Адиль Жалелов требовал называть себя именно казахстанским рэпером, хотя активно гастролировал по городам России и жил в Москве. Как музыкант из поселка Ленинский стал кумиром поколения?
3 июня 2021 11:30 0 43 756
3 июня Скриптониту исполняется 31, и сегодня его псевдоним известен даже тем, кто далек от культуры хип-хопа. Автор, исполнитель, продюсер — направлять начинающих музыкантов Адилю порой нравилось больше, чем самому создавать треки. В этом он повторял путь своего кумира — Dr. Dre.
В 2018-м казахстанский рэпер разделил творчество на два проекта: соло и Gruppa Skryptonite из восьми участников. Артиста тянуло на музыкальные эксперименты, или же он искал новые способы заработка? В день рождения звезды вспоминаем историю его карьеры и личной жизни.
Напряженные отношения с папой
Адиль Кулмагамбетов появился на свет в поселке Ленинский на северо-востоке Казахстана. Еще в 11 он увлекся культурой рэпера: первыми ориентирами для мальчика были американские исполнители. Также Адилю нравилось рисовать, и по настоянию отца, видевшего сына архитектором, после девятого класса юноша поступил в художественный колледж. Образовательное учреждение Кулмагамбетов покинул на третьем курсе, когда окончательно осознал, что свяжет жизнь с музыкой.
Скриптонит — большое откровенное интервью / вДудь
Разочаровался ли его папа? В отношениях родственников царило напряжение не только из-за «профилактической» порки и ухода парня из колледжа. Оралбек Кулмагамбетов пошел в инженеры по просьбе своего отца, хотя в юности занимался музыкой: играл на баяне, пел оперу. Возможно, из-за собственных нереализованных амбиций мужчина не поощрял тягу сына к творчеству.
Впоследствии Адиль сменил фамилию на Жалелов — по имени дедушки. Впрочем, публика все равно узнала его по псевдониму Скриптонит, придуманному в нулевых. Происхождение никнейма рэпер не объяснял, однако, судя по татуировке со знаком Супермена на груди, имела место быть отсылка к вымышленному камню из комиксов о герое.
Так с чего же начался путь провинциального мальчика к успеху? В 15 Адиль уже сочинял музыку, а в 16 выступал на городских фестивалях Павлодара. Бросивший колледж парень подрабатывал на заправке, а с продажи каждого авторского бита через соцсети мог выручить столько денег, сколько мама получала за месяц. Когда отец увидел, что хобби приносит сыну реальный доход, в отношениях родственников наметилось потепление. Но мог ли Оралбек представить, что однажды наследник обеспечит ему безбедное существование?
Звезда Казахстана и России
В 2009-м Жалелов создал с приятелем Ануаром Баймуратовым, известным как Niman, группу JILLZ. Коллектив из шести человек выпустил несколько успешных синглов, — «Останься человеком», No Hook 2, «Что происходит» — завоевав любовь поклонников хип-хопа. Настоящим прорывом для Скриптонита стал релиз клипа на трек VBVVCTND, после которого парнем заинтересовались крупные лейблы.
Не пропустите
Видео рэпер снимал целых полгода: когда первая часть уже была готова, по словам Скриптонита, «кое-что не срослось», и он на несколько месяцев уехал в Алма-Ату. Вернувшись в Павлодар, музыкант быстро смонтировал остаток ролика и залил его в Интернет, не ожидая особого резонанса. Однако вскоре с парнем связался менеджер Gazgolder и студия «Союз» — обе стороны предлагали контракт на запись альбома. В итоге исполнитель выбрал лейбл Басты, так как быстро нашел общий язык с самим Василием Вакуленко.
Вскоре свет увидели синглы «Космос», «Лед» и «Миллионер из трущоб» с участием Скриптонита, набравшие внушительные просмотры на YouTube. 25-летнего Адиля выдвигали в лауреаты различных хип-хоп премий, а дебютного альбома все не было. Сам факт, что в России и Казахстане ждали пластинку, нервировал артиста, хотя недостатка в материале он не испытывал. Более того — в интервью Юрию Дудю музыкант признался, что мог выпустить сразу два диска одновременно. Беспрецедентного события не случилось лишь потому, что автор остался недоволен качеством половины песен.
Не пропустите
Чтобы поразить критиков, хватило и одного альбома: «Дом с нормальными явлениями» взлетел на вторую строчку чарта iTunes, обогнав «Горгород» Oxxxymiron и уступив лишь британской звезде Адель. Песни с пластинки Скриптонита «Стиль», «Танцуй сама» и «Притон» попали в списки лучших хип-хоп-композиций ряда тематических сайтов, а Rolling Stone Russia даже сравнил автора с серьезными американскими рэперами.
Рэпер с характером
Девушки обожали «Космос» Скриптонита и Даши Чаруши, парни заслушивали до дыр «Притон», однако это не означало, что поклонники услышат громкие хиты на концертах. Рэпер признавался, что поначалу вообще недолюбливал живые выступления: как раз из-за необходимости по сотому разу исполнять уже приевшиеся треки.
«Сейчас я концерты уже полюбил, потому что нашлись какие-то точки соприкосновения, как группа мы растаскались. Но не было такой цели — собрать пять или восемь тысяч человек. Петь песни, которые тебя достали уже на следующий день, — «Это любовь», «Танцуй сама» — всю эту хитовую тему я ненавижу. Я не особо сопливый, при том что романтик, но эти треки в моем рационе раздражают. «Космос» мы не играем уже пять-шесть концертов», — пояснял Скриптонит в 2017-м.
Не пропустите
Скептически рэпер относился и к выходам в свет. Так, в 2016-м он стал «Открытием года» по версии GQ, но в итоге не явился на вечеринку, так как «перехотел». «Зачем мне это видеть, чтоб еще больше потом шугаться по жизни? Я не хотел идти на тусу, посчитал, что этот вечер не для меня, парад торговли лицами, многие же наряжались из ряда вон», —пояснял исполнитель.
Особое мнение рэпер имел и о коллегах по цеху: Адиль утверждал, что не слушает российских исполнителей, хотя при этом положительно оценивал творчество Басты и своего приятеля Pharaoh. «Бывает, песни какие-то импонируют, но это не то, что я хотел бы слушать фоном. Если это стоящее, то дойдет до меня», — рассуждал артист.
Не пропустите
Среди звезд, повлиявших на его становление и творчество, Скриптонит выделял Dr.Dre и 50 Cent. При этом Адиль называл себя меломаном, ведь слушал обычно джазовых музыкантов 60-70-х, а не только трэп-музыку.
Отец, но не муж
О том, что у Скриптонита есть ребенок, многие узнали из фотоподборки клипа «Сансара» Басты. В январе 2016-го хореограф Нигора Абдиганиева, с которой Адиль начал встречаться задолго до пика популярности, родила рэперу сына Лучи. «Мою маму Лучия зовут, это первый ее внук: у отца много, а у нее — нет», — пояснял исполнитель выбор имени.
Вскоре после появления ребенка на свет музыкант и танцовщица расстались. Нигора увезла малыша из Москвы обратно в Казахстан, и Скриптонит делился, что очень скучает по Лучи, но из-за загруженного графика не имеет возможности видеться с ним часто. К слову, звездный отец против того, чтоб наследник слушал рэп до совершеннолетия: Адиль боится, что из его провокационных текстов подросток может почерпнуть лишнее…
Критика
Творчество Скриптонита хвалили не только рэперы, но и звезды эстрады. Так, одобряла новые композиции исполнителя Вера Брежнева, а Алла Пугачева и вовсе называла артиста своим любимчиком: в шоу «Музыкалити» трек Адиля «Чистый» она оценила на высший балл за честный и «протестный» текст.
Не пропустите
А вот Децл при жизни (рэпер умер 3 февраля 2019-го — прим. «СтарХита») негативно высказывался о Скриптоните, отмечая, что успехом он обязан грамотным менеджерам. «Как по мне, так он среднестатистический гастарбайтер из Узбекистана. Странный, не очень воспитанный тип, с извращенной жизненной позицией. Да и работает так, будто не прожевал завтрак, ни одного слова не понятно», — подчеркивал Кирилл Толмацкий в 2017-м.
Тему о грубом поведении не раз поднимали поклонники Адиля: то артист покинул проплаченный концерт из-за недовольства фонограммой, то нецензурно обругал фанатку, хоть и не без причины — девушка рассмеялась, когда одному из зрителей стало дурно, и тот потерял сознание.
Не пропустите
Поводы для критики появлялись с каждым новым диском Скриптонита. Не то чтобы исполнитель не мог повторить успех первого концептуального альбома, просто в какой-то момент решил поэкспериментировать со стилями. «При всем уважении, но Скриптонит уже не тот. Делает все только ради бабла, а не по фану, как раньше», — сетовали пользователи Сети.
Еще несколько лет назад Адиль заключил, что исписался как рэпер, и хотел поставить творчество на паузу. Однако вскоре артист заявил, что ему еще есть чем поделиться с поклонниками. В 2018-м исполнитель создал проект Gruppa Skryptonite, а после окончания контракта с GazGolder основал лейбл Musica36. Завершение сотрудничества с Бастой не сказалось на популярности музыканта, ведь одна за другой в Сеть заливались новые песни: «Глупые и ненужные», «Подруга». К удивлению слушателей, теперь наравне с речитативом у Скриптонита появились мелодичные напевы.
Фото: Legion-Media, Instagram (запрещенная в России экстремистская организация).com, кадр клипа VBVVCTN, кадр из шоу «Музыкалити» на YouTube
Источник: www.starhit.ru
Скриптонит запустил ютуб-шоу «Fast Mood»
Гости шоу — в первом выпуске это Kali и Malcolm Kush — коротко представляются, а потом фристайлят под бит от Адиля и Наймана.
На канале Скриптонита появился первый выпуск шоу «Fast Mood».
Он реально «fast» — всего за три минуты гости выпуска коротко рассказывают о себе, потом Скриптонит и Niman набрасывают для них бит — и гости записывают на него фристайл.
Героями пилотного выпуска стали рэперы из Казахстана Kali и Malcolm Kush. В этом году они планируют выпустить совместный альбом «2K», вот тут их последний клип «Filki».
Kali и Malcolm Kush — артисты лейбла Shotal, идеологом которого является Niman. Большое интервью с ним — о криминальном Павлодаре, знакомстве со Скриптонитом и гонках с полицией — читайте по этой ссылке.
Скриптонит завел новый ютуб-канал в июле. Кроме первого выпуска «Fast Mood», там пока залита только одна песня — «Chapter II».
В ТЕМУ
Источник: the-flow.ru
«Свистки и бумажки»: Как Скриптонит на новом альбоме доказывает, что никому ничего не должен
В конце марта Адиль Жалелов, больше известный как Скриптонит, выпустил новый альбом «Свистки и бумажки». Если вы еще не знакомы с его работами (вдруг такое бывает), начинать с него мы не советуем — лучше сначала прочтите ликбез по творчеству рэпера, который подготовил редактор «Собака.ru» Даниил Дедов. Все, что вы хотели знать об Адиле, но боялись спросить — в нашем гайде.
Конец нулевых. Адиль Жалелов — пацан, работающий на заправке в поселке Ленинский близ Павлодара, начинает писать биты и зарабатывать на них первые деньги. Скоро он докажет, что в Казахстане есть не только нефть и руда. Пока же в тяжелом от смога заводов (их тут несколько — нефтяной, химический, металлургический и машиностроительный) воздухе еще не витают идеи культурной революции.
В 2009 году Адиль вместе с другом Ануаром (Niman) собирает казахстанских рэперов в группу JILLZ. Через несколько лет та начнет захватывать русскоязычное музыкальное пространство и перерастет в лейбл Musica36. В 2014-м уже под ником Скриптонит рэпер заливает на YouTube клип VBVVCTND — и его замечает и подписывает продюсерский центр Gazgolder. Небольшая фанатская база к тому времени у него уже есть, но это провоцирует настоящий взрыв популярности. Адиль становится кумиром миллионов и национальным достоянием родного Казахстана.
Надо сказать, что русскоязычный хип-хоп тогда делился на три категории: беззубый коммерческий, скопированный с Запада и непонятный большинству трэп и «подъездно-пацанский». Особняком стоял Oxxxymiron с полными аллюзий интеллектуальными текстами, а Pharaoh и Boulevard Depo к тому моменту еще не вывели на большую аудиторию самобытный синтез иностранного стиля с образом жизни артиста в России.
Конец ноября 2015-го. Ожидается, что он пройдет под эгидой Джастина Бибера и Адель, но внезапно на первой строчке российского iTunes оказывается альбом «Горгород» Oxxxymiron. Через неделю Скриптонит выпускает первую пластинку «Дом с нормальными явлениями» — и отодвигает его на второе место. В сети начались споры, кто же на самом деле «перевернул игру», — Окси или Скрипи.
«Дом с нормальными явлениями» («ДСНЯ») — претенциозность на блюдечке
Первый альбом Скриптонита — это рассказ об «одном ****** [невероятно] интересном лете» на фоне жизни в Павлодаре. Город здесь — полноценный герой со своим характером и «тараканами» — мрачный и агрессивный. 18 треков составляют единый поток, в котором смешивается юность и безнадега, алкогольные и наркотические трипы, криминал и нищета, дружба и женщины: «От нас, увы, несет ганжей и бухлом, мы пахнем разными шлюхами и депрессией».
Чувство единства на альбоме усиливается смешением стилей — даунбит, джи-фанк, трип-хоп, гитарные риффы и мотивы вальса. «ДСНЯ» выходит за рамки хип-хопа, поп-культуры и всех жанровых сплавов, в которой варилась русскоязычная музыка. Этот феномен просто объяснить: в 2009 году Адиль перестал слушать русский рэп.
«Я сам проштудировал все: от джаза 1920-х до этники, рока, блюза, соула. Такое погружение — это та же самая школа, как мы идем в библиотеку, читаем энциклопедии и черпаем знания».
Дебютной пластинкой Скриптонит закладывает основы своего творческого метода: мультижанровость, доступный язык с минимумом англицизмов и построение художественного мира вокруг реальных событий . Артистов, чьи треки пестрят зарубежным сленгом, Адиль не воспринимает: «Они не могут адаптировать смыслы под наш менталитет, поэтому тексты выглядят как дословный перевод на русский». Тексты Скриптонита созданы из живой материи языка и транспонированных текстур окружающего мира.
«Я рассказываю о жизни обычного жителя постсоветского пространства с обыкновенными бытовыми проблемами. Поэтому стараюсь проще выражаться в своих текстах, чтобы мысли были доступными для многих. Какой смысл писать музыку, если тебя не понимают? Вот я не понимаю рэперов, которые читают о своем рэпе. Я считаю их очень ущербными людьми.
Где вся остальная их жизнь? Где люди в ней?»
Реалистичность «ДСНЯ» подчеркивается использованием полевых записей — разговоров и звуков города. Несмотря на мощную музыкальную составляющую, альбом, как признался Адиль, создан стоковыми инструментами FL Studio (программа для создания музыки — Прим. ред.), а капеллы взяты «грязными» — сделаны дома без звукоизоляции. В песне «Океан» Скриптонит читает: «Я слышу ноты в куче возмущений и ****** [чертовыx] хлопот «. » И я слышу новый ритм, а не просто топот».
«Дом с нормальными явлениями» закрепляет за Адилем статус одного из главных артистов второй половины десятых — сразу после выхода пластинки СМИ называют ее лучшей в 2015 году. Казалось бы, можно с гордостью вспоминать о таком дебюте, но у артиста иное мнение. Недавно в комментариях Instagram фанат про свежий материал Скриптонита отозвался, что он «худший в его карьере», сравнив с «ДСНЯ». Адиль отвечает так: «»Дом с нормальными явлениями» — ****** [чертова] попса и средний альбом. Вы просто любите пафосную ***** [бред], когда вся претенциозность лежит на блюдечке, и молодые пацаны кричат о том, какими они хотят быть».
Дилогия рефлексии — «Уроборос: Улица 36 и Зеркала»
К 2017 году русскоязычный хип-хоп становится народным жанром — чарты наполняются самобытными артистами вперемешку с модными трэперами, а пацаны из каждого подъезда хотят кроссовки Air Force 1. До перенасыщенности и однообразия последнего времени еще далеко, но крупные игроки уже тогда чувствовали усталость — и Скриптонит в их числе. Выбравшись из нищеты, артисты поняли, что и на олимпе довольно мрачно — любой уважающий себя рэпер после нескольких лет творческого пика обязан выпустить альбом о депрессии. Оказалось, что деньги и запрещенные вещества не лечат боль, приобретенную еще на улицах родных провинциальных городов.
После успеха «ДСНЯ» у Скриптонита появляется опыт жизни при славе и гонорарах. Он дает интервью Дудю, его рада видеть богема, журнал GQ называет его «Открытием года» (но он на церемонию не приходит). Для Адиля становятся возможным любые творческие эксперименты, он периодически делает анонсы новых альбомов, но те все никак не складываются. Всех своих подающих надежды друзей-артистов из Казахстана он тоже перевозит в Москву, где снял снимает для них дом.
Через два года после дебютной пластинки рэпер по-настоящему устает, а конца рефлексии все нет. Срок жизни рэпера в творчестве — около пяти лет, в течение которых он находится на пике таланта и славы. После есть несколько путей: умереть от передозировки; открыть студию или продюсерский центр; исписаться и отойти на второй план; стать культовым и перестать париться. Здоровье Скриптонита, несмотря на годы тусовок, не подвело, первый лейбл Zorski он уже открыл, желание обойти себя самого не давало исписаться, а быть культовым артистом оказалось скучно.
Успокоившись, Адиль решает подвести итоги пути из грязи в князи. В декабре 2017-го он выпускает альбом «Уроборос». Тот состоит из двух частей: «Улица 36» и «Зеркала». В сумме — 21 трек, которые можно долго обсуждать и искать скрытые смыслы, но их тут нет. Первая часть — социальщина о выживании в Павлодаре, вторая — обратная сторона славы и красивой жизни.
Обе «раскачают» любую тачку, а трек «Положение» с «Улицы 36» стал саундтреком для пьяных звонков бывшим по всей России и СНГ. Но фанаты и любители хип-хопа ждут вау-эффекта, но не дожидаются — Скриптонит оставляет муки творческого поиска, отпускает вожжи загнанной лошади своего таланта и шагает в новый этап без груза на сердце, положив «*** [член] из денег на их мнение».
Пожалуй, главным треком дилогии можно назвать «Сливочное масло» — квинтэссенцию детского опыта Скриптонита. Это песня не об эфемерном трэперском понятии «выбраться с улицы», чтобы потом купить пуховик Moncler, — ее поймут те, кто встречался с реальной нищетой. Адиль, будучи ребенком, мечтал о сливочном масле, ведь оно было дорогим и недоступным.
После «Уробороса» Скриптонит заявляет, что перестает делать рэп в ближайшие годы. «Он как формат для меня себя изжил. Мне нечего сказать, я не хочу лить воду в куплете на 16 строк, потому что так обязывают какие-то каноны. У меня другой мусор в голове сейчас — и органично он смотрится в другом исполнении, на другую музыку. С рэпом все, ***** [конец], я думаю». Фанаты решили, — ушла эпоха, но, как говорится, не плюй в колодец.
Gruppa Skryptonite — приручить свободу
Из творческого тупика в хип-хопе Скриптонит выкрутился элегантно, собрав в настоящий ансамбль музыкантов, с которыми выступал на живых концертах. В апреле 2019 года Gruppa Skryptonite выпускает альбом Solitude — камерный, атмосферный и с большим набором инструментов.
На пластинке снова смешиваются жанры, даря Адилю возможность исследовать музыкальные границы и углублять старые принципы — мы слышим психоделическое ретро, джаз, блюз и фолк. Голос Скриптонита, который и раньше служил отдельным инструментом, избавился от структурных оков хип-хопа. За несколько дней до релиза Solitude, кстати, выходит еще и live-видео, где старые песни «Притон» и «с@%а тащит нас на дно» предстают в новой форме.
Много ли мы знаем рэперов, которые в тяжелое время берут и пишут инди, в котором находится место даже хитам? (Podruga, 3х3, Latinskaya Muzyka). Творческая свобода есть не у всех, но Адиль смог приручить и ее.
Источник: www.sobaka.ru