Калашникова, С. А. Методические аспекты проектирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / С. А. Калашникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/8/197/ (дата обращения: 13.06.2023).
В статье представлен анализ структурных и содержательных компонентов адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Признание прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных условий для его социализации и интеграции в общество в настоящее время представляется одной из важнейших задач социальной практики, закрепленной законодательно [7; 15]. Согласно приказам Министерства образования и науки РФ № 1598 и № 1599 от 19.12.2014 г., утверждены и будут применяться в правоотношениях с 01 сентября 2016 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — Стандарты) [12; 14].
Воспитатель и родители дошкольника: партнёры или конкуренты
Стандарты представляют собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
На основе Стандарта и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с ОВЗ определенной категории образовательная организация самостоятельно разрабатывает в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ данной категории. Дифференцированные требования к вариантам АООП приведены в приложениях к Стандартам [12; 14].
Стандарты предусматривают несколько вариантов АООП НОО (от двух до четырех) в зависимости от особых образовательных потребностей той или иной категории обучающихся с ОВЗ и, соответственно, возможных уровней образования. Определение одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося, с учетом индивидуальной программы реабилитации (при наличии инвалидности) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [10].
Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 определено, что основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный [4; 8]. Те же требования сохраняются и к структуре АООП НОО. Описание структуры и содержания каждого раздела АООП НОО представлено в Стандартах и проектах примерных АООП НОО [6; 10; 12; 14].
АООП, АОП
В соответствии с требованиями Стандартов АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО [10; 12; 14].
Обязательная часть пояснительной записки должна отражать общие цели, принципы и подходы к формированию АООП НОО; представлять ее общую характеристику. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, должна конкретизировать цели, принципы и подходы к реализации АООП НОО с учетом особых потребностей обучающихся с ОВЗ, их родителей (законных представителей) и специфики образовательного учреждения, концептуальные положения выбранной системы обучения на основе согласованного мнения участников образовательного процесса.
В обязательной части планируемых результатов освоения обучающимися АООП НОО представляется общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов, содержания академического компонента и жизненной компетенции. В вариативной части уточняются и конкретизируются общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов, содержания академического компонента и жизненной компетенции в соответствии со спецификой образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении на основе согласованной позиции участников по определению планируемых результатов освоения АООП НОО.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности; предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения [9; 10]. Вариативная часть данного компонента АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ представляет описание оценки, критериев, процедуры и состава инструментария оценивания, формы представления результатов, условий и границ применения оценки; предусматривает приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся(в зависимости от варианта АООП НОО — программа нравственного развития, воспитания обучающихся) раскрывает ключевые воспитательные задачи; представляет целостную модель образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, с учетом историко-культурной, этнической и региональной специфики [2]. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражает взаимосвязь традиций и особенностей воспитательной системы образовательного учреждения; включает перечень планируемых социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ОВЗ, раскрывает формы организации работы.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в обязательной части раскрывает базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни. Вариативная часть расширяет и дополняет базовую модель в соответствии с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями обучающихся с ОВЗ.
Программа сотрудничества с родителями (для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития) раскрывает общие задачи и базовую модель сотрудничества с родителями. В вариативной части конкретизируются общие задачи сотрудничества с родителями с учетом специфики организации образовательного процесса и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; представляются планируемые результаты, формы работы и перечень мероприятий.
Учебный план НОО определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и коррекционно-развивающей области по классам (годам обучения) в зависимости от варианта АООП НОО.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ вариативная часть учебного плана предусматривает:
— учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
— учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;
— увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и физическом развитии;
— введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Система специальных условий реализации АООП НОО определяет общие требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям. Вариативная часть данного компонента АООП определяет право образовательной организации включать в штатное расписание необходимых специалистов, организовывать сетевое взаимодействие с целью обеспечения комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ (в том числе, медицинского); содержит описание особенностей организации пространства и рабочего места обучающегося с ОВЗ, подбора специального и дидактического материала в соответствии с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями обучающихся [10; 12; 14].
При необходимости адаптированная основная образовательная программа индивидуализируется: может быть создано несколько учебных планов, специальная индивидуальная программа развития (для обучающихся с умственной отсталостью), в том числе, индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с ОВЗ. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР) в части создания специальных условий получения образования [10].
1. Баранова Ю. Ю. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. М.: Просвещение, 2014. 127 с.
2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. 24 с.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
4. Калашникова С. А. О проектировании адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2014. № 8 (67). C. 786–790.
5. Калашникова С. А. О технологии проектирования адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ // Зволейко Е. В., Калашникова С. А., Девяткина О. В., Заборина Л. Г., Кузнецова Л. Н., Тарских С. Д. Психолого-педагогические аспекты образования детей с ограниченными возможностями здоровья: региональный опыт: коллективная монография/ Общ. ред. С. А. Калашниковой. Чита: ООО «Экспресс-Издательство», 2014. С. 60–66.
6. Калашникова С. А. Технология проектирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья// Организационно-правовые и психолого-педагогические основы инклюзивного образования: учеб. пособие / С. А. Калашникова, Е. В. Зволейко, В. А. Полухина, Лушина Е. А., Лебединская С. В., Сутурина Ю. В., Заборина Л. Г., А. Ф. Ковалевская/ Общ. ред. С. А. Калашниковой. Чита: ЗабГУ, 2015.
7. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: hhtp:// институт-коррекционной-педагогики.рф/specialnyj-fgos/ (дата обращения 02.04.2014 г.).
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=123390 (дата обращения 02.04.2014 г.).
9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 355 с.
10. Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции 30.02.2015. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=574 (дата обращения 05.03.2015).
11. Тарских С. Д. Теоретические аспекты проектирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ// Зволейко Е. В., Калашникова С. А., Девяткина О. В., Заборина Л. Г., Кузнецова Л. Н., Тарских С. Д. Психолого-педагогические аспекты образования детей с ограниченными возможностями здоровья: региональный опыт: коллективная монография/ Общ. ред. С. А. Калашниковой. Чита: ООО «Экспресс-Издательство», 2014. С. 53- 59.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=540 (дата обращения 15.01.2015).
13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373). Часть 3, п.19.8 URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 142269 (дата обращения 15.02.2015).
14. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=540 (дата обращения 15.01.2015).
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158523 (дата обращения 15.01.2015).
[1] Работа выполнена в рамках государственного задания вузу. НИР 2564.14 «Научно-методическое сопровождение апробации ФГОС для детей с ОВЗ».
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, вариативная часть, образовательная потребность обучающихся, начальное общее образование, учебный предмет, коррекционный курс, образовательная организация, образовательное учреждение, обязательная часть, обучающийся.
Ключевые слова
Похожие статьи
Вариативно-образовательный процесс в современном.
Ключевые слова: вариативность, вариативное образование, вариативно-образовательный процесс, образовательная программа, дошкольное образовательное учреждение.
О проектировании адаптированной образовательной программы.
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии приказом Министерства образования России № 29/2065-п от 10.04.2002 были утверждены учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов [6].
Образовательные потребности школьников и родителей г. Читы.
потребность, дополнительное образование, школа, образовательная потребность школьников, образование, родитель, учащийся, учебный процесс, жизненный успех, профильное обучение.
О проектировании адаптированных программ для обучающихся.
– проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации; – проектирование образовательных маршрутов обучающихся с особыми образовательными потребностями.
О нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса
физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов», а «обучение — это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями.
Проблемы организации образовательного процесса в колледже
Ключевые слова:образовательный процесс, средне специальное образование, проблемы организации образовательного процесса.
9. предоставить разностороннее универсальное образование в сочетании с вариативными компонентами образования
Особенности формирования метапредметных результатов у детей.
О проектировании адаптированной образовательной. ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, коррекционная работа, обучающийся, психофизическое развитие, начальное общее.
Вопросы проектирования специальной индивидуальной.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г.
Основные результаты освоения обучающимися основной.
начальное образование, образовательная система, образовательный процесс, качество образования, оценка качества образования, оценка качества, педагогическая экспертиза, TIMSS, условие реализации, начальное общее.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru
Требования к структуре и содержанию Аооп 1,2 вариантов в условиях реализации ФГОС
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Слайд 2
Публикация «Требования к структуре и содержанию Аооп 1,2 вариантов в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
На основе Стандарта и с учетом примерной АООП каждой образовательной организацией должна быть разработана АООП на учебный год с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП. Слайд 4
Обязательная часть АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью составляет не менее 60%, а часть, формируемая организацией, не более 40 % от общего объема примерной АООП. Слайд 5
АООП содержит три раздела : Слайд 6
содержательный
Целевой раздел включает: Слайд 7
планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП представлены личностными и предметными результатами. Слайд 8
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Содержательный раздел определяет : Слайд 9
программу формирования базовых учебных действий;
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
программу духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет: Слайд 10
общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП.
Организационный раздел включает:
учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающие области,
систему специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями Стандарта.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Слайд 11
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИПР) или на вариант 2 АООП.
Минимальный уровень Достаточный уровень
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
Учебный план является основным организационным механизмом реализации АООП. Слайд 12
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения). АООП может включать как один, так и несколько учебных планов.
Учебный план выстроен в соответствии с требованиями ФГОС и включает предметные области и обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционно-развивающая область».
Программы должны содержать :
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися;
3) описание места учебного предмета в учебном плане;
4) личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
7) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Программа коррекционной работы направлена на обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В АООП для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии со Стандартом нет программы по формированию универсальных учебных действий, а разработана программа формирования базовых учебных действий. Слайд 13
Исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта отражение результатов по организации учебно-воспитательного процесса, освоению программ включает их целостную характеристику, отражающую взаимодействие компонентов образования:
что должен знать и уметь обучающийся;
что из полученных знаний и умений он может и должен применять;
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Сроки и этапы реализации АООП.
В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК. Перевод обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Слайд 14
Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 13 лет. Слайд 15
В реализации АООП может быть выделено два или три этапа:
I этап (дополнительный первый класс 1) 1-4 классы;
II этап 5-9 классы;
III этап 10-12 классы.
Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Организация первого дополнительного класса (1I) направлена на решение диагностико-пропедевтических задач:
1. выявить индивидуальные возможности каждого ребенка, особенности его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками;
2. сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП;
3. сформировать готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;
4. обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире, опыт в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.).
II этап направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
На III-м этапе реализации АООП решаются задачи, связанные с углубленной трудовой подготовкой и социализацией обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.
На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития; далее СИПР, к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью. Слайд 16
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий получения образования.
Структура СИПР Слайд 17
1. Общие сведения о ребенке.
2. Характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка.
3. Индивидуальный учебный план.
4. Содержание образования в условиях организации и семьи.
5. Условия в реализации потребности в уходе и присмотре.
6. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.
7. Перечень возможных задач, мероприятия и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Основная цель СИПР – построение образовательного процесса в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Слайд 18
В соответствии с требованиями Стандарта Организация может создавать два варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) варианты 1 и 2. Каждый вариант АООП содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
Цитата Джон Дьюи
«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера,
то мы украдем у детей завтра».
Источник: www.maam.ru
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
3.2.6. Программа сотрудничества с семьей обучающегося
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации и проведения различных мероприятий:
психокоррекционные занятия, встречи родительского клуба, индивидуальные консультации с психологом
(образовании) между родителями и образовательной организацией; убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка;
посещение родителями уроков/занятий в организации;
(образовании) между родителями и образовательной организацией; консультирование;
посещение родителями уроков/занятий в организации;
информирование электронными средствами;
личные встречи, беседы;
просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком;
проведение открытых уроков/занятий
3.3. Организационный раздел
3.3.1. Учебный план
Учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения.
Вариант 2 АООП обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП образования определяет образовательная организация.
Учебные планы обеспечивают возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
- – обязательная часть, включает:
- шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами;
- коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем или учителем-дефектологом;
- – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает: • коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
- внеурочные мероприятия.
Примерный годовой учебный план АООП (вариант 2)
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1 (дополнительный) – 4 классы
5 дней + продленный день —
5 дней + продленный день —
Примерный недельный учебный план АООП (вариант 2)
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1 (дополнительный) – 4 классы
5 дней + продленный день —
5 дней + продленный день —
- для организаций с круглосуточным пребыванием детей
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) Кадровые условия
Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в системе школьного образования.
Организация, реализующая АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должна быть укомплектована педагогическими, руководящими и иными работниками, имеющими профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности.
Уровень квалификации работников Организации, реализующей АООП, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственной или муниципальной образовательной организации ― также квалификационной категории.
Организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации через профессиональную подготовку или курсы повышения квалификации; ведения методической работы; применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в отдельных образовательных организациях, отдельных классах и группах принимают участие следующие специалисты: учителя-дефектологи, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, специалисты по физической культуре и адаптивной физической культуре, учитель технологии (труда), учитель музыки (музыкальный работник), социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, медицинские работники, в том числе специалист по лечебной физкультуре.
Учитель-дефектолог должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:
а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по
образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам
в) по специальности «Олигофренопедагогика» или по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» при прохождении переподготовки в области олигофренопедагогики;
г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области олигофренопедагогики.
Воспитатели должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:
а) по специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное дошкольное образование»;
б) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по
образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
в) по направлению «Педагогика» по образовательным программам
г) по специальности «Олигофренопедагогика»;
д) по другим педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной документом о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.
Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:
а) по специальности «Специальная психология»;
б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
в) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
г) по педагогическим и психологическим специальностям или направлениям подготовки психолога с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии.
При любом варианте профессиональной подготовки педагог-психолог должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), подтвержденные документом установленного образца.
Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:
а) по специальности: «Логопедия»;
б) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии;
в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии.
При любом варианте профессиональной подготовки учитель-логопед должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), подтвержденные документом установленного образца.
Учитель физической культуры должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:
а) высшее профессиональное образование в области физкультуры и
спорта без предъявления требований к стажу работы;
б) высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы;
в) среднее профессиональное образование и стаж работы в области
физкультуры и спорта не менее 2 лет.
При любом варианте профессиональной подготовки учитель должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики, подтвержденные документом установленного образца.
Учитель технологии (труда) должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по одному из видов профильного труда с обязательным прохождением переподготовки или курсов повышения квалификации в области олигофренопедагогики, подтвержденных документом установленного образца.
Учитель музыки (музыкальный руководитель) должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление «Педагогическое образование», «Педагогика» или специальности (профили) в области музыкального образования) без предъявления требований к стажу работы.
При любом варианте профессиональной подготовки учитель должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики, подтвержденные документом установленного образца.
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы; либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
При получении образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП совместно с другими обучающимися должны быть соблюдены следующие требования к уровню и направленности подготовки специалистов:
Педагогические работники − учитель-логопед, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры (адаптивной физической культуры), учитель труда, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования должны иметь наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности направлению (профилю, квалификации) подготовки документ о повышении квалификации, установленного образца в области инклюзивного образования.
Учитель-дефектолог должен иметь высшее профессиональное педагогическое образование по одному из вариантов подготовки (см. выше) и документ о повышении квалификации, установленного образца в области инклюзивного образования.
Тьютор (постоянное или временное подключение) должен иметь высшее профессиональное педагогическое образование и диплом установленного образца о профессиональной переподготовке по соответствующей программе.
Ассистент (помощник) 10 должен иметь образование не ниже среднего общего и пройти соответствующую программу подготовки.
Организация имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке реализации АООП, имеющих соответствующую квалификацию.
Медицинские работники, включенные в процесс сопровождения обучающихся (врач-психиатр, невролог, педиатр), должны иметь высшее профессиональное образование, соответствующее занимаемой должности.
Похожие:
![]() |
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся |
![]() |
Оглавление Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью |
![]() |
Программа формирования базовых учебных действий Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью |
![]() |
Решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся |
![]() |
Принята утверждаю Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно- двигательного. |
![]() |
Программа формирования базовых учебных действий Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной. |
![]() |
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего об разования Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования с расстройствами аутистического спектра |
![]() |
Учебному предмету «Развитие речи» для учащихся 4 класса со сложной структурой дефекта Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными. |
![]() |
С. В. Удалова Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего об Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования |
![]() |
Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа. Адаптированная основная образовательная программа кгбоу «Тинская общеобразовательная школа-интернат» составлена на основе следующих. |
![]() |
Основная образовательная программа образования обучающихся с умственной. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными. |
![]() |
Пояснительная записка 1 Планируемые результаты освоения обучающимися. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными. |
![]() |
Программа формирования базовых учебных действий Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью |
![]() |
Пояснительная записка 2 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью |
![]() |
Принята утверждаю Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью |
![]() |
Программа духовно-нравственного развития, воспитания 236 Адаптированная основная 11 общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся |
Источник: rykovodstvo.ru