Программа смэв что это

СМЭВ

Систе́ма межве́домственного электро́нного взаимоде́йствия (СМЭВ) — информационная система, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, кредитным организациям (банкам), внебюджетным фондам, и прочим участникам СМЭВ обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям, в электронном виде.

Создана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [1] .

  • 1 Положительный эффект
  • 2 Функции СМЭВ
  • 3 Техническое описание системы
  • 4 Технические подробности взаимодействия
  • 5 Хронология реализации проекта
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Положительный эффект

  • Граждане избавлены от необходимости собирать документы в различных государственных органах.
  • Теперь гражданин, обращающийся за государственной услугой, должен предоставить только документы личного хранения (паспорт, свидетельство о рождении и т. д.). Все остальные справки собирает само ведомство.
  • Государственный орган не вправе требовать от граждан или организаций, обратившихся за госуслугой, сведения, которые уже имеются в распоряжении другого государственного органа.

Функции СМЭВ

  • Ведение реестра электронных сервисов
  • Ведение политик безопасности, применяемых к зарегистрированным электронным сервисам
  • Маршрутизация сообщений к зарегистрированным электронным сервисам при синхронном и асинхронном взаимодействии
  • Протоколирование обращений (входящих и исходящий сообщений) к электронным сервисам
  • Гарантированная доставка сообщений, осуществляемая за счет механизма повторных вызовов электронных сервисов при сбоях
  • Обеспечение оповещения Оператора СМЭВ о сбоях в функционировании электронных сервисов
  • Передача информации о событиях на СМЭВ по подписке заинтересованным Пользователям (информационным системам)
  • Формирование динамически создаваемой статистики использования электронных сервисов
  • Подписание электронных сообщений электронной подписью
  • Форматно-логический контроль входящих сообщений
  • Контроль и мониторинг процессов межведомственного обмена с использованием СМЭВ

Техническое описание системы

СМЭВ состоит из сети защищенных каналов связи между узлами, расположенными в центрах обработки данных Ростелекома. Каждый узел СМЭВ — это шина на базе Oracle Enterprise Service Bus. Участники СМЭВ являются поставщиками и потребителями сведений:

Интеграция со СМЭВ

  • каждый поставщик сведений публикует и регистрирует в СМЭВ свой электронный сервис, который предназначен для обработки запросов и выдачи сведений
  • каждый потребитель сведений получает доступ к опубликованным сервисам в СМЭВ в случае необходимости, реализует адаптер, который умеет правильно запрашивать сведения и получать ответ [2] .

Строительством инфраструктуры СМЭВ занимается «Ростелеком» [5] .

Документооборот. СМЭВ.

Технические подробности взаимодействия

Взаимодействие информационных систем через СМЭВ осуществляется с использованием электронных сервисов, реализованных в виде веб-сервисов.

Для передачи электронных сообщений используется протокол SOAP поверх HTTP.

Для размещения электронной подписи в сообщениях применяются стандарты XMLDsig и PKCS#7.

Для электронного документооборота используется формат PDF/A с размещением реквизитов электронного документа в XML-файле [6] .

Ограничение доступа реализовано на основании сведений, передаваемых в сообщении с использованием стандарта WS-Security.

Форматы и правила разработки электронных сервисов и применения технологии электронной подписи регламентируются приказом Минкомсвязи РФ N 190 от 27 декабря 2010 года [7] , а также Методическими рекомендациями по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи [8] .

СМЭВ обладает функциями протоколирования взаимодействия. Также СМЭВ позволяет установить кто, в каком объёме и на основании каких привилегий делал запрос информации.

Хронология реализации проекта

Надо вводить запрет на требование представления заявителями документов, которые уже находятся в распоряжении ведомств и учреждений, которые уже доступны в базе данных

В 2009 году обеспечена возможность взаимодействия между Единым порталом государственных услуг (ЕПГУ) и информационными системами федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) для заказа государственных услуг в электронном виде. Взаимодействие обеспечивалось с использованием синхронных электронных сервисов. На конец года было зарегистрировано порядка 30 электронных сервисов.

В 2010 году проведены работы по обеспечению гарантированной доставки электронных сообщений и защите каналов связи для подключения к СМЭВ. Продолжены процессы подключения к системе информационных систем ФОИВ, а также специализированных систем, входящих в инфраструктуру электронного правительства (ИЭП). В июле 2010 года президент России подписал Федеральный Закон № 210-ФЗ, который запрещает чиновникам требовать с заявителей документы и справки, имеющиеся в распоряжении других органов власти [2] . На конец года зарегистрировано около 100 электронных сервисов.

В 2011 году реализованы функции по взаимодействию с использованием электронной подписи, разграничения доступа к сервисам, создан Технологический портал СМЭВ. В системе реализованы возможности доступа к сервисам РСМЭВ, сервисам региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также банков. На конец года зарегистрировано около 300 электронных сервисов.

В 2012 году реализованы специализированные компоненты, обеспечивающие функционирование систем межведомственного взаимодействия на территории Российской Федерации, такие как: Единый реестр сервисов, Единая матрица доступа, Система контроля и мониторинга. Реализованы механизмы взаимодействия с использованием асинхронных сервисов.

В октябре 2012 года в Министерстве связи и массовых коммуникаций сформирован проектный офис СМЭВ — единый центр, где собираются и анализируются все проблемы, с которыми сталкиваются участники СМЭВ. На конец 2012 года зарегистрировано около 3000 электронных сервисов.

Кредитные организации (банки) получили доступ к СМЭВ под контролем ЦБ согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1382. В Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ также определена возможность доступа к СМЭВ для упрощенной идентификации негосударственных пенсионных фондов, части страховых организаций, организаций федеральной почтовой связи и некоторых других организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

По состоянию на март 2014 года общее количество участников СМЭВ превысило 8,4 тысячи, а количество запросов, прошедших через систему, составило более 1,6 млрд [9] . После массового подключения к СМЭВ банки начали испытывать проблемы обращения к информационному сервису Федеральной миграционной службы для проверки паспортных данных заемщиков, о чём сообщил ряд участников заседания президиума Ассоциации российских банков в 2014 году [10] . Также в 2014 году из-за большого количества обращений в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, произошли сбои в работе программно-аппаратных средств этого ведомства [11] .

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия» с 1 января 2015 года запрещена разработка электронных сервисов в СМЭВ согласно Методическим рекомендациям по работе в СМЭВ версии 2.X. Новые сведения следует предоставлять согласно Методическим рекомендациям по работе в СМЭВ версии 3.X. — таким образом третья версия СМЭВ официально введена в эксплуатацию с начала 2015 года.

Примечания

  1. ↑Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»(неопр.) . Дата обращения: 23 октября 2018.Архивировано 9 февраля 2022 года.
  2. ↑ 12CNEWS 2013 № 65(неопр.) . Дата обращения: 23 марта 2013.Архивировано 12 марта 2013 года.
  3. ↑Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»(неопр.) . Дата обращения: 23 октября 2018.Архивировано 23 октября 2018 года.
  4. ↑Технологический портал СМЭВ
  5. ↑Проект «Электронное правительство»(неопр.) . Дата обращения: 10 января 2013.Архивировано 10 января 2013 года.
  6. ↑Telekomza. Минкомсвязи определилось с форматом документов для СМЭВ — PDF/А + реквизиты в XML(неопр.) . Дата обращения: 1 октября 2014.Архивировано 6 октября 2014 года.
  7. ↑ Приказ Минкомсвязи РФ от 27.12.2010 года № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия». URL: http://smev.gosuslugi.ru/portal/api/files/get/424Архивная копия от 7 сентября 2014 на Wayback Machine
  8. ↑ Методические рекомендации по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи. URL: http://smev.gosuslugi.ru/portal/api/files/get/6671Архивная копия от 6 октября 2014 на Wayback Machine
  9. ↑Николай Никифоров: «Электронные сервисы в СМЭВ должны функционировать круглосуточно»(рус.) . Минкомсвязь России. Дата обращения: 1 июня 2016.Архивировано 20 сентября 2016 года.
  10. ↑Сервис ФМС «умирает» под давлением запросов через СМЭВ(неопр.) . Дата обращения: 23 октября 2018.Архивировано 23 октября 2018 года.
  11. ↑Шквал запросов через СМЭВ физически ломает оборудование Росреестра(неопр.) . Дата обращения: 23 октября 2018.Архивировано 23 октября 2018 года.
Читайте также:
Терминальные программы что это

Ссылки

  • Принципы взаимодействия органов государственной власти в Электронном Правительстве
  • Экспертный центр электронного государства. Тег: СМЭВ
  • Якимова О Ю, Королева Т П, Коваленко Е Г, Полушкина Т М,. Процесс межведомственного электронного взаимодействия государственных органов // Развитие электронного правительства в республике Мордовия. — Академия Естествознания, 2014. — ISBN 978-5-91327-292-8.
  • Александр Левашов.СМЭВ — ядро электронного правительства России // CNews. — 2013. — № 65. — С. 36—55.

Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

  • Государственная программа «Информационное общество»
  • Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Источник: wikiredia.ru

Электронная подпись для СМЭВ

Квалифицированный сертификат ключа проверки ЭП для СМЭВ и квалифицированный сертификат ключа проверки ЭП для СМЭВ для Уполномоченного лица предназначен для работы в информационной системе межведомственного электронного взаимодействия, технологический портал СМЭВ http://smev.gosuslugi.ru/.

Система межведомственного электронного взаимодействия

Система межведомственного электронного взаимодействия — это инфраструктура обмена информацией между органами государственной власти, благодаря которой государственные услуги действительно будут предоставляться по принципу одного окна. Гражданин или организация обращается с заявлением о предоставлении услуги в профильный госорган, сотрудники которого через СМЭВ сами соберут необходимые сведения из других ведомств. Таким образом, СМЭВ является основой для работы электронного правительства.

Официальная информация:

  • Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. №697 О единой системе межведомственного электронного взаимодействия
  • Подробная информация о практике работы в системе межведомственного электронного взаимодействия размещена на Портале методической поддержки реализации федерального закона №210-ФЗ
  • Официальные документы, касающиеся СМЭВ размещены на сайте Минкомсвязи России

ЭП для доступа к СМЭВ

Доступ к системе межведомственного электронного взаимодействия должны иметь все сотрудники государственных органов федерального, регионального и муниципального уровня, в должностные обязанности которых входит получение информации от других госорганов.

В рамках организации межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг (исполнении государственных и муниципальных функций) применяется квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи:

  • Квалифицированный сертификат, используемый для формирования ЭП органов государственной власти федерального и регионального уровня и органов местного самоуправления;
  • Квалифицированный сертификат, используемый для формирования ЭП должностного лица органа государственной власти, уполномоченного направлять межведомственные запросы и ответы на поступившие межведомственные запросы с использованием СМЭВ/РСМЭВ.

В стоимость выдачи сертификата ключа проверки ЭП входит изготовление сертификата ЭП сроком действия 1 год и техническая поддержка по использованию сертификата в течение всего срока действия.

Сертификат выпускается на защищенном носителе. Возможен выпуск сертификата ключа проверки ЭП на защищенном носителе клиента.

Время изготовления сертификата – в течение одного рабочего дня.

Для работы с сертификатом необходима программа шифрования СКЗИ «КриптоПро CSP», лицензию на которую можно приобрести в нашей компании >>

  • Электронные подписи
  • КЭП
  • КЭП ЕПГУ
  • ЭП для Федеральных торгов
  • ЭП для КТП
  • ЭП для ГИС ЖКХ
  • ЭП для ЕГАИС Алкоголь
  • ЭП для ЕГАИС Лес
  • ЭП для ГИС «Маркировка»
  • ЭП для СМЭВ
  • ЭП по 223-ФЗ
  • ЭП для ЕФРСФДЮЛ
  • ЭП для ФТС РФ
  • ЭП для Росфинмониторинга
  • Росалкогольрегулирование
  • ЭП для Росреестра
  • ЭП для ЕАИС ФСТ РФ
  • ЭП для ФСС РФ
  • ЭП для регистрации кассы по 54-ФЗ
  • ЭП для Рособрнадзор (ФИС ФРДО)
  • ЭП для ЭДО
  • ЭП «Фабрикант»
  • ЭП «В2В»
  • ЭП «Газпромбанк»
  • ЭП «Роснефть»
  • ЭП «uTender»
  • ЭП «Центр Реализации»

Разработка ООО «Сигма-Софт»
Разработка ООО «СофтЛэнд»
Разработка ООО «Сигма-Софт»

  • Магистр-Декларант
  • Магистр-Контроль
  • Магистр-Эксперт
  • Магистр-Информ
  • Мастер Ориентир
  • Агент Доставки
  • Мастер СВХ

Разработка ООО «СофтЛэнд»

  • АРМ Феанор
  • Контроль ДТ
  • ТН ВЭД pro
  • ПравоВЭД
  • Менеджер версий
  • Икс-конвертер
  • GOODS

Разработка ООО «Сигма-Софт»

  • Магистраль
  • Магистраль-Информ

Разработка ООО «КРИПТО-ПРО»

  • КриптоПро CSP
  • КриптоПро Office Signature
  • КриптоПро PDF

Разработка ООО «Цифровые технологии»
Разработка АО «Актив-Софт»
Разработка АО «Аладдин Р.Д.»

Рекомендуем

Предназначена для автоматизации складских операций, осуществляемых владельцем склада при временном хранении товаров.

Источник: ved-soft.ru

Система межведомственного электронного взаимодействия. Опыт использования и перспективы

Система межведомственного электронного взаимодействия. Опыт использования и перспективы

В 2010 г. в России стартовал один из самых крупных и амбициозных проектов по информатизации органов государственной власти. Проект был запущен с момента вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Базовое положение Закона сформулировано в п. 3 ст. 1 «Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме».

Также Законом было определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, поэтапно предстояло решить вопросы по организации межведомственного электронного взаимодействия: сначала между всеми федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов, а затем и с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В целях координации проводимых работ была создана подкомиссия по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. В качестве рабочего инструмента для информирования участников проекта и иных заинтересованных организаций и граждан о ходе реализации проекта и размещения всех рабочих документов Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и Министерством экономического развития РФ были созданы два информационных портала www.smev.gosuslugi.ru и www.210fz.ru.

На первом этапе реализации проекта федеральным органам исполнительной власти и органам государственных внебюджетных фондов необходимо было наладить межведомственное электронное взаимодействие между собой.
Первым шагом к реализации электронного взаимодействия стало формирование технологических карт межведомственного взаимодействия. В процессе формирования технологических карт Росздравнадзором был проведен анализ оказываемых государственных услуг и документов, получаемых от других федеральных органов исполнительной власти в процессе их оказания, а также сформирован перечень реквизитов межведомственных запросов и состав сведений, которые должны представлять ведомства-контрагенты на эти запросы.

В результате Росздравнадзором были разработаны и согласованы технологические карты межведомственного взаимодействия по 15 государственным услугам с 11 ведомствами: ФНС России, Казначейство России, Росреестр, Роспотребнадзор, ФМБА России, Роспатент, Минздравсоцразвития России, Росстандарт, Рособрнадзор, Минпромторг России, ФСКН России.

Все технологические карты одобрены на подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления и опубликованы на портале www.210fz.ru.

Следующий шаг включения в систему межведомственного электронного взаимодействия – проектирование и разработка электронных сервисов со стороны ведомства – поставщика информации и электронного запроса к этому сервису со стороны ведомства – потребителя информации.

В соответствии с согласованными технологическим картами межведомственного взаимодействия Росздравнадзором были разработаны 11 запросов к ведомствам – поставщикам информации. Помимо разработки запросов была проведена модернизация подсистем АИС Росздравнадзора, т.к. на начальном этапе проектирования было принято решение, что каждый запрос должен формироваться при обработке конкретного дела по оказываемой услуге в АИС Росздравнадзора.

Межведомственный запрос в зависимости от запрашиваемой информации формируется как из самого дела по организации, которой оказывается услуга, так и из карточки объекта на каждый объект лицензирования или, например, лекарственный препарат, подлежащий ввозу/вывозу (рис. 1, 2). Все ответы, полученные от ведомств – поставщиков информации, хранятся в соответствующих электронных досье подсистем АИС Росздравнадзора, обеспечивающих информационную поддержку при оказании государственных услуг (рис. 3).

Для учета и мониторинга направленных запросов и полученных ответов, в АИС Росздравнадзора была разработана специальная программа «История СМЭВ», в которой отражаются государственные услуги Росздравнадзора, ведомства, в которые направлены запросы, статус запросов, автор, направивший запрос, дата и время направления запроса, а также другая служебная информация (рис. 4).

Читайте также:
Digital wave update service что это за программа и нужна ли она

Федеральными органами исполнительной власти определена потребность получения информации (сведений) от Росздравнадзора из следующих информационных ресурсов Росздравнадзора: Единого государственного реестра лицензий Росздравнадзора и базы данных зарегистрированных медицинских изделий.

С ведомствами – потребителями информации также были отработаны и согласованы технологические карты межведомственного взаимодействия, и по ним разработаны соответствующие электронные сервисы.

Электронные сервисы зарегистрированы в системе межведомственного электронного взаимодействия, и их описания размещены на технологическом портале СМЭВ www.smev.gosuslugi.ru, на портале методической поддержки реализации Федерального закона №210-ФЗ www.210fz.ru и на официальном сайте Росздравнадзора www.roszdravnadzor.ru.
Подводя итоги первого этапа создания системы межведомственного электронного взаимодействия, можно отметить следующее.

С 01 октября 2011 г. Росздравнадзор подключен к системе межведомственного электронного взаимодействия, и на настоящее время сотрудниками центрального аппарата Росздравнадзора и управлениями Росздравнадзора по субъектам РФ было осуществлено более 23 тыс. запросов к другим ведомствам. В свою очередь, к информационным ресурсам Росздравнадзора от заинтересованных ведомств, таких как МВД России, Минздравсоцразвития России, ФСКН, Роспотребнадзора, ФТС России и ряда других, было направлено более 11 тыс. запросов (рис. 5).

Таким образом, в 2011 г. информационная система Росздравнадзора вошла в единое информационное пространство федеральных органов исполнительной власти.

Все сложности, возникающие на этапе согласования форматов, разработки сервисов и запросов, остались позади, но, говоря о проделанной работе, нельзя не остановиться на проблемах, возникающих в процессе эксплуатации системы межведомственного электронного взаимодействия.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития провела анализ ситуации по межведомственному электронному взаимодействию через СМЭВ при оказании государственных услуг Росздравнадзора и выявила ряд типовых проблем, возникающих в процессе взаимодействия с ведомствами – поставщиками услуг с 01 октября 2011 г.

Несмотря на готовность электронных сервисов ведомств, продекларированную ими до 1 октября 2011 г., до настоящего времени ни с одним из них нет устойчивого стопроцентного взаимодействия.

Проблемы, возникающие при электронном взаимодействии через СМЭВ, можно разделить на 2 группы: технические и организационные.

Технические проблемы

1. Основной технической проблемой является нестабильность работы информационно-коммуникационных ресурсов ведомств, что выражается в периодической недоступности ресурсов и сбоях при работе с электронной цифровой подписью, что приводит к необходимости повторного направления запросов и потере времени сотрудников. В среднем в 30% случаев сервисы ведомств – поставщиков услуг недоступны, но, как правило, это носит кратковременный характер.
2. Отсутствие полноты информации в базах данных ведомств и четких идентификаторов для организации запросов в ведомственные информационные системы. Сотрудники Росздравнадзора и его территориальных управлений периодически сталкиваются с ситуацией, когда на межведомственный запрос Росздравнадзора приходит ответ об отсутствии информации. И это несмотря на то, что, например, в лицензионном деле заявитель представляет санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное организации – заявителю. Аналогичные ситуации существуют практически по всем ведомствам – поставщикам информации. Таким образом, можно констатировать, что ведомствам необходимо проводить работу по верификации своих информационных баз и постоянно контролировать их наполнение.

Организационные проблемы
1. При использовании асинхронных сервисов ведомства – поставщики информации периодически представляют сведения с нарушением 5-дневного срока или вообще не предоставляют никаких сведений. Эта ситуация сложилась в силу того, что, к сожалению, не во всех ведомствах сформированы информационные ресурсы. Асинхронный сервис включает в цепочку межведомственного информационного взаимодействия человеческий фактор. Это происходит в том случае, если предоставляемые сведения хранятся на бумажных носителях либо информационные системы ведомств не настолько совершенны, чтобы предоставлять информацию на запросы в автоматическом режиме.
2. Передача исполнения государственных услуг от ведомства к ведомству.
3. Отсутствие оперативности в работе служб технической поддержки ведомств.

Но, несмотря на это, проблемы, возникающие в процессе межведомственного взаимодействия, решаются в рабочем режиме, хотя не всегда так быстро, как хотелось бы.

В 2012 г. Росздравнадзору предстоит сделать еще больше по совершенствованию межведомственного электронного взаимодействия. Это обусловливается реализацией следующего этапа работ в рамках Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и изменением нормативной и правовой базы Росздравнадзора.

Важнейшим направлением развития является подключение к системе межведомственного информационного взаимодействия с 1 июля 2012 г. исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В этом направлении с конца 2011 г. проводится плановая работа по согласованию форматов обмена данными и разработке необходимых электронных сервисов.

В 2011 г. был принят ряд важнейших нормативных и правовых актов, определяющих дальнейшее развитие отрасли здравоохранения в целом. Основными из них являются федеральные законы «О лицензировании отельных видов деятельности» и «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Эти законы внесли коррективы в исполняемые Росздравнадзором государственные функции и оказываемые услуги. В целях обеспечения технической поддержки исполнения государственных полномочий в 2012 г. Росздравнадзору предстоит совершенствовать и развивать сервисы системы межведомственного электронного взаимодействия.

Источник: remedium.ru

Чем отличаются СЭД для государственных структур и разных отраслей бизнеса

Кирилл Соколов

Системы электронного документооборота востребованы и в государственных организациях, и в разных отраслях бизнеса. Давайте разберемся, какие задачи СЭД решают в первом и во втором случае, чем отличаются и как помогают организовать эффективную работу.

Современные системы электронного документооборота представляют собой платформы для работы с разными типами документов. И государственные, и коммерческие структуры оперируют примерно одинаковым набором: входящая и исходящая документация, приказы, распоряжения, согласования, пропуски, командировочные заявки, авансовые отчеты. Хотя по умолчанию у СЭД нет отраслевой специфики, добавляя новые процессы по обработке документации, можно расширить функционал системы и адаптировать ее под потребности конкретной организации.

Какие задачи решают СЭД в госструктурах и каким требованиям должны соответствовать

СЭД для государственных организаций – это одна из основных систем, в которой ведется большая часть ее деятельности. Одна из самых важных функций электронной платформы для госструктур – контроль исполнительской дисциплины, когда требуется проследить движение документа внутри организации и проконтролировать его отработку. Допустим, госучреждение получает письмо от вышестоящего органа, где тот распоряжается разобраться в инциденте или подготовить отчет. Письмо регистрируют, затем по нему выдают поручения ответственным лицам, и по цепочке оно оказывается у конечного исполнителя, который должен совершить какое-то действие: выполнить проверку, подготовить отчет, отправить его в ответном письме. То есть здесь важно проконтролировать путь движения письма и зафиксировать его обработку на всех этапах.

В системе решается большинство задач по обработке обращений и исполнению поручений, поэтому тщательное ведение документооборота по всем правилам – это важная часть работы для служащих, основной инструмент, который должен обеспечивать прозрачность деятельности. Одновременно использование СЭД должно приносить видимые результаты: ускорять деятельность, уменьшать человеко-часы на обработку документов, сокращать издержки и т. п. Практическая польза от внедрения СЭД нужна всем организациям независимо от формы собственности, но для бизнеса она ощутимо важнее, чем для госсектора.

Подписанный документ

Обработал документ – передай его дальше

Государственные организации много времени уделяют работе с обращениями граждан. Этот процесс им необходимо организовать в соответствии с 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Закон устанавливает сроки, в течение которых граждане должны получить ответы на свои обращения. Соответственно, СЭД для госструктур должны поддерживать функции контроля выполнения этих сроков.

В проекте «Электронное правительство» в качестве стратегической цели указано «развитие каналов взаимодействия гражданина с государством». Одним из таких каналов названы как раз электронные сервисы, в которых реализована возможность поиска и получения всех услуг по принципу «единого окна». И здесь самое время вспомнить про две обязательные для госструктур системы документооборота: МЭДО и СМЭВ.

МЭДО (система межведомственного электронного документооборота) – федеральная информационная система, которая обеспечивает взаимодействие внутри систем электронного документооборота. Простыми словами, это обмен документами и информацией о них. МЭДО разработала и поддерживает Федеральная служба охраны РФ. Федеральные ведомства подключены к системе по умолчанию, остальные – областные, муниципальные – могут подключиться по желанию.

Читайте также:
Формат rtf что это такое в какой программе

Электронный документооборот МЭДО

Органы власти обмениваются документами в электронном виде

СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия) – информационная система, которая позволяет органам власти всех уровней, кредитным организациям, внебюджетным фондам обмениваться данными, которые необходимы для оказания государственных услуг гражданам и организациям.

Мы плавно подходим к следующей задаче, которую должна решать СЭД в госсекторе, – обеспечение работы с МЭДО и СМЭВ. Это «санитарный минимум» и обязательное условие, особенно для федеральных органов. При этом интеграцию с МЭДО можно реализовать через стандартный модуль, а уже для СМЭВ в каждом случае разрабатывают отдельное проектное решение, которое зависит от специфики деятельности организации. В любом случае при выборе СЭД государственные структуры обязательно обращают внимание на наличие коннектора МЭДО, а его сегодня предлагают все крупные игроки рынка, разрабатывающие решения для построения экосистем управления документами.

Следующее требование к СЭД для госструктур регулирует постановление № 325 Минсвязи и массовых коммуникаций РФ «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных». По этому постановлению СЭД, которые государство относит к офисному ПО, обязаны поддерживать работу с ЕСИА – единой системой идентификации и аутентификации или, другими словами, «электронным паспортом» гражданина РФ. Именно через ЕСИА авторизуются сотрудники государственных организаций, работающие со СМЭВ.

Государственные организации также ограничены в выборе программного обеспечения курсом правительства РФ на импортозамещение. В 2015 году вступил в силу закон о создании Единого реестра российских программ для ЭВМ и БД и было подписано постановление, которое ввело ограничение для госзаказчиков на закупку ПО, отсутствующего в реестре. Это значит, что государственные организации не могут использовать зарубежные СЭД за одним исключением: если обоснуют, что российского аналога необходимой программы не существует. Плюс в сцепке с информационной системой для документооборота всегда идет системное ПО, с которым выбранная СЭД должна «уживаться» на одной аппаратной платформе. А согласно Приказу Минкомсвязи № 486 от 20.09.2018 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения», доля отечественных СЭД в закупках государственных компаний к 2020 году должна составлять 100 %.

Подведем итоги: СЭД для госсектора должны поддерживать функцию контроля исполнительской дисциплины, контроля обработки обращений граждан (согласно 59-ФЗ), взаимодействие с МЭДО и СМЭВ, а также соответствовать курсу на импортозамещение и требованиям Минкомсвязи. В то же время для государственных структур не принципиальна обработка нетипичной документации – они работают со стандартным набором документов.

Какие задачи должна решать СЭД для бизнеса?

Коммерческие организации, в отличие от госсектора, реже нуждаются в функциях контроля исполнительской дисциплины, им не важна интеграция со СМЭВ и МЭДО. Им не обязательно отвечать на обращения граждан в установленные сроки (разве что для сохранения репутации), а обязательные требования к использованию российского ПО относятся только к тем из них, в которых доля участия государственных компаний превышает 50 %. Однако у бизнеса появляются новые, специфические задачи и требования.

  1. Согласование документов внутри организации. Этот процесс должен быть максимально прозрачным, требуются функции контроля сроков и согласований.
  2. Подключение специфических документов и процессов. Свой набор типовой документации есть в любой отрасли, и бизнесу важно, чтобы выбранную платформу можно было настроить для ее обработки.
  3. Интеграция с другими информационными системами. Если в государственных организациях СЭД фактически является основной системой для работы (как, например, ERP для производства), то в коммерческих чаще выступает вспомогательной, автоматизируя несколько сквозных процессов. Другими словами, в бизнесе СЭД играет роль транспортной связующей и важно, чтобы ее можно было объединить с другими системами.
  4. Автоматизация юридически значимого документооборота. У нас есть готовое решение этой задачи – «Логика: ЮЗ ЭДО», которое автоматизирует юридически значимый электронный документооборот в организации. Система позволяет подписывать документы электронной подписью (ЭП) и обмениваться ими с государственными ведомствами, контрагентами и компаниями внутри холдинга. Если вернуться к госструктурам, то они тоже обмениваются электронными документами, подписанными ЭП, но в меньшей степени. Это объясняется тем, что у коммерческих организаций гораздо больше различных видов документации: договорные, финансовые, складские, кадровые и т. п.
  5. Гибкость и способность подстраиваться под новые правила и требования рынка. Последние несколько лет мы наблюдаем, как меняется мир, меняется бизнес, и вслед за ними меняются ожидания клиентов. Чтобы компании оставаться эффективной и конкурентоспособной, она должна меняться так же быстро. Для этого нужны инструменты, которые позволяют адаптировать существующие информационные системы под новые реалии. Применимо к СЭД в этом ключе становятся актуальными всевозможные конструкторы документов, маршрутов и т. п.

Подведем итоги: бизнесу важно, чтобы СЭД стала частью большой корпоративной информационной экосистемы, ее можно было легко интегрировать с другими решениями, она упрощала и делала максимально прозрачным согласование документов, а также автоматизировала работу с другими организациями и службами – например, ФНС. Хотя бизнес не обязан использовать исключительно российское ПО, но может выбирать отечественные разработки, чтобы избежать санкционного давления.

Что общего в СЭД для бизнеса и госсектора

Коммерческие и государственные организации в равной степени могут воспользоваться готовой СЭД в виде стандартного решения или настроить ее под собственные задачи и требования. В большинстве случаев доработка делается не из-за отраслевых практик, а внутренних, которые сложились исторически. Коробочными решениями чаще интересуется малый и средний бизнес, который более гибкий, у которого нет устоявшихся практик и который может работать по методикам, заложенным разработчиком СЭД.

И государственные, и коммерческие организации все чаще предпочитают решения на открытом ПО – это еще одна мировая тенденция. Для первых такое ПО становится некой гарантией безопасности (в открытом коде легко найти уязвимости), а вторые предпочитают меньше зависеть от вендоров, чтобы в форс-мажорных ситуациях продолжить поддержку продукта своими силами или нанять специалистов со стороны.

Новая цифровая реальность

Цифровая экономика – не только мировой, но и российский курс

СЭД и отраслевая специфика

Так как бизнес всегда имеет отраслевую привязку и соответствующую специфику, то логично предположить, что системы документооборота у каждого свои. Но не все так однозначно. Современные СЭД – это платформы, позволяющие сделать донастройки под конкретную организацию, и готовые функциональные решения на базе этих платформ.

И в этом плане в каждой отрасли допустимо использовать одну и ту же платформу, но дорабатывать ее с учетом специфики. В то же время некоторые разработчики СЭД предлагают отраслевые решения, хотя не всегда это именно системы электронного документооборота в привычном понимании. Например, к СЭД иногда относят архивы финансовых документов и системы КДО (кадрового электронного документооборота). Но даже в этом случае речь скорее идет о предметной области.

Как показывает практика, даже «коробочные» решения приходится донастраивать для различных отраслей. Когда кто-то делает продукт, заточенный под конкретную отрасль, тот обрастает большим количеством функций и инструментов, которые часто противоречат друг другу. Например, в одной и той же отрасли СЭД будут пользоваться и финансисты, и делопроизводители, и кадровики.

У каждой группы специалистов свои требования к системе, причем иногда взаимоисключающие. Поэтому эффективнее взять одну платформу с общими сервисами и уже над ней надстроить решение, которое будет учитывать специфику отрасли или предметной области. Так, например, мы создали продукт «Логика: Досье» для ведения структурированной базы карточек клиентов, который обеспечивает их упорядоченное хранение и доступ к электронным образам клиентских документов. При этом «Логика: Досье» – продукт не универсальный: в первую очередь он будет полезен банкам, страховым и телеком-компаниям.

Выводы

Источник: blogic.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru