Программа шоковая терапия это

«Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х гг. Суверенная Россия, Российская Федерация после провозглашения независимости 12 июня 1990 г. включала в себя 89 регионов, в том числе и 21 национальное образование. Устанавливалась двухступенчатая система органов представительной власти — Съезд народных депутатов и двухпалатный Верховный Совет.

Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием Президент Б.Н. Ельцин, он же был Главнокомандующим Вооруженными силами страны. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд Российской Федерации.
Президент страны заявил о своем стремлении продолжить курс реформ. Ему предоставлялись широкие полномочия для проведения экономических реформ. Руководство страны взяло курс на «шоковую терапию», идея которой состояла в применении либеральной модели функционирования экономики и опиралась на опыт реформ, которые проводились в Польше.

Программа реформ включала следующие направления:

СПАСИТЕЛЬ ИЛИ ПРЕДАТЕЛЬ РОССИИ? | Егор Гайдар и его шоковая терапия

    • либерализация большинства цен, т.е. отказ от административного регулирования;
    • свобода торговли;
    • проведение приватизации, т.е. разгосударствление собственности с целью превращения частного сектора в основной сектор экономики;
    • жесткие меры налогового обложения.

    Идеологи реформ предполагали, что к концу 1992 г. на этой основе будет достигнута стабилизация экономики и созданы условия для ее подъема, а сам рынок без давления государства создаст оптимальную структуру экономического развития.

    Экономическая система была обременена структурными диспропорциями:

      • преобладанием добывающих отраслей над перерабатывающими;
      • высокой долей предприятий, работающих на военные нужды.

      Фактором, осложнявшим либеральные реформы, была дезорганизация народнохозяйственного комплекса, т.е. разрыв хозяйственных связей после распада СССР.
      Для проведения рыночных реформ не было создано политико-правовой базы: отсутствовали необходимые рыночные законы, а министерства и ведомства работали по-старому.
      С начала января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены. Для сбалансирования бюджета правительство стало сокращать важнейшие государственные программы. Резко упало финансирование армии, снизился государственный оборонный заказ. Это поставило на грань краха наукоемкие производства. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции.

      За год потребительские цены выросли в 26 раз. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Сбербанке. Упали социальные расходы, что ударило в первую очередь по малообеспеченным семьям.

      Приватизация охватила вначале предприятия розничной торговли, общественного питания, службы быта. Уже в первый год приватизации в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. В приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью.

      Шоковая терапия — просто о сложном

      Власть стремилась к скорейшему созданию класса собственников, который стал бы опорой существовавшего режима. Поэтому за бесценок приватизировались отдельными лицами предприятия и даже целые отрасли. Новый хозяин, который не вложил в приобретаемую собственность значительных средств, не стремился к обновлению производства, модернизации фондов.
      Таким образом, приватизация не привлекла финансовых ресурсов для оздоровления экономики и ее роста. Но московская приватизация дала экономический эффект, который позволил за счет полученных средств профинансировать важнейшие столичные программы развития и начать модернизацию жилищного фонда.
      Приватизация не получила народной поддержки. По плану приватизации каждый гражданин страны имел право получить свою долю общественной собственности, созданной в годы Советской власти. Приватизационный чек — «ваучер» — должен был стать символом равных возможностей в создании собственного дела (бизнеса). Государство не контролировало деятельность инвестиционных компаний и фондов, поэтому народ оказался обманутым.
      По существу приватизация привела к деиндустриализации страны. С 1990 г. ежегодное падение производства составило 20%. К середине 90-х гг. разрушенной оказалась тяжелая промышленность, распалась энергетическая инфраструктура страны. Вместо социальной модернизации общества приватизация привела к глубокому социальному расколу.

      Только 5% населения страны (100 тыс. семей из 145 млн человек) завладели национальным богатством России. Среди них ведущее место заняли представители аппарата управления, проводившие приватизацию. Государственные богатства скупали представители «теневой» экономики. В процессе приватизации преимущества имели и представители номенклатуры — «директорский корпус», «хозяйственники», которые широко использовали служебные связи.
      Резкое снижение социальной защищенности граждан России привело к высокой смертности — более 1 млн человек ежегодно. С 1990 по 1995 г. возрос уровень преступности в полтора раза. К середине 90-х гг. средний предпринимательский доход в 8 — 10 раз превышал среднюю заработную плату и в 30 — 40 раз — среднюю пенсию граждан России.
      В стране все больше стали утверждаться принципы индивидуализма и вседозволенности. Резко упала роль производящих форм труда — учителя, инженера, ученого и др.
      Как показывает опыт преобразований, масштабные изменения в обществе должны производиться с согласия всего общества, с учетом национальных традиций и находиться под контролем общества.

      Читайте также:
      Характеристика программы рыжовой наш дом природа

      Социально — политическое развитие страны. С начала проведения рыночных реформ шла борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти. Разочарование ходом реформ в большей части общества, экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многих слоев общества.

      Правительство постепенно лишалось «кредита доверия», стал расти авторитет оппозиционных сил. В 1992 — 1993 гг. в центре политической жизни России был конфликт между исполнительной (Президент России) и представительной (Съезд народных депутатов — Верховный Совет) властями, т.к. между ними отсутствовало разделение полномочий. Он отразил два подхода к будущему развитию страны: либерально-демократического и державно-коммунистического.
      В апреле 1992 г. на VI Съезде народных депутатов РФ сложился оппозиционный блок «Российское единство», который объединил противников правительственного курса реформ. Сторонниками блока постепенно стала большая часть депутатов. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов РФ Президент РФ Б.Н. Ельцин предложил провести референдум о доверии Президенту и Съезду народных депутатов. В результате упорной борьбы между двумя ветвями власти решено было провести референдум 25 апреля 1992 г.
      В референдуме приняли участие более 69 млн человек (65% общего числа граждан), в целом граждане России поддержали Президента Б.Н. Ельцина и проводимые им реформы. Но формула подсчета голосов позволила оппозиции продолжать борьбу против реформ.
      Часть оппозиции перешла к насильственным действиям. В результате столкновений демонстрантов с милицейскими силами во время первомайского праздника 1993 г. получили ранения несколько сотен человек и погиб один работник милиции. Складывающаяся обстановка приобретала все более опасный характер.
      Противостояние властей обострилось осенью 1993 г. К этому времени был подготовлен проект новой Конституции Российской Федерации, который предоставлял Президенту все более широкие права. Парламент стал откладывать принятие новой Конституции.

      Конституционный кризис 1993 г. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. Это был антиконституционный шаг со стороны Президента. Часть депутатов отказалась признать законность действий Президента и заявила об отстранении его от власти. К присяге был приведен новый Президент — А.В.

      Руцкой. Было сформировано параллельное правительство и выпущено обращение «К народу». В нем отмечалось, что проводимые реформы исполнительной власти «ведут к развалу экономики, науки, образования, здравоохранения, культуры, армии, к всеобщему обнищанию народа и началу вымирания россиян, к невиданному разгулу преступности». Указ Президента расценивался как «государственный переворот». Охрану Белого дома и депутатов, находившихся в нем, взяли на себя сторонники оппозиции.
      2 — 3 октября 1993 г. в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, а также неудачная попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В Москве было объявлено чрезвычайное положение и введены войска.
      Белый дом, где находился Верховный Совет, был блокирован армейскими частями. Президент принял решение о насильственном разгроме Верховного Совета. Армия выступила на стороне Президента. 4 октября после огня из танковых орудий Белый дом был взят, а его защитники арестованы. Среди них были убитые и раненые.
      События октября 1993 г. различные слои общества восприняли по-разному, но это были трагические страницы посткоммунистической российской истории. «Черный октябрь» разрушил систему Советов. Всенародное голосование по доработанному проекту новой Конституции должно было дать ответ на вопрос, что придет на смену Советам.
      На 12 декабря были назначены выборы в новый парламент и референдум по вопросу о принятии Конституции России. Между политическими партиями развернулась борьба за голоса избирателей. Ни одна из политических партий, поддерживающих курс Президента, не набрала более 15% от общего числа избирателей. Неожиданностью стал успех Либерально-демократической партии В.В. Жириновского (ей отдали голоса более 25% голосов).
      Важным шагом в стабилизации общественной жизни явилась поддержка большинством фракций Госдумы Договора об общественном согласии, провозглашавшего гражданский мир до проведения следующих выборов 1996 г.
      Новым органом законодательной власти стало Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, а Государственную Думу I созыва возглавил И.П. Рыбкин.
      Центральное место в работе Государственной Думы I созыва занимали вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения. В течение 1993 — 1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов. Подавляющая часть из них была подписана Президентом.
      12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся всенародно избираемый Президент.

      Читайте также:
      Какие бывают программы тестирования

      В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их исполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им также принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны, заключение мира.
      Новая Конституция получила поддержку населения страны при низком кворуме и предельно допустимом числе голосов, поданных «за» (28% избирателей, что почти на 22% меньше принятых цивилизационных норм для утверждения конституционных правил в обществе посредством референдума). Так или иначе народным голосованием были закреплены правомочия Президента. Новая политическая власть, установившаяся в результате событий 21 сентября — 4 октября 1993 г., получила формальное одобрение на свое существование 30 млн российских граждан из 106.
      Избрание новой законодательной власти в лице Федерального Собрания было поддержано всеми российскими регионами, кроме Чечни и частично Татарстана.
      Декабрьская Конституция 1993 г. закрепила важнейшие изменения в политической системе России. Прежде всего это был выбор в пользу президентской республики, в которой представительные органы играли не первостепенную роль. Сохраняя полноту компетенции в вопросах законодательства, они не могли не вмешиваться в сферу полномочий исполнительной и судебной властей.
      Вторым итогом года явилась ликвидация вертикали законодательных органов от Центра до мест, выражавшихся в системе Советов. Теперь представительные институты в Центре и на местах стали различаться по типу, названиям, функциям. Высший представительный орган — двухпалатное Федеральное Собрание — отличается от бывшего Верховного Совета тем, что его обе палаты действуют самостоятельно, различаются по функциям, составу, способам формирования и связям с избирателями.
      В субъектах Федерации на смену Советам или Верховным Советам пришли Законодательные собрания республик, краев, областей. Это уже не подчиненные, а самостоятельные органы, обладающие своим набором полномочий и прав. Ниже их — тоже самостоятельные муниципальные органы власти, занимающиеся местными делами.
      В январе 1994 г. Президент провел реформу, целью которой было разведение функций президентской исполнительской вертикали и правительства так, как это вытекает из новой Конституции. Правительство сосредоточивает в руках высшие функции хозяйственного управления, превращаясь в орган хозяйственной, экономической политики. А президентская вертикаль концентрирует у себя функции политического руководства — от высших президентских органов до местных администраций. Министерства, имеющие политическое значение (силовые структуры, дела национальностей и др.), контролируются Президентом через институты Совета Безопасности и другие конституционные механизмы.
      Подобная концентрация власти, характерная для президентской республики, вызывает опасения у многих политических сил. Может вызвать тревогу тот политический деятель, который попытается воспользоваться возможностями новой Конституции для создания авторитарного режима. Аргументом в пользу поворота к авторитаризму является перспектива роста политической нестабильности, связанная с формированием новой многопартийности. Государственная Дума испытывает влияние партийных страстей — столкновение фракционных интересов, конфликты личностей и групп.
      Верхняя палата — Совет Федерации — оказалась более защищенной от влияния партийных интересов и конфликтов. Но здесь ощутимо влияние местных элит, региональных политических партий и блоков.
      По своему персональному составу российское правительство является коалиционным. Процедура его формирования, учитывающая деловые качества кандидатов на министерские посты, характерна для беспартийного правительства.

      Источник: studopedia.ru

      Почему «шоковая терапия» была использована в России?

      У президента Ельцина было всего два варианта необходимой модернизации экономики. 1 –это программа Шатлина и Явлинского «500 дней» и программа Егора Гайдара, которую позже назвали «шоковой терапией».

      Вопрос модернизации стоял максимально остро, поскольку в стране на тот момент по сути не существовало экономики – плановая системы была разрушена, а рыночная еще не образовалась. Согласно данным, которые приводит «Фонд Гайдара», в какой-то момент в стране оставалось хлеба на несколько дней, и от голода могли спасти только экстренные меры.

      В своих воспоминаниях Ельцин, объясняя свой выбор, говорит о том, что программа экономических реформ Гайдара была более быстродействующей и менее утопичной, чем «500 дней». Гайдар предлагал более кардинальные меры, благодаря которым, по мнению целого ряда экономистов и политиков, России удалось сохранить свою целостность, создать рыночную экономику, избежать голода и остаться среди элиты на мировой политической арене.

      Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему: Размышления, воспоминания, впечатления…

      Ельцин Б.Н. Записки президента: Размышления, воспоминания, впечатления…

      Ельцин Б.Н. Президентский марафон: Размышления, воспоминания, впечатления.

      Читайте также:
      Программами архиваторами являются файлы с расширением

      Источник: yandex.ru

      «Шоковая терапия» Гайдара. Помните её? Положительные и отрицательные стороны.

      Егор Гайдар остается в истории нашей страны противоречивой фигурой. Уверен, большинство граждан России с раздражением вспоминают этого человека и его реформы, особенно пожилое поколение. Есть часть нашего общества, считающая, что реформы Гайдара спасли российскую экономику и, более того, государство от краха. Такую часть у нас принято называть «либералы».

      Как сказал мой ученик (я работаю учителем): «Либерал – это ругательное слово в России». Был еще один примечательный случай. Один из моих учеников из числа старшеклассников мне в личной беседе сказал: «Я исповедую либеральные взгляды, но умоляю, не считайте меня либералом в понимании идей современных российских либералов».

      Егор Тимурович Гайдар

      Немного слов о Егоре Гайдаре. Окончил экономический факультет МГУ и становится лидером молодых экономистов, требовавших радикальных реформ в экономике СССР. Заведовал отделом экономики журнала «Коммунист», затем была работа в газете «Правда». В итоге первый Президент России Б. Ельцин поднимет Гайдара до уровня исполняющего обязанности Председателя Совета Министров РСФСР.

      На этой должности он пробудет недолго с июня по декабрь 1992 года. Всего несколько месяцев, но они изменят в корне жизнь миллионов людей.

      Так как же проводил Гайдар свою «шоковую терапию»? Свой экономический эксперимент над народом России. Как положительные и отрицательные стороны носила его реформа?

      Шаг 1. Либерализация цен.

      Всё, государство перестало контролировать цены, и это привело к гиперинфляции. Согласно статистике, в этот год инфляция составила 2520% ! Сгорели все сбережения советских людей, я подчеркиваю, советских людей, потому что нельзя заснуть с советским менталитетом, а проснуться с рыночными взглядами на общество. Люди обнищали. Появилось поколение, у которого детство украла война, а старость — реформы Гайдара.

      Россия 1992 год.
      Россия 1992 год.

      Шаг 2. Приватизация государственной собственности.

      Они хотели как лучше… Каждый гражданин получил долю от государственного имущества в виде «ваучера», оцененного в 10000 рублей. Но власти, во-первых, не разъяснили людям, в чем полезность этой ценной бумаги, а во-вторых, при гиперинфляции миллионы продали свои ваучеры, чтобы свести концы с концами.

      Московское метро. Москва 1992 год.

      Шаг 3. Либерализация внешней торговли.

      Конечно, это положительная сторона реформ. Российские предприятия получили право торговать за рубежом. Должны были платить налоги. Но так как благодаря «прихватизации» (так народ России навал приватизацию) предприятия сконцентрировались в руках ограниченных лиц (в России появились олигархи), они предприняли серьезные меры ухода от уплаты налогов. И казна от этого не выиграла.

      С другой стороны открыв границы и впустив на отечественный рынок иностранные товары, Правительство Гайдара нанесло серьезный удар по отечественному производителю.

      Россия 1992 год.

      Шаг 4. Создание многоукладной экономики.

      Предполагалось создание в России предприятий с разными типами хозяйствования с различными формами собственности на средства производства. Это требовало абсолютной новой правовой базы государства. Здесь появилась новая проблема – конфликт Президента и Верховного Совета РСФСР.

      Депутаты Верховного Совета прекрасно видели, к чему ведут реформы Гайдара и резко выступили против его политики. Всячески тормозили принятие новых законов, предлагаемых Президентом. В такой ситуации нормативная база новых экономических отношений создавалась очень медленно.

      Расстрел здания Верховного Совета. Москва 1993 год.

      Шаг 5. Структурная перестройка экономики.

      Предполагалась создание конкурентно способной экономики. В итоге главные доходные статьи Российского бюджета — это продажа газа и нефти, полезных ископаемых.

      В декабре 1992 года Верховный Совет добился отставки Е. Гайдара, его преемник В. Черномырдин продолжил политику «шоковой терапии», но не в таком радикальном ее варианте.

      В итоге положительными сторонами «шоковой терапии» стали:

      1. Проведена массовая приватизация

      2. Ликвидирован товарный дефицит

      3. Запущены рыночные механизмы

      4. Формируется слой собственников

      Отрицательные стороны «шоковой терапии»:

      1. Глубокий спад производства

      2. Сырьевой характер российской экономики

      3. Падение жизненного уровня значительной части населения

      4. Появление безработицы и ее рост

      5. Ухудшение демографической ситуации

      6. Резкое имущественное расслоение общества

      7. Криминализация экономики и общества

      8. Зависимость страны от импорта

      Теперь Вы кратко знаете историю проведения реформ Е. Гайдара, их положительные и отрицательные стороны, можете сделать свои выводы.

      А как «шоковая терапия» Гайдара отразилась на вашей жизни и жизни ваших близких?

      Вам понравилась статья? Поддержите молодой канал лайком и подпиской. Вашему вниманию предлагаются другие статьи канала.

      #история #история россии #реформа #90е

      Источник: dzen.ru

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      EFT-Soft.ru