Целевая аудитория: участники студенческих педагогических отрядов, сформированных на базе высших и средних специальных учебных заведений г. Пензы и Пензенской области (вожатые, аниматоры, младшие воспитатели)
Периодизация лагерной смены
Основой деятельности детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) является лагерная смена. В этом понятии заключен основной педагогический смысл лагерной жизни, можно даже сказать, что вся жизнедеятельность лагеря фокусируется в лагерной смене.
Приезжая в лагерь, дети приезжают на определенную смену. Детские впечатления от лагеря — это впечатления от конкретной смены, в которой был ребенок. Нередки случаи, когда дети, отдыхавшие в одном лагере, но в разных сменах, оценивали свое пребывание по-разному.
Смена — это очень точное название для периодов жизнедеятельности такой специфической педагогической системы, как детский лагерь, и такого специфического объединения, как временный детский коллектив (ВДК).
Смена в лагере — это смена ребенком своего окружения, стиля жизнедеятельности, а порой и изменение себя.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЛАГЕРЕЙ//СОВЕТЫ ДЛЯ ТЕХ,КТО ПЕРВЫЙ РАЗ ЕДЕТ В ЛАГЕРЬ
Для большинства взрослых смена — это тоже смена стиля жизни, смена привычных форм и методов работы (по своей сути, каждая смена должна отличаться от другой идеей, делами, оформлением и т. д.).
Таким образом, смена в лагере — определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.
Название периода | Время (длительность) | Содержание | Цели и задачи | Формы работы вожатого | Примерные мероприятия |
Подготовительный | До приезда в ДОЛ. Продолжительность может бытть разной: от пары дней до двух недель. | Эмоциональная «настройка» ребенка и педагогического работника (вожатого) на предстоящую смену. Ребенок и вожатый определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. Подготовка вожатых к работе в ДОЛ (теория, практика, сдача экзаменов, педагогическая олимпиада) | -Разработка программы лагерной смены; — составление план-сетки внутриотрядных и общелагерных мероприятий; -формирование у вожатых теоретических и практических навыков работы в ДОЛ. | -моделирование содержания, основных форм и методов работы, системы управления, логики развития смены | Лекционные и практические занятия для вожтых |
Организационный | Первые 3-4 дня смены | Адаптация детей и подростков к новым условиям жизни, освоение территории, знакомство с окружением, предстоящей деятельностью | -знакомство детей друг с другом; -знакомство с законами и традициями ДОЛ и отряда, территорией; -первоначальное сплочение ВДК; -создание условий для осознанного принятия детьми, подростками правил, норм, требований жизнедеятельности в лагере, в смене; -проведение психолого-педагогической диагностики интересов, возможностей и способностей ребят; -формирование основ самоуправления в детском объединении. | Игры на знакомство, визитки с именами | «Эволюция», «Подари мне на рождество», «Дрозд», «Имя, цвет, ассоциация» |
Игры на снятие эмоционального напряжения | «Куколка», «Фигура», «Апельсин» | ||||
Игры на сплочение, доверие, взаимодействие | «Рука к руке», «Атомы-молекулы», «Коленочки», Групповой автопортрет» | ||||
Игры на выявление лидеров | «Презентация», «Скульптура», «Аббревиатура» | ||||
Коллективно-творческие дела (КТД) — экскурсии | «Разведка», «Разведка интересных дел», «Марш-старт» | ||||
«Огонек» знакомства | «Звездопад», «Любит, умеет, знает, надеется», «Расскажи мне о себе» | ||||
Основной | 5-19 дни смены | Период личностной самореализации ребенка | — овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем программы; — создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого и нравственного потенциала; — развертывание деятельности клубных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей и подростков; — корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности; — создание условий для деятельности органов детского самоуправления; — организация разнообразной творческой деятельности при активном участии детей в ее разработке и проведении; — создание условий для демонстрации самодеятельности и самостоятельности участников программы в органах детского самоуправления; -показ детских достижений и приобретений через разнообразные формы; — показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений; — корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий; — анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разнообразных видах деятельности. | Игры на принятие социальных ролей | Проигрывание соц.ролей в ДОЛ |
Игры на повышение самооценки | «Без ложной скромности», «Цветок», «Самого себя любить» | ||||
Игры на формирование поведения в конфликтных ситуациях | «Ковер мира», «Камушек в ботинке», «Спустить пар» | ||||
Игры на командную работу | «Енотовы круги», «Досчитать до 18», «Построй фигуры» | ||||
Тренинги (на командообразование, личностного роста) с элементами арт-терапии, игровой терапии | «Веревочный курс», «Вместе мы сила», «Я лучший» | ||||
игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, клубные занятия, трудовые акции, КТД и т.д. | «Книга рекордов Гиннеса», «Макетирование», «Семь – Я», «Синема», «Кинофест», «Кельтское колесо», эстафеты, «Веселые старты», «Олимпийские игры» | ||||
Тематические и конфликтные огоньки, огоньки анализа дня | «Черно-белый и цветной кадр дня», «Если б я был вожатым», «Ниточка», «Любовь», «Дружба», «Счастье», «Песня» и т.д. | ||||
Итоговый | Последние 3-4 дня смены | Подведение итогов и самоанализ ребенка. Детям надо выяснить, чему они научились, что приобрели, что из приобретенного опыта может быть полезно в дальнейшей послелагерной жизни. | — групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений; — оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых результатов участия в программе; — создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников деятельности органов самоуправления и центральных дел и событий смены; — стимулирование положительных изменений в личности участника смены как фактора его реадаптации к возвращению домой; — организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом; — диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития. | деловые игры, пресс-конференции, творческие дела («для дома», «для лагеря») Прощальный «огонек» итоговый сбор отряда | «Подарок мне», «Подарок отряду», «Подарок домой» «Живой огонь», «Созвездие», «Паутинка» |
Постлагерный | Срок неопределенный, зависит от конкретных обстоятельств | Рефлексия, всесторонний анализ того, что было на смене | На этом этапе внимание личности фокусируется на самом значительном, самом важном (положительном и отрицательном) из того, что произошло. Ребенок, подросток окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь еще раз. Нередко именно выводы в данный период влияют на отношение ребенка к лагерной жизни. |
как БЕСПЛАТНО поехать в лагерь ВДЦ «Смена» | 3 способа | особенности этого лагеря
Источник: studopedia.ru
Порядок разработки программ для лагеря (детского летнего лагеря, лагеря дневного пребывания, оздоровительного лагеря)
С приближением теплой поры или наступлением лета многие родители задумываются об организации отдыха и досуга своего чада. Самым популярным вариантом является отправление ребенка в детский лагерь, где он будет находиться не просто под присмотром и в окружении сверстников, но и сможет полноценно развиваться в различных форматах. Сегодня мы расскажем о порядке формирования программ детского лагеря.
С приближением теплой поры или наступлением лета многие родители задумываются об организации отдыха и досуга своего чада. Самым популярным вариантом является отправление ребенка в детский лагерь, где он будет находиться не просто под присмотром и в окружении сверстников, но и сможет полноценно развиваться в различных форматах. Сегодня мы расскажем о порядке формирования программ детского лагеря.
Что такое программа детского лагеря?
Многие родители полагают, что пребывание ребенка в детском лагере – это сплошные игры и развлечения, которые зависят от фантазии и возможностей педагогов и вожатых. На самом деле организация такого досуга проходит тотальное планирование, проектирование и документальное оформление, которое в последующем уже реализуется с бюрократического формата в практический. Делается это на основе специального документа – программа детского лагеря.
Под программой детского лагеря понимают официальный документ, очерчивающий условия пребывания ребенка, основные мероприятия и их цель с прогнозированием конкретных результатов: что получит ребенок, какие знания и навыки разовьет и пр.
Рассматриваемый файл позволяет сделать пребывание детей в лагере осмысленным и полезным, разносторонним. В нем будут изложены все существенные моменты: от условия приема/выбытия детей, условия пребывания, запланированных мероприятий до выпуска и пр.
Программа лагеря – это важнейший документ, который встает на одну линию вместе учредительными файлами (например, Устав детского лагеря). В нем описываются полномочия всех сторон (детей, педагогов-вожатых и пр.), моделируется общая обстановка пребывания подопечных, отражается воспитательная и учебная сторона и пр.
Учебная составляющая в лагере кардинальным образом отличается от школьной или иной, так как здесь ребенок не погружается в «зубрежку» отдельных предметов и пр. Будучи в лагере он развивается в общем плане: личностный рост, отдельные навыки и качества, коммуникации, адаптация и пр. Притом все это происходит в непринуждённой обстановке только при делании подопечного, преимущественно в игровом и творческом форматах.
Таким образом, программа детского лагеря – это официальный и один из важнейших документов, регламентирующих порядок и особенности пребывания детей в нем. Он доступен всем пользователям по запросу и позволяет уточнить, чем будет заниматься ребенок, кто и за что отвечает, тематика или особенности программы отдыха, общий распорядок дня и пр.
Основными функциями программы лагеря выступает:
- Проектирование основных мероприятий с учетом особенностей групп или детей, материально-технической базы учреждения, подготовки педагогов и пр.;
- Создание необходимых условий с учетом намеченных занятий, потребностей и возможностей и пр.: распорядок дня, режим питания и меню, поездки и походы или особенности пребывания на территории лагеря и пр.;
- Всесторонняя подготовка организаторов к любым событиям: форс-мажор, ЧС, травмы и первая помощь, аптечка и пр.;
- Следование намеченным стандартам и алгоритму с целью обеспечения безопасности для детей, их развития.
Программа лагеря позволяет не просто грамотно и интересно организовать полезный досуг, но и осознать, осмыслить цель совместных действий, уникальности воспитательных и обучающих мероприятий.
Классификация программ детского лагеря
В зависимости от формата пребывания ребенка и вида лагеря зависит непосредственно программа мероприятий при нем. Поэтому на практике принято выделять три основные разновидности организации детского досуга:
Чаще всего этот вариант предполагает выезд ребенка за пределы города на специально очерченную территорию, где созданы все необходимые условия для качественного отдыха: природа, небольшие домики/хостелы для размещения по 4-6 человек в нем, удобства (душ, туалет), столовая, комната отдыха, игровая зона, актовый зал или сцена и пр. В данном случае чадо находится вдали от родного дома под чутким контролем квалифицированных педагогов, которые будут заниматься его развитием и воспитанием по принципу «невидимой руки».
Программа будет построена на весь запланированный период с учетом общего распорядка дня, возрастных особенностей групп, характера учреждения, на базе которого функционирует лагерь (оздоровительный, образовательный, общий, социальный и пр.).
- Детский лагерь дневного пребывания.
Это самая распространенная форма в городских образовательных и санаторных учреждениях, где ребенок получает новые впечатления, всесторонне развивается. Досуг чада проходит либо в стенах непосредственно лагеря, либо за его пределами – посещение различных мероприятий, кинотеатров и театров, бассейна, игровых зон, мастер-классов и пр. В данном случае деятельность лагеря нацелена на частичное участие в жизни ребенка – только днем, преимущественно в рабочее время. Здесь также будет утвержден распорядок дня и намечена четкая программа мероприятий, может действовать «тематический контент» — на всю смену или на ежедневной основе и пр.