Scratch – дверь в мир программирования
Scratch – это язык программирования, который используется для знакомства детей с данной сферой деятельности. Многие родители считают, что Scratch не нужен, так как это, якобы, ненастоящий язык и лучше ребенку начинать с Python или JavaScript. Увы, такой подход скорее вреден, чем полезен, ведь Scratch как раз и разработан, чтобы в понятной ребенку форме донести основы программирования и дать ему возможность воплотить свои идеи в жизнь.
Не менее важным будет вопрос о том, как постигать данный язык – самостоятельно или воспользоваться курсами. В нашей статье мы расскажем, чем полезен Scratch для детей, что в нем можно сделать, а также как лучше ребенку его осваивать.
Описание языка Scratch
Scratch — это универсальный язык программирования, позволяющий помимо прочего, например, рисовать картины и создавать музыку. Данная особенность является весомой причиной обучать ему детей. К тому же, это еще и полноценный инструмент для программистов.
Среда разработки дает возможность детям редактировать аудиофайлы и монтировать небольшие, но полноценные видеоролики. В новые версии языка создатели обещают добавить функционал для создания собственных мобильных приложений.
Таким образом, Scratch сможет заменить собой сразу несколько программ, ориентированных исключительно на диджитал-разработку. Облачная технология позволяет большому числу пользователей взаимодействовать друг с другом, непрерывно обмениваться знаниями.
Наиболее популярные языки программирования используют в качестве основы английские слова, поэтому новичкам и детям нужно было учить также и иностранный язык. Scratch в этом смысле исключение. Здесь внедрен визуальный подход с использованием блочной модели, делающий обучение доступнее. В самом интерфейсе можно выбрать любой из 40 языков, включая русский.
Механика программирования на Scratch
Данная среда разработки изначально ориентирована на изучение детьми, поэтому она отличается интуитивной понятностью и дружелюбностью.
Интерфейс условно поделен на 3 функциональных блока:
- В левой области выбираются элементы кода и настраивается поведение виртуального помощника — кота Скрэтча.
- Среднее поле служит непосредственно для ввода и редактирования кода.
- Справа отображаются результаты работы — тестируется работоспособность программы.
Итак, в среду разработки введен игровой персонаж – кот Скрэтч. В первых созданных ребенком программах он выступает главным героем, делая процесс изучения интересным и увлекательным.
Перед детьми, начавшими изучать язык, сперва стоит задача перемещать Скрэтча по экрану, обучать его различным навыкам. В процессе этого кот постепенно начинает разговаривать и выполнять некоторые команды. Дети в итоге могут создать целый анимационный фильм с участием Скрэтча и его друзей.
Только до 15.12
Как подготовить ребенка к IT?
Бесплатная онлайн-
конференция
для родителей
и педагогов
«Хочу быть как Стив Джобс или Марк Цукерберг!», — говорит ребенок. Что ж, отличный выбор! Если хотите, чтобы ваш ребенок шел в ногу со временем и имел успешное будущее, — советуем готовить его уже сейчас, с малых лет.
Как научить ребенка программированию, чтобы помочь ему стать востребованным и высокооплачиваемым профи, эксперты GeekBrains рассказывают на бесплатной онлайн-конференции для родителей и педагогов.
На конференции вы узнаете:
- Как лучше подготовить ребенка к IT еще в школе. Мы расскажем, чем различается обучение в средних и старших классах.
- Какие есть возможности для самореализации детей, заинтересованных в изучении IT, даже если у них нет математических способностей.
- Что IT – это не только программирование и разберетесь, какие бывают направления внутри и в чем разница между ними.
- Какие ключевые навыки нужно развивать сейчас, чтобы заложить прочный фундамент на ближайшие годы.
При регистрации вы получите в подарок документ:
«Как помогать ребёнку учиться и экономить свои силы»
4 ситуации и 3 полезных материала в помощь
Регистрируйтесь, приходите на конференцию и скачивайте подарок:
Зарегистрироваться и получить подарок
pdf 6 mb
Уже скачали 1517 родителей
В дальнейшем ребенок уже самостоятельно программирует игры, придумывая для них истории и выбирая героев. Готовая программа будет служить предметом гордости перед одноклассниками и друзьями.
Преимущества занятий Scratch для детей
Эта среда разработки предназначена исключительно для учебных целей и настоящими программистами не используется. Тем не менее, она служит базой для изучения уже профессиональных языков, прививает детям навыки составления алгоритмов в игровой форме.
Сложность на самом первом этапе обучения не нужна — в конце концов, существуют учебники по программированию, позволяющие изучать язык и без наличия компьютера. Взрослый человек осилит синтаксис нового для него языка за 2-3 дня упорной умственной работы. Ребенку же для этого может потребоваться несколько месяцев. Причем, не факт, что он твердо решит стать программистом.
Именно для того, чтобы ребенок почувствовал себя в роли программиста, проверил свои интересы, существуют учебные среды разработки, каковой является в том числе и Scratch. Программирование для детей в них подается в виде увлекательной игры. Научившись создавать простейшие программы и имея дальнейшую мотивацию обучаться в этом направлении, ребенок уже захочет переходить на взрослый уровень разработки.
Нюансы ScratchJr
Scratch Junior является ответвлением от основной среды разработки, ориентированным на детей от 5 лет. Сначала разработчики создали соответствующее приложение для iPhone, Android и Kindle, а затем и программу для персональных компьютеров. В первом случае роль главного героя играл кот, во втором же случае взамен появился инопланетянин Тик.
Интерфейс рабочей среды достаточно понятен. Центральную часть занимает игровая сцена, в нижней части располагается поле для ввода кода и отображаются категории блоков. Слева доступен выбор объектов (героев, спрайтов), участвующих в создаваемой программе. Правая часть приложения дает возможность добавлять новых персонажей, а также переключать сцены.
Принцип работы в Scratch Jr подобен сборке конструктора Lego. Ребенок перемещает блоки, соединяя их в требуемом порядке. Правильно размещенные элементы примагничиваются друг к другу.
Все элементы приложения сгруппированы в функциональные блоки: движения, управления, внешнего вида, окончания и запуска. Каждый блок имеет вид иконки, обозначающей конкретную функцию и понятной каждому ребенку.
При использовании среды разработки детям даже необязательно уметь читать и считать. Однако эти навыки помогут создавать, например, программу для отправки сообщений или для перемещения объекта на определенное число клеток.
Спрайты для программирования можно выбирать из весьма обширной встроенной библиотеки. Коллекция также содержит большой выбор ландшафтов.
Добавление собственных изображений здесь не доступно, однако имеется встроенный простейший графический редактор, позволяющий с нуля создать нового персонажа.
Формально Scratch Jr объектно-ориентированным языком программирования не является. Тем не менее, здесь дети сталкиваются именно с объектной моделью. То есть, программа состоит из неких объектов (спрайтов), взаимодействующих друг с другом. Для этого необходимо давать спрайтам соответствующие команды.
Варианты проектов на Scratch
Множество начинающих программистов пользуются данной средой в домашних условиях, в школьных учреждениях, в музеях и библиотеках. Так, Гарвард предлагает к изучению обширный банк онлайн-ресурсов, позволяющий создавать проекты как на детском, так и на профессиональном уровнях. В сети также имеется русскоязычное сообщество любителей Scratch.
Ниже перечислим студии, на которые рекомендуется обратить внимание всем желающим изучить этот язык.
- Проекты по самостоятельному моделированию поведения живой природы: https://mit.edu/studios/4614548
- Сбор музейных экспонатов для создания интерактивных экспозиций: https://mit.edu/studios/4614761
- Создание коллекций литературных произведений и отдельных персонажей: https://mit.edu/studios/4614736/
- Создание микромиров и их исследование с использованием законов естественных наук: https://mit.edu/studios/4614772
- Проекты по оживлению музыки: https://mit.edu/studios/4614785
- Проекты, посвященные искусству и математике: https://mit.edu/studios/4614799
- Проведение соцопросов и изучение общественного мнения: https://mit.edu/studios/4614804
- Создание театрализованных представлений и цирковых выступлений с возможностью совместного участия: https://mit.edu/studios/4614814/
ТОП-30 IT-профессий
2022 года с доходом
от 200 000 ₽
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Источник: gb.ru
Почему детям стоит изучать программирование на Scratch
Что такое блочное программирование и как оно поможет детям познакомиться с IT. Рассказываем о платформе Scratch и делимся полезными материалами.
Программирование на языке Scratch пользуется популярностью как у детей, так и взрослых. Удобный визуальный конструктор позволяет не только быстрее освоить код, но и научиться применять его на практике на примере создания программ или игр.
Давайте вместе подробнее рассмотрим язык Скретч и его особенности.
Что такое Скретч?
Scratch — это блочный визуальный язык программирования, который позволяет даже новичкам без знания кода легко освоить программирование с нуля.
Интерфейс Скретч
Скретч в основном ориентирован на детей от 6 лет и по всему миру используется в качестве учебного пособия для обучения программированию.
Scratch был создан и разработан Митчелом Резником, Андресом Монрой-Эрнандесом и группой медиа-лаборатории Массачусетского технологического института (англ. MIT Media Lab).
Первый прототип Scratch был выпущен в 2003 году, а полноформатная программа была опубликована в 2007 году. Последующие версии получили названия Scratch 2.0 (2013 год) и Scratch 3.0 (2019 год).
С помощью программирования в Скретч можно научиться создавать игры, анимацию, мультфильмы, презентации и многое другое.
Разнообразные проекты, созданные с помощью блочного программирования на языке Скретч
Также существует отдельная версия Скретч для малышей от 6 лет — Scratch Junior, которая позволяет детям собирать код, состоящий из пазлов в виде картинок без использования текста.
Также в Сети есть огромное количество разнообразных курсов и видеоуроков, посвященных разработке на языке Скретч.
Интерфейс Скретч Джуниор
Почему стоит начать со Scratch программирования?
Несмотря на появление множества интерактивных образовательных программ для обучения детей программированию, Скретч остается одной из самых востребованных и популярных платформ.
Во многом это связано с тем, что Скретч не требует оплаты при скачивании и использовании, а со всеми возможностями платформы можно познакомиться на сайте https://scratch.mit.edu/.
Разработчики Scratch говорят, что основная цель визуального конструктора — научить программировать в легко усваиваемой форме.
Scratch уникален тем, что позволяет познакомиться с принципами блочного программирования еще до того, как пользователь начнет полноценно использовать тот или иной язык программирования.
Чтобы начать кодить на Скретч, ознакомьтесь с бесплатными видеоуроками на YouTube. Тематические видео, записанные преподавателями школы «Пиксель» помогут быстрее погрузиться в изучении языка и начать создавать свои игры в Скретч.
Приходите на занятия по программированию на Скретч в школу «Пиксель», мы покажем как не только создать ту или иную игру в этой визуальной среде, но и научим создавать сложные многопользовательские и анимированные проекты.
Источник: spark.ru
Что такое Scratch?
Заканчивая в середине 90-х общеобразовательную школу, я и понятия не имел, что такое программисты и программирование. Да, у нас был одни год предмет под названием «информатика», но понять что-то без желания и компьютера было невозможно. Сейчас, по прошествии такого большого периода времени, понимаю, что в моей жизни всё могло бы быть по-другому, если бы в наше время была возможность пройти обучение на Скретч. Итак, приступим баловаться изучать основы этой занимательной среды программирования! Заранее желаю всем успехов в этом направлении информатики!
И хотя среду Scratch, до сих пор не проходят на уроках информатики, в настоящее время во многих школах и СЮТах существуют кружки по внеурочной деятельности по изучению этой программы. Также есть учителя-энтузиасты, которые на своих уроках внедряют общедоступные или свои личные разработки на Скретч. Ведь многим детям, да и чего греха таить, взрослым, очень интересно покопаться в этих разноцветных блоках.
Что такое Scratch?
Начнём с раскрытия самого главного вопроса, поставленного в заголовке этого материала — «Что такое Scratch?» Вспомните, как вы собирали блоки из набора ЛЕГО, собирая из них в итоге какую-то модель объекта или здания. Точно также происходит и здесь, только в данном случае, каждый отдельный блок выполняет вполне определенные действия, в конечном итоге приводящие к какому-то результату. Но тут количество вариаций практически бесконечно.
Если говорить кратко, то программа Scratch — это визуальная среда программирования, где в отличие от других языков программирования (где нужно писать код вручную), вы собираете код программы из блоков. Причем результат своих манипуляций вы видите сразу же, после запуска программы на экране и очень наглядно.
Однако авторы задумали Scratch не только для изучения программирования, но и для того, чтобы дети могли создавать свои творческие проекты и делиться ими с окружающими. Поэтому в Scratch можно создавать анимацию и живые открытки, рисовать мультфильмы, писать музыку, делать мультимедийные проекты и тому подобное.
Поэтому Скретч так хорошо подходит для обучения, моделирования, управления устройствами и развлечения. Для создания программных проектов Скретч имеет все необходимые средства: язык программирования, движок (интерпретатор) языка, графический редактор, систему помощи, образцы проектов, библиотеку рисунков и звуковых файлов. Все можно сделать здесь — в самой программе, и сейчас — сразу, без установки дополнительных программ.
Scratch (далее будем иногда использовать русское обозначение — Скретч) является свободно-распространяемой бесплатной программой. Поэтому его можно использовать практически везде.
Этот факт и ряд других преимуществ дают программе широкие возможности по продвижению её в народные массы. Именно поэтому она стала так популярна и востребована. Тем более она явлется отличным трамплином для плавного перехода в мир настоящих программистов. Мы вам покажем, что с помощью Скретч можно писать достаточно сложные программы, над которыми тоже нужно поломать голову.
Для какого возраста подходит Scratch?
Scratch подходит для человека абсолютно любого возраста. Начинать занятия на Scratch можно ещё в дошкольном возрасте (существует даже специальная разработка Scratch Junior),желательно в среднем звене, и обязательно при изучении элементов программирования — среди школьников старших классов.
После изучения Scratch вы сами сможете нести его в массы и быстро научить его азам свою бабушку или младшего брата (сестру). Образовательная среда Скретч объединяет всех школьников в мире, поэтому вы сможете делиться своими программами с детьми живущих на других материках.
Кто придумал Scratch?
В 2003 году небольшой группой исследователей под предводительством Митчела Резника из MIT Media Lab решила создать понятный для многих визуальный язык программирования. В результате их стараний в 2007 году появился Скретч. Поэтому создавать компьютерные программы могут уже даже дошкольники.
Какие существуют версии Scratch?
За время своего взросления Скретч развивался и сменил несколько версий.
К устаревшей можно отнести версию 1.4 (Скачать можно по этой ссылке http://scratch.mit.edu/scratch_1.4/ )
Современная версия имеет обозначение 2.0. Последнее обновление идёт под номером 451.
Откуда взять Scratch?
Для того чтобы установить Скретч на свой компьютер необходимо загрузить последнюю версию программы по ссылке https://scratch.mit.edu/scratch2download/ . Существуют версии для почти всех используемых пользовательских операционных систем: Mac OS X, Mac OS 10.5 и более старые версии, Windows и Linux.
Онлайн-версия программы Скретч
Существует и другая возможность работы в среде программирования Скретч. Это так называемый онлайн-сервис, расположенный по адресу http://scratch.mit.edu , в котором можно вести полноценную работу на Скретч. К тому же, в этом случае, у вас появляются дополнительные возможности:
- не нужно устанавливать программу
- не нужно обновлять программу
- можно легко делиться своими новыми программами с сообществом
- всегда под рукой, где есть доступ в интернет
- не нужно пользоваться флешкой, чтобы скопировать на чужой компьютер
В общем, плюсов великое множество, однако под рукой у вас всегда должен быть доступ в Интернет и ваш браузер должен поддерживать загрузку Flash-роликов. Кстати оффлайн-версия программы тоже даёт возможность загружать готовые проект на этот сайт через существующий аккаунт.
И самая главная идея, на основе которой задумывался и создавался Скретч – это не только программирование, но и всемирная социальная сеть ( http://scratch.mit.edu ), объединяющая людей со всего мира. Здесь вы сможете опубликовать свои личные проекты, а также посмотреть и изучить проекты других участников.
Источник: inphormatika.ru
Скретч – весёлое и яркое программирование для детей и подростков
Язык Скретч – это язык картинок, то есть, программирование действий при помощи картинок. При этом скретч опирается не только на буквенную символику, но и на цветовую палитру блоков. Поэтому программа Скретч представляет собой визуальную событийно-ориентированную площадку программирования.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Впервые программа, обучающая программированию детей дошкольного и школьного возраста, была создана в далёком 1967 г. группой из трёх программистов: Сеймур Пейперт, Уолли Фёрзег и Синтия Соломон. Для этого учёные разработали язык Лого. В языке Лого используется принцип движения черепахи (одной или нескольких), задавая ей нужные команды:
1) повернуть направо/повернуть налево (на указанный угол);
2) переместиться вперёд/переместиться назад (на указанное расстояние, обычно в условных «шагах», часто равных по длине размеру пиксела экрана);
3) поднять перо/опустить перо;
4) установить новый цвет пера/установить новую толщину пера;
5) установить новый курс/установить новое место (поворот и перемещение относительно базовой Декартовой системы координат листа);
6) стереть всё;
7) показать черепаху/спрятать черепаху;
8) получить значения текущих координат, угла поворота черепахи, цвета и толщины пера;
9) добавления и удаления черепахи;
10) задания черепахе имени и обращения к ней по имени;
11) назначения черепахе команд, выполняемых черепахой асинхронно, в автономном режиме;12) перемещения черепахи на задний/на передний план.
В российской версии Лого от 1997 года – ЛогоМиры, можно менять внешность черепахи, выбрав из стандартного набора или придумать и нарисовать свой вариант.
Продолжая идеи языка Лого и детского конструктора Лего появился язык Скретч. Название «скретч» произошло от слова «скретчинг» – особая техника смешивания разных тем музыки диджеями.
ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ
Программа Скретч появилась в 2007 году. Скретч разработан в Массачусетском институте группой программистов и рассчитан на детей. Версия Скретч 3.0, ставшая доступной к широкому использованию 2-го января 2019 г, позволяет использовать её на планшетах и мобильных устройствах. Интерфейс этой программы имеет около 60 языков.
ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СКРЕТЧ
Главные элементы манипуляций программы Скретч – объекты-спрайты, напоминающие детали конструктора Лего. Поле разделено на три части:
- Поле с набором спрайтов в блоках разного цвета в зависимости от назначения с указанием функциональных значений (на подобие черепашки в Лого) объектов-спрайтов.
- Поле графического редактора для программирования, куда будут перетаскиваться необходимые объекты-спрайты.
- Поле-сцена с главным персонажем.
В языке Скретч, так же, как и Лого, основными объектами программирования являются числа, текстовые строки, логические значения и динамический массив в виде списков. Версия Скретч 3.0 отличается дизайном, дополнительными блоками, которые значительно облегчают работу, а также расширением, позволяющим подключение к сервисам. Программа Скретч в качестве своего официального персонажа и логотипа использует картинку с изображением кота.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СКРЕТЧ. САЙТ СКРЕТЧ
На официальном сайте Скретч предоставлена программа для программирования личных интерактивных историй, игр, рисунков, симуляций, анимации и возможность поделиться своим творчеством с друзьями и знакомыми в интернет-сети.
Программа Скретч отлично подходит для различных учебных заведений: школ, колледжей, университетов. Используется при изучении различных специальностей: математики, информационных технологий и других.
Скретч способствует развитию способности мыслить творчески, обучаться обоснованной систематизации и работать в коллективе. Благодаря своей простоте и обширным возможностям, программа набирает всё большую популярность. Миллионы людей во всём мире проектируют в программе Скретч. Проекты Скретч разнообразны и разноплановы.
Успехов вам в создании новых Скретч игр,
историй и других интересных Скретч проектов!
Источник: kibika.com