Цели и задачи программы социологического исследования
Важнейшей составной частью процесса социологического познания действительности являются прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают применение общих положений социологической теории и изучение конкретных социологических явлений и процессов. Однако они не сводятся только к применению каких-то общих теоретических положений к какому-то конкретному набору социальных фактов. Содержание и значимость их гораздо шире.
Введение…………………………………………………………………………….…..3
Программа социологического исследования её функции, цели и задачи………….5
Этапы и виды социологического исследования……………………………………. 8
Программа социологического исследования………………………………………..11
Требования к программе социологического исследования………………………. 15
Заключение………………………………………………………………………….…17
Список использованных источников………………………………………………. 18
Работа содержит 1 файл
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Лекция 2. Программа социологического исследования. 2.3. Проблемная ситуация.
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
Реферат по дисциплине
Тема: Цели и задачи программы социологического исследован
Выполнил: студент I курса
(срок обучения – 4,5 года)
Черемшанцева Е. В.
Форма обучения: заочная
Дата сдачи: __________
Программа социологического исследования её функции, цели и задачи………….5
Этапы и виды социологического исследования……………………………………. 8
Программа социологического исследования……………………………………….. 11
Требования к программе социологического исследования………………………. 15
Список использованных источников……………………………………………….. .18
Важнейшей составной частью процесса социологического познания действительности являются прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают применение общих положений социологической теории и изучение конкретных социологических явлений и процессов. Однако они не сводятся только к применению каких-то общих теоретических положений к какому-то конкретному набору социальных фактов. Содержание и значимость их гораздо шире.
Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.
Как и любое научное исследование, прикладное социологическое исследование содержит в себе определенный набор элементов, присущих научной деятельности. Само социологическое исследование прикладного характера становится необходимым только тогда, когда возникает определенная социальная проблема, требующая своего разрешения.
Формулирование научной проблемы, носящей прикладной характер, позволяет определить объект исследования, т.е. определенные процессы и явления социальной действительности, подлежащие изучению. В зависимости от особенностей изучаемого объекта определяется субъект исследования, т.е. научный коллектив или группа исследователей-социологов, способных решить научными методами и средствами поставленную проблему. Определив субъект исследования, заказчик – государственный орган, предприятие, банк, спортивное общество и т.п. – вместе с исполнителем исследования – научной организацией – определяет цели и задачи прикладного исследования либо это делает исполнитель по поручению заказчика.
Лекция 2 Программа социологического исследования 2 1 Методологическая часть программы
Для того, чтобы решить поставленные конкретные задачи и достичь намеченной цели, требуются определенные средства – финансовые, людские, научно-технические и организационные. Эффективное применение этих средств по намеченной программе должно привести к достижению конкретного результата – нового знания об исследуемом объекте.
Таким образом, процесс проведения конкретного социологического исследования представляет собой в самом общем виде применение субъектом определенных средств по заранее разработанной программе в целях получения нового знания об объекте и практического применения полученного результата в конкретной деятельности. В связи с этим возникает вопрос: что же такое программа конкретного социологического исследования?
Программа социологического исследования её функции, цели и задачи.
Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.
Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория–факты–теория.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.
Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.
Программа социологического исследования состоит из основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.
Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологии изучения объекта. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как ее сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.
Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая цель – дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.
Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования.
Частные – для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.
С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия.
Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.
Предварительный системный анализ объекта – это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.
Этапы и виды социологического исследования
Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.
Различают три основных вида социологического исследования:
- разведывательное;
- описательное;
- аналитическое.
Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек.
Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.
Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия. В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.
Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.
В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:
1) разработка программы и приемов исследования;
2) проведение эмпирического исследования;
3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.
Все указанные этапы чрезвычайно важны и требуют особого внимания.
Остановимся подробнее на рассмотрении этапа составления отчета о социологическом исследовании. Итоги анализа полученной в ходе эмпирического исследования информации отражаются, как правило, в отчете, который содержит в себе данные, интересующие заказчика. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем дедукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования.
Первоначально дается отчет по главной гипотезе. Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников, сроки проведения и т. д.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, социальное положение и др.). Последующие разделы включают в себя поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.
Источник: www.stud24.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ОНЛАЙН
Не любите проводить социологичесское исследование? Вы просто не умеете его готовить!
Сегодня рассмотрим вопрос, который волнует студентов, изучающих социологию, психологию, социальную работу, маркетинг и др. дисциплины – социологическое исследование и его камень преткновения – программу социологического исследования.
Программа социологического исследования пример
Итак, из чего состоит программа социологического исследования? Лучше всего один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Помогу разобраться с социологическим исследованием ОНЛАЙН ЗДЕСЬ
Давайте рассмотрим программу социологического исследования, проводимого мною по дипломной работе на тему: «Интернет-сайт как инструмент маркетинговых коммуникаций ВУЗов».

Итак, программа моего социологического исследования, пример:
Программа социологического исследования
Этапы исследования:
1. Подготовительный этап (изучение темы, разработка программы и инструментов).
2. Сбор социологической информации.
3. Обработка собранной информации.
4. Анализ собранной информации, подготовка отчета.
Объект исследования:
Маркетинговые коммуникации вузов
Предмет исследования:
Интернет сайты вузов городского округа Самара
Цель исследования:
описание Интернет-сайта как инструмента маркетинговых коммуникаций ВУЗов г.о. Самары
Системный анализ:
маркетинговые коммуникации — самарские вузы в сети Интернет — Интернет сайты вузов г.о. Самара — раздел для абитуриентов на Интернет сайте вуза — структура предложений преподаваемых специальностей — представленность конкурентного преимущество вуза — статус вуза (вуз как научный и учебный центр, его готовности к саморазвитию в этом плане, сплоченности педагогического коллектива на основе современных концепций образования, педагогического потенциала организации и лиц, входящих в данный вуз, владения преподавательским составом новыми вузовскими технологиями).
Эффективность интернет сайтов вузов городского округа Самара как инструмента маркетинговых коммуникаций, несомненно, очень высока.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности построения Интернет сайтов вузов г.о. Самара с точки зрения удобства использования.
2. Выявить основные виды и способы маркетинговых коммуникаций вузов на их официальных сайтах.
3. Определить особенности построения текстовых сообщений (рекламных обращений) с помощью которых учебные заведении вступают в коммуникацию с абитуриентами.
4. Исследовать основные показатели статуса, конкурентоспособности и структуры предложений образовательных услуг ВУЗа.
5. Изучить структуру продвижения образовательных услуг на образовательном рынке г. Самары.
Гипотезы исследования:
1. Интернет сайт является эффективным инструментом маркетинговых коммуникаций вузов.
2. Наиболее понятная ссылка на сайте вуза на раздел «Для абитуриентов» введет к большей коммуникации вуза с абитуриентом.
3. Доменное имя Интернет сайта (адрес) совпадает с аббревиатурой названия самого учебного заведения, что дает возможность абитуриенту быстро найти сайт интересующего его вуза в Интернете.
4. Чем выше ТИЦ Интернет сайта вуза, тем больше его популярность среди абитуриентов.
5. Образовательная реклама имеет самую обычную структуру текстового сообщения – это название вуза, виды образовательных услуг, специальностей, основные выгоды для пользователей.
6. Статус, конкурентоспособность и структура предложений образовательных услуг вуза являются основой его рекламного обращения
7. Наиболее популярные вузы чаще ищутся в Интернете.
8. Государственные высшие учебные заведения более популярны, чем негосударственные.
Выборочная совокупность:
В г.о. Самара насчитывается всего 48 высших учебных заведений (в том числе филиалы), 33 из них государственные, 15 – негосударственные. Но не все вузы имеют официальные интернет сайты.
Объем выборочной совокупности 40% от генеральной совокупности государственных и негосударственных высших учебных заведений. Это обусловлено тем, что не у всех высших учебных заведений есть собственный сайт в Интернете. В выборку входят все высшие учебные заведения гуманитарных и экономических направленностей, у которых есть функционирующий официальный сайт и на котором содержится информация для абитуриентов.
Выборка является стратифицированной (разделена на страты – государственные и негосударственные учебные заведения).
Анкетирование проводилось в 11 классах в Школе среднего общего образования № 54 Октябрьского района городского округа Самара. Выборка составила 100% учеников, присутствующих на момент анкетирования. В исследовании участвовали 70 учеников 11-х классов (выпускников). Из них 24% в возрасте 16 лет и 76% в возрасте 17 лет. При этом в исследовании приняло участие 44% юношей и 56% девушек.
Методы исследования:
— контент-анализ Интернет сайтов вузов г.о. Самара,
— анкетный опрос выпускников школ г.о. Самара.
Обоснование методов:
С помощью контент-анализа можно анализировать такие различные типы текстов, как сообщения СМИ, заявления политических деятелей, программы партий, правовые акты, рекламные и пропагандистские материалы, исторические источники, литературные произведения, интернет-сайты.
Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.
Первый этап. Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:
— заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
— один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
— заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
— сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина);
— частота появления сообщений;
— способ распространения сообщений;
— место распространения сообщений;
— время появления сообщений.Социологические исследования
При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.
Второй этап. Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.
Третий этап. Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово.
Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:
— она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
— она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
— она должна легко идентифицироваться;

— число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.
Четвертый этап. Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
— физическая протяженность текстов;
— площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
— число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
— длительность трансляции по радио или ТВ;
— метраж пленки при аудио- и видеозаписях;
В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.
Пятый этап. Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.
Шестой этап. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.
Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что социологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Метод контент-анализа выбран потому, что у этого метода нет взаимодействия с фоном исследования, который мог бы исказить результаты, это косвенный метод, также он дает представление об интернет-сайте вуза, не смотря на то, что исследователь непосредственно не наблюдает объект исследования.
Применение метода анкетирования в совокупности с методом контент-анализа позволяет получить независимую и полную картину по предмету исследования, собранную информацию легко систематизировать и анализировать, легко собрать большое количество информации при общей простоте проведения.
Стратегия исследования:
Интерпретация ключевых понятий:
Абитуриент (от позднелат. Abituriens — собирающийся уходить), в большинстве стран лицо, оканчивающее среднее учебное заведение. В СССР с конца 50-х гг. термин «Абитуриент» приобрел другое смысловое значение — поступающий в учебное заведение.
Интернет сайт (от англ. site — место, синонимы: веб-сайт, ресурс) — это место в интернете, которое определяется своим адресом, имеет своего владельца и состоит из веб-страниц, которые воспринимаются как единое целое. Строгого определения сайта не существует — например, некоторые разделы больших сайтов вполне могут восприниматься и даже определяться их владельцами как отдельные сайты.
И т.д.
Таким образом, программа социологического исследования должна состоять из следующих элементов:
1. Этапы исследования;
2. Объект исследования;
3. Предмет исследования;
4. Цель исследования;
5. Системный анализ;
6. Задачи исследования;
7. Гипотезы исследования;
8. Выборочная совокупность;
9. Методы исследования;
10. Обоснование методов;
11. Стратегия исследования;
12. Интерпретация ключевых понятий.
Итак, это была практика – теорию Вы легко можете найти в учебниках. Я думаю, что приведенная программа не требует каких-либо комментариев, так как по аналогии Вы легко можете изменить ее под свое социологическое исследование, особенно это касается студентов СамГУ, так как программа построена с учетом требований именно этого ВУЗа.
Удачи в исследовательской работе!
Источник: studresearsh.ru
Программа социологического исследования
ВВЕДЕНИЕ
Процесс социологического исследования представляет собой единство теоретического и эмпирического этапов анализа какой-либо из сторон социальной реальности. Однако такое серьезное дело, как научный анализ проблем, требует соответствующей подготовки. Подготовка необходима для того, чтобы обеспечить надежность и точность полученных в результате исследования данных. Поэтому перед тем, как изучить методологические, методические и технические аспекты социологических исследований, надо овладеть правилами, позволяющими обеспечить качество получаемой информации.
Подготовка социологического исследования — процесс, насыщенный различными видами научно-организационной деятельности. Во-первых, необходима разработка надежной теоретической основы исследования. Во-вторых, необходима разработка программы исследования, обеспечивающей логическую последовательность этапов научно-аналитической работы творческого коллектива ученых. В-третьих, необходима разработка методических документов для сбора и измерения эмпирической информации об изучаемом объекте.
Выделение этапов программы — это не только проблема исследовательской практики (что за чем должно проводиться), но и проблема теоретико-методологической обоснованности научной деятельности социологов.
Сложность обоснованного выделения научно-исследовательских этапов заключается прежде всего в том, что значительная часть научной деятельности социолога плохо поддается учету, регистрации, находится как бы в уме исследователя, т.е. в непроявленной форме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведение социологического исследования — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, способных к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных. Надо предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение, быть готовым к оперативному решению возникающих вопросов. Словом, социологическое исследование проводится тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним научными требованиями. (1, стр.124)
Заполните таблицу
| Этап разработки программы | Содержание |
| проблемная ситуация | Предметная область: те свойства,явления, процессы,взаимосвязи, уяснение которых позволяет ответить на центральный вопрос проблемы. Объект исследования: социальная реальность как некоторый социальный процесс,социальная общность, социальный институт и т.д. |
| область целеполагания | Цели исследования, определяющие его как теоетико-прикладного или прикладного исследования. Задачи исследования:Программные(основные),Дополнительные (неосновные) |
| область разработки общей концепции | Уточнение и эмпирические интерпритация основных понятий.Последовательный системный анализ объекта:формулировка общей гипотезы. Разработка рабочих гипотез:описательных и объяснительных. |
| область процедурно- методического раздела программы | Принципиальный план исследования: формулятивный, описательный,аналитико экспериментальный, план повторно- сравнительного исследования.Определение типа выборки:целевой, репрезентативной. Переход к определению методов сбора и анализа исходных данных. |
Список литературы
1. В. Харчева. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Издательство «Высшая школа, 2003. – 308 с.
2. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования. – М., 1987.
3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1987.
4. Шайхисламов Р.Б. Социология.-Уфа, 2005
5.Социология.Под редакцией профессора В.Н.Лавриненко- М,2001
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Источник: studrb.ru
Социологическое исследование пример
Социологическое исследование подразумевает под собой сбор необходимой для исследования информации. Исследование проводится несколькими способами, разнящимися между собой методами социологического исследования и отведённым на это время.
Методы исследования
Существует несколько методов, с помощью которых осуществляется социологическое исследование. Основными методами являются:
3. Изучения документальной информации во всех видах.
Каждый из видов имеет свои методы и гипотезы, применяемые для социологического исследования.
Виды исследования
Социологическое исследование бывает нескольких видов, отличительной чертой которых является:
1. Поставленная цель.
2. Периодичность проведения.
3. Масштаб анализируемых данных.
Каждый из видов имеет свои разновидности, применяемые для сбора необходимых данных. Информация собирается согласно всем правилам и нормам, указанным в программе социологического исследования.
Исследование, определяемое поставленной целью
Эта разновидность исследования имеет несколько видов, таких как:
Пример социологического исследования согласно теории означает получение всей необходимой информации методом изучения информации из научных или документальных источников.
Социальное исследование пример: необходимо тщательно изучить и провести анализ влияние рекламы на потребительскую способность определённой группы людей (школьники, студенты, рабочие, пенсионеры и т.д). Данное исследование позволяет изучить какая потребность существует у людей и как продаётся конкретный рекламируемый товар.
Все необходимые сведения собираются исключительно из образцов продаж. Данные включают приобретённый объём товара, способ приобретения и уровень востребованности. Также исследование имеет зависимость от того, какая именно возрастная группа населения приобретала рекламированный товар. В процессе выявляется конкурентоспособность определённого товара по отношению к другим и план развития.
Пример социологического исследования на тему: «Конкурентоспособность между различными ресторанами». В этом социальном исследовании изучается уровень обслуживания населения в данном ресторане, качество предлагаемой пищи и ценовая политика. В ходе исследования используются хорошо известные всем места.
Такой теоретический способ анализирования позволяет представить единую картину потребления определённого товара конкретной группой людей. В дополнение часто используется и опрос населения, который проводится в виде анкетирования.
Эмпирическое исследование направлено на получение общей информации, касательно поступков людей во всевозможных возникших ситуациях. Исследование проводится в виде опрашивания. Социальный опрос осуществляется по выбранной категории населения и позволяет получать более достоверную информацию. Обработку информации осуществляют работники социологического центра по установленным нормам. Часто они имеют и психологическое образование для того, чтобы выяснить модель поведения человека.
Исследование проводится путем, как устного опрашивания, так и письменного.
Исследование, определяемое частотой проведения
Разовое исследование подразумевает под собой проведение исследования один раз, оно считается разведовательным. Повторное исследование проводится несколько раз и осуществляется по мере необходимости.
Примеры социологических исследований: проводится опрос населения касательно определённой профессии или специальности. Респондент должен дать готовый содержательный ответ на вопрос, обосновать свою точку зрения.
Например: выразить своё отношение к данной специальности, используемый инструментарий, практическое применение и популярность среди населения.
Разовый анализ проводится, чтобы получить небольшой объём информации. Повторный анализ более сложный, он проверяет несколько раз достоверность и качество информации.
Повторное исследование может быть таких видов, как:
Панельный метод исследует развитие и выявление одной социальной проблемы на примере.
Программа социологического исследования пример: ценностная ориентация среди представителей младшего поколения. Оценивается нынешнее состояние и предположительно будущее. Обычная частота 5-7 лет. Опрос проводится не менее 5-7 раз за этот период.
Когортное исследование изучает получение аналогичной информации, но только в пределах фиксированного промежутка времени.
Пример: Опрос предусматривает изучение более старшей возрастной категории. Спектр вопросов может быть различным.
Трендовое исследование изучает изменение ранее собранных данных через более длительное время.
Программа социального исследования (пример): для исследований принято отбирать людей преклонного возраста. Исследуется, как изменились их взгляды по сравнению с самым первым опросом, который осуществлялся ещё в молодом возрасте. Эта процедура является более длительной и сопровождается множествами примеров.
Исследование, определяемое конкретными задачами
Такое исследование бывает трёх видов, таких как:
Разведывательное социологическое исследование можно встретить под названием пилотажный опрос.
Описательное социальное исследование представляет собой получение общей поверхностной информации об объекте. Такое социологическое исследование можно назвать свободным. Потому что представленный результат не преследует никакой точности в исследуемых явлениях. Описательный социологический метод применяется крайне редко и обладает множеством противоречий.
Аналитическое социальное исследование предпочитает изучать систему в качестве возникновения различных возможных ситуаций.
Опросы по масштабу
Социальное исследование исходя из этих критериев делится на:
1. Международные.
Пример программы социологического исследования
Под программой понимается выделение сути вопросов, которые выступают основной базой для проведения социологического исследования. Вопросы в ней логически связаны между собой и имеют одну цель — разрешение проблемы социального исследования.
Перед утверждением она исследуется на предполагаемый интерес у населения. Бывает, что проводятся социальные пилотажные исследования в планах которых выделения уровня знаний предполагаемой тематики у людей.
Программа исследования готовая подаётся на утверждение начальнику социологического центра. После чего на её осуществление выделяется определённое количество часов.
Программа социологического исследования (примеры): Формирование платёжной способности в малообеспеченных семьях страны, Влияние рекламы на человека и т.п.
Догадки социологического исследования: существует предположение о том, что чем выше у человека платёжеспособность, тем больший объём товара он будет приобретать на протяжении этого периода.
Социологическое исследование (пример оформления): создаётся программа исследования (пример выше) и подаётся на утверждение. Потом проводится социальный опрос с целью сбора необходимой информации.
Источник: www.mazm.ru