«Начальная школа XXI века» — это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Система разработана коллективом учёных Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководитель проекта — заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна. Учебно-методический комплект (УМК) «Начальная школа XXI века» выпускает издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ».
Cистема учебников «Начальная школа XXI века» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253):
Школа 21 века или Школа России 1 класс ?! / Офелия Мирзоян
— Русский язык.
Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.
Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В.
— Литературное чтение. Авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.
— Математика. Авторы: Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., Юдачева Т.В.
— Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.
— Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Авторы: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.
ОРКСЭ. Основы светской этики (в 2-х частях).
ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур (в 2-х частях).
ОРКСЭ. Основы православной культуры (в 2-х частях).
ОРКСЭ. Основы исламской культуры (в 2-х частях).
— Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.
— Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.
— Физическая культура. Авторы: Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С.
— Английский язык «FORWARD».Авторы:Вербицкая М.В.,Оралова О.В.,Эббс Б.,Уорелл Э.,Уорд Э.
Cистема «Начальная школа XXI века» также включает в себя учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс» (авторы Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.), который не входит в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).
Все учебники программы «Начальная школа XXI века» были включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
Учебники системы «Начальная школа XXI века» успешно прошли экспертизы Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО) в 2010 году. Экспертные заключения, полученные в двух Российских академиях, содержат однозначный вывод, о том, что данная система обеспечивает выполнение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Качество обучения по программе «Начальная школа XXI века» проверено многолетним отслеживанием результатов практически во всех регионах Российской Федерации. Не случайно коллектив авторов «Начальной школы XXI века» был удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования.
Для авторского коллектива и издательства одной из приоритетных остается задача сделать работу учителя максимально эффективной, заранее предложив ему варианты решения проблем, возникающих в учебном процессе. В помощь педагогам на сайте издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ» опубликован вариант основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, работающего по системе учебников «Начальная школа ХХI века».
Материал учебников, рабочих тетрадей и методических пособий нацелен на решение задач, стоящих перед начальным общим образованием на современном этапе развития общества. С самого своего возникновения в 1997 году основной дидактической идеей комплекта «Начальная школа XXI века» был системно-деятельностный подход.
Дети, прошедшие обучение по данным учебникам, неизменно показывают хороший результат не только при итоговой аттестации и в педагогической диагностике, но и в международных педагогических исследованиях. В результате применения программы «Начальная школа XXI века» в учебном процессе осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. Успешно формируются универсальные учебные действия. На материале данных учебников и сопровождающих их учебно-методических материалов учителя начальной школы могут успешно осуществлять духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, а также системно работать над укреплением физического и духовного здоровья обучающихся.
Сформированность учебной деятельности школьника предполагает: умения учиться («умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). Приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика.
УМК «Начальная школа XXI века» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах.
- Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.
- Природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.
Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).
Школьная программа «Начальная школа XXI века» включает в себя полный набор пособий, обеспечивающих достижение требований основной образовательной программы начального общего образования: программы и учебники по всем предметам учебного плана начального общего образования, учебные тетради к ним, методические пособия, дидактические материалы (включая электронные образовательные ресурсы), программы и пособия по внеурочной деятельности. Неотъемлемой частью системы «Начальная школа XXI века» являются издания, обеспечивающие процедуру оценки достижения планируемых результатов и педагогическую диагностику.
Система «Начальная школа XXI века» всемерно учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, поддерживает самоценность данной ступени как фундамента всего последующего образования. Опираясь на опыт дошкольного детства и закладывая основы предметных знаний и универсальных учебных действий, система «Начальная школа XXI века», обеспечивает преемственность с основными образовательными программами дошкольного и основного общего образования.
Источник: nnmama.ru
Особенности программы «Начальная школа 21 века»
материал (2 класс) по теме
Материал содержит необходимую информацию для родителей моего класса и всех желающих.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа «Начальная школа XXI века»
Цель : познакомить родителей с программой «Начальная школа 21 века», ее отличие от других УМК.
Проект «Начальная школа XXI века» – результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО (ныне ИСМО), а также ряда сотрудников Российской академии образования (руководитель проекта — Н.Ф. Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор ).
Ведущей идеей УМК «Начальная школа ХХI века» является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования , раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).
УМК «Начальная школа 21 века» включает в себя учебники по следующим учебным предметам:
— Обучение грамоте и чтению.
Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова О.А.
— Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И.
— Литературное чтение. Автор Ефросинина Л.А.
— Математика. Авторы: Рудницкая В.Н. и др.
— Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф. и др.
— Технология. Автор Лутцева Е.А.
— Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.
— Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.
Все учебники включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год.
В УМК реализован основной принцип обучения : начальная школа должна быть природосообразной , то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
С этой точки зрения особенно важен адаптационный период в первом классе, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Поэтому авторы особое внимание уделили созданию новых интегрированных курсов , изучаемых в первое полугодие 1 класса ( «Грамота», «Окружающий мир» ), которые наряду с образовательными функциями обеспечивали бы реализацию функции «мягкой» адаптации детей к новой деятельности.
Интеграция, позволяющая учесть целостность восприятия ребенком этого возраста окружающего мира, постепенно заменяется дифференцированными курсами , (они начинаются во втором полугодии первого года обучения). Функция целостного восприятия окружающей действительности остается приоритетным направлением построения в последующих классах «Окружающего мира».
Следующая особенность проекта «Начальная школа ХХI века» состоит в том, по УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования — формировать основные компоненты учебной деятельности .
Идея построения обучения младших школьников на основе учебной деятельности принадлежит теоретикам развивающего обучения. Вместе с тем, авторы «Начальной школы ХХI века» поставили своей задачей разработать методику такого типа обучения для массовых школ России, независимо от местонахождения, условий работы, подготовленности учителя и т.п. Исходя из этого, в методике обучения особое внимание уделяется , во-первых, целенаправленному использованию моделирующей деятельности, во-вторых, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. И, в третьих, в содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.).
Обновление начальной школы означает переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской . В УМК это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль — не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор» («смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю»), а «исследователь». Роль исследователя заключается, прежде всего, в том, что школьник является равноправным участником процесса обучения, его субъектом. Он весьма заинтересован в поиске истины, открытии для себя нового знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника «Выскажи предположение»), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания «Выскажи свое мнение»). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, изменению и тем более оценке, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику «открыть» для себя и сознательно принять научное знание.
Авторы УМК поставили перед собой еще одну задачу: усилить внимание к творческой деятельности учащихся , которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Это достигается применением в методике обучения «скрытых» образцов, преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении , которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по «Окружающему миру» особенно в 1 и 2 классах. Развитию творчества способствует и рубрика, введенная во все учебники, — «Путешествие в прошлое»
Особое внимание авторы УМК уделяют созданию эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности . Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения (Рубрика «Проверь себя», рекомендации учителю по формированию контролирующей деятельности школьников).
Каждый предмет УМК вносит свой вклад в реализацию изложенных положений.
УМК «Начальная школа XXI века» стал победителем «Конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы», проводимого Национальным Фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ. Выражением общественного признания УМК стали отраслевые и правительственные награды комплекта. В 2001 г. комплект стал победителем в номинации «Учебник XXI века» и обладателем книжного «Оскара» на XIV Московской международной книжной ярмарке. В 2002 г. комплект удостоен Премии Президента РФ в области образования.
Отзывы о программе «Начальная школа XXI века»
Программа интересная. Достаточно распространенная. Носит, скорее, развивающий характер. Больше подходит для подготовленных детей. В учебниках много разноуровневых заданий. Учебники действительно учат учиться.
Одна из особенностей — интегрированные курсы в первом полугодии 1 класса. Так, два традиционно разных учебных предмета — обучение грамоте (чтение и письмо) и математика — объединены в единый курс «Грамота» (первое полугодие первого года обучения). Дети учатся учиться и при этом овладевают знаниями в области родного языка и математики. Отзывов по программе очень мало.
Источник: nsportal.ru
Образовательная программа «Начальная школа XXI века»
Здравствуйте, друзья! На блоге «ШколаЛа» очередная статья из серии, посвященной программам обучения наших маленьких школьников. Продолжаем разбираться! И сегодня «под прицелом» образовательная программа начальная школа 21 века. Прошу не путать со «Школой 2100».
Авторский коллектив
Сегодня – это одна из самых распространенных программ обучения. К слову сказать, авторский коллектив удостоен премии Президента РФ.
Руководитель проекта – Виноградова Наталья Федоровна, автор почти четырехсот публикаций по проблемам образования, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО. Она же разработала учебник «Окружающий мир» для программы, который в ходу уже больше десяти лет. Также является соавтором учебника по дисциплине «Основы религиозных культур и светской этики», которая добавляется в 4 классе.
Программа практически не отличается по количеству дисциплин с 1-го по 4-й класс. За исключением того, что во 2 классе добавляется английский язык. Уроки 3 класса такие же, как и во втором. А в четвертом классе появляется новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
Коллектив авторов учебников на протяжении 4-х классов неизменен, укажу пять основных (на мой субъективный взгляд) предметов:
- Русский язык. Над пособием работали Л.В.Петленко, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова, под редакцией С.В.Иванова.
- Литературное чтение. Подготовили Л.А.Ефросинина и М.И.Оморокова.
- Математика. Разработана В.Н.Рудницкой, О.А.Рыдзе, Т.В.Юдачевой, и Е.Э.Кочуровой.
- Окружающий мир. Подготовлен, как уже упоминалось, руководителем учебного проекта Н.Ф.Виноградовой в соавторстве с Г.С.Калиновой.
- Английский язык «FORWARD». Авторы: Вербицкая М.В., Оралова О.В., Уорелл Э., Уорд Э., Эббс Б.
Кроме указанных, программа включает в себя дисциплины:
- основы религиозных культур и светской этики (изучаются мировые религиозные культуры, отдельно православие и ислам);
- изобразительное искусство;
- музыка;
- технология;
- физкультура.
В 1 классе изучается Букварь под редакцией Журовой Л.Е. и Евдокимовой А.О.
Особенности системы
В 2009 году был утвержден новый ФГОС. С тех пор основной упор в школе делается на развитие личности учащегося, поэтому все программы обучения носят деятельностный характер. Программа «Начальная школа 21 века» соответствует этим требованиям.
Отличием «Школы 21 века» является введение педагогической диагностики на протяжении 4-х начальных классов, которая позволяет видеть динамику развития школьников в учебе, вовремя реагировать и помогать, при необходимости. В учебниках это выражается в заданиях по проверке пройденного, где нужно исправить в предложенном тексте ошибки, самостоятельно проверить выполненную работу, сравнить свои результаты с текстом в учебнике.
Первокласснику нужно помочь адаптироваться при переходе от дошкольной жизни в детском саду или дома к школьному образованию, поэтому учебный курс от первого ко второму полугодию меняется, оставаясь «мягким» для восприятия ребенка.
Хотелось бы верить, что действительно реализован декларируемый авторами приоритет поисково-исследовательской деятельности. Т.е. ребенок не просто слушает, смотрит и повторяет, а является непосредственным участником учебного процесса, своего рода исследователем. В программе представлена система игр, развивающих необходимые качества для закрепления получаемых знаний.
Плюсом программы, я считаю, усиленное внимание к творчеству детей, развитие их воображения. Другое дело, как это все будет реализовано учителем, но это отдельный разговор. А вообще программа содержит множество творческих заданий, ролевых игр, особенно в дисциплине «Окружающий мир».
Взгляд изнутри
Теперь взгляд изнутри, так сказать, предметно, что я выяснила по отзывам и в ходе изучения вопроса.
Большинство родителей довольны предлагаемым к изучению материалом по литературе. Хорошо представлена классика: Пушкин, Толстой, Крылов. Но многие не довольны проводимой работой над произведениями: не хватает анализа, сравнения, пересказа. Я считаю, что здесь очень важна адекватность учителя, тогда усвоение будет полноценным.
Многие сетуют на программу по математике, а именно на саму подачу как учебной информации, так и формулировку заданий и вопросов.
Несколько слов о русском языке. Изучая системы образования, представленные в наших школах, я обратила внимание на наличие фонетического разбора уже в первом классе. Причем, он есть не во всех системах обучения. К сожалению, в «Школе 21 века» он есть. Почему к сожалению?
Мне кажется, что на этапе знакомства с текстами, для будущего грамотного правописания очень важно зрительное восприятие правильно написанных слов. Фонетический же разбор для первоклашек, еще не знакомых с орфограммами и словарем, представляется мне не только лишним, но и вредным.
Сами подумайте, что полезнее видеть ребенку чаще: «ёжик» или «йожык»? Хотя, многие говорят, что именно русский язык в рассматриваемой системе обучения сильнее, чем в других программах.
Вообще, мне показалось, что вся программа – довольно интенсивна. На многие сложные, на мой субъективный взгляд, темы выделяется всего 1 урок. Хотя, может этого достаточно и так и надо для современного ускоренного темпа жизни?
О необходимой помощи в учебе
Одно стало очевидным: для успешного обучения ребенка, вероятнее всего придется ему помогать. И даже если ребенок от природы самостоятельный — контролировать и направлять, совершенно точно. Если же ребенок пока не особенно усидчив и внимателен к объяснениям учителя на уроке, то совместные домашние задания – сегодня совершенно обычная практика. Хотя это можно отнести и к другим программам.
Кроме адекватной домашней помощи ученику – просто колоссальную роль играет учитель. Потому что, исходя из всего, что я прочитала, вывод один: грамотный, опытный педагог сделает любую программу интересной, полезной и ребенок ее усвоит.
Кстати, согласно статистике, независимо от выбранной образовательной программы в школе или конкретном классе, при итоговой аттестации ученики разных программ демонстрируют одинаковый объем знаний. Т.е. отличается лишь путь к результату, а качество итоговых знаний зависит от многих факторов. Поэтому не стоит слишком критично относится к современным методикам обучения, хвалить или рьяно корить отдельные. Успех образования зависит от педагога, родительского участия и самого ученика.
А теперь предлагаю вам поприсутствовать на уроке в «Начальной школе XXI века», так как лучше один раз увидеть.
Буду надеяться, что все у всех сложится так как надо. И мы разгрызем-таки этот гранит науки!
Также на блоге вы можете ближе познакомиться и с другими программами начальной школы, например, «Школой России», «Системой Эльконина Давыдова», «Системой Занкова».
Вне зависимости от программы, по которой учится ваш ребенок, я желаю вам удачи! А еще жду ваших комментариев, особенно от тех, кто испытал «Школу 21 века» на себе.
Источник: shkolala.ru