Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 2 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Индивидуальная рабочая программа обучающегося 2 класса нацелена на образование ребенка с ТМНР (вариант 2), проживающего в домашних условиях с учетом его особых образовательных потребностей.
Целью реализации индивидуальная программа является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
Сроки: программа рассчитана на один год.
Приоритетные образовательные предметы:
- Речь и альтернативная коммуникация.
- Математические представления.
- Окружающий природный мир.
- Человек.
- Окружающий социальный мир.
- Музыка и движение.
- Изобразительная деятельность.
- Адаптивная физкультура.
- Коррекционно-развивающие занятия.
Индивидуальный учебный план
Предметные области
Коррекционная направленность урока в работе с умственно отсталыми детьми в Введенской корр. школе
Учебные предметы
Количество часов в неделю
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация
Источник: koncpekt.ru
СИПР для ребенка с УО вариант 2
рабочая программа (1 класс)
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
4.3. Внеурочная деятельность.
5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
6. Программа сотрудничества с семьей.
7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
9. Приложение (календарно-тематическое планирование).
- Общие сведения о ребёнке
ФИО ребенка: Е. Тимур А.
Дата рождения: 07.01.2011г.
Возраст ребенка: 8 лет
Место жительства: г. Калининград
Мать: Е. Марина И.
Год обучения в МАОУ НОШ №53: 1
Ступень обучения: 1
2. Психолого-педагогическая характеристика.
Тимур поступил МАОУ НОШ №53 г. Калининграда в 1 «Г» класс с 1 сентября 2019 года.
По заключению ПМПК у обучающегося умеренная умственная отсталость с тяжелыми и множественными нарушениями развития, расстройством аутистического спектра. Рекомендовано обучение по Специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, (вариант 2) ФГОС.
СИПР УМК
Относится к категории «ребенок-инвалид». Форма обучения: очно. Нуждается в предоставлении услуг ассистента. Другие специальные условия: щадящий режим пребывания в ОО, специальная организация пространства, места для уединения; дозирование учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности ребенка и времени поэтапного включения ребенка в образовательный процесс.
У Тимура сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием, которое сочетается с системным недоразвитием речи. Мальчик эмоционально расторможен. Отмечается неловкость крупной и мелкой моторики. Просматривается недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. Не всегда показывает рукой в сторону названных предметов.
Реагирует на звуки в качестве ориентировочного рефлекса. Самостоятельная деятельность не целенаправленна.
Трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Наблюдается недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, низкая познавательная активность. Обучающийся имеет негибкое мышление. Внимание на предмете не удерживает. Характерна повышенная утомляемость.
Требуется неоднократная стимуляция внимания.
Языковые средства не сформированы. Тимур не владеет речью. Мальчик понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, фамилию, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства. Обращенную речь понимает.
Тимур сам может взять кубик, брусок в руку и положить их друг на друга. Пирамидки, мозаику собирает сам и с помощью учителя. Показывает части тела. Цвета, геометрические фигуры не называет. Характер действий с предметами: хаотичный. Все игры проходят в форме совместного манипулирования предметами.
Ориентировочная деятельность проходит как хаотичное бессистемное манипулирование.
Рисовать предметы может.
В пространстве ориентируется слабо.
К игрушкам проявляет неустойчивый интерес. В сюжетно-ролевые игры не играет.
Степень сформированности навыков самообслуживания – ниже средннего. Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный.
Рекомендуются занятия с учителем-логопедом, учителем –дефектологом, педагогом-психологом.
Приоритетные образовательные предметы:
1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.
3.Окружающий природный мир.
5. Окружающий социальный мир.
4. Музыка и движение.
7. Изобразительная деятельность.
8. Адаптивная физкультура.
9. Коррекционно – развивающие занятия.
3. Индивидуальный учебный план на 2019 – 2020 учебный год
Количесво часов в неделю
I. Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
1.1. Речь и альтернативная коммуникация
Источник: nsportal.ru
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для обучающейся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной умственной отсталостью
Индивидуальный учебный план
Учебный план СИПР разработан на основе учебного плана примерной АООП НОО для обучающихся с НОДА и умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (вариант 6.4.). В инвариантную часть учебного плана включены учебные предметы: «Общение и чтение», «Письмо», «Математические представления», «Развитие речи и окружающий природный мир», «Жизнедеятельность человека», «Самообслуживание», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Предметные действия», «Адаптивная физическая культура». Учебный план ОГКОУ «Школа-интернат №88 «Улыбка» для обучающихся с НОДА и умеренной и тяжёлой умственной отсталостью направлен на разрешение задач, связанных с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность обучающихся в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности. Коррекционно-развивающая область представлена следующими коррекционными курсами: «Речевая практика», «Основы коммуникации», «Психомоторика и развитие деятельности», «Двигательная коррекция».
Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности, осуществляются учителем или узким специалистом через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов.
Содержание программного материала и предметные результаты по учебному предмету «Письмо»
Цель
Формирование элементарных графомоторных навыков;
Понимание обращенной речи.
Задачи
Формирование и коррекция изобразительных, графомоторных навыков;
Развитие и коррекция мелкой моторики;
Развитие внимания, зрительной и двигательной координации;
Формирование пространственных представлений; наглядно-действенного мышления;
Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия, слухового анализа и синтеза;
Воспитание положительной эмоциональной реакции на совместную деятельность с педагогом, умения подчиняться
словесным инструкциям.
Общая характеристика предмета
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Этот вид речи оказывается чаще всего недоступным для обучающихся данной категории. Предмет «Письмо» предполагает обучение следующим вариантам «письма»:
— рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, изображающих пятна (черно-белые и цветные), на фоне листа бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно манки, светлого песка, насыпанных на поднос), с которыми изображение образует контрастное соотношение;
Коррекционно-развивающий курс «Основы коммуникации» способствует формированию различных форм общения детей со сверстниками, тренировка разных коммуникативных умений. Осуществляется развитие вербальных и невербальных средств общения, формированию альтернативных форм коммуникации (жестовой речи); тренировка различных коммуникативных умений, при обеспечении условий для общения детей со взрослыми и сверстниками.
Содержание коррекционно-развивающего курса «Речевая практика» предусматривает научить обучающегося, содержательной, логичной, ясной и правильной речи. Познакомить с вербальными и невербальными средствами речи (мимика, жесты, дикция). Обучающиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний.
Работа с лексическими темами: Особенности осени. «Овощи и фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов родного края. «Дикие животные». Ознакомление с животными области. «Детеныши диких животных. «Птицы». «Домашние животные». Ознакомление с домашними животными родного края. «Детеныши домашних животных».
Коррекционно-развивающий курс «Психомоторика и развитие деятельности» способствуют формированию различных видов деятельности (предметно-игровой, элементов продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная деятельность), элементов трудовой деятельности. Развитие мелкой моторики и коррекция её нарушений, развитие сенсорной сферы, межанализаторного взаимодействия, формированию мотивации к деятельности, развитию сенсорной сферы (сенсорных эталонов).
Развитие моторики, графомоторных навыков.
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из одного-двух звеньев. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (игры с мячом среднего размера и работа с оборудованием Монтесори). Согласованность действий и движений. Развитие координации крупной моторики. Развитие и координация мелкой моторики.
Штриховка в разных направлениях.
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь объемных фигур и предметов (оречевление названий предметов (шар, кубик и т.д.), их величины и их свойств. Игры с мозаикой. Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от различных движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур ии простейших объёмных. Классификация предметов по одному из признаков. Составление сериационных рядов из трех предметов по заданному признаку.
Классификация по данному признаку. Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Нахождение недостающей части или предмета в рисунке.
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Запоминание 2-3 предметов в ряду. Классификация предметов по зрительным характеристикам.
Развитие слухового восприятия
Различение звуков окружающей среды (работа со звучащей доской, оборудование Монтессори, шуршание бумаги, шелест листьев, шум дождя, вой ветра и т.д.) и музыкальных звуков.
Звуки речи, звуковое подражание.
Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева,). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). Определение расположения объектов на плоскости (перед, за, между)
Коррекционно-развивающий курс «Двигательная коррекция» обеспечивает коррекцию индивидуального двигательного нарушения в зависимости от тяжести поражения опорно-двигательного аппарата, развитию функциональных возможностей кистей и пальцев рук и коррекции её нарушений. Содержание данной программы задано в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Основы знаний», «Дыхательные упражнения», «Упражнения лечебной физической культуры», игры и упражнения».
Содержание раздела «Дыхательные упражнения» направленно на обучение разным типам дыхания.
Раздел «Упражнения лечебной физической» включает в себя физические упражнения направленные на развитие всех мышечных групп организма, релаксацию мышц, упражнения для увеличения обьема активных движений, коррекцию движений с учетом индивидуальных особенностей.
Содержание раздела игры и упражнения» включает в себя ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, направленные на коррекцию ходьбы, бега, прыжков, элементов спортивной деятельности, координации в пространстве, зрительного восприятия.
С Чалмаевым А. выполняются упражнения лечебной направленности в исходных положениях сидя и лежа, упражнения для формирования и коррекции позы стояния ( развитие мышечной силы спины, брюшного пресса и задней поверхности бедра). Упражнения для формирования силовых способностей отдельных мышечных групп, упражнения с гантелями малого веса и утяжелителями, упражнения в сопротивлении, упражнения на тренажерах. Упражнения на мышечное расслабление при помощи положения (поза «Эмбрион», поза «Плуг»), при помощи растяжения мышц в динамическом режиме, а также за счет чередования режимов напряжения и расслабления мышц. Пассивная гимнастика. Глазодвигательная гимнастика (движение по прямой с фиксацией взгляда на неподвижный объект, движение с фиксацией взгляда на движущийся объект, фиксация взгляда на объектах расположенных на разном расстоянии друг от друга).
Осуществляется коррекция элементов спортивной деятельности. Лазанье по гимнастической лестнице, бросок и ловля мяча, передача мяча, ведение мяча ногой, ведение мяча ногой по ориентирам, бег за мячом, упражнения с обручем, прокатывание и ловля обруча, вращение обруча.
Формирование координационных способностей. Повороты переступанием, равновесие, равновесие на итболле, равновесие с изменением площади
Источник: ped-kopilka.ru