Скрипты, скрипты и скрипты! Что же это такое?
Что только сегодня не называют скриптами, к месту и не к месту употребляя это модное словечко! Некоторые люди вкладывают в это слово какой-то свой, только им понятный смысл, а некоторые вообще не вкладывают никакого смысла. На самом деле, невозможно писать хорошие скрипты, если не понимать точного значения этого слова, так что, давайте попробуем разобраться в терминах, для начала.
Коротенькая справочка или напоминание, это для кого как. Языки программирования делятся на две большие группы – компилируемые и интерпретируемые.
Первые, с помощью специальной программы компилятора, переводят программу, написанную программистом, в так называемые машинные коды, то есть в коды понятные процессору (или процессорам, как частный случай) компьютера, которые процессор может выполнять. В случае с компилятором программа хранится на диске и загружается в память (RAM) компьютера в машинных кодах (условно говоря, в ноликах и единичках).
Вторые, или интерпретируемые языки программирования, отличаются тем, что программа, написанная программистом, может сразу загружаться в оперативную память в том виде, в котором она была написана, и выполняться шаг за шагом, команда за командой, преобразуясь в машинные коды специальной программой интерпретатором. В случае с интерпретатором программа хранится на диске и загружается в память (RAM) компьютера в том виде, как была написано программистом.
Основное преимущество компилируемых программ по сравнению с интерпретируемыми, это скорость работы. Иногда эта скорость может быть выше на несколько порядков! Интерпретаторы, безусловно, будут работать медленнее, так как им приходится делать много побочной работы помимо выполнения основной программы.
А ведь скорость выполнения программы для нас очень важна, особенно если мы создаем игру! Мы ведь не хотим видеть дергающихся и тормозящих персонажей, тем более слайд-шоу! Для нас ведь важно, будет созданный нами персонаж реагировать через 1 миллисекунду или только через 10 секунд.
Зачем нам вообще использовать интерпретируемый язык программирования для создания игр? И можно ли его использовать в принципе? Дело в том, что у интерпретируемых языков тоже есть свои преимущества, и одно из них то, что программу можно быстро отлаживать (т.е. исправлять ошибки), дополнять и изменять. Ведь программа хранится на диске в том виде, как её написал программист и её не нужно каждый раз перекомпилировать после исправления маленькой ошибки. Кстати, поэтому и разобраться в чужих программах проще – языки программирования, особенно ориентированные на написание скриптов, очень просты для понимания, а вот разобраться в машинных кодах без отличного знания ассемблера (что дано далеко не каждому) практически невозможно…
В общем, программистам всегда хотелось совместить скорость работы компилируемых языков и простоту отладки интерпретируемых. Результатом стал своеобразный гибрид, так называемый прекомпилируемый метод работы интерпретаторов. При этом программа хранится на диске в том виде, как её написал программист, но в момент загрузки в оперативную память компьютера она переводится (специальной программой, часто называемой препроцессором) или непосредственно в машинные коды или в более удобный для дальнейшей обработки промежуточный формат. Вот! Это как раз и есть наш вариант со скриптами в Мафии, да и в огромном количестве других игр Имеем хорошую скорость работы и простоту отладки, в частности моддинга.
Игра Mafia: The City of Lost Heaven написана на объектно-ориентированном языке С++, программисту это уже о многом говорит! Для непрограммистов поясню, что в соответствии с логикой этого языка, всё, что мы видим и многое из того, что не видим, описано в виде отдельных объектов. Каждый человек, каждая машина или здание, каждая коробка или телефонная будка, каждая дорога или выезд из города и т.д… в общем всё это объекты! Каждый объект относится к какому-нибудь классу, например, машины, друзья, полицейские и т.д. Чуть позже мы поговорим об этом подробнее, а сейчас нам важно только усвоить, что игра Мафия, вернее наш городок Лост Хэвен, весь состоит из объектов, он из них построен.
Теперь о скриптах. Скрипт, это сценарий, от английского слова «Script». Точно такой же сценарий или роль, как в театральной пьесе! На форуме Вебгеймера, как выяснилось, есть много театралов, людей, которые любят театр и разбираются в нем. Вот им-то должно быть понятно, о чем я веду речь.
Вы никогда не обращали внимания, не задумывались, почему разработчики назвали игровые файлы сценами (scene.4ds, scene2.bin и т.д.), а объекты, из которых состоят эти файлы актерами (actors)? Или откуда пошло такое понятие как «игровая сцена»?
Дело в том, что игровые скрипты-сценарии, особенно для игр типа «action» (кстати, еще одно словечко из шоу-бизнеса), очень похожи на сценарии и пьесы театральные, можно сказать, что они близкие родственники. И в том и в другом случае у нас есть сцена с расставленными декорациями и актерами (мизансцена), при этом у некоторых актеров есть свой сценарий, своя роль, свой экшен, а у некоторых этого нет, они как бы играют в массовке. Но ведь и массовка тоже важна, без нее у нас не получится целостности, полноты впечатления от спектакля.
Актер, в любом случае актер, независимо есть у него роль со словами и экшеном (свой скрипт) или он играет бессловесную статую. Как я говорил выше, все из чего состоит город, это объекты. Это верно и понятно любому программисту!
Но в то же время любой объект является актером на нашей сцене, по терминологии программистов Illusion Softworks, и с точки зрения «театрального» подхода к скриптам, о чем я говорил выше. Позже попробуем разобраться с этим поподробнее, а пока просто запомним, что объект и актер, это одно и то же – называйте как вам удобнее. Главное, чтобы вы понимали, что бутылка и чашка, стоящие в баре у Луиджи, и сам Луиджи, это и объекты, и актеры одновременно.
Давно вы были в театре? Помните хотя бы, что вам показывали на сцене? Любая театральная пьеса, пусть даже самая гениальная, сводится всего лишь к перемещению актеров по сцене, произнесению ими каких-то реплик и выполнению каких-то действий. Мы не можем увидеть мысли героев, их сны, мечтания и прочую нематериальную ерунду – все это невозможно показать средствами театра.
Например, в кинематографе есть технические приемы как показать действие героев так, чтобы мы поняли – герой спит и видит сон или мечтает (черно-белое или расфокусированное изображение на экране, замедленная съемка и т.д.), а вот в театре мы таких приемов практически лишены – только чистый экшен, только то, что актер делает. Конечно, возможен режиссерский прием, когда диктор загробным голосом объявит: «И снится Вере Павловне сон…», но дальше-то дело сведется опять к действиям актеров, то есть, к тому же экшену! Ничего не поделать, таковы условности и ограничения театра! И практически такие же ограничения и условности мы имеем в игровых скриптах, раз уж мы согласились, что они родственны по своей сути. Кстати, голос диктора в играх частенько заменяется титрами .
Итак, мы построили сцену, расставили актеров и раздали им их роли (scripts), теперь они могут сыграть нам спектакль, а мы насладиться зрелищем, НО очень скоро это нам наскучит, ведь мы делаем игру, то есть хотим сами принять участие в спектакле, самому стать актером, а не только наблюдать за другими актерами. Тут есть один интересный момент!
Все актеры имеют свои роли, в соответствии с которыми они выполняют какие-то действия, причем так, что со стороны может показаться, что актеры разумны. Создается впечатление, что актеры могут думать и принимать решения, что они обладают некоторым, достаточно убогим, но все-таки подобием искусственного интеллекта (Artificial Intelligence a.k.a.
AI), для простоты часто и говорят, что игровые персонажи обладают AI. Закономерный вопрос, а если игрок выступает в качестве одного из актеров, то нужен ли игроку управляющий его поведением скрипт? У игрока ведь есть своя голова на плечах, часто и не пустая!
Игрок сам может и должен принимать решения, в этом и заключается суть игрового процесса, зачем для игрока создавать дополнительный скрипт и AI. В простейшем случае для взаимодействия с AI других актеров, например: чтобы контролировать уровень здоровья игрока, чтобы он не залез куда не просят, чтобы отслеживать корректность прохождения миссии игроком (читы, например), чтобы завершить миссию, когда она пройдена. Таким образом, получается, что если для других актеров скрипты играют в основном управляющую роль, они думают и принимают решения за актеров, то в случае с игроком, скрипты больше ориентированы на контроль его поведения и взаимодействия с другими актерами.
А думать и принимать решения игроку предлагается самому.
Итак, определение скрипта.
Скрипт (script), это сценарий, описывающий и определяющий роль одного актера, его свойства, характеристики, поведение и взаимодействие с другими актерами.
Вы можете спросить, а как же, например, скрипт банды из Alive mod? Ведь не один актер составляет банду? Действительно, в банде несколько человек, у каждого из которых свой скрипт и свои функции, например, водитель… Все верно, каждый из членов банды является отдельным актером и имеет свой отдельный скрипт, описывающий его поведение и свойства.
НО, в то же время, вместе члены банды составляют новый объект или актера, что одно и тоже. Если вам трудно это представить, то попробуйте представить, например, кирпич! Кирпич является объектом и относится к классу «Стройматериалы», из нескольких десятков или сотен кирпичей мы можем построить стену, которая тоже будет являться одним объектом, несмотря на то, что построена из множества других объектов, тех самых кирпичей. А из нескольких стен мы построим дом, который тоже является одним объектом, просто другого, более крупного класса «Дома», и так далее, до района и города в целом. В то же самое время наш маленький кирпич никуда не делся, он как был, так и остался объектом.
Точно так же преобразуются и скрипты, поскольку каждому объекту соответствует один скрипт, а объекты могут объединять в себе множество других объектов. Вот и получается, что каждый член банды имеет свой отдельный скрипт, у банды свой скрипт, а у миссии свой. Сложно представить? Ничего, в процессе работы будет понятнее, я надеюсь. А пока запомним, что одним актером могут управлять несколько различных скриптов, это зависит от того, к какому классу объектов он относится, и насколько сложные роли ему предстоит исполнять в этих классах.
Источник: info-comp.ru
Скрипт
Скрипт (script) – это понятие в программировании, обозначающее последовательность команд для выполнения конкретных операций. По сути, это небольшая программа, заточенная под определенное действие. Скрипты используются в веб-разработке, в частности, чтобы автоматизировать операции.
Существуют скриптовые языки программирования, заточенные под их написание, – так называемые «языки сценариев». Сценарии – второе название скриптов. Скриптовые ЯП обычно интерпретируемые, а не компилируемые.
История развития
Популярный ЯП, интерпретатор которого есть во всех современных браузерах, – JavaScript, который коротко называют JS. На его основе написано огромное количество скриптов для веб-страниц, и само понятие скрипта во многом связывают с этим языком. Он зародился в 1999 году и имел тогда название LiveScript.
До него похожие скриптовые языки уже пытались создать, но LiveScript прижился и продолжил развитие, со временем изменив название. Изначальным его создателем была компания Netscape, позже разработку другой версии JS начала Microsoft (сейчас эта версия называется Jscript и имеет ряд отличий от стандартного JavaScript). Со временем благодаря работе компании W3C язык обрел единые рекомендации по написанию кода и стандарты. Сейчас с его помощью реализуется большое количество веб-технологий на стороне как сервера, так и клиента (в браузере).
Назначение скриптов
С помощью сценариев выполняется огромное количество рутинных операций, например:
- сбор статистики. Счетчики посещаемости, аналитические системы – все они используют скрипты, которые подсчитывают нужную специалистам информацию. Чаще всего такой код написан на JS;
- обращения к БД. Сообщение между базой данных и интерфейсом сайта происходит постоянно, и его описывают скриптами, чаще всего на языке PHP;
- написание комментариев и ведение гостевых книг. Сервис добавления новых комментариев на сайт тоже работает за счет сценариев на PHP или JavaScript;
- динамическая подгрузка информации на странице без ее обновления. Например, кнопка «Показать еще» на странице магазина. Такие функции реализуются за счет технологии AJAX, в основе которой лежит работа скриптов на JavaScript;
- динамическое отображение элементов сайта. Меню, страницы фильтров интернет-магазина и многие другие элементы генерируются автоматически с помощью скриптов.
Операции для продвижения. Огромное количество рутинных манипуляций, необходимых для SEO и рекламы, можно автоматизировать. Для этого существуют специальные программы и надстройки для CMS, работающие за счет скриптов. Их можно найти в Сети или написать самостоятельно.
Например, веб-программист может написать сценарий для автоматического заполнения полей при создании страницы через CMS. С его помощью можно автоматизировать, скажем, генерацию метатегов или заполнение стандартных страничек. Так что же такое скрипт? Это замена нескольким часам работы контент-менеджера.
Преимущества использования
- Простота внесения изменений. Если вместо большого количества скриптов применять одну программу, малейшая ошибка может привести к падению всей системы. В случае со сценариями ошибку можно исправить без вреда для остальных компонентов, равно как и внести любую правку. Для этого не понадобится изменять всю сложную структуру – просто видоизменить один скрипт.
- Ускорение решения задач. Один небольшой скрипт по функциональности может сравниться с огромным массивом кода, вдобавок такой подход дает возможность сразу ориентироваться на возможные проблемы и решать их.
- Кроссплатформенность. Сценарии легко переносятся между разными площадками, во многом из-за того, что тот же JavaScript интерпретируют все современные браузеры.
В целом у использования скриптов в веб-разработке почти нет альтернатив. Другие методы реализации существуют, но не всегда доступны и оправданы.
Недостатки применения
- Скриптовые языки в целом медленнее, чем компилируемые ЯП, и это нужно учитывать при разработке.
- Для некоторых из них до сих пор не создана интегрированная среда разработки (IDE), полностью заточенная под их функции. Впрочем, для веб-программирования это не так важно. Для написания скриптов достаточно редакторов кода, а отладку, если сценарий выполняется на стороне пользователя, можно произвести через браузер. Многие разработчики считают, что функциональность IDE для скриптов избыточна.
- За счет доступности многих скриптовых языков в них низкий порог вхождения, что порождает обилие низкоквалифицированных разработчиков. Условная бесплатность парадоксальным образом создает таким ЯП своеобразную репутацию, в результате крупные проекты часто делают выбор в пользу других вариантов. Тем не менее тот же JavaScript очень широко распространен и уже используется не только в веб-разработке, став известен как мультипарадигменный язык.
Типы скриптовых ЯП
Как и любые другие, они разделяются на интерпретируемые (выполняются динамически) и компилируемые (сначала компилятор «собирает» программу целиком и переводит на машинный язык, и только потом она начинает выполнение). Впрочем, первых среди скриптовых языков больше. К ним относятся и JavaScript, и PHP, и Python, и многие другие популярные в веб-разработке ЯП. Также существует классификация по назначению:
- командно-сценарные. Они предназначены для выполнения действий в операционных системах. Работа в консоли любой ОС производится на командно-сценарном языке этой системы (PowerShell, Bash и т. д.);
- встроенные (прикладные). Заточены под конкретные задачи и обычно являются внутренними языками какой-либо системы. Например, AutoLISP применяется в САПР AutoCAD;
- общего назначения. Языки, предназначенные для широкого спектра задач. Именно к ним относятся JS и большинство других ЯП, применяемых в веб-разработке.
Скриптовые языки
Помимо JavaScript, в веб-программировании активно используются Jscript, PHP, Python. Известен также Perl, пик популярности которого пришелся на 2000-е годы, после чего он уступил место другим языкам, но до сих пор используется для создания сайтов. Существуют и другие менее известные решения, такие как AngelScript, заточенный под использование в приложениях. Все скриптовые языки высокоуровневые, большинство из них интерпретируемое. Многие являются мультипарадигменными, то есть поддерживают несколько моделей написания кода (структурную, объектно-ориентированную, функциональную и т. д.).
Значение скриптов в продвижении
- Грамотное использование скриптов повышает юзабилити сайтов, что в свою очередь хорошо сказывается на поведенческих факторах, важных для продвижения. Динамически подгружаемое содержимое, слайдеры – несложно догадаться, что такие скрипты удобны в первую очередь пользователям. Но это не единственное, что важно для продвижения.
- Сценарии позволяют автоматизировать огромное количество рутинной работы, включая публикацию новых записей или генерацию метатегов. Заскриптованные алгоритмы справляются с такими задачами быстрее, чем люди, и отнимают меньше средств.
- Существует ряд скриптов, имитирующих поведение пользователей, что в свою очередь находит применение в продвижении. Так, можно массово регистрироваться в почте или соцсетях, лайкать публикации и т. д. Можно запрограммировать почти любую, сколь угодно сложную последовательность действий пользователя – никто даже не догадается, что это скрипт, а не человек.
Скрипты в контекстной рекламе
Контекстные рекламные кабинеты поисковых систем поддерживают сценарии для выполнения рутинных действий. Это намного удобнее, чем выполнять аналогичные действия вручную. С помощью скриптов можно автоматизировать запуск кампании, внесение изменений, ведение статистики и многое другое. Отключение и подключение новых площадок, групп и кампаний тоже можно производить в автоматическом режиме на основе статистики эффективности.
Узнать больше о том, как использовать скрипты в продвижении и рекламе, помогут тематические курсы IMBA для начинающих специалистов. Вам расскажут, что нужно делать, чтобы с помощью сценариев повысить продажи, автоматизировать и упростить работу.
Источник: imba.ru
Основы работы со скриптами
В программирование существует такое понятие как «скрипт». Рассмотрим этот термин более тщательно.
На практике наличие скриптов облегчает задачу пользователю и программному обеспечению (браузеру) при обработке информации. В данной статье будет рассказано о скриптах, истории их развития, а также о сферах применения. Рассмотрим также ключевые моменты создания подобных элементов.
Определение
Script (скрипт) – это понятие, которое в программировании указывает на последовательность команд (алгоритм), необходимый для выполнения тех или иных задач. Представлен небольшим программным кодом на выбранном языке программирования.
Scripts – это готовые сценарии. Писать их необходимо вручную. Для этого предстоит выбрать специализированный язык программирования. Их много, но среди ключевых – это Lua и JavaScript. С его помощью удается писать функциональные и красивые сайты.
Работать со скриптами очень легко, особенно если заранее выучить выбранный скриптовый язык. У сценариев несколько сфер применения и назначений.
Немного истории
История развития scripting началась давно. Классической «начальной точкой» является зарождение и развитие JavaScript. Это – основной скриптовый язык, который пользуется огромным спросом по сей день. На нем пишут не только сайты, но и полноценные веб-программы.
JS появился в 1999 году. Тогда он назывался иначе – LiveScript. Предшественники у языка были, но они не пользовались спросом из-за низкого уровня функциональности, а также небольшого финансирования. LiveScript был создан компанией Netscape. Чуть позже за этот язык взялась корпорация Microsoft.
А за счет трудов W3C JS получил единые рекомендации к написанным кодам, а также собственные стандарты. При помощи соответствующего языка сегодня составляются разнообразные веб-технологии, клиент-серверные модели и даже небольшие игры и веб программы.
Назначение
Пишутся скрипты для конкретных целей. У соответствующих сценариев есть определенное назначение:
- Обращение и манипулирование базами данных. Хранилища информации связываются друг с другом, а также с интерфейсом сайта. Это происходит на постоянно основе. Для соответствующей задачи обычно используется язык PHP.
- Создание гостевых книг и комментариев.
- Сбор статистики. Использовать скрипты можно для создания счетчиков и аналитических систем.
- Загрузка информации на сайте без обновления динамическим способом.
- Динамическое отображение компонентов веб-странички.
Еще одной сферой использования сценариев является продвижение. Соответствующие операции помогают автоматизировать рекламу и SEO-оптимизацию. Обычно программист использует для соответствующих задач скрипты для CMS. Такие компоненты носят название шаблонов.
Особенности
Что такое скрипт (и его значение) понятно. Нужно использовать такой компонент, когда разработчик планирует писать «для интернета». Пример – браузерные приложения или клиент-серверные модели.
У scripts есть свои преимущества и недостатки. Если не знать о них, то результат разработки может привести к серьезной ошибке обработки информации.
Сильные стороны
К плюсам скриптов на выбранном языке относят:
- Простоту внесения корректировок. Особенно это относится к ситуациям, когда разработчик создает единое приложение, а не множество сценариев. Небольшая ошибка способна привести к полному краху системы. Скрипты позволяют обнаружить неполадки в приложении и исправить их оперативно, без существенных последний. Для этого не потребуется менять сложные структуры – лишь записать необходимые «нововведения» в один скрипт или его часть.
- Увеличение скорости решения поставленных изначально задач. Даже небольшие скрипты по своей функциональности не уступают крупным сложным программам. А обрабатываются они намного быстрее. Они выполняют сложные операции в виде простых команд.
- Кроссплатформенность. Сценарии легко переносятся с одной платформы на другую.
Работать с рассматриваемыми компонентами достаточно легко. Процесс написания сценария отнимает минимум времени и сил даже у новичков.
Слабые стороны
В веб-разработке рассматриваемый компонент не имеет аналогов. Несмотря на то, что работать со сценариями на выбранном языке программирования легко, они имеют недостатки:
- Медленная работа. Особенно если сравнивать с компилируемыми языками программирования. Это необходимо учитывать при разработке того или иного проекта. Большие «готовые шаблоны» обрабатываются дольше.
- Отсутствие для некоторых scripts интегрированной среды разработки. Соответствующий минус в веб-разработке не столь принципиален, но его все равно необходимо учитывать.
- Небольшое количество настоящих профессионалов в сфере написания сценариев.
Последний недостаток связан с тем, что скриптовые языки обычно легко учатся. Это порождает больше новичков в выбранном направлении, которые не всегда готовы совершенствоваться и развиваться.
Типы скриптовых языков
Значение скриптинга и сценариев понятны. Теперь нужно выяснить, какие виды соответствующих языков встречаются. Каждый вариант используется для отдельных случаев:
- Командно-сценарные. Их нужно использовать для выполнения различных действий в пределах операционных систем. Сюда можно отнести работу с консолью.
- Встроенные. Носят название прикладных. Нужны для того, чтобы обрабатывать конкретные задачи. Обычно выступают внутренними языками системы. Пример – AutoLISP, который широко распространен в AutoCad.
- Общего назначения. Языки, используемые для выполнения разнообразных задач. Именно таким является JavaScript.
Последний вариант чаще всего встречается на практике. Он подойдет для веб-разработки и создания клиент-серверных моделей.
Примеры скриптовых языков
В качестве примеров языков сценариев можно привести не только популярный JS. Спросом пользуются такие варианты как Python, Jscript, а также PHP.
В 2000-х годах появился некий Perl. Он тоже известен, но на практике применяется реже. Менее распространен AngelScript, нацеленный на работу с приложениями.
Все языки сценариев – это высокоуровневые варианты. Преимущественно являются интерпретируемыми. Большинство – мультипарадигменные. Они поддерживают одновременно несколько моделей написания кодов, делая их более удобными, функциональными, совершенными.
Скрипты и продвижение
Значение сценариев понятно. Такие шаблоны играют особую роль в продвижении:
- Повышение юзабилити сайтов. При грамотном применении шаблонов можно улучшить поведенческие факторы. Динамически подгружаемое содержимое и слайдеры – скрипты, которые максимально удобны пользователям.
- Авторизация основной массы рутинной работы. Пример – публикация новых постов или генерация метатегов. Заскриптованные алгоритмы намного быстрее справляются с поставленными задачами, чем специалисты. Это экономит один из самых важных ресурсов – время.
- Имитация пользовательского поведения. Для продвижения соответствующий момент крайне важен. Запрограммировать удается практически любое поведение потенциального клиента.
Для организации рутинной работы и рекламы тоже можно использовать всевозможные сценарии. Это способствует оптимизации и автоматизации. Благоприятно сказывается на деятельности всей компании.
Как создать
Создание первых скриптов – не слишком сложное занятие. Для этого разработчику потребуется:
- Выучить тот или иной язык программирования.
- Определиться с тем, что будет выполнять шаблон. А именно – поставить какую-то цель.
- Написать программный код. Можно – в специализированной среде, а можно – непосредственно в блокноте или текстовом редакторе.
Звучит легко. И это на самом деле так. Некоторые программисты используют готовые сценарии – они просто переписывают их. Остальные предпочитают создавать все «с нуля». Здесь пригодятся такие знания как:
- переменные и их использование;
- работа со строками;
- циклы.
У JavaScript есть библиотека с готовыми шаблонами. Она помогает быстрее подстраивать сайт или приложение под собственные нужды. Вот эта библиотека.
Пример
Писать скрипты – это значит создавать при помощи специализированных языков специальные алгоритмы. Они считываются системой (браузером) и реализуются.
В качестве примера можно взять форму отправки. Это – обратная связь с пользователем на выбранном сайте. Для функционирования такой функционал использует скрипты. В форме обратной связи клиент должен указать:
- свои личные данные;
- контакты для связи;
- непосредственный текст сообщения.
В текстовом редакторе код скрипта будет выглядеть так:
Это – пример на HTML. После того, как клиент нажмет на кнопку «Отправить», произойдет передача управления формой PHP-script. Он получит данные, сохранит их в имеющуюся базу, а затем выведет на экран сообщение об успешной отправке формы.
Выучить любой «язык сценариев» можно самостоятельно. Но быстрее справиться с этой задачей помогут специализированные компьютерные онлайн курсы. Программы рассчитаны на широкую аудиторию, есть возможность выбора занятий в зависимости от имеющегося опыта. При успешном завершении обучения клиенту будет выдан электронный сертификат, подтверждающий навыки в соответствующей области.
Хотите освоить современную IT-специальность? Огромный выбор курсов по востребованным IT-направлениям есть в Otus!
Источник: otus.ru
Что такое скриптовый язык программирования
Скрипт (script с англ. сценарий) — это небольшая программа, которая последовательно выполняет список однотипных задач. Простыми словами, скрипт — это автоматизация какого-то рутинного процесса: заменить в статье дефисы на тире, кавычки лапки (“”) на ёлочки («») или подготовка файлы сайта для загрузки на сервер.
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу!
- Теперь Вы можете читать последние новости из мира интернет-маркетинга в мессенджере Telegram на своём мобильном телефоне.
- Для этого вам необходимо подписаться на наш канал.
- Открыть сайт X.
- Нажать кнопку Y.
- Подождать N секунд.
- Закрыть сайт и так далее.
По похожим сценариям работают актеры, повара, заводы. Каждый из них выполняет последовательность действий, будь то рецепт блюда или технология по эксплуатации станка. Эту последовательность действий можно описать в подавляющем большинстве языков программирования.
- Чаще интерпретируется, а не компилируется — переводится на машинный язык во время запуска, а не предварительно.
- Типизация обычно динамическая: тип данных может в любой момент меняться, и не определяться во время компиляции.
- Он более высокоуровневый — больше понятен человеку, чем компьютеру.
FTP: что это такое, программы для доступа по FTP
Сейчас будет моё личное мнение:
- На нем можно писать инструкции для компьютера, которые будут выполняться как сценарий.
- Java компилируется в байт-код, который во время запуска интерпретируется в машинный язык.
- В нем допустима динамическая типизация, благодаря дженерикам.
- У него достаточно высокий уровень абстракции — то же объектно-ориентированное программирование.
Дженерик (обобщение) — такое описание данных при написании алгоритма или функции, которое позволяет использовать разные типы данных, не переписывая алгоритм.
На мой взгляд, есть всего один корректный критерий классификации: язык должен быть создан специально для того, чтобы выполнять сценарии внутри какой-либо программы. Например, VBA, на котором пишут макросы для Excel, или WitcherScript для игр The Witcher 3 и CyberPunk 2077, а также sh для терминалов.
Гид по пользовательскому тестированию: что это такое, как сделать и почему оно важно
Какие бывают типы скриптов
- Консольные или командные — Bash, PowerShell.
- Расширяющие или встраиваемые — JavaScript, Lua, VBA.
- Макросы или скрипты графического интерфейса — зависит от программы.
- Универсальные — Python, PHP, JavaScript.
На каких языках нельзя писать скрипты
Существуют языки, созданные для решения конкретных задач и не предполагающие написания алгоритмов (разве что математических). Например, язык для аналитики данных R.
Рассмотрим возможности двух языков на примере анализа данных:
R — узкоспециализированный язык для аналитики
Python — язык общего назначения
- Загружаем заранее собранные данные.
- Проводим анализ или вычисления.
- Визуализируем новые данные.
- Сохраняем результат анализа и его визуализацию.
- Собираем данные из разных источников — парсим, запрашиваем у CRM-системы, ищем их в Google.
- Обрабатываем данные и сохраняем на компьютере или сервере.
- Проводим анализ или вычисления.
- Визуализируем новые данные.
- Сохраняем результат.
- Отсылаем данные начальнику по почте.
- Запускаем нейросеть.
- Автоматизируем любые другие процессы.
Таблица выше показывает, насколько ограничен узкоспециализированный R по сравнению с языком общего назначения Python.
- R — он используется только для аналитики данных.
- SQL — предназначен только для запросов к базам данных.
- MATLAB — только для математических вычислений.
- Solidity — для написания смарт-контрактов.
Эти языки задумывались для решения конкретных задач и в них просто нет возможностей для написания скриптов. Иначе ничего бы не помешало использовать и их. Как говорится, любой инструмент — это молоток.
Плохо ли это? Наоборот, создатели узкоспециализированных языков могут позволить себе сосредоточиться на главных возможностях своего языка и сделать их действительно мощными и удобными. И в зависимости от сложности задачи программист решает — использовать ли отдельный язык или достаточно будет языка общего назначения.
Где и кем используются скриптовые языки
- Разработка под iOS или OS X — Swift.
- Разработка под Android — Java или Kotlin.
- Создание игр — C# или C++.
- Веб-разработка — PHP, Python, JavaScript.
- Аналитика — Python, Java, JavaScript.
- Программирование устройств — Python, C++.
Формальных ограничений на использование тех или иных языков в разных сферах нет — просто могут быть некоторые сложности. Например, можно создать приложение для OS X хоть на Python, просто оно будет медленно работать. Можно создать интерфейс сайта хоть на ассемблере — но тут уже медленно работать будете вы.
Что же касается сценарных языков, их используют в специальных случаях, например:
- WitcherScript или Lua для написания квеста для игры.
- VBA для создания макроса для бухгалтерской таблицы.
Также не стоит забывать и про скрипты — их тоже может писать кто и угодно и для чего угодно. Например, чтобы улучшить позиции сайта в поисковой выдаче.
Продвижение сайта в ТОП-10
- Оплата по дням нахождения в ТОП
- Подбираем запросы, которые приводят реальных покупателей!
Как скрипты помогают в SEO
- Это теоретически возможно.
- Есть достаточно времени на написание кода.
- Есть достаточно времени на выполнение кода.
Теоретически возможно предсказывать будущее, если рассчитать движение всех частиц во Вселенной. Вот только на сбор данных, написание кода и запуск такой программы уйдет слишком много времени. Поэтому, к сожалению, демон Лапласа не поможет угадать ключи, которые со 100 % вероятностью продвинут сайт в топ за один час.
А вот заставить скрипт проанализировать тексты на сайте, просмотреть конкурентов, изучить поисковую выдачу, чтобы он предложил несколько подходящих ключей — вполне возможно.
- мониторинг онлайна сайта;
- анализ текстов на количество ключей, их актуальность, на ошибки и прочее;
- проверка скорости загрузки;
- проверка оптимизации для людей с ограниченными возможностями;
- анализ безопасности;
- ведение статистики;
- автопостинг по разным площадкам;
- анализ поведенческих факторов;
- сбор данных о пользователях;
- сбор данных о конкурентах и так далее.
SEO анализ конкурентов — подробное руководство
И все эти скрипты уже кем-то написаны и давно используются в индустрии. Например, с помощью PageSpeed от Google можно проверить скорость загрузки сайта, узнать о возможных причинах торможения и понять, что можно исправить и улучшить. Яндекс.Метрика позволяет вести статистику посещений и следить за активностью пользователей.
В зависимости от вашего знания предметной области и вашей фантазии вы можете придумать еще какие-то скрипты, написать их или заказать их разработку. Это может быть что-то новое, а может быть и объединением нескольких других скриптов. Например, можно взять готовый скрипт мониторинга и добавить в него отправку уведомлений в Телеграм или запуск каких-нибудь служб восстановления.
Преимущества и недостатки скриптов
- Их легко написать, что экономит время. Они небольшие, поэтому можно особо не переживать из-за чистоты кода или правильной архитектуры.
- Их не нужно встраивать в целую систему, чтобы выполнить какие-то действия.
- Не нужно беспокоиться о кроссплатформенности кода — скрипты пишутся под определенные задачи и запускаются сразу на целевых платформах.
- Гибкость — можно добавить в программу любые действия и параметры. А в случае необходимости скрипт легко переписывается.
Есть и недостатки, но в контексте требований к скриптам они не имеют значения. Например, чуть более медленная скорость выполнения. Условно говоря, с помощью скрипта, который работает одну секунду, вы экономите час своего времени. Но вместо того, чтобы удовлетвориться этим, вы решаете потратить еще десять часов, чтобы скрипт выполнялся за полсекунды.
Как научиться использовать сценарные языки
Первый шаг — определиться, зачем вы хотите этому учиться. Чтобы автоматизировать небольшие процессы или писать моды к играм, парсить данные или создавать мобильные приложения? Зная ответ на этот вопрос, вы можете подобрать подходящий язык и попробовать его изучить.
Важно! Язык — это инструмент. Подбирайте подходящий для ваших задач — список был в разделе выше.
Если сомневаетесь, выбирайте JavaScript или Python. Это очень популярные языки, которые быстро развиваются, по ним много обучающих материалов и много вакансий для программистов. Также они легки для освоения.
Второй шаг — изучите основные принципы программирования. Их не так много и они общие (но не всегда идентичные) для большинства языков. И если через несколько месяцев вы поймете, что ошиблись с выбором, сможете быстро перестроиться под новый язык.
Третий шаг — придумайте несколько небольших проектов и реализуйте их на своем языке. Чем меньше у вас опыта — тем меньше должен быть проект. Не нужно строить Бурдж-Халифа, если вы ни одного гвоздя в жизни не забили. Второй и третий шаги можно совмещать.
Практиковаться нужно как можно больше, а начинать — как можно раньше. Теория важна, но без практики ничего не стоит, потому что программирование — это про решение проблем, а не про алгоритмы, структуры, парадигмы и другие умные слова.
Если не можете придумать интересные проекты, можете погуглить идеи для новичков — их полно для любого языка и уровня владения им.
Технический аудит сайта
- Наличие дублей страниц, безопасность, корректность всех технических параметров: переадресаций, robots.txt, sitemap.xml скорость загрузки и др.
- Техническая оптимизация — один из основных этапов в продвижении.
Источник: kokoc.com