Программа соревнований по лыжным гонкам пример

Программа для ДО «ДЮСШ» отделения по лыжным гонкам составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального Закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ). Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства Российской Федерации от 7.03.95 г. № 233), санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования), санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), методических рекомендаций по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации, программ по видам спорта. За основу взят Типовой план-конспект учебной программы для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, утвержденный приказом Государственного Комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28.07.2001г. № 390.

Эффективность работы спортивных школ во многом зависит от учебных программ. В учебную программу заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

Эстафета, юноши/девушки 2008-09. Финал «На лыжи!» в Ангарске.

Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса лыжников-гонщиков на различных этапах многолетней подготовки.

Программный материал объединён в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

  • содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;
  • подготовка лыжников-гонщиков высокой квалификации, резерва сборной команды России;
  • воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов;
  • подготовка инструкторов-общественников и судей по лыжному спорту.
  • Основными показателями программных требований по уровню подготовленности учащихся являются:
  • выполнение контрольных и контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке;
  • овладение знаниями теории лыжного спорта и практическими навыками проведения соревнований;
  • успешное выступление в соревнованиях;
  • выполнение спортивных юношеских и взрослых разрядов по лыжным гонкам, в дальнейшем званий «Кандидата в Мастера Спорта России» и «Мастера Спорта России»;
  • организация и проведение соревнований и спортивных мероприятий.

Программа является основным документом при проведении занятий в спортивной школе и рассчитана на непрерывное обучение учащихся в течение 11-12 лет в целом и 2-3 года непосредственно в группе начальной подготовки.

Принцип комплектности программы предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля.

Принцип преемственности программы определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.

Принцип вариативности программы предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определённой педагогической задачи .

I. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

Программа разработана на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ. Нормативная часть программы является официальным документом, в соответствии с которым планируется подготовка спортивного резерва в стране. На основании нормативной части программы в школе разрабатываются планы подготовки учебных групп и отдельных спортсменов с учетом имеющихся условий.

Планы подготовки утверждаются директором школы на основании решения тренерско-педагогического совета. Результаты, показанные учащимися на приемно-переводных испытаниях оформляются протоколами.

Организация и планирование учебно-спортивной работы в школе осуществляются на основании следующих документов:

  • годовой план работы школы;
  • учебный план;
  • месячный рабочий поурочный план, месячный план по ОФП и СФП;
  • расписание занятий;
  • тарификационный список;
  • приемно-переводные нормативы по ОФП и СФП и протоколы по ним;
  • индивидуальные планы на каждого учащегося групп СС и ВСМ, дневники тренировок учащихся групп УТ, СС, ВСМ;
  • текущий контроль за выполнением тренировочных нагрузок;
  • журналы учета учебной работы тренеров-преподавателей;
  • книга учета разрядников, судей по спорту и инструкторов-общественников, положения и протоколы соревнований, протоколы контрольных тренировок по лыжной подготовке;
  • списки учащихся школы по группам, утвержденные приказом на начало учебного года, личные дела учащихся (регистрационные карточки от родителей, медицинские справки);
  • протоколы тренерско-педагогических советов;
  • статистические отчеты.

Весь период обучения в школе разделен на этапы:

Спортивно—оздоровительный этап (СОГ).

Группы на спортивно-оздоровительном этапе формируются как из вновь зачисляемых в спортивную школу обучающихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки (невыполнение контрольно-переводных нормативов по ОФП, СФП, спортивного разряда, несоответствие результатов, показанных на официальных соревнованиях и другие), но желающих заниматься избранным видом спорта. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовку, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных качеств, на овладение основами техники избранного вида спорта.

Этап начальной подготовки (НП).

На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом, имеющие письменное разрешение врача и заявление от одного из родителей. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники лыжных гонок и стрельбы, выполнение контрольно-переводных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Читайте также:
Foxit reader описание программы

Учебно-тренировочный этап (УТ).

Формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемно-переводные нормативы по ОФП и СФП. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по ОФП и СФП.

Основные показатели выполнения программных требований

На этапе начальной подготовке:

  • стабильность состава занимающихся;
  • динамика прироста показателей физической подготовленности;
  • уровень освоения основ техники лыжных гонок.

II. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.

Учебный год в учреждении начинается с 01 сентября и заканчивается 31 августа. Учреждение организует работу с учащимися в течение всего календарного года, увеличивая объем в каникулярное время. В период каникул Учреждение организует разнообразную массовую работу с учащимися, предоставляя все возможности для полноценного досуга и отдыха. Для обеспечения круглогодичных учебных занятий и активного отдыха обучающихся в период зимних и летних каникул Учреждение организует спортивно-оздоровительные лагеря, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением.

Продолжительность учебного года составляет 46-ти недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях Учреждения и дополнительных 6-ти недель – в условиях спортивно-оздоровительных лагерей. В период активного отдыха учащиеся занимаются по индивидуальным планам.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия (академический час равен 45 минут), работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные (реабилитационные) мероприятия, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, пребывание в оздоровительно-спортивных лагерях и судейская практика обучающихся.

Продолжительность одного занятия в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки первого года обучения не должна превышать двух академических часов, в группах начальной подготовки второго, третьего года обучения и учебно-тренировочных группах – трех академических часов, в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства – четырех академических часов, а при двухразовых занятиях в день – трех академических часов.

Основными формами занятий в школе являются:

— групповые практические занятия;

— индивидуальные тренировки тренера с отдельными спортсменами;

— самостоятельные тренировки спортсменов по индивидуальным планам и по заданию тренера;

— лекции и беседы;

— просмотр учебных видеофильмов и кинофильмов;

— участие в соревнованиях различного ранга.

Расписание учебно-тренировочных занятий составляется заместителем директора школы по учебно-спортивной работе по письменному представлению, установленной формы, тренерами-преподавателями до 10 сентября и утверждается директором учреждения до 15 сентября, в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха учащихся, обучения их в образовательных учреждениях, с учетом возрастных особенностей учащихся и установленных санитарно-гигиенических норм. На зимний период работы с 01 ноября по 30 апреля текущего учебного года составляется и утверждается по представлению тренеров-преподавателей расписание занятий с изменениями и дополнениями.

Установленная недельная учебно-тренировочная нагрузка является максимальной, устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода и задач подготовки. В зависимости от уровня спортивной подготовленности учащихся разрешается уменьшение недельной нагрузки, но не более чем на два часа в неделю.

Утверждение контингента учащихся, количества групп, тарификационного списка и годового расчета учебных часов производится ежегодно до 15 сентября текущего учебного года по представлению рапортов соответствующей формы тренерами-преподавателями.

Все учебные группы по соответствующим этапам подготовки в отделениях по видам спорта комплектуются в зависимости от возраста обучающихся, от наличия определенного количества учащихся, достаточного для установленной минимальной наполняемости групп, имеющих спортивную подготовку на уровне выполненных программных требований, контрольных нормативов по определению спортивной направленности, соответствующих данной группе и не имеющие медицинских противопоказаний.

Возраст учащихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в учебные группы. При комплектовании учебных групп возраст учащихся не должен превышать более двух лет и разница в уровне спортивной подготовленности более двух разрядов.

Зачисление учащихся в спортивные группы производится на основании регистрационной карточки учащегося, заполняемой одним из родителей и медицинской справки соответствующего образца, которые представляются тренером-преподавателем заместителю директора по учебно-спортивной работе.

Группы начальной подготовки первого года обучения комплектуются из всех желающих заниматься избранным видом спорта, выполнивших приемные контрольные нормативы по общефизической подготовке и не имеющих медицинских противопоказаний. Группы начальной подготовки второго (третьего) года обучения комплектуются из учащихся прошедших спортивную подготовку не менее одного года обучения и выполнивших контрольно-переводные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Численный состав группы начальной подготовки второго (третьего) года обучения должен составлять не менее 80% от минимального из учащихся выполнивших данные требования. Критериями оценки деятельности тренеров-преподавателей на данном этапе подготовки являются:

1. Стабильность состава обучающихся (не менее 70% на конец учебного года от численного состава на начало учебного года), посещаемость ими тренировочных занятий (не менее 70% от зачисленных в группу), уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта.

2. Динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся.

3. уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.

По состоянию на 01 июня текущего учебного года проводится предварительное комплектование учебных групп на новый учебный год для годового расчета учебных часов и составления учебного плана. Предварительное комплектование составляется на основании представления тренерами-преподавателями бланков соответствующей формы, в которых отражаются выполнение учащимися контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке.

Читайте также:
Специализированные программы это кратко

При комплектовании учебных групп необходимо руководствоваться возрастом учащихся, а при планировании объема выполняемой нагрузки в год — количеством часов в неделю, выделяемых на каждую возрастную группу (таблицы 1,2).

На основании учебного плана (таблица 3) составляются графики учебного процесса. Общее количество часов, отводимых на каждый вид занятия в графике, распределяется по месяцам. Кроме того, необходимо учитывать соотношение различных сторон подготовки лыжников по годам обучения .

Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке.

Наименование этапа обучения

Минимальный возраст для зачисления, лет

Минимальное число учащихся в группе

Максимальное количество учебных часов в неделю

Требования по физической, технической и спортивной подготовке на конец учебного года

Источник: nsportal.ru

Положение о проведение соревнований по лыжным гонкам среди 5-9 классов.

Положение о проведении соренований по лыжным гонкам, среди 5-9 классов (мальчики и девочки). Работа полезна для учителей физкультуры, старших классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Положение о проведение соревнований по лыжным гонкам среди 5-9 классов.»

Директор МКОУ «Школа№4»

«____»_________ 20___ год

о проведении соревнований МКОУ «Школа№4», по лыжным гонкам среди обучающихся общеобразовательного учреждения

(отдельно среди команд мальчиков и девочек 5-9 классов)

в 2015- 2016г.г.

(в рамках «Школьной Спартакиады»)

1. Цели и задачи:

  1. Развитие и популяризация лыжного спорта.
  2. Привлечение к активным занятиям спортом
  3. Повышение спортивного мастерства и укрепление здоровья.
  4. Выявление сильнейших спортсменов.

Предмет: Физкультура Категория: Мероприятия Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(237) «Разработка соревнований по лыжным гонкам в начальной школе, посвященное ХХ11 Зимним Олимпийским Играм «Сочи — 2014 г.» 21 февраля 2014 г. » [«seo_title»] => string(150) «razrabotka-sorievnovanii-po-lyzhnym-ghonkam-v-nachal-noi-shkolie-posviashchiennoie-khkh11-zimnim-olimpiiskim-ighram-sochi-2014-gh-21-fievralia-2014-gh» [«file_id»] => string(6) «139507» [«category_seo»] => string(10) «vneurochka» [«subcategory_seo»] => string(12) «meropriyatia» [«date»] => string(10) «1417721366» > >
object(ArrayObject)#875 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(113) «Положение о проведении школьных соревнований «Зимние забавы» » [«seo_title»] => string(67) «polozhieniie-o-proviedienii-shkol-nykh-sorievnovanii-zimniie-zabavy» [«file_id»] => string(6) «134240» [«category_seo»] => string(10) «fizkultura» [«subcategory_seo»] => string(12) «meropriyatia» [«date»] => string(10) «1416708229» > >

Источник: kopilkaurokov.ru

Тренировки лыжников-гонщиков: что нужно для победы? Методика тренировок для достижения результатов в лыжных гонках

Тренировки лыжников-гонщиков: что нужно для победы? Методика тренировок для достижения результатов в лыжных гонках

Самый адекватный подход к изучению методик тренировок в любом виде спорта заключается в том, чтобы переработать максимальное количество литературы по специфики и физиологии того или иного вида спорта. Если рассматривать методики тренировок лыжных гонщиков, то можно понять, что они в общем схожи с другими видами спорта, где решающее значение играет выносливость, однако есть очень важные детали, в которых заключается довольно принципиальное отличие подготовки лыжников-гонщиков в сравнении с другими видами спорта.

Физиология лыжных гонок – предмет многократных исследований, большая часть которых проходила в Европе и Скандинавии, где этот вид спорта наиболее распространен. С чего нужно начинать изучение физиологии лыжных гонок? Конечно же с портрета лыжника-чемпиона.

Физиологический портрет лыжника-гонщика

Тренировки лыжников-гонщиков: что нужно для победы?

Средний возраст лыжника-гонщика на пике карьеры составляет 27-29 лет. Возможны отклонения по 4 года в каждую сторону, большая часть призеров Олимпиад в дисциплине лыжных гонок представляет собой людей в возрасте от 20 до 30 с небольшим лет. В лыжных гонках результат невозможен без тренировок, а победы не даются из-за стартовых физиологических данных, о чем говорит тот факт, что среди призеров Олимпиад и Чемпионатов мира никогда не было юниоров.

Телосложение профессионального лыжника-гонщица

Что можно сказать о телосложении лыжника-гонщика? То, что не существует какого-то усредненного или образцового варианта телосложения. В качестве примера можем рассмотреть несколько других видов спорта, где ключевую роль играет выносливость: все чемпионы-бегуны на длинные дистанции выглядят как клоны (худые, высокие, с одинаковыми пропорциями конечностей), пловцы на длинные дистанции выглядят принципиально по-другому, но между собой тоже крайне похожи (они на порядок крупнее бегунов, ниже ростом, имеют очень развитую мускулатуру верхней части тела). Профессиональный лыжник-гонщик может иметь рост от 1.65м до 2м, часто в организме присутствует небольшой жировой запас (в большей части их нельзя назвать худыми, наиболее подходящее определение – спортивное телосложение).

Структура мышц лыжника-гонщика

Для нашего исследования важен состав мышц бедра. У обычного человека состав мышечных волокон находится в соотношении 50% быстрых волокон (IIa и IIb) и 50% медленных волокон. Для профессиональных лыжников-гонщиков характерно совсем другое соотношение – от 62 до 75% медленных волокон, а остальные – волокна типа IIa. В чистом виде волокон типа IIb в составе мышц лыжника практически нет.

Тренировки лыжников-гонщиков: что нужно для победы?

Почему так происходит? Ответ очень прост – волокна IIb трансформируются в IIa, которые хоть и являются быстрыми, но имеют высокую сопротивляемость утомлению, лучше приспособлены для длительных нагрузок. Самое интересное, что при аналогичных исследованиях, проведенных среди бегунов-профессионалов и вело-гонщиков, было выявлено далеко не столь значительное смещение соотношения структурных элементов мышц – они не так сильно отличались от стандартного соотношения 50-50 быстрых и медленных волокон. В чем может быть причина? Причина в неоднородности нагрузки: во-первых, в лыжных гонках традиционно присутствует разнообразный рельеф местности; во-вторых, в лыжных гонках работают мышцы всего тела, в том числе, нагрузка идет на плечевой пояс (широчайшие мышцы спины, дельтовидные мышцы и трицепсы).

Читайте также:
Как научиться петь программа

Как увеличить скорость движения на лыжах? Оптимальная амплитуда движений

Скорость движения в лыжных гонках зависит от частоты и длины шага. Увеличение частоты шагов без уменьшения их длины дает большую скорость. Справедливо и обратное: более длинные шаги при той же частоте дают больше скорости.

Хороший гонщик старается делать максимально частые и длинные шаги как в коньковом ходе, так и в классическом переменном. Немаловажным тактическим преимуществом является использование инерции, а в некоторых ситуациях и движения накатом. Интересно понаблюдать за техникой движений профессиональных лыжников, ведь можно увидеть очень интересные особенности, например, вынос руки в начале толчка руками, который дает дополнительную инерцию движению.

Средняя скорость движения на Кубке Мира – 6-7 м/с в зависимости от условий. Интересно, что лыжники-гонщики двигаются по-разному в зависимости от дистанции. Причем, зависимость эта не всегда является линейной.

Лучшие марафонцы бегут со средней скоростью в среднем на 20% ниже, чем лыжники-гонщики на 5 000 м. Разница же в движении между гонщиком на 50 км и гонщиком на 10 км составляет всего 5-7%. Причина в методике движения + в гонках на длинные дистанции стараются подбирать маршруты с меньшим перепадом высот. Интересный факт так же заключается в том, что средняя скорость женщин на тех же трассах ниже на 14-15%, чем у мужчин.

На среднюю скорость лыжника так же влияет уровень гликогена в организме. Это вещество как раз и влияет на выработку энергии при высокой интенсивности работы организма. Мы подробно рассматривали этот вопрос в нашей статье про интенсивность тренировок лыжников-гонщиков.

Тренировки лыжников-гонщиков: что нужно для победы?

Максимальное потребление кислорода и показатели спортсмена в лыжных гонках

Что дает высокое максимальное потребление кислорода (МПК)? Производство энергии, которая очень важна для лыжных гонок. Чем этот показатель выше, тем лучше. При измерении МПК очень важно учитывать массу тела. Некоторые спортсмены считают абсолютные значения МПК, но мы предпочитаем вычислять более точные параметры, измеряемые в миллилитрах в минуту на килограмм массы тела (мл/мин/кг).

Для понимания давайте возьмем 2 четких примера. Лыжник №1 весит 70 кг, а его абсолютное значение МПК = 6 л/мин. Лыжник №2 весит 80 кг, а его абсолютный показатель МПК равен 6,5 л/мин. И вроде бы очевидно, что второй работает эффективнее, но давайте вспомним нашу методику расчета… Лыжник №1 в данном случае будет иметь показатель 85 мл/мин/кг, а №2 81 мл/мин/кг.

К тому же дополнительная масса тела будет играть против лыжника на подъеме (понадобится больше энергии). Кто-то скажет, что дополнительный вес так же даст инерцию на спусках… И будет прав! Но тут все зависит от конкретных условий трассы.

По МПК вывод можно сделать четкий и ясный: чем выше показатель, тем лучше. Посмотрите на лучшие команды лыжников на профессиональных соревнованиях – большая часть из них имеют в своем активе спортсменов с наибольшими показателями МПК.

Однако, у МПК есть вполне естественный ограничитель – режим работы сердца. У профессиональных лыжников-гонщиков сердце работает совершенно по-0собенному, но это тема для отдельной статьи.

Работа верхнего плечевого пояса у лыжников-гонщиков

Очевидно, что работа верхнего плечевого пояса очень важна для лыжных гонок. Насколько? Верхний плечевой пояс дает от 10% прибавки к скорости при классическом попеременном ходе до 100% при одновременно-бесшажном. При подъеме коньком верхний плечевой пояс формирует до 50% общего усилия. Удивительно, но просто попробуйте проехать дистанцию без задействования движений верхней части тела.

Что касается МПК мышц плечевого пояса, то видна очень четкая картина – у лыжников этот показатель достаточно высок. У среднестатистического человека пик МПК достигает до 60% от максимума, у лыжников-любителей до 75%, у профессиональных лыжных гонщиков от 80 до 90%, в отдельных случаях этот показатель достигал 95% от максимума. Очевидно, что для комплексного улучшения результатов лыжников-гонщиков необходимо включать в тренировочный план упражнения по укреплению мышц верхнего плечевого пояса, а так же увеличению показателей их МПК.

А ты доволен своими результатами?

Что еще важно при тренировке лыжников-гонщиков?

Важными параметрами, которые так же стоит тренировать, являются лактатный порог и экономичность движений. Важны оба, ведь лыжные гонки – совершенно специфическая нагрузка на организм, не похожая ни на какой другой вид спорта, так ведь еще и техника движений лыжника-гонщика меняется постоянно.

Если говорить про экономичность движений, то отдельно стоит указать, что техник движения лыжника-гонщика только по равнине может быть несколько: попеременно-двухшажный ход, одновременно-одношажный, одновременно-бесшажный, одновременно-двухшажный коньковый, одновременно-одношажный коньковый, двухшажный ход с махами и без махов руками, а ведь есть еще и подъемы и спуски, на которых лыжник может так же применить несколько вариантов движения. О наиболее эффективных подходах к экономичности движений и использование тех или иных способов добраться из точки А в точку Б в лыжных гонках мы чуть позже выпустим отдельную статью.

Такой вот микс из рецептов успеха тренировок лыжников-гонщиков для побед в соревнованиях

Не забывайте подписаться на наши социальные сети, чтобы получать еще больше полезной информации!

Источник: skiteamrussia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru