Коллекционирование программок
Специального названия у такого собирания пока нет, но наверняка скоро появится, потому что этот вид коллекционирования уже является серьёзным направлением для коллекционеров театральных программ.
Театральная программка (Programme) — это небольшой буклет или листовка, которую получают посетители театрального представления. Иногда аналогичные буклетики получают посетители и иных мероприятий: концертов, выставок, симпозиумов, акций и другого тому подобного.
Подобные буклеты и листовки содержат информацию о театральном представлении: перечисление имён актёров, режиссёра и других важных лиц, участвовавших в создании постановки, краткое описание сюжета представления, расписание начала различных актов постановки и многое другое тому подобное, что может оказаться интересным или полезным для заядлого театрала.
Первые театральные программки появились в 18 веке в Европе, изначально это были даже не листовки или буклеты, а целые журналы (правда всего из 3-5 страниц) в которых была информация о представлении, театре, перечисление других запланированных представлений и даже реклама от спонсоров театральной постановки.
Сюжет о премьере спектакля «КОСТИК» в программе «Город новостей»
Коллекционирование театральных программок является довольно распространённым хобби, однако есть любопытная разница — в России и других странах бывшего СССР коллекционируют в основном именно театральные программки, а на Западе собирают абсолютно любые сопроводительные программки. Эта разница в поведении коллекционеров обусловлена тем, что на Западе не принято как-то особо выделять программки театральных спектаклей.
Программа концерта. Государственный камерный хор. Сезон 1981-1982 гг.. Концертный зал имени П.И.Чайковского.
Программа концерта, посвящённого завершению работ по заготовке плодоовощной продукции. Кремлёвский Дворец съездов (проспект Калинина, д.1).
Концерт. Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Солист Олег Каган.. Большой зал консерватории (ул. Герцена, 13).
Источник: yavarda.ru
Для чего нужны программки в театре?
В программке указываются те же самые позиции, что и после просмотра фильма, т.е. создатели , те кто был задействован в создании, ну и конечно актеры. Программки нужны скорее всего для сохранения старых традиций, небольшого пополнения бюджета театра. Изначальное значение праграммки как источника информации утеряно, с приходом интернета. Таким образом это своеобразный атовизм, то что со временем должно исчезнуть
Это чё за балаган?!!
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Лекция №4. Постановочный план спектакля.
Прежде чем приступить к рассмотрению разделок постановочного плана, вспомним, что режиссерское искусство толкуется как «искусство создания единого, гармонически целостного художественного произведения театрального искусства, с помощью творческой организации всех элементов спектакля. Осуществляется на основе постановочного замысла режиссера, ставящего пьесу и руководящего работой всех участников создания (постановки) спектакля». В этом определении указаны три важнейших момента понятия «режиссура»:
1) предварительный замысел спектакля;
- творческий процесс осуществления замысла;
- организация всех элементов спектакля.
Все они входят а разработку предлагаемого постановочного плана спектакля и находят отражение в соответствующих его разделах.
СХЕМА ПОСТАНОВОЧНОГО ПЛАНА СПЕКТАКЛЯ
Обоснование выбора пьесы.
Актуальность драматургического произведения. Идейно-художественные качества пьесы. Возможности для проведения учебной и воспитательной работы в коллективе. Творческие и материальные возможности для осуществления данного спектакля.
Режиссерский анализ драматургического произведения.
.1. Автор и пьеса.
Биография Драматурга (факты и явления, определившие формирование его творческой индивидуальности). Мировоззрение (система взглядов сложившихся под влиянием конкретных исторических и социально-экономических условий) Особенности творчества драматурга. Проблематика его произведения.
Место пьесы в творчестве драматурга. Художественные особенности пьесы (стиль, композиция) Специфика, быт, нравы и обычаи отображенной в пьесе жизни.
2. Идейно-тематический анализ пьесы
Тема — проблема, решаемая, автором в произведении. Идея – главная мысль, утверждаемая автором в произведении. Конфликт — столкновение по главному вопросу, по проблеме. Действие и контрдействие как две тенденции развития конфликта. Расстановка главных действующих лиц по конфликту.
Жанр и характер драматургического произведения.
3. Действенный анализ драматургического произведения.
Сюжет по событиям. События главные и второстепенные. Задачи действующих лиц в каждом событии.
4. Архитектоника драматургического произведения.
Построение развития конфликта пьесы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
5. Литературно-сценическая история произведения.
Исследования о написании различных вариантов произведения. Рецензии
на спектакли. Отзывы о пьесе. Иконографический материал.
Лекция № 5.
Режиссерский анализ драматургического произведения
Автор и пьеса
Режиссерский анализ пьесы отличается от режиссёрского замысла спектакля прежде всего тем, что анализ дает предельно объективное представление об авторском материале, а замысел — предельно субъективное понимание, толкование, видение авторского материала в зрелищной форме.
Мы никогда не спутаем пьесы М. Горького и А. Чехова, потому что поведение героев, их поступки, их речь, их способ мышления и все, что с ними связано, обусловлены историческими, социальными и другими условиями. Без понимания этого невозможно понять природу поведения героев пьесы. «Если режиссер до конца хочет постичь существо драматургических характеров, атмосферу пьесы, хочет проникнуться всем строем мыслей и чувств автора, он обязан изучить не только пьесу, но и все написанное этим автором».
Практика показывает, что серьезное отношение к работе над постановочным планом создает благоприятные условия для последующей работы по его реализации, предупреждает возникновение грубых ошибок в работе над анализом и замыслом.
При оценке творчества автора необходимо быть предельно объективным. Не следует приукрашивать достоинств пьесы, но и не нужно относиться к ней предвзято. Следует определить подлинную ценность и значимость драматургического материала и наметить план работы по его освоению.
При раскрытии стилевых особенностей произведения следует исходить из понимания стиля как единства идейно-художественных особенностей, отличительных черт, проявляющихся в творчестве драматурга, и помнить, что стиль рассматривается в единстве с художественным методом. Метод — направление, «устойчивый и повторяющийся в том или ином периоде исторического развития литературы целостный и органически связанный круг основных особенностей литературного творчества, выражающийся как в характере отбора явлений действительности, так и в отвечающих ему принципах выбора средств художественного изображения у ряда писателей». Вместе о тем, когда мы говорим о творчестве одного писателя, драматурга, останавливаемся на анализе его произведений, их идейной направленности, системе характеров, сюжетном построении его произведений и т.д., то «понятие стиля выделяет уже типические черты его подхода к жизни, угол его. творческого зрения, т.е. интерес к определенной проблематике, освещение ее с известных эстетических позиций, изображение характеров и сюжетов того или иного типа, единство стилистических принципов, что позволяет говорить об индивидуальном художественном методе писателя.
Одним из средств художественной выразительности является построение художественного произведения. Следует остановиться на толковании понятий «композиция» и «архитектоника», определить, где и как ими пользоваться.
- В теории и практике режиссуры используются два понятия, которые почти всегда употребляются в качестве тождественных: архитектоника и композиция. Если эти понятия — синонимы, то нет никакой необходимости употреблять их для обозначения одного объекта разговора; если же это разные понятия, то тогда употребление их по отношению к одному объекту неправомерно и представляет собой выражение неточности в понимании этих понятий. На первый взгляд, здесь нет никакой проблемы: употребление этих понятий в тождественном толковании не сказалось пагубно ни на литературе, ни на театре?!
Толкование этих понятий в справочной литературе свидетельствует о различном их понимании: «архитектоника» характеризуется, как построение художественного произведения, а «композиция», как построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей, обусловленное идейным замыслом и назначением произведения. Таким образом, речь идет о разных понятиях: одно обозначает принцип построения, а другое — построение, обусловленное требованиями идейно-художественного >ридка и назначения. Что это значит на практике?
Для того, чтобы построить здание, необходимо заложить фундамент, нем возвести несущие стены, настелить пол, сделать потолочное перекрытие, возвести крышу и т.д. Конечно, должны быть окна, двери и пр. Теперь всем понятно, что это здание. Пока речь идет только о принципе строения.
Стоит его нарушить — и все лишается смысла: одна стена – не здание, без крыши и без окон — тоже, не здание, а постройка непонятного значения. В зависимости от назначения здание приобретет необходимую «внутреннюю и внешнюю оснащенность и завершенность, стилевую характеристику, систему коммуникаций и т.д.
Многовековая история накопила множество художественных стилей, по которым можно определить, к какой эпохе относится то или иное сооружение. Человек научился решать важнейшие технические и художественные задачи в строительстве, но принцип закладки любого здания — один. Он неизменен. Среди этих неизменных условий — наличие фундамента. Он может быть различным по техническим решениям, но он, фундамент, обязательно должен быть, иначе здание развалится.
3) Таким фундаментом а драматургическом произведении является конфликт как основа развития действия. Действие же является основным материалом театрального искусства. Конфликт имеет свою логику развития: от экспозиции – к развязке.
В процессе развития действия получают полное становление и раскрытие характеры действующих лиц, теснейшим образом связанные с развитием конфликта; главная мысль произведения — идея — должна явиться естественным и логичным выводом, вытекающим из действия, из логики развивающегося конфликта, борьбы. Эта последовательность должна обязательно проходить через основные этапы или узлы развития: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Если убрать один из этих этапов, нарушается логика развития действия.
Но есть в драматургии художественные приемы, от наличия или отсутствия которых логика не страдает, не изменяется, но изменяется своеобразие самого произведения, пропадает или появляется то, что отличает его от других произведений, написанных на аналогичную тему или даже на одинаковый сюжет.
Каждый автор имеет право находить свои, присущие только ему средства раскрытия идеи пьесы, формы подачи сюжета. Но логика раскрытия конфликта для всех остается незыблемой.
Автор, заинтересованный в том, чтобы зритель самым активным образом следил за борьбой (а она является материалом, на котором рассматривается проблема), начинает с самого напряженного события или финала, или с помощью какого-либо приема. Автор умышленно допускает нарушение не логическое, а временное. Если перетасованные в процессе изложения сюжета отрывки поставить в нужной последовательности, обусловленной ходом времени, то обнаружится логика развития конфликта. Больше того, в процессе восприятия произведения мы сами восстанавливаем нарушенную автором последовательность сюжета, хотя этому никто специально не обучался.
Поэтому важно не только раскрыть особенности композиции пьесы, но и понять, каким образом она помогает раскрывать ее идейную направленность. Композиция представляет собой совокупность художественных средств, направленных на раскрытие идейного содержания произведения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Источник: studfile.net
От беби-театра до интерактива на сцене: пять типов детских спектаклей
Для многих взрослых первый поход в театр связан со школьными воспоминаниями: весь класс организованно везут на классическую, не всегда понятную подросткам постановку, после чего у многих из них складывается впечатление, что театр — это скучно. Что, впрочем, неудивительно, ведь прививать любовь к этому виду искусства лучше с детства и начинать с чего-то более простого, и сегодня для этого есть масса возможностей.
Для самых маленьких зрителей режиссеры и художники придумывают необычные форматы — создают теневые и световые театры, погружают кукол в воду и играют на морских инструментах.
Кукольный театр
В России первые детские театры стали появляться после революции. В основном это были именно кукольные театры и театры марионеток, в них ставили такие произведения, как «Маугли», «Конек-горбунок», «Принц и нищий», «Том Сойер» и другие популярные детские истории или народные сказки.
Так кукольный театр, за неимением других аналогов, стал своеобразной классикой для детей. Впрочем, руководитель детской лаборатории творческих практик и лаборатории Теневого театра в «Практике» Михаил Плутахин считает, что дело еще и в детской психологии, ведь малыши часто ассоциируют себя с куклами: «У меня был опыт, когда детям предлагали коммуницировать с миром через кукол, то есть говорить от лица игрушки. И тогда они переставали стесняться, они не боялись ошибиться. Это нормально, ведь когда малыши играют, весь их внутренний мир, переживания, мысли отражаются в их игре». Поэтому театр кукол особенно интересен дошколятам, которые часто используют такой прием для общения с миром, выражения собственных чувств.
Источник: tass.ru