6. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Программа социологического исследования представляет собой изложение общей концепции методологических подходов в соответствии с целью предпринимаемого исследования, гипотез, правил процедуры и логически последовательных действий для проверки высказанных предложений. Первоначально социолог составляет общий эскиз программы, где фиксируются тема, цель и основные задачи предполагаемого исследования в соответствии с выдвинутой проблемной ситуацией. Далее решается организационный вопрос: тема научно-исследовательской работы социолога включается в план НИР учреждения, в котором он работает, или с ним заключает договор организация-заказчик, которая заинтересована в его исследовании.
1. Методологический раздел программы, или стратегический документ исследования, имеет следующие части:
1) формулировка и обоснование программы;
2) указание цели;
3) определение объекта и предмета исследования;
4) логический анализ основных используемых понятий;
Лекция 4. Эксперимент. 4.1. Эксперимент как социологический метод
5) гипотезы и основные задачи исследования.
2. Методический раздел программы, или документ, отражающий тактику исследования, включает:
1) изложение методов сбора первичной социологической информации;
2) определение поля изучения обследуемой социальной совокупности;
3) логическую структуру инструментария для работы над первичными материалами и их обработку на ЭВМ.
Все социологические исследования, в том числе и теоретические, имеют прикладное значение, они содержат информацию, выводы, рекомендации для практической деятельности, для подготовки и принятия управленческих решений. В целом социологические исследования направлены на выявление резервов социального развития, имеющихся во всех общественных явлениях.
Любое социологическое исследование прикладной ориентации начинается с выявления научной проблемы, которая связана:
1) либо с противоречиями реальной действительности (развития социальных систем, процессов и состояний);
2) либо с «белыми пятнами познания» (неизученностью тех или иных социальных явлений, событий); либо с «конфликтом интерпретаций», когда социальные факты описываются и объясняются противоположным образом, причем каждая из научных позиций недостаточно убедительна (дискуссионна). Социальная проблема, на решение которой направлено исследование, имеет своих носителей.
К ним относятся те или иные социальные группы и социальные институты. Они выступают объектом исследования. Объект – это часть действительности, которая нуждается в социологическом познании. Это может быть жизнедеятельность людей, организуемая определенными социальными институтами. Предмет исследования – это определенный аспект объекта, его некоторые стороны и свойства, которые в более полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.
После составления программы социологического исследования на основе его методологического раздела (стратегии) и в соответствии с методическим разделом (тактикой) начинается организация полевого исследования, т. е. сбор первичной информации.
Программа бакалавриата «Технологии социологического исследования» | ИОН РАНХиГС
Источник: www.tinlib.ru
Цели и задачи программы социологического исследования
Важнейшей составной частью процесса социологического познания действительности являются прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают применение общих положений социологической теории и изучение конкретных социологических явлений и процессов. Однако они не сводятся только к применению каких-то общих теоретических положений к какому-то конкретному набору социальных фактов. Содержание и значимость их гораздо шире.
Введение…………………………………………………………………………….…..3
Программа социологического исследования её функции, цели и задачи………….5
Этапы и виды социологического исследования……………………………………. 8
Программа социологического исследования………………………………………..11
Требования к программе социологического исследования………………………. 15
Заключение………………………………………………………………………….…17
Список использованных источников………………………………………………. 18
Работа содержит 1 файл
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
Реферат по дисциплине
Тема: Цели и задачи программы социологического исследован
Выполнил: студент I курса
(срок обучения – 4,5 года)
Черемшанцева Е. В.
Форма обучения: заочная
Дата сдачи: __________
Программа социологического исследования её функции, цели и задачи………….5
Этапы и виды социологического исследования……………………………………. 8
Программа социологического исследования……………………………………….. 11
Требования к программе социологического исследования………………………. 15
Список использованных источников……………………………………………….. .18
Важнейшей составной частью процесса социологического познания действительности являются прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают применение общих положений социологической теории и изучение конкретных социологических явлений и процессов. Однако они не сводятся только к применению каких-то общих теоретических положений к какому-то конкретному набору социальных фактов. Содержание и значимость их гораздо шире.
Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.
Как и любое научное исследование, прикладное социологическое исследование содержит в себе определенный набор элементов, присущих научной деятельности. Само социологическое исследование прикладного характера становится необходимым только тогда, когда возникает определенная социальная проблема, требующая своего разрешения.
Формулирование научной проблемы, носящей прикладной характер, позволяет определить объект исследования, т.е. определенные процессы и явления социальной действительности, подлежащие изучению. В зависимости от особенностей изучаемого объекта определяется субъект исследования, т.е. научный коллектив или группа исследователей-социологов, способных решить научными методами и средствами поставленную проблему. Определив субъект исследования, заказчик – государственный орган, предприятие, банк, спортивное общество и т.п. – вместе с исполнителем исследования – научной организацией – определяет цели и задачи прикладного исследования либо это делает исполнитель по поручению заказчика.
Для того, чтобы решить поставленные конкретные задачи и достичь намеченной цели, требуются определенные средства – финансовые, людские, научно-технические и организационные. Эффективное применение этих средств по намеченной программе должно привести к достижению конкретного результата – нового знания об исследуемом объекте.
Таким образом, процесс проведения конкретного социологического исследования представляет собой в самом общем виде применение субъектом определенных средств по заранее разработанной программе в целях получения нового знания об объекте и практического применения полученного результата в конкретной деятельности. В связи с этим возникает вопрос: что же такое программа конкретного социологического исследования?
Программа социологического исследования её функции, цели и задачи.
Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.
Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория–факты–теория.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.
Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.
Программа социологического исследования состоит из основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.
Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологии изучения объекта. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как ее сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.
Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая цель – дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.
Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования.
Частные – для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.
С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия.
Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.
Предварительный системный анализ объекта – это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.
Этапы и виды социологического исследования
Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.
Различают три основных вида социологического исследования:
- разведывательное;
- описательное;
- аналитическое.
Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек.
Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.
Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия. В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.
Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.
В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:
1) разработка программы и приемов исследования;
2) проведение эмпирического исследования;
3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.
Все указанные этапы чрезвычайно важны и требуют особого внимания.
Остановимся подробнее на рассмотрении этапа составления отчета о социологическом исследовании. Итоги анализа полученной в ходе эмпирического исследования информации отражаются, как правило, в отчете, который содержит в себе данные, интересующие заказчика. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем дедукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования.
Первоначально дается отчет по главной гипотезе. Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников, сроки проведения и т. д.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, социальное положение и др.). Последующие разделы включают в себя поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.
Источник: www.stud24.ru
8. Методология, методика и техника социологического исследования.
Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью получения объективных, достоверных данных об изучаемом явлении или процессе для их последующего исследова-ния в практике.
Социологическое исследование, направленное на решение каких-либо практических задач, имеющее целью выработку научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития тех или иных социальных явлений или процессов, называется прикладным . Исследование, имеющее своей целью преимущественно развитие научных теорий – фундаментальным . Исследование, ориентированное на сбор и анализ данных с использованием методов и техники социологического исследования, называется эмпирическим и может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии в зависимости от того, какую цель ставит перед собой.
На сегодняшний день фундаментальные социологические исследования в России практически не проводятся, так как пока открытым остаётся вопрос о существовании теоретической социологии в России. Прикладные же социологические исследования (кроме маркетинговых исследований и предвыборных опросов) не ориентированы на практическое применение их результатов.
Виды социологического исследования:
- разведывательное – предварительное исследование,проводимое с целью уточнения всех элементов основного исследования и внесения в них необходимых корректировок;
- описательное исследование имеет целью определение структуры, формы и характера изучаемого явления или процесса;
- аналитическое исследование заключается не только в описании структурных элементов изучаемого явления или процесса, но и в выявлении причин, лежащих в основе данного явления.
- выделяют также когортное исследование , предполагающее исследование когорт, т.е. тех группировок, в которые включаются индивиды, подобранные таким образом, что переживают те же события в тех же усло-виях и в те же самые периоды времени;
- сравнительное исследование – исследование, ориентированное на получение выводов, основанных на сравнении социологических явлений во времени (панельные, когортные) или по регионам (территориальные).
Этапы социологического исследования
I. Подготовительный этап
В ходе подготовительного этапа социологического исследования разрабатывается программа исследования – документ, который содержит методологическое, методическое, организационно-техническое обоснование социологического исследования.
1) Методологический раздел программы:
- формулирование и обоснование проблем исследования, предполагающее проведение определенной теоретической работы, в результате которой выделяются социологические аспекты проблемы и определяются главные и второстепенные ее элементы. В результате анализа проблемной ситуации определяется тема исследовательского проекта;
- определяется объект и предмет исследования. В предмете исследова-ния определяют пространственные границы, в пределах которых изучается объект исследования, временная граница. Выделение объекта и предмета ис-следования позволяет социологу на основе системного анализа построить его гипотетическую идеализированную модель, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов изучаемого объекта и их связей;
- определение целей и задач исследования.
Целью исследования является конечный результат, который исследова-тель намерен получить после завершения работы.
Задачи исследования – круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования.
В ходе проведения данного этапа исследования формируются рабочие гипотезы, как формы предположения, в котором содержащееся значение носит вероятностный характер. Гипотеза – обоснованное научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки.
2) Методический раздел программы содержит описание методики и техники проведения социологического исследования.
Методика проведения социологического исследования — совокупность приёмов и методов, процедур установления социальных фактов, их обработки и анализа.
Техника социологического исследования – совокупность умений и навыков по организации и проведению социологического исследования.
Инструментарий исследования – совокупность методических и технических приемов проведения исследования, воплощенных в соответствующих операциях и процедурах, представленных в виде разнообразных документов. Одной из характеристик качества проведенных социологических измерений является валидность. Валидность – степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежит измерить.
При определении объекта исследования используется такое понятие как «генеральная совокупность», т.е. совокупность всех элементов данного объекта, изучение которой предполагает определенные затраты. Поэтому, как правило, из генеральной совокупности с помощью специальных методов отбирается выборочная совокупность. Процедура отбора подмножества элементов, генеральной совокупности, позволяющей делать выводы обо всем множестве элементов – выборка . Одной из моделей образования выборочной совокупности является случайная выборка, при которой строго соблюдается равенство шансов попадания в выборочную совокупность для всех единиц генеральной совокупности.
Репрезентативность – свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности.
II. Основной (полевой) этап проведения социологического исследования предполагает разработку процедур сбора информации: описываются методы сбора первичной социологической информации, способ и порядок их применения, продумываются способы и методы анализа собранного материала.
Методы сбора первичной социологической информации
Самым распространенным методом сбора первичной социологической информации является опрос, который заключается в устном или письменном обращении к выборочной совокупности респондентов с вопросами по иссле-дуемой проблеме. Различают два вида опроса: письменный (анкетный) и уст-ный (интервьюирование).
1. Анкетный опрос – заключается в письменном обращении к респон-дентам с опросным листом, содержащим определенным образом упорядоченную совокупность вопросов (анкета). Анкетный опрос может быть очным, заочным (почтовый, телефонный, прессовый); индивидуальным или групповым.
Типовая анкета состоит из:
- введения (информация о содержании анкеты и цели исследования);
- информационной части (содержательным вопросом);
- классификационной части (социально-демографические сведения о респонденте);
- заключительной части.
Интервьюирование – метод сбора социологической информации, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.
- стандартизированное (опросный лист);
- ненаправленное (свободное);
- личное или групповое;
- опосредованное.
2. Наблюдение — метод сбора социологической информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, проходящих определенных условиях.
- включенное, при котором исследователь является действительным участником изучаемой группы; не включенное, при котором исследователь получает информацию, находясь вне изучаемого объекта;
- полевое и лабораторное;
- стандартизированное и не стандартизированное;
- систематическое и случайное.
3. Анализ документов – метод сбора данных при котором документы используются в качестве источника информации (официальные, неофициальные, личные дневники, письма, записи на кино – фотопленке, аудиозаписи и т. д.).
4. Эксперимент – метод изучения социальных явлений, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые влияют на его развитие в соответствии с программой и практическими целями исследования.
III. Заключительный этап проведения социологического исследования – подготовка первичной информации для её обработки, анализа, формирования выводов и практических рекомендаций.
Интерпретация – превращение социологической информации из числовых показателей в выявленные в результате исследования конкретных характеристики объекта исследования.
Итоги исследования формируются в виде отчета, в котором содержатся изложения использованных концепций и методов, описание и разделов про-граммы, описание, анализ полученных данных, выводы, предложения и практические рекомендации.
Вопросы для самоконтроля
Быстрый переход: Этапы социологического исследования
Источник: www.nntu.ru