Программа сочинение законы и секреты мастерства

Научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.

Олимпиады: Русский язык 1 — 11 классы

Содержимое разработки

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.

Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.

Закон Притяжения: Как Он Работает (Боб Проктор)

Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение – это “естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

27 ЗАКОНОВ МИРОЗДАНИЯ. Как устроен мир? Коны мироздания от Никиты Метелицы.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно.

Читайте также:
Как добавить программу в дискорд

А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что “они трудны”, а “главное не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.

Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.

Цели курса :

подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;

гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);

развитие творческих способностей учащихся.

Задачи курса :

формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;

формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;

овладение нормами русского литературного языка;

обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;

обучение работе над сочинением;

развитие коммуникабельности обучающихся;

воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.

Прогнозируемый результат

К концу курса учащиеся должны:

уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;

на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;

анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;

уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;

обогащение речевого багажа учащихся и уметь их применять в различных формах выражения мысли.

Источник: compedu.ru

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета на уровне среднего общего образования по элективному курсу по русскому языку «Сочинение: законы и секреты мастерства»

учащиеся должны знать:

  • теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;

уметь применять такие коммуникативные умения, как умение:

владеть: коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использования языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.

Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.

Элективный курс «Сочинение: законы и секреты мастерства» имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.

Читайте также:
В каком виде плана формируется программа сбыта продукции по номенклатуре и ассортименту

2. Содержание учебного предмета на уровне среднего общего образования по элективному курсу по русскому языку «Сочинение: законы и секреты мастерства»

Цели и задачи курса. Сочинение как целостный текст. Основные требования к сочинению. Формулировка задания 27 ЕГЭ. Основные понятия. Структура сочинения.

Критерии оценивания.

Проблема текста (4 ч)

Проблема текста. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблемы. Алгоритм выявления проблемы художественного текста. Выбор одной проблемы из нескольких.

Способы формулирования проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы.

Комментарий к проблеме (5 ч)

Типы информации в тексте: фактуальная и концептуальная информация. Способы отсылки к тексту. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения: прямая речь, косвенная речь, предложение с вводной конструкцией, цитата как часть предложения. Пояснение к примеру-иллюстрации и связь между примерами (противопоставление, дополнение, сравнение, причина, следствие, уступка), анализ связи.

Авторская позиция (4 ч)

Авторская позиция в художественном тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора.

Аргументация собственной позиции (2 ч)

Способы аргументации собственной позиции:

  • факты (реальное событие, явление, то, что действительно произошло);
  • иллюстрации (наглядно-описательная форма): можно использовать конкретный пример – сообщение о событии (в литературе, в жизни и т.д.) и предположительный пример – рассуждение о том, что могло бы быть при определенных условиях;
  • опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.);
  • обращение к традициям, авторитетным мнениям (мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов – экспертов);
  • цитаты из авторитетных источников;
  • обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.);
  • обращение к логике (индукция, дедукция).

Композиция сочинения (8 ч)

Основные средства связи между предложениями в тексте (слова-заместители, лексические повторы и повторы форм слова, соответствие видовременных глагольных форм, предлоги, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, союзы, прямой и обратный порядок слов, последовательность изложения мыслей, слова-организаторы логических связей, вводные слова, организующие порядок высказывания). Виды и формы вступления (проблемный вопрос, общие сведения о проблеме, ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме, создание определенного эмоционального настроя, описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста, цитата исходного текста, обращение к фактам биографии автора). Виды заключения (обобщение основных мыслей автора, вопросительное предложение, призыв, обращение к читателю, использование цитат). Типовые конструкции, используемые в заключении.

Речевое оформление сочинения (7 ч)

Грамматические ошибки, их виды: ошибочное словообразование, нарушение согласования, нарушение управления, нарушение связи между подлежащим и сказуемым, нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях, ошибки в построении предложения с однородными членами, ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом, ошибки в построении предложения с причастным оборотом, ошибки в построении сложного предложения, смешение прямой и косвенной речи, нарушение границ предложения, нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм, бедность и однообразие синтаксических конструкций, неудачное употребление местоимений.

Речевые ошибки, их виды: употребление слова в несвойственном ему значении, неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом, смешение паронимов, неразличение синонимичных слов, употребление слов иной стилевой окраски, использование штампов, неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов, неоправданное употребление просторечных слов, нарушение лексической сочетаемости, употребление лишних слов, в том числе плеоназм, употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология), неоправданное повторение слова, искажение состава фразеологизма.

Читайте также:
Программа droidcam как пользоваться

Логические ошибки, их виды: подмена понятий, нарушение причинно-следственных отношений, нарушение логики развертывания мыслей, отсутствие связи между высказываниями.

Фактические ошибки, их виды: подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, другими, искажение фактов, неверная характеристика примера, явления, неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте.

Источник: nsportal.ru

«Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» (курс по русскому языку в 10-11 классах)

«Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» (курс по русскому языку в 10-11 классах)

Татьяна Войнич

Курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» рассчитан на учащихся 10-11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой.Программа элективного курса

Картинками

Пояснительная записка.

Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы написать сочинение по литературе, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» рассчитан на учащихся 10-11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

Курс рассчитан на 1 час в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 34 часа.

Цели и задачи изучения курса.

Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачи курса:

· обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;

· подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В);

· формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).

Учебно – тематический план

Повторение знаний о тексте

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru