Программа сопровождения это определение

Сутковая, Н. В. Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях / Н. В. Сутковая. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11663/ (дата обращения: 05.07.2023).

В статье рассматриваются: а) индивидуальный подход как необходимое условие подготовки ребенка к учебной деятельности; б) феномен «педагогическое сопровождение»; в) проектирование индивидуальной образовательной программы.

Ключевые слова:педагогическое сопровождение, индивидуальный подход, индивидуальная образовательная программа

Педагогическое сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом индивидуализации дошкольного образования. Индивидуализация образования — процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной образовательной деятельности. Сопровождение ребенка гарантирует помощь и поддержку любому ребенку с учетом его индивидуальных возможностей, потенциал развития, потребностей и интересов.

Программа сопровождения экспертов «Эксперт, начинай!» — тариф СТАРТ ++

Феномен «педагогическое сопровождение» в педагогической науке появилось относительно недавно. Словарь русского языка С. И. Ожегова раскрывает понятие сопровождения следующим образом: сопровождать, значит, сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо [7].

Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына рассматривают сопровождение как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого [5; 10].

Следует отметить, что значительная часть толкований дефиниции «педагогическое сопровождение» связана с характером действий педагога по отношению к ребенку. Так, например, Е. А. Александрова говорит о педагогическом сопровождении как об умении педагога находиться вместе с ребенком, сопровождать его в образовательной деятельности [2]. При этом под сопровождением понимается не просто действие, а сложный процесс взаимодействия субъектов образовательной деятельности, направленной на достижение целевых ориентиров.

По мнению Е. А. Александровой, педагогическое сопровождение характеризуется уменьшением степени вмешательства взрослого в образовательный процесс, а умением ребенка решать свои образовательные и личностные проблемы [2].

В. А. Сластенин, раскрывает в своей трактовке педагогического сопровождения методы педагогической деятельности. С его точки зрения, педагогическое сопровождение — это «…наблюдение, консультирование и участие ребенка в проблемной ситуации при минимальном участие педагога» [8, с. 129].

В. А. Айрапетов рассматривает педагогическое сопровождение «…как форму партнерского взаимодействия, в процессе которого согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений» [1, с. 67.].

Е. К. Исакова, Д. В. Лазаренко и С. В. Сильченкова, «рассматривают педагогическое сопровождение — как форму педагогической деятельности, направленную на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, развития у ребенка самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора» [2; с. 13].

Сопровождение, по определению М. Р. Битяновой, это определенная идеология работы, объединяющей цели психологической и педагогической практики и акцентирует внимание на главном — на личности. Главная цель сопровождения — создание социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок становится субъектом своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Психолого-педагогическое сопровождение — профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в образовательном пространстве. Таким образом, деятельность по сопровождению направлена на создание благоприятных социально-психологических условий, способствующих успешному развитию детей.

В науке педагогическое сопровождение определяется как: взаимодействие субъектов обучения и воспитания (Г. Е. Зборовского, A. B. Меренкова, В. А. Петровского); педагогическая поддержка (О. С. Газмана, Н. Б. Крыловой, H. H. Михайловой и др.); необходимость продуктивногообщенияпредставителей социальных и профессиональных групп (И. С. Кон, М. Ю. Кондратьева др.).

В психолого-педагогических исследования акцент часто делается на понятие психологическое сопровождение, означающее идти вслед за развитием (Р. В. Овчарова); опора на естественное развитие человека (Г. Н. Сериков); сопутствовать кому-либо (Ч. А. Чирков).

В. И. Слободчиков рассматривает педагогическое сопровождение как помощьребенкув его личностном росте, установку наэмпатийноепонимание, на открытоеобщение, а A. B. Мудриктрактует его как особую сферу деятельностипедагога, направленную на приобщение ребенка к социально-культурным и нравственнымценностям, необходимым для самореализации и саморазвития.

В исследовании Е. А. Соколовой, педагогическое сопровождение определяется как: непрерывная деятельность, которая направлена на предотвращения трудностей; сопровождение должны осуществлять «тьюторы-педагоги», обладающие определенным набором функций [11].

Читайте также:
Как рассчитать бонусную программу

По мнению И. А. Колесникова и В. А. Сластёнина, «педагогическое сопровождение — это процесс участия ребёнка дошкольного возраста в проблемной ситуации при минимальном участии педагога» [8, с. 129].

И. А. Исаева рассматривает педагогическое сопровождение через взаимодействие между участниками образовательного процесса (педагогами, детьми, родителями), опираясь на сильные стороны ребёнка, его личностный потенциал и самостоятельность [4].

В дошкольной образовательной организации педагогическое сопровождение ребенка осуществляется в основном педагогическими средствами, через воспитателя и традиционные формы взаимодействия взрослых с детьми. Именно педагог отслеживает «динамику развития ребенка в образовательном процессе, создает социально-психологические условия для развития ее личности. Для получения и анализа информации используются методы диагностики. На основе полученных данных педагог разрабатывает индивидуальные траектории развития каждого ребенка, осуществляет выбор средств и форм организации образовательной деятельности, консультирует и просвещает родителей, создает ситуации сотрудничества с ними» [9, c. 8].

Педагогическое сопровождение развития ребенка предполагается как:

– целостная, открытая система диагностических, развивающих средств, направленных на оказание помощи в разрешении затруднений ребенка;

– развитие личности ребенка, его способностей и субъектной позиции;

– интеграция деятельности педагога, психолога и других специалистов ДОО, родителей.

«Сопровождая развитие ребенка, педагоги, прежде всего, опираются на его интересы, потребности, опыт. Эта технология требует не воздействия на детей, а взаимодействия с ними» [9, с. 3].

Педагогическое сопровождение развития ребенка в учреждении образования становится на современном этапе одной из приоритетных задач,но существуют проблемы, тормозящие практическое осуществление сопровождения ребенка:

– «в ДОО недостаточно оптимальных по форме и содержанию методических материалов по педагогическому сопровождению развития ребенка;

– у педагогов недостаточно знаний о психологических возможностях и индивидуальных особенностях детей, а также информации и методических материалов, необходимых для определения затруднений и развитии ребенка и оказания ему помощи, знаний для определения способностей, возможно, скрытых талантов и создания необходимых условий для их развития;

– в ДОО не отработан механизм взаимодействия воспитателей с другими специалистами и родителями в вопросах сопровождения развития ребенка;

– распространены нежелание и непонимание родителями значимости их участия в процессе сопровождения ребенка» [6, с. 4].

Законодательная база Российской Федерации

В настоящем разделе рассмотрена разработка политики сопровождения программного средства. Данная политика ориентирована на людские и материальные ресурсы, необходимые для обеспечения сопровождения программного продукта. В качестве целей при планировании сопровождения должны быть использованы результаты анализа сопровождаемости. Этот анализ является исходным пунктом при разработке стратегии сопровождения. Политика сопровождения программного средства должна охватывать следующие элементы:

7.2 Концепция сопровождения

Описание концепции сопровождения должно быть первым шагом при разработке политики сопровождения программного средства. Концепция сопровождения должна быть разработана сразу же при первом выпуске исходного программного продукта.

Концепция сопровождения должна отражать:

— область сопровождения программного средства;

— практическое применение (адаптацию) данного процесса;

— определение организаций (лиц), ответственных за сопровождение;

— оценку стоимости сопровождения.

Примечание — Концепцию сопровождения документально оформляют в плане сопровождения.

7.2.1 Область сопровождения

Данная область должна отражать обязанности сопроводителя. Она должна определять, какую поддержку программного средства обязан обеспечить сопроводитель. Область сопровождения зачастую определяется наличием соответствующих бюджетных ограничений. Область сопровождения должна охватывать:

— типы выполняемого сопровождения;

— сопровождаемый уровень документов;

— реакцию (чувствительность) на сопровождение;

— обеспечиваемый уровень обучения персонала;

— обеспечение поставки продукта;

— организацию справочной службы («горячей линии»).

7.2.2 Практическое применение (адаптация) процесса

Концепция сопровождения должна отражать задачи сопровождения программного средства после его поставки. Во время сопровождения различные организации могут выполнять различные задачи. В концепции сопровождения следует попытаться определить эти организации. В концепции сопровождения также должен быть отражен применяемый процесс сопровождения.

7.2.3 Определение ответственных за сопровождение

Читайте также:
Посудомоечная машина weissgauff не включается программа

Определение лиц (физических или юридических), отвечающих за сопровождение продукта, является важной частью концепции сопровождения. Это в равной степени справедливо и в случае внутреннего сопровождения в самой организации. При выполнении сопровождения по соглашению с третьей стороной (аутсорсинг) это должно быть отмечено в концепции сопровождения. В основных процессах заказа и поставки по ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 детально описаны услуги по заказу и поставке.

Назначение (выбор) сопроводителя должно быть основано на ряде факторов, включая:

— срок службы программного средства;

— размер долгосрочных затрат;

— размер первоначальных затрат;

— наличие соответствующего места;

— работоспособность программного продукта;

— программу (график) сопровождения;

— знание предметной области применения программного продукта.

7.2.4 Оценка стоимости сопровождения

Должна быть проведена оценка стоимости сопровождения. Стоимость должна зависеть от области сопровождения. Дополнительными факторами, подлежащими учету, являются стоимость:

— проезда до места расположения пользователя;

— обучения как сопроводителей, так и пользователей;

— СПИ и СТПС и их ежегодного сопровождения;

— персонала (зарплата и премии).

При разработке концепции сопровождения стоимость оценивают на основе ограниченных исходных данных. В дальнейшем эти оценки должны быть уточнены. В качестве исходных данных при оценке стоимости сопровождения могут быть использованы соответствующие архивные данные по аналогичным проектам.

7.3 Планирование сопровождения

Целью планирования сопровождения является подготовка плана работ по сопровождению и обеспечение заказа (закупки) ресурсов, необходимых для проведения этих работ после передачи программного продукта на сопровождение. Планирование начинается сразу после определения концепции сопровождения программного средства и завершается разработкой плана сопровождения, используемого сопроводителями в качестве основы при оказании соответствующих услуг по сопровождению программного средства.

7.3.2 План сопровождения

Планирование работ и задач по сопровождению начинается сразу после принятия описанной выше концепции сопровождения. Оно завершается созданием плана сопровождения. Данный план должен быть подготовлен сопроводителем во время разработки программного средства и включать в себя рассмотрение предложений пользователя по внесению изменений в программный продукт.

План сопровождения должен определять:

— причины необходимости сопровождения;

— исполнителей данных работ;

— роли и обязанности каждого субъекта, вовлеченного в сопровождение;

— как должны быть выполнены данные работы;

— какие имеются ресурсы для сопровождения;

— место проведения сопровождения;

— время начала сопровождения.

7.3.3 Рекомендации по плану сопровождения

В настоящем пункте приведены рекомендации по разработке плана сопровождения. В зависимости от объема работ по сопровождению должно быть принято решение о внесении тех или иных тем в конкретный план. Темы, подлежащие включению в план сопровождения:

1) описание сопровождаемой системы;

2) определение исходных состояний программного средства;

3) описание уровня требуемой поддержки;

4) определение организации, проводящей сопровождение;

5) описание любых условий (протоколов), согласованных между заказчиком и поставщиком;

b) концепция сопровождения:

1) описание концепции;

2) описание уровня поддержки системы;

3) установление периода поддержки;

4) адаптация (практическое применение) процесса сопровождения;

c) организационные работы и работы по сопровождению:

1) роли и обязанности сопроводителя до поставки программного продукта:

I) реализация процесса;

II) определение инфраструктуры процесса;

III) установление процесса обучения;

IV) установление процесса сопровождения;

2) роли и обязанности сопроводителя после поставки программного продукта:

I) реализация процесса;

II) анализы проблем и модификаций (изменений);

III) реализация (внесение) модификаций (изменений);

IV) рассмотрение и принятие модификаций (изменений);

V) перенос программного средства в новую среду;

VI) снятие программного средства с эксплуатации;

VII) решение проблем (включая справочную службу);

VIII) при необходимости — обучение персонала (сопроводителя и пользователя);

IX) усовершенствование процесса;

3) роль пользователя:

I) приемочные испытания;

II) взаимосвязи (интерфейсы) с другими организациями;

I) состав персонала для конкретного проекта;

2) программные средства:

I) определение программных средств, необходимых для поддержки эксплуатации системы (с учетом системных требований и требований к СПИ, СТПС и инструментальным средствам);

Читайте также:
В какой программе делают организационную структуру

3) технические средства:

I) определение технических средств, необходимых для поддержки эксплуатации системы (с учетом системных требований и требований к СПИ, СТПС и инструментальным средствам);

4) оборудование (аппаратура):

I) определение требований к оборудованию (аппаратуре) системы (помимо технических средств вычислительной техники);

I) план обеспечения качества;

II) план управления проектом;

III) план управления конфигурацией;

IV) документы разработки;

V) руководства по сопровождению;

VI) план проведения верификации;

VII) план проведения аттестации (валидации);

VIII) план тестирования, процедуры тестирования и отчеты о тестировании;

IX) план обучения;

X) руководство(а) пользователя;

7) другие требования к ресурсам (при необходимости);

e) процесс (как должна быть выполнена конкретная деятельность):

1) процесс, выполняемый сопроводителем (приводят общее описание процесса без детализации в плане сопровождения всего процесса);

2) процесс адаптации (практического применения сопровождения к условиям проекта);

1) определение уровня обучения, необходимого для сопроводителя и пользователей;

g) протоколы и отчеты по сопровождению:

1) перечень запросов пользователя на оказание услуг по сопровождению, предложение о модификациях или отчеты о проблемах;

2) состояния запросов (предложений, отчетов) по категориям;

3) приоритеты запросов (предложений, отчетов);

4) контрольные данные, собранные при работах по сопровождению.

7.4 Анализ ресурсов

Последним элементом стратегии сопровождения программного средства является анализ ресурсов. Сразу же после установления области сопровождения и организации, проводящей его, должны быть определены требования к персоналу сопровождения, среде сопровождения и финансовым ресурсам. Требования к ресурсам сопровождения программного средства обычно устанавливает заказчик при помощи поставщика (разработчика). При этом должны быть определены требования к ресурсам персонала сопровождения, среды и финансов.

7.4.1 Ресурсы персонала

Одной из главных частей планирования сопровождения программного средства является планирование требований к ресурсам сопровождения. Требования к персоналу являются основным фактором, определяющим стоимость сопровождения, но в то же время точная их оценка достаточно трудна. При оценке ресурсов для сопровождения программного средства обычно применяют два основных метода: параметрические модели и использование практических (опытных) знаний.

Для моделей требуются архивные практические данные. Лучшие результаты дает использование практических знаний при наличии соответствующих архивных опытных данных.

При этом предполагают, что для оценки сопровождения используют стандартную установленную методологию. Должно быть проведено отдельное исследование штатного состава персонала сопровождения на основе применения методологии определения ресурсов персонала и выдачи соответствующих результатов.

7.4.2 Ресурсы среды

При разработке и сопровождении программного средства проводят ряд специальных работ, для выполнения которых необходимы отдельные системы. Предполагают наличие отдельных сред программной инженерии (СПИ) и сред тестирования программного средства (СТПС). Сопроводитель должен помогать заказчику при создании плана для среды сопровождения. Данное требование является критичным при формировании среды сопровождения и должно быть учтено при предварительном планировании выделяемых фондов и финансовых средств для разработки и сопровождения программного продукта.

7.4.3 Финансовые ресурсы

Третьим и последним аспектом ресурсов являются финансовые ресурсы. Для обеспечения эффективного сопровождения программного продукта сопроводитель должен получить финансирование для:

— выплаты зарплаты персоналу;

— обучения персонала (2-3 недели в год на каждого человека);

— ежегодного возобновления лицензий на сопровождение программных средств;

— публикации (издания) соответствующих материалов;

— технических и программных средств СПИ и СТПС;

— модернизации технических и программных средств СПИ и СТПС.

Источник: zakonbase.ru

Программа сопровождения это определение

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

  • простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
  • просмотр конспекта без выхода в интернет.
  • удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
  • конструирование одного конспекта совместно с другом, одногрупником.
  • webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.

Обзор сайта:

Источник: webkonspect.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru