Методуголок студентам: что включает в себя программа ГИА в СПО?
Информационные технологии меняют требования к рабочим кадрам. Там, где раньше нужен был рабочий, который выполняет простые производственные задачи, теперь нужен специалист, умеющий обращаться с новыми технологиями. Подготовка таких кадров – обязанность среднего профессионального образования.
Оценить, насколько хорошо справляется СПО с этой задачей, позволяет государственная итоговая аттестация, которая определяет уровень сформированности компетенций студента.
Паспорт программы
В паспорте программы указывается область применения программы ГИА, цели и задачи, количество отводимых часов по учебному плану и ФГОС СПО.
Например, для программы ГИА по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» областью применения будет программа подготовки по этой специальности, целью – установление соответствия степени сформированности общих и профессиональных компетенций ФГОС СПО по специальности 08.02.01, время на подготовку и проведение –6 недель.
Что такое среднее профессиональное образование
Для каждой специальности во ФГОС прописан вариант государственной итоговой аттестации.
Существует 2 формы ГИА:
– защита ВКР (выпускная квалификационная работа);
– проведение ДЭ (демонстрационный экзамен).
Демонстрационный экзамен проводится обязательно, если на это есть указание во ФГОС по конкретной профессии или специальности СПО. Например, во ФГОС по профессии 08.01.09 «Слесарь по строительно-монтажным работам» прописано, что ГИА проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена. ГИА в виде демонстрационного экзамена внедряется постепенно по мере актуализации ФГОС.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объёме не менее 25% от профессионального цикла образовательной программы.
2.8. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена (разрядка наша – НМО БРПК).
Образовательное учреждение вправе самостоятельно устанавливать требования к содержанию, объёму и структуре ВКР на основании порядка проведения ГИА выпускников по программам СПО.
Защита ВКР
Студент самостоятельно выбирает тему, но она должна соответствовать его специальности и затрагивать один из образовательных модулей. Для проведения исследовательской работы студенту назначается научный руководитель.
ВКР способствует систематизации и закреплению знаний и направлена на определение уровня готовности выпускника к дальнейшей трудовой деятельности. Демонстрационный экзамен может быть включён в ВКР по желанию образовательного учреждения.
Проведение демонстрационного экзамена
Демонстрационный экзамен – воспроизведение рабочего процесса, в ходе которого студент выполняет определённые трудовые действия, показывая владение компетенциями в рамках одного или нескольких видов профессиональной деятельности. ДЭ проводится по стандартам WSR (WorldSkills Russia).
ФГОС СПО
Преимущества демонстрационного экзамена:
– Сотрудничество с работодателями. Студенты, демонстрируя практические профессиональные навыки, могут получить в перспективе рабочее место. Также работодатель может начать сотрудничество с учреждением СПО, в том числе забирать студентов на практики.
– Оценка работы педагогического состава. Если на демонстрационном экзамене студенты показывают низкий уровень профессиональных навыков, возникает вопрос, качественно ли работают преподаватели?
– Определение уровня компетентности студента. Можно оценить не только сам продукт и его качество, но и процесс его изготовления: последовательность действий, соблюдение технологии и техники безопасности, правильность использования материалов.
– Минимальная вероятность «обмана» со стороны студента. При оценке ВКР сложно оценить настоящие профессиональные навыки студента, ведь в качестве результата своей работы он может продемонстрировать чужой труд. В случае демонстрационного экзамена такое невозможно, ведь комиссия вживую наблюдает за работой студента. Также с места проведения экзамена ведётся прямая трансляция.
Недостатки демонстрационного экзамена:
– Сложность разработки пакетов заданий. Необходимо продумывать комплексные задания, в которых студент может проявить разные варианты компетенции. ДЭ мало подходит для социальных специальностей, например, педагогов.
– Требуется хорошая материально-техническая база, которая соответствует инфраструктурным листам WSR, на что у многих образовательных учреждений не всегда хватает средств.
Что нужно для проведения демонстрационного экзамена?
Они составляются на основе профстандартов и с учётом оценочных материалов WorldSkills Russia. Некоторые считают, что должно быть полное совпадение с WSR, другие – что нужно лишь частичное заимствование.
Алла Аркадьевна Факторович, заместитель генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций», говорила по этому поводу, что контрольно-измерительные материалы WorldSkills должны быть адаптированы для ГИА. Иначе будет несоответствие в том, чему студентов готовили, и по каким материалам их подготовленность проверялась.
Задание экзамена формируется исходя из реальных требований к профессии. Например, сантехнику надо установить трубы или смеситель, мебельщику – изготовить стул. На 2 смежные квалификации создаётся одно комплексное задание.
Примеры пакетов заданий можно посмотреть на сайтах WSR и ФУМО СПО (федеральное учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального образования).
Создание материально-технической базы
Проведение государственной итоговой аттестации в СПО в форме демонстрационного экзамена невозможно без статуса ЦПДЭ (центр проведения демонстрационного экзамена). Статус получается на год и подкрепляется аттестатом. Чтобы его получить, надо соответствовать требованиям к материально-технической базе WSR.
На сайте WSR на каждый блок компетенции имеется инфраструктурный лист с перечнем необходимого оборудования, мебели и т.п. Финансирование на обновление материально-технической базы можно получить с помощью внебюджетных источников: 1. Добровольные пожертвования и помощь. 2. Субсидии и гранты от государства. 3. Государственно-частное партнёрство.
Подготовка контрольно-измерительных материалов
Всё, что нужно эксперту, чтобы оценить качество выполнения работы: критерии, показатели, экспертные и диагностические листы.
Во главе экспертной группы экзамена должен быть сертифицированный специалист по стандартам WSR. С учётом мнения этого специалиста происходит отбор в экспертную группу. В комиссию могут входить представители социальных партнёров – работодатели.
Условия реализации ГИА
В этом разделе указываются требования к минимальному материально-технического оснащению, информационно-методическому обеспечению, а также прописываются требования кадровому обеспечению ГИА.
Оценка результатов
Результаты определяются оценками: «отлично»; «хорошо»; «удовлетворительно»; «неудовлетворительно».
Если критерии оценки задания ДЭ разрабатывались по шаблону CIS, то рекомендуется перевести баллы в оценки, названные выше. Максимальное количество баллов за задание принимается за 100 %. Результаты переводятся в оценку по пятибалльной школе исходя из того, насколько полно и качественно выполнено задание.
Сумма максимальных баллов по модулям: «2» (неудовлетворительно) – 0-19,99 %; «3» (удовлетворительно) – 20-39,99 %; «4» (хорошо) – 40-69,99 %; «5» (отлично) – 70-100 %.
Сроки проведения ГИА
Длительность проведения государственной итоговой аттестации по программам СПО определяется ФГОС. Например, во ФГОС СПО профессии 08.01.09 «Слесарь по строительно-монтажным работам» на ГИА выделяется 72 часа, соответственно, в них включено проведение демонстрационного экзамена.
О требованиях и критериях оценок к ГИА студентов уведомляют за полгода до экзаменов.
Нормативная база ГИА в СПО
Документы для ознакомления с требованиями к ГИА в СПО:
Источник: brpcrb.ru
Чем колледжи отличаются от техникумов и на кого выгоднее учиться: как устроено среднее специальное образование
Что вы знаете о колледжах? Нет, не о тех, что в американских фильмах, а о наших, российских. Большинство вряд ли с уверенностью сможет сказать, существуют ли они вообще. А вот и зря! Сейчас в колледже можно быстрее, чем в вузе, получить интересную специальность, да ещё и неплохо зарабатывать уже во время учёбы.
Разбираемся, как сегодня устроено среднее специальное образование.
От горнозаводских школ и техникумов до колледжей
Первые средние специальные учебные заведения в привычном нам виде, если не считать школы ремесленников на Руси, появились в XVII веке, это была система государственных горнозаводских школ. Власти разработали первые методички по «обучению искусствам и ремёслам» и воспитанию будущих рабочих.
Одним из главных популяризаторов и идеологов профессионального образования в ту пору был великий русский педагог Константин Ушинский. Он первым начал писать о том, что на заре эпохи индустриализации в стране нужно создать систему школьного ремесленного образования. Учёный считал, что это важно с экономической точки зрения (модернизация производства), социальной (подготовка своих специалистов) и многих других.
В итоге во второй половине XIX века в России, помимо школьной системы, начало формироваться профессиональное образование. В конце века министр финансов Иван Вышнеградский разработал проект «Общего нормального плана промышленного образования в России» (1884), который заложил основу для создания профессиональных училищ. Появились заведения, где слесарному, токарному, столярному и кузнечному ремёслам учили по единым стандартам.
К концу 1880-х в России насчитывалось около 90 начальных технических училищ. Чаще всего это были ремесленные школы с практическим уклоном
В 90-е система начального профессионального обучения постепенно усложнялась, появились разновидности ремесленных училищ: школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы.
Резко увеличил количество средних профессиональных учебных заведений закон о промышленном образовании от 1888 года. Новые учебные заведения начали активно открываться в 90-е годы. С годами в стране начала формироваться так называемая техническая интеллигенция, которая сыграла решающую роль в модернизации промышленности и политических изменениях на рубеже веков.
В XX веке, уже во времена СССР, средние специальные образовательные учреждения поделились на два типа. В профессионально-технических училищах (ПТУ), которые чаще всего фактически были частью крупных предприятий (своеобразными корпоративными университетами), готовили будущих рабочих заводов, транспортных и сельскохозяйственных предприятий, а также строителей.
ПТУ к 1980 году в Союзе было около четырёх тысяч, в них учились почти два миллиона человек, говорится в исследовании ВШЭ. Они подчинялись профильным министерствам: промышленности, транспорта, сельского хозяйства и так далее.
Ещё были техникумы, где готовили специалистов среднего звена — например, технологов, техников, прорабов или медсестёр. Такие учебные заведения подчинялись республиканским министерствам образования. В более чем 2,5 тысячи техникумов к 1980 году учились более 2,6 миллиона студентов. В условиях плановой экономики ПТУ и техникумы воспринимались как поставщики квалифицированных рабочих для предприятий.
В 90-е, после перехода к рыночной экономике и банкротства множества предприятий и целых отраслей экономики, спрос на рабочую силу резко упал
Кроме того, заводам, которые раньше вкладывались в оснащение техникумов и ПТУ, чтобы получать квалифицированных рабочих, теперь стало выгоднее привлекать сотрудников «со стороны». Да и учёба в средних специальных учреждения попросту перестала быть престижной. В итоге ПТУ в 90-е сократили приём студентов больше чем на треть.
Какие бывают колледжи и техникумы
В 2002–2004 годы началась реформа профессионального образования — техникумы и училища массово стали передавать в ведение региональных властей. Но некоторые учебные заведения — например, которые готовят специалистов для оборонной промышленности или IT-специалистов — оставили в федеральном подчинении.
Кроме того, те учреждения, что при СССР назывались «ПТУ», стали техникумами, а советские техникумы в большинстве своём стали «колледжами», на американский манер. В касающемся реформы постановлении правительства от 2008 года есть такие определения:
- техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
- колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углублённой подготовки.
Сейчас в России есть три типа средних специальных учебных заведений:
- Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, в том числе автономные учреждения;
- Частные образовательные учреждения среднего профессионального образования;
- Автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования.
Названия говорят сами за себя. Государственные подчиняются либо региональным, либо федеральным Министерствам образования и получают финансирование из бюджета. В них есть как платные, так и бесплатные места, а также стипендии и льготы. То же самое есть и в большинстве частных и некоммерческих техникумах и колледжах, если у них есть лицензии на образовательную деятельность.
Кем можно стать после колледжа
На самом деле, почти кем угодно: от официанта и медицинского работника до геодезиста. В средние специальные учебные заведения активно приходят современные технологии. Техникумы уже совсем не те пыльные ПТУ с безразличными преподавателями. Сегодня в развитие колледжей вновь начинают вкладываться крупные предприятия, некоторые оснащены по последнему слову техники.
Возьмём хотя бы программирование. Колледжей, где преподают дисциплины, связанные с компьютерами и информационными технологиями, сейчас действительно много. Ну а то, что программист — это перспективная, да ещё и весьма высокооплачиваемая должность, объяснять вряд ли нужно.
Зарплаты на популярных агрегаторах вакансий для специалистов в сфере IT редко начинаются меньше чем от 100 тысяч рублей
Да и к тому же начать работать, чтобы получить нужный опыт к моменту выпуска, если ты учишься писать коды, можно хоть на первом курсе или даже будучи абитуриентом. Например, можно устроиться на полставки системным администратором в какой-нибудь небольшой супермаркет или маленькую компанию. Будет неплохая доплата к стипендии.
А ещё после колледжа можно стать кинологом, геодезистом, сити-фермером, ювелиром, поваром, пилотом вертолёта — выбрать действительно есть из чего. Главное, что вы сможете заниматься тем, что действительно интересно, а не тем, что навязывает общество. Кроме того, шанс оказаться без работы будет гораздо ниже, чем у очередного юриста, экономиста или журналиста.
Летом специалисты рекрутинговой компании HeadHunter провели исследование и пришли к выводу, что в регионах сейчас больше всего растёт спрос на так называемые рабочие специальности. Почему «так называемые» и «рабочие»? Да потому что такие обозначения приняты только у нас. Весь мир уже давно не делит людей на рабочих и «белых воротничков». По данным HH, в российских регионах сейчас больше всего нужны специалисты в области машиностроения (26% вакансий), пищевой промышленности (13%), металлургии (9%), электроэнергетики (8%).
В 2017 году выпускники колледжей и техникумов начали сдавать демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills. Его можно использовать в качестве подтверждения того, что вы владеете профессией на международном уровне (и умеете применять знания на практике). Здесь можно посмотреть список из 25 колледжей, чьи выпускники лучше всего сдают такой экзамен.
Что нужно знать абитуриентам колледжей
Что сдавать? Главное — не что придётся сдавать, а чего можно избежать. Конечно же, ЕГЭ! Да-да, представьте себе, чтобы поступить в среднее специальное учебное заведение, достаточно иметь аттестат, который выдают после 9-го класса, и сдать ОГЭ. Однако в некоторых колледжах могут быть дополнительные вступительные экзамены.
Сколько учиться? Обычно в колледжах или техникумах учатся от 2 до 3 лет, однако в некоторых случаях — например, у медицинских работников или пилотов вертолёта — обучение может затянуться и до 5–6 лет. При этом учёбу можно и продлить — например, поступить после колледжа в вуз.
А потом можно поступить в вуз? Да, при этом выпускники колледжей могут поступать только на первый курс вуза, на второй или третий сразу не получится. Это правило действует как для бакалавриата, так и для специалитета и магистратуры. В зависимости от специальности или направления выпускники колледжей учатся так же, как и обычные студенты: 4 года для бакалавров, 5–6 — для магистров.
Однако поступающему после колледжа абитуриенту могут зачесть сданные в среднем специальном учреждении экзамены, если они есть в программе вуза. Получается, что можно поступить на 1-й курс, но потом подать специальное заявление, учиться по индивидуальному плану и не ходить на те занятия, которые были в колледже.
В вуз можно поступить бесплатно? А отсрочку от армии дают? Да, выпускники колледжей могут учить в университете бесплатно, если это первое высшее образование. То же касается и отсрочки от армии. Выпускники колледжей могут получить отсрочку от призыва только в том случае, если они не брали её до этого, во время учёбы в среднем специальном учреждении или в другом университете.
При этом отсрочку не дают дольше чем на срок обучения по программам бакалавриата и специалитета.
Сейчас в рабочие профессии приходят новые технологии, и средние образовательные учреждения становятся всё более престижными, их всё чаще выбирают выпускники школ. Однако сделать этот выбор не всегда бывает просто. В помощь школьникам существует проект по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее». Ученики 6–11-х классов проходят специальные тесты на профориентацию.
Проект состоит из нескольких этапов:
1. Комплексного тестирования.
2. Профориентационных мероприятий, где ребята знакомятся с миром профессий, пробуют свои силы и общаются с опытными наставниками.
3. Получение рекомендаций по построению индивидуального учебного плана, где есть информация о развивающих мероприятиях, курсах, кружках, доступных в его городе, и максимально подходящих под интересы и уровень знаний участника.
Источник: mel.fm
В России вводят новый уровень среднего профессионального образования. Что такое “Профессионалитет” и зачем он нужен?
С 1 сентября 2022 года в России начнет работать программа “Профессионалитет”, разработанная Минпросвещения. Она нацелена на студентов организаций среднего профессионального образования — техникумов и колледжей.
Что предлагает изменить “Профессионалитет”:
- Оптимизировать сроки обучения: до двух лет для рабочих профессий и специальностей, до трёх лет для более технологичных. Сейчас получение среднего профессионального образования занимает 4 года.
- Вовлекать в подготовку кадров отраслевых партнеров — то есть, наладить диалог между предприятиями, бизнесом, государством и будущими специалистами.
- Создать на базе колледжей коворкинг-пространства, центры молодежных стартапов, волонтерств, совместных общественных проектов.
В первую очередь программа затронет среднее профессиональное образование по таким отраслям, как железнодорожная и атомная промышленность, металлургия, нефтегазовая отрасль, сельское хозяйство, фармацевтическая отрасль, горнодобывающая, машиностроение и легкая промышленность. На первом этапе “Професссионалитет” охватит около 150 тысяч студентов.
Не коснется программа будущих медицинских и творческих специалистов, работников безопасности — они продолжат учиться по четырехлетней системе.
Почему это важно?
- В России насчитывается 3500 колледжей, в которых учатся более 3 миллионов студентов. С каждым годом привлекательность среднего профессионального образования растет: в начале 2000-х в колледжи уходило примерно 10-12% школьников, сегодня — около 60%.
- Растет престиж отдельных профессий, предприятия и бизнес нуждаются в специализированных работниках. Для этого нужна синхронизация учебных программ с реальным рабочим процессом.
- Сокращение срока подготовки специалистов будет проводиться за счет замены части теории практическими навыками — например, обучением непосредственно на предприятии.
- Сотрудничать с “Профессионалитетом” готовы Министерство промышленности, «Росатом», РЖД, «Сибур», «Русагро» и другие компании.
- Дипломы участников “Профессионалитета” не будут отличаться от дипломов тех, кто не участвовал в программе. Это будет тот же диплом о среднем профессиональном образовании.
Как стать участником программы?
По словам министра просвещения Сергея Кравцова, министерства пока не проработали этот вопрос. Скорее всего, для участия в первом этапе “Профессионалитета” студентам придется пройти конкурс.
Источник: www.gosrf.ru
Что такое СПО
Публикуемая статья представляет собой стенограмму доклада «Что такое СПО», сделанного директором Института системного программирования РАН Виктором Петровичем Иванниковым на семинаре «Вычислительные технологии в естественных науках. Перспективные компьютерные системы: устройства, методы и концепции», который прошёл в марте 2011 года в Тарусе под эгидой Института космических исследований РАН.
Отдельные фрагменты этого текста удивительно актуальны сейчас в связи с импортозамещением ПО в России.
D-Russia.ru благодарит за возможность опубликовать работу Виктора Петровича Иванникова организаторов состоявшейся 1-2 декабря 2016 года первой научно-практической открытой конференции Института системного программирования РАН (по словам главы ИСП РАН Арутюна Аветисяна, конференция будет ежегодной).
Виктор Петрович скоропостижно скончался за три дня до конференции, которую должен был открыть.
Первая конференция ИСП РАН стала посвящением памяти академика Иванникова – докладчики отдали должное заслугам учёного и произнесли слова соболезнования его близким.
Прежде чем начать говорить о СПО, хотелось бы привести некоторые факты: как вообще возникли программное обеспечение (ПО), программная индустрия и как программа вдруг превратилась в продукт, в товар. Вроде бы это такая творческая область, где есть место фантазии, и вдруг такая прозаическая вещь как товар.
Дело в том, что программы, конечно, возникли тогда же, когда в 1940–1950-х гг. появились первые компьютеры, но индустрии программного обеспечения, как самостоятельной отрасли, не существовало. В Советском Союзе её вообще не было, т. е. всегда поставлялись компьютеры с программным обеспечением. Но, конечно, в научном сообществе накапливались огромные библиотеки, например, в CERN. И как-то незаметно эта индустрия возникла.
Конечно, существует всегда много разных интерпретаций того, как это произошло, но многие связывают появление программной индустрии со знаменитой системой 360/IBM. Многие помнят, что в СССР было такое политическое решение во многих отраслях микроэлектроники, в компьютерах и т. д., как копирование. И были линии ЕС ЭВМ — это как раз система 360.
Система 360 вышла в 1965–1967-х гг., и возникла очень сложная ситуация для всех других производителей вычислительной техники, таких как General Electric, Control Data Corporation и т. д., потому что было сделано приложение по управлению данными IMS, знаменитый монстр языков PL/1, очень много приложений. Остальные производители были поставлены в очень тяжелые конкурентные условия. IBM захватило около 75% рынка. В 1967 году Control Data Corporation обратилась в министерство юстиции США с запросом о нарушении IBM антитрестового законодательства, что грозило IBM расчленением на компании, как, например, произошло с American Telephone and Telegraph Company. Разбирательство министерства юстиции тянулось около двух лет, но уже в 1968 году в IBM возникла идея о разделе продукции, с тем, чтобы отдельно продавать аппаратуру и программы, т. е. программа становится товаром, и отдельно — услуги, связанные с сопровождением ПО.
IBM создала специальную Task Force — рабочую группу из 100 человек на full time, которая продумывала в течение года эту бизнес-модель, ценовую политику и т. д. В 1969 году IBM открыла архитектуру с системой 360, т. е. идея заключалась в том, что выпускается ряд машин разной производительности с почти одним и тем же ПО, и с совместимостью, хотя это не очень получилось. Фирма объявила о разделе продукции и тем самым на рынке появилась возможность независимым производителям разрабатывать программы.
Нужно сказать, что те, кто покупал технику IBM или арендовал ее, были не очень довольны, потому что суммарная стоимость возросла. Были установлены достаточно высокие планки на стоимость программы независимо от числа копий — одна или миллион, но, тем не менее, лицензия за каждую копию стоит достаточно дорого.
Именно так возникли такие монстры, как Microsoft, Oracle. Всё это производные от продуктов, которые первоначально были разработаны в IBM.
До этого было принято распространять программы с открытым кодом, например, в течение длительного времени выходил журнал «Алгоритмы», где масса программ была в открытых кодах. Это обычная практика для научного сообщества, Кнут (Дональд Кнут – автор трёхтомника «Искусство программирования». – ред.), например, написал TeX (текстовый редактор, «заточен» на научные тексты со сложными формулами. – ред.) открытым кодом. Закрытие кода создало определенные неудобства для научного и образовательного сообщества. Но появились разработки так называемого Free Software или Open Source полюса, т. е. с открытым кодом, например, FreeBSD (Unix, Berkley) и проект GNU (его начал Ричард Столман, основатель Free Software Foundation, он написал достаточно интересные и большие программы, вошедшие в этот проект, например, компилятор GCC, редактор EMACS), которые были особенно популярны в научной и студенческой среде. Возникла целая философия, связанная с открытым кодом.
Одновременно начали возникать некоторые юридические основания и документы, регламентирующие использование этого нового СПО. Возникли две основные правовые ветви: идущая от Berkley и от Ричарда Столмана. Первая ветвь имеет четыре степени свободы по отношению к коду:
- можно его использовать;
- распространять;
- изучать;
- модифицировать, что-то добавлять, изменять.
Ограничение второй ветви: если использовать взятый от сообщества свободный код и что-то туда добавлять, необходимо точно так же вернуть это сообществу. Это линия GNU General Public License (GPL). Другая линия, Berkley, говорит о том, что возможно внесение каких-то изменений, затем закрытие кода, распространение его только в «бинарниках» и взимание платы за лицензию.
В открытом коде лицензии бесплатны. Сейчас много разных вариантов: MIT‑лицензия, Apache-лицензия. Они немного отличаются, но есть два принципиальных момента — возможность превращения открытого кода в коммерческий продукт, проприетарный с закрытым кодом, либо невозможность этого. Когда возникают комбинации свободного софта, который выпущен по разного рода лицензиям, появляются юридические проблемы, связанные с тем, как их в дальнейшем использовать.
Расскажу о личном опыте с открытым софтом. В 1990 году я познакомился с Ричардом Столманом по электронной почте, которая в это время возникла, получил все вещи, которые были сделаны в GNU, — отладчик, компилятор и т. д. В то время я работал с Владимиром Андреевичем Мельниковым (конструктор советских ЭВМ, академик АН СССР. – ред.). Традиционно инженеры делали машины, а мы — программное обеспечение для них, системное ПО. Я с удивлением узнал, что на СПО можно сделать какую-то модель бизнеса.
В то время этим занималась только одна компания Sygnus, президентом которой был Майкл Тимман. С ним я встретился 1990 году на конференции в Стэнфорде. В ходе долгой беседы с использованием документации он пытался пояснить модель бизнеса.
Компьютерных компаний в Калифорнии много, и иметь лабораторию, которая сопровождает или консультирует по GCC или отладчику, не имело смысла, потому что это дорого, поэтому компании заключали с Sygnus достаточно дешевые (по нынешним временам) контракты по 100 тысяч долларов. Они имели около 10-15 контрактов в год, около десяти молодых сотрудников — один ходил по конторам, другой заключал договоры, а все остальные были программисты. Потом Sygnus создал несколько подразделений в Европе, в Торонто. В них работало около 100 программистов.
Очень интересно, как позиционировали эти услуги. Сначала в розницу (сопровождение отдельной программы), потом потребовалось определить направленность компании, её специализацию. Сейчас очень часто повторяется термин «Стек программных продуктов», т. е. дается некоторое решение, некоторая цепочка SDK (Software Development Kit), можно откомпилировать, отлаживать, редактировать — всё это разные инструменты. Была еще система управления версиями — когда много человек работают и вносят много изменений — согласованное управление версиями. Потом эта компания была куплена очень крупной компанией Red Hat.
Рассмотрим соотношение разработчиков и прочего персонала в софтверных компаниях. В общей сложности в компании Red Hat около 2 тысяч сотрудников, из них разработчиков-программистов около 250.
Это нормальное соотношение в софтверных компаниях, где 10% людей занимаются разработкой, а остальные — администрация и огромное подразделение маркетинга и продаж, которое занимается распространением ПО. Год тому назад на сайте Red Hat были опубликованы бухгалтерские отчеты. Бизнес заключался в продаже услуг по сопровождению, идея Майкла Тиммана, т. е. предлагают стек.
Они предлагают Linux (GNU Linux), хотя товарный знак Linux’а зарегистрирован на персональное имя Линуса Торвальдса. Но в этот стек входит еще система управления базами данных, Postgres и MySQL, не говоря уже о наборе компиляторов GCC, десять разных языков, полтора десятка разных платформ, несколько сотен драйверов на все виды внешних устройств — это все идет под Linux — две базы данных, JBoss — система поддержки документооборота, виртуальная машина. Есть несколько градаций, плата за сопровождение от 1500 до 5000 дол. Все зависит оттого, как быстро вам отвечают, как быстро исправляют и т. д.
Это значит, что в группе из 250 человек есть эксперты по ядру Linux, по библиотекам Linux, GCC, Postgres и MySQL и т. д. Ядро Linux — это 10 миллионов строк, т. е. уровень этих экспертов очень высок. Ошибок в ПО на самом деле очень много, и, когда пользователь присылает обращение о каких-то неполадках, нужно искать и исправлять ошибки. Есть разработчики какой-то конкретной библиотеки, и изменения должны быть посланы туда. Если ошибка найдена в ядре Linux, то для включения исправлений в мейнстрим Linux нужно договориться, чтобы этот патч взял Линус Торвальдс. Но вначале нужно эти исправления выполнить, для чего и нужны эксперты, очень квалифицированные в каждой компоненте.
Есть еще один очень интересный источник доходов — Red Hat. Судя по всему, СПО развиваться без финансирования со стороны мощных корпораций, типа IBM, Intel, в принципе, не может. Сопровождением не удается компенсировать все затраты компании, особенно на разработку, создание чего-то нового.
Например, IBM потребовалось Real Time Linux, не жесткий Real Time (во всех крупных корпорациях, кроме Microsoft, площадка одна и та же — Linux, на мобильных, серверах, рабочих станциях, везде, где угодно), эту работу фирма IBM оплачивала RedHat.
Наш собственный опыт: проблема процессора Itanium — наличие очень большого числа регистров. Чтобы одна инструкция не ожидала другую, планируют код (планируют перестановки) — это называется scheduling.
Это обычно происходит на линейных участках, т. е. там, где нет перехода, а поскольку очень много регистров и распределение идёт не только на линейном участке, но и захватывает эти переходы, то планирование и распределение регистров становится достаточно сложным. Используется подход спекулятивного распределения, т. е.оцениваются вероятности перехода. Это можно выполнить в динамике, пропуская какие-то тестовые примеры, но статика лучше, например, если у вас стоит «if x=0 then», очевидно, что по этому «then» вы никогда не пойдете, вероятность равна нулю. Такого рода эвристики дают возможность подсчитывать вероятности и в соответствии с ними распределять регистры. Эту работу финансировала Hewlett Packard, и патчи были приняты в мейнстрим, т. е. по существу HP оплачивало развитие GCC.
Что сейчас происходит? Как правило, университетские или академические сообщества создают тот или иной код, разного рода приложения, большая корпорация Sun (сейчас не существует, её купила Oracle) выпустила Open Office, на который уже принят наш российский стандарт. Microsoft его поддерживает. Это открытый код, который Sun поддерживает и разрабатывает.
Еще один пример — это среда для разработки Eclipse, которую разрабатывает IBM. Это открытый проект, в который стекается масса новых идей, потому что разработчики по контракту или по собственной инициативе привносят новое и расширяют эту среду, тем самым постоянно её развивая.
В мире сейчас очень сильно активизировалось движение открытого кода среди корпораций, и не последнюю роль здесь играет третья, новая модель бизнеса, так называемые «облачные вычисления», когда программа, в частности, есть сервис. Если человек платит за какую-то услугу, то ему всё равно, какая она: проприетарная или открытый код.
У Google есть система Map Reduce для обработки распределённых данных, на которой можно подвешивать некоторые свои собственные функции, для того чтобы обрабатывать распределенные данные. Yahoo купила компанию Hadoop, которая разрабатывает открытый код Map Reduce. Более того, Yahoo сейчас объявила о том, что она открывает все свои продукты. В том числе, у них есть своя линия Elastic Cloude, т. е. в Amazon можно запрашивать неограниченное число виртуальных машин и на них проводить вычисления. Очень много открытых пакетов, связанных, например, с математическим моделированием.
В нашей стране ситуация сложная. У нас есть квалифицированные программисты, но ландшафт очень большой. Например, ABBYY или Kaspersky делают очень интересные вещи, «1С:Бухгалтерия» насытила внутренний рынок. Но приблизительно на 2-3 миллиарда мы аутсорсим в России западные компании, которые потом на 5 миллиардов нам продают свой софт. Например, эти прикладные пакеты стоят несколько миллионов долларов на лицензии в год, и повторить это не так просто, потому что, если код содержит 4 миллиона строк, а производительность труда хорошего программиста 15 тысяч строк, то возникает больше 200 человеко-лет.
Проблема заключается еще и в том, что должна быть команда экспертов. Нужно создать проект, а это очень сложно. Недавно вышло постановление правительства № 2299-р, подписанное Владимиром Владимировичем Путиным (ошибка: не постановление, а распоряжение — ред.), о тотальном переходе госучреждений и подведомственных им организаций на СПО. По существу, этим постановлением создан рынок программ в России, т. е. по крайней мере госучреждения и подведомственные им организации вынуждены будут использовать открытый код.
Готово ли сообщество программистов? Есть несколько компаний: Alt Linux, компании в Санкт-Петербурге, Рейман (Леонид Рейман – бывший министр IT и связи. – ред.) купил Mandriva, ещё один такой дистрибутив, но нет той экспертизы, которая существует в Rad Hat или в SUSE.
В заключение хочу сказать о проблемах с Open Source:
- Качество. Например, число ошибок в MS Windows — 15 на 1000 строк кода. Это после того как все отлажено, но потом идет так называемый процесс тестирования и число ошибок снижается в 10 раз. Стоимость тестирования заложена в себестоимость продукта, который выпускает Microsoft, и составляет, по разным оценкам, от 50 до 70 %. Соотношение разработчиков и тестеровв Microsoft — 1:1,5. Это огромная работа. Интересно, что в Linux, в среднем, семь ошибок на 1000 строк кода.
- Сопровождаемость. [Для эффективного сопровождения ПО у нас] должны быть эксперты высочайшего класса.
Об авторе: Виктор Петрович Иванников (1940-2016), д.ф.-м.н., профессор, член-корреспондент АН СССР, академик РАН, первый директор Института системного программирования РАН
Источник: d-russia.ru