«Специальная индивидуальная программа развития»
Директор МОУ ИРМО «Галкинская НОШ»
Приказ №____ от «____»__________2017год
Специальная индивидуальная программа развития
на 2017-2018учебный год
ученицы 4 класса
Шинковской Алины Евгеньевны
Ответственный за реализацию программы
Рудомаха Светлана Иннокетьевна
1.СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Индивидуальные сведения о ребёнке
Ф.И.О. Шинковская Алина Евгеньевна
Дата рождения 26.10.2005
Домашний адрес д.Галки ул.Первомайская, 47/2
Сведения о родителях:
Мать Шинковская Наталья Григорьевна
Отец Шинковский Евгений Петрович
Выписка из анамнеза обучение: умственная отсталость умеренной степени, криптогенная
эпилепсия, медикаментозная ремиссия
2.Структура СИПР
Индивидуальные сведения о ребёнке
Психолого–педагогическая характеристика на начало и конец учебного года
Индивидуальный учебный план
СИПР УМК
Базовые учебные действия
Тематическое планирование по учебным предметам
Специалисты, участвующие в реализации СИПР
Программа сотрудничества с семьёй
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
3.Психолого- педагогическая характеристика на начало обучения
Алина обучается в МОУ ИРМО «Галкинская НОШ» по специальной индивидуальной
программе развития (СИПР) для детей с умеренной умственной отсталостью пятый год.
Семья полная, состоит из 3 человек, проживает в доме площадью 60кв.м..
Мама — домохозяйка, отец –ведет собственное хозяйство. Родители заботливо относятся к
девочке, заинтересованы в успешном ее развитии, внимательно слушают рекомендации
специалистов, всегда их выполняют. Мама и папа много гуляют с дочерью, выполняют все
его желания, выполняют домашние задания, соблюдают режим дня и схему приема
По заключению ПМПК у девочки умственная отсталость умеренной степени, криптогенная
эпилепсия, медикаментозная ремиссия.
Основные двигательные навыки сформированы, незначительные нарушения мелкой
моторики. Согласно медицинским сведениям состояние зрения и слуха соответствует норме.
Алина с трудом переносит физические нагрузки, часто болеет соматическими
В контакт девочка вступает избирательно. Уровень основных мыслительных операций
умеренно снижен. Доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях,
девочка устанавливает сугубо конкретные связи между предметами и явлениями. Внимание
неустойчивое, истощаемое. Наблюдается нарушение по объему и концентрации, повышенная
отвлекаемость. Продуктивность мнестических функций низкая, преобладает механическое
состояние девочки неустойчивое. Часто наблюдается повышенная возбужденность. Алина
чутко реагирует на настроение окружающих, чувствует отношение к нему.
Алина понимает обращенную речь на бытовом уровне. Выполняет простые и некоторые
«СИПР как инструмент индивидуализации образования обучающихся с ТМНР»
сложные речевые инструкции в контексте происходящего. Знает названия предметов посуды,
одежды, мебели, средств гигиены, продуктов, овощей, фруктов и др., обобщает их в группы.
Понимает названия действий (есть, пить, спать, бежать и др.), признаков действий (большой,
маленький, грустный, веселый и др.), изображенных на фотографиях, предметных картинках,
пиктограммах. Активная речь
сформирована на уровне простых предложений. Отмечается наличие речевых штампов,
эхолалий. Речь малосодержательная, не всегда соотносится с выполняемыми действиями.
Алина читает слова, короткие предложения (аналитико-синтетический способ чтения), но
испытывает трудности в понимании смысла прочитанного. Списывает с печатного текста и
под диктовку пишет односложные слова. Алина внимательно следит за происходящим
вокруг нее, с помощью взрослого подключается к совместной с другими детьми
деятельности. При кажущейся отстраненности Алина чутко реагирует на похвалу и
нуждается в ней. В свободной деятельности предпочитает рисовать (цветы, небо, солнце,
собирает пазлы). Девочка знает правила, соблюдает очередность и играет в некоторые
настольные игры: «Лото» «Домино».
Заучивает небольшие стихотворения наизусть. Она запомнила названия занятий, отдельных
предметов одежды и т.д. Алина различает диких и домашних животных по месту обитания,
домашних и диких птиц, грибы, ягоды, насекомых, предметы одежды, обуви, мебели,
посуды, бытовой техники. Объединяет объекты в группы по родовому признаку. Соотносит
времена года с характерными признаками. Рисует некоторые предметы и объекты.
Знакомые предметы использует в соответствии с их функциональным назначением. Без труда
выполняет действия с мелкими предметами. Алина
знает названия основных цветов и некоторых оттенков, различает предметы по величине
(большой/маленький), составляет упорядоченный ряд (по убыванию и по возрастанию).
Механически считает от 1 до 20. Пространственные представления формируются с трудом.
Навыки самообслуживания в целом сформированы. Одевается и раздевается самостоятельно.
Необходим контроль над внешним видом.
Задачи СИПРа
Образовательные:
создание условий для получения доступных знаний по общеобразовательным
предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим
психофизическим возможностям обучающихся, трудовой подготовки; формирование
общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума
содержания образовательных программ;
своевременная диагностика и коррекция пробелов в знаниях через оказание
индивидуальной коррекционной помощи;
решение вопросов инклюзивного образования детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), детей-инвалидов.
Коррекционно-развивающие:
исправление или ослабление недостатков общего, психофизического развития
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной
сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта;
создание условий для коррекции нарушений развития обучения, воспитания,
Источник: dlyapedagoga.ru
Что такое и кто разрабатывает СИПР
Программа определяет необходимую потребность в образовании, уходе, присмотре, включая взаимодействие семьи и школы.
СИПР разрабатывает экспертная группа педагогов, работающая с конкретным ребенком – учитель, педагог — психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог, воспитатель. СИПР обязательно согласуется с родителями (законными представителями) ребенка. Эта же группа педагогов проводит диагностику реализации программы в конце учебного года. Они дают рекомендации по организации обучения на следующий период обучения.
Образец СИПР
Специальная индивидуальная программа развития для ребенка 2 класса с умственной отсталостью и нарушением слуха — образец
Календарно — тематическое планирование СИПР 2 класс
- Математические представления
- Речь и альтернативная коммуникация
- Окружающий природный мир
- Окружающий социальный мир
- Человек
Календарно — тематическое планирование по специальной индивидуальной программе для ребенка 2 класса с умственной отсталостью и нарушением слуха — КТП СИПР 2 класс
Источник: stznaniy.ru
Специальная индивидуальная программа развития
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с умеренной степенью умственной отсталостью с учетом его особых образовательных потребностей в 2 классе МКОУ «Итатская коррекционная школа-интернат».
24 октября 2018 Зобнина Елена Набиулловна
2154 165 1 0
Содержимое публикации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Итатская коррекционная школа – интернат»
(МКОУ «Итатская коррекционная школа – интернат»)
Рассмотрено: на заседании ПМПк протокол№____от_______г.
Согласовано Заместитель директора (руководителя) по УР ________Калимулина Е.Ф.
приказ № ___ от _________г
Специальная индивидуальная программа развития
Фрайнд Игнатия
индивидуальное обучение на дому
2018-2019 учебный год
Фрайнд Алёна Анатольевна__________________________
1. Индивидуальные сведения о ребенке
2. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года
3. Индивидуальный учебный план
4. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
5. Содержание образования:
5.1. Базовые учебные действия
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
5.3. Нравственное развитие
5.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
5.5. Внеурочная деятельность
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
7. Программа сотрудничества с семьей
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Пояснительная записка
1.Индивидуальные сведения о ребенке
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с умеренной степенью умственной отсталостью с учетом его особых образовательных потребностей в 2 классе МКОУ «Итатская коррекционная школа-интернат».
Общие сведения об учащемся:
Имя, фамилия ребёнка: Фрайнд Игнатий
Возраст ребёнка: 9 лет
Год рождения: 23.06.2009г.
Ступень обучения -1
Место проживания: с.Новоподзорново, ул.Центральная, 46-1 Тяжинского района Кемеровской области
Законный представитель :мама — Фрайнд Алёна Анатольевна
Ребенок поступил МКОУ «Итатская коррекционная школа-интернат» 01. 09. 2017 г. Дошкольной подготовки не проводилось.
По заключению Центральной психолого-медико-педагогической комиссии №653 от 23.05.2017г. Игнатию рекомендована адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью умеренной степени, вариант 2.
Игнатию также рекомендован гибкий режим эмоциональных и интеллектуальных нагрузок.
С целью обеспечения качественного образования и интеграции в обществе, а также во избежание лишения его естественной социальной среды, могут быть использованы различные формы организации занятий с обучающимися по заявлению родителей.
На основании заявления родителей Фрайнд Игнатия обучение в 2 классе будет проходить на дому.
Медицинское основание – справка врачебной комиссии №1927 от 03.09.2018г..
Игнатий является ребенком-инвалидом.
2.Психолого-педагогическая характеристика на начало года
Фрайнд Игнатий проживает в полной семье, воспитанием ребенка занимается мама. Семья состоит из 5 человек. Родители заботливо относятся к мальчику, заинтересованы в успешном развитии ребенка, внимательно слушают рекомендации специалистов.
У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с системным недоразвитием речи тяжёлой степени.
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно.
Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с тяжелой умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости.
Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации, его продолжительность может быть увеличена. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (10 мин) быстро истощается.
Обучающийся с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает суетиться, махать руками и ногами, кричать. На занятиях быстро устает, сползает вниз. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся изображению в телевизоре, компьютере.
Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе, у обучающегося формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения.
Языковые средства несформированны, ребенок не владеет речью. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, т. к. у ребенка системное недоразвитие речи в тяжелой степени выраженности.
Мальчик понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, фамилию, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства. Не понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.
Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (машет руками и ногами, кричит).
Незнакомые ощущения или звуки вызывают страх, резкое повышение тонуса конечностей, двигательное беспокойство. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя. Узнает по голосу учителя-логопеда, психолога. В ответ на обращенную речь знакомых людей может подойти, выполнять хаотичные движения руками.
Реагирует на отрицательные эмоции (крик), на боль, усталость. Наиболее привлекательны для Игнатия занятия с музыкальным сопровождением, использование ИКТ. Любит слушать детские песенки, смотреть динамичные мультфильмы, играть с колючим мячом, лентами, металлофоном, погремушкой, составлять большие пазлы, выполнять аппликации, работать с пластилином.
Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно- потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Мальчик отказывается от выполнения заданий.
Игнатий проявляет эмоциональную реакцию на знакомых, идет на встречу учителю, реагирует на свое имя и фамилию (поворачивается в сторону зовущего), проявляет реакцию на интонацию, на похвалу, на тактильный контроль (начинает махать ногами и руками). Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия. Указывает на источник звука взглядом, поворачивается к нему (с помощью взрослого), находит предмет глазами, фиксирует взгляд на предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на светящемся предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на лице взрослого 1-2 сек, прослеживает предмет взглядом с помощью учителя.
Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания сформированы на низком уровне, запланирована работа по их формированию в рамках учебного предмета «Человек». Соблюдается режим дня. Совместно со взрослым моется, вытирается, чистит зубы.
Ориентируется в школе (знает, где туалет, столовая, кабинет логопеда, своё место в классе). Реагирует на сигнальные слова типа «не бросай», «нельзя». Знает своё имя, фамилию, но не называет. Показывает по просьбе учителя и своему настроению части тела: руку, ногу, голову и др.
Ребенок сам может взять кубик, брусок в руку и положить их друг на друга. Пирамидки, мозаику собирает самостоятельно. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой об парту, машет рукой. Манипулирует предметами неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета.
Осуществляет захват предметов и разжимание пальцев рук только при стимуляции и помощи педагога. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.
Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.
Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность, сопровождаются вокализацией, рефлекторно закрывает глаза.
Ребенку требуются постоянный контроль и частичная эпизодическая помощь. Для успешной педагогической работы важна медикаментозная коррекция поведенческих проблем.
Приоритетные образовательные области и коррекционные занятия:
Предметные области: Язык и речевая практика, Математика, Естествознание, Искусство, Физическая культура, Коррекционно – развивающие занятия.
Коррекционные занятия: Сенсорное развитие, Предметно-практические действия, Двигательное развитие, Альтернативная коммуникация.
Индивидуальный учебный план на обучающегося
Учебный план индивидуального обучения на дому обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Предметные области
Учебные предметы
Источник: www.art-talant.org
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми и множественными нарушениями)
с. …… 2017- 2018 учебный год Содержание Пояснительная записка 1.Общие сведения об обучающемся……………………………………………4 2. Характеристика обучающегося на начало учебного года…………………. 4 3.Индивидуальные образовательные потребности …………………………….6 4.Индивидуальный учебный план ………………………………………………7 5.Содержание образования специальной индивидуальной программы развития……………………………………………………………………………8 5.1. Личностные результаты освоения предметов……………………………..8 5.2.Предметные области (учебные предметы)……………………………….….8 6.Совместная деятельность с семьёй обучающегося ………………….…….15 6.1.Формы и методы работы с семьёй ……………………………………….15 6.2.Мероприятия работы с семьёй……………………………………………..16 7. Необходимые технические средства и дидактические материалы ……….17 8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения…………………. ….18 Литература Приложение
- укрепление и охрана здоровья ребенка, возможная коррекция нарушений физического развития;
- формирование представлений о себе как «я»;
- формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми (на доступном уровне);
- формирование представлений об окружающем мире (на доступном уровне);
- развитие вербальных и невербальных средств коммуникации;
- развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
Принципы программы
При организации обучения ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми и множественными нарушениями) основополагающими являются принципы:
- принцип индивидуализации — СИПР для обучающегося основан на психолого-медико-педагогических рекомендациях;
- принцип целесообразности , предполагающий возможность изменения учебного плана как в сторону уменьшения количества часов, так и в сторону их увеличения, что позволяет учитывать индивидуальные особенности развития обучающегося, характер заболевания и другие объективные причины, возникающие в процессе образовательной деятельности;
- принцип междисциплинарного подхода (взаимодействие педагогов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя начальных классов, медицинских работников);
- принцип семейно-ориентированного сопровождения (активное включенность родителей в образовательный процесс, их партнерское взаимодействие со специалистами).
1.Общие сведения об обучающемся
Имя, фамилия ребёнка: Р.
Возраст ребёнка: 9 лет
Год рождения: …..2008г.
Заключение территориальной ПМПК № .…. от ….. г.: тотальное психическое недоразвитие, несформированность речевых средств общения, детский церебральный паралич.
2. Характеристика обучающегося на начало учебного года
Рустам поступил в ….. для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ….. в 1 класс Приказ № ….. от ….. г. Дошкольное образовательное учреждение не посещал.
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учётом медицинских данных ребёнок относится к группе обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми и множественными нарушениями) и обучается по СИПР на дому.
Семья полная, состоит из 3-х человек. Мама – домохозяйка (ухаживает за Рустамом). Отец – рабочий. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире. Члены семьи доброжелательно относятся к мальчику.
Родители заинтересованы в успешном развитии ребенка.
Мальчик периодически болеет соматическими заболеваниями, метеочувствительный.
Рустам не ходит, самостоятельно не сидит. Отмечается деформация опорно-двигательного аппарата из-за повышенного мышечного тонуса. Удерживает взгляд на предмете в течение 1 – 2 секунд. Отсутствуют элементарные предметные действия (захват, удержание, отпускание). Негативно реагирует (плачет, кряхтит) на шум, громкие звуки.
Иногда наблюдается негативная реакция на соприкосновения с колючими предметами (колючим аппликатором).
Эмоциональное состояние ребенка неустойчивое. Реагирует на отрицательные эмоции на усталость, на то, что не нравится (кричит, кряхтит, кашляет), успокаивается с помощью зеркала. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя, похвалу («замирает» дыхание, затихает, прислушивается, улыбается).
Рустам не понимает обращённую речь, реагирует на собственное имя, различает по голосу близких окружающих взрослых. Наблюдается реакция на изменение интонации голоса взрослого, говорящего с ним (смотрит на говорящего взрослого, улыбается, иногда вокализирует). Характерно полное отсутствие звуковых и словесных средств общения.
У мальчика отсутствует контроль выделений, он пользуется памперсом. Ест протертую пищу с помощью взрослого, пьет из бокала.
Ребенок относится к 1 группе инвалидности. Нуждается в полном уходе взрослого.
3.Индивидуальные образовательные потребности
В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности:
Потребность в максимально раннем выявлении и комплексной коррекции имеющихся отклонений в развитии осуществлена не была. Ребенок был принят в 1 класс школы в 9 лет. Дошкольная подготовка не проводилась.
Потребность в комплексной коррекционной помощи. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с НОДА с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции.
Обучающийся испытывает потребность в организации комплексной коррекционной помощи. С ним проводит уроки, коррекционные занятия учитель начальных классов, учитель – логопед и педагог – психолог.
В разработке и реализации СИПР участвуют специалисты :
учитель начальных классов – …
Педагог – психолог: по результатам комплексного психологического обследования у мальчика можно отметить «тотальное недоразвитие». Темповые характеристики деятельности и работоспособность отсутствуют. Мальчик не принимает инструкцию, не способен действовать по образцу. Отмечается отсутствие регуляторных функций. Критичность не сформирована. Обучаемость выражено снижена.
Тотальное недоразвитие всех высших психических функций. Игровая деятельность не развита.
Учитель – логопед: по результатам комплексного логопедического обследования у мальчика можно отметить « СНР тяжёлой степени при умственной отсталости» Я зыковые средства не сформированы, ребенок не владеет речью. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического.
Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Мальчик практически не реагирует на свое имя, с трудом различает по голосу окружающих взрослых. Не привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства. Слабо реагирует на обращенную речь.
Потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных занятий, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка.
Приоритетными учебными предметами являются: «Общение и чтение», «Математические представления», « Жизнедеятельность человека », «Музыка», «Адаптивная физкультура».
Приоритетами в коррекционно-развивающей области являются: «Речевая практика», «Психомоторика и развитие деятельности», «Двигательная активность (развитие крупной и мелкой моторики»
4. Индивидуальный учебный план
Количество часов в неделю
Источник: www.uchmet.ru