Если ты всегда мечтал попробовать себя в разных сферах профессиональной деятельности – то смена «Я выбираю!» точно для тебя. Ты сможешь с головой окунуться в разные профессии: вчера ты снимал кинофильм в своей студии, а сегодня ты уже с большим удовольствием наслаждаешься прекрасными видами, ведь управляешь гигантским башенным краном, а уже завтра тебе предстоит попробовать себя в роли начальника лагеря.
2 смена: «Мост в будущее» 22 июня-5 июля
Ты всегда мечтал окунуться в настоящую атмосферу пионерского лагеря 80-х годов: разжигать костры со своим отрядом во время огонька; соревноваться в веселых стартах; ходить в походы? Тогда это смена точно для тебя! На 2-ой смене мы узнаем о том, как отдыхали ребята в пионерских лагерях прошлого века и попробуем себя в их роли. Узнаем, возможно ли возрождение пионерского движения в современных реалиях через Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых».
3 смена: «Экологика» 8-21 июля
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЛАГЕРЕЙ//СОВЕТЫ ДЛЯ ТЕХ,КТО ПЕРВЫЙ РАЗ ЕДЕТ В ЛАГЕРЬ
Ты способен повлиять на живую природу, достаточно просто поверить в это и начать прилагать свои усилия. На 3-ей смене у ребят будет уникальная возможность повлиять на экологическую обстановку во всем мире. Мы научимся креативно подходить к сохранению окружающей среды, защищать её от уничтожения всеми возможными способами.
4 смена: «На старт, внимание, юбилей!» 24 июля-13 августа
А сможешь ли ты управлять целым городом сам? 4-ая смена расскажет тебе о прошлом города Кирова и Кировской области и за счёт этих знаний у каждого отдыхающего будет возможность построить свой собственный город внутри лагеря и управлять им. Если ты всегда мечтал стать Мэром огромного города или министром, у которого в подчинении огромный штат сотрудников – то эта смена точно для тебя! Главной особенностью этой смены является то, что у отдыхающих в нашем лагере будет возможность предложить идеи по организации празднования 650-тилетия города Киров!
1 смена: с 3 по 16 июня; 5 смена: с 13 по 26 августа
«Блог твоего лета»
Современные подростки очень часто заводят свой интернет-блог, активно ведут социальные сети, но забывают о том, что это очень непростая работа и состоит из множества критериев и ограничений, которые необходимо соблюдать. В рамках смены каждый участник сможет познакомиться с 4 направлениями данной деятельности, выбрав в итоге то, которое ему ближе и реализовать проект в нем.
2 смена: с 19 июня по 2 июля — сменная для организованной группы ВГГ
3 смена: «Отдыхай с пользой» с 5 по 18 июля
В рамках лагерной смены мы познакомим участников с летними олимпийскими видами спорта и дадим попробовать себя в каждом из них. Организованные группы спортсменов также дадут мастер-классы. Одним из важнейших мероприятий смены станет онлайн встреча с представителем из сферы спорта, который расскажет об истории своего успеха и замотивирует участников на занятия спортом.
4 смена: «ГринЛенд» с 21 июля по 10 августа
ЛАЙФХАКИ ДЛЯ ЛАГЕРЯ/как провести круто смену?
Современные дети очень мало думают об экологии: в жизни, дома, в окружающей среде, цифровом пространстве. Наша цель на смену узнать основные правила и формы ведения экологически правильного образа жизни в игровой деятельности.
ДОЛ «Живая вода»
1 смена: 4 июня – 17 июня; 5 смена: 14 августа – 27 августа
«Смена успеха»
Современному подростку необходимы такие качества, как гибкость мышления, мобильность, активная позиция, умение создавать и взаимодействовать в команде, выбирать приоритеты, искать нужную информацию и применять ее на практике. Программа ставит перед собой главную задачу разбудить интерес в детях к познанию своих возможностей, к общению с окружающим миром через игры и мероприятия, приближенные к реальности, получать новые знания и информацию, применяя их на практике с целью самореализации и самопрезентации. Основное направление смены – эффективная коммуникация. Формы мероприятий: тренинги, игры, соревнования, дебаты и т.д.
2 смена: «Настройся на успех» 20 июня – 3 июля
Все чаще мы сталкиваемся с тем, что подростки отказываются посещать кружки и секции, для этого есть много причин, а потому не могут найти возможность для самореализации. Волонтерские союзы — как правило, объединяют в себе людей с аналогичными интересами, чтобы заниматься добровольческой деятельностью достаточно только желания.
Важно также отметить, что именно волонтерство стало началом длительного успешного пути для многих современных молодых людей. Самым привлекательным моментом в волонтерстве является право выбора, т.е. ты сам решаешь какое направление выбрать, в каких мероприятиях участвовать и где ты хочешь расти. А также то, что любой твой талант цене и применим.
Также, важно понимать, что в процессе деятельности ребенок не только открывает в себе новые качества, но и узнает о себе много нового. Вместе с ребятами мы научимся разрабатывать и проводить мероприятия, волонтерские акции, работать с людьми, Марафоны, акции, игры, тренинги, квесты и многое другое. Основное направление смены — добровольчество.
3 смена: «Применимо на практике» 6 июля – 19 июля
Формирование лидерских качеств – это не только мотивация к развитию в себе сильных сторон, которые помогают легче адаптироваться в современном мире, но и к умению использовать в любой ситуации исключительно свои лучшие качества. Если человек обладает нужными качествами, знаниями, умениями, ставит цель и достигает ее, видит смысл тянуться к новому, видит возможности и умеет расставлять приоритеты, то у него не встанет вопрос о том, стоит ли тратить свою жизнь на вредные привычки, отрицательные компании и стремление к саморазрушению. Основное направление – успех. Социальная активность, творческий потенциал, спортивные достижения, интеллектуальные способности. Вместе ищем и находим, пробуем и удивляемся.
4 смена: «От идеи до результата» 22 июля – 11 августа
Программа смены как основа организации работы вожатого Требование
Классификация программ: 1. По продолжительности – долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные (от 1 года до 3 лет), краткосрочные (до 1 года), оперативные (несколько недель).
2. Комплексные, или общие, для так называемых неподготовленных детей. Содержание программы сводится к работе детей в отрядах и каких-либо объединениях по интересам (кружки, клубы, мастерские и т. п. ).
3. Профильные (специализированные). В содержании программы акцент делается на ведущее направление деятельности (спортивное, военно-патриотическое, краеведческое, экономическое и др. ). Например, «Англомания» знакомит участников смены с Англией, ее обычаями, традициями, праздниками, образом жизни людей и, конечно же, с английским языком; программа «Вертикаль» нацелена на формирование и совершенствование у подростков туристических знаний, умений и навыков, и т. д. Профильные программы рассчитаны на запросы конкретных участников смены и предполагают изначальную подготовленность детей к подобному роду деятельности и общения.
4. Авторские и заимствованные (адаптированные). Опыт убеждает, что сейчас наиболее распространены программы авторские, т. е. разработанные «для себя» , имеющие оригинальную идею, нетрадиционный подход в развитии художественного творчества детей и молодежи. В то же время набирают популярность и адаптированные программы, позаимствованные (если авторы не против) у коллег, но переработанные, исходя из конкретных условий. Списать программу можно, но работать по ней, если она не переосмыслена, «не перекроена» для себя, под свои возможности, нельзя!
Критерии соответствия программы: 1. Актуальность 2. Целостность 3. Реалистичность 4. Оригинальность 5. Контролируемость
Актуальность – свойство программы быть нацеленной, ориентированной на решение наиболее важных проблем в сложившихся для оздоровительного лагеря условиях (учёт требований времени, региона, родителей, детей и. т. д. )
Целостность – требование к программе объединить в единую систему все действия: от выдвижения целей до описания предполагаемого результата деятельности детского оздоровительного лагеря. Целостность программы это, прежде всего, её логичность.
Реалистичность – требование к программе быть выполнимой, оптимальной для потенциала (творческого, материального и т. п. ) конкретного детского оздоровительного лагеря.
Оригинальность – способность программы отражать специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.
Контролируемость – свойство программы определять ожидаемые результаты, то есть предлагать параметры и способы проверки конечных и промежуточных результатов.
План – сетка лагерной смены — распределение общелагерных мероприятий по дням в течение смены, представленных в виде таблицы.
План — документ, в котором отражена система деятельности вожатого. Исходными данными для планирования могут служить следующие: — календарь летних праздников; — традиции оздоровительного центра; — информация о детях; — планируемые ожидания детей; — задачи оздоровительного периода; — принципы планирования; — модель смены.
Правила планирования: 1. Составлять план удобнее на неделю вперед, желательно при участии детей — всего отряда или хотя бы командиров групп; 2. Включая какое-либо дело в план, подумайте, для чего это делается. Почему именно это дело, именно этот день и именно в это время. Учитывайте все — погоду, настроение детей, план в общем; 3. В хорошую погоду лучше проводить время на воздухе. Но необходимо иметь в запасе несколько дел на случай дождя, которые вы без особой подготовки сможете провести под крышей, не дав погоде застать вас врасплох;
Правила планирования: 4. Утром лучше больше гулять, двигаться, играть. Днем можно проводить спортивные игры (не сразу после обеда), творческие и трудовые дела, не требующие сидячего положения. Вечером же лучше проводить спокойные дела, викторины и, конечно же, вечерние «круг», «свечку», «огонек» или «костер» — способ общения отряда, который ничем невозможно заменить; 5. Учитывайте настроение детей. Праздники, которые идут один за другим, могут утомить так же, как и скучные будни и вообще, лучший отдых — это смена деятельности. Чередуйте формы, не ставьте два похожих дела рядом;
Правила планирования: 6. Если отрядные и общелагерные дела требуют подготовки, на нее тоже необходимо оставить время; 7. После отбоя еще раз подробно проговорите план на следующий день с напарником.
Виды планов отрядного вожатого в детском лагере: Перспективный план смены (особенно на тематической смене) – представляет собой перечень планируемых мероприятий, возможно с разбивкой по видам деятельности, по погоде и т. д. , возможно с кратким обоснованием. Перспективный план смены, согласованный с детьми (составляется обычно на старших отрядах в первые дни смены. Возможно, у ребят тоже будут свои разумные пожелания, которые нужно учесть)
Виды планов отрядного вожатого в детском лагере: План-сетка смены или календарный план (согласуется с план-сеткой лагеря и временем работы кружков, а еще лучше — пишется на основе план-сетки лагеря) – представляет собой список мероприятий по дням с разбивкой дня на 3 части — до обеда, после полдника и после ужина. План–сетка оргпериода — представляет собой список мероприятий на оргпериод (обычно первые 3 дня) с разбивкой примерно с точностью до 15 минут.
Источник: present5.com
Как подготовиться к проведению смены.
Профиль (франц. profil, от итал. profile — очертание) – совокупность основных, типичных черт, характеризующих хозяйство, профессию, специальность.
Целью профильной смены в молодежном, детском лагере является освоение или совершенствование ее участниками каких-либо профессиональных или творческих навыков.
Профильная смена – это лагерная смена, деятельность которой подчинена профильным приоритетам, т.е. определенному направлению, специфике.
Профильные смены имеют свои особенности:
1. Содержание образовательной и развивающей деятельности, которая организуется в соответствии с профилем смены
2. Для работы привлекаются вожатые, педагоги и специалисты, обладающие соответствующими профилю навыками
5. для работы на профильных сменах привлекаются вожатые, обладающие соответствующими профилю навыками, и/или дополнительно специалисты по профилю;
6. часто требуется специальное оборудование.
7. В основном хар-ся небольшой продолжительностью (5-10 дней)
8. Воспитательный процесс, организуемый в профильной смене, по своим целям, содержанию, структуре и ресурсам во многом отличается от практики традиционного поведения летних лагерных смен в летних лагерях.
Проф. Смены проводятся для освоения ее участниками новых знаний, расширения социального опыта, развития и совершенствования каких-либо творческих, профессиональных или специальных навыков. Основным в содержании деятельности профильной смены может являться практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде социального, художественного, научно-технического и т.п.видов творчества.
В содержании профильной смены особое внимание уделяется конкретному направлению, демонстрации достигнутых результатов, планированию совместных акций и т.д.
Профильную смену нужно рассматривать как проект, как минимум три этапа:
1. Додействие – подготовительный период до начала смены, разработка программы, набор участников, профильная подготовка вожатых, набор специалистов.
2. Действие – сама смена
3. Последействие – вывод результатов смены
Любая профильная смена начинается с идеи.
Идея – это то, ради чего задумана смена, она определяет ее общую направленность.
Если же есть определенные потребности и проблемы, то идея такой смены будет направлена на решение этой проблемы. Например, нужно сформировать актив, развить лидерские качества у детей – смена актива; сформировать толерантность у детей – интегрированные смены и т.п.
Социальная значимость – определяет материальные и нематериальные блага, которые получит общество в ходе реализации программы, какой вклад смена может внести в решение какой-либо определенной проблемы.
Возможна ли оценка социальной значимости? Конечно, да. Некоторые проявления социального эффекта могут быть точно измерены. Такие как, например, площадь очищенного от мусора леса; количество задействованных в смене детей, находящихся в трудной ситуации; количество мероприятий, проведенных для определенных социальных групп людей и др.
Например, социальным эффектом добровольческой профильной смены «Твори добро» можно считать расширение социальных контактов воспитанников детских домов инвалидов, с которыми на протяжении всех смен взаимодействовали добровольцы – участники смены. Результаты такого взаимодействия видны в более активном включении детей в игры и мероприятия, развитии навыков общения детей-инвалидов.
Как подготовиться к проведению смены.
Предварительная подготовка приобретает особое значение.
Причины многих педагогических промахов в проведении профильной смены кроются в пренебрежении, в недостаточном внимании организаторов к подготовке смены.
Подготовка смены – это комплексная работа, включающая в себя множество аспектов.
1. Обсуждение целей и задач смены.
2. Распределение ролей.
3. Проработка сценария.
4. Подготовка средств для работы на смене.
Варианты профильных смен
1. Научно-образовательная (естественно-научная, экологическая, математическая и физико-математическая, краеведческая, археологическая, астрономическая и т.п.)
2. Образовательная (языковая).
3. С общественно полезной деятельностью (природоохранная, трудовая, строительная и т.п.)
4. Смена для активистов общественных объединений, или лидерская.
7. Спортивная (оздоровительная или для спортсменов, ориентированных на высокие достижения)
8. Туристическая (спортивная и любительская)
9. Творческая (по видам – от КВН до журналистики и классической музыки)
10. Педагогическая и социально-технологическая
12. Военно-патриотическая (кадетская)
Примеры профильных смен.
1. Смена «Твори добро». Подготовка волонтеров и разработка программы для общения, завлечения, мероприятий с детьми детских домов.
2. Смена «Спасатель». Изучение навыков оказания первой помощи, азы работы с пожарным оборудованием, поведения в экстренных ситуация, работа с опытными сотрудниками МЧС.
3. Смена «Казачий сполох». Изучение истории казачества, традиций, песен, работа с казачьим оружием (под присмотром опытных казаков).
4. Смена «Патриот».Формирование активной гражданской позиции.
5. Смена «Доброволец». Подготовка участников смены к дальнейшей работе в сфере благотворительности, оказание адресной социальной поддержки, создание проектной базы в сфере благотворительности и помощи детям, развитие навыков коммуникативного общения.
6. Смена «Экологическая».Воспитание целесообразного отношения к природе, выражающегося в заботливом отношении к живым существам в осознанном выполнении определенных норм поведения на природе. Обучаются оценке экологического состояния лагеря, приобретение навыков трудовых дел экологического характера.
Опыт проведения профильных смен для одаренных детей
Проект «Планета будущего» (Москва)
Ключевой принцип — создание ситуации успеха каждому ребенку. Дети пробуют себя в различных видах деятельности, открывают для себя новые возможности – в отличие от развития уже выявленных способностей в обычной жизни.
Психолого-педагогические методики позволяют путем погружения в особую развивающую среду в короткий срок получить значительное усиление процесса развития способностей детей. В основе этих методик лежит исследовательская деятельность, эксперимент, игра и командное выполнение поставленных задач. Весь образовательный компонент программы подчиняется сюжетной линии (в зависимости от профиля смены). Учитывая широкий спектр интересов детей, все спецкурсы и мастер — классы условно разделены на базовые (компьютерные технологии, журналистика, фотодело, психология делового общения, практика разговорного английского языка и др.) и профильные (в зависимости от профиля смены – математические, экологические, биологические и т.д.).
Психологи используют методики «запуска активности», формируют у ребенка самоуважение, повышают самооценку, вырабатывают стремление к саморазвитию, и, как следствие — повышают мотивацию на хорошую учебу и активную жизненную позицию.
Очень важным руководители смены считают формирование навыков и умений командной работы, неконфликтного взаимодействие, делового общения, ведь, как известно, талантливые дети часто оказываются в изоляции в школьном коллективе.
С некоторыми детьми проводится индивидуальная корректировка и личностная диагностика. Это может делаться по просьбе вожатого или самого ребенка, или родителя.
Астрошкола (Самара)
Основная задача — предоставить возможность школьникам овладеть современными методами астрономических наблюдений.
Во время летней смены преподаватели осуществляли подготовку школьников к Всероссийской олимпиаде. Все участники были разделены на три группы.
Первая группа — секция наблюдателей метеоров.
Во вторую группу вошли ребята, интересующиеся солнечной активностью.
И третья группа – это секция по наблюдению переменных звезд.
Кроме наблюдений и практических занятий, участникам представилась возможность прослушать целый ряд выступлений различных специалистов..
Опыт проведения волонтерской смены «Не все равно» (Иваново)
Обучение профилактической работе по методикам «равный — равному» и уличной работы, основам психоанализа, приемам вербального убеждения с использованием статистических и медицинских знаний, основам социальной рекламы, обучение социальному служению, общественно-полезному труду, основам психоанализа, оказанию первой медицинской помощи.
В смене принимает участие 88 подростков 14–18 лет из малообеспеченных семей.
Опыт проведения профильной смены поисковых отрядов (Тюмень)
Мастер-классы различной направленности: «Информационная поддержка деятельности поисковых объединений», «Материально-техническое обеспечение деятельности поисковых объединений», «Военная археология. Методика работы с экспозиционным материалом», «Фото- и видеообеспечение деятельности поисковых объединений», «Начальная медицинская подготовка», «Жизнеобеспечение и выживание в экстремальных условиях», «Топография и ориентирование», «Архивно-мемориальная работа».
Опыт проведения журналистской профильной смены (Барнаул)
“Журналистский пленэр”: интенсивное обучение по игровым и тренинговым методикам, активный отдых на природе, обмен опытом между юнкорами; выпуск газет; интеллектуальные состязания и развивающие игры плюс туризм (сплав по реке и т.п.) с написанием текстов.
Опыт проведения военно-патриотической смены (Пенза)
Смена «Ратники». Создание условий для формирования у подростков идей патриотизма и гражданственности, положительной мотивации к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, профилактика правонарушений и асоциального поведения, улучшение физической подготовки и подготовки по основам военной службы, раскрытие способностей.
Смена проводится по методике «погружения». По сути, подростки попадают в учебное подразделение бойцов группы специального назначения.
— правовая подготовка (международное гуманитарное право, сфера НОН, необходимая оборона и крайняя необходимость и т.п.)
— мемориальный час (теоретические знания по военной истории России);
— историко-краеведческая работа (изучение истории жизни Пензенских полководцев, знаменитых людей Пензенского края;
— строевая подготовка и основы военной службы;
— военно-спортивная подготовка (изучение оружия Российской армии, радиодело, тактическая подготовка; стрельба из пневматической винтовки, стрельбы из ПМ, автомата Калашникова, военно-инженерная подготовка, преодоление полосы препятствий, совершение марш-бросков, основы рукопашного боя);
— первая медицинская помощь;
— школа выживания (поведение в экстремальных ситуациях, способы борьбы со стрессовыми состояниями, психологическая подготовка, основы прикладной биологии);
— ориентирование и топография;
— высотная подготовка (применение альпинистской техники при работе на здании).
По окончании курса — тактическая игра на местности.
Программа профильного лагеря строится по интересам. Ребят делят на группы, согласно их увлечениям. Для них организуют различные мероприятия в определенном направлении. Например, лингвистический лагерь, где дети могут подтянуть и усовершенствовать родной либо иностранный язык, математический, экологический, журналистский и т.п. Таким образом, программа организации детского отдыха в профильном лагере рассчитана на развитие конкретных знаний и способностей ребенка.
Иногда к летним профильным лагерям относят детский отдых, основанный на спорте. Действительно, программа спортивно-оздоровительного лагеря написана так, чтобы на протяжении смены дети были вовлечены в различные спортивные мероприятия. Однако специалисты всё же выделяют их в отдельную группу. При этом делят их на две группы: 1 — для тех, кто серьезно занимается каким-то видом спорта, 2 — для общего физического развития. Согласно программе спортивного лагеря во время заезда детей делят по возрасту и уровню физподготовки.
Программа летнего загородного лагеря профильного, трудового и других направлений, в том числе программа летнего детского спортивного лагеря, всё чаще «разбавляется» определенными мероприятиями, посвященными Дню Нептуна, волшебникам Гарри Поттера, Звездным войнам, Путешествиям в Страну загадок и т.д. Но если в профильный лагерь дети подбираются по интересам и возрасту.
Источник: poisk-ru.ru