Программа летней лагерной смены «Тропою Тимура»
В настоящее время происходят глубокие преобразования во всех сферах жизни общества. В течение длительного времени в нашей стране отмечалось разрушение нравственных ценностей. Снижение жизненного уровня населения, рост преступности, пропаганда насилия средствами массовой информации и другие негативные общественные явления привели к нарастанию в России нравственного кризиса.
В современном обществе смыты нравственные ориентиры. Подрастающее поколение все чаще обвиняют в бездуховности, агрессивности, безверии. В связи с этим проблема нравственного развития школьников носит актуальный характер.
Развитие основных черт нравственного облика ребенка необходимо активно проводить в младшем школьном возрасте. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы личности и особенности характера человека. Нравственные понятия и категории, принятые ребенком в этом возрасте, становятся фактором и условием, обеспечивающим нравственную устойчивость личности.
Нравственность занимает особое место в системе человеческих ценностей. Нравственное сознание определяет поведение людей и их взаимоотношения. Формирование нравственных представлений, принципов, норм, традиций — это единственный регулятор человеческих отношений.
В младшем школьном возрасте дети, в оценках, даваемых себе и другим людям, в своем поведении, начинают руководствоваться определенными нравственными нормами, учатся следовать им в различных ситуациях. У них формируются способность к нравственной саморегуляции и устойчивые моральные представления. Рождаются мотивы поступков: дети добровольно отказываются от удовольствия, жертвуют чем-то для них ценным ради окружающих.
Одним из действенных инструментов развития нравственных ценностей у младших школьников является волонтерская деятельность. Она влияет на нравственное становление детей, обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку, способствует познавательному и эмоциональному развитию, формирует готовность детей к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному духовно-нравственному становлению детей.
В младшем школьном возрасте необходимо развивать нравственные ценности. Не сформированные своевременно нравственные ориентации ребенка не только препятствуют развитию личности, но и могут послужить причиной отклонения в развитии в подростковом возрасте, проявляющемся в асоциальном поведении.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
Истина гласит, что только физически здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и нравственно устойчивого в своем развитии.
Современное педагогическое мышление направляет свое обостренное внимание к использованию системного подхода в обучении, развитии и воспитании школьников. Педагог вынужден решать ежедневно новую задачу, сталкиваясь с новой ситуацией или с ее новой модификацией. Он творит, общаясь с растущей и формирующейся личностью ребенка.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. Проведение ЛДП обусловлено необходимостью:
- летней занятости учащихся;
- укрепления здоровья воспитанников средствами организации отдыха и общения детей,
- развития творческих способностей,
- формирования духовно-нравственных ценностей.
Процесс нравственного развития и воспитания должен быть направлен на развитие, выработку и совершенствование нравственных качеств школьников: доброта, сердечность, милосердие, сострадание, порядочность, отзывчивость, щедрость. Для этого необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, познавательную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми, оказания посильной помощи нуждающимся в этом людям.
Социально-экономические условия, в которых мы сейчас находимся, делает наших детей прагматичными, и чтобы организовать их на бесплатную работу, необходимо затратить определенные усилия. Роль добровольческого труда, всегда возрастала в периоды, сложные для общества и страны. Далеко не каждый человек способен стать добровольцем, но в силу таких особенностей как стремление человека помогать нуждающемуся, попавшему в беду, добровольчество может достаточно успешно развиваться в сочетании со стремлением к самореализации своих собственных интересов. Волонтерская помощь — один из важных методов добровольной социальной работы.
Волонтерская деятельность в ЛДП по программе «Команда Тимура» предполагает работу по трем направлениям:
1. Помним и чтим.
2. Заботимся и помогаем.
3. Пропагандируем, приносим радость.
В своей деятельности волонтеры и добровольцы ЛДП намерены руководствоваться следующими заповедями:
-Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
-Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
-Помни, что твоя сила и твоя ценность — в твоем здоровье.
-Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Программа ЛДП «Тропою Тимура» составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей младшего школьного возраста для решения выше обозначенных проблем.
ЦЕЛЬ
Создание благоприятных условий для укрепления физического, духовно-нравственного здоровья детей и организации досуга во время летних каникул.
— Формирование у отдыхающих здорового образа жизни,
— содействие нормальному физическому развитию,
— включение детей в различные виды деятельности с учетом их способностей, возможностей и интересов,
— вовлечение каждого участника смены в процесс организации коллективно–творческой и поисковой деятельности,
— приобщение детей к добровольной социальной работе в лагере,
— организация активного развивающего досуга,
— развитие нравственных качеств, инициативы и самостоятельности школьников,
— совершенствование организаторских навыков и умений детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— Пропаганда здорового образа жизни,
— укрепление физического здоровья детей,
— приобретение учащимися практических навыков добровольной социальной помощи окружающим,
— проявление умений и навыков правильного духовно-нравственного поведения в обществе,
— способность понять и сопереживать человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации,
— проявление инициативы и самостоятельности при выполнении практических дел по оказанию социальной помощи нуждающимся,
— положительное отношение к трудовой деятельности, проявление потребности работать в коллективе,
— проявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов детей в различных видах деятельности,
— активное участие отдыхающих в различных мероприятиях развивающего досуга,
— создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия,
— приобретение организаторских навыков и умений у детей младшего школьного возраста.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
– Конвенцией ООН о правах ребенка;
– Законом РФ «Об образовании»;
– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Министерства Образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688;
— Сан ПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»;
— Постановление администрации города Бердска от 29.01.2018 №172 «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в 2018 году»;
— Приказы МКУ УОиМП от 29.03.2018г. №0069р «Об экспертизе программ организации летнего оздоровления, отдыха и занятости детей и мониторинге эффективности их реализации»;
— Приказы МБОУ СОШ №2 «Спектр» от 12.03.2018г. №91 «Об открытии лагеря дневного пребывания»; от 12.03.2018г. №92 «Об утверждении штатного расписания и списка сотрудников лагеря дневного пребывания «Солнечный город»».
СРОКИ СМЕНЫ
По продолжительности программа является краткосрочной, т. к. реализуется в течение одной смены: 04.06.2018г. – 28.06.2018г. Продолжительность пребывания в лагере – 18 дней.
ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ
Основной состав лагеря – это учащиеся МБОУ СОШ №2 «Спектр» в возрасте 7–10 лет. При комплектовании контингента отдыхающих особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям из категории «группа риска», а также детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физическая активность детей в эти годы выступает как предпосылка психического развития ребенка. Это потребность здорового, развитого организма в движении, в физических нагрузках, в преодолении всевозможных препятствий, в стремлении получить похвалу самому себе, как компенсацию за напряжение.
Этот возраст является сензитивным для формирования мотивации к обучению, усвоения социальных норм, развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружественных коммуникаций.
МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
Источник: centrideia.ru
Логика развития лагерной смены
Здесь мы будем говорить о развитии лагерной смены. А для начала представим смену в виде схемы, где попытаемся найти место:
- позиции вожатого;
- основному виду деятельности;
- массовым (общелагерным) мероприятиям;
- отрядной работе;
- межотрядной работе;
- играм;
- трудностям и кризисам.
Подготовительный период
Организационный период
Основной период
Заключительный период
Период после лагеря
Подготовительный период
Подготовительный период у вожатых может длиться от 2 недель до 9 месяцев. Чем раньше он начинается, тем больше возможности подготовиться к смене и продумать все до мелочей.
Подготовительный период включает в себя:
- Программирование смены (определение целей, задач, содержания смены, предполагаемых результатов)
- Подготовка педагогического отряда для работы по программе, выработка единых педагогических требований
- Знакомство педагогического коллектива с должностными обязанностями
- Знакомство педагогического коллектива с нормативными документами: правилами пребывания детей в лагере, инструкции по технике безопасности и другими
- Разработка и реализация плана подготовки к смене (закупка необходимых материалов и оборудования, канцтоваров, призов, костюмов и т.д.; ремонтные работы; набор и подготовка обслуживающего персонала)
Программирование смены
Программа необходима для того, чтобы деятельность педагогического коллектива не была стихийна и бесцельна.
Существуют различные классификации программ:
Комплексная программа объединяет различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в условиях детского лагеря.
Профильная программа имеет одно основное направление деятельности (например: экологическая, туристическая, и т.д.).
Каждый вожатый, опираясь на программу смены лагеря, составляет программу деятельности своего отряда.
Структура программы
Программа может иметь различные варианты структуры, но основными ее элементами являются:
— введение, где обосновываются актуальность и значимость программы, излагаются основные идеи и принципы
— цели и задачи предстоящей деятельности (цели и задачи должны быть конкретными, реальными и достижимыми при данных условиях)
— механизм реализации (описание системы действий по воплощению замысла)
— предполагаемые результаты, итоги выполнения программы
Для постановки конкретных целей и задач лагеря важно опираться на основные функции лагеря:
- Социальная — накопление социального опыта участия в общественной жизни.
- Коммуникативная — развитие навыков общения у ребят, умение жить в коллективе.
- Развивающая — развитие различных способностей, психических процессов, активности, эрудиции, приобретение различных навыков, и т.д.Досуговая — воспитание культуры свободного времени. Предоставление детям свободы выбора формы проведения своего досуга, возможность удовлетворить свои различные интересы, потребности, связанные с саморазвитием, самопознанием, личностным ростом.
Источник: studfile.net
Методика разработки программы смены
Социологический опрос показал, что самое главное в лагере, по мнению родителей, — это обеспечение сохранения здоровья ребенка, его безопасность и интересная (качественная) программа смены.
В детском оздоровительном лагере разумно сочетаются активные и пассивные формы отдыха. Предпочтение отдается активным формам отдыха. К ним относятся: игры, прогулки, походы, плавание, эстафеты, соревнования, конкурсы, танцевально-развлекательные программы и др. Лагерь на практике позволяет познать, что такое здоровый образ жизни и усвоить абсолютную истину: основу здоровья составляет движение.
Пассивными формами отдыха считаются: сон, просмотр кино-, теле- и видеопродукции, посещение концерта, спектакля, свободные прогулки ребенка по территории лагеря, некоторые формы свободного общения (например, посиделки на скамейке), релаксация — лежание на траве (диване), наблюдение за облаками и др.
Цель воспитательной деятельности детской оздоровительнообразовательной организации — формирование у ребенка ценностного отношения к окружающему миру, которое вырабатывается в ходе взаимодействия с вожатыми как представителями мира взрослых.
Оздоровительно-образовательная программа
Оздоровительно-образовательные программы, в отличие от школьных образовательных программ, более демократичны и динамичны, так как главное в них — не конкретные знания, умения, навыки и компетенции, которыми надо овладеть за определенный временной промежуток, они — ориентир на развитие личности: формирование и развитие интересов, познание себя, природы, окружающего мира, накопление опыта общения, создание условий для самореализации, удовлетворения актуальных потребностей, проявления индивидуальности и т. д. Таким образом, стратегической целью программы выступает помощь ребенку в социальном становлении и социальном взрослении.
Любая оздоровительно-образовательная программа реализуется через направления и формы работы.
Источник: studme.org
Для чего нужна программа лагеря?
Последние три года в отечественном лагерном движении появилась новая «мания» — «программомания». О лагерных программах говорят с больших трибун, им посвящают специальные семинары, за них хвалят, а при их отсутствии — ругают. Что это, новое веяние или что-то другое?
По нашему мнению программирование лагерной жизни как способ организации работы загородного детского лагеря — это закономерный этап в развитии системы летнего отдыха детей и подростков в нашей стране. Но нельзя не заметить, что при серьезном внимании государственных органов и общественности к данной проблеме (на федеральном уровне в 1997 году будет проводиться уже III конкурс вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи) на сегодняшний момент нет должного научно-методического обеспечения программирования деятельности детского оздоровительного лагеря (ДОЛ). Практически отсутствует необходимая литература, не разработаны вариативные технологии обучения программированию и разработки самих программ и т.п. И как результат — практики, да и теоретики «варятся в собственном соку».
Цель данного материала — раскрыть сущность процесса программирования деятельности ДОЛ, познакомить директоров и их заместителей по воспитательной работе с основными этапами этого процесса, помочь им избежать серьезных ошибок и добиться успеха в разработке программ руководимых ими лагерей в преддверии нового летнего сезона.
Что такое программа лагеря ?
Ответов на этот вопрос может быть несколько. Так сегодня в специальной литературе под термином «программа лагеря» рассматриваются и концептуальные основы деятельности лагеря и тематический план, и многое другое. Но все же программа лагеря это:
— результат процесса программирования. Под программированием нужно понимать четкое определение цели деятельности лагеря, выбор эффективных форм и методов ее достижения.
— модель будущей деятельности ДОЛ, которая должна давать ответы на вопросы:
1) каково реальное положение лагеря сегодня (педагогический и социально-экономический аспекты)?
2) какой хотелось бы видеть деятельность лагеря?
3) что надо сделать, чтобы приблизить реальное состояние к желаемому ?
Для чего нужна программа лагеря?
Прежде всего, надо сразу оговориться, что программирование — это не мода, но и не «вечное явление». На данном этапе развития российского лагерного движения они необходимы, так же как сегодня они необходимы школам, детским организациям и т.д. Почему ? Ответим словами ведущих специалистов в области разработки образовательных программ В.С.Лазарева и М.М.Поташника: «Программы нужны в нестабильных, динамично изменяющихся условиях, чтобы понимать, что происходит, что это дает или чем грозит. В хорошо предсказуемом и медленно изменяющемся мире нет нужды глядеть далеко» (1) . Не будем спорить с последним утверждением известных ученых, но заметим, что в практике работы лагерей США программам тоже улепляют много внимания, т.к. американцы считают, что программа — это и есть лагерь, «это то, что происходит в лагере день за днем» (2).
Программа — это средство борьбы против стихийности и формализма в деятельности многих педагогических коллективов ДОЛ, т.к. ее разработка «заставляет» администрацию и педагогов лагеря осмысливать сущность своей деятельности, свою воспитательную позицию.
Программа должна показать, как с учетом конкретных условий в лагере создается нетрадиционная модель организации воспитания, оздоровления и развития детей.
Учитывая то, что программируется работа детского лагеря (в которой соединяются усилия детей, их родителей, владельцев, администрации, педагогов и сотрудников лагеря), то программа помогает всем участникам осознать цель их совместных действий, осознать, что от них ждут и скоординировать совместную деятельность (чтобы детям лучше отдыхалось, а команде лагеря лучше работалось).
Какие бывают программы?
Существует несколько типов программ, в основе их дифференциации различные критерии: направленность, продолжительность, инновационность и т.д. Рассмотрим типы программ по их направленности (комплексные и профильные) и по продолжительности (долгосрочные и краткосрочные). Итак, первая группа:
Комплексная программа — программа разноплановой деятельности лагеря, объединяющая различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в специфических условиях ДОЛ.
Профильная (специализированная) программа — программа с одним, генеральным (ведущим, основным) направлением деятельности. (Такими являются, например, социально-педагогические проекты лагерей для детей-инвалидов, для подростков с девиантным поведением, юных лидеров детских организаций или экологические, краеведческие программы).
Но подчеркнем, это разделение достаточно условно, так как и на смене для детей-инвалидов и в обычном лагере участники программы будут играть, участвовать в различных делах и мероприятиях, гулять в лесу или по лугу, купаться, заниматься физкультурой и т.п., только все будет происходить с учетом возможностей детей.
Иногда в литературе встречается термин «тематическая программа» и в него вкладывается смысл профильности, мононаправленности лагеря. На наш взгляд это неверно. Тематической может быть любая программа, если на то есть необходимость. (Например, летом 1996 года во многих лагерях была популярной морская тема в связи в 300-летием Российского флота.
В жизнь лагеря вносилась морская атрибутика. Интересно и с выдумкой обыгрывались многие аспекты работы лагеря: отряды превращались в экипажи, вожатые — в капитанов, кухня — в камбуз и т.п. Так было и на профильной смене детей-активистов школьных объединений в ДОЛ «Лукоморье» и в других лагерях Липецкой области). И еще один аргумент в защиту нашего мнения. Согласитесь, как-то некорректно считать программу для детей-инвалидов тематической, уж больно это грустная тема.
Вторая группа программы: долгосрочные и краткосрочные.
К долгосрочным программам следует отнести программы, рассчитанные на реализацию в течение ряда лет. (Из известных автору такая в Липецкой области только одна — «Звезда России» ДОЦ «Прометей»).
Краткосрочные программы — программы, реализуемые в течение небольшого срока (оптимальный период — лагерная смена). Исходя из последнего довода заметим, что именно поэтому рекомендуется разрабатывать краткосрочную программу лагеря как программу одной смены. Долгосрочная же программа представляет из себя не просто программу лагеря, а программу развития лагеря.
Завершая этот раздел, следует упомянуть и о таких типах программ как авторские и заимствованные (адаптированные). Опыт убеждает, что сейчас наиболее распространенными являются программы авторские, т.е. разработанные командой лагеря для себя.
Такая программа должна иметь оригинальную идею, нетрадиционный подход в организации жизнедеятельности детей и взрослых в лагере. В то же время набирают популярность и адаптированные программы, позаимствованные (если авторы не против) у коллег, но переработанные, исходя из конкретных условий своего лагеря. Списать программу можно, но работать по ней, если она не переосмыслена, «не перекроена» под себя, под свои возможности, нельзя! Как нет двух абсолютно одинаковых лагерей, так и не может быть двух идентичных программ их деятельности.
Источник: megapredmet.ru
Тематические смены в лагере
Разбираемся, какая тема лагерной смены будет актуальна в новом сезоне и что потребуется, чтобы ее организовать. Летний отдых для детей должен быть интересным и увлекательным. Добиться полного погружения в коллективные занятия, сплоченности коллектива и смены обстановки после напряженной учебы помогут тематические смены в лагере.
Современные актуальные темы для 2022 года позволят организовать для детей качественный отдых с творческим развитием и получением новых навыков коммуникации. В рамках разработанной программы может быть запланирован не только отдых, но и обучение в игровой форме.
Важность тематики смены в лагере для ребенка
Многие дети отдыхают в лагерях ежегодно. В некоторых случаях ребенок может посещать детские оздоровительные, образовательные или развлекательные смены несколько раз в сезон. В таком случае однообразная программа 2020, 2021 и предыдущих лет быстро надоест школьнику, он с неохотой будет принимать участие в общественных мероприятиях, может быть не заинтересован в поезде на отдых. Решить эту проблему поможет тематика для летних смен в лагере. При создании тематических лагерных смен получится добиться следующих результатов:
- организовать правильное воспитание будущего поколения;
- отвлечь детей от школьных нагрузок и снять напряжение;
- организовать интересный, полезный для развития детский досуг;
- дать углубленные знания на определенную тему;
- добиться сплоченности коллектива и пробудить командный дух.
Залог хорошей детской смены в лагере – продуманная программа мероприятий для определенного возраста с достаточным количеством свободного времени с целью общения. Дети научатся фантазировать, придумывать, будут соревноваться с другими отрядами за звание лучших и учиться принимать поражение. За основу тема смены летнего лагеря можно взять универсальное направление, которое не стареет от года к году, либо сосредоточиться на популярной среди молодежи тематике.
Популярные тематики летних смен в лагере
Выбрать тематику смены в лагере можно на основе информации из интернета, либо опроса детей. Можно заранее оповестить школьников о будущем направлении работы лагеря, рассказать о названии смены на собрании родителей, чтобы привлечь максимально заинтересованных ребят. Для современных детей всегда актуальными являются темы спорта, космоса, фантастических героев, экологии и патриотизма. В рамках них можно продумать сразу несколько летних лагерных смен, которые будут отличаться друг от друга по наполнению занятий и будут интересны школьникам, приезжающим для отдыха повторно.
Гарри Поттер
В настоящее время тематический лагерь с направлением «Гарри Поттер» будет на пике популярности, так как детям вновь стали интересны кино и книги с юным волшебником. Масс макеты активно продают одежду с принтами в данном направлении, выпускаются игры и создаются фан общества, как и 10 лет назад. Тема будет особенно актуальна для образовательных лагерей, которые занимаются обучением иностранным языкам.
При подготовке данного направления можно задействовать следующие направления работы с отрядами:
• разослать всем детям пригласительные письма в лагерь, взяв за пример письмо, которое получали юные волшебники от Дамблдора. Для него можно использовать красивую состаренную бумагу и каллиграфический шрифт;
• распределение по отрядам для детей одного возраста можно выполнить в формате тестирования, вместо распределяющей шляпы;
• в день прибытия в лагерь всем детям можно выдать тематичные футболки, шорты и другую одежду в теме лагеря для торжественных линеек;
• дни прибивания в лагере можно сделать веселым путешествием с изучением необычных навыков (кулинарии вместо зельеварения), химических опытов, разгадки древних рун и других наук;
• в программу лагеря на лето должны быть включены спортивные мероприятия по типу квиддича. Можно организовать крокет, лапту, бейсбол и другие, нетипичные для обычных школ, занятия;
• завершить смену можно сдачей экзаменов СОВ с выдачей сертификатов или аттестатов об обучении в настоящей школе волшебства.
Идеи для организации хорошей смены в стиле Гарри Поттера можно брать прямо из книг. Джоан Роулинг дала множество идей, которые можно воплотить для развлечения детей в жизнь.
Космос
Тематическая смена в формате космических приключений не оставит равнодушными детей разного возраста. Ей заинтересуется ребенок из младших и старших классов, спортсмен активист и тихоня с задней парты. Каждый день смены можно распланировать так, что дети смогу посещать разные планеты, узнавать о звездах и путешественниках. В основу занятий можно взять следующие мероприятия:
- пребывание на космическую орбиту, на которой будет находиться корабль путешественников. Можно провести посвящение в космонавты, создать команды на основе знаний, выносливости и других качеств,
- проведение оздоровительных процедур с целью подготовки полетов в космос: зарядка, закаливание, умеренные физические нагрузки, командные соревнования с целью укрепления сплоченности коллектива и единства детей в сложных ситуациях;
- интеллектуальные игры и состязания, направленные на получение знаний о собственной планете Земля и других космических тел;
- завершить смену можно получением наград за новые открытия или героические поступки.
В рамках космических путешествий и освоения космоса можно поднять вопросы проблемы экологии, изучить физические свойства света, воздуха и других интересных вопросов. Такая тема поможет расширить знания ребенка и сделает учебу в школе легче.
Супергерои
Обществу всегда была интересна тема героев и фантастически направление, поэтому в основе лагерной тематики можно взять за основу героев легендарных комиксов Marvel и их фантастическую вселенную. Название смены можно придумать исходя из поставленной цели: спасение мира, победа над врагами, обучение новым способностям, либо получение навыков публичных выступлений. Как и при организации других тематик, могут использоваться следующие идеи:
• каждый отряд или ребенок может выбрать для себя интересного персонажа определить для себя способности, которыми он будет обладать;
• можно организовать для детей обучение новым профессиям, которые связаны с героическими подвигами, дать знания о том, как держать себя перед публикой и не стесняться в центре внимания;
• во время смены интересными будут необычные физические состязания, интеллектуальные бои персонажей с разными способностями, творческие конкурсы талантов и робототехника;
• в конце смены можно выдать сертификаты о прохождении школы героев.
Тема героев будет интересна мальчикам и девочкам разных возрастов. В рамках нее можно развить творческие способности детей, добиться их раскрепощения и единства с коллективом.
Экологическая
Вопрос экологии остро стоит на всей планете и многих детей он начинает волновать еще в юном возрасте. Провести смену можно в рамках заботы о природе и получения новых знаний, как можно сохранить планету для будущих поколений. Для детей могут организованы следующие мероприятия:
- изучение существующих проблем планеты;
- знакомство с уникальными природными заповедниками явлениями, которые существуют или уже перестали существовать;
- получение информации о том, что каждый может сделать для улучшения экологии;
- выезд на экскурсии с целью знакомства с заповедными, уникальными местами;
- организация субботников и спортивных мероприятий в поддержку живой природы.
Если дети рано смогут познакомиться с проблемами экологии и научатся вести себя хорошо на улицах, станут заботиться о природе, можно будет вырастить осознанное поколение, которое убережет атмосферу земли от разрушения, а животных от вымирания.
Путешествия
Тематика путешествий такая же масштабная и неустаревающая, как и космическое направление. Можно организовать отдых детей в летнем лагере так, что каждая смена будет посещать разные страны и времена, либо знакомиться со знаменитыми местами по всему миру. В качестве точки отсчета можно выбрать первобытные времена и постепенно дойти до современности. Путешествие за одну смену можно организовать в одном из следующих направлений:
• плавание по морям и знакомство с океанами;
• знакомство древнем мира Греции или Египта;
• космические полеты;
• изучение российской природы и ее удивительные территории;
• погружение в мир Мексики, Африки, Америки, Антарктиды и других стран;
• путешествие в средние века в эпоху рыцарей, к первобытным людям, в Советский Союз и другие эпохи.
В рамках путешествий дети смогут познакомиться с особенностями природы разных эпох и стран, смогут проявить себя в спортивных состязаниях, будут учиться пользоваться предметами, которые вышли из обихода или увидят знаковые места со всего мира.
Патриотическая
Патриотизм важно воспитывать с юных лет, поэтому лагерь, связанный с историей родины, особенностями жизни ее населения и культуры важно организовывать для школьников любого возраста. Можно выбрать военное направление, советскую тематику или обобщенное введение в культуру нации. Детям будет интересно знакомиться с наследием своего народа, узнавать об одежде, которую носили в прошлом, подвигах героев, которые прошли через войну, вместе участвовать в командных соревнованиях и петь песни у костра. Патриотический лагерь позволяет почувствовать единство в детском коллективе, помогает пробудить чувства взаимопомощи, взаимовыручки и товарищества.
Историческая
С помощью исторического направления работы летнего лагеря можно познакомить детей с интересными фактами, культурой разных стран и существовавших народах. Могут быть организованы:
• курсы лепки;
• изучение живописи;
• проведена олимпиада между отрядами в разных видах спорта;
• показ мод и аксессуаров, связанные с разными эпохами.
Детям будет интересно узнать о жизни русских поэтов, первобытных людей или фараонов Египта. Каждый отряд может взять для себя отдельную эпоху и знакомить с ее особенностями других детей лагеря.
Назад в будущее
Фантазии и мечты есть у каждого ребенка. В формате игры детей можно познакомиться с технологиями будущего, отправиться в путешествие на планету Земля в 2100, 3000 или еще более дальний год. Лагерная смена может спасать Землю от приближающегося астероида, проводить опыты над свойствами воды и других веществ, готовиться к жизни на других планетах. Чем необычнее и фантастичнее будут задачи ребят, тем интереснее им удастся провести время. Можно вспомнить фильм «Назад в будущее» и все его части, чтобы организовать для ребят следующие мероприятия:
• проведение лабораторных опытов;
• конструирование робототехники и электронных схем;
• показы мод с фантазиями об одежде будущего;
• спортивные состязания в необычном формате;
• выпускные вечера, вечеринки с тематичной одеждой.
Отряды могут состязаться между собой за право выиграть кубок лучшего изобретателя, для интереса можно организовать для победителей экскурсию в музей техники и изобретений.
Заключение
Тематичные лагерные смены позволяют сделать лето ребенка не только интересным, но и продуктивным. Коллектив учится работать вместе, борется за победы в необычных состязаниях и получает новые знания, навыки, которые могут пригодиться в школе и будущей жизни.
Для педагогов и воспитателей важно организовать процесс так, чтобы дети с первых минут почувствовали, что они попали в новый, необычный мир, где их ждут приключения. Вдохновение можно брать из книг и учеников, фильмов и сериалов. Ребята, как губка впитывают новые знания и раскрываются, если для них создать соответствующие возможности. Смены в тематичном лагере позволят получить больше заявок на путевки, заинтересуют родителей и детей, в отличие от классического отдыха по стандартным схемам. Интересные темы будут стимулировать желание вернуться обратно в тот же год, либо на следующий сезон у юных путешественников и мечтателей.
Источник: toplager.ru