Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для обучающейся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной умственной отсталостью
Индивидуальный учебный план
Учебный план СИПР разработан на основе учебного плана примерной АООП НОО для обучающихся с НОДА и умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (вариант 6.4.). В инвариантную часть учебного плана включены учебные предметы: «Общение и чтение», «Письмо», «Математические представления», «Развитие речи и окружающий природный мир», «Жизнедеятельность человека», «Самообслуживание», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Предметные действия», «Адаптивная физическая культура». Учебный план ОГКОУ «Школа-интернат №88 «Улыбка» для обучающихся с НОДА и умеренной и тяжёлой умственной отсталостью направлен на разрешение задач, связанных с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность обучающихся в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности. Коррекционно-развивающая область представлена следующими коррекционными курсами: «Речевая практика», «Основы коммуникации», «Психомоторика и развитие деятельности», «Двигательная коррекция».
Разработка СИПР с использованием программы конструктор
Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности, осуществляются учителем или узким специалистом через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов.
Содержание программного материала и предметные результаты по учебному предмету «Письмо»
Цель
Формирование элементарных графомоторных навыков;
Понимание обращенной речи.
Задачи
Формирование и коррекция изобразительных, графомоторных навыков;
Развитие и коррекция мелкой моторики;
Развитие внимания, зрительной и двигательной координации;
Формирование пространственных представлений; наглядно-действенного мышления;
Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия, слухового анализа и синтеза;
Воспитание положительной эмоциональной реакции на совместную деятельность с педагогом, умения подчиняться
словесным инструкциям.
Общая характеристика предмета
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Этот вид речи оказывается чаще всего недоступным для обучающихся данной категории. Предмет «Письмо» предполагает обучение следующим вариантам «письма»:
— рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, изображающих пятна (черно-белые и цветные), на фоне листа бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно манки, светлого песка, насыпанных на поднос), с которыми изображение образует контрастное соотношение;
Коррекционно-развивающий курс «Основы коммуникации» способствует формированию различных форм общения детей со сверстниками, тренировка разных коммуникативных умений. Осуществляется развитие вербальных и невербальных средств общения, формированию альтернативных форм коммуникации (жестовой речи); тренировка различных коммуникативных умений, при обеспечении условий для общения детей со взрослыми и сверстниками.
Вебинар: Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) / 13.04.21
Содержание коррекционно-развивающего курса «Речевая практика» предусматривает научить обучающегося, содержательной, логичной, ясной и правильной речи. Познакомить с вербальными и невербальными средствами речи (мимика, жесты, дикция). Обучающиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний.
Работа с лексическими темами: Особенности осени. «Овощи и фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов родного края. «Дикие животные». Ознакомление с животными области. «Детеныши диких животных. «Птицы». «Домашние животные». Ознакомление с домашними животными родного края. «Детеныши домашних животных».
Коррекционно-развивающий курс «Психомоторика и развитие деятельности» способствуют формированию различных видов деятельности (предметно-игровой, элементов продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная деятельность), элементов трудовой деятельности. Развитие мелкой моторики и коррекция её нарушений, развитие сенсорной сферы, межанализаторного взаимодействия, формированию мотивации к деятельности, развитию сенсорной сферы (сенсорных эталонов).
Развитие моторики, графомоторных навыков.
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из одного-двух звеньев. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (игры с мячом среднего размера и работа с оборудованием Монтесори). Согласованность действий и движений. Развитие координации крупной моторики. Развитие и координация мелкой моторики.
Штриховка в разных направлениях.
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь объемных фигур и предметов (оречевление названий предметов (шар, кубик и т.д.), их величины и их свойств. Игры с мозаикой. Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от различных движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур ии простейших объёмных. Классификация предметов по одному из признаков. Составление сериационных рядов из трех предметов по заданному признаку.
Классификация по данному признаку. Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Нахождение недостающей части или предмета в рисунке.
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Запоминание 2-3 предметов в ряду. Классификация предметов по зрительным характеристикам.
Развитие слухового восприятия
Различение звуков окружающей среды (работа со звучащей доской, оборудование Монтессори, шуршание бумаги, шелест листьев, шум дождя, вой ветра и т.д.) и музыкальных звуков.
Звуки речи, звуковое подражание.
Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева,). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). Определение расположения объектов на плоскости (перед, за, между)
Коррекционно-развивающий курс «Двигательная коррекция» обеспечивает коррекцию индивидуального двигательного нарушения в зависимости от тяжести поражения опорно-двигательного аппарата, развитию функциональных возможностей кистей и пальцев рук и коррекции её нарушений. Содержание данной программы задано в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Основы знаний», «Дыхательные упражнения», «Упражнения лечебной физической культуры», игры и упражнения».
Содержание раздела «Дыхательные упражнения» направленно на обучение разным типам дыхания.
Раздел «Упражнения лечебной физической» включает в себя физические упражнения направленные на развитие всех мышечных групп организма, релаксацию мышц, упражнения для увеличения обьема активных движений, коррекцию движений с учетом индивидуальных особенностей.
Содержание раздела игры и упражнения» включает в себя ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, направленные на коррекцию ходьбы, бега, прыжков, элементов спортивной деятельности, координации в пространстве, зрительного восприятия.
С Чалмаевым А. выполняются упражнения лечебной направленности в исходных положениях сидя и лежа, упражнения для формирования и коррекции позы стояния ( развитие мышечной силы спины, брюшного пресса и задней поверхности бедра). Упражнения для формирования силовых способностей отдельных мышечных групп, упражнения с гантелями малого веса и утяжелителями, упражнения в сопротивлении, упражнения на тренажерах. Упражнения на мышечное расслабление при помощи положения (поза «Эмбрион», поза «Плуг»), при помощи растяжения мышц в динамическом режиме, а также за счет чередования режимов напряжения и расслабления мышц. Пассивная гимнастика. Глазодвигательная гимнастика (движение по прямой с фиксацией взгляда на неподвижный объект, движение с фиксацией взгляда на движущийся объект, фиксация взгляда на объектах расположенных на разном расстоянии друг от друга).
Осуществляется коррекция элементов спортивной деятельности. Лазанье по гимнастической лестнице, бросок и ловля мяча, передача мяча, ведение мяча ногой, ведение мяча ногой по ориентирам, бег за мячом, упражнения с обручем, прокатывание и ловля обруча, вращение обруча.
Формирование координационных способностей. Повороты переступанием, равновесие, равновесие на итболле, равновесие с изменением площади
Источник: ped-kopilka.ru
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
Решение о разработке СИПР принимает директор школы на основании заключения ПМПК и заявления родителей (законных представителей).
Вместе с тем, для организации работы с обучающимся специалистам образовательной организации необходимы дополнительные сведения, которые важны для учета индивидуальных возможностей и создания специальных условий образования особого ребенка. В частности, важно иметь сведения о состоянии его здоровья, например, случаются ли у ребенка эпилептические приступы, есть ли аллергические реакции и др. Если ребенок обследовался в больнице, проходил курсы реабилитации, либо посещал дошкольное образовательное учреждение, то, возможно, семья располагает выписками, характеристиками или другими документами, в которых содержится важная информация для специалистов образовательной организации и может быть использована в интересах развития ребенка. В связи с этим целесообразно предложить родителям показать выписки или передать копии данных документов для служебного пользования. Подобная просьба не будет являться нарушением закона, т.к. она мотивирована не запросом дополнительных документов для приема обучающегося, а необходимостью получения информации о ребенке для разработки СИПР и создания условий ее реализации.
СИПР разрабатывается для
Детей, обучающихся на дому индивидуально,
Детей, обучающихся дистанционно,
Детей, посещающих очно Общеобразовательную организацию.
При поступлении ребенка в образовательную организацию специалисты знакомятся с ним и его родителями (законными представителями), проводят психолого-педагогическое обследование с целью определения индивидуальных особенностей развития ребенка и его реальных возможностей. В последующем разрабатывается СИПР и определяются оптимальные условия его реализации.
В обследовании ребенка участвуют все специалисты, которые составляют и реализуют СИПР, например: учитель класса, учитель музыки, физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.
Родители (законные представители), имеют право участвовать в проведении обследования.
Психолого-педагогическое обследование ребенка включает:
1) беседу с родителями, в ходе которой выясняется история ребенка; определяется отношение членов семьи к ребенку, их взгляд на его развитие, ожидания от образования, происходит общая ориентация членов семьи в организации образования детей на основе второго варианта АООП, определяется порядок разработки и реализации СИПР;
2) В ходе специально организованной деятельности ребенка специалисты в течение продолжительного периода (до 3-х недель) изучают возможности и особенности обучающегося. В качестве основного метода изучения используется наблюдение, дополнительно могут применяться различные опросники и фрагментарно тесты. В ходе наблюдения выявляются особенности двигательного и сенсорного развития ребенка; устанавливается сформированность базовых учебных действий, речи, действий с предметами и их изображениями, игрЫ, навыков самообслуживания; наличие контакта с детьми и взрослыми; особенности познавательной деятельности и др.;
3) Итоги обследования отражаются в протоколах и обсуждаются командой специалистов Псиихолого – педагогического сопровождения при участии родителей (законных представителей). Они анализируют результаты психолого – педагогического обследования, определяют состояние развития обучающегося, его реальные возможности и разрабатывают Специальную индивидуальную программу развития.
Структура СИПР:
Общие сведения
Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях, важно отразить условия обучения и воспитания ребенка в семье, отношение к его образованию близких родственников, а также формулировку заключения ПМПК.
Характеристика ребенка
Характеристика ребенка составляется на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. При составлении характеристики важно избегать общих фраз, отмечая особенности ребенка. В структуру характеристики включаются:
1) сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку);
2) заключение ПМПК;
3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
4) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);
5) особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
6) сформированность импрессивной и экспрессивной речи;
7) сформированность социально значимых навыков, умений;
8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
9) выводы по итогам оценки: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.
Индивидуальный учебный план
Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
Содержание образования
Содержание образования на основе СИПР включает перечень конкретных образовательных задач, возможных результатов образования обучающегося, которые отобраны из содержательного раздела АООП: программ учебных предметов, коррекционных курсов и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), с учетом актуальности образовательных задач для данного конкретного обучающегося.
Задачи образования формулируются в СИПР на один учебный год, затем пересматриваются с учетом оценки результатов освоения СИПР обучающимся. По результатам текущей и промежуточной аттестации ППк вносятся изменения в СИПР.
Условия реализации потребности в уходе
При необходимости, когда формирование у обучающихся навыков самообслуживания, передвижения, контроля своего поведения оказывается невозможно или ограничено, в образовательной организации создаются условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и/или присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом мероприятий внеурочной деятельности. Это игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, реализация доступных проектов и др.
Внеурочная деятельность происходит преимущественно в групповой форме и призвана способствовать общему развитию и социальной интеграции обучающихся.
Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.
Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в другие города, лагеря, походы и др.
Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР
Психолого-педагогическая работа с ребенком проводится разными специалистами. Согласно требованиям к кадрам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в реализации АООП участвует междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники). В списке специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР, учитель класса и/или предмета, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, тьютор, ассистент и другие специалисты.
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося. При разработке данного раздела СИПР учитывается отношение родителей к ребенку в целом и к его образованию в частности. При приеме ребенка в образовательную организацию с родителями подписывается договор об образовании, в котором устанавливается ответственность и обязательства основных участников образовательного процесса.
В целях психологической поддержки, по желанию родителей организуются психокоррекционные группы, в которых родители обсуждают специально отобранные психологом темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом.
По мере решения психологических проблем, развития общения с другими, более опытными, родителями, создаются благоприятные условия для расширения сотрудничества со специалистами образовательной организации по вопросам обучения и воспитания детей. Психолого-педагогическая помощь включает мероприятия, проводимые образовательной организацией с родителями (законными представителями), например:
консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку;
участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР;
согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи;
помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;
выполнение заданий, составленных специалистами образовательной организации для занятий с ребёнком в домашних условиях;
участие родителей в работе психолого-медико-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку;
регулярные контакты родителей и специалистов (телефон, интернет, дневник и др.) в течение всего учебного года и др.
Согласованные с родителями (законными представителями) мероприятия, направленные на поддержку и сопровождение семьи, заносятся в программу сотрудничества семьи и образовательной организации, которая становится составной частью СИПР.
Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга реализации СИПР участники ППк оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются в форме характеристики за учебный год. На основе характеристики по итогам года и внесенных в нее изменений, произошедших в летний период, составляется СИПР на следующий учебный период.
В конце первого полугодия по итогам мониторинга, в случае необходимости, могут быть внесены изменения в СИПР.
СИПР, а также внесенные в нее изменения, принимаются педагогическим советом образовательной организации и утверждается приказом руководителя.
Нередко в классе есть дети, уровень познавательного развития которых сопоставим и в их СИПР есть одинаковые по содержанию задачи. Таких обучающихся можно объединить в группу внутри класса и обучать их совместно по тем учебным предметам, которые имеются в их индивидуальном учебном плане. В таких случаях разрабатывается календарно-тематический план на те предметы, по которому они обучаются в группе.
С ребенком, который не готов к тому, чтобы обучаться в составе какой-либо группы, ведется индивидуальная работа.
На сайте учебно – методический комплекс в Разделе Технологический предоставлен Алгоритм работы с конструктором по разработке СИПР. Можно воспользоваться конструктором СИПР, чтобы облегчить свою работу по написанию СИПР.
Источник: www.b17.ru
Доклад по теме: «Специальная индивидуальная программа развития. Особенности разработки и реализации»
Идеология ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью построена на двух взаимодополняющих составляющих: академические результаты учащихся и их жизненные компетенции.
Все дети, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные особенностями их развития, имеют возможность получить образование. Чем тяжелее нарушения развития учащегося, тем больше возрастает составляющая жизненных компетенций при проектировании СИПР.
Вспомните, пожалуйста, что означает аббревиатура слова АООП.
(Адаптированная основная общеобразовательная программа).
СИПР — это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.
В чем принципиальная разница между АООП и СИПР?
Если АООП может реализоваться сразу для нескольких обучающихся, то СИПР подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.
Зададим вопрос: «Зачем проектировать СИПР, если предусмотрена вариативность адаптированных программ?»
Максимальная индивидуализация достигается разработкой СИПР. Например, СИПР разрабатывается для учащихся, имеющих одновременно растройства аутистического спектра и тяжелые и множественные нарушения развития.
Вариант 2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. Вариант 2 – это вариант программ для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития. Это наиболее сложная категория учащихся, которые обучаются только по СИПР.
При комплектации классов (ступеней) кроме возраста учитываются особенности психофизического развития детей и степень их потребности в уходе, присмотре и посторонней помощи. В каждом классе (на ступени) могут быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести. Выделяют 3 группы:
1) дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП со спастическим тетрапарезом, гиперкинезами и т.д.), в сочетании с нарушениями интеллекта, нуждающиеся в постоянной физической помощи взрослого (в переносе, передвижении коляски, при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.);
2) дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с нарушениями интеллекта, у которых присутствует агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, «полевое» поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении;
3) дети с умеренной умственной отсталостью, без других нарушений или в сочетании с более лёгкими формами (чем в двух вышеназванных случаях) других нарушений, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала;
В нашем классе 6 человек, из них 2 учащихся (Калашников Богдан и Якунин Евгений) относятся ко 2 группе, а 4 учащихся (Анисимов Данила, Глушков Роман, Евенко Максим, Ткаченко Владимир) к 3 группе.
При проектировании СИПР необходимо обратить внимание на перечень жизненных компетенций, которые должны быть сформированы у таких учащихся. Например, компетенции, связанные с окружающим миром, начиная от бытовых навыков самообслуживания. Если учащийся изучает счет, то он его изучает не для решения примеров по математике, а для того, чтобы потом иметь возможность купить себе килограмм фруктов.
Целью реализации СИПР
является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка с ОВЗ (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью структура СИПР включает:
1.Индивидуальные сведения о ребенке
3.Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года
4.Индивидуальный учебный план.
4.1. Расписание занятий
5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре
6.1.Базовые учебные действия
6.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
6.5.Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
6.6. Внеурочная деятельность
7.Программа сотрудничества с семьей
8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Рассмотрим более подробно СИПР.
Индивидуальные сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях.
Характеристика ребенка составляется на основе результата психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. Характеристика включает описание бытовых условий семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, а также заключение ПМПК.
Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
В нашем классе 2 учащихся (Якунин Евгений и Калашников Богдан) дозированно посещают ОУ. На каждого учащегося составлен свой индивидуальный учебный план, в который включены приоритетные учебные предметы и коррекционные курсы. Также составлено расписание групповых занятий в классе и индивидуальных занятий со специалистами.
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.
Необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.
В разработке СИПР для учащихся нашего класса под руководством зам. директора по УВР принимали участие: учитель, учитель-логопед, педагог-психолог.
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи
Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится в начале и конце года. На основе анализа диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Источник: kopilkaurokov.ru
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
1. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
О.В. Елецкая, канд. пед. наук, доцент
О. Елецкая: логопедам
https://vk.com/eletskaya_olga
[email protected]
2. В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью структура СИПР включает:
3. I. Общие сведения
Содержат персональные
данные о ребенке и его
родителях.
4. II. Характеристика ребенка
Составляется на основе результатов
психолого-педагогического
обследования ребенка, проводимого
специалистами образовательной
организации, с целью оценки
актуального состояния развития
обучающегося и определения зоны
его ближайшего развития.
Характеристика включает
• описание бытовых условий семьи
• оценку отношения членов семьи к
образованию ребенка
• заключение ПМПК.
5. III. Индивидуальный учебный план
Отражает доступные для
обучающегося:
• приоритетные предметные
области;
• учебные предметы;
• коррекционные занятия;
• внеурочную деятельность;
• устанавливает объем
недельной нагрузки на
обучающегося.
6. IV. Содержание образования
конкретные задачи отобранные из
содержания учебных предметов,
коррекционных занятий и других
программ:
• формирования базовых учебных
действий;
• нравственного воспитания;
• формирования экологической
культуры, здорового и безопасного
образа жизни обучающихся;
• внеурочной деятельности), которые
актуальны для образования
конкретного обучающегося и включены
в его индивидуальный учебный план.
Задачи формулируются в качестве
возможных (ожидаемых) результатов
обучения и воспитания ребенка на один
учебный год.
7. V. Необходимые условия реализации СИПР
организация ухода
кормление,
одевание/раздевание,
совершение гигиенических
процедур) и присмотра.
Планирование и осуществление
ухода и присмотра отражается в
индивидуальном графике с
указанием
• времени;
• деятельности;
• лица, осуществляющего уход и
присмотр;
• перечня необходимых
специальных материалов и
средств.
8. VI. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
• учитель класса;
• учитель музыки;
• учитель физкультуры или
адаптивной физкультуры,
• учитель-логопед;
• педагог-дефектолог;
• педагог-психолог и др.
9. VII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося
Содержит задачи,
включающие:
• повышение информированности
семьи об образовании ребенка;
• развитие мотивации родителей к
конструктивному взаимодействию
со специалистами;
отражающие:
• способы контактов семьи и
организации с целью привлечения
родителей к участию в разработке
и реализации СИПР и преодоления
психологических проблем семьи.
10. VIII. Перечень
необходимых для
реализации СИПР
• технических средств общего
и индивидуального
назначения;
• дидактических материалов;
• индивидуальные средства
реабилитации.
11. IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают
уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в
СИПР.
Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по
инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по
образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не
выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект»
(ситуативно), «не узнает объект».
Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются
описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой
характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
12. Комплектация классов (ступеней) обучения (2 вариант)
Классы с 0 (пропедевтического) по 11.
Вновь принятые обучающиеся
зачисляются в 0 (пропедевтический)
класс, в котором осуществляется
психолого-педагогическое
обследование ребенка, составление и
реализация СИПР.
Комплектация классов (ступеней)
происходит с учетом возраста и
особых потребностей обучающихся.
13. Наполняемость класса (2 вариант реализации АООП)
не превышает 5 человек.
С учетом количества обучающихся,
материально-технических и других
условий образовательной организации
допускается объединение классов и
формирование разновозрастных
ступеней обучения:
• первая ступень – от 7 до 9 лет (0-2
классы);
• вторая ступень – от 10 до 12 лет (3-5
классы);
• третья ступень – от 13 до 15 лет (6-8
классы);
• четвертая ступень – от 16 до 18 лет (911 классы)
14. При комплектации классов (ступеней) кроме возраста учитываются
• особенности
психофизического развития
детей
• степень их потребности в
уходе, присмотре и
посторонней помощи.
15. В каждом классе (на ступени) могут быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести:
• дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающиеся
самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП со спастическим тетрапарезом,
гиперкинезами и т.д.), в сочетании с нарушениями интеллекта, нуждающиеся в
постоянной физической помощи взрослого (в переносе, передвижении коляски, при
одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.);
• дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с нарушениями интеллекта,
у которых присутствует агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, «полевое»
поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они
нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении;
• дети с умеренной умственной отсталостью, без других нарушений или в сочетании с
более лёгкими формами (чем в двух вышеназванных случаях) других нарушений, не
требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала;
• дети с сенсорными нарушениями в сочетании с нарушениями интеллекта в форме
умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, но без выраженных
нарушений поведения или ОДА.
16. Сбалансированная вариативная комплектация классов/ступеней позволяет
• создать условия, которые
благоприятствуют тому, что
дети, несмотря на их
разные возможности, учатся
подражать и помогать друг
другу.
• рационально распределять
нагрузку персонала класса,
связанную с уходом за
детьми и обеспечением их
безопасности.
17. Организация уроков/занятий
Уроки (занятия) проводятся в
соответствии с
• календарно-тематическим
планированием
• недельным расписанием
класса (ступени).
Содержание календарнотематического планирования
формируется на основе
содержания СИПР обучающихся
класса (ступени).
18. Форма проведения уроков и занятий
выбирается специалистами с
учетом:
• специфических
образовательных
потребностей обучающихся;
• сформированности у них
базовых учебных навыков.
19. При отсутствии (дефиците) базовых учебных навыков
планируется индивидуальное
расписание и режим пребывания
обучающегося в образовательной
организации.
Формирование базовых учебных
действий происходит в форме
индивидуальных занятий со
специалистом, с постепенным
дозированным включением ребенка в
групповую работу класса.
По мере формирования базовых учебных
действий и готовности обучающихся к
работе в группе время пребывания
ребенка в образовательной организации
вообще и в классе (на ступени) в
частности увеличивается.
20. Групповая работа
Могут принимать участие все
обучающиеся класса или
несколько (2-4 человека).
Малые группы формируются
с учетом:
• задач, поставленных в
СИПР;
• готовности обучающихся к
освоению содержания
учебного предмета.
21. Индивидуальная работа
Предпочтительна для обучающихся с
ТМНР, не готовых к освоению
учебного материала в условиях
группового обучения.
Проводятся
• учителем-логопедом,
• учителем-дефектологом,
• педагогом-психологом
• другими специалистами
с целью психолого-педагогической
коррекции нарушений развития
ребенка и формирования умений и
навыков, предусмотренных СИПР.
22. Выбор методик и средств обучения
23. Методологическая основа процесса обучения и воспитания
• культурно-историческая школа, учение Л.С.
Выготского и его последователей о роли
специального обучения детей с отклонениями в
умственном развитии на различных возрастных
этапах, о компенсации нарушенных функций,
принципа развивающего обучения,
предполагающего учёт зон актуального и
ближайшего развития, а также деятельностной
концепции обучения и личностно-ориентированного
подхода к ребенку;
• отечественные и адаптированные зарубежные
методики и программы.
Выбор и использование того или иного подхода
зависит от особенностей развития обучающихся и
целей обучения, зафиксированных СИПР и АООП.
24. Оценка результатов освоения СИПР и перевод в следующий класс (год обучения)
25. Коррекционно-логопедический мониторинг
Елецкая О.В., Логинова Е.А.,
Пеньковская Г.А., Смирнова
В.П., Тараканова А.А.,
Тимакова С.М., Щукина Д.А.
Учебно-методическое
пособие / под ред. О.В.
Елецкой. М. : ФОРУМ, 2016.
400 с.
26. Мониторинг
27. Определение уровня развития ребенка с ОВЗ, обучающегося по II варианту учебного плана и рекомендации по составлению СИПР
28. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Под ред. канд. псих. наук, проф. И.М. Бгажноковой
29. Уровни осуществления деятельности:
• деятельность осуществляется на
уровне совместных действий с
педагогом;
• деятельность осуществляется по
подражанию;
• деятельность осуществляется по
образцу;
• деятельность осуществляется по
последовательной инструкции;
• деятельность осуществляется с
привлечением внимания ребенка
взрослым к предмету деятельности;
• самостоятельная деятельность;
• умение исправить допущенные
ошибки.
30. Оценка степени дифференцированности отдельных действий
Для оценки степени
дифференцированности отдельных
действий и операций внутри целостной
деятельности рекомендуется
пользоваться следующей градацией с
условными обозначениями:
• 1- действие (операция) пока
недоступно для выполнения — «нет»;
• 2-действие выполняется частично,
даже с помощью взрослого –
«частично»;
• 3-действие осуществляется при
сотрудничестве взрослого — «при
помощи»;
• 4-действие (операция) сформировано –
«да».
Бланк регистрации
Источник: ppt-online.org
Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) ребенка с ОВЗ в соответствии с ФГОС (72ч)
Программа повышения квалификации будет интересна и полезна педагогам, психологам, административным работникам и другим специалистам системы образования, работающим с детьми с ОВЗ.
Навигация по странице
Эта программа для вас, если вам нужно:
- Понять принципы разработки СИПР.
- Ознакомиться с целевым, содержательным и организационным разделами, примерными СИПР.
- Изучить требования Федерального государственного образовательного стандарта к индивидуальным программам развития.
Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 3 недели (72 часов).
Вы узнаете и научитесь
Программа, разработанная для повышения компетенции работников системы образования в вопросах разработки и реализации СИПР, предполагает рассмотрение Слушателями следующих вопросов:
Результаты и перспективы
- Вы знаете основополагающие принципы организации обучения детей с ОВЗ.
- Вы понимаете, как реализовать воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные задачи с помощью СИПР.
- Вы умеете разрабатывать СИПР для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы.
Применение результатов обучения
Специальная индивидуальная программа развития необходима для решения вопросов социализации, становления культурно-нравственных ценностей обучающегося, развития адекватной учебной мотивации, компенсаторных механизмов становления психики, коррекции и профилактики возможных вторичных нарушений в развитии познавательной сферы, поведенческой и личностной сфере, формирования игровой, трудовой и учебной деятельности, развития познавательной активности, усвоения общественного опыта.
После обучения по предложенной программе, вы сможете разрабатывать СИПР, опираясь на индивидуальные потребности обучающегося и требования федерального образовательного стандарта.
Методы обучения
Изучение каждой дисциплины включает в себя знакомство с теорией, чтение электронных учебников и текстов лекций. Также вы получаете доступ к библиотеке вебинаров и можете записаться на участие в вебинарах онлайн, за прохождение которых вы получите электронный сертификат. В системе дистанционного обучения (СДО) Слушатели выполняют задания, проходят тестирования. Доступ в СДО вы получите после зачисления. Все вопросы, связанные организацией обучения, помогут решить сотрудники отдела по организации учебного процесса или поддержка.
Подробнее о процессе дистанционного обучения вы можете узнать в этом разделе сайта.
Требования к Слушателям:
Обратите внимание!
Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.
Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.
Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:
- Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании * .
- Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
- Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
- Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
- Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.
* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся. Подробнее Вы можете узнать по телефону или через форму обратной связи.
Цена 3500 руб. 1400 руб.
До начала занятий ближайшей группы осталось 5 дней
Скидки и рассрочка
Беспроцентная рассрочка
Вы можете получить беспроцентную рассрочку от банка Тинькофф на программы профессиональной переподготовки. Рассрочка предоставляется на срок до 6 месяцев без первого взноса. Для получения дополнительной информации по рассрочке на определенную программу обратитесь к специалисту отдела по организации приема.
Верните 13% от стоимости обучения
Вы можете вернуть 13 % от стоимости обучения, являясь налогоплательщиком РФ в виде социального налогового вычета, обратившись в ФНС России по месту постоянной регистрации.
Запросить документы для получения налогового вычета необходимо в отделе по организации учебного процесса. Проверка документов после подачи в ФНС осуществляется в течение трёх месяцев. Если ответ положительный, то осуществляется возврат средств.
Обратите внимание, что декларация и заявление заполняются и подаются Слушателем самостоятельно.
Скидки на обучение
Корпоративное обучение
-3% на обучение группой от 3 до 6 человек
-5% на обучение группой от 7 до 11 человек
-7% на обучение группой от 12 до 18 человек
-10% на обучение группой от 19 человек и более
Социальные скидки
-3% лауреатам и победителям конкурса «Учитель года» или «Воспитатель года»
-5% при повторном обучении
-5% многодетным родителям
-5% лицам подвергшимся радиации
-5% как матери-одиночке, вдове(вдовцу) с ребенком до 18 лет
-5% пенсионерам, малоимущим, военнослужащим в отставке и другим социально защищенным категориям граждан
-5%-30% при поступлении на несколько программ одновременно или последовательно
Программа лояльности
-5% как обучающимся (обучившимся) в организациях-партнерах
-5% как поступающим на 2 или более программ параллельно*, кроме направления предметной подготовки учителей
*Оплата 2-ух программ до начала обучения.Также возможно предоставление индивидуального коэффициента снижения стоимости по заявлению поступающего. Коэффициенты снижения стоимости не суммируются друг с другом.
Все скидки регламентируются приказом о коэффициенте снижения стоимости.
Учебный план
Учебный план программы повышения квалификации «Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) ребенка с ОВЗ в соответствии с ФГОС»
Срок обучения: 3 недели
Наименование модулей и тем
Общая трудоемкость, в акад. час.
Работа обучающегося в СДО, в акад. час.
Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З)
Практи-ческие занятия и тести-рование
Модуль I. Подготовительный этап к реализации СИПР
Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии
Особенности организации деятельности психолого — педагогического консилиума
Особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута
Модуль II. Общая характеристика разделов СИПР
Психолого-педагогическая характеристика и особые образовательные потребности детей с ТМНР
Источник: vgaps.ru