Программа «Сообщество»
В основе концепции программы “ Сообщество”, лежит утверждение, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они являются субъектами собственного обучения.
Цель программы состоит в том, чтобы развить у каждого ребё нка:
• творческое начало, воображение, изобретательность;
• способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
• способность ставить проблемы и находить их решение;
• неравнодушие к проблемам общества, страны, окружающей среды.
Основной формой организации образовательного процесса с детьми является утренний сбор, задачами которого являются:
1. Установить комфортный социально – психологический климат в детском коллективе, через:
•свободное общение со сверстниками;
•возможность высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения;
•сопереживание друг другу;
•выбор партнёра по своему желанию (с кем бы ты хотел сотрудничать в центре).
Программа «Круг сообщества»
2. Дать детям новую информацию посредством:
•введения в тему с помощью загадки, пословицы, сюрпризного момента и т. д. ;
•создания мотивации и обеспечения делового заинтересованного настроя;
3. Организовать планирование деятельности (выбор детьми центра активности, в котором они будут работать, определение содержания работы)
4. Развивать самостоятельность, самоорганизацию.
Утренний сбор – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе: рука в руке, глаза в глаза; рассказать, о чём думаешь, что чувствуешь; задать вопросы; высказать своё мнение.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, предъявляемым к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ – это принцип интеграции и индивидуализации.
1. Позывные для утреннего сбора.
Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: это может быть веселая музыка, звон колокольчика, какая-нибудь речевка. В любом случае, позывные, возможно, связать с требуемой темой.
2. Организация круга.
Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы или стоят, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе.
С целью установления эмоционального контакта утренний сбор мы начинаем с приветствия, в котором выражаем чувство радости от встречи с детьми или чувство сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища. Обратив внимание на стенд “Моё настроение”, все вместе радуемся, что сегодня у всех хорошее настроение или придумываем, как поднять настроение тем, у кого его нет.
Прежде чем начать приветствие, мы его моделируем, то есть показывает, как это делается. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты, ласковые слова.
Национальные программы скрининга: успешное взаимодействие государства и медицинского сообщество
Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.
Одной из самых любимых частей утреннего сбора для детей является обмен новостями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени выслушать всех детей.
Для решения данной проблемы мы предлагаем детям вместе решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас.
5. Обмен информацией
Также важно, чтобы на утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/). Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал в рассказывании.
7. Проблемные ситуации.
Организация детей в кругу способствует активизации общения – дети чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.
8. Тематические приветствия.
В группах нашего ДОУ утренний сбор уже начал использоваться воспитателями.
Например, мы успешно организуем воспитанников для начала режимных моментов и НОД, используя речевку в качестве сигнала сбора. Дети быстро собираются около воспитателя, в кругу они приветствуют друг друга добрыми и ласковыми словами – комплиментами и пожеланиями, передавая их вместе с волшебной снежинкой, цветком. Далее мы подводим детей к восприятию познавательно – образовательной темы дня. Так, 3 декабря, в День инвалидов, это была тема дружбы, взаимопомощи и уважения друг к другу.
А 26 декабря, в День спасателя Российской Федерации, это была тема мужества, взаимопомощи и сострадания. Дети не только называли качества человека, но и делились своими воспоминаниями и впечатлениями.
Иногда, мы применяем в утреннем сборе круговую эстафету волшебного клубочка: дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, счастья и любви, разматывали нить, связавшую их воедино. У детей, стоящих в кругу и соединенных одной нитью, формируется чувство единения, взаимной привязанности, коллективизма и толерантности. Здесь же, в кругу утреннего сбора, мы ставим перед детьми цель НОД.
9. Игры по теме проекта.
Этот компонент утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Также это может быть презентация какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи или группы, или плакат «Интересы моей семьи», или семейные фотографии и фотографии групповые).
10. Предоставление права выбора центра активности.
Завершающим компонентом утреннего сбора является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.
У детей формируется познавательный интерес, и интеграция дает высокую результативность в этом плане, так отражает знание из различных областей. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс. Утренний сбор, как интегрированный процесс, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.
Наиболее важным моментом в утреннем сборе является дидактическая часть, на которой совместно с детьми и родителями осуществляем планирование деятельности в центрах активности.
Тему проекта предлагают дети, исходя из своих интересов и потребностей. Для того чтобы получить полную информацию о знаниях детей по выбранной теме проекта, мы используем “Модель трёх вопросов”.
o Что вы знаете?
o Что вы хотите узнать?
o Что надо сделать, чтобы узнать?
Ответы фиксируем на листе бумаги, записывая под каждым имя ребёнка. Тема выбрана. Далее вместе с детьми составляем план – “паутинку”, она является образовательной основой плана. Процесс планирования содержания деятельности в центрах активности начинается с вопроса к детям: “Что мы с вами можем сделать в наших центрах, чтобы более подробно узнать о …. ?”.
Все идеи так же записываем, затем корректируем. Наша задача заключается в том, чтобы дополнить идеи детей, помочь подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности, предусмотреть интегрированность решения задач по разным видам деятельности в каждом из центров.
Следующим шагом планирования на утреннем сборе является выбор детьми центров активности.
Мы проводим презентацию центров, сообщаем детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагаем подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня.
Итак, дети сами приняли решение, в каком центре активности они сегодня будут заниматься, какие материалы им понадобятся для реализации своего замысла. Наша задача заключается в том, чтобы подобрать материалы разного уровня сложности и выложить различные вспомогательные пособия для поддержки самостоятельных действий: схемы, модели, литературу во всех центрах в зависимости от индивидуальных интересов и развития ребёнка.
В качестве партнёров в совместной деятельности выступает взрослый (воспитатель, младший воспитатель, родитель, специалист) или ребёнок (с более высоким уровнем).
Подведение итогов деятельности в центрах активности мы осуществляем на итоговом сборе, задача которого заключается в том, чтобы продемонстрировать результаты продуктивной деятельности, инициировать процесс самооценки достижений детей, выявить трудности, наметить перспективы.
По окончании работы над темой проекта мы предлагаем детям вспомнить и обдумать все занятия в рамках проекта. Все вместе возвращаемся к списку вопросов о том, что дети хотели узнать по данной теме, составленному в начале проекта, и предлагаем всем ответить на них. Это даёт нам возможность понять, все ли дети поняли тему правильно, кто узнал что – то новое для себя, что особенно удивило, какое из занятий в проекте понравилось больше всего и почему?
Прикреплённые файлы:
| prezentacija-dlja-stazherki_vbvhq.pptx | 22505,13 Кб | 
Источник: www.maam.ru
О программе “Сообщество”
В основу этой книги положены принципы, которые реализуются в рамках программы “Сообщество”, поэтому прежде всего мы хотели бы ознакомить Вас с этой программой.
Когда в группу детского сада, работающего по программе “Сообщество”, впервые приходит ребенок, его поражает обилие игрушек и их доступность.
Когда в группу впервые входят папы и мамы, они удивляются способу организации пространства: “Странно, детей много, а никто друг другу не мешает”.
Когда в группу впервые входит воспитатель, он, окинув опытным взглядом все вокруг, мысленно отмечает, где и какое занятие можно провести.
Когда в группу впервые входит психолог, он немеет от восторга. Обо всем, что имеется в группе, начиная от расстановки мебели и заканчивая содержимым каждого контейнера, мечтает каждый работающий с детьми психолог.
А если ребенок, родитель, воспитатель и психолог “погостят” в группе подольше, они, безусловно, поймут: здесь все делается для ребенка и вместе с ребенком.
Что же такое программа “Сообщество”?
В наше время никого уже не удивишь рождением еще одной образовательной программы. Однако выбор программы — это всегда большая ответственность и для родителей и для педагогов. Какая же школа, какая образовательная программа нужна нам сегодня?
Многие годы педагоги из разных стран пытаются совместить и примирить два, казалось бы, противоположных понятия: “групповое обучение” и “индивидуальный подход”. И вот тут-то на помощь приходит программа “Сообщество”, которая учитывает как возрастные, так и индивидуальные особенности каждого ребенка. Для достижения этой цели используется целый ряд технологий, о них пойдет речь дальше.
Образовательная программа “Сообщество” (первоначальное название — “Шаг за шагом”) — Международный проект института “Открытое общество”, рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Это единственная в России программа непрерывного образования. Она ориентирована на детей в возрасте от рождения до девяти лет.
В России реализуется с 1994 года. По этой программе работают 26 стран мира. В России — 20 регионов от Москвы до Владивостока. Все новые и новые участники подключаются к обучению в специально созданных центрах и начинают внедрять основные принципы программы “Сообщество” в своей работе. В настоящее время программа распространяется Российским фондом по развитию образования “Сообщество”, сетью его филиалов и учебных центров.
Философия программы основана на гуманистической идее о праве ребенка на собственный путь развития. Одна из ее главных целей — способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни.
В связи с этим внедрение данной программы предполагает три основных направления:
индивидуализацию работы с ребенком;
предоставление ребенку свободы выбора;
вовлечение семьи в процесс воспитания.
Программа содержит ряд конкретных технологий, четкое следование которым позволяет добиться высоких результатов.
Так, в целях реализации принципа индивидуализации используется уникальная технология наблюдения и планирования. За каждым ребенком ведется целенаправленное наблюдение всеми взрослыми, которые с ним работают, причем — с обязательной письменной фиксацией. На основе этих наблюдений педагоги, учитывая сильные и слабые стороны ребенка, составляют индивидуальную программу развития каждого своего воспитанника или ученика, ставят ближайшие цели на день, на неделю и долгосрочные — на 2—3 месяца. Затем составляется “Карта группы” на текущую неделю, в которой, учитывая потребности каждого ребенка, воспитатели или учителя планируют индивидуальные занятия и занятия с малыми группами детей, имеющих сходные проблемы. Фронтальные занятия не проводятся вовсе.
Все пространство группы или класса поделено на Центры активности, количество и направленность которых зависят от возрастной группы. Например, Центр песка и воды, Центр настольных игр и математики, Центр изобразительного творчества, Центр кулинарии.
Каждое утро дети, придя в детский сад, имеют право сами выбрать, где, с кем и чем они хотели бы заниматься. Групповой сбор — один из любимых “ритуалов”, принятых в программе. В это время дети сидят в кругу на ковре и обсуждают самые важные для них проблемы. Затем педагог сообщает, что ждет их в каждом Центре активности, и они выбирают себе занятие по душе.
Дети быстро привыкают к такой форме работы, хотя на первых порах далеко не всем бывает легко прислушаться к себе и понять собственные потребности. Иногда дети испытывают затруднения не только при выборе вида деятельности надень, но, даже выбирая, что надеть сегодня. Возможность ежедневной тренировки этого навыка способствует воспитанию самостоятельности, учит детей планировать свою деятельность, что, в свою очередь, пригодится им во взрослой жизни.
Внедрение принципа свободного выбора не создает никакого хаоса в группе. Напротив, использование определенных технологических ключей способствует воспитанию у детей самоконтроля и ответственности. Педагоги стремятся особым образом организовать развивающую среду в группе, наполнить каждый центр активности такими материалами, которые будут стимулировать активность детей и побуждать их к творчеству. Конечно, это можно сделать лишь на основании наблюдения и планирования, о которых говорилось выше.
Игровые центры становятся в некотором смысле экспериментальными лабораториями: детям разрешается брать любые материалы, размещенные в открытых контейнерах, и использовать их в соответствии со своими целями. Воспитатели и учителя выступают лишь в роли помощников ребенка. Так как программа предусматривает использование личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, дети и педагоги вступают в равноправное партнерское общение.
Главная цель педагога — способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе ненасильственного обучения. Конечно, подобная система образования и воспитания окажется сложной для реализации, если внедрять ее будет только один педагог. Поэтому в каждой группе детского сада одновременно должны присутствовать трое взрослых (воспитатель, ассистент и помощник воспитателя), а в школе — два учителя. В роли ассистента могут выступать желающие помочь педагогу родители.
Вовлечение семьи в работу с ребенком — неотъемлемая часть программы “Сообщество”. Недостатка в волонтерах не бывает. Родители, видя, как много делается для их ребенка, какие результаты приносит реализация индивидуальной программы обучения и развития, составленной педагогами именно для их ребенка, сами предлагают свою по-
мощь. Да и для родителей делается немало. Тренинга, семинары, конференции, праздники, клубы, неформальные встречи — все это способствует рождению сплоченного коллектива педагогов и родителей.
Таким образом, благодаря программе “Сообщество”, дети приобретают доброжелательное отношение всех взрослых, навыки партнерского общения со сверстниками и педагогами, умение самостоятельно принимать решения; родители начинают лучше понимать своего ребенка и особенности его развития; педагоги повышают уровень профессионального мастерства, получая моральное удовлетворение от того, что педагогический процесс стал намного эффективней.
Работа по программе — это коллективная деятельность, поэтому в тех детских садах и школах, где она внедряется, создается сплоченная группа единомышленников, команда людей, которые стремятся к одной цели: помочь детям. И, естественно, программа не может быть реализована без психолога.
Технология программы построена таким образом, что в организации пространства и форм взаимодействия взрослого и ребенка заложено все необходимое для проведения коррекционной работы психолога с разными категориями детей.
Мы понимаем, что далеко не во всех детских садах и школах можно создать такие условия, однако рекомендации, которые мы приводим в книге, применимы в любом случае, самое главное — искренне стремиться помочь детям.
Источник: studfile.net
Краткий очерк о программе «Сообщество» 
материал (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме
Образовательная программа “Сообщество” (первоначальное название — “Шаг за шагом”) — Международный проект института “Открытое общество”, рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
В России реализуется с 1994 года. По этой программе работают 26 стран мира. В России — 20 регионов от Москвы до Владивостока.
Философия программы «Сообщество»
В основе философии программы «Сообщество» лежит убеждение, что ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность.
Философия программы основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.
Тщательно продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества.
«В программе одним из центральных является принцип «сквозного» развития ребенка, то есть комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах детской деятельности. Принцип этот особенно адекватен специфике дошкольного возраста, в котором образование является «не предметным, а комплексным». (О.Л.Князева. Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах. М., 1999)
О соответствии программы «Сообщество» требованиям государственного стандарта дошкольного образования: «. программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности ребенка, способствовать развитию любознательности как основы познавательной активности, обеспечивать развитие его творческих способностей и заботу об эмоциональном благополучии». (Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ Российской Федерации МО РФ от 24.04.95).
«Анализ деятельности дошкольных образовательных учреждений, работающих по программе «Сообщество», свидетельствует о бесспорном совпадении целей и ценностей, заложенных в данной программе и в стандарте дошкольного образования» (О.Л. Князева. Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах. М., 1999)
Одна из главных целей программы :
способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни.
На уважении к личности ребенка, внимательном отношении к его интересам, потребностям, эмоциональному благополучию;
индивидуализации образования для каждого ребенка;
ориентации педагогов на постоянный анализ динамики развития ребенка и коррекцию педагогической деятельности;
предоставлении ребенку возможности выбора деятельности, способа действий, места, времени, партнеров, как через совместное со взрослыми планирование, так и через непосредственную работу в центрах активности;
на определении роли педагога, как «оказание помощи и поддержки ребенка в его самостоятельном активном инициативном познании окружающего мира»;
при активном участии семьи в реализации програмы.
Организация развивающей среды
Принципы формирования развивающей среды такие же, как и во всех российских дошкольных программах:
физическая и психологическая безопасность;
Специфика заключается в том, что созданная в группах и помещениях детского сада развивающая среда служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий.
Все пространство группы поделено на Центры активности , количество и направленность которых зависят от возрастной группы:
Центр изобразительного творчества
Центр сюжетно-ролевой игры
Центр науки и природы
Центр настольных игр и математики
Центр песка и воды
Виды центров активности могут изменяться в зависимости от интересов и потребностей детей, продвижения в поставленных педагогами образовательных задачах.
Например, могут появиться такие центры, как центр садоводства, огород, центр рукоделья, центр работы с деревом, «механические мастерские» и т.п.
Все центры интегративны по своей сути.
Центр книги может быть одновременно и центром грамоты, центром книгоиздательства, центром драматизации.
Это очень важно, так как помимо возможностей, определенных возрастом, есть и индивидуальные интересы, возможности и потребности детей, а также реальная возможность ориентации на зону ближайшего развития ребенка.
Центры активности открыты ежедневно, материалы в них дополняются, заменяются по мере необходимости и по мере продвижения в изучаемой теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых и детей.
В данном случае используется так называемый феномен Пиаже — «не важно, над чем вы работаете, важно использовать предметы, находящиеся вокруг вас, а не абстрактные».
То, что ребенок не захотел, не сумел, не успел сделать сегодня, то, что привлекло его внимание в работе других детей, он может сделать завтра и в любой другой день, так как центры активности открыты всегда.
Индивидуализация в программе «Сообщество»
Прежде всего, это предоставление детям возможности выбора содержания (образовательной темы), выбора видов деятельности, выбора способа выполнения деятельности, последовательности и длительности действий, выбора партнеров, выбора результатов и способов их оценивания.
Педагог строит образовательную работу с ребенком на основе систематического наблюдения и анализа его развития.
Видение особенностей, перспектив и потребностей развития координируется и согласовывается с родителями ребенка.
Организация жизнедеятельности детей в программе «Сообщество»
Утренний сбор: планирование деятельности.
Работа в центрах активности: деятельность детей по реализации собственных проектов и планов; наблюдение, дифференцированная и индивидуальная работа с детьми.
Итоговый сбор: оценка результатов.
Игры, работа с правилами, индивидуальная работа и коррекционно-развивающая работа, самостоятельные игры.
— один из любимых “ритуалов”, принятых в программе. В это время дети сидят в кругу на ковре и обсуждают самые важные для них проблемы.
Дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня.
Играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений.
Обмениваются новостями, задают вопросы.
Определяют тему работы.
Вечерний (Итоговый) сбор
Задача итогового сбора — рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успехи и трудности, наметить перспективы.
На итоговый сбор дети приносят свои работы — рисунки, написанные слова, прочитанные книги, выпеченное печенье — все, что может быть принесено.
Итоговый сбор проводится для оценивания самими детьми своих успехов, для объединения результатов всех детей.
Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется воспитателями вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических проектов.
Обучение и развитие детей представляют собой интегрированный процесс: каждая область детского развития связана с другими. Обучение математическим умениям, например, счету и измерению, приведет к новым достижениям в строительных играх, — ребенок сам сможет отсчитать, сколько кирпичиков понадобится для маленькой или большой машины; к достижениям в ответственных домашних действиях — определить, сколько муки и чем нужно отмерить для пирога.
Кроме того, у разных детей разный стиль познания — кто-то предпочитает слушать рассказы взрослых или сверстников, читать или придумывать; кто-то познает мир через деятельность — рисует, строит, разбирает и вновь собирает игрушки.
Тематические проекты, объединяющие в одной теме все способы познания, дают возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своем направлении (кто-то лепит, рисует, кто-то читает и «пишет» книжку, кто-то делает опыты), все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон.
Темы проектов могут быть самыми различными — как более конкретными («Дома», «Игрушки», «Транспорт»), так и достаточно абстрактными («Дружба», «Мои права», «Удовольствия», «Превращения»), как более близкими практическому опыту детей («Домашние животные», «Посуда», «Зима»), так и удаленными («Космос», «Море»).
В любом случае, темы, основанные на интересах и потребностях самих детей, обеспечивают наилучшую мотивацию и наиболее успешное обучение. Интегративность темы дает возможность детям найти способы для реализации своих интересов, для приложения своих умений, позволяет каждому найти свое место в общем деле.
Три принципа, на которых должна строиться работа в группе.
дети приобретают умение действовать в соответствии с задачей;
работа на основе задач мотивирует к выполнению работы;
принятая задача стимулирует работать целенаправленно;
каждый ребенок знает, чего от него ожидают;
дети учатся формулировать собственные задания;
стимулируется принятие ответственности за себя, за свою маленькую команду;
приобретается умение планировать собственную учебную деятельность.
Включение родителей в программу
Программа «Сообщество» изначально определена авторами как «программа для детей, родителей и педагогов» (К.Хансен, Р.Кауфманн, К. Уолш. Организация программы, ориентированной на ребенка. М., 1999). Это означает, что педагоги принимают семью как «первое и самое главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка».
Технологический процесс программы «Сообщество» поощряет непосредственное присутствие членов семьи ребенка в группе, активное участие в оценивании и прогнозировании его развития, в планировании и осуществлении развивающего обучения.
Реальное присутствие и участие семьи в жизни группы оказывает:
психологическую поддержку ребенку;
психоэмоциональную поддержку матери (ощущение покоя, уверенности за ребенка);
приобщает членов семьи ребенка к ценностям личностно-ориентированного образования;
дает родителям реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками во время общих дел и во время общения с чужими взрослыми, например, близкими других детей;
дает родителям представление об уровне развития через наблюдение ребенка в деятельности на фоне других детей группы;
дает ребенку право гордиться своими близкими (это моя мама занималась сегодня с детьми);
дает воспитателю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений ребенка с близкими, о стилях общения;
дает возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики и тенденций его развития;
дает возможность преемственного продолжения работы с ребенком в домашних условиях, обеспечивает содержательную и организационную преемственность (родители понимают, что и как можно сделать с ребенком дома);
дает возможность участия родителей в групповых делах и занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
 
- Главная
- О Фонде
- История Фонда
- Конкурс педагогического мастерства «Компетентный педагог XXI века»
- Курс повышения квалификации «Создание музыкального интерактивного концерта-сказки. Опыт работы через форму концерта»
- Семинары
- Вебинары
- Консультации
Качество образования
- Стандарты качества образования
- Российские стандарты качества образования
- ФГТ
- ФГОС
- «Югорский трамплин»
- «Открытие»
- Положение об эксперте-наставнике
- Наставник в ДОУ
- Наставник в районе
- Наставник городского уровня
- Наставник регионального уровня
- Наставник всероссийского уровня
- Наставник международного уровня
- Инклюзивное образование в России
- Инклюзивное образование за рубежом
Программа «Сообщество»
Одна из главных целей программы: 
способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни. 
Программа основана: 
На уважении к личности ребенка, внимательном отношении к его интересам, потребностям, эмоциональному благополучию; 
индивидуализации образования для каждого ребенка; 
ориентации педагогов на постоянный анализ динамики развития ребенка и коррекцию педагогической деятельности; 
предоставлении ребенку возможности выбора деятельности, способа действий, места, времени, партнеров, как через совместное со взрослыми планирование, так и через непосредственную работу в центрах активности; 
на определении роли педагога, как «оказание помощи и поддержки ребенка в его самостоятельном активном инициативном познании окружающего мира»; 
при активном участии семьи в реализации програмы. 
Организация развивающей среды 
Принципы формирования развивающей среды такие же, как и во всех российских дошкольных программах: 
физическая и психологическая безопасность; 
возрастная ориентированность; 
доступность; 
динамичность; 
разноуровневость. 
Специфика заключается в том, что созданная в группах и помещениях детского сада развивающая среда служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий. 
Все пространство группы поделено на Центры активности, количество и направленность которых зависят от возрастной группы: 
Центр литературы 
Центр изобразительного творчества 
Центр сюжетно-ролевой игры 
Центр науки и природы 
Центр настольных игр и математики 
Центр строительства 
Спортивный центр 
Центр песка и воды 
Центр кулинарии. 
Виды центров активности могут изменяться в зависимости от интересов и потребностей детей, продвижения в поставленных педагогами образовательных задачах. 
Например, могут появиться такие центры, как центр садоводства, огород, центр рукоделья, центр работы с деревом, «механические мастерские» и т.п. 
Все центры интегративны по своей сути. 
Центр книги может быть одновременно и центром грамоты, центром книгоиздательства, центром драматизации. 
Это очень важно, так как помимо возможностей, определенных возрастом, есть и индивидуальные интересы, возможности и потребности детей, а также реальная возможность ориентации на зону ближайшего развития ребенка. 
Центры активности открыты ежедневно, материалы в них дополняются, заменяются по мере необходимости и по мере продвижения в изучаемой теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых и детей. 
В данном случае используется так называемый феномен Пиаже — «не важно, над чем вы работаете, важно использовать предметы, находящиеся вокруг вас, а не абстрактные». 
То, что ребенок не захотел, не сумел, не успел сделать сегодня, то, что привлекло его внимание в работе других детей, он может сделать завтра и в любой другой день, так как центры активности открыты всегда.
Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется воспитателями вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических проектов.
Обучение и развитие детей представляют собой интегрированный процесс: каждая область детского развития связана с другими. Обучение математическим умениям, например, счету и измерению, приведет к новым достижениям в строительных играх, — ребенок сам сможет отсчитать, сколько кирпичиков понадобится для маленькой или большой машины; к достижениям в ответственных домашних действиях — определить, сколько муки и чем нужно отмерить для пирога. 
Кроме того, у разных детей разный стиль познания — кто-то предпочитает слушать рассказы взрослых или сверстников, читать или придумывать; кто-то познает мир через деятельность — рисует, строит, разбирает и вновь собирает игрушки. 
Тематические проекты, объединяющие в одной теме все способы познания, дают возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своем направлении (кто-то лепит, рисует, кто-то читает и «пишет» книжку, кто-то делает опыты), все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон. 
Темы проектов могут быть самыми различными — как более конкретными («Дома», «Игрушки», «Транспорт»), так и достаточно абстрактными («Дружба», «Мои права», «Удовольствия», «Превращения»), как более близкими практическому опыту детей («Домашние животные», «Посуда», «Зима»), так и удаленными («Космос», «Море»). 
В любом случае, темы, основанные на интересах и потребностях самих детей, обеспечивают наилучшую мотивацию и наиболее успешное обучение. Интегративность темы дает возможность детям найти способы для реализации своих интересов, для приложения своих умений, позволяет каждому найти свое место в общем деле. 
Три принципа, на которых должна строиться работа в группе. 
Свобода. 
Самостоятельность. 
Совместная деятельность.
Новости
- Сборник избранных статей из издания «Важность раннего детства» Фонда Бернарда ван Лира за 2020 год
- Международная конференция «Ранняя помощь детям и их семьям: от теории к практике» — пресс-релиз
- Программа международной научно-практической конференции и летней школы-семинара «Ранняя помощь детям и их семьям: от теории к практике
- Приглашаем на конференцию «Ранняя помощь детям и их семьям: от теории к практике»
- О пополнении Архивного фонда Санкт-Петербурга документами Российского фонда по развитию образования «Сообщество» (РФРО «Сообщество»)
- Курсы повышения квалификации «Инновационный менеджмент в дошкольном образовании»
- Приглашаем принять участие в семинаре «Инновационный менеджмент в дошкольном образовании»
- Обучающий практико-ориентированный курс повышения квалификации «Создание музыкального интерактивного концерта-сказки. Опыт работы через форму концерта»
- Курсы повышения квалификации и переподготовки в рамках международного проекта «Компетентный педагог XXI века. Принципы качественной педагогики»
- 5-9 октября прошел семинар для работников дошкольного образования
Источник: pedagogika-21vek.ru
