Цели и задачи программы социологического исследования
Важнейшей составной частью процесса социологического познания действительности являются прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают применение общих положений социологической теории и изучение конкретных социологических явлений и процессов. Однако они не сводятся только к применению каких-то общих теоретических положений к какому-то конкретному набору социальных фактов. Содержание и значимость их гораздо шире.
Введение…………………………………………………………………………….…..3
Программа социологического исследования её функции, цели и задачи………….5
Этапы и виды социологического исследования……………………………………. 8
Программа социологического исследования………………………………………..11
Требования к программе социологического исследования………………………. 15
Заключение………………………………………………………………………….…17
Список использованных источников………………………………………………. 18
Работа содержит 1 файл
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Лекция 2. Программа социологического исследования. 2.4. Цель исследования
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
Реферат по дисциплине
Тема: Цели и задачи программы социологического исследован
Выполнил: студент I курса
(срок обучения – 4,5 года)
Черемшанцева Е. В.
Форма обучения: заочная
Дата сдачи: __________
Программа социологического исследования её функции, цели и задачи………….5
Этапы и виды социологического исследования……………………………………. 8
Программа социологического исследования……………………………………….. 11
Требования к программе социологического исследования………………………. 15
Список использованных источников……………………………………………….. .18
Важнейшей составной частью процесса социологического познания действительности являются прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают применение общих положений социологической теории и изучение конкретных социологических явлений и процессов. Однако они не сводятся только к применению каких-то общих теоретических положений к какому-то конкретному набору социальных фактов. Содержание и значимость их гораздо шире.
Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.
Как и любое научное исследование, прикладное социологическое исследование содержит в себе определенный набор элементов, присущих научной деятельности. Само социологическое исследование прикладного характера становится необходимым только тогда, когда возникает определенная социальная проблема, требующая своего разрешения.
Формулирование научной проблемы, носящей прикладной характер, позволяет определить объект исследования, т.е. определенные процессы и явления социальной действительности, подлежащие изучению. В зависимости от особенностей изучаемого объекта определяется субъект исследования, т.е. научный коллектив или группа исследователей-социологов, способных решить научными методами и средствами поставленную проблему. Определив субъект исследования, заказчик – государственный орган, предприятие, банк, спортивное общество и т.п. – вместе с исполнителем исследования – научной организацией – определяет цели и задачи прикладного исследования либо это делает исполнитель по поручению заказчика.
Лекция 2 Программа социологического исследования 2 1 Методологическая часть программы
Для того, чтобы решить поставленные конкретные задачи и достичь намеченной цели, требуются определенные средства – финансовые, людские, научно-технические и организационные. Эффективное применение этих средств по намеченной программе должно привести к достижению конкретного результата – нового знания об исследуемом объекте.
Таким образом, процесс проведения конкретного социологического исследования представляет собой в самом общем виде применение субъектом определенных средств по заранее разработанной программе в целях получения нового знания об объекте и практического применения полученного результата в конкретной деятельности. В связи с этим возникает вопрос: что же такое программа конкретного социологического исследования?
Программа социологического исследования её функции, цели и задачи.
Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.
Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория–факты–теория.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.
Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.
Программа социологического исследования состоит из основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.
Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологии изучения объекта. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как ее сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.
Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая цель – дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.
Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования.
Частные – для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.
С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия.
Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.
Предварительный системный анализ объекта – это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.
Этапы и виды социологического исследования
Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.
Различают три основных вида социологического исследования:
- разведывательное;
- описательное;
- аналитическое.
Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек.
Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.
Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия. В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.
Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.
В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:
1) разработка программы и приемов исследования;
2) проведение эмпирического исследования;
3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.
Все указанные этапы чрезвычайно важны и требуют особого внимания.
Остановимся подробнее на рассмотрении этапа составления отчета о социологическом исследовании. Итоги анализа полученной в ходе эмпирического исследования информации отражаются, как правило, в отчете, который содержит в себе данные, интересующие заказчика. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем дедукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования.
Первоначально дается отчет по главной гипотезе. Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников, сроки проведения и т. д.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, социальное положение и др.). Последующие разделы включают в себя поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.
Источник: www.stud24.ru
Программа социологического исследования: понятие, назначение, функции, структура
Программа социологического исследования — это изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки.
- 1) в конкретности, то есть изучаются конкретно существующие или существовавшие люди, изучается реальная социальная действительность;
- 2) в системности, то есть социальная действительность рассматривается как реально функционирующая система, обладающая всеми признаками материальных систем, во взаимосвязи со средой.
- 3) в конкретно-историческом анализе, осуществляемом, как правило, на основе идеологической позиции (как научной, так и политической) исследователей.
Место и роль программы в социологическом исследовании. Социологическое исследование начинается с разработки его программы. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят результаты исследования. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации) и включает:
- 4) определение проблемы, объекта и предмета исследования;
- 5)- предварительный системный анализ объекта исследования;
- 6) характеристику цели и задач исследования;
- 7) интерпретацию и операционализацию основных понятий;
- 8) формулирование рабочих гипотез;
- 9) определение стратегического плана исследования;
- 10) составление плана выборки;
- 11)- описание методов сбора данных;
- 12)- описание схемы анализа данных.
- 13) Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму- описание методов сбора, обработки и анализа данных.
Структурными компонентами плана социологического исследования выступают его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции.
Блок первый. В нем определяются порядок обсуждения и утверждения программ и методического инструментария исследования, формирование и подготовка группы сбора первичной информации; проведение пробного исследования, внесение коррективов по итогам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации.
Блок второй. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, то есть массовый или групповой сбор первичной социальной информации.
Блок третий. Охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и собственно обработкой ее на компьютере. На этом этапе исследовательская группа взаимодействует с работниками вычислительного центра. Под контролем последних формируется массив информации, предназначенный для ввода в компьютер.
Блок четвертый, включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, аналитической записки либо тематического сборника социальной статистики, выработкой практических рекомендаций, возможных, прогнозов.
Программа состоит из теоретического (методологического) и процедурного разделов.
Теоретический раздел включает в себя формулировку проблемы; определение объекта и предмета исследования; формулировка целей и задач; предварительный системный анализ объекта и предмета исследования; выдвижение основных гипотез.
Процедурный раздел включает в себя принципиальный план последовательности проверки основных гипотез; обоснование системы выборки; описание формирования выборочной совокупности; описание основных процедур сбора и анализа первичных данных; логические схемы обработки данных; инструментарий исследование (анкеты, карточки регистрации наблюдения, вопросник интервью и т.п.); рабочий план-график выполнения этапов исследования.
Источник: studwood.net
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ОНЛАЙН
Не любите проводить социологичесское исследование? Вы просто не умеете его готовить!
Сегодня рассмотрим вопрос, который волнует студентов, изучающих социологию, психологию, социальную работу, маркетинг и др. дисциплины – социологическое исследование и его камень преткновения – программу социологического исследования.
Программа социологического исследования пример
Итак, из чего состоит программа социологического исследования? Лучше всего один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Помогу разобраться с социологическим исследованием ОНЛАЙН ЗДЕСЬ
Давайте рассмотрим программу социологического исследования, проводимого мною по дипломной работе на тему: «Интернет-сайт как инструмент маркетинговых коммуникаций ВУЗов».
Итак, программа моего социологического исследования, пример:
Программа социологического исследования
Этапы исследования:
1. Подготовительный этап (изучение темы, разработка программы и инструментов).
2. Сбор социологической информации.
3. Обработка собранной информации.
4. Анализ собранной информации, подготовка отчета.
Объект исследования:
Маркетинговые коммуникации вузов
Предмет исследования:
Интернет сайты вузов городского округа Самара
Цель исследования:
описание Интернет-сайта как инструмента маркетинговых коммуникаций ВУЗов г.о. Самары
Системный анализ:
маркетинговые коммуникации — самарские вузы в сети Интернет — Интернет сайты вузов г.о. Самара — раздел для абитуриентов на Интернет сайте вуза — структура предложений преподаваемых специальностей — представленность конкурентного преимущество вуза — статус вуза (вуз как научный и учебный центр, его готовности к саморазвитию в этом плане, сплоченности педагогического коллектива на основе современных концепций образования, педагогического потенциала организации и лиц, входящих в данный вуз, владения преподавательским составом новыми вузовскими технологиями).
Эффективность интернет сайтов вузов городского округа Самара как инструмента маркетинговых коммуникаций, несомненно, очень высока.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности построения Интернет сайтов вузов г.о. Самара с точки зрения удобства использования.
2. Выявить основные виды и способы маркетинговых коммуникаций вузов на их официальных сайтах.
3. Определить особенности построения текстовых сообщений (рекламных обращений) с помощью которых учебные заведении вступают в коммуникацию с абитуриентами.
4. Исследовать основные показатели статуса, конкурентоспособности и структуры предложений образовательных услуг ВУЗа.
5. Изучить структуру продвижения образовательных услуг на образовательном рынке г. Самары.
Гипотезы исследования:
1. Интернет сайт является эффективным инструментом маркетинговых коммуникаций вузов.
2. Наиболее понятная ссылка на сайте вуза на раздел «Для абитуриентов» введет к большей коммуникации вуза с абитуриентом.
3. Доменное имя Интернет сайта (адрес) совпадает с аббревиатурой названия самого учебного заведения, что дает возможность абитуриенту быстро найти сайт интересующего его вуза в Интернете.
4. Чем выше ТИЦ Интернет сайта вуза, тем больше его популярность среди абитуриентов.
5. Образовательная реклама имеет самую обычную структуру текстового сообщения – это название вуза, виды образовательных услуг, специальностей, основные выгоды для пользователей.
6. Статус, конкурентоспособность и структура предложений образовательных услуг вуза являются основой его рекламного обращения
7. Наиболее популярные вузы чаще ищутся в Интернете.
8. Государственные высшие учебные заведения более популярны, чем негосударственные.
Выборочная совокупность:
В г.о. Самара насчитывается всего 48 высших учебных заведений (в том числе филиалы), 33 из них государственные, 15 – негосударственные. Но не все вузы имеют официальные интернет сайты.
Объем выборочной совокупности 40% от генеральной совокупности государственных и негосударственных высших учебных заведений. Это обусловлено тем, что не у всех высших учебных заведений есть собственный сайт в Интернете. В выборку входят все высшие учебные заведения гуманитарных и экономических направленностей, у которых есть функционирующий официальный сайт и на котором содержится информация для абитуриентов.
Выборка является стратифицированной (разделена на страты – государственные и негосударственные учебные заведения).
Анкетирование проводилось в 11 классах в Школе среднего общего образования № 54 Октябрьского района городского округа Самара. Выборка составила 100% учеников, присутствующих на момент анкетирования. В исследовании участвовали 70 учеников 11-х классов (выпускников). Из них 24% в возрасте 16 лет и 76% в возрасте 17 лет. При этом в исследовании приняло участие 44% юношей и 56% девушек.
Методы исследования:
— контент-анализ Интернет сайтов вузов г.о. Самара,
— анкетный опрос выпускников школ г.о. Самара.
Обоснование методов:
С помощью контент-анализа можно анализировать такие различные типы текстов, как сообщения СМИ, заявления политических деятелей, программы партий, правовые акты, рекламные и пропагандистские материалы, исторические источники, литературные произведения, интернет-сайты.
Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.
Первый этап. Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:
— заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
— один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
— заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
— сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина);
— частота появления сообщений;
— способ распространения сообщений;
— место распространения сообщений;
— время появления сообщений.Социологические исследования
При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.
Второй этап. Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.
Третий этап. Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово.
Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:
— она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
— она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
— она должна легко идентифицироваться;
— число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.
Четвертый этап. Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
— физическая протяженность текстов;
— площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
— число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
— длительность трансляции по радио или ТВ;
— метраж пленки при аудио- и видеозаписях;
В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.
Пятый этап. Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.
Шестой этап. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.
Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что социологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Метод контент-анализа выбран потому, что у этого метода нет взаимодействия с фоном исследования, который мог бы исказить результаты, это косвенный метод, также он дает представление об интернет-сайте вуза, не смотря на то, что исследователь непосредственно не наблюдает объект исследования.
Применение метода анкетирования в совокупности с методом контент-анализа позволяет получить независимую и полную картину по предмету исследования, собранную информацию легко систематизировать и анализировать, легко собрать большое количество информации при общей простоте проведения.
Стратегия исследования:
Интерпретация ключевых понятий:
Абитуриент (от позднелат. Abituriens — собирающийся уходить), в большинстве стран лицо, оканчивающее среднее учебное заведение. В СССР с конца 50-х гг. термин «Абитуриент» приобрел другое смысловое значение — поступающий в учебное заведение.
Интернет сайт (от англ. site — место, синонимы: веб-сайт, ресурс) — это место в интернете, которое определяется своим адресом, имеет своего владельца и состоит из веб-страниц, которые воспринимаются как единое целое. Строгого определения сайта не существует — например, некоторые разделы больших сайтов вполне могут восприниматься и даже определяться их владельцами как отдельные сайты.
И т.д.
Таким образом, программа социологического исследования должна состоять из следующих элементов:
1. Этапы исследования;
2. Объект исследования;
3. Предмет исследования;
4. Цель исследования;
5. Системный анализ;
6. Задачи исследования;
7. Гипотезы исследования;
8. Выборочная совокупность;
9. Методы исследования;
10. Обоснование методов;
11. Стратегия исследования;
12. Интерпретация ключевых понятий.
Итак, это была практика – теорию Вы легко можете найти в учебниках. Я думаю, что приведенная программа не требует каких-либо комментариев, так как по аналогии Вы легко можете изменить ее под свое социологическое исследование, особенно это касается студентов СамГУ, так как программа построена с учетом требований именно этого ВУЗа.
Удачи в исследовательской работе!
Источник: studresearsh.ru
Программа социологического исследования
Конкретное социологическое исследование проводится в соответствии со специальным документом — программой социологического исследования.
Программа социологического исследования — это изложение общей концепции исследовательского проекта, заключающей в себе поэтапное программирование и правила процедур научно-практической исследовательской деятельности.
Программа социологического исследования выражает понимание и знание:
1.Что надо делать.
2.Чем выполнить задуманное.
3.Как выполнить задуманное.
1.Теоретико-методологическая функция, которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения.
2.Методическая функция, которая позволяет наметить способы сбораданных и описания ожидаемых результатов, а также определение обследуемой совокупности, описание необходимого инструментария и подготовку логических схем обработки первичной информации на компьютере.
3.Организационная, которая позволяет спланировать деятельность исследователя на всех этапах работы.
Перед тем как приступить к ее составлению необходимо:
1.Провести диагностику ситуации, подлежащей изучению (например, изучается состояние современной средней школы).
2.Провести проблематизацию — выявить подлинно решаемые в данный момент времени (кадровый состав, вернуть школьников за парты).
3.Очертить круг основных вопросов, которые затем предстоит решать.
4.Если есть заказчик, предварительно согласовать цели, сроки исследования.
5.Определить форму отчетности.
6.Сформулировать тему исследования.
Тема исследования — вводит в круг проблем, очерчивает контуры того, что будет ставиться в качестве цели исследования, содержать в себе направленность на принятие какого-то решения.
Как правило, собранная информация направлена на решение каких-либо проблем. Проблема — это существующие противоречия между знаниями о потребностях людей в каких-либо действиях и незнанием путей, средств и методов реализации этих действий. Социальной проблемой называют существующую в самой реальности противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Например, это может быть незнание главных причин тенденции роста молодежной преступности, снижения качества обучения в средней и высшей школах, уровень доверия административным структурам и др.
По масштабам проблема может быть общенациональной, региональной или местной. По продолжительности существования проблемы делятся на краткосрочные, среднесрочные и длительные.
Проблемная ситуация — это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не ясны.
Предварительный анализ проблемной ситуации:
б)свободные интервью с участниками проблемной ситуации;
в)анализ документов, в том числе ведомственной документации, результатов предшествующих социологических исследований;
г)свободные интервью с экспертами (например, сотрудниками министерства образования).
Сформулированная проблема есть результат осмысления проблемной ситуации. Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок. Вопрос: Каковы причины таких-то и таких-то явлений? Установка: Найти способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую данный круг факторов.
Проблема становится обозримой, когда она уловлена в каком-то социальном явлении, то есть путем определения объекта и предмета исследования.
Объект исследования — явление или сфера социальной действительности, которые выступают как непосредственные носители проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность. Чаще всего объектом выступает социальная группа: молодежь, представители среднего класса, жители города, поселка и т. п.
Для успешного осуществления социологического исследования большое значение имеет правильное определение предмета исследования.
Предметом исследования выступают стороны объекта, которые надлежит исследовать, а также свойства объекта, которые в наиболее полном виде отражают социальную проблему, скрывающиеся в ней противоречия.
Обязательным процедурным моментом, наряду с определением проблемы, объекта и предмета социологического исследования является формулировка гипотез. Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.
Выявленный объект исследования может быть численно большим и опрос всех людей, составляющих объект исследования, нерационален по причине сложности, громоздкости, дороговизны. Поэтому социологи осуществляют операции “выборки”, посредством которой из объекта берется та совокупность, которая и будет исследована. В программе эта операция отражается в описании проекта выборки с последующим выделением в отдельный документ.
Различают выборку генеральную и репрезентативную.
Генеральная — это вся совокупность людей, которые необходимы, “нужны” для данного исследования. Например, это все 100% работников какого-либо учреждения, города и т. п., где проводится исследование. Такой охват нереален и дорог, поэтому прибегают к репрезентативной выборке — представительству того или иного минимума состава обследуемых по критериям, соответствующим генеральной выборке.
Определение выборки — один из сложных моментов (наряду с разработкой рабочей гипотезы) во всем социологическом исследовании, так как она должна строго отражать особенности и соотношение всех элементов объекта, т. е. должна быть репрезентативной. Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять основные параметры, характеристики генеральной совокупности. Если совпадения нет, говорят об ошибке репрезентативности – мере отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности.
Выборочная совокупность — это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности (респонденты, анализируемые документы и т. п.), подлежащие изучению (опросу, интервьюированию и т. п.), и есть единицы анализа. Ими могут быть как отдельные люди, так и целые группы (студенческие), рабочие коллективы.
В первую очередь отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются единицами отбора, а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод чаще всего называют механической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется шагом отбора (шагом выборки).
Выборка может быть целевая, в которой исследователь отбирает людей для опроса из заданных целями исследования групп. Выборка случайная — каждый элемент структуры населения может быть включен в нее с одинаковой вероятностью. Конечно, объем выборки влияет на ошибки репрезентации: чем больше величина выборки, тем меньше возможная ошибка.
Но проводить опрос большой выборки чрезвычайно дорого и, как свидетельствуют специалисты, оправдала себя практика включения в выборочную совокупность 10-ти% от генеральной совокупности, причем, количество респондентов ( от англ. response — ответ) не должно превышать 2-2,5 тыс. человек. При проведении телефонных опросов достаточно опросить 300 человек, проживающих в миллионном городе. Для менее крупных городов объем выборки может составлять 150-200 человек. Необходимо избегать явных отклонений от характеристики генеральной совокупности. В таком случае результаты исследования будут ошибочны.
Результаты научного анализа и теоретической оценки обычно обобщаются и излагаются в научном отчете. Здесь дается оценка значения полученных результатов исследования для дальнейшего развития теории и практики.
Социологические исследования различают на: описательное, аналитическое, оценочное.
Описательное исследование – самый простой и доступный тип изучения реальности. Его предназначение – получить первичную информацию о социальных проблемах. Например, социологи выясняют и описывают моральный климат в коллективе или изучают литературные вкусы современной молодежи (что молодежь читает).
Аналитическое исследование не только описывает изученную проблему, но и стремится объяснить ее: почему на изученной фирме, компании царит нервозность, часто возникают конфликты или почему молодежь мало читает произведения классической литературы (или не читает вообще) и др.
Оценочное исследование – это совокупность моделей и приемов, позволяющих оценить – в социальных, экономических или политических терминах – конечный результат (эффект) целенаправленного вмешательства в социальные процессы. Примером может служить социологическое изучение гендерной проблемы в нашей стране, как конечный результат принятие правительственной программы «Стратегия гендерного равенства Республики Казахстан на 2005-2015 годы».
1.Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для высших учебных заведений. – М., 1995.
2.Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. – М., 2001.
3.Кравченко А. И. Социология. – М., 2005.
4.Общая социология / под. ред. А. Г. Эфендиева. – М., 2002
5..Ядов В. Л.Социологические исследования. – М.,1987.
6..Ядов В. А.Стратегия социологического исследования.Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 1998.
Источник: megaobuchalka.ru