Самохина, В. М. Технологии реализации преемственности в системе СПО-ВУЗ / В. М. Самохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 511-512. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35539/ (дата обращения: 09.07.2023).
Во всех сферах человеческой деятельности в современных экономических условиях требуются специалисты различных уровней квалификации.
Каждый уровень подготовки специалистов является профессионально завершенным и, в то же время, занимает свое место в системе непрерывного профессионального образования. То есть, после каждой ступени образования выпускники готовы к трудовой деятельности, но у них есть возможность получения профессионального образования на более высоком уровне.
В концепции непрерывного образования акцент делается на то, что «каждому человеку независимо от возраста, первоначально приобретенной профессии, места работы и жительства должны быть предоставлены необходимые условия для систематического образования и самообразования, повышения профессиональной квалификации, приобщения ко всем ценностям общечеловеческой культуры» [1].
Как поступить в вуз после колледжа
Под непрерывным образованием нами понимается «систематическая целенаправленная деятельность по получению и совершенствованию знаний, умений и навыков в любых видах учебных заведений и также путем самообразования».
На современном этапе существует проблема преемственности образовательных программ в цепочке «СПО-ВУЗ». Связи преемственности в системе ссуз — вуз недостаточно изучены, не разработаны технологии реализации преемственности ступеней среднего профессионального образования и высшего образования.
Ежегодно в Технический институт (филиал) СВФУ в г. Нерюнгри поступают выпускники колледжей, это выпускники ГБОУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж», ГБОУ РС(Я) «Покровский колледж бизнес-технологий». Их количество среди абитуриентов очного отделения составляет около 20 %, а среди заочного отделения-60 %.
Практика показала, что выпускники СПО, имеют слабую школьную подготовку, испытывают трудности при изучении предметов и как следствие отчисляются с младших курсов Вуза (процент отчисленных составляет около 8 %). Они оказываются в неравных условиях по сравнению с выпускниками школ, это происходит потому, что вступительные экзамены в вузы необходимо сдавать по дисциплинам, изучаемым выпускниками СПО на младших курсах, и требуют восстановления необходимого уровня знаний.
Для решения этой проблемы кафедрами вуза организованны курсы именно для такой категории слушателей объемом от 20 до 60 часов. Это курсы по математике, информатике, русскому языку и физике.
Усугубляет ситуацию нерациональное построение учебного процесса в вузе, когда выпускник СПО повторно изучает уже изученные на предыдущем уровне обучения дисциплины, а так же методы проведения занятий: в СПО применяется поурочная система занятий, а в высшей школе — лекционная, при этом самостоятельная работа составляет в среднем около 50 % по каждой дисциплине. Изучение одного и того же учебного материала в системе СПО и ВПО увеличивает общую продолжительность получения высшего образования. При этом у выпускников СПО обучающихся на 1-2 курсах теряется сформированная в СПО профессиональная направленность, снижается интерес к обучению.
ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ ПРИЕМА В ВУЗЫ В 2023
Если вуз сотрудничает с колледжем, то студента могут сразу зачислить на 2-3 курсы. При выборе вуза, не сотрудничающего с колледжем, учиться придется на 1 год дольше;
Сотрудничество с ВУЗом предполагает:
– разработку программ ускоренного обучения. В ТИ(ф)СВФУ это возможно благодаря «Положению об ускоренном обучении по индивидуальному учебному плану в СВФУ», утверждено ректором СВФУ 15.03.2016.
– разработку образовательных программ сокращенного обучения. Получение высшего образования в сокращенные сроки идёт, благодаря перезачётам и переаттестации многих дисциплин, изученных в СПО (приказ «Об утверждении условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращённые сроки»).
Для этого необходима:
– адаптация учебных планов СПО и ВПО и содержания учебных дисциплин СПО и ВПО через введение курсов по выбору в учебные планы ВПО, изученные студентами по программам СПО; график аттестации учебных дисциплин; определение трудоемкости учебных дисциплин; использование учебно-методических комплексов дисциплин ВПО, адаптированных к СПО; привлечение интеллектуальных и материальных ресурсов ВПО в СПО.);
– адаптацию видов и программ практик СПО и ВПО, т. е. трудоемкости практик, цели, задачи должны совпадать;
– введение курсов дополнительного обучения в СПО;
– внедрение единых видов и форм учебной и внеучебной деятельности.
Студенты очного и заочного отделений, поступивших на базе СПО и ВПО учатся по индивидуальным учебным планам. При согласовании учебных планов ВУЗов и программ колледжа необходимо учитывать, что: название дисциплин должно быть одинаковым; трудоемкость дисциплины не должна отличаться более чем на 10 %.
Исходя из вышеизложенного, были проанализированы учебные планы и программы дисциплин ГБОУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж», ГБОУ РС(Я) «Покровский колледж бизнес-технологий» и ТИ(ф)СВФУ.
Учебные планы по теоретическому обучению одинаково разбиваются по нескольким циклам дисциплин. Анализ показал, что по содержанию в блоке «Общий гуманитарный и социально- экономический цикл» есть полное совпадение изучаемых дисциплин, это — «История», «Философия», «Иностранный язык», «Физическая культура», а в блоке «Профессиональный учебный цикл»,- это дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» перезачет данных дисциплин дает возможность на основании протокола о согласовании перезачесть оценки, полученные студентами в СПО, и исключить повторное изучение этих дисциплин в вузе.
Идентичность начальных курсов учебных планов колледжа и института помогает продолжить образование и в том случае, если:
– после окончания СПО выпускник решил поменять профиль своей профессиональной деятельности (за счет перезачета общих дисциплин);
– студент ВУЗа по каким-либо причинам был отчислен с 1-2-го курсов института и хочет продолжить свое обучение в колледже.
1. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095
2. Шакурова З. М. Технологии реализации преемственности профессиональной подготовки специалистов в системе ссуз-вуз (На примере энергетических специальностей): Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2002 287 c.
Основные термины (генерируются автоматически): дисциплина, вуз, высшее образование, введение курсов, выпускник, курс, непрерывное образование, план, профессиональное образование, ускоренное обучение.
Похожие статьи
Развитие в России среднего профессионального образования.
Происходит формирование новых моделей многоуровневых учебных заведений непрерывного образования, позволяющим вузам успешно интегрироваться в общеевропейское пространство профессионального образования и обучения.
Аспирантура — третья ступень высшего образования
Где можно продолжить обучение. Высшее образование.
Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран.
Проблема повышения качества образования в вузе
— уровень содержания образования в современном вузе; — содержания учебных курсов
Центр качества образования организует процессы мониторинга и оценки качества образования непрерывно в течение каждого семестра, используя следующие групп измерителей качества.
Внедрение системы непрерывного образования предусматривает совершенствование и системы дополнительного образования. По данным Российской академии образования, до 50 % выпускников вузов работают не по специальности, а это значит.
Подготовка к непрерывному образованию в системе.
Социальная функция института образования — подготовка к непрерывному образованию — во многом является инновационной.
· учебно-методические проблемы, к ним относятся, например, невысокое качество предлагаемых учебников по профильным и элективным курсам
Некоторые аспекты при разработке междисциплинарного.
Рассматривая учебный процесс вуза как систему, состоящую из множества дисциплин, можно выделить два уровня организации междисциплинарного обучения
Иными словами, ведущая целевая функция профессионального образования — подготовка выпускников вуза к.
Проблемы перехода к двухуровневой системе высшего.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» (бакалавр).
Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный.
Инновационное развитие системы профессионального.
Ключевые слова:образование, профессиональное образование, качество образования, конкурентоспособность вуза.
Образование по сути испытывает давление профессиональных объединений, которые требуют ускорить вхождение выпускников на.
Система непрерывного образования в профессиональной.
Система непрерывного образования в профессиональной подготовке молодых специалистов технических вузов.
Основной тенденцией преобразований, которые происходят в российском образовании, становится непрерывность.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru
Программа «Профессионалитет»: что изменится для студентов колледжей с 1 сентября 2022 года
С 1 сентября студенты колледжей будут учиться по новой программе «Профессионалитет», в которой акцент будет сделан не на зубрежку учебников, а на практику на предприятиях. Правительство РФ уже выделило на новый проект 30 миллиардов рублей до 2024 года. На какие специальности в колледжах будут учить по-новому, зачем сократят срок обучения в ссузах и почему работодатели станут разрабатывать образовательные программы, читайте в материале Synergy Times.
Из этой статьи вы узнаете
Что такое «Профессионалитет»
Что изменится для студентов колледжей
Какие специальности попадут под «ребрендинг»
Как поступить на «Профессионалитет»
Что такое «Профессионалитет»
«Профессионалитет» — новая программа обучения в колледжах и ссузах, которая должна решить вопрос подготовки кадров по рабочим специальностям. По мнению Минпросвещения РФ, которое является инициатором нововведений, акцент в обучении в ссузах теперь должен делаться не на теоретические знания, а на практику. Для этого работодатели будут принимать участие в составлении образовательных программ. Они сами скажут, чему именно колледж должен научить студентов, чтобы после окончания учебы у молодого специалиста не возникло проблем с трудоустройством.
С 1 сентября по новой программе начнут учиться более 150 тысяч студентов, будет создано 70 образовательно-производственных кластеров на базе колледжей в 42 регионах России. К 2024 году таких кластеров должно стать 210, а учиться в них будут около 600 тысяч студентов. При этом на данный момент в «Профессионалитет» уже входят 252 ведущих работодателя России, среди которых министерство промышленности и торговли РФ, «Росатом», «РЖД», «Сибур», «Русагро» и другие.
Основная глобальная цель проекта «Профессионалитет» — обеспечить успешное экономическое развитие России. Именно квалифицированные рабочие кадры, которые готовит система среднего профессионального образования, являются основой и гарантом развития всех отраслей экономики и социальной сферы. Это теперь не просто колледж, это научно-образовательное производственное объединение
зампред правительства РФ Татьяна Голикова.
По ее словам, сегодня 60% молодых людей после 9 класса продолжают учебу в колледжах.
Стартовала приёмная кампания на программу «Профессионалитет ― 2022»: как подать документы
Что изменится для студентов колледжей
Сегодня студенты колледжей и техникумов учатся в среднем четыре года. Но так как технологии и производство развиваются быстро, молодые люди также ускоренно должны их осваивать. Поэтому с 1 сентября студенты ссузов, которые вошли в программу, будут учиться по новой системе.
На рабочую профессию нужно будет учиться 2 года, на более технологичную — 3 года. При этом обучение будет проходить интенсивнее.
Акцент в обучении будут делать на практику студентов и IT, современное оборудование и компетентных преподавателей с практическим опытом работы.
Все восемь отраслей, отобранных для участия в программе, являются перспективными для нашей страны. За 2,5 года студент проходит очень хорошую интенсивную подготовку — как практическую, так и по общеобразовательным предметам
министр просвещения России Сергей Кравцов.
Он пообещал, что каждый, кто будет учиться по новой системе, будет трудоустроен на предприятие. А всех преподавателей колледжей, включая управленцев учебных заведений, планируют переобучить.
Среднее профессиональное образование
Учись в колледже и начинай карьеру раньше сверстников
Какие специальности попадут под «ребрендинг»
Под новые образовательные стандарты с сокращёнными сроками обучения попадут более 100 профессий и специальностей из восьми направлений:
- Атомная отрасль;
- Железнодорожная отрасль;
- Легкая промышленность;
- Машиностроение;
- Металлургия;
- Сельское хозяйство;
- Фармацевтическая отрасль;
- Химическая отрасль.
В программе участвуют Пермский институт железнодорожного транспорта, подмосковный колледж «Энергия», Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова и др. Полный список учебных заведений-участников «Профессионалитета» можно найти на официальном сайте программы.
Где учиться на айтишника. Сравниваем вузы, колледжи и курсы
Читать о плюсах и минусах
Как поступить на «Профессионалитет»
Абитуриенты могут поступить на программу «Профессионалитет» также, как на другие программы среднего профессионального образования. Дополнительных отборов проходить не нужно. Документы подаются в приемные комиссии колледжей. Единственное условие — школьникам 9 или 11 класса нужно выбрать колледж из числа участников проекта и определиться с профессией или специальностью, с которой они хотели бы связать свою будущую работу.
Среднее профессиональное образование
Учись в колледже и начинай карьеру раньше сверстников
Выберите интересующее направление и сделайте первый шаг к профессии мечты. Можно трудоустроиться уже на первом курсе и совмещать работу с учёбой.
Источник: synergytimes.ru
Как и куда поступать после колледжа?
Куда поступить после колледжа: правила и условия в вузах, преимущества перед выпускниками школ, сроки обучения. Какие есть варианты для поступления: формы обучения, профиль/ не профиль. Куда можно поступить после колледжа: как выбрать университет, есть ли другие варианты, какие классические сценарии.
1. Правила поступления в вуз, что сдавать?
2. Формы и направления обучения
2.1. Критерии при выборе вуза
3. Где учиться после колледжа без ЕГЭ
4. Вуз после СПО – проще и выгоднее, чем после школы
4.1.
Колледж – подготовка к высшему образованию
4.2. Сокращение сроков обучения
5. Сценарии: как и куда можно поступить учиться после колледжа
Правила поступления в вуз, что сдавать?
У выпускников колледжа есть два варианта поступления: по ЕГЭ или по результатам внутренних испытаний выбранного вуза. Но не на выбор. Правила, какие предоставлять документы и какие сдавать испытания на выбранную специальность, устанавливает самостоятельно каждый вуз:
- Условия поступления для выпускников школ и учреждений СПО, примерно одинаковые: то же количество экзаменов, те же документы. НО конкретный вуз может заменить для выпускников СПО экзамен по одному профпредмету на другой.
- Университет сам устанавливает форму вступительного испытания по каждому предмету отдельно: ЕГЭ, внутренний экзамен, собеседование.
- Он же устанавливает проходные баллы. Баллы по внутренним испытаниям считаются по 100-балльной шкале, как и ЕГЭ. Минимальный порог по предмету обозначает вуз. Для итогового результата, баллы за внутренние испытания суммируются с баллами ЕГЭ по отдельным предметам и баллом аттестата.
- Сроки внутренних испытаний тоже устанавливают университеты, обычно это в пределах месяца после ЕГЭ.
Пример. Для поступления на специальность «Промышленная электроника», нужно сдать физику, математику и русский.
Для выпускников СПО, один вуз может определить такой порядок:
- Русский язык – ЕГЭ;
- Математика – ЕГЭ;
- Физика – внутренний письменный экзамен.
Другой – может определить такой порядок:
- Русский – ЕГЭ;
- Математика – внутренний онлайн тест или результаты ЕГЭ – на выбор (выбор может давать только вуз);
- Физика – внутренний онлайн тест.
Куда поступить на высшее после колледжа: варианты по формам, направлениям + что важно при выборе
С дипломом СПО можно поступать на очную, заочную, заочно-дистанционную формы обучения. На очной вы имеете право учиться бесплатно и получать стипендию. На заочной и дистанционной вы можете работать, совмещая обучение с построением карьеры или просто зарабатыванием денег. На дистанционной большинство программ не привязывают к месту, сессии и защиты проходят удаленно.
Можно продолжать учиться по горизонтали – получать более высокую ступень по профилю (бакалавриат, специалитет). Или по вертикали – освоить дополнительную профессию (внутри одной сферы или никак не связанную с образованием, которое получили в СПУО).
Куда лучше поступать после колледжа (заочно, очно, дистанционно, на какую специальность) по перспективности для карьеры и роста – видно только вам из той точки, где вы стоите: есть ли работа, нравится ли ваш профиль, как эффективнее потратить время или деньги.
Выбирая вуз, куда поступить после окончания колледжа, задавайте правильные вопросы:
- Куда вы пойдете работать? Ориентируйтесь на работодателей, которые захотят вас принять на работу. Многие учебные заведения сотрудничают с предприятиями и организациями, помогают со стажировками и трудоустройством.
- Будет ли возможность получать дополнительные знания, навыки? Продвинутые вузы дают доступ к исследованиям, дополнительным курсам, параллельному обучению (второе высшее).
- Развита ли в университете перспектива дальнейшего обучения? Магистратура, аспирантура.
- Есть ли возможность учиться онлайн? Основная учеба или дополнительные онлайн-курсы.
- Есть ли лицензия на право обучения и аккредитации специальностей? Это гарантия качества, независимо от того, частный вуз или государственный.
Чтобы разобраться в профессии, которая может подойти, попробуйте пройти тест по профнавигации по дистанционным профессиям, которые можно получить с vuz24.
Куда поступать после колледжа без ЕГЭ
- В вуз, интегрированный с вашим колледжем *
- В иностранное учреждение образования на семестр, затем оформить перевод в российский вуз
- В университет или институт, который принимает по результатам внутренних испытаний (как все партнеры Vuz24 с дистанционным обучением)
- Не на высшее. Без ЕГЭ после колледжа можно поступить туда, куда не нужно сдавать никаких испытаний – на учебные курсы, в онлайн школы, в образовательные лаборатории при компаниях, готовых обучать «под себя». В последнем случае придется пройти собеседование или отбор, чтобы показать мотивацию или базовые знания.
Вуз после СПО – проще и выгоднее, чем после школы: 2 большие причины
1. Подготовка к высшему образованию
Очень многие абитуриенты рассматривают СПО как первую ступень к вышке. Это бывает, когда для некоторых профессий на СПО пройти возможно, а в университет – никак не попасть по баллам. В этом случае, средне-профессиональное – это площадка для интенсивной учебы, чтобы не терять год и лучше подготовиться к получению желаемой специальности на вышке, куда планируется поступить после колледжа.
Во время обучения в колледже будущий абитуриент получает базовые знания по профилю, тренирует практические навыки (СПУО максимально направлены на выработку конкретных умений), проходит школу дисциплинированности и сознательности (пары вместо уроков, сдвиг ответственности за свою учебу с учителя на самого себя).
При поступлении у выпускника СПО нет привилегий, но во время обучения студенту с профтехобразованием проще учиться: он привык к университетской системе обучения, спокойнее относится к сессиям и экзаменам, имеет опыт практического и проектного обучения.
2. Сокращение сроков обучения
В каких случаях выпускник СПО может рассчитывать на уменьшение периода обучения в вузе:
- Программа колледжа интегрирована с программой вуза*. Об этом нужно узнавать заранее (до поступления в колледж). Многие средние и высшие учебные образования взаимодействуют и строят учебные программы так, чтобы высшее образование включало и дополняло среднее. В этом случае, последние курсы колледжа по содержанию программ очень похожи на первые курсы в высшем учебном заведении. — Если интеграция официальная, вас зачислят на третий курс вуза. Например, у нашего партнера, Московской международной академии, свой – Московский международный колледж. Все его выпускники автоматически зачисляются на третий курс по своей или смежной специальности. — Если программы не связаны, но вы учили и сдавали те же предметы, которые есть в программе вашего вуза, вас, после зачисления на первый курс по общему конкурсу, могут перевести на второй или третий курс. Для этого нужны документы: заявление на имя ректора, доказательства того, что дисциплины вы прошли в полном объеме и успешно (выписка с часами и оценками). Иногда нужно «досдать» какие-то предметы, которых не хватает для зачисления на курс (экзамены, зачеты).
- Правила учебного заведения. Каждый вуз имеет право самостоятельно устанавливать правила, которые позволят перевестись выпускникам колледжей на курс или два выше. Как некоторые вузы Vuz24 сокращают сроки обучения абитуриентам с дипломом СПО (ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ), дистанционное обучение:
- ММА: полный срок – 4,5 года, после профильного СПО – 3,5 года.
- ММУ: полный срок – 4,5 года, после профильного СПО – 3,5 года.
- ТГУ: полный срок – 5 лет (бакалавриат), 6 лет (специалитет), после профильного СПО – 3 года (бакалавриат), 4 года (специалитет).
- ТУСУР: полный срок – 5 лет, после профильного СПО – 4,5 года.
- ТулГУ: полный срок – 4,5 года, после профильного СПО – индивидуально, зависит от пройденных дисциплин.
Сценарии: как и куда можно поступить учиться после колледжа
Самые распространенные варианты продолжения учебы после колледжа
Колледж → Высшее очно → Работа
Подходит для, например, медиков, где учеба забирает все ресурсы и не дает возможности совмещать с работой. Или, когда колледж работает как первая ступень бакалавриата, затем выпускник «доучивается» на очном в университете, и после выпуска начинает работать.
Колледж → Высшее заочно или дистанционно + Работа
Учащийся СПУО оканчивает обучение, идет на работу по профилю и одновременно для перспектив занять инженерную или управляющую позицию, поступает на повышение ступени образования. Учеба в свободное от работы время, практики проходят по месту работы.
Колледж→ Работа → Учеба заочно или дистанционно (при необходимости)
Выпускник СПУО успешно работает по рабочей или служебной профессии, и через год-два организация сама его направляет на дистанционное или заочное обучение.
Колледж → Вуз → Стажировка по профилю + Перевод на заочное или дистанционное
После колледжа выпускник поступает в вуз, показывает хорошие результаты, его замечают и берут на стажировку в организацию, обучение он продолжает дистанционно или заочно.
До вступительной кампании обязательно уточните условия поступления, количество и форму вступительных испытаний для выпускников СПО на сайте вуза, куда вы собираетесь поступить учиться после колледжа. Обязательно узнайте о возможности пройти обучение по ускоренной программе.
Заполните заявку на консультацию или позвоните, ответим на все вопросы, поможем найти идеальную специальность и подготовиться к тестам, оформим зачисление – все бесплатно. Подробная инструкция по поступлению – здесь.
Что значит заочное обучение?
Куда поступать после 11 класса: дистанционное обучение
Вопросы и ответы
✔ Что выбрать после колледжа: очное, заочное, дистанционное обучение?
Все зависит от ваших планов. Если в ближайшие 4-5 лет вы хотите и можете посвятить учебе, то выбирайте дневную форму. На заочное и дистанционное приходят те, кому нужно повысить профессиональные знания и навыки без отрыва от рабочего места. При этом! Удаленное обучение стоит дешевле очного/заочного и не требует посещения сессий.
✔ Если после колледжа я выберу профильную специальность в вузе, то могу пройти обучение по ускоренной программе?
Можете. НО! Каждое учебное заведение устанавливает свои правила обучения выпускников с профильным средне-специальным образованием. Все индивидуально и зависит от пройденных дисциплин. Этот вопрос следует обсудить с приемной комиссией конкретного университета до подачи документов.
✔ Я после колледжа планирую поступать в вуз. Какой диплом я получу после заочного и дистанционного обучения?
Вы получаете официальный диплом государственного образца России, если учитесь в российском вузе, или Белоруссии, если собираетесь в белорусский институт. В дипломах указывается специальность и квалификация, форма получения образования: заочная или дистанционная — не прописывается.
✔ У меня российское СПО, но после колледжа хочу пойти учиться в белорусский вуз. Нужно подтверждать диплом в России?
Нет, не нужно! Согласно Договору ЕАЭС от 1 января 2015 года документы об образовании, ученые степени и звания взаимно признаются Россией, Беларусью и Казахстаном.
Источник: vuz24.ru