Программа смены в лагере что это

Целевая аудитория: участники студенческих педагогических отрядов, сформированных на базе высших и средних специальных учебных заведений г. Пензы и Пензенской области (вожатые, аниматоры, младшие воспитатели)

Периодизация лагерной смены

Основой деятельности детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) является лагерная смена. В этом понятии заключен основной педагогический смысл лагерной жизни, можно даже сказать, что вся жизнедеятельность лагеря фокусируется в лагерной смене.

Приезжая в лагерь, дети приезжают на определенную смену. Детские впечатления от лагеря — это впечатления от конкретной смены, в которой был ребенок. Нередки случаи, когда дети, отдыхавшие в одном лагере, но в разных сменах, оценивали свое пребывание по-разному.

Смена — это очень точное название для периодов жизнедеятельности такой специфической педагогической системы, как детский лагерь, и такого специфического объединения, как временный детский коллектив (ВДК).

Смена в лагере — это смена ребенком своего окружения, стиля жизнедеятельности, а порой и изменение себя.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЛАГЕРЕЙ//СОВЕТЫ ДЛЯ ТЕХ,КТО ПЕРВЫЙ РАЗ ЕДЕТ В ЛАГЕРЬ

Для большинства взрослых смена — это тоже смена стиля жизни, смена привычных форм и методов работы (по своей сути, каждая смена должна отличаться от другой идеей, делами, оформлением и т. д.).

Таким образом, смена в лагере — определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.

Название периода Время (длительность) Содержание Цели и задачи Формы работы вожатого Примерные мероприятия
Подготовительный До приезда в ДОЛ. Продолжительность может бытть разной: от пары дней до двух недель. Эмоциональная «настройка» ребенка и педагогического работника (вожатого) на предстоящую смену. Ребенок и вожатый определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. Подготовка вожатых к работе в ДОЛ (теория, практика, сдача экзаменов, педагогическая олимпиада) -Разработка программы лагерной смены; — составление план-сетки внутриотрядных и общелагерных мероприятий; -формирование у вожатых теоретических и практических навыков работы в ДОЛ. -моделирование содержания, основных форм и методов работы, системы управления, логики развития смены Лекционные и практические занятия для вожтых
Организационный Первые 3-4 дня смены Адаптация детей и подростков к новым условиям жизни, освоение территории, знакомство с окружением, предстоящей деятельностью -знакомство детей друг с другом; -знакомство с законами и традициями ДОЛ и отряда, территорией; -первоначальное сплочение ВДК; -создание условий для осознанного принятия детьми, подростками правил, норм, требований жизнедеятельности в лагере, в смене; -проведение психолого-педагогической диагностики интересов, возможностей и спо­собностей ребят; -формирование основ самоуправления в детском объединении. Игры на знакомство, визитки с именами «Эволюция», «Подари мне на рождество», «Дрозд», «Имя, цвет, ассоциация»
Игры на снятие эмоционального напряжения «Куколка», «Фигура», «Апельсин»
Игры на сплочение, доверие, взаимодействие «Рука к руке», «Атомы-молекулы», «Коленочки», Групповой автопортрет»
Игры на выявление лидеров «Презентация», «Скульптура», «Аббревиатура»
Коллективно-творческие дела (КТД) — экскурсии «Разведка», «Разведка интересных дел», «Марш-старт»
«Огонек» знакомства «Звездопад», «Любит, умеет, знает, надеется», «Расскажи мне о себе»
Основной 5-19 дни смены Период личностной самореализации ребенка — овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем программы; — создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого и нравственного потенциала; — развертывание деятельности клубных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей и подростков; — корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности; — создание условий для деятельности органов детского самоуправления; — организация разнообразной творческой деятельности при активном участии детей в ее разработке и проведении; — создание условий для демонстрации самодеятельности и самостоятельности участников программы в органах детского самоуправления; -показ детских достижений и приобретений через разнообразные формы; — показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений; — корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий; — анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование ус­пешности участников программы в разнообразных видах деятельности. Игры на принятие социальных ролей Проигрывание соц.ролей в ДОЛ
Игры на повышение самооценки «Без ложной скромности», «Цветок», «Самого себя любить»
Игры на формирование поведения в конфликтных ситуациях «Ковер мира», «Камушек в ботинке», «Спустить пар»
Игры на командную работу «Енотовы круги», «Досчитать до 18», «Построй фигуры»
Тренинги (на командообразование, личностного роста) с элементами арт-терапии, игровой терапии «Веревочный курс», «Вместе мы сила», «Я лучший»
игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, клубные занятия, трудовые акции, КТД и т.д. «Книга рекордов Гиннеса», «Макетирование», «Семь – Я», «Синема», «Кинофест», «Кельтское колесо», эстафеты, «Веселые старты», «Олимпийские игры»
Тематические и конфликтные огоньки, огоньки анализа дня «Черно-белый и цветной кадр дня», «Если б я был вожатым», «Ниточка», «Любовь», «Дружба», «Счастье», «Песня» и т.д.
Итоговый Последние 3-4 дня смены Подведение итогов и самоанализ ребенка. Детям надо выяснить, чему они научились, что приобрели, что из приобретенного опыта может быть полезно в дальнейшей послелагерной жизни. — групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений; — оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых результатов участия в программе; — создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наи­более активных участников деятельности органов самоуправления и центральных дел и событий смены; — стимулирование положительных изменений в личности участника смены как фактора его реадаптации к возвращению домой; — организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом; — диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития. деловые игры, пресс-конференции, творческие дела («для дома», «для лагеря») Прощальный «огонек» итоговый сбор отряда «Подарок мне», «Подарок отряду», «Подарок домой» «Живой огонь», «Созвездие», «Паутинка»
Постлагерный Срок неопределенный, зависит от конкретных обстоятельств Рефлексия, всесторонний анализ того, что было на смене На этом этапе внимание личности фокусируется на самом значительном, самом важном (положительном и отрицательном) из того, что произошло. Ребенок, подросток окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь еще раз. Нередко именно выводы в данный период влияют на отношение ребенка к лагерной жизни.
Читайте также:
Grow food что это за программа

как БЕСПЛАТНО поехать в лагерь ВДЦ «Смена» | 3 способа | особенности этого лагеря

Источник: studopedia.ru

Порядок разработки программ для лагеря (детского летнего лагеря, лагеря дневного пребывания, оздоровительного лагеря)

С приближением теплой поры или наступлением лета многие родители задумываются об организации отдыха и досуга своего чада. Самым популярным вариантом является отправление ребенка в детский лагерь, где он будет находиться не просто под присмотром и в окружении сверстников, но и сможет полноценно развиваться в различных форматах. Сегодня мы расскажем о порядке формирования программ детского лагеря.

Порядок разработки программ для лагеря (детского летнего лагеря, лагеря дневного пребывания, оздоровительного лагеря)

С приближением теплой поры или наступлением лета многие родители задумываются об организации отдыха и досуга своего чада. Самым популярным вариантом является отправление ребенка в детский лагерь, где он будет находиться не просто под присмотром и в окружении сверстников, но и сможет полноценно развиваться в различных форматах. Сегодня мы расскажем о порядке формирования программ детского лагеря.

Что такое программа детского лагеря?

Многие родители полагают, что пребывание ребенка в детском лагере – это сплошные игры и развлечения, которые зависят от фантазии и возможностей педагогов и вожатых. На самом деле организация такого досуга проходит тотальное планирование, проектирование и документальное оформление, которое в последующем уже реализуется с бюрократического формата в практический. Делается это на основе специального документа – программа детского лагеря.

Под программой детского лагеря понимают официальный документ, очерчивающий условия пребывания ребенка, основные мероприятия и их цель с прогнозированием конкретных результатов: что получит ребенок, какие знания и навыки разовьет и пр.

Основа программы детского лагеря

Рассматриваемый файл позволяет сделать пребывание детей в лагере осмысленным и полезным, разносторонним. В нем будут изложены все существенные моменты: от условия приема/выбытия детей, условия пребывания, запланированных мероприятий до выпуска и пр.

Читайте также:
Вариант программы 7 2 что это

Программа лагеря – это важнейший документ, который встает на одну линию вместе учредительными файлами (например, Устав детского лагеря). В нем описываются полномочия всех сторон (детей, педагогов-вожатых и пр.), моделируется общая обстановка пребывания подопечных, отражается воспитательная и учебная сторона и пр.

Учебная составляющая в лагере кардинальным образом отличается от школьной или иной, так как здесь ребенок не погружается в «зубрежку» отдельных предметов и пр. Будучи в лагере он развивается в общем плане: личностный рост, отдельные навыки и качества, коммуникации, адаптация и пр. Притом все это происходит в непринуждённой обстановке только при делании подопечного, преимущественно в игровом и творческом форматах.

Таким образом, программа детского лагеря – это официальный и один из важнейших документов, регламентирующих порядок и особенности пребывания детей в нем. Он доступен всем пользователям по запросу и позволяет уточнить, чем будет заниматься ребенок, кто и за что отвечает, тематика или особенности программы отдыха, общий распорядок дня и пр.

Основными функциями программы лагеря выступает:

  • Проектирование основных мероприятий с учетом особенностей групп или детей, материально-технической базы учреждения, подготовки педагогов и пр.;
  • Создание необходимых условий с учетом намеченных занятий, потребностей и возможностей и пр.: распорядок дня, режим питания и меню, поездки и походы или особенности пребывания на территории лагеря и пр.;
  • Всесторонняя подготовка организаторов к любым событиям: форс-мажор, ЧС, травмы и первая помощь, аптечка и пр.;
  • Следование намеченным стандартам и алгоритму с целью обеспечения безопасности для детей, их развития.

Программа лагеря позволяет не просто грамотно и интересно организовать полезный досуг, но и осознать, осмыслить цель совместных действий, уникальности воспитательных и обучающих мероприятий.

Классификация программ детского лагеря

В зависимости от формата пребывания ребенка и вида лагеря зависит непосредственно программа мероприятий при нем. Поэтому на практике принято выделять три основные разновидности организации детского досуга:

Читайте также:
Launcher что это за программа на компьютере

Чаще всего этот вариант предполагает выезд ребенка за пределы города на специально очерченную территорию, где созданы все необходимые условия для качественного отдыха: природа, небольшие домики/хостелы для размещения по 4-6 человек в нем, удобства (душ, туалет), столовая, комната отдыха, игровая зона, актовый зал или сцена и пр. В данном случае чадо находится вдали от родного дома под чутким контролем квалифицированных педагогов, которые будут заниматься его развитием и воспитанием по принципу «невидимой руки».

Программа будет построена на весь запланированный период с учетом общего распорядка дня, возрастных особенностей групп, характера учреждения, на базе которого функционирует лагерь (оздоровительный, образовательный, общий, социальный и пр.).

Классификация программ детского лагеря

  • Детский лагерь дневного пребывания.

Это самая распространенная форма в городских образовательных и санаторных учреждениях, где ребенок получает новые впечатления, всесторонне развивается. Досуг чада проходит либо в стенах непосредственно лагеря, либо за его пределами – посещение различных мероприятий, кинотеатров и театров, бассейна, игровых зон, мастер-классов и пр. В данном случае деятельность лагеря нацелена на частичное участие в жизни ребенка – только днем, преимущественно в рабочее время. Здесь также будет утвержден распорядок дня и намечена четкая программа мероприятий, может действовать «тематический контент» — на всю смену или на ежедневной основе и пр.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru