Программа соц исследования что это такое

Программа соц исследования что это такое

Среди методических документов, разрабатываемых социологом при проведении исследования, важнейшее место занимает программа социологического исследования.

Программа социологического исследования — это научный документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа социологического исследования — это, по существу, и есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления. Среди социологов распространено мнение о том, что разработка хорошей программы требует не менее половины интеллектуальных затрат всего исследования.

По мере составления программы решаются проблемы выбора объекта, разрабатываются конкретные методики сбора, обработки и анализа данных, проблема надежности эмпирической информации, проблема научной интерпретации данных. Плохо обоснованное, плохо подготовленное социологическое исследование приводит к ничтожным теоретическим выводам, к малоэффективным практическим рекомендациям и нередко совершенно не оправдывает тех, часто значительных материальных ресурсов, которые были затрачены на проведение данного исследования. Только хорошая программа социологического исследования может обеспечить успех всего исследования.

Методы социологических исследований

Проведение социологического исследования состоит из последовательных этапов:

— сбор первичной социологической информации;

— подготовка к обработке материалов исследования и обработка на ЭВМ;

— анализ информации, подготовка отчета по итогам социологического исследования, выводы и рекомендации.

Социологическое исследование начинается с определения проблемы, суть которой составляет реальное жизненное противоречие как частного, так и общего ха

Социологическое исследование начинается с определения проблемы, суть которой составляет реальное жизненное противоречие как частного, так и общего характера. Решение той или иной проблемы социальной или научной — всегда направлено на достижение тех или иных конкретных целей и задач.

Цель конкретного социологического исследования — это общая направленность исследования, проект действия, которые определяют характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Цель социологического исследования определяет преимущественную ориентацию этого исследования — теоретическую или прикладную, от которой зависит вся логика проведения самого исследования. Теоретическое исследование направлено на получение новых теоретических знаний о структуре, функциях, закономерностях развития исследуемого объекта, а также на разработку новых методик исследования и на обоснование процедур.

Прикладное социологическое исследование направлено на решение конкретных практических задач (конкретной социальной проблемы), построение предположений о возможном развитии процесса, разработку конкретных программ совершенствования объекта. Программа социологического исследования должна четко ответить на вопрос о том, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование, т.е. какова цель исследования.

10. Программа социологического исследования.

Важнейшей частью программы конкретного социологического исследования является определение задач исследования.

Задача конкретного социологического исследования — это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Задача исследования содержит основные и неосновные (дополнительные) требования к анализу проблем.

Сформулировав проблему, определив цели и задачи исследования, социолог выбирает объект своего исследования.

Объект социологического исследования — это явление или процесс, на которые направлено социологическое исследование. В конкретных социологических исследованиях в качестве объектов может выступать область социальной действительности, деятельность людей и сами люди. При этом необходимо, чтобы объект содержал проблему, т.е. объект должен быть носителем противоречия.

Существуют ряд требований, которые предъявляются к объекту социологического исследования. Объект должен характеризоваться :

1) четкими обозначениями явления по таким параметрам, как профессиональная (или отраслевая) принадлежность; пространственная ограниченность (регион, город, деревня); функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая);

2) определенной временной ограниченностью;

3) возможностями его количественных измерений.

Выполнение этих требований оказывает неоценимую услугу социологу. Наличие отраслевых границ позволяет ему сосредоточиться на наиболее важных и определяющих чертах функционирования данной системы. пространственные границы конкретизируют объект с точки зрения его производственно-территориальной общности. Временные границы конкретизируют сроки проведения исследования, связанные с особенностями производства (например, нельзя проводить исследование в вузе летом). Количественные границы предполагают отбор численного состава эмпирических объектов с точным указанием их отраслей и территориальной принадлежности.

Кроме выбора объекта социологического исследования, большое значение для успешного осуществления имеет правильное определение предмета социологического исследования. Предметом социологического исследования является та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычно предмет социологического исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предложением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия.

Определив проблему, социолог в первую очередь пытается объяснить ее на основе имеющихся знаний и прежнего опыта. Точнее говоря, социолог пытается объяснить старыми знаниями и опытом то, что еще полностью не познано. Но для полного решения проблемы этого недостаточно. Тогда на основе имеющихся знаний социолог строит предварительное объяснение проблемы — некоторые допущения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют исследуемое явление, т.е. он формулирует гипотезы. Гипотеза в социологическом исследовании — это научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между социальными явлениями.

Роль гипотезы в социологическом исследовании, как и в любом научном исследовании, чрезвычайно велика. Социологи любят повторять выражение Д.И.Мендел

Роль гипотезы в социологическом исследовании, как и в любом научном исследовании, чрезвычайно велика. Социологи любят повторять выражение Д.И.Менделеева, который говорил, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой. Гипотеза, во-первых, аккумулирует опыт науки, общественной практики, опыт исследователя (включая интуицию); во-вторых, она служит своего рода «спусковым механизмом» для перехода к важным эмпирическим процедурам, призванным в конечном итоге дать новое знание об объекте.

Как найти хорошую гипотезу? Многие ученые цитируют по этому поводу шутку М.Р.Коэна, который как-то заметил, что гипотезы возникают у людей, которые думают. До настоящего времени процесс постановки гипотез не удалось формализовать, да и трудно поверить в решение этой задачи. Опираясь на опыт анализа большого количества проведенных социологических и других исследований, можно назвать некоторые источники гипотез.

Это, во-первых, обыденное сознание, которое, как известно. возникает в процессе повседневной жизни людей. Оно включает в себя знания и навыки, складывающиеся в процессе трудовой деятельности, обычаи, непосредственно житейские нравственные нормы и т.п. Иногда возникает вопрос: стоит ли проводить исследование, если утверждаемое в гипотезе и без того известно? Да, стоит, потому что обыденное сознание не может дать обоснованный ответ на многие вопросы.

Другим источником построения гипотез может быть аналогия. Этот метод давно известен в науке. Сущность его заключается в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный, менее доступный.

Сам по себе объект исследования может быть численно очень большим: десятки и сотни тысяч людей, составляющих население региона, области, города; тысячи работников промышленного предприятия, научного учреждения или учебного заведения и т.д. Естественно, исследователь заинтересован опросить каждого из них. Однако есть ли в этом необходимость?

Например, если анкетному опросу подлежит группа студентов численностью в 20-30 человек (и даже аудитория в 200-500 человек), то опрос действительно может быть сплошным, то есть охватывать каждого студента. Но когда речь идет о многих тысячах человек, соответственно возрастает число работников, занятых сбором информации, проверкой годности анкет, кодировкой открытых вопросов и т.д. Другими словами, чем больше анкет, тем, естественно, больше времени требуется на их обработку, больше тратится средств и энергии на исследование. Вот почему в тех случаях, когда объект исследования насчитывает 500 и более человек, единственно правильным следует признать применение выборочного метода.

Объект исследования, который территориально, производственно и во времени «локализован» и на который распространяются выводы исследования, называется генеральной совокупностью.

В свою очередь, определенное число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному правилу, составляют выборочную совокупность. В момент исследования она должна представлять собой как бы микромодель генеральной совокупности. Другими словами, требуется, чтобы структура выборочной совокупности максимально совпадала со структурой генеральной совокупности по основным изучаемым качественным характеристикам и контрольным признакам. Для того чтобы добиться этого, нужно строго соблюдать правила выборки.

Метод механической выборки. Из генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое количество респондентов (например, каждый 10-й).

Метод серийной выборки. Генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой части пропорционально отбираются единицы для обследования (например, по 20% респондентов из каждой части).

Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы с последующим сплошным опросом их. Данная выборка будет представительна, если состав групп схож между собой.

Метод основного массива. Представляет опрос 60-70% генеральной совокупности.

Метод квотной выборки. Наиболее сложный метод, применяемый при большой генеральной совокупности и требующий для отбора респондентов использования не менее 4-х признаков.

Репрезентативным считается такое исследование, при котором отклонение в выборочной совокупности по контрольным признакам не превышает 5%. Практика работы социологов позволяет с достаточной надежностью проводить репрезентативные опросы, руководствуясь элементарными правилами. При пилотажном опросе небольшой генеральной совокупности (например, в рамках факультета численностью до 100-250 чел.) репрезентативным будет сплошное анкетирование. В масштабах вуза достаточно будет опросить 10% от общего числа студентов.

Читайте также:
Briefing что это за программа и нужна ли она на телефоне

Источник: christsocio.info

8. Методология, методика и техника социологического исследования.

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью получения объективных, достоверных данных об изучаемом явлении или процессе для их последующего исследова-ния в практике.

Социологическое исследование, направленное на решение каких-либо практических задач, имеющее целью выработку научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития тех или иных социальных явлений или процессов, называется прикладным . Исследование, имеющее своей целью преимущественно развитие научных теорий – фундаментальным . Исследование, ориентированное на сбор и анализ данных с использованием методов и техники социологического исследования, называется эмпирическим и может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии в зависимости от того, какую цель ставит перед собой.

На сегодняшний день фундаментальные социологические исследования в России практически не проводятся, так как пока открытым остаётся вопрос о существовании теоретической социологии в России. Прикладные же социологические исследования (кроме маркетинговых исследований и предвыборных опросов) не ориентированы на практическое применение их результатов.

Виды социологического исследования:

  1. разведывательное – предварительное исследование,проводимое с целью уточнения всех элементов основного исследования и внесения в них необходимых корректировок;
  2. описательное исследование имеет целью определение структуры, формы и характера изучаемого явления или процесса;
  3. аналитическое исследование заключается не только в описании структурных элементов изучаемого явления или процесса, но и в выявлении причин, лежащих в основе данного явления.
  4. выделяют также когортное исследование , предполагающее исследование когорт, т.е. тех группировок, в которые включаются индивиды, подобранные таким образом, что переживают те же события в тех же усло-виях и в те же самые периоды времени;
  5. сравнительное исследование – исследование, ориентированное на получение выводов, основанных на сравнении социологических явлений во времени (панельные, когортные) или по регионам (территориальные).

Этапы социологического исследования

I. Подготовительный этап

В ходе подготовительного этапа социологического исследования разрабатывается программа исследования – документ, который содержит методологическое, методическое, организационно-техническое обоснование социологического исследования.

1) Методологический раздел программы:

  • формулирование и обоснование проблем исследования, предполагающее проведение определенной теоретической работы, в результате которой выделяются социологические аспекты проблемы и определяются главные и второстепенные ее элементы. В результате анализа проблемной ситуации определяется тема исследовательского проекта;
  • определяется объект и предмет исследования. В предмете исследова-ния определяют пространственные границы, в пределах которых изучается объект исследования, временная граница. Выделение объекта и предмета ис-следования позволяет социологу на основе системного анализа построить его гипотетическую идеализированную модель, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов изучаемого объекта и их связей;
  • определение целей и задач исследования.

Целью исследования является конечный результат, который исследова-тель намерен получить после завершения работы.

Задачи исследования – круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования.

В ходе проведения данного этапа исследования формируются рабочие гипотезы, как формы предположения, в котором содержащееся значение носит вероятностный характер. Гипотеза – обоснованное научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки.

2) Методический раздел программы содержит описание методики и техники проведения социологического исследования.

Методика проведения социологического исследования — совокупность приёмов и методов, процедур установления социальных фактов, их обработки и анализа.

Техника социологического исследования – совокупность умений и навыков по организации и проведению социологического исследования.

Инструментарий исследования – совокупность методических и технических приемов проведения исследования, воплощенных в соответствующих операциях и процедурах, представленных в виде разнообразных документов. Одной из характеристик качества проведенных социологических измерений является валидность. Валидность – степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежит измерить.

При определении объекта исследования используется такое понятие как «генеральная совокупность», т.е. совокупность всех элементов данного объекта, изучение которой предполагает определенные затраты. Поэтому, как правило, из генеральной совокупности с помощью специальных методов отбирается выборочная совокупность. Процедура отбора подмножества элементов, генеральной совокупности, позволяющей делать выводы обо всем множестве элементов – выборка . Одной из моделей образования выборочной совокупности является случайная выборка, при которой строго соблюдается равенство шансов попадания в выборочную совокупность для всех единиц генеральной совокупности.

Репрезентативность – свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности.

II. Основной (полевой) этап проведения социологического исследования предполагает разработку процедур сбора информации: описываются методы сбора первичной социологической информации, способ и порядок их применения, продумываются способы и методы анализа собранного материала.

Методы сбора первичной социологической информации

Самым распространенным методом сбора первичной социологической информации является опрос, который заключается в устном или письменном обращении к выборочной совокупности респондентов с вопросами по иссле-дуемой проблеме. Различают два вида опроса: письменный (анкетный) и уст-ный (интервьюирование).

1. Анкетный опрос – заключается в письменном обращении к респон-дентам с опросным листом, содержащим определенным образом упорядоченную совокупность вопросов (анкета). Анкетный опрос может быть очным, заочным (почтовый, телефонный, прессовый); индивидуальным или групповым.

Типовая анкета состоит из:

  1. введения (информация о содержании анкеты и цели исследования);
  2. информационной части (содержательным вопросом);
  3. классификационной части (социально-демографические сведения о респонденте);
  4. заключительной части.

Интервьюирование – метод сбора социологической информации, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.

  • стандартизированное (опросный лист);
  • ненаправленное (свободное);
  • личное или групповое;
  • опосредованное.

2. Наблюдение — метод сбора социологической информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, проходящих определенных условиях.

  • включенное, при котором исследователь является действительным участником изучаемой группы; не включенное, при котором исследователь получает информацию, находясь вне изучаемого объекта;
  • полевое и лабораторное;
  • стандартизированное и не стандартизированное;
  • систематическое и случайное.

3. Анализ документов – метод сбора данных при котором документы используются в качестве источника информации (официальные, неофициальные, личные дневники, письма, записи на кино – фотопленке, аудиозаписи и т. д.).

4. Эксперимент – метод изучения социальных явлений, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые влияют на его развитие в соответствии с программой и практическими целями исследования.

III. Заключительный этап проведения социологического исследования – подготовка первичной информации для её обработки, анализа, формирования выводов и практических рекомендаций.

Интерпретация – превращение социологической информации из числовых показателей в выявленные в результате исследования конкретных характеристики объекта исследования.

Итоги исследования формируются в виде отчета, в котором содержатся изложения использованных концепций и методов, описание и разделов про-граммы, описание, анализ полученных данных, выводы, предложения и практические рекомендации.

Вопросы для самоконтроля

Быстрый переход: Этапы социологического исследования

Источник: www.nntu.ru

Программа прикладного исследования и методы сбора социальной информации Курс лекций по дисциплине «Социология» Лекция 03 Токарев В.В. — презентация

Презентация на тему: » Программа прикладного исследования и методы сбора социальной информации Курс лекций по дисциплине «Социология» Лекция 03 Токарев В.В.» — Транскрипт:

1 Программа прикладного исследования и методы сбора социальной информации Курс лекций по дисциплине «Социология» Лекция 03 Токарев В.В.

2 2 Цель лекции: Дать представление о структуре и содержании программы прикладного социологического исследования. Познакомиться с методами сбора первичной социальной информации, областями их применения и ограничениями. План лекции: Структура программы социологического исследования.

Формулировка цели и задач исследования – один из наиболее важных моментов в разработке программы. Методы получения информации в рамках прикладного исследования. Анализ документов, наблюдение, эксперимент, опрос – основные группы методов социологического исследования. Основные опросные методики. Современные технологии и их использование при организации опросов.

Применение опросов при проведении количественных и качественных исследований. План лекции и логика изложения

3 3 Программа прикладного исследования Программа прикладного социологического исследования Проект выборки и ее обоснование Выбор методов анализа информации Обоснование методов сбора информации Объект и предмет исследования Основные понятия исследования Цель и задачи исследования Процедурная часть программы Методологическая часть программы Разработанная система гипотез Инструментарий, план, бюджет проекта

4 4 Цель и задачи исследования Формулировка цели исследования: Цель исследования представляет собой «модель результата». Достичь цели исследования – значит, получить желаемый результат. Не должна формулироваться как «решение социальной проблемы» — это не в силах исследователя.

Должна формулироваться как «получение информации, необходимой для решения проблемы» или «разработка рекомендаций по решению проблемы». Задачи исследования: Представляют собой «микроцели» (рабочие цели), на которые «разбивается» основная цель исследования. Решение всех выделенных задач «автоматически» приводит к достижению цели исследования. Система задач, должна быть полна и непротиворечива. Если хотя бы одна из задач не решена – цель не достигнута.

5 5 Цель и задачи исследования

6 6 Соотношение цели и задач Цель – «анализ восприятия ситуации»: Оценка восприятия ситуации в экономической, политической, социальной, экологической и т.д. сферах. Оценка восприятия ситуации на уровне семьи, двора, района, города, региона и т.д.

Цель – «оценка эффективности коммуникаций»: «Охват коммуникациями» (знание). «Восприятие коммуникаций» (понимание и отношение). «Влияние коммуникаций» (изменение поведения). Цель – «оценка удовлетворенности»: Оценка удовлетворенности по компонентам / сферам. Оценка удовлетворенности по уровням восприятия. Цель – «характеристика поведения»: Выделение и описание различных моделей поведения. Описание причин и факторов, влияющих на поведение.

Читайте также:
Программа openoffice org 3 2 что это

7 7 Основные методы исследования Техники сбора информации Наблюдение Социальный эксперимент Опросные методики Анализ документов Анкетный опрос Техника интервью Традиционный анализ Контент-анализ Полевое и лабораторное Включенное и невключенное Открытое и латентное Формализованное и неформализованное Частичная классификация по технике сбора информации.

8 8 Особенности метода наблюдения Метод наблюдения. Метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с точки зрения целей исследования. Основное назначение метода. Получение объективной информации, которая доступна восприятию наблюдателя.

Регистрация этой информации в виде признаков (категорий). Определение их повторяемости и типичности. Объект наблюдения. Социальная общность, коллектив, группа, индивид, их состояние. Ситуация, среда. Предмет наблюдения.

Признаки, свойства, факторы деятельности наблюдаемого объекта.

9 9 Результаты наблюдения

10 10 Инструментарий для наблюдения

11 11 Особенности анализа документов Метод анализа документов. Метод систематического анализа документов, направленный на получение информации, значимой для целей исследования. Основные задачи возможности. Извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа).

Определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования. Выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Документ как объект анализа. Специально созданный материальный предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Анализ документов может быть как количественным (контент- анализ), так и качественным (традиционный анализ) методом.

12 12 Традиционный анализ документов Традиционный анализ — «читать и думать…» Пример традиционного анализа документов – анализ транскриптов (стенограмм) фокус-групповых дискуссий.

13 13 Традиционный анализ документов …И выделять закономерности в содержащейся информации… На основании анализа высказываний участников фокус-групп составляется аналитический отчет.

14 14 Контент-анализ документов Контент-анализ документов — «читать и считать…» Пример контент-анализа документов – мониторинг СМИ. Контент-анализ –метод количественного анализа документов.

16 16 Особенности опросных методик Метод опроса. Метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения интервьюера и респондента путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом. Основное назначение метода.

Получить социальную информацию о состоянии общественного, группового, коллективного, индивидуального мнения, а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью. Объект опроса. Социальная общность, группа, коллектив, индивид. Предмет наблюдения. Субъективно-оценочная информация, выраженная в мнении респондентов и характеризующая их социальное поведение, мотивы, ценностные ориентации, события и факты их жизни.

17 17 Типология опросных методик Методы социологического опроса Почтовые панели Анкетирование в on-line панелях CATI-интервью Личные CAPI / CAWI интервью Почтовые / прессовые опросы Анкетирование (самозаполнение анкет) Телефонные интервью Личные (face-to-face) интервью Почтовые опросы Традиционные (PAPI) анкеты «Традиционный» опрос по телефону Традиционные (PAPI) интервью Индивидуальные и групповые методы опроса Количественные и качественные методы Опросы экспертов и «индивидуальных» респондентов

18 18 Методика интервью Метод интервью. Проводимая по заранее разработанному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, в ходе которой интервьюер фиксирует ответы респондента. Формализованное интервью. Беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

Именно формализованное интервью является основным методом количественного исследования. Фокусированное интервью. Подробное обсуждение какого-либо предмета (или темы), с которым респондент был заранее ознакомлен, предусматривающее получение ответов на фиксированный круг вопросов (метод качественного исследования). Свободное (глубинное, неформализованное) интервью Длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов с минимальной детализацией поведения интервьюера (метод качественного исследования).

19 19 Личное формализованное интервью Область применения PAPI. Основной метод сбора данных в репрезентативных количественных исследованиях. Реализация метода. Бланк интервью является «бумажным». Интервьюер зачитывает вопросы респонденту и фиксирует его ответы на бланке. С бланков интервью ответы вводятся в ЭВМ и обрабатываются. Ограничения метода.

Высокая стоимость. Сложность контроля. Низкий Response Rate, большое число отказов.

20 20 CATI-интервью CATI (Computer Assisted Telephone Interview). Основной метод сбора данных в экспресс-опросах в НП с высоким уровнем телефонизации. Реализация метода. Выполняются операторами по телефону. Используются специальные программные средства.

Данные поступают непосредственно в общую БД. Ограничения метода. Невозможно предъявить визуальные материалы. Не пригоден для длительных интервью и узких целевых групп.

21 21 Программные средства CATI / CAPI Список звонков Выполнение квот Новый звонок Окно звонка Начать интервью

22 22 Программные средства CATI / CAPI Текст вопроса Инструкция оператору Список вариантов Поле ввода ответов Кнопки управления Выбор вариантов и управление осуществляется как с помощью мыши, так и с помощью клавиатуры

23 23 Методика оn-line-исследований Компании-провайдеры Рекрутируют респондентов Обеспечивают программирование и хостинг анкет. Обеспечивают стимулирование респондентов. Респонденты. Регистрируются в панели. Заполняют анкеты, ссылки на которые получают по почте. Получают вознаграждение.

Клиенты. Имеют возможность снизить расходы на полевые работы. Получают возможность наблюдать за ходом опроса в «реальном времени».

24 24 Методика оn-line-исследований Целевая аудитория сайта omirussia.ru – реальные и потенциальные клиенты. Целевая аудитория сайта anketka.ru – реальные и потенциальные панелисты.

25 25 Особенности on-line панелей «Замотивированность» респондентов. Высокая скорость (3-5 дней) и Response Rate (50%+). Какими мотивы движут респондентами, принимающими участие в online панелях? Респондентам платят за участие в панелях. Хорошо это или плохо? Для кого хорошо и для кого плохо? Специфика состава участников панели. Репрезентативность – можно ли ее обеспечить?

А нужно ли ее обеспечивать и (если нужно) то какую и когда? «Самозаполнение» анкет. Исследование происходит без участия интервьюера. Хорошо это или плохо? Для кого хорошо и для кого плохо? «Прозрачность» полевого этапа исследования. Заказчик имеет возможность следить за «ходом процесса». Хорошо это или плохо?

Для кого хорошо и для кого плохо?

26 26 Метод фокус-группового интервью Фокус-группы – качественный метод исследований. Используется для получения ответов на вопросы «почему», «зачем», «каким образом». Реализация метода. Принимает участие 7-9 человек. Ведет дискуссию специально подготовленный «модератор». Длительность дискуссии – часа.

Техническое сопровождение. Ведется видео- и аудиозапись дискуссии. Клиенты могут наблюдать за дискуссией через «стекло Гизелла» или on-line. Видеозапись транскрибируется.

27 27 Метод фокус-группового интервью

28 28 Особенности эксперимента Социальный эксперимент. Метод изучения социальных явлений, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют его развитие. Основное назначение.

Выявление информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями, их свойствами, в достижении знания о закономерностях и тенденциях социальных процессов. Логика эксперимента. Внесение изменений в сложившиеся отношения. Контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп. Анализ и оценка результатов этого влияния.

Контрольная группа. Группа индивидов, в которую не вводятся экспериментальные стимулы. При проведении эксперимента контрольная группа используется для сравнения.

29 29 Хоторнский эксперимент Хоторнский эксперимент ( годы, США). Общее название ряда социально-психологических экспериментов, проводившихся группой ученых под руководством Элтона Мэйо на фабрике «Вестерн Электрикс» в США. Результаты эксперимента: Социальная жизнь трудящегося в сфере крупного индустриального производства получает свою содержательную структуру и значимость именно в его профессиональной сфере и на ее основе. Позиция рабочего в социальной структуре предприятия, характеризующая его статус, по крайней мере, столь же важна, как и размер заработной платы. «Самочувствие» рабочего в производственном процессе есть не «факт», а «симптом».

30 30 Типология исследований Прикладные социологические исследования Выборочные исследования Монографические исследования Сплошные исследования Мониторинговые исследования Лонгитюдные исследования Разовые (ad-hoc) исследования Качественные исследования Комплексные исследования Количественные исследования Дескриптивные) исследования Аналитические исследования Разведывательные исследования Классификация по типу выборки Классификация по периодичности проведения Классификация по специфике целей проекта Классификация по характеру системы гипотез

31 31 Контрольные вопросы Какие разделы входят в методологическую и процедурную части программы исследования? Как определяется цель исследования и его задачи? Какие требования предъявляются к формулировке задач исследования? Какие методы относятся, по преимуществу к количественным, а какие – к качественным исследованиям?

Каким образом влияют новые технологии на традиционные методики сбора информации в прикладных исследованиях? Что такое online-панели, какова их область применения и ограничения? Почему фокусированные групповые интервью относятся к числу методов качественных исследований? Каковы основные признаки эксперимента как метода исследования?

32 32 Литература по теме занятия Белановский С.А. Метод фокус–групп. М.: Издательство Магистр, с. Дулина Н. В., Токарев В. В. Элементы прикладной социологии.

Часть I: Учебное пособие / ВолгГТУ — Волгоград, – 142 с. Дулина, Н. В. Основы прикладной социологии: учеб. пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, В. В. Токарев / ВолгГТУ. – Волгоград, –155 с. Дулина Н. В., Небыков И. А., Ситникова О. И. Практикум по социологии: Учебное пособие / ВолгГТУ. – Волгоград, – 132 с. Мельникова О.Т. Фокус-группа в маркетинговом исследовании.

Методология и техники качественного исследования в социальной психологии: учеб. пособие. — М.: ИЦ «Академия», с. Рабочая книга социолога / отв. ред. Г. В. Осипов. – М.: КомКнига, – 480 с. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА ИНФРА М, – 672 с. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов; изд. 2-е, перераб и доп. – М.: Наука, – 248 с. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов – М.: «Добросвет», Книжный дом «Университет», – 596 с.

Читайте также:
Программа elma что это

Источник: www.myshared.ru

Программа социологического исследования

1.4. Интерпретация и операционализация ключевых понятий.

1.5. Цель исследования.

1.6. Задачи исследования.

1.7. Предмет исследования.

1.8. Объект исследования.

2. Методический раздел программы.

2.1. Методы сбора первичной социологической информации.

2.2. Место и время проведения исследования. Название инструментария.

2.3. Характеристика инструментария.

2.5. Метод обработки эмпирических данных.

2.6. Практическая значимость исследования.

2.8. Рабочий план проведения исследования.

3. Аналитический раздел.

1. Методологический раздел программы.

1.1. Обоснование актуальности.

Решение относительно путешествия концентрируется вокруг выбора места туристского назначения. Разнообразие туристских мотивов содержит в себе различные виды туристских поездок и предполагает многочисленные возможности появления новых мест туристского назначения. Диверсификация образа жизни создает богатый спектр мотивов к путешествию, что, в свою очередь, определяет появление новых мест туристского назначения.

Таким образом, понимание и использование туристских мотивов, знание различных моделей путешествия, влияющих на выбор конкретного туристского продукта, могут стать залогом успешного функционирования туристского предприятия, продвижения туристского направления. Практическая значимость выявления, изучения и использования мотивационных аспектов в сфере туризма очевидна. Выявив мотивы, можно вырабатывать эффективные приемы, способствующие привлечению потенциального туриста и придания ему статуса постоянного, и в конечном итоге воздействовать на характер и объем туристского спроса и сбыта.

1.2 Проблемность ситуации.

В настоящее время выбор места отдыха очень сильно зависит от дохода путешественника. Например, люди с низким доходом не могут себе позволить поехать во время отдыха в отдаленные уголки мира из-за высокой стоимости авиабилетов, а те, кто имеет достаточно средств на оплату любой туристической поездки, вынуждены отдыхать в низкокомфортабельных условиях из-за ограниченности возможностей туристического агентства. В связи этим необходима упорядоченная информация о возможностях и желаниях потенциальных туристов, для оптимального сочетания этих двух аспектов.

1.3. Научная разработанность.

Разработанность данной проблемы в России достаточно высока, особенно в Москве. С введением во многие вузы такой специальности как туризм, возросло и количество учебников, написанных по данному предмету. Практически в каждом из них освещаются факторы, влияющие на выбор туристом места назначения, зависимость активности отдыха от возраста и прочих социальных показателей. Кроме того, каждая фирма, занимающаяся туристической деятельностью, уделяет большое внимание проведению различных опросов, путем анкетирования клиентов в офисах, а также посредством Интернета. Ну и конечно же существует множество специализированных журналов ( «Отель», «5 звезд», «Турифо» и др.), которые по заказу или по собственной инициативе проводят опросы и составляют рейтинги популярных стран, курортов, отелей и т.д.

1.4. Интерпретация и операционализация ключевых понятий.

Социальное положение – место, положение, статус индивида или социальной группы в социальной структуре.

Социальный статус – 1. соотносительная позиция индивида или группы, определяемая (экономическое положение, профессия, квалификация, образование и т.п.), (пол, возраст), а также престижем и . 2. Совокупность прав и обязанностей индивида или социальной группы, связанная с выполнением или определением социальной роли.

Экономический статус – позиция, положение индивида (группы, организации и т.п.), определяющиеся с точки зрения размера или источника дохода, величины собственности, стандарта благосостояния.

Квалификация – степень и вид профессиональной обученности работника, совокупность его знаний, умений и навыков, поведенческих и мотивационных установок, необходимых для выполнения им определенной работы.

Образование – 1. совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают начальное, основное, среднее, высшее образование, общее и специальное (профессиональное); по содержанию – техническое, гуманитарное, естественнонаучное, социальное. Образование – один из показателей социального статуса индивида и один из факторов изменения и воспроизводства социальной структуры общества. 2. социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества.

Пол – 1. совокупность морфологических и физиологических особенностей. 2. комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обусловливающих личный, социокультурный и правовой статус мужчины или женщины.

Возраст – отмеченный относительными хронологическими границами период в физиологическом, психологическом и социальном развитии человека (раннее детство, дошкольный возраст, подростковый возраст и др.)

Социальный престиж – сравнительная оценка общностью или группой и ее членами значимости различных социальных объектов на основе определенной системы ценностей.

Социальная роль – совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе индивидов, в зависимости от их статуса или позиции и само поведение, реализующее эти нормы.

Отдых – состояние покоя либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности.

1.5. Цель исследования.

Найти зависимость между социальными факторами и выбором места отдыха для дальнейшего практического применения в трудовой деятельности экономистом-менеджером по туризму.

1.6. Задачи исследования.

1) выявить основные факторы, влияющие на выбор туриста относительно места назначения;

2) узнать обстоятельства, препятствующие путешествию;

3) выяснить предпочтения на основе предыдущих поездок опрашиваемых;

4) найти зависимость выбора места отдыха от социального положения;

1.7. Предмет исследования.

Предмет исследования – факторы, влияющие на выбор места отдыха представителями различных социальных групп. Принято выделять доминирующие и побочные факторы туристской мотивации, обладающие определенными возможностями усиливать свое влияние на поведение потребителя и процесс принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта.

— численность туристской группы;

1.8. Объект исследования.

Объектом исследования являются различные слои населения города Москвы, которые отдают предпочтение проведению отдыха вне дома.

Основным фактором, влияющим на выбор места отдыха, является экономическое положение индивида. В меньшей степени такие факторы, как возраст, образование, наличие свободного времени, семейное положение и здоровье.

Обстоятельства, препятствующие путешествию — это отсутствие заграничного паспорта, ограничения по здоровью, дефицит времени, жизненный цикл семьи, дефицит интереса, страх и безопасность.

2. Методический раздел программы.

2.1. Методы сбора первичной социологической информации.

При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основные разновидности:

· опрос – анкетирование и интервьюирование;

· анализ документов – качественный и количественный анализ;

· наблюдение – невключенное и включенное;

· эксперимент – контролируемый и неконтролируемый.

В данном социологическом исследовании будет использоваться анкетирование.

2.2. Место и время проведения исследования. Название инструментария.

Исследование будет проводиться в центре Москвы. В наиболее людных местах будут раздаваться анкеты и заполняться на местах (оборудованных столами, стульями и ручками).

Даты: 19,20 декабря 2003 года, с 12-00 до20-00.

2.3. Характеристика инструментария.

Всего в анкете 23 вопроса, в том числе:

1. По содержанию:

1) о личности респондента – 8 (2- 7, 9, 10);

2) о фактах сознания – 9 (1, 13- 19, 22);

3) о фактах поведения – 6 (8, 11, 12, 20, 21, 23).

· альтернативные – 10 (1, 2, 4-8, 18,20,21);

· неальтернативные – 1 (17).

2) полузакрытые – 8 (3, 10, 11, 12, 14, 16, 19, 22);

3) открытые – 2 (9, 23).

3. По оформлению:

1) табличные – 2 (13,15);

2) линейные – 21 (1-12,14, 16-23).

4. Вопросы-фильтры – 4 (3, 5, 10, 18).

Объем выборки Тип выборки Единица наблюдения География
1200 стихийная респондент центр Москвы

Информация о работе «Программа социологического исследования»

Раздел: Социология
Количество знаков с пробелами: 16682
Количество таблиц: 9
Количество изображений: 4

Похожие работы

. учебы, независимо от уровня и качества получаемых знаний; желанием сведения риска непоступления к нулю; соображениями престижа. 1.6. Задачи исследования. Расставить приоритеты факторам, влияющим на выбор абитуриентами формы обучения (платной или бесплатной). II. Методическая часть. 2.1. Определение исследуемой совокупности.

Исследуемая совокупность — абитуриенты. Так как исследуемая .

. управления. В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования — точечное и повторное. Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа .

. сбора первичной социологической информации. В са­мом деле, оперативность, простота, экономичность этого метода де­лают его весьма популярным и приоритетным по сравнению с дру­гими методами социологических исследований. Однако эта простота и доступность нередко являются кажущимися. Проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получении качественных его данных. А для этого необходимы .

. элементов предмета исследования. Данные понятия все более приближаются к показателям, которые можно «закладывать» в анкету в виде конкретных вопросов. Чем сложнее предполагаемое социологическое исследование, тем более разветвленной, сложной оказывается структура логического анализа основных понятий. Но чем глубже этот анализ, тем логичнее и полнее инструментарий сбора первичной социологической .

Источник: kazedu.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru