Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» с вопросами и ответами для школьников 7-9 класса
Принимать участие может несколько команд по 6 человек.
Команды выбирают себе капитана и придумывают название. Игра проводится в большом помещении, на стенах которого развешиваются плакаты с названием игры, красочно оформленные изображения вопросительных знаков, рисунки совы и т. д.
На сцене находится стол для ведущего. За местом ведущего расположено табло для отображения счета игры. Во время игры все команды сидят в зале. Каждая команда за отдельным столиком. Команды должны ознакомиться с правилами игры, ведущий напоминает их.
Правила игры
Ведущий зачитывает вопрос и дает одну минуту для обсуждения всем командам. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого в течение 20 секунд команды должны сдать в письменном виде свои ответы ведущему. По истечении 20 секунд звучит второй звуковой сигнал, после которого ответы от команд больше не принимаются. Ведущий быстро просматривает листочки с ответами команд и зачитывает, не называя при этом команды, «оригинальные ответы».
Что? Где? Когда? Первая игра Весенней серии. Выпуск от 21.03.2021
Затем он произносит правильный ответ, а результаты первого вопроса фиксируются на табло.
При правильном ответе на вопрос команда получает один балл. В скобках записывается рейтинг вопроса — число команд, которые не ответили на вопрос. Игра продолжается, задается следующий вопрос.
После прохождения половины игры, для разрядки и снятия напряжения организуется музыкальная пауза. Это может быть какой-нибудь номер, исполняемый ребятами. После музыкальной паузы игра возобновляется. Команда, победившая в игре (набравшая большее количество очков), награждается памятными медалями победителей, именными дипломами чемпионов игры «Что? Где?
Когда?», а так же призами.
В случае если одинаковое число баллов набрали две команды, для выявления победителя учитывается суммарный рейтинг всех вопросов. У какой команды он больше, та и победила в игре.
Вопросы для игры
Вопросы «Ассорти».
1. Назовите самую близкую к земле звезду. (Солнце.)
2. Назовите самый большой струнный щипковый музыкальный инструмент. (Арфа.)
3. Назовите самую первую женщину-космонавта. (В.Н. Николаева- Терешкова.)
4. Назовите самую высокую гору нашей планеты. (Джомолунгма или Эверест, 8848 м.)
5. Назовите самую главную книгу мусульман. (Коран.)
6. Назовите самую маленькую птицу. (Колибри, менее 2 грамм.)
7. Назовите самое распространенное в России дерево. (Лиственница. Она составляет 45% лесных массивов.)
8. Назовите самую крупную ягоду. (Арбуз.)
9. Назовите самое часто встречающееся имя на страницах произведений Кира Булычева. (Алиса.)
10. Назовите самую маленькую денежную единицу в США. (Цент.)
11. Как называется самая высокая океанская волна? (Цунами.)
12. Назовите самое популярное транспортное средство в Восточной Азии. (Велосипед.)
13. Назовите самый распространенный напиток, позволяющий утолить жажду. (Вода.)
Что? Где? Когда? – Самое скандальное завершение игры в истории Клуба! (28.06.1997)
14. Назовите самый большой на планете остров. (Гренландия.)
15. Назовите самую часто издаваемую книгу в мире. (Библия.)
16. Назовите самую распространенную обувь в России XVIII века. (Лапти.)
17. Назовите самую веселую цирковую профессию. (Клоун.)
18. Назовите самый популярный в Голландии цветок. (Тюльпан.)
Вопросы из области литературы.
Кто автор и откуда это выражение:
1. Прекрасное есть жизнь. (Н.Г. Чернышевский. Эта формула дана в диссертации «Эстетические отношения искусства к деятельности.)
2. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. (Н.А. Некрасов. «Поэт и гражданин».)
3. Рожденный ползать летать не может. (М. Горький. «Песня о Соколе».)
4. Человек — это звучит гордо! (М. Горький. «На дне».)
5. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (В.В. Маяковский. «Домой».)
6. Никто не обнимет необъятного. (Афоризм из «Плодов раздумий» Козьмы Пруткова.)
7. Тяжела ты, шапка Мономаха. (Из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».)
8. Подписано, так с плеч долой. (Из комедии Грибоедова «Горе от ума».)
9. Зри в корень! (Афоризм Козьмы Пруткова.)
10. Там русский дух, там Русью пахнет. (А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила».)
Вопросы и вопросики:
1. Кто из русских поэтов был повешен по приказу царя? (К. Рылеев.)
2. Назовите 11 опер и балетных постановок на сюжеты произведений А.С. Пушкина. («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Алеко», «Мазепа», «Руслан и Людмила», «Дубровский», Моцарт и Сальери», «Борис Годунов», «Бахчисарайский фонтан», «Золотой петушок», «Медный всадник».)
3. Название какого произведения известного русского писателя является наречием? («Накануне» ИС. Тургенева.)
4. Какой роман известного русского писателя начинается словами на французском языке? («Война и мир» Л.Н. Толстого.)
5. О каком матросе, который никогда не плавал, упоминается в одном из романов И.С. Тургенева? («Кот Матрос» в «Дворянском гнезде».)
6. Назовите фамилию Тимура из повести А. Гайдара «Тимур и его команда». (Гараев.)
7. Кто из русских писателей владел восемью иностранными языками? (Грибоедов. Был дипломатом-латинский, английский, французский, арабский итальянский, персидский, греческий, немецкий.)
8. Кто из писателей к каким произведениям написал эпиграфы: «Береги честь с молоду», «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»? (А. С. Пушкин к повести «Капитанская дочка», Гоголь к комедии «Ревизор».)
9. Кто из русских писателей в возрасте 70-ти лет катался на коньках, в 75 лет увлекался велосипедным спортом, в 82 года быстро ездил верхом на лошади? (Л.Н. Толстой.)
10. Как называется произведение, над которым М.Ю. Лермонтов работал 12 лет? («Демон», в 1829-1841 гг.)
11. Кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя, и какое произведение было им написано под впечатлением этого события? (Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы».)
12. Какой русский художник выкупил из неволи великого украинского поэта? (К. Брюллов выкупил Т. Шевченко.)
13. Какие литературные произведения легли в основу картин:
а) «Русалка» Крамского («Майская ночь». Н.В. Гоголь);
б) «Запорожцы» Репина («Тарас Бульба» Н.В. Гоголя);
в) «Бурлаки на Волге» Регина («На волге» Н. Некрасова);
г) «Отдых на после боя» Непринцева («Василий Теркин» А. Твардовского)?
14. Какое произведение создал А.С. Пушкин после изучения величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»? («Руслан и Людмила».)
15. Чьи это слова: «Есть еще порох в пороховницах? (Тарас Бульба из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».)
Вопросы из области истории:
1. Объясните значение слов:
— вече (народное собрание);
— полюдье (сбор князем дани с подвластных ему территорий);
— писало (палочка с острым концом для письма на бересте).
2. Какой храм явился прообразом Софии Киевской? (Софийский Собор в Константинополе.)
3. Назовите не менее 3-х племен восточных славян. (Например: кивичи, вятичи, радимичи, поляне.)
4. О ком писал русский летописец: «Легко и неслышно ходил он в походах, как барс. Не возил он с собой и шатра, но спал, подложив седло под голову. В бою был открыт и смел»? (Князь Святослав.)
5. Какое отношение шапка Мономаха имеет к Владимиру Мономаху? (По легенде Византийский император Константин Мономах подарил ее своему внуку Владимиру. С точки зрения историков: шапка не имеет к Владимиру никакого отношения, т. к. появилась на Руси гораздо позже при монголах-татарах.)
6. Объясните смысл происходящего на рисунке. (По приказу Владимира в день крещения киевлян все языческие идолы были сброшены в реку Днепр, это вызвало ужас я страх среди населения, желание спасти своих богов и старую веру.)
7. У А.С. Пушкина есть такие слова:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам.
А что говорит об этом история? Отомстил ли Олег хазарам или это сделал другой князь? (Князь Святослав разбил хазар.)
8. Правда ли, что поэма «Слово о полку Игореве» посвящена Игорю, сыну Рюрика? (Нет. Она написана позже, в 12 веке, Игорь здесь — брат Всеволода Большое Гнездо.)
9. Летописи донесли до нас образ князя Андрея Боголюбского, как человека гордого и заносчивого. Объясните, только ли черты характера князя заставили его смотреть на всех свысока? (Как установили медики по останкам Андрея Боголюбского, у него срослись 3 шейных позвонка, что не давало возможности наклонить вниз голову, голова князя всегда была высоко поднята.)
10. Х-ХII век. Подтвердите или опровергните мысль о том, что русские люди, жившие в это время, были темными и безграмотными. (Нет. Уже при Ярославе Мудром открылись школы для мальчиков, а при Вл. Мономахе и для девочек; известны многочисленные берестяные грамоты из Новгорода и др.)
Вопросы из области географии:
1. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Фернан Магеллан.)
2. Эта точка Земли интересна тем, что ее географические координаты равны нулю. Где находится эта точка? Найдите ее на географической карте. (Атлантический океан, Гвинейский залив.)
3. Этот город родился из римского военного поселения, затем появилась могучая крепость с ее кровавой военной историей. Вокруг нее квартал за кварталом нагромождались новые районы — хаотично и беспланово. Город строился не для забавы, роскоши или развлечений — он нужен был здесь, в устье реки, для торговли, для набегов на чужие земли. Это была обитель коммерсантов и воинов.
Сейчас это один из крупневших городов и портов мира, в котором сосредоточено примерно 14% всего населения страны. До 1953 года в пригороде города находилась известная всему миру обсерватория, через которую проходит нулевой меридиан Земли. Назовите город и знаменитый меридиан, который через него проходит. В устье какой реки расположен этот горорЗ (Лондон, Гринвичский, Темза.)
4. Чему равна длина экватора в градусах, километрах? (360, 4000 км.)
5. Может ли быть географическая широта равной 95 градусам? (Нет.)
6. Чему равна длина дуги экватора в длину ? (40 0 75,696 км.)
1. Запишите численный масштаб и постройте линейный, если именованный в 1 см — 5 км (1:500000); в 1 см — 3500 км (1:350000000); в 1 см — 100 м (1:10000).
8. Как можно с помощью горизонталей определить какой склон круче? (Где горизонтали ближе друг к другу, там склон круче.)
9. Чем относительная высота отличается от абсолютной? (Относительная высота — это высота одной точки относительно другой, абсолютная — относительно уровня моря.)
10. Что означает термин «география»? (Землеописание.)
Вопросы из области информатики:
1. Какой первоначальный смысл имело слово:
— компьютер? (Человек, ведущий расчеты.)
— калькулятор? (Камень (галька) для счета.)
2. Какие информационные процессы вы знаете? (Хранение, передача и обработка информации.)
3. Назовите имя первого программиста. (Леди Ада Августа Лавлайс, дочь лорда Байрона.)
4. Какое имя дал своей суммирующей машине Блез Паскаль? («Пас- калина», 1642 г.)
5. Какое отношение имеет жаккардовая ткань к информатике? (В ткацких станках Жаккарда узор задавался с помощью перфокарт. Эту идею Чарлз Бэбидж использовал для обработки информации с помощью компьютера.)
6. Что такое чип? (Интегральная схема на кремниевом кристалле.)
7. Какой диаметр может иметь гибкий диск? (8,5; 1,4; 3; 3,5 дюйма.)
8. Сколько лет счетам? (2000-5000 лет Китай, Египет, Греция.)
9. Что такое блок-схема? (Диаграмма, показывающая последовательность основных шагов программы.)
10. Чем отличается логическая ошибка от синтаксической? (Синтаксическая ошибка — описка обнаруживается компьютером, логическая ошибка компьютером не замечается, но приводит к неверным результатам работы.)
Вопросы из области физики:
1. В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В покое или движении находится книга относительно:
г) телеграфных столбов.
2. Какое движение называется равномерным?
Ответ: Равномерным движением называется движение, когда тело за равные промежутки времени проходит одинаковые пути.
3. Почему легче перепрыгнуть ров с разбега?
Ответ: При разбеге человек приобретает скорость и после отрыва от земли продолжает двигаться по инерции.
4. Почему опасно переходить дорогу перед близко идущим транспортом?
Ответ: Машина не может остановиться сразу при включении тормозов, она еще некоторое время движется вперед (движется по инерции).
5. Отличаются ли молекулы холодной воды от молекул горячей воды?
Ответ: Молекулы не отличаются, отличается только скорость их движения.
6. Объясните, почему газы можно сжать сильнее, чем жидкости?
Ответ: Расстояния между молекулами газа значительно больше, чем расстояния между молекулами жидкости.
7. Почему аромат цветов чувствуется на расстоянии?
Ответ: За счет явления диффузии.
8. Почему запахи пахучих веществ быстро распространяются в спокойном воздухе, а краситель (например, синька) в спокойной воде распространяется медленно?
Ответ: Скорость диффузии в газе больше скорости диффузии в воде, т. к. в газах молекулы движутся свободнее и расстояния между ними больше, чем в жидкостях.
9. Молекулы твердого тела находятся в беспрерывном движении. Почему же твердые тела не распадаются на отдельные молекулы?
Ответ: Между молекулами существуют силы притяжения.
10. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между ними существуют промежутки?
Ответ: Между молекулами на близких расстояниях (меньших диаметра молекул) возникают силы отталкивания.
11. В чем причина разрушений зданий при землетрясении?
Ответ: Явление инерции, т. к. почва вместе с фундаментом зданий приходит в движение, а само здание остается в покое.
Вопросы из области искусства и музыки.
1. Назовите имена известных русских пейзажистов. (Шишкин, Левитан, Куинджи, Поленов, Айвазовский.)
2. На какой картине русских художников море изображено одним живописцем, а человек — другим? («Пушкин у моря» Айвазовский и Репин.)
3. Каких наиболее известных художников-передвижников вы знаете? (Крамской, Перов, Саврасов, Ге, Шишкин, Маковский, Репин, Суриков, Васнецов, Левитан).
4. Какие картины русских художников однажды были сняты царем с выставки? («Отказ от исповеди» Репина и «Сельский крестный ход на пасху» Перова.)
5. Кто из великих художников был анатомом, биологом, астрономом, музыкантом, писателем, архитектором? (Итальянец Леонардо да Винчи, XVI век.)
6. Всему миру известны карикатуры, под которыми стоит подпись «Кукрыниксы». Но это псевдоним. Кто авторы этих работ? (Советские художники: Куприянов, Крылов, Соколов.)
7. Какой русский художник, всю свою творческую жизнь посвятил созданию одной картины? (Иванов Александр Андреевич «Явление Христа народу».)
8. Какой великий композитор начал свою концертную деятельность в шестилетнем возрасте? (Моцарт.)
9. Какой известный русский композитор был по профессии ученым-химиком, академиком медико-хирургической академии? (А.П. Бородин.)
10. Какой известный русский композитор был генералом русской армии, ученым в области военно-инженерного дела, профессором инженерной академии? (Кюи Цезарь Антонович.)
11. Великий русский композитор Бородин умер, не успев закончить свою оперу «Князь Игорь». Кто закончил ее? (Римский-Корсаков и Глазунов.)
12. Какой известный русский композитор являлся участником Отечественной войны 1812 года, а затем по ложному доносу был арестован и сослан в Сибирь? (Алябьев Александр Александрович.)
13. Какие музыкальные произведения посвящены легендарному броненосцу «Потемкин»? (Опера «Броненосец Потемкин», композитор Н. Речменский.)
14. По отрывку песни скажите, как называется песня (и кто авторы текста и музыки)?
Что ж ты, милая, смотришь искоса,
Низко голову наклоня.
Трудно высказать и не высказать
Все, что на сердце у меня.
(«Подмосковные вечера», слова М. Матусовского, музыка В. Соловьева-Седого.)
(Из этих вопросов можно составить игру-викторину для участников любого возраста с 5-го по 9-й класс.)
Источник: kladraz.ru
Программа клуба интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
рабочая программа
Цель программы: развитие познавательной активности подростков, формирование у них творческой активности, инициативности и позитивного отношения к жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное учреждение
«Демидовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»
клуба интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
В настоящее время в обществе изменилось отношение к игре, которая выступает как один из методов обучения и развития ребенка. Она выступает и как средство психологической подготовки к реальной жизненной ситуации.
Игра – это процесс, объединяющий вместе такие понятия, как общение и познание, необходимые человеку для его развития. Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила «детского общения» в игре помогают узнать о правилах, принятых в обществе.
В условиях социально-реабилитационного центра интеллектуально-познавательная игра – это одна их наиболее популярных форм работы с детьми.
Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
Современное образование направлено на подготовку личности ребенка к участию в жизни общества, его совершенствованию, что предъявляет повышенные требования не только к знаниям, но и к личностным качествам.
Интеллектуальная игра представляет собой коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Эта игра объединяет в себе черты как игровой, так и учебной деятельности, которые развивают у ребенка теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.д.).
С другой стороны данная деятельность выступает как средство достижения игрового результата. Игра дает радость взаимодействия. И дети, и воспитатели учатся понимать и принимать друг друга. Клуб интеллектуальной игры «Что? Где?
Когда?» позволяет создавать условия для формирования гуманистической атмосферы в коллективе воспитанников центра, что является одним из важнейших факторов его эффективного развития.
Цель подпрограммы клуба интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»: развитие (повышение) уровня познавательного интереса воспитанников центра, формирование у них творческой активности, инициативности и позитивного отношения к жизни.
— познакомить детей с многообразием современных интеллектуальных игр;
— обучить их взаимодействию в команде для достижения положительного результата, закреплению межпредметных связей;
— способствовать формированию личности, способной к саморазвитию;
-развивать логическое мышление, коммуникативные способности, эмоционально-волевую сферу детей.
Данная программа рассчитана на детей школьного возраста 10-15 лет.
Общее количество часов по программе — 40 , один час в неделю в течение года.
Формы проведения занятий:
Методы проведения занятий:
— словесные (беседы, консультации и др.);
— наглядные (презентации, работа с литературой, видео просмотры и др.);
-практические (организация и проведение разнообразных интеллектуальных игр, викторин).
В конце прохождения программы воспитанники должны знать основные правила работы с вопросами, с литературой, знать правила интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», знать основы взаимодействия в команде. Дети должны уметь решать вопросы разной степени сложности и логичности, отражать в содержании вопросов информацию из разных курсов, предметов, работать в команде по определенным, установившимся правилам. Способами проверки ожидаемых результатов являются итоговые игры.
Вводное занятие. История интеллектуальной игры. Вопрос – основа игры. Требования к вопросам
Принципы игры в команде. Распределение ролей
Источник: nsportal.ru
Программа интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?
Оценить
610 0
Содержимое разработки
Средняя общеобразовательная школа –
филиал НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления»
Директор _________ И. А. Беляева
Проект программы
«Интеллектуальный клуб «Что? Где ? Когда ?»
г.о. Тольятти
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В современном образовании большое внимание уделяется процессу социализации личности учащихся.
Понятием «социализация» обозначается процесс взаимодействия человека с обществом. Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. В образовательном процессе школы воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. Если за основу воспитательного процесса школа выбирает социализацию личности, возникает необходимость системного подхода к организации внеурочной деятельности учащихся. Программа внеурочной деятельности СОШ ТАУ призвана обеспечить решение задач социализации личности.
Процесс социализации предполагает выполнение учащимися определенной роли в практической деятельности. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности. В деятельности личность обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления. Именно поэтому основным принципом реализации Программы внеурочной деятельности СОШ ТАУ являетсядеятельностный подход.
Личность существует, проявляется, формируется и развивается в деятельности и общении. Движущими силами развития личности выступают противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания.
К таким противоречиям относятся:
противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;
противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В. А. Крутецкий).
Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. Данная программа предполагает уровневый подход к формированию и развитию ключевых компетентностей учащихся, необходимых в общественной жизни.
Смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.
В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называютсясоциальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. В школьном возрасте наибольшее значение приобретают разнообразные виды и типы деятельности (общение, игра, спорт). Программа внеурочной деятельности СОШ ТАУ представлена достаточным разнообразием направлений и видов внеурочной деятельности.
Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, формирования творческой индивидуальности школьника.
Однако индивидуальность может быть развита и может найти свое проявление только в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования обобщенного положительного опыта, также социально значимых умений и навыков общественного поведения. Данная программа создает условия длясаморазвития и самореализации личности учащихся.
Данная Программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности учащихся 5-11 классов. Для реализации Программы внеурочной деятельности в школе доступны следующие виды деятельности:
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
социально преобразующая деятельность;
трудовая (производственная) деятельность;
Данная Программа представлена следующими основными направлениями:
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Направления внеурочной деятельности представлены как содержательный ориентир, а реализация конкретных форм внеурочной деятельности учащихся основывается на видах деятельности.
Предусмотренные данной Программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей. Программа является модульной и состоит из 23 модулей, содержания которых предлагается учащимся для избирательного освоения. Программа внеурочной деятельности ориентирована на возраст учащихся 5-11 класса, при этом программа в целом предполагает деление учащихся на три возрастные категории:
Каждой возрастной категории соответствуют определенные роли участников внеурочной деятельности. Для младших подростков (5-6 класс) прописываются роли участников и исполнителей деятельности (создаются условия, при которых учащийся может принять на себя роль организатора), для старших подростков (7-8 класс) – роли участников, исполнителей и организаторов деятельности, для старшеклассников (9-11 класс) – роли исполнителей и организаторов.
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с учащимися (1 ч в неделю), так и возможность организовать занятия крупными блоками. Программа предусматривает как проведение аудиторных занятий, так и организация внеаудиторных активных занятий. Для возрастной категории 5-6 классов соотношение аудиторных и активных занятий определено максимальными показателями — 70% к 30% соответственно. Для возрастных категорий 7-8 и 9-11 классов данное соотношение составляет 50% к 50%, в качестве максимальных показателей.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие (социальная проба) школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие (социальный проект) школьника с социальными субъектами как на уровне школы, так и (что особенно важно) за пределами школы, в открытой общественной среде.
Согласно заявленному возрастному делению, учащиеся 9-11 классов в полной мере выходят на третий уровень результатов. Поэтому их деятельность направлена на реализацию социального проекта, как на уровне школы, так и возможность выхода во внешний социум. Основное направление внеурочной деятельности старшеклассников является организационно-управленческое, что отвечает специфики образовательного учреждения. Создание подобной системы позволяет обеспечить условия для формирования аналитических, творческих, коммуникативных способностей учащихся старших классов, для их успешной социализации и профессионального самоопределения, помогает сформировать организаторские, управленческие навыки.
Программа внеурочной деятельности разработана с учетом имеющихся в распоряжении СОШ ТАУ ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.
Программа модуля Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»
Кол-во часов (в том числе активных)
Введение в КТД. Технология КТД. Обучение приемам планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. Анализ проведения «Битвы титанов».
Подготовка и проведение мероприятий первого триместра. Разработка, подготовка и проведение «Битвы титанов» ( игры с родителями) в День самоуправления. Подготовка и проведение игр для 4-8 классов. Рефлексия деятельности Интеллектуального клуба«ЧГК» за триместр.
Подготовка и проведение мероприятий второго триместра. Разработка, подготовка и проведение игр для 9-11 классов, второго этапа игр для 4-9 классов. Рефлексия деятельности «УР» за триместр.
Подготовка и проведение мероприятий третьего триместра. Разработка, подготовка и проведениевторого этапа игр для 10-11 классов. Подготовка и проведение третьего этапа игр и финала. Участие в подготовке и проведении мероприятий Дней открытых дверей («Битва титанов»). Подготовка и проведение игры со зрителями.
Рефлексия деятельности за триместр и за учебный год.
Формы достижения определенного уровня результатов
Приобретение социальных знаний
Реализация приобретенных знаний на практике
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Моделирующая игра (создание конструктора КТД,).
Разработка и подготовка КТД
Социально-моделирующая игра — День самоуправления.
Серия игр для разных классов и параллелей.
Открытые мероприятия на неделе открытых дверей и игры с родителями.
Результаты первого уровня: приобретение школьником социальных знаний о правилах конструктивной групповой работы, об основах разработки социальных проектов и организации коллективно-творческой деятельности.
Результаты второго уровня:формирование и развитие у школьников умений и навыков коммуникативного общения, проектирование своей деятельности и деятельности других, прогнозирование результата, проведения анализа деятельности, использования их для достижения поставленных целей личного и социального характера.
Результаты третьего уровня: получение учащимися опыта самостоятельной организации дела для других людей, проявления творческой инициативы, опыта самоорганизации и организации деятельности с другими учащимися, опыта управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Примерный план деятельности
Источник: www.prodlenka.org