороннюю фи зич ес ку ю
по дго то вк у и овл ад ен ие ос нов ам и те хни ки воле йб ол а, выпо лне ни е кон тр ол ьн ых но рм ати во в для зач ис ле ния н а уч ебн о —
тр ен иро воч ный эт ап п одг ото вки.
У че б но — тр е ни р о во ч ны й эт ап ( УТ ). Э т а п фо рм и р у ет ся н а к о нк у р сн ой ос нов е и з здо ро вы х и пра кт иче ск и здо ро вых
у чащ ихс я, п ро ше дши х не о бх од и му ю п од г от о вк у н е ме не е о д но г о г од а и в ып о лн и вш и х п р ие мны е н ор ма т ив ы п о о бщ е й
фи зич ес ко й и с пе ц иа л ьн о й п од г от о вк е. Пе ре во д п о го да м об уч ен ия па эт ом эт ап е ос у ще ст вля ет ся пр и ус ло ви и вы п ол не ни я
у ча щ им ис я ко н тр ол ьн о — пе р ев о дн ы х но рм а ти в ов п о о б ще й фи зич ес ко й и сп еци ал ьн ой п одг от овк е.
1. НОР МА ТИВН АЯ Ч АСТЬ У Ч Е Б Н О Й П Р О Г Р А М М Ы
Нор мативная часть про грамм ы содер жит осно вные треб ования по воз ра сту , чис лен но му сост аву зан има ющ их ся , объ ему
у чеб но — тр ени ро во ч но й ра бот ы, по те хни ко — та к ти че ск ой , ф из ич ес ко й и сп о рти вно й по дготовке. Это показано в т аблицах 1 -9.
С по рт и в но — о зд ор ов и те ль ны й эт а п (С О) . Эт а фо р ма р а бо т ы о хв ат ыв ает все х желаю щих, ос новн ая зад ача — у кре пле ние
здо ровь я, фи зич еск ог о ра зв ит ия и по дг от о вл ен но ст и, во сп ит ани е лич нос т ны х ка ч ес т в, осво ен ие и со ве рш ен ст Wow ан ие
жи зне нн о ва жн ых дви га те ль н ых на вы ков , осно в сп орти вно й те хн ик и из бр анн ог о вид а сп ор та в пр оц есс е рег ул ярн ы х
мн о го л ет ни х фи зк у ль ту р ! ю — сп ор ти вп ых за ня ти й.
Э та п н а ч ал ь но й по д г от ов ки (М П) . Н а э та пе н а ча ль н о й по дг о то вк и з а ч и сл я ют с я у ч ащ ие ся о б ще об ра з о в ат е лы ш х ш ко л ,
ж е ла ю щи е sa i шм ат ь — ся вол ей бол ом и и мею щи е пис ьме нно е ра зр еш ени е вра ча — пе диа тр а. На этапе нач ально й подг отовки
осу ществля ется физку льтурн о — оздо ровительна я и в оспит ательная работа, направлен ная па разностороннюю фи зич ес ку ю
по дго то вк у и овл ад ен ие ос нов ам и те хни ки воле йб ол а, выпо лне ни е кон тр ол ьн ых но рм ати во в для зач ис ле ния н а уч ебн о —
тр ен иро воч ный эт ап п одг ото вки.
У че б но — тр е ни р о во ч ны й эт ап ( УТ ). Э т а п фо рм и р у ет ся н а ко н ку р с н о й ос нов е из здо ров ых и пр акт ич ес ки здо ро вых
у чащ ихс я, п ро ше дши х не о бх од и му ю п од г от о вк у н е ме не е о д но г о г од а и в ып о лн и вш и х п р ие мны е н ор ма т ив ы п о о бщ е й
фи зич ес ко й и с пе ц иа л ьн о й п од г от о вк е. Пе ре во д п о го да м об уч ен ия па эт ом эт ап е ос у ще ст вля ет ся пр и ус ло ви и вы п ол не ни я
у ча щ им ис я ко н тр ол ьн о — пе р ев о дн ы х но рм а ти в ов п о о б ще й фи зич ес ко й и сп еци ал ьн ой п одг от овк е.
Источник: www.studmed.ru