Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана —о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог — построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.
Программа исследования
Социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии — снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, т. е. в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.
Программа бакалавриата «Технологии социологического исследования» | ИОН РАНХиГС
Сегодня под эмпирическим исследованием понимается сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию. На вопрос, как получены данные, отвечает технология (методика и методы) сбора данных, а сами данные представляют собой результат исследовательского поиска и ответ на вопрос, что получено в исследовании. Стратегия эмпирического исследования задается программой исследования, куда входят теоретическая модель предмета исследования, эмпирическая схема объекта исследования, методы и методика получения данных, анализ и интерпретация данных, но не входит научный отчет, в котором описаны итоги.
Все стадии работы социолога отражены в его главном документе — программе социологического исследования.
Программа относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых — представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса.
Основой социологического исследования, его квинтэссенцией выступает программа исследования. В ней заключена вся мудрость ученого, выражено все то, на что он способен: его квалификация в выборе проблемы, предмета и объекта исследования, построения выборки и инструментария, организации полевого этапа, анализа и интерпретации собранных данных.
Нельзя точно сказать, начинается ли исследование с программы или им заканчивается. Программа — это одновременно начало одного и завершение другого этапа работы. Она всегда пополняется, уточняется, дорабатывается. Она — ноу-хау каждого конкретного ученого. Если хотите, способ зарабатывания денег.
Социология. Лекция 3. Социологические исследования
И чем лучше, оригинальнее она составлена, чем надежнее в работе, тем большие деньги она приносит своему творцу. Вот почему хорошие программы в социологии на вес золота.
Программа социологического исследования включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих узловых моментов: методологической части (формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования) и методической части (определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ).
Выделяют следующие основные этапы составления программы исследования:
- • формулировка проблемы;
- • определение цели, задач, объекта и предмета исследования;
- • логический анализ основных понятий;
- • выдвижение гипотез;
- • определение выборочной совокупности;
- • составление инструментария;
- • полевое обследование;
- • обработка и интерпретация полученных данных;
- • подготовка научного отчета.
Формулировка проблемы. Проведение исследования и составление программы начинается с правильной постановки проблемы. В исследовании социальная проблема выступает как своего рода состояние знания о незнании определенных сторон (количественных и качественных характеристик) явления или процесса. Сои,иа.иъной проблемой называют существующее в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Это может быть незнание причин роста молодежной преступности, увеличения безработицы или снижения жизненного уровня населения, снижения спроса на отечественную бытовую технику, ухудшения политического рейтинга главы государства, превышения эмиграции над иммиграцией и т. п.
В процессе формулировки проблемы исследования социолог стремится точно выразить проблемную ситуацию (и реальное противоречие, определяющее ее) и в то же время не давать чрезмерно широких и абстрактных определений. Обычно первоначальная проблема, которая чаще всего именно абстрактна, по ходу исследования постоянно сужается и к моменту «выхода в поле» приобретает четкий, завершенный вид. Целесообразно несколько раз возвращаться к формулировке проблемы. Если проблема не урезана до необходимых размеров, всегда остается опасность, что социолог будет искать ответ не на одну, а на множество проблем, а стало быть, как следует не решит ни одной.
Браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно, поскольку это усложняет инструментарий и делает его излишне громоздким, что, в свою очередь, снижает, во-первых, качество собираемой информации, во-вторых, оперативность исследования (последнее ведет к старению социологических данных).
Определение пели, задач, объекта и предмета исследования. Задачи исследования могут бьггь условно разделены на основные и дополнительные. Основные предполагают поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Дополнительные задачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме исследования обстоятельства, факторы, причины.
Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком-люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа —студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т. п. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и преподаватели.
Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. Причины неуспеваемости в вузе —это предмет исследования. Он представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.
Логический анализ основных понятий. В этом разделе программы предусматриваются такие методологические процедуры, без которых невозможно воплотить в инструментарии единую концепцию исследования, а значит, реализовать его цель и проверить правильность выдвинутых гипотез. Их суть состоит в логическом структурировании основных понятий, определяющих предмет исследования.
Логический анализ предполагает точное объяснение содержания и структуры исходных понятий, а на этой основе — уяснение соотношения свойств изучаемого явления. Впоследствии он поможет правильно объяснить полученные результаты. Результатом подобной процедуры выступает теоретическая модель предмета исследования, о которой мы еще будем говорить подробнее.
Выдвижение гипотез. Их совокупность отражает богатство и возможности теоретической концепции, общую направленность исследования. Гипотеза —научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования. Гипотезы—это явно или неявно выраженные предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы.
Например, если в ходе анализа причин неуспеваемости в вузе выдвигаются предположения о 1) низком качестве преподавания ряда предметов, 2) отвлечении студентов от учебы на дополнительные заработки, 3) нетребовательности администрации к успеваемости и дисциплине, 4) просчетах в конкурсном приеме в вуз,— то именно их и следует проверять в исследовании. Гипотезы должны бьггь точными, конкретными, ясными и касаться только предмета исследования. В зависимости от того, как сформулированы гипотезы, часто зависит, какими будут методы исследования. Так, гипотеза о низком качестве преподавания требует проведения экспертного опроса, а гипотеза об отвлечении студентов на приработки — обычного опроса респондентов.
Определение выборочной совокупности. Она задается самим объектом исследования (например, обследование студентов, пенсионеров, вкладчиков Сбербанка, работников предприятия). Различие между объектом и выборочной совокупностью заключается в том, что вторая меньше по объему и представляет уменьшенную копию первого.
Если объект исследования охватывает десятки тысяч людей, то выборочная совокупность — сотни. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. На языке социологов эта операция носит название выборка. В программе исследования тщательно описывается проект выборки, который в последующем может уточняться.
В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности людей (либо иных источников информации), которые впоследствии будут охвачены опросом; обосновывается техника проведения опроса; указываются подходы к определению достоверности полученной информации (она необходима для того, чтобы удостовериться в степени правомерности распространения полученных выводов на весь объект исследования).
В методическую часть программы социологического исследования включаются также характеристика методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения); логическая структура применяемого методического инструментария, из которой видно, на выявление каких характеристик, свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа. Иногда сюда включают логические схемы обработки собранной информации, показывающие предполагаемый диапазон и глубину анализа данных.
Когда мы приступаем к построению программы социологического исследования, то самым сложным и важным делом, предопределяющим общий успех, является, пожалуй, создание теоретической модели предмета исследования (ТМПИ).
Теоретическая модель предмета исследования — это представляющая внутри себя единое логическое целое совокупность абстрактных объектов, которые описывают проблемное поле, попавшее в сферу вашего теоретического интереса.
Теоретическая модель предмета исследования — основной путеводитель социолога в безбрежном море эмпирической информации. Она напоминает план города, без которого турист бессмысленно блуждает в лабиринте улиц. Теоретическая модель связывает в единое целое а) одни понятия с другими, б) одни факты с другими фактами, наконец, в) факты и понятия между собой. Прежде всего, она включает абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с другом. Затем они переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков.
Итак, центральным моментом разработки программы исследования выступает создание теоретической модели.
Приведем конкретный пример социального исследования как диагностики и практики.
Американский центр выборочных исследований (Survey Research Center —SRC) под руководством Ф. Манна провел диагностическое и практическое (improvement) исследование на шести заводах и в центральном офисе крупной фирмы. Под диагнозом понимался процесс изучения различных характеристик организации и персонала с целью получить точное описание того, как обстоят дела в фирме. Методология диагностики предполагала не только первичное обследование объекта, но и последующую перепроверку (повторное исследование) степени надежности полученных данных, установление приоритетов практических мероприятий.
В данном случае цели определялись сотрудниками центра совместно с руководством заводов и администрацией фирмы. Первоначальные цели были признаны недостаточно точными, поэтому для их конкретизации провели устные интервью и сбор письменных пожеланий. После чего ученые SRC откорректировали цели исследования, которые на следующих стадиях были согласованы с профсоюзами.
В конечном счете выяснилось, что цели —это то, что интересует каждую из сторон. Компанию интересовало улучшение психологического климата и морали работников, изменение установок людей и их отношения к работе. Профсоюз хотел получить комплекс практических мероприятий, улучшающих положение дел на производстве. Ученых интересовали такие переменные, как контроль, коммуникация, эффективность, координация, процесс устаревания технологии, склонность к риску, удовлетворенность и организационные изменения. В процессе долгих согласований были выработаны взаимоприемлемые цели.
Исследование включало несколько фаз. На первой создали специальный комитет, состоящий из ученых и менеджеров. Он возник после того, как ученые убедились в его практической полезности.
Оказывается, научные данные могут быть по достоинству оценены компанией в том и только в том случае, если лица, занимающие в компании ключевые посты, будут включены в разработку процедуры исследования в той мере, в какой это позволяют научные правила. Комитет составил список проблем, которые надлежало изучить, а затем в ходе интервью с персоналом на самых разных уровнях управления он был дополнен и расширен. Активное участие в обсуждении принимали профсоюзы. Ученые перевели идеи и предложения опрошенных работников на язык социально-психологических переменных.
Вторая стадия. Обобщив богатый материал, полученный в процессе коллективных обсуждений с персоналом, ученые составили вопросник и схему основного интервью. Включаемые сюда вопросы просматривались руководством производственных отделов компании и членами комитета. Одобрение инструментария и его совместная разработка существенно снизили психологическое сопротивление менеджмента на стадии обсуждения научных результатов. В конечном итоге была достигнута высокая степень профессионализма исследования и конфиденциальности ответов респондентов.
Третья фаза — заключительный этап диагноза. Он не завершается анализом процентных распределений. Сбор и анализ данных проводились по стандартным правилам, принятым в социологии. Специфику представляет процедура интерпретации данных. Поскольку они ориентированы на достижение практического эффекта, процедура интерпретации состояла из серии конференций с персоналом.
Подключение персонала к интерпретации данных и анализу выявленных проблем является решающим фактором, поскольку предполагается, что результаты исследования будут использованы именно в этой организации. Желательно, чтобы дискуссию вел руководитель отдела компании. Он нацеливает персонал на практическое использование результатов и участие в принятии решений.
Таким образом, устанавливается активная обратная связь ученых с персоналом, которая служит гарантией успеха дела. Обсуждение выявленных учеными проблем стимулировало участников конференции поставить новые вопросы, которые прежде выпали из поля зрения. Работники обвинили менеджеров в том, что они недостаточно делегируют свои полномочия подчиненным, а те, в свою очередь, указали на недостаточно высокую квалификацию.
Источник: bstudy.net
Пример социологического исследования
В условиях современности все чаще и чаще сферы жизни человека подвергаются изменениям. При этом «остатки» Советского Союза все еще существуют в современном российском обществе. Сегодня социальные связи, которые были укоренены в советской системе, трансформируются под влиянием различных факторов и приобретают другие формы и значений.
Было бы целесообразным исследовать тенденции использования социальных связей населением страны и определить, что именно доминирует сегодня — как и в прошлом явление «блата» (которое сегодня представлено рентой и рентоориентованою поведением), или все же, учитывая то, что страна стоит на пути развития демократии и гражданского общества, преимущество «формальных» путей решения проблем. Именно это мы и попытаемся исследовать.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Цель и задачи исследования
Цель: сравнить формальный и неформальный социальный капитал, которым владеют жители.
- Определить распространенность использования формального социального капитала жителями города;
- Узнать, привлекают ли и как часто жители города неформальные социальные связи для реализации собственных целей;
- Определить действенность неформального социального капитала в процессе решения проблем, возникающих среди жителей города;
- Выяснить доминирование одной из форм социального капитала;
- Определить, какую роль играют формы социального капитала в жизнедеятельности людей.
Объект и предмет исследования
Объект (по критерию носителя проблемы): население города в возрасте от 18 до 60 лет.
Объект (по критерию общей проблемы): социальный капитал (формальный и неформальный) как социокультурный феномен.
Предмет исследования: сравнительный анализ форм социального капитала среди жителей города.
Теоретическая интерпретация
- Капитал — (capital) это основной элемент общественного богатства, который ограничивается конкретными материальными формами: деньгами и средствами производства.
- Социальный капитал — (social capital) согласованное взаимодействие индивидов с целью реализации собственных целей, которое базируется на основе доверия, норм и ценностей, характерных определенному обществу. Характеризуется качеством социальных связей и обладает способностью к саморазвитию, при этом требует инвестирования со стороны индивидов для его постоянного накопления.
- Доверие — (trust) вера в надежность человека или системы. Оценивается степень доверия, сложившаяся в детстве к людям и учреждениям, которая часто рассматривается как необходимое условие существования хороших долгосрочных социальных отношений.
- Нормы — (norms) правила, которые формально или неформально приняты в группе или обществе.
- Ценности — (values):
- Этические идеалы и убеждения.
- Основные убеждения и цели индивида или общества. В структурном функционализме Т. Парсонса интеориоризовани «общие ценности» играют большую роль в социальной интеграции любого общества.
- Социальные сети — (social network) это совокупность актеров, связей между ними, предметов их взаимодействия (материальных и нематериальных) и устойчивые модели этих взаимодействий.
- Неформальные социальные связи — (informal кelations) отношения, которые существуют в группах и организациях на основе личностных привязанностей; способы действия, отличные от формально определенных путей или процедур.
- Формальные социальные связи — (formal relations) отношения в группах и организациях, установленные в соответствии с нормами и правилами «официальной» системы власти.
«Пример социологического исследования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Рабочие гипотезы исследования
Гипотеза — основание: можем предположить, что уровень распространения формального социального капитала значительно больше, чем неформального социального капитала.
- большая часть респондентов является активным участниками общественных организаций;
- уровень общественного доверия у респондентов достаточно высок;
- использование неформальных связей не является распространенным явлением среди жителей города, и все проблемы собственного характера они решают, используя «формальные каналы»;
Методическая часть
Замечание 2
Методическая часть подразумевает описание методов и техник получения информации.
Планируется провести качественный метод сбора информации, а именно — глубинное интерью. Респондентами будут выступать люди в возрасте от 18 до 60 лет. С помощью такого метода будут проанализированы мнения респондентов относительно доминирования одной из форм социального капитала среди жителей города. Анализ информации будет осуществляться в соответствии с такого плана:
- интервью с респондентами,
- транскрипт интервью,
- описание,
- сравнительный анализ текстов, полученных из расшифровки интервью,
- выделение доминирующих форм социального капитала.
Глубинное интервью
- Неформальный социальный капитал:
- Вспомните, пожалуйста, Возникали ли у Вас ситуации, когда Вы не могли собственными усилиями решить какие-либо проблемы? Проблемы какого типа у Вас возникали чаще всего?
- Кто (люди, организации, учреждения) чаще всего помогал Вам в Вашей жизни решать Ваши проблемы?
- Ваше отношение к существованию «своих людей» в нужных местах?
- Как часто и в каких ситуациях Вы обращаетесь к ним за помощью?
- Попробуйте вспомнить ситуацию, когда к Вам «свои люди» обращались за помощью?
- Формальный социальный капитал:
- Что вы знаете о существовании общественных организаций в городе?
- Деятельности которой из организаций Вы участвуете? Почему? Как долго Вы являетесь членом этой организации?
- Как Вы думаете, стоит доверять людям вообще или следует относиться к ним с осторожностью? Объясните почему?
- Представьте ситуацию, к Вам обратилась незнакомая для Вас человек и попросил помощи. Ваши действия.
- Принципы отбора участников исследования Население города в возрасте от 18 до 60 лет. Для анализа будет отобрано 4 возрастные категории:
- 18-25 лет;
- 26-35 лет;
- 36-45 лет;
- 46-60 лет.
Из каждой группы будут отобраны по 2 участника. Возрастная градация позволит учесть возрастные особенности в процессе анализа определенной проблемы.
Исследовательская саморефлексия
Глубинное интервью с респондентами представляет только часть необходимой информации для раскрытия выбранной проблематики. Для более достоверных результате следовало бы опросить большее количество респондентов, но эта задача выполняется при более детальном изучении выбранной темы в процессе дальнейшего обучения.
Источник: spravochnick.ru
Программа социологического исследования
Необходимо помнить о том, что строить выборку – это ответственное и сложное дело, т.к. ее качество будет прямо влиять на то, какие результаты исследования будут получены. Задачи построения выборки необходимо обязательно решать в зависимости от конкретных условий.
Одна из важнейших позиций методического раздела программы социологического исследования – это обоснование комплекса методов, используемых для сбора социологической информации. Тут необходимо указать методы сбора данных, обосновать то, насколько необходимо использовать их в исследовании.
Следующая важная позиция программы – это выявление методов обработки и анализа данных. На данном этапе необходимо обозначить способы обработки данных, полученных эмпирическим путем (машинный или ручной), а также в чем заключалась работа по подготовке необходимой информации к обработке. Методы анализа данных будут зависеть от того, какие выбраны были методы сбора социологической информации, а также возможностей программного обеспечения, требуемого для их обработки и, конечно же, от целей и задач проводимого исследования.
Заключительным этапом процедурного раздела программы является рабочий организационный план исследования, в котором расписаны его этапы, а также время их осуществления, лица, которые отвечают за его реализацию, сроки окончания проведения исследования и подготовки отчета по науке, а также проведение всех организационно-технических мероприятий.
После этого заканчивается этап разработки программы и подготовительный этап в деятельности исследователя. И можно начинать следующий этап – это уже проведение самого полевого исследования.
Источник: zaochnik-com.com