Цель СФП — развитие отдельных мышечных групп спортсмена, приобретение им тех двигательных навыков, которые непосредственно обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде. Для каждого вида легкой атлетики СФП будет различной. Упражнения по своей структуре и характеру должны быть близки к тем видам, которые изучаются в данное время или в которых спортсмен собирается соревноваться. Решение вопроса о соотношении упражнений, направленных на ОФП и СФП, и распределение их во времени зависят от пола, возраста, степени подготовленности занимающихся и от поставленной на данный период задачи. Начинающим юным спортсменам основное внимание необходимо уделить ОФП и лишь по мере их спортивного роста постепенно повышать удельный вес СФП [8].
Чтобы стать бегуном-легкоатлетом, необходима специальная физическая подготовка (сила, выносливость, быстрота и другие качества), техническая подготовка (умение бежать правильно) и тактическая (способность верно распределять силы в зависимости от длины дистанции в борьбе с соперниками).
Зарядка ГРУ
Спортивный бег может быть гладким (спринт, средние и длинные дистанции), с искусственными препятствиями (барьерный бег), естественными препятствиями (кроссовый бег) и эстафетным.
В основе техники бега на любую дистанцию лежит так называемый задний толчок, от силы и направления которого в основном и зависит скорость бега. Важен также и передний толчок, так как при неправильной постановке ноги на землю могут возникнуть силы, тормозящие бег. Происходит это в том случае, когда ступня ставится на дорожку не вертикально, а под острым углом к ее поверхности. Спортсмен как бы натыкается на беговую дорожку и, естественно, снижает скорость. Избежать этого можно, если ставить ногу на дорожку как бы загребающим движением, стараясь продвинуть стопу назад, под себя.
После переднего толчка нога, ставшая толчковой, не касаясь пяткой земли, выдерживает напор тела спортсмена, движущегося вперед, и как только центр тяжести оказывается над точкой опоры, она тут же начинает отталкивание, продвигающее бегуна вперед. То есть начинается задний толчок. Чтобы задний толчок был правильным, тело бегуна должно быть наклонено чуть вперед.
Задний толчок заканчивается полным выпрямлянием ноги в коленном и голеностопном суставах. Угол, который составляет выпрямленная нога с поверхностью беговой дорожки, зависит от длины дистанции. С увеличением дистанции увеличивается и величина угла.
После окончания заднего толчка толчковая нога становится маховой, сгибается в коленном суставе и выносится бедром вперед. Бедро маховой ноги при этом резко движется вперед-вверх и достигает высшей точки в момент окончания толчка. Начинается фаза полета, после которой спортсмен приземляется на маховую ногу [16].
Освоение беговой техники мы начнем с выполнения следующих упражнений:
1) стоя на правой ноге, руки на поясе, сделаем свободные загребающие маховые движения левой ноги (затем повторим упражнение, поменяв ноги);
Как тренироваться. Физподготовка ДЛЯ ДОХЛЯКОВ с нуля.
2) примем то же исходное положение, только правой рукой будем поддерживать снизу правую ногу, согнутую в колене и поднятую вперед под прямым углом к туловищу. Теперь отпустим руку, чтобы нога падала вниз, делала захлестывающее движение и по инерции выходила вперед ( то же самое проделаем, поменяв ноги).
На первых тренировках выполняйте эти упражнения по нескольку раз. Следите за тем, чтобы все движения получались свободными. При этом туловище держите вертикально, слегка прогнувшись в пояснице.
Научившись правильно работать ногами на месте, переходите к беговым упражнениям. Попробуйте пробежать отрезки 30-40 м, держа руки на поясе и следя за правильным положением тела. Потом добавьте бег с захлестыванием голеней назад. Выполняя это упражнение, руки по-прежнему держите на поясе, а туловище слегка наклоните вперед.
В промежутках между беговыми упражнениями выполняйте движения для рук и плечевого пояса:
1) стоя на месте, руки прямые, туловище слегка наклонено вперед. Согните руки в локтевых суставах и сделайте несколько движений в разном темпе вперед-назад;
2) пробегите в легком темпе несколько отрезков 50-100 м, добиваясь ритмичной работы рук и ног.
Если вы тренируетесь на стадионе, то вам нужно научиться бегать не только по прямой дорожке, но и по виражу. Дорожка стадиона представляет собой овал с двумя прямыми и двумя виражами. Техника бега на виражах несколько отличается от бега по прямой. При входе в вираж спортсмен несколько наклоняет туловище влево, чтобы сохранить равновесие. Чем большую скорость развивает бегун, тем сложнее ему сохранять равновесие, а значит — тем больше ему приходится наклоняться внутрь дорожки.
При выходе вновь на прямой участок дорожки скорость, как правило, несколько возрастает. Навыки бега на поворотах можно отрабатывать и на местности, где трасса изгибается [22].
Уже на первых порах важно научиться бегать со старта. Для качала овладейте техникой высокого старта. Она несложна. Для этого, выйдя к стартовой линии, одну ногу отставьте назад. Затем, по команде «Внимание!», которую вы можете подавать себе сами, ноги чуть согните в коленях, а тело слегка наклоните вперед.
При этом руки согните в локтевых суставах и одну из них вынесите вперед (если впереди находится правая нога, то вперед выносится левая рука, и наоборот). По команде «Марш!» энергично оттолкнитесь ногами от земли и начинайте бег, стараясь как можно быстрее развить скорость. Овладев этими основами техники бега, вы сможете участвовать в соревнованиях по кроссу или попробовать силы на стадионе в беге на средние дистанции.
Естественно, этим техническая подготовка бегуна не ограничивается. Но уже знакомство с ее азами позволит вам не только повысить скорость, но и стать более выносливыми. Ведь на тренировках вы сможете более грамотно распределять силы, а значит — выполнять больший объем работа, чем прежде.
Следующим этапом в технической подготовке будет овладение основами спринтерского бега. Отличительные его черты — своеобразный низкий старт и высокий темп на дистанции.
Для спринтера очень важно сразу же со старта развить максимальную скорость и поддерживать ее до финиша. Это позволяет сделать низкий старт. По команде «На старт!» встаньте перед стартовыми колодками, присядете на корточки и упритесь сначала одной, а потом другой ногой в колодки. Расставив руки на ширину плеч, обопритесь ими о землю перед стартовой линией, при этом плечи окажутся над линией старта, тяжесть тела распределится на кисти рук и колено ноги, которая упирается в заднюю колодку. Слегка согните спину, опустите голову, направив взгляд на беговую дорожку чуть дальше стартовой линии.
В этом положении ожидайте команду «Внимание!». По команде колено находящейся сзади ноги отрывается от грунта, а таз приподнимается — не слишком медленно, но и не резко, чуть выше уровня плеч. Все внимание должно быть сосредоточено на следующую команду.
В момент команды «Марш!» тело молниеносно выпрямляется вверх — вперед, ноги резко отталкиваются от колодок. Находящаяся сзади нога выполняет первый шаг. При этом бегун стремится как можно раньше поставить ее на землю, чтобы еще больше ускорить движение тела. Кисти рук слегка отталкиваются от дорожки.
Сразу же обратите внимание на первый взмах руки, потом — на то, чтобы энергично отвести ее назад. Это поможет вам быстро сделать второй шаг.
На стартовом отрезке нужно по возможности быстрее набрать максимальную скорость. Задача эта не из легких. Чтобы успешнее ее решить, бежать лучше, наклонив туловище вперед. Только через 6-8 шагов можно уменьшить наклон и постепенно принять вертикальное положение.
Первые шаги стартового разгона должны быть частыми, а длина шагов — оптимальной, то есть такой, которая позволяет сохранить необходимый наклон туловища. При этом после каждого отталкивания от земли нога в конце шага полностью выпрямляется.
Во время стартового разгона спортсмен достигает скорости около 95% от максимальной. Здесь очень важно сбросить излишнее напряжение, возникающее при старте. В беге по дистанции спортсмен должен стремиться сохранить достигнутую скорость за счет меньших усилий [23].
Во время бега по дистанции нужно обратить внимание вот на что:
1) касайтесь земли только носками. Бегите так, словно дорожка под вами раскалена. Приземление на полную стопу снижает силу отталкивания и соответственно скорость;
2) старайтесь ставить ступни по одной линии;
3) руки должны передвигаться ритмично по направлению бега (а не поперек и наискосок тела), они все время согнуты в локтях под одним углом;
4) не сжимайте пальцы в кулаки — это сделает ваш бег скованным;
5) не стискивайте зубы и не напрягайте рот — это помешает ритмичному дыханию.
Итак, дистанция близка к завершению. Впереди — финиш. Умение финишировать тоже очень важно для бегуна. Для того чтобы сохранить максимальную скорость на последних метрах дистанции, необходимо сделать определенное усилие. Если в забеге идет острая борьба, то успех того или иного спортсмена во многом зависит от финишного броска.
Приближаясь к финишу, бегун резко наклоняется грудью вперед в тот момент, когда нога находится на дорожке, стараясь быстрее коснуться финишной ленточки. Чтобы избежать падения после финиша, надо резким движением выставить маховую ногу далеко вперед. При этом спортсмен как бы «натыкается» на ногу и выпрямляется. На последующих шагах тело бегуна постепенно отклоняется назад, скорость падает и спортсмен переходит с бега на ходьбу.
Быстрота необходима в той или иной степени во всех видах легкой атлетики. Это качество тесно связано с техникой выполнения упражнений, силой мышц, способностью к расслаблению, гибкостью, а также хорошей координацией движений. Именно за счет совершенствования этих качеств развивается быстрота.
Однако спортсмены при одинаковой тренировке с целью развития быстроты добиваются различных результатов. Это происходит от того, что максимальный уровень быстроты связан с подвижностью нервных процессов, а это качество в значительной степени врожденное. Это следует учитывать при выборе специализации юного спортсмена.
Для развития быстроты применяются упражнения с большой частотой движений: бег на коротких отрезках с максимальными усилиями, упражнения на ускорение двигательной реакции, бег под уклон, бег с использованием световых или звуковых лидеров, а также некоторые спортивные игры. В метаниях, кроме того, применяются облегченные снаряды, обеспечивающие возможность быстрых, взрывных усилий.
Когда наступает стабилизация в уровне развитии быстроты, спортсмены не только используют специальные упражнения в облегченных условиях, но и вновь обращаются к средствам, повышающим уровень общей физической подготовки. Ее проводят на новом, более высоком уровне. Упражнения скоростно-силового характера выполняют в большем количестве и с большей интенсивностью. После такой подготовки спортсмен вновь переходит к специальной подготовке, имея улучшенную базу. Это позволяет ему преодолеть так называемый скоростной барьер и улучшить результаты в избранном виде легкой атлетики [27].
Выносливость, как и быстрота,— важнейшее качество, необходимое для любого легкоатлетического упражнения. Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость определяется, способностью человека длительно выполнять работу малой и умеренной интенсивности. Такой работой может быть медленный бег, ходьба по пересеченной местности, многократное поднимание небольших тяжестей и т. д. Специальная выносливость — это способность выполнять специфическую работу без снижения ее эффективности в заданное время.
Как общая, так и специальная выносливость легкоатлета определяется его способностью бороться с утомлением. Утомление — результат не только мышечной работы, но и умственных напряжений, переживаний. Все это должно учитываться в учебно-тренировочном процессе.
Основные средства повышения общей выносливости легкоатлета — длительный бег с умеренной скоростью, ходьба на лыжах, марш-бросок. Развитие общей выносливости осуществляется преимущественно в подготовительном периоде.
Так, например, объем бега с умеренной скоростью у современных бегунов на средние и длинные дистанции в подготовительном периоде может достигать 120—160 км в неделю [31].
Средствами повышения специальной выносливости легкоатлета являются упражнения, в которых он специализируется, и упражнения, близкие по своему характеру к избранному виду легкой атлетики.
Для спринтера специальная выносливость, т. е. способность удерживать скорость на всей дистанции, достигается однократным или повторным пробеганием различных коротких отрезков, вплоть до 400 м и более.
Интенсивность тренировочной работы при развитии специальной выносливости возрастает с приближением соревновательного периода, поддерживается постоянной во время соревнования и снижается в переходном периоде.
В подготовительном периоде постепенно увеличивают объем специальных упражнений на выносливость, а затем и их интенсивность.
Специальная физическая подготовка бегуна на средние и длинные дистанции — это совершенствование и дальнейшее развитие физических качеств, двигательных навыков и функциональных возможностей организма, направленных на повышение достижений в избранном виде.
Основными средствами специальной физической подготовки являются бег и специальные упражнения. Здесь мы кратко остановимся на специальных упражнениях.
Специальные упражнения направлены на развитие силы, быстроты, гибкости, силовой выносливости и совершенствование всех органов и систем организма. Эффективность специальных упражнений заключается в том, что они могут воздействовать на группы мышц более избирательно, чем собственно бег.
Следовательно, специальные упражнения нужно подбирать так, чтобы развивать те мышцы, которые несут основную нагрузку и чтобы по своей двигательной структуре они были сходны с бегом. Специальными упражнениями являются:
1. Различные многоскоки.
3. Семенящий бег.
4. Бег с высоким подниманием коленей.
5. Пяти — десятикратные прыжки и т. д.
Применяются специальные упражнения в большем объеме в подготовительном периоде, особенно в марте — апреле, и в меньшем объеме в соревновательном периоде.
Наблюдения показывают, что многие спортсмены исключают из своей подготовки специальные упражнения в соревновательном периоде. Это совершенно неоправданно, так как ведет к снижению физических возможностей и как следствие к снижению спортивных результатов.
И чтобы двигательная структура основного движения (техника бега) не нарушалась, тренировочные занятия должны строиться так, чтобы в них сочетались основные средства беговой подготовки и специальные упражнения [27].
Источник: studfile.net
Специальная физическая подготовка, ее цели и задача
Специальная физическая подготовка – это подготовка, направленная на максимально возможное развитие физических способностей, отвечающих требованиям определенного вида спорта.
Специальная физическая подготовка может быть представлена несколькими направлениями. Она очень разнообразна, поэтому зачастую в ней задействованы люди разного пола, возраста и с различным уровнем подготовки к физическому воспитанию. Но специалисты сводят все разнообразие видов к двум основным группам:
- Непосредственно сама спортивная подготовка;
- Профессиональная прикладная подготовка физических качеств.
Спортивная подготовка состоит в целесообразном и направленном использовании имеющихся знаний и умений, навыков, средств и методов, которые позитивно влияют на спортсмена и обеспечивают необходимый уровень подготовки к определенным процессам. Спорт сегодня развивается как в массовом направлении, и как спорт высших достижений. Цели и задачи отличаются, однако четкие границы отсутствуют, поскольку методы могут пересекаться, нагрузки также могут быть соотносимы.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Профессиональная прикладная подготовка – это непосредственно подготовка к миру спорта высших достижений. Тренировки разнообразны, зависят от того, какой вид спорта был выбран. Однако есть некоторые стороны спортсмена, которые могут быть развиты и усовершенствованы независимо от того, в каком направлении осуществляется профессиональная подготовка:
- Устойчивость к стрессам, перенапряжению, которые преследуют спортсмена на протяжении всей его профессиональной карьеры;
- Визуальное и кинестетическое восприятие действий;
- Способность регулировать и координировать свои движения;
- Способность воспринимать информацию и перерабатывать ее в условиях, когда времени практически нет.
Спортсмены во время соревнование должны не просто демонстрировать свои физические навыки и способности, но и показать способность оперативно реагировать на внешние раздражители и решать возникающие нестандартные задачи. Существующий миф о том, что спортсмены обделены интеллектуальными способностями, — это просто предрассудки, так как на самом деле спортсмены обучаются, они читают достаточно много литературы, решают задачи и примеры, вырабатывают тактику. Поэтому в специальной физической подготовке личность спортсмена прорабатывается на все 100%, он становится полностью адаптированным человеком, который способен решать сложные задачи, вовремя реагировать на внешние условия и даже предугадывать некоторые риски, которые во время соревнований сам же и решает.
«Специальная физическая подготовка, ее цели и задача»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Задачи, средства и методы специальной физической подготовки
Специальная физическая подготовка – это прежде всего педагогический процесс. Она ориентирован на всестороннее развитие и воспитание спортсмена, его физических качеств и развитие функциональных возможностей. В совокупности они создают наиболее благоприятные условия, которые гарантируют совершенствование все сторон подготовки специалиста.
Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения; в избранном виде спорта. Специальная подготовка более узконаправленная, соответственно ее средства, цели и задачи всегда адаптируются под выбранный вид спорта. Они могут в значительной степени отличаться от целей и задач других направлений именно по причине своей специфичности.
Специальная физическая подготовка реализуется за счет соревновательных упражнений, в частности за счет специальных подготовительных упражнений. Они направлены на развитие определенных знаний и навыков, на физическое развитие конкретных групп мышц, которые крайне необходимы и будут задействованы спортсменом на протяжении всей его карьеры.
Стоит отметить, что физическая подготовленность напрямую связана со спортивной специализацией спортсмена. Некоторые виды спорта предполагают скорость и силу, некоторые – координацию движений, есть спортивные направления, где требуется всестороннее и равномерное развитие физических и интеллектуальных качеств спортсмена. Тренер может оценить уровень развития спортсмена, примерно представить, каких результатов этот человек может достичь. Поэтому специальная спортивная подготовка, и в целом ее необходимость, определяется именно тренером, который собирается работать со спортсменом.
Цель специальной физической подготовки состоит в укреплении систем и органов, повышении их функциональности, возможности и выносливости. Также специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных качеств, но она применима исключительно к определенным видам спорта. Специальная подготовка может быть предварительной или основной.
Предварительная – это разминки, подготовки к более серьезным физическим нагрузкам. Резко приступать к занятиям нельзя, особенно если организм еще не настроился на нагрузки и не готов к ним. Основные физические нагрузки включают в себя весь спектр тренировок различных групп мышц. Физические тренировки сочетаются с интеллектуальными, так как спортсмен – это не только про силу, ловкость и выносливость, но еще и про интеллект, моральные качества и ценности, способность думать, размышлять, прогнозировать.
Задачи специальной физической подготовки определяются конкретным спортивным направлением. В статье уже было перечислено, что это тренировки, нагрузки, умение работать в команде, воспитание моральных качеств и ценностей спортсмена. Умение говорить, озвучивать мысли, работать с полной включенностью в процессы, а также обучаться чему-то новому и стремиться к высшим достижениям – все это является частью задач спортивной физической подготовки.
Источник: spravochnick.ru
Дополнительная общеобразовательная программа «ОФП и СФП в большом теннисе»
Большой теннис становится одним из самых массовых видов спорта. Возросшая его популярность привлекла на корты тысячи людей разного возраста. В теннис играют и дети, и взрослые и те, кто никогда не занимался спортом.
Теннис – одно из наиболее эффективных средств поддержания жизненного тонуса и укрепления здоровья. Кроме физической нагрузки он дает и большой эмоциональный заряд, создает хорошее настроение и чувство удовлетворенности своей деятельностью, что не менее важно, чем физическая активность.
Одним из важных значением в игре в большой теннис является общая физическая и специальная подготовка, то есть специальные упражнения, направленные на развитие определенных групп мышц.
Мощные подачи, виртуозные удары требуют колоссальной физической напряженности мышц верхней конечности и спины.
Первую группу составляют упражнения кистевыми эспандерами – общепринятыми и специально сконструированными применительно к хватке ручки ракетки. Своеобразным эспандером может служить даже обыкновенный теннисный мяч. Упражнения заключаются в сжимании и разжимании эспандера ладонью, пальцами.
Вторая группа упражнений нацелена на развитие силы каждого из пальцев «ударной руки» раздельно. Она осуществляется короткого резинового шнура – эспандера, один конец которого прочно закрепляется за что-нибудь неподвижное с помощью крючка, а другой петлеобразный, зацепляется пальцем. Занимающийся движением только одного пальца растягивает шнур.
Третью группу упражнений составляют различные вращательные движения кистью с отягощением – утяжеленной ракеткой, тяжелой палкой, а также имитационные движения с этими отягощениями, имитационным упражнениям с отягощением целесообразно периодически придавать «рывковый» характер, чтобы развивать «рывковую» силу, характерную для многих мощных ударов
Если проанализировать ошибки, допускаемые игроками во время матча, то можно заметить, что большинство из них вызвано тем, что теннисист не успевает своевременно занять правильную позицию, вовремя пройти к мячу и подготовиться к удару. Сильнейших теннисистов Мира отличает именно то, что они всегда успевают занять правильную позицию перед ударом, и застать их врасплох почти никому не удается. Всех их отличает не только хорошая реакция, позволяющая как можно раньше определить возможное направление полета мяча, но и быстрота передвижения, отличная работа ног.
Особенность передвижения в большом теннисе заключается в том, что во время матча теннисисту приходится бежать не только вперед, но и вправо, и влево, и спиной вперед. Кроме того, надо уметь быстро останавливаться, резко менять направление бега.
Обыкновенный быстрый бег не всегда может устроить теннисиста, тем более что в игре расстояние, пробегаемое за один раз, обычно не более 10 метров. Поэтому здесь большое значение имеет умение передвигаться маленькими короткими шагами, чтобы легче подобрать ногу и лучше пройти к мячу.
Лучший способ совершенствования работы ног, естественно ежедневная игра на корте. Одним из наиболее доступных и полезных упражнений является специальная физическая подготовка.
Для развития скоростно-силовых качеств весьма полезен и быстрый бег поперек теннисного корта с доставлением рукой боковой линии и возвращением назад (3-4 раза).
Для того чтобы избежать травм мышц ног при выполнении этих упражнений или во время теннисного матча, рекомендуется регулярно использовать упражнения, способствующие улучшению эластичности мышц задней поверхности.
Быстрота и сила, прыгучесть и ловкость, гибкость и выносливость – все эти качества составляют фундамент теннисного атлетизма. Мощные удары, спринтерские быстрые передвижения, удары в далеких вратарско-
акробатических прыжках – вот далеко не весь перечень игровых действий повышенного атлетического «вклада».
Программа предполагает работу с детьми 8-16 лет на 19 дней ( без дней заезда и отьезда). Количество занимающихся 15 человек, учебно-тренировочные занятия проводятся ежедневно по 60 минут с перерывом 10 минут. Учебная нагрузка 19 часов, по1 часу 1 раз в неделю на базе ДОЛ «Осташёво».
Таким образом, данная программа ориентирована на пропаганду такого элитного вида спорта, как большой теннис среди детей и молодежи.
Целью программы является укрепление здоровья детей,развитие двигательных качеств, укрепление мышц, участвующих в игре в большой теннис.
Основные задачи программы:
· Физическое совершенствование и развитие двигательных качеств, таких как сила, гибкость, координация, быстрота, ловкость, прыгучесть.
· Развитие морально-волевых качеств, таких как настойчивость, воля к победе, терпение и любовь к труду.
· Обучение специальным физическим упражнениям, направленных для игры в большой теннис.
· Обучение физическим упражнениям с применением инвентаря для большого тенниса (ракетка).
Проведение занятий по общей и специальной физической подготовке в спортивном зале, так и на свежем воздухе.
Воспитательные задачи:
1. Формирование успешности;
2. Формирование активной жизненной позиции;
3. Привитие норм культуры общения;
4. Воспитание в спортивных традициях России.
Развивающие задачи:
1. Быстроты и силы, прыгучести и ловкости, гибкости и
выносливости, волевых качеств.
Обучающие задачи:
1. Обучить детей игре в большой теннис;
2. Умение вести счет во время игры.
Основные средства работы.
1. Теоретическое занятие – беседы по спортивной направленности.
2. Общая физическая подготовка – комплекс специальных развивающих упражнений (тренажерный зал), направленных для игры в большой теннис.
3. Специальная физическая подготовка – обучение упражнениям, направленных на определенные группы мышц ног, рук, спины и пресса.
4. Упражнения с применением отягощения (набивные мячи, резиновые бинты, гантели, тренажеры).
5. Участие во внутрилагерных соревнованиях по сдаче контрольных нормативов по ОФП и СФП.
6. Участие в соревнованиях по большому теннису по упрощенным правилам.
Формы и методы работы.
Учебно-тренировочное занятие – основная форма работы секции.
В секции практикуются различные формы работы:
· Показательные выступления с применением инвентаря для игры в большой теннис.
· Открытые и показательные учебно-тренировочные занятия.
Учебно-тематический план
для детей младшего возраста.
Источник: znanio.ru