Программы среднего профессионального образования — это формальные документы, комплексы, которые фиксируют основные требования и базовые положения об обучении на специальностях СПО. Образовательные программы СПО реализуются в учебных заведениях одного уровня, однако форма организации таковых может отличаться.
Программы среднего профессионального образования — это формальные документы, комплексы, которые фиксируют основные требования и базовые положения об обучении на специальностях СПО. Образовательные программы СПО реализуются в учебных заведениях одного уровня, однако форма организации таковых может отличаться. В числе вариантов учреждений:
- Колледжи.
- Училища (например, кулинарное или иные).
- Техникумы (встречаются гораздо реже).
Образовательная программа, которая предполагает получение СПО, в большей мере ориентирована на практику. Учитывая малый срок получения специальности (зачастую меньший, чем в ВУЗах), к программам профессионального обучения предъявляются повышенные требования. Как в части теории, так и с точки зрения возможностей для получения реального опыта работы или отработки практических навыков, умений.
ФГОС СПО
В этом ключевая сложность создания грамотного комплекса, документации. Разработка образовательных программ уровня СПО требует высокой квалификации, возможно опыта работы в соответствующей области, а также знания технической стороны вопроса, правовой базы.
Кто отвечает за разработку соответствующих программ
Образовательные программы СПО в части разработки, оформления — это сфера профессиональной ответственности методиста, а также преподавателей. В зависимости от уровня образовательной организации за создание комплекса отвечает один или сразу несколько специалистов.
Как правило, на каждом факультете колледжа, техникума или училища имеется свой методист, а то и сразу несколько (один отвечает за программу обучения очников, другой — заочников и т.д.).
Помимо создания формальной части образовательной программы для студентов СПО, методист вместе с членами рабочей группы разрабатывает полный учебный план с описанием почасовой нагрузки по каждому предмету. Также определяет способы проверки знаний по отдельным дисциплинам, количество занятий, критерии оценки результатов промежуточной и итоговой аттестации.
При создании образовательной программы уровня СПО методист выступает главным специалистом, задает формат обучения, а также особенности организации процесса получения знаний по специальности. Кроме него в рабочую группу входят ведущие преподаватели по тому или иному направлению.
При выполнении своей работы методист опирается на нормативно-правовую базу:
- Федеральный закон «Об образовании».
- Тематические приказы Минобрнауки в той части, в какой они регулируют его деятельность, выполнение профессиональных задач.
- Федеральные стандарты образования по тому или иному направлению. Поскольку они содержат требования к знаниям, освоению компетенций студентами СПО.
- Также при разработке образовательных программ уровня СПО учитываются положения устава учебного заведения, методические указания, которые принимаются на уровне конкретного учреждения.
Образовательные программы СПО могут учитывать и иные локальные документы. Нормативно-правовые акты, принятые в колледже, училище или техникуме. Также в работе над созданием комплекса документов могут участвовать другие специалисты: преподавательский состав смежных направлений, руководитель факультета и т.д. Бюрократические, процедурные вопросы создания образовательных программ для учащихся СПО решаются самостоятельно, закон предоставляет учреждениям такое право.
Примерные основные образовательные программы (ПООП СПО)
Порядок разработки и утверждения программы
Согласно установленным нормам, ответственность за процедуру создания образовательной программа для студентов СПО ложится на плечи руководителя конкретного факультета или отделения.
Процесс разработки и принятия строится по такому алгоритму:
- Назначение ответственных специалистов. Ключевую роль в этой работе играет методист. Кроме него для улучшения качества комплекса в рабочую группу включают преподавателей. Сам же руководитель подразделения чаще всего отвечает за координацию. Но может включаться в дело в качестве разработчика, если посчитает нужным.
- Утверждение графика. Руководство факультета определяет, в течение какого срока должна быть готова образовательная программа по специальности СПО.
- Определение этапов и сроков сдачи конкретных этапов работ. Планы разрабатывают постепенно, утверждая каждый отдельный раздел.
В течение установленного срока специалисты работают над организацией методического комплекса. Образовательные программы СПО создаются в рамках жестких нормативных требований. Потому их разработка — задача сложная и длительная.
Разделы документа принимает руководитель подразделения. Но на этом этапе — предварительно. Как только комплекс будет завершен, готовую работу рассматривают на заседании методического совета, в который входят преподаватели, методисты и сам глава факультета, отделения.
Чтобы исключить нарушения содержания или оформления, образовательную программу по конкретному направлению СПО направляют на экспертизу. Экспертный совет может состоять из преподавателей, которые входят в штат колледжа, но не принимали участия в разработке документа или же из полностью независимых и неподотчетных руководству заведения специалистов.
При обнаружении любых помарок, несоответствий, образовательные программы СПО подлежат пересмотру. Специалисты исправляют недочеты. Финальная версия документа рассматривается повторно. Затем ее принимают на заседании методического и/или ученого совета учреждения.
Бюрократическая процедура разработки и принятия образовательной программы для обучающихся СПО сложная и запутанная. Из-за этого возможны проволочки. Также специалисты колледжей не спешат обновлять программы, все по той же причине.
Готовый план вместе с сопроводительной документацией публикуют на официальном сайте колледжа, училища. После чего он считается вступившим в силу.
Что включают в программы среднего профессионального образования
Образовательные программы СПО, независимо от формы обучения, направления и прочих факторов, строятся по одному и тому же принципу. Используют практически идентичную форму. Учебная программа включает в себя от 5 до 7 разделов с описанием основных характеристик образовательного процесса и прочих важных моментов.
Большую роль отводят правильному оформлению документа. Разработчик в обязательном порядке оформляет титульный лист. Следом идет краткое описание образовательной программы по направлению СПО с указанием членов рабочей группы, имени руководителя, реквизитов подразделения, ответственного за создание документа.
Следом начинается содержательная часть образовательной программы для учащихся СПО. Чаще всего она содержат следующие разделы.
Общие, базовые положения
Наиболее короткий раздел. Включает в себя краткое описание специальности, направления обучения. Разработчики описывают нормативно-правовую базу, на которую опирались при создании документа, утверждаются перечень сокращений по тексту. Раздел образовательной программы по направлению СПО имеет вводный характер.
Описание программы
В описании разработчики характеризуют программу, описывают цели и задачи, с которыми она создавалась. В обязательном порядке фиксируют формы обучения, если речь об универсальном документе. Однако чаще образовательные программы СПО создают под каждую форму обучения отдельно.
Создатели описывают продолжительность обучения, определяют квалификацию, которую получат выпускники техникума или иного среднего заведения. В обязательном порядке очерчивается перечень профессий, по которым студенты смогут работать после завершения учебы.
Нужна помощь преподавателя?
Примерные основные образовательные программы СПО
Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству «Профессионалы» представляет собой соревновательные мероприятия, направленные на демонстрацию компетенций конкурсантами и работу по формированию прототипов «продуктов» в определенной экономической области.
Демонстрационный экзамен
Нормативные документы, оценочные материалы, инструкции и справочная информация
Национальное движение «Абилимпикс»
Цель деятельности Национального центра — научно-методическое и организационное сопровождение конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», организация повышения квалификации экспертов, организаторов, педагогов и волонтёров для проведения конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс», а также организация содействия трудоустройству людей с инвалидностью через их участие в конкурсах профессионального мастерства.
Навигатор ФГОС СПО
Основная информация по федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования, включая информацию о прекращении приёма на обучение.
- Квалификацию
- Область образования
- Реквизиты приказа об утверждении
- Статус
- Форму Государственной итоговой аттестации (ГИА)
Единая платформа ЦОПП
Центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) – это новая региональная структура, призванная осуществлять подготовку кадров для реализации потребностей экономики региона, обеспечивать регион кадрами новой формации, формировать в регионе качественный человеческий капитал.
Портал СПОLab
Портал лабораторий в сфере среднего профессионального образования — информационное сопровождение методических лабораторий в системе СПО; организация платформенного взаимодействия работодателей, научно-методических объединений, образовательных организаций и институтов развития профессионального образования.
Источник: firpo.ru
Программа спо это что
Авторизация
> Программы воспитания > Средние профессиональные образовательные организации
Программа воспитания
Самоуправление в СПО
Примерная рабочая программа воспитания для ПОО (проект)
Профориентация и трудоустройство
Взаимодействие с родителями
Социальное партнёрство
- Положения и приложения
- Документы
- Противодействие коррупции
- Информация об институте
Министерство просвещения Российской Федерации
Год педагога и наставника
Источник: xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai