Программа школа России что это

Миллионы родителей из года в год ищут школу, которая подойдет их детям. Марина Моисеева больше 30 лет проработала в школе учителем географии, причем 14 из них она занимала должность директора одной московских школ. Свой педагогический опыт она собрала в книге «Как выбрать школу для ребенка?». Публикуем отрывок, посвященный существующим на данный момент программам начальной школы.

Поступление ребенка в школу — для многих родителей это именно выбор школы. Но начальная школа — это ещё и выбор программы обучения. Каждая школа имеет право выбрать любую из существующих в настоящее время и апробированных в течение многих лет программ — традиционных и авторских. Школ, работающих по авторским программам, намного меньше, поэтому мы начнем обзор именно с традиционных программ.

Выбор той или иной программы обучения в начальной школе определяет набор предметов, которые будут изучать дети, учебники и рабочие тетради, а также дополнительные учебные и дидактические материалы, которые входят в состав учебно-методических комплексов (УМК), созданных для каждого года обучения в начальной школе. Если в составе УМК каких-то предметов нет, то это не означает, что они не изучаются. Скорее всего, они есть, но учитель будет работать по другим программам и учебникам.

Программы начальной школы. Подготовка к школе

Некоторые программы предусматривают необходимость дополнительной подготовки детей для поступления в первый класс. То есть, если программа предполагает серьезную учебную нагрузку уже с первого класса, и ориентирована на детей, которые уже умеют читать и считать, то без специальной подготовки к школе ребенку будет учиться сложно. Где такую подготовку лучше всего получать? В подготовительных группах дошкольного отделения школы, либо на курсах подготовки к поступлению, которые предлагаются в системе дополнительного образования.

Есть программы, в которые их авторами заложен принцип вариативности, т. е. учебный материал подается так, что каждый ребенок может выбрать для себя ровно то, что ему важно, интересно и по силам. В некоторых программах вариативность не предусматривается, поскольку они изначально создавались для одаренных и высокомотивированных детей.

Также важно понимать, проработана ли программа на уровне средней школы или УМК по выбранной методике обучения разработан только для начальной школы? Это означает, что при переходе в 5-й класс, в котором обучение проходит по другой программе, у ребенка могут возникнуть затруднения. Они со временем будут устранены, так как все программы в любом случае регламентируются действующими федеральными образовательными стандартами для начальной школы, но, тем не менее к несовпадению программ нужно быть готовым заранее.

Очень важный вопрос — включены ли учебники, которые используются в начальной школе, в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в школе. Этот перечень учебников обновляется каждый учебный год. Если тот или иной учебник не вошел в федеральных перечень рекомендуемых и допущенных к использованию в школе учебников, то он может использоваться только как дополнительное учебное пособие, но не как основной учебник. Как правило, большинство учителей работают по рекомендуемым и допущенным учебникам, но используют для работы с детьми и различные комбинации учебных пособий, рабочих тетрадей и другие материалы, которые подбирают из различных УМК.

Итак, какие же программы можно увидеть в российских начальных школах?

1. Программа «Школа России»

Кратко о программе: Самая широко распространенная программа начальной школы, которая используется уже более 15 лет. Большой авторский коллектив — В. Г. Горецкий, М. И. Моро, А. А. Плешаков, В. П. Канакина, Л. М. Зеленина, Л. Ф. Климанова и др. Самая легкая из программ.

Это современный вариант классической советской системы обучения, в котором сочетаются проверенные временем методики с новыми технологиями обучения, в том числе цифровыми. Система заданий в учебниках направлена на подготовку учащихся к выполнению Всероссийских проверочных работ. В УМК входит система дополнительных пособий, которая направлена на развитие у детей самостоятельности. Но самое главное, что эти пособия можно использовать дома — они помогут родителям правильно организовать работу над закреплением полученных знаний на уроке.

Какие предметы входят в УМК: русский язык, литература, математика, окружающий мир, информатика, изобразительное искусство, музыка, технология, физкультура, ОРКСЭ, иностранные языки — английский, немецкий, французский, испанский

Требуется ли подготовка к поступлению: нет

Есть ли преемственное продолжение в средней школе: да.

Для кого больше всего подойдет: Поскольку это самая медленная по темпу обучения и легкая по содержанию из всех действующих программ, то она подойдет детям, которые не проходили специальную подготовку к поступлению в первый класс и не освоили письмо и счет. Система заданий в учебниках позволяет успешно обучаться детям с разным уровнем подготовки и способностями. Математика — не самая сложная по сравнению с другими программами.

2. Программа «Начальная школа ХХI века»

Кратко о программе: УМК разработан авторским коллективом под руководством Н. Ф. Виноградовой (А.М. Пышкало, Л. Е. Журова, О. А. Евдокимова, С. В. Иванов, М.И Кузнецова и др.). Программа ориентирована на сильных учащихся, направлена на развитие логического мышления. Много заданий повышенной сложности по математике и литературному чтению.

Программа предусматривает много исследовательских и проектных заданий, направлена на развитие познавательного интереса ребенка при высокой скорости изучения и усвоения материала. Вместе с тем, адаптация ребенка к школе идет постепенно — объём изучаемого материала повышается постепенно, в игровой форме и с помощью заданий на смекалку и фантазию. Программа хорошо развивает самостоятельность и самооценку ребенка.

Какие предметы входят в УМК: русский язык, литература, математика, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура, английский язык

Требуется ли подготовка к поступлению: нет

Есть ли преемственное продолжение в средней школе: есть до 8 класса включительно.

Для кого больше всего подойдет: Для детей, которые уже умеют хорошо читать, для любознательных детей с широким кругозором, кто готов к самостоятельной работе с учебным материалом, проявлению инициативы и активной познавательной деятельности.

3. Программа «Перспективная начальная школа»

Кратко о программе: Программа создана на основе научных идей развивающего обучения Л. В. Занкова и Д. Эльконина — В Давыдова. Среди авторов учебников: Н.Г. и Ю.А Агарковы, Н. А. Чуракова, А. Л. Чекин, С. Г. Тер-Минасова и др.

Основной задачей программы является развитие личности школьника, его индивидуальности и творческих способностей, формирование желания и умения учиться, кроме того в ней заложены воспитание нравственных и эстетических чувств ребёнка, его эмоционально–ценностного позитивного отношения к себе и окружающим. Программа обучает ребенка работать с информацией в словарях, справочниках, библиотечном каталоге.

Между учебниками, которые входят в УМК, существуют перекрёстные ссылки, а также ссылки на ресурсы интернета. Из учебника к учебнику переходят одни и те же действующие лица, с помощью которых ученик получает знания — это разновозрастные брат и сестра (Миша и Маша), а также многочисленные второстепенные персонажи, периодически возникающие на страницах учебника. В оформлении учебников применён принцип разноцветных (разнотематических) страниц, книги и тетради снабжены яркими иллюстрациями. На уроках дети часто разбиваются по группам, выполняя совместно разные задания. В УМК заложено изучение четырёх иностранных языков: английского, испанского, немецкого, французского.

Какие предметы входят в УМК: русский язык, литература, математика, информатика и ИКТ, окружающий мир, ОРКСЭ, технология, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, английский язык

Читайте также:
Link shell extension что это за программа

Требуется ли подготовка к поступлению: нет

Есть ли преемственное продолжение в средней школе: нет.

Для кого больше всего подойдет: Программа подойдет детям с разными способностями и успеваемостью, но которым подходит быстрый темп обучения.

4. Программа «Планета знаний»

Кратко о программе: Коллектив авторов учебников под руководством И. А. Петровой в составе: Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина, Э. Э. Кац, М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова, Г. Г. Ивченкова и др. У учебников есть электронные приложения. Программа с развивающим компонентом. Позволяет ребёнку научиться мыслить, жёстко не алгоритмизирована.

Программа ориентируется на самостоятельную деятельность ребёнка, на развитие способности ориентироваться во всё возрастающем количестве информации, учит выбирать действительно нужную и важную. Математика сложная, богата логическими заданиями, точно так же, как и литература, где большое внимание уделяется анализу произведений.

Какие предметы входят в УМК: русский язык, литература, математика, окружающий мир, информатика, ОРКСЭ, технология, музыка, изобразительное искусство, физическая культура

Требуется ли подготовка к поступлению: да (ребенок должен уметь читать и считать)

Есть ли преемственное продолжение в средней школе: нет.

Для кого больше всего подойдет: Для учащихся с разным уровнем подготовки, но готовых к самостоятельной проектной деятельности и большим по объему домашним заданиям.

5. Программа «РИТМ»

Кратко о программе: УМК «РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление». Авторский коллектив: Т. Г. Рамзаева, Л. И. Тимченко, К. Е. Корепова, Г. М. Грехнева, Г.К. и О. В. Муравины, Е.В. и А. И. Саплины и др. Программа нацелена на вариативность обучения и повышение мотивации учащихся.

Все предметы начальной школы интегрированы. Процесс обучения поддерживается обширной по ресурсам информационно-образовательной средой.

Какие предметы входят в УМК: русский язык, литература, математика, окружающий мир, информатика, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура

Требуется ли подготовка к поступлению: нет

Есть ли преемственное продолжение в средней школе: нет.

Для кого больше всего подойдет: Подойдет для разных детей, но будет точно интересна для тех, кому нужен индивидуальный подход, разные уровни сложности и вариативности учебной траектории.

6. Программа «Перспектива»

Кратко о программе: Программа создана авторским коллективом под руководством Л. Г. Петерсон. Авторы учебников в составе УМК: Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева, Г. В. Дорофеев, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, А. А. Плешаков и др. Система развивает познавательный интерес ребенка. Самым сложным для усвоения предметом является математика, в которую включен геометрический материал.

Со второго класса предлагаются практические задания на моделирование фигур, изготовление каркасных моделей. Такие задания помогают развивать пространственное мышление. Особое внимание в программе уделяются развитию творчества ребёнка. Предлагаются игровые, проектные, практические задания.

Какие предметы входят в УМК: русский язык, литература, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, физическая культура, ОРКСЭ, иностранные языки — английский, немецкий, французский, испанский

Требуется ли подготовка к поступлению: да (развитие речи, математика, окружающий мир)

Есть ли преемственное продолжение в средней школе: да.

Для кого больше всего подойдет: Поскольку программа довольно сложная, то больше всего подойдет детям, которые хорошо подготовлены по математике и еще до школы научились считать и выполнять простейшие математические действия.

7. Программа по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Кратко о программе: Это, фактически, не просто программа, а система обучения, разработанная великими советскими учёными — психологами Д. Б. Элькининым и В. В. Давыдовым. Имеет более чем 40-летнюю историю, в российских школах по этой системе школы работают с 1996 года. Особое место в программе уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения.

Авторы учебников в составе УМК: В. В. Репкин, Е. В. Вострогова, В. А. Левин, Т. В. Некрасова, Л. И. Тимченко, Д. Б. Элькинин, Г. А. Цукерман, О. Л. Обухова, С. В. Ломакович, Е. И. Матвеева, В. В. Давыдов, Э. И. Александрова, Е. В. Чудинова и др.

Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков, среди которых особое место занимает рефлексия, умение анализировать информацию, искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Кроме того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров. Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.

Какие предметы входят в УМК: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.

Требуется ли подготовка к поступлению: нет

Есть ли преемственное продолжение в средней школе: нет.

Для кого больше всего подойдет: Подойдет для детей с нестандартным и хорошо развитым мышлением. Поскольку уровень преподавания предметов очень сложный, то и учиться успешно будут только те дети, которые имеют хороший уровень подготовки к школе и повышенную работоспособность.

8. Программа «Гармония»

Кратко о программе: Программа базируется на двух принципах: гуманизации и развивающем обучении. Особенность УМК — динамическое оценивание успехов каждого ребёнка, которые отражаются в портфолио. Концепцию программы предложила доктор педагогических наук Н. Б. Истомина. Среди авторов учебников в составе УМК: М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. В. Кубасова, Н. Б. Истомина, О. Т. Поглазова и др.

Какие предметы входят в УМК: русский язык, литература, математика, окружающий мир, информатика, технология, изобразительное искусство, ОРКСЭ, музыка.

Требуется ли подготовка к поступлению: да (навыки коммуникации, логического мышления, мотивация к обучению)

Есть ли преемственное продолжение в средней школе: да.

Для кого больше всего подойдет: Для одаренных детей, умеющих активно общаться, логически мыслить и обладающих объективным интересом к знаниям.

9. «Школа 2100»

Кратко о программе: Программу разрабатывает коллектив авторов: А. А. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, С. К. Бондарева, Ш. А. Амонашвили и др. В основе программы лежит «педагогика здравого смысла» известного советского психолога А. А. Леонтьева. Среди авторов учебников в составе УМК: Р.Н. и Е. В. Бунеевы, О. В. Пронина, Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. В. Горячев, А. А. Вахрушев и др.

Особенностями программы являются преемственность на всех этапах обучения от детского сада до вуза, системность в использовании полученных знаний и непрерывность в последовательности учебных задач. Работа по программе продолжается в среднем звене. На выходе авторы видят ребёнка, способного к саморазвитию, владеющего картиной мира и несущего ответственность за себя и своё образование.

Учебники построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами (например, задания, связанные с поиском в тексте главного). Именно по этой причине авторы не разделили весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники.

Какие предметы входят в УМК: русский язык, литература, математика, окружающий мир, информатика, технология, изобразительное искусство, ОРКСЭ, музыка, физическая культура.

Требуется ли подготовка к поступлению: да

Есть ли преемственное продолжение в средней школе: да.

Для кого больше всего подойдет: Для разных по уровню подготовки учащихся.

10. «Планета знаний»

Кратко о программе: Основополагающий принцип этой программы — вариативность. УМК состоит из двух частей: базовый уровень (должны знать все учащиеся) и повышенной сложности (нестандартные задания для любознательных и способных учеников). Руководитель авторского коллектива — И. А. Петрова. Среди авторов учебников в составе УМК: Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина, Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина, М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова, Г. Г. Иваноченкова, И. В. Потапов, Е.В. и А. И. Саплины и др.

Читайте также:
Ms powerpoint что это за программа описание

Программа предусматривает, что ученик должен сам стремиться к новым знаниям и получать удовольствие от обучения, поэтому создает наиболее комфортные условия, делая первый год обучения адаптационным. В программу заложен принцип вариативности уровней и заданий.

Какие предметы входят в УМК: русский язык, литература, математика, окружающий мир, информатика, технология, изобразительное искусство, ОРКСЭ, музыка, физическая культура.

Требуется ли подготовка к поступлению: да (ребенок должен уметь читать и считать)

Есть ли продолжение в средней школе: нет.

Для кого больше всего подойдет: Для разных по уровню подготовки учащихся.

Источник: mel.fm

Школьные программы для 1 класса, обзор

Начало обучения в школе — волнительный момент для ребенка и для родителей. Перед выбором школы предстоит решить много важных вопросов, один из них — выбор школьной программы для первого краса. При видимой универсальности все программы очень разные, у каждой есть свои плюсы и минусы, поэтому стоит разобраться в них прежде, чем сделать свой выбор. Мы постарались рассказать о самых известных школьных программах для 1 класса.

Школа России

Программу «Школа России» часто называют одной из самых легких и доступных. Научный руководитель комплекта — Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук.

Программа «Школа России» включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования:

  • Обучение грамоте и чтению.
    Русская азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.
  • Русский язык (2 линии).
    Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.
    Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  • Литературное чтениe. Автор Климанова Л.Ф.
  • Математика. Авторы: Моро М.И. и др.
  • Окружающий мир. Автор Плешаков А.А.
  • Изобразительное искусство (2 линии).
    Авторы: Неменская Л.А.(1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс).
    Авторы: Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс).

Упор в этой школьной программе для 1 класса сделан на духовно-нравственной развитие. При этом программа, несмотря на ее «простоту» достаточно полная, чтобы перейти в среднюю школу без пробелов в знаниях. Учителя отмечают, личностно-ориентированный вектор программы, учитывающий особенности каждого ребенка.

Школьная программа для 1 класса: обзор

Школа 2010

Школьную программу для 1 класса «Школа 2010» также называют «программой Петерсон». Ее предпочитают сторонники раннего развития ребенка. Школьные учебники этой программы — продолжение учебников, по которым дети занимались в саду. Программа может показаться достаточно концентрированной и сложной. При этом ее авторы придерживаются принципов адаптивности.

Ее главные задачи:

  • сформировать готовность к производительному труду
  • сформировать готовность к дальнейшему обучению и — более широко — вообще к непрерывному образованию.
  • вырастить естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение.
  • обеспечить определенный уровень общекультурного развития. Примером может служить формирование (выращивание) у школьника умений адекватного художественного восприятия хотя бы литературы
  • сформировать определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, успешную социальную активность и успешное социально-личностное развитие
  • предоставить максимальные возможности для формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности
  • сформировать знания, установки и базисные умения педагогической деятельности.

Принципы программы:

  • Принцип адаптивности. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.
  • Принцип развития. Основная задача школы — это развитие школьника, и в первую очередь — целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
  • Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника.
  • Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.
  • Принцип целостности содержания образования. Иными словами, все «предметы» взаимосвязаны между собой.
  • Принцип систематичности. Образование должно быть систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования.
  • Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка — это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня, а это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
  • Принцип ориентировочной функции знаний. Задача общего образования — помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.

Гармония

Школьная программа для 1 класса: лучшие программы

Школьная программа для 1 класса «Гармония» вышла под редакцией Н.Б. Истоминой.

В основу программы легла система развивающего обучения Занкова, в которой ранее работала Наталья Борисовна Истомина.

Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Содержание: учебники по всем учебным предметам с 1 по 4 класс. Многие родители и педагоги отмечают очень хорошую подачу курса русского языка и литературы.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.

  • В учебниках реализуется деятельностный подход к организации учебной работы, что позволяет формировать у учащихся умение осознавать учебную задачу, планировать свои действия, осознанно их выполнять, осуществлять самоконтроль (итоговый и пошаговый), проводить самооценку.
  • На материале каждого учебного предмета осуществляется целенаправленное формирование приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), обучение установлению причинно-следственных связей, построению рассуждений, фиксации выводов в различной форме: словесной, схематичной, модельной.
  • Наряду с формированием логического мышления, все учебники создают условия для совершенствования эмоциональной сферы ребёнка, для расширения его опыта образного восприятия мира, для развития образного мышления.
  • Учебниками образовательной системы «Гармония» обеспечивается обучение всем видам речевой деятельности, в том числе различным видам чтения, поиску, получению, переработке и использованию информации, её пониманию и представлению в различной форме: словесной, изобразительной, схематичной, модельной.
  • Методическим аппаратом учебников созданы условия для организации продуктивного общения, сотрудничества детей с учителем и друг с другом, для формирования в целом коммуникативных умений: слушать и стараться понимать собеседника; строить свои высказывания с учётом задач, условий и принятых правил общения; использовать речь как средство организации совместной деятельности, как способ запроса, получения и передачи информации; создавать небольшой монолог, участвовать в диалоге, в коллективной беседе, понимать возможность различных точек зрения на один и тот же вопрос, осознавать и аргументировать своё мнение.
  1. М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина. Букварь.
  2. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Русский язык.
  3. О. В. Кубасова. Литературное чтение.
  4. В. Г. Владимирова, Е. Я. Григорьева. Французский язык.
  5. Н. Б. Истомина. Математика.
  6. Н. К. Нателаури, С. С. Маранин. Информатика и ИКТ.
  7. О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин. Окружающий мир.
  8. Н. М. Конышева. Технология.
  9. Т. А. Копцева, В. П. Копцев, Е. В. Копцев. Изобразительное искусство.
  10. М. С. Красильникова, О. Н. Яшмолкина, О. И. Нехаева. Музыка.
  11. Р. И. Тарнопольская, Б. И. Мишин. Физическая культура.
  12. Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц. Основы религиозных культур и светской этики.
Читайте также:
Что за программа аис фссп

Школа 21 века

Особенности школьной программы для 1 класса «Школа 21 века» в мягкой и постепенной адаптации детей к новым условиям.

Система учебников для 1-4 классов. Учебники:

  • Включены в федеральный перечень учебников Министерства образования и науки, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования.
  • Закупаются государственными и частными школами.
  • Нацелены на комфортное и успешное освоение образовательной программы для начальной школы.

Принципы:

  1. Индивидуальный подход к ребенку: такой подход поощряет и мотивирует ребенка, обеспечивая ребенку гармоничное развитие и самореализацию.
  2. Комфортная адаптация к учебному процессу: система учебников имеет более продолжительный адаптационный период в 1-м классе и помогает ребенку «привыкнуть» к обучению. Постепенное погружение в образовательный процесс позволяет избежать стресса как детям, так и родителям.
  3. Поощрение детского любопытства и тяги к знаниям: система учебников построена таким образом, чтобы ребенок учился думать, а не заучивать, развивать свой кругозор, эрудицию. Процесс обучения приносит ребенку удовольствие, ежедневное открытие чего-то нового и ощущение успеха.

Школьная программа для 1 класса: какую выбрать?

Автор проекта Н.Ф. Виноградова — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующая Центром начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

Авторы комплекта были убеждены, что обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения и формирует у школьника, как говорил психолог А.Н. Леонтьев, «реально действующие мотивы».

Система образования Эльконина-Давыдова

Результат обучения по программе Эльконина — Давыдова — на выходе из школы иметь развитую, свободную личность.

Выпускник из начальной школы — прежде всего школьник с развитым творческим потенциалом, а это значит с развитым воображением. Для решение этой задачи в системе существует ряд специальных учебных курсов. В общем учебном плане образовательной области «Искусство» отводится до 35% учебного времени.

Кроме этого, авторы системы Эльконина — Давыдова хотят, чтобы у выпускников начальной школы были сформированы способности к рефлексии как основы теоретического мышления, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:

  • знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
  • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
  • умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
  • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.

Способность к рефлексии, по мнению авторов программы Эльконина — Давыдова, есть важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Вторая составляющая умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации, экспериментируя, которая является предметом особой заботы в основной школе.

Способности к содержательному анализу и содержательному планированию также относятся к основам теоретического мышления и должны быть в основном сформированы к концу начальной школы. Сформированность этих способностей обнаруживаются если:
— учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
— учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.

В результате обучения по системе Эльконина — Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.

Система образования Занкова

В конце 50-х годов Л.В.Занков попытался раскрыть характер связи между построением процесса обучения и развитием учащихся. Его интересовал вопрос о механизмах развития, о подлинных причинах достижения ребенком того или иного уровня развития. Всесильно ли обучение? Влияют ли и внутренние факторы на ход развития? Вот на какие вопросы он пытался найти ответы.

При проведении эксперимента Л.В.Занков широко использовал методы психологического изучения учащихся. Это позволило проводить тщательное изучение эффективности осуществлявшихся педагогических нововведений.

Результаты получились интересными. В итоге:

  • доказано положение о ведущей роли обучения в развитии: изменение построения обучения влечет за собой изменения психического облика школьников;
  • выявлено, что обучение действует не прямолинейно, а преломляясь через внутренние особенности ребенка, через его внутренний мир, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития;
  • введено понятие «общее развитие» как общая цель и показатель эффективности начального обучения; раскрыты линии и способы изучения общего развития школьников; показано, что до сих пор в практике не использовались огромные резервы развития ребенка.

Результатом этой работы стало создание школьной программы для 1 класса.

Задача обучения. Во главу угла в системе Занкова выдвигается задача общего психического развития, которое понимается как развитие ума, воли, чувств детей и рассматривается как надежная основа усвоения знаний, умений, навыков.

Учитель должен переориентироваться в видении ученика, воспринимать его не только как способного или малоспособного к усвоению школьной программы, но и как человека со всеми его переживаниями, желаниями, интересами, человека, пришедшего в школу не только для того, чтобы получить знания, но и для того, чтобы счастливо, полноценно прожить эти годы.

Богатство содержания образования достигается, во-первых, за счет включения в учебный план (при обычной часовой нагрузке) в качестве отдельных предметов естествознания (с 1 класса), географии (со II класса); во-вторых, за счет обогащения содержания обычных, общепринятых в начальных классах предметов — русского языка, чтения, математики, трудового обучения, предметов эстетического цикла: в-третьих, за счет изменения соотношения значимости так называемых главных и неглавных предметов (музыки, изобразительного искусства, уроков труда). С точки зрения общего развития нет главных и неглавных предметов. И не меньшее значение, чем продвижение учащихся в овладении орфографическими навыками, счетом, чтением имеет овладение изобразительной деятельностью, приобщение к произведениям искусства, развитие ручных умений, умений наблюдать окружающий мир — всем этим подчас питается процесс овладения навыками; в-четвертых, за счет увеличения удельного веса знаний, получаемых детьми под руководством учителя вне стен школы, во время раз личного рода экскурсий; в-пятых, за счет привнесения в ход урока самостоятельных, личных, житейских наблюдений детей (ученикам предоставляется возможность делиться такими наблюдениями с товарищами, это обогащает урок и благотворно влияет на само ощущение детей в школе); в-шестых, важным элементом содержания образования в классах выступает собственное «Я» ребенка, познание, осознание ребенком самого себя.

Песня о школе. Кадры из фильма «Доживем до понедельника»

Поскольку вы здесь.

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Источник: www.pravmir.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru