Программа сочинение по литературе

Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка.

Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.

Осторожно Модерн — Сочинение по литературе

Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе.Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно.

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ И ПОЛУЧАТЬ ПЯТЕРКИ? Советы для сочинения-рассуждения от учителя

А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что “они трудны”, а “главное не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.

Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.

  • подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;
  • гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
  • развитие творческих способностей учащихся.

Задачи курса:

  • формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
  • формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;
  • овладение нормами русского литературного языка;
  • обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;
  • обучение работе над сочинением;
  • развитие коммуникабельности обучающихся;
  • воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.

Прогнозируемый результат

К концу курса учащиеся должны:

  • уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;
  • на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;
  • анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;
  • уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;
  • обогащение речевого багажа учащихся и уметь их применять в различных формах выражения мысли.

Содержание программы

Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения и текста ЕГЭ для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой.

Читайте также:
Установить пакет программ Microsoft office

Справочная литература. Требования к написанию сочинения.

Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала.

Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы.

Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи.

Порядок работы над черновиком.

  • Сочинение разных жанров

Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Акцент на сочинение-рецензия. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников слова.

Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. О свободной теме сочинения.

Так ли она свободна? Условные границы в сочинениях на свободную тему. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена.

Методические рекомендации

Данная программа может быть реализована на любой ступени образования старшей школы: дополнить и обогатить уроки русского языка и литературы, стать основой для проведения уроков развития речи в старших классах, может быть использована как самостоятельный элективный курс или факультатив. Предоставляемые для анализа образцы текстов должны позволить учащимся обратиться к возможностям любого стиля речи – художественного, научного, публицистического, разговорного. Круг авторов, чьи работы будут рассматриваться в курсе, выбирать из тех писателей, чьи произведения включены в программу литературного образования школьников для обязательного изучения или самостоятельного чтения.

На ЕГЭ при выполнении задания небольшой промежуток времени, отведенный на осмысление предложенного текста (фрагмента из художественного, публицистического, научного сочинения), написание чернового варианта своего текста, переписывание сочинения-рассуждения на соответствующий официальный бланк (строго соблюдая его рамки) и самостоятельное выявление ошибок, заметно ужесточают требования к выпускнику, концентрируя его волевые качества и внутреннюю собранность. Как правило, сочинение в этом случае превращается еще и в сочинение-миниатюру. В этой связи ученику необходимо весьма тщательно разобраться в тексте, в малом увидеть многое – то, что хотел сказать автор и какими лингво-стилистическими средствами он сумел добиться эффектной презентации своей мысли. При этом в процессе самостоятельного исследования приведенного эпизода ученику важно грамотно и точно использовать собственные возможности аналитического письма, к месту употребляя символико-метафорические выражения, научно-лингвистическую терминологию, органично включая в свой текст авторские цитаты. Сочинение-миниатюра требует самого тщательного подбора слов, стремления избежать тавтологии на малом пространстве текста.

Обращение к различным видам жанров сочинений может быть связано также и с внеклассной работой по русскому языку и литературе – участие школьников в таких проектах, где сочинение имеет преобладание по емкости и мобильности.

Учебно-тематический план

  1. Тропы
  2. Фигуры речи
  1. Сочинение – литературный обзор
  2. Сочинение – читательский отзыв
  3. Сочинение – характеристика литературного героя
  4. Сочинение – читательский дневник
  5. Сочинение – анализ лирического произведения
  1. Свободные темы на литературном материале;
  2. Свободные темы не на литературном материале;
  1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А. П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2005
  2. Ведишенкова М.В. Русский язык : ЕГЭ – 2009 в примерах и комментариях. Учеб.пособие. – Казань :Магариф, 2009
  3. “Голография чувств и мыслей. Жанр сочинения на Едином государственном экзамене по русскому языку”. Ижевск. Научная книга, 2005.
  4. Единый государственный экзамен: Русский язык. 2004 – 2005: Контрол.-измерит. материалы / Сост. В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, Ю.Н. Гостева и др. Под ред. Г.С. Ковалевой. M., 2005. С. 133-135.
  5. Закон об образовании
  6. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001
  7. “Первое сентября”, журнал “Русский язык”, 2007, № 9,12
  8. Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. – М.: Издательство “Экзамен”, 2007
  9. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009,2010: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д : Легион, 2008,2009
  10. Скиргайло Т. О. Сочинение в жанре интервью. – Казань: Слово, 2005
  11. Фогельсон И.А. Литература учит. 9-й класс. М., 1990

Программа элективного курса по литературе “Сочинение: законы и секреты мастерства. Основные правила написания сочинения” (11 класс)

Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai

Программа курса «Сочинение по литературе на «5» для учащихся 9 класса

Программа курса «Сочинение по литературе на «5» предназначена для формирования умений и навыков учащихся 9 класса в овладении свободной, уверенной письменной и устной речью. Сочинение – это не только связное письменное высказывание на заданную тему, опирающееся на литературный материал, но это и способ самовыражения, самораскрытия. Правильная организация письменной речи – важное речевое умение, формирование которого предполагается программой развития речи.

Читайте также:
Топ программ для домашней бухгалтерии

Цели и задачи курса.
Вооружить учащихся речевыми умениями;
пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству;
развить литературно-творческие способности у учащихся.
Углубить теоретические знания учащихся в работе над созданием своего сочинения;
совершенствовать навыки школьников в овладении связной литературной речью;
сформировать навыки логически выстраивать высказывание на заданную тему;
подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.

Новизна данной программы. Развивать речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей человека. А это одна из актуальных задач, которую решают в процессе обучения учащихся в школе. Работа над сочинением даёт учащимся массу умений и навыков, которые будут востребованы не только на уроке литературы.

Это и логика, и связность речи, и умение точно подбирать слова, внимание к нюансам содержания любого высказывания, а значит, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения. На уроках развития речи мы учим детей думать, развиваем их мыслительные способности. Умение писать сочинения способствует воспитанию чувства самоуважения, собственного достоинства, так как человек стремится не «украсть» (списать), а создать.

Межпредметные связи. Предлагаемый курс базируется на концепции профильного обучения, он повышает речевую и письменную грамотность. Курс связан как с разделами языкознания («Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи»), так и с теорией литературы. Кроме того, изучение данного курса поможет учителю подготовить учащихся к выполнению заданий Единого государственного экзамена, связанных с анализом текста и написанием рецензий, эссе.

Особенности организации учебного процесса. Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.
Курс рассчитан на семнадцать часов. Занятия проходят один раз в неделю. Программа позволяет проводить занятия со всем классом одновременно.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Программа предусматривает формирование следующих умений и навыков: владение литературной речью; умение аргументировать свою мысль; умение подать свою мысль с нужной автору (выигрышной) стороны, умение строить высказывание в нужном стиле; точность в выборе слова – следовательно, точность в выражении своей мысли;
умение сжать излагаемый материал или – в соответствии со стоящей задачей – развернуть его.

Учебно-тематический план

Источник: kopilkaurokov.ru

Лучшие школьные сочинения

Сочинение-рассуждение на тему Анализ фразы «Он крепко спал. И совсем забыл про какой-то ночной ветер, про какие-то страхи и про то, что он несколько минут пробыл один на всём свете».

Оценка: 5 Кол. слов: 224 Класс: 8

Сочинение-рассуждение на тему Анализ цитаты Будагова «Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств»

Оценка: 4 Кол. слов: 112 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Взаимосвязь человека и природы
Оценка: 4 Кол. слов: 280 Класс: 11
Сочинение-рассуждение на тему Виды источников информации
Оценка: 5 Кол. слов: 185 Класс: 7

Сочинение-рассуждение на тему Война глазами детей
Оценка: 4 Кол. слов: 225 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Время
Оценка: 5 Кол. слов: 209 Класс: 7
Сочинение-рассуждение на тему Героизм Матвея Капитоныча в рассказе Пантелеева «На Ялике»

Оценка: 4 Кол. слов: 152 Класс: 8
Сочинение-рассуждение на тему Дружба Штольца и Обломова в романе Гончарова «Обломов»
Оценка: 5 Кол. слов: 485 Класс: 10
Сочинение-рассуждение на тему Значение союзов в речи
Оценка: 5 Кол. слов: 136 Класс: 8
Сочинение-рассуждение на тему Истинные шедевры

Оценка: 5 Кол. слов: 295 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему История любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной
Оценка: 5 Кол. слов: 258 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Какие мы – современные подростки
Оценка: 4 Кол. слов: 128 Класс: 7
Сочинение-рассуждение на тему Какова цена жизни человека?

Оценка: 5 Кол. слов: 205 Класс: 11
Сочинение-рассуждение на тему Какого человека можно назвать героем?
Оценка: 4 Кол. слов: 221 Класс: 11
Сочинение-рассуждение на тему Какой след я хотел бы оставить на земле?
Оценка: 5 Кол. слов: 85 Класс: 5

Сочинение-рассуждение на тему Какой школьный предмет вам больше всего нравится и почему?
Оценка: 5 Кол. слов: 133 Класс: 5
Сочинение-рассуждение на тему Красота
Оценка: 5 Кол. слов: 98 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему «Культура»

Оценка: 4 Кол. слов: 115 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему «Ленивому каждый день – праздник» по грузинской пословице
Оценка: 4 Кол. слов: 100 Класс: 6
Сочинение-рассуждение на тему Любовь в жизни Татьяны и Онегина
Оценка: 5 Кол. слов: 366 Класс: 9

Сочинение-рассуждение на тему Могли ли быть счастливы герои «Бедной Лизы» и почему?
Оценка: 4 Кол. слов: 180 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Моё отношение к героям повести Пушкина «Капитанская дочка»
Оценка: 5 Кол. слов: 334 Класс: 8
Сочинение-рассуждение на тему Мой любимый школьный предмет

Оценка: 5 Кол. слов: 135 Класс: 5
Сочинение-рассуждение на тему Мужество и героизм в период Великой Отечественной войны
Оценка: 5 Кол. слов: 164 Класс: 10
Сочинение-рассуждение на тему Мцыри
Оценка: 4 Кол. слов: 141 Класс: 8

Сочинение-рассуждение на тему Несчастная любовь героев произведения Карамзина «Бедная Лиза»
Оценка: 5 Кол. слов: 251 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Нужен ли нам в 21 веке Салтыков-Щедрин как автор
Оценка: 5 Кол. слов: 183 Класс: 7
Сочинение-рассуждение на тему О времени и о себе

Читайте также:
Как подобрать программу упражнений

Оценка: 5 Кол. слов: 201 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Образ Петербургского мечтателя в повести Достоевского «Белые ночи»
Оценка: 5 Кол. слов: 173 Класс: 10
Сочинение-рассуждение на тему Основная идея рассказа Андреева «Кусака»
Оценка: 5 Кол. слов: 240 Класс: 7

Сочинение-рассуждение на тему Поговорка «Слово делом крепи»
Оценка: 5 Кол. слов: 142 Класс: 8
Сочинение-рассуждение на тему Понимают ли нас родители
Оценка: 4 Кол. слов: 98 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Почему диалектизмы реже употребляются в нашей речи
Оценка: 5- Кол. слов: 74 Класс: 6

Сочинение-рассуждение на тему Почему пьесу Горе от ума можно назвать актуальной в 21 веке?
Оценка: 5 Кол. слов: 127 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Правда о войне в произведении Твардовского «Василий Теркин»
Оценка: 5 Кол. слов: 142 Класс: 8
Сочинение-рассуждение на тему Природа

Оценка: 5 Кол. слов: 237 Класс: 7
Сочинение-рассуждение на тему Проблема жадности в поэме Гоголя «Мёртвые души»
Оценка: 4 Кол. слов: 304 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Проблема истинной дружбы
Оценка: 5 Кол. слов: 248 Класс: 9

Сочинение-рассуждение на тему Проблема нехватки любви к детям и её последствия
Оценка: 4 Кол. слов: 242 Класс: 11
Сочинение-рассуждение на тему Проблема счастья народа в произведениях Некрасова
Оценка: 5 Кол. слов: 372 Класс: 10
Сочинение-рассуждение на тему Прозвища
Класс: 7

Сочинение-рассуждение на тему Путешествие по родному городу
Оценка: 5 Кол. слов: 377 Класс: 10
Сочинение-рассуждение на тему Раскрытие темы исцеления в рассказе «Ночь исцеления»
Оценка: 5 Кол. слов: 115 Класс: 7
Сочинение-рассуждение на тему Родина – историческое прошлое человека

Оценка: 5 Кол. слов: 264 Класс: 11
Сочинение-рассуждение на тему Роль интернета в жизни человека
Оценка: 4 Кол. слов: 240 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Роль фразеологизмов в речи
Оценка: 5 Кол. слов: 103 Класс: 7

Сочинение-рассуждение на тему Русская культура и ее роль в мире
Оценка: 5 Кол. слов: 323 Класс: 11
Сочинение-рассуждение на тему С чего начинается Родина?
Оценка: 4 Кол. слов: 156 Класс: 7
Сочинение-рассуждение на тему Самопожертвование
Оценка: 5 Кол. слов: 195 Класс: 10

Сочинение-рассуждение на тему Свободное время
Оценка: 5 Кол. слов: 101 Класс: 8
Сочинение-рассуждение на тему Сила поэтического слова
Оценка: 4 Кол. слов: 202 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Сила слова

Оценка: 5 Кол. слов: 144 Класс: 9

Сочинение-рассуждение на тему Смысл, вкладываемый в цитату: «Хотелось весёлой интересной, настоящей жизни. »

Оценка: 5 Кол. слов: 168 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Содружество «Серапионовы братья»
Оценка: 4 Кол. слов: 152 Класс: 11
Сочинение-рассуждение на тему Трагедия Базарова в произведении Тургенева «Отцы и дети»
Оценка: 5 Кол. слов: 325 Класс: 10

Сочинение-рассуждение на тему «Фамусовское общество» по произведению Грибоедова «Горе от ума»
Оценка: 4 Кол. слов: 189 Класс: 11
Сочинение-рассуждение на тему Фразеологизмы как неисчерпаемый источник речевой экспрессии писателей
Оценка: 5 Кол. слов: 71 Класс: 9

Сочинение-рассуждение на тему Характеристика и образ Болконского в романе Толстого «Война и мир»
Оценка: 4 Кол. слов: 523 Класс: 10

Сочинение-рассуждение на тему Характеристика и образ Евгения Онегина в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Оценка: 5 Кол. слов: 274 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Что даёт человеку надежда 9.3
Оценка: 5- Кол. слов: 154 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Что значит быть милосердным? (по тексту Приставкина)
Оценка: 4 Кол. слов: 196 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Что значит быть счастливым?

Оценка: 5 Кол. слов: 420 Класс: 8
Сочинение-рассуждение на тему Что такое материнская любовь
Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Что такое мечта?
Оценка: 5 Кол. слов: 109 Класс: 6
Сочинение-рассуждение на тему Что такое мошенничество?
Оценка: 5 Кол. слов: 180 Класс: 8

Сочинение-рассуждение на тему Что такое мужество?
Оценка: 4 Кол. слов: 244 Класс: 11
Сочинение-рассуждение на тему Что такое решительность? ОГЭ 9.3
Оценка: 5 Кол. слов: 138 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Что такое Родина?

Оценка: 5 Кол. слов: 214 Класс: 11
Сочинение-рассуждение на тему Что такое родительская любовь?
Оценка: 5 Кол. слов: 204 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Что такое сила воли?
Оценка: 4 Кол. слов: 214 Класс: 8

Сочинение-рассуждение на тему Что такое совесть?
Оценка: 5 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Что я знаю о словах
Оценка: 5 Кол. слов: 79 Класс: 7
Сочинение-рассуждение на тему Чтобы быть истинными друзьями, надо быть уверенным друг в друге

Оценка: 4 Кол. слов: 92 Класс: 7
Сочинение-рассуждение на тему Чудесный доктор
Оценка: 5 Кол. слов: 153 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Чуткость
Оценка: 5 Кол. слов: 237 Класс: 9
Сочинение-рассуждение на тему Язык что одежда
Оценка: 4 Кол. слов: 125 Класс: 8

Сочинение-рассуждение Образы чиновников в произведении Гоголя «Мёртвые души»
Оценка: 5 Кол. слов: 432 Класс: 9
Сочинение-рассуждение по данному началу
Оценка: 5 Кол. слов: 83 Класс: 5
Сочинение-рассуждение по картине Фельдмана «Родина»

Оценка: 4 Кол. слов: 236 Класс: 9

Сочинение-рассуждение по отрывку из романа «Братья Карамазовы» – «Мальчики» Что означает быть милосердным?

Источник: www.euroki.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru