Space Shuttle, он же «космический челнок» — это американские грузопассажирские космические корабли многоразового использования.
Вид на открытый грузовой отсек шаттла «Индевор»
История программы.
Программа космических шаттлов родилась в далёком 1969 году и её названием стало «Космическая транспортная система». Изначально задумывалось, что корабли будут постоянно перемещаться между орбитой и Землёй, как челноки, доставляя полезные грузы в обоих направлениях.
Активная фаза разработки началась в 1971 году, когда НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства) поручило это задание компании North American Rockwell и ещё нескольким подрядчикам. В НАСА решили не изобретать велосипед заново и активно использовали наработки из программы лунных модулей «Аполлон».
За время существования программы «космических челноков» было построено 5 шаттлов и один опытный прототип «Энтерпрайз», который сейчас находится в морском и аэрокосмическом музее в Нью-Йорке. Несмотря на создание программы в 1969 году, первый запуск шаттла состоялся лишь 12 апреля 1981 года. В восьмидесятых годах НАСА планировало к 1990 году делать по 24 запуска кораблей в год и что каждый из них совершит до 100 полётов в космос, но на практике эти цифры получились намного скромнее. За 30 лет было сделано 135 запусков, причём больше всего полётов (39) совершил шаттл «Дискавери». Последний запуск в космос состоялся 8 июля 2011 года.
Спейс Шаттл: Полная история великого американского корабля
Запуск шаттла «Дискавери»
Как это устроено и как это работает.
Челноки запускаются в космос при помощи двух отдельных ракетных ускорителей на твёрдом топливе и трёх своих маршевых двигателей, получающих топливо из внешнего подвесного бака (на фото он рыжего цвета, по центру). На орбите корабль осуществляет манёвры благодаря двигателям системы орбитального маневрирования, а вот возвращается на Землю он довольно необычным способом — как планёр.
Интересный факт: большая часть системы космических челноков является многоразовой. Два ракетных ускорителя работают около двух минут после запуска, разгоняют и направляют корабль, потом отделяются на высоте примерно равной 45 км и приводняются в океан на парашютах, затем их ремонтируют, перезаправляют и вновь используют для запуска шаттла.
Космический шаттл само собой является многоразовым, а вот огромный внешний бак с топливом отделяется через 8,5 минут на высоте примерно 113 км, большая его часть сгорает в атмосфере, а оставшееся падает в океан. Высота орбиты челноков располагалась на высоте от 185 до 643 км, что делало его очень гибким и универсальным в использовании. Максимальная масса груза, которую корабль мог доставить на низкую околоземную орбиту составляла 24,4 тонны. Максимальная масса корабля с грузом 130 тонн, а всего за время своих полётов они доставили в космос грузов на впечатляющую цифру — 1370 тонн!
Запуск «Атлантиса»
Почему США прекратили программу Спейс Шаттл?
Всего шаттлы рассчитаны на двухнедельное пребывание в космосе, а на практике их полёты обычно длились от 5 до 16 суток. Шаттл «Колумбия» совершил как самый непродолжительный полёт в космос, в ноябре 1981 года длительностью —2 дня 6 часов и 13 минут, так и самый продолжительный, в ноябре 1996 года, длительностью 17 суток 15 часов и 53 минуты. Рекордсменом по количеству полётов стал «Дискавери» с 39 запусками, далее расположились «Атлантис» с 33, «Колумбия» с 28, «Индевор» с 25 и «Челленджер» с 10. Всего было сделано 135 запусков по программе космических шаттлов, но не все они были успешными. О двух случаях я расскажу отдельно в комментариях.
Обычно экипаж челноков состоял из 5-7 астронавтов. Наименьший экипаж был из двух человек — командира и пилота на «Колумбии», а наибольший из 8 на «Челленджере» в 1985 году и на «Атлантисе» в 1995. Беспилотные запуски не производились.
Амбиции и реакция СССР
В целом, у американцев в конце 60-х были очень амбициозные планы на покорение космоса, которые очень напоминали современные фантастические фильмы. Они проработали два проекта: большой и малый. Большой проект включал в себя следующие задачи:
- создание космических челноков
- создание орбитальных буксиров
- создание большой орбитальной станции на орбите Земли с экипажем до 50 человек на борту
- создание малой орбитальной станции на орбите Луны
- создание обитаемой базы на Луне
- пилотируемый полёт к Марсу
- высадка на Марс
Малый проект включал в себя только создание большой станции на орбите Земли. Оба проекта объединяла необходимость в доставке на орбиту грузов, в последствие ставшая программой тех самых космических челноков. Но всё это было в проекте, а на практике бывший в то время президентом США Никсон отверг эти грандиозные планы из-за колоссальных затрат на это дело. В итоге НАСА смогла обосновать необходимость осуществления программы космических шаттлов как коммерчески выгодных под предлогом запуска спутников на орбиту Земли.
Вход «Атлантиса» в атмосферу, вид с МКС
Со стороны СССР реакция была довольно стандартная: руководство искало в создании шаттлов скрытую угрозу для страны Советов. Всего было два основных предположения:
- использование космических челноков в качестве орбитальных бомбардировщиков
- похищение советских космических спутников и даже космических обитаемых станций ДОС
Второе предположение повлекло за собой последствия в виде установки автоматических пушек НР-23 на советские обитаемые станции! В результате космическая отрасль СССР получила задание на создание подобного космического аппарата, результатом чего явился проект «Энергия-Буран». К слову, по официальным данным американские шаттлы никогда не использовались в военных целях, кроме запуска спутников-разведчиков.
Выполненные задачи и достижения.
Программа МИР-Шаттл
Шаттлы за время своих полётов оставили значимый след в современной истории! Несмотря на тяжёлые политические отношения между Америкой и СССР, а затем и с Россией, программа космической транспортной системы в 1990-е годы активно принимала участие в совместной российско-американской программе «Мир — Шаттл». Было осуществлено девять стыковок челноков с российской станцией «Мир». Благодаря этому сотрудничеству российские космонавты доставлялись на «МИР» американскими шаттлами, а астронавты из штатов проводили свои экспедиции и работу на МИРе.
Создание Международной космической станции
Космические челноки также внесли большой вклад в строительство МКС:
- 7 декабря 1998 года шаттл «Индевор» пристыковал к модулю «Заря» американский модуль «Юнити»
- 7 февраля 2001 года экипаж шаттла «Атлантис» присоединил американский научный модуль «Дестини» к модулю «Юнити»
- 9 сентября 2006 года шаттл «Атлантис» доставил на МКС два сегмента ферменных конструкций, две панели солнечных батарей, а также радиаторы для системы терморегулирования американского сегмента.
- 23 октября 2007 года на борту шаттла «Дискавери» прибыл американский модуль «Гармония», который временно пристыковали к модулю «Юнити»
- 18 мая 2010 года к МКС был успешно доставлен шаттлом «Атлантис» российский малый исследовательский модуль «Рассвет «
- 24 февраля 2011 шаттл «Дискавери» доставил оборудование и материалы на МКС и обратно
- 16 мая 2011 шаттл «Индевор» доставил и установил на МКС магнитный альфа-спектрометр
- 8 июля 2011 шаттл «Атлантис» доставил снабжение для МКС
Источник: dzen.ru
Несбывшиеся надежды: что планировали и что получилось в программе «Спейс Шаттл»
На днях случайно заметил, что уже пять раз в комментариях отвечал на вопрос о степени успешности программы «Спейс Шаттл». Такая регулярность вопросов требует полноценной статьи. В ней я попытаюсь ответить на вопросы:
- Какие цели ставила программа «Спейс Шаттл»?
- Что получилось в итоге?
Тема многоразовых носителей очень объемная, поэтому в этой статье я специально ограничиваюсь только этими вопросами.
Что планировали?
Идея многоразовых кораблей занимала умы ученых и инженеров в США ещё с 50-х годов. С одной стороны, жалко разбивать о землю сброшенные отработавшие ступени. С другой стороны, аппарат, сочетающий в себе свойства самолёта и космического корабля, будет в русле самолётной философии, где многоразовость естественна. Рождались различные проекты: X-20 Dyna Soar, Recoverable Orbital Launch System (позже Aerospaceplane). В шестидесятые годы эта достаточно незаметная деятельность продолжалась в тени программ «Джемини» и «Аполлон». В 1965 году, за два года до полёта «Сатурна-V», был создан подкомитет по технологиям многоразовых ракет-носителей при Координационном совете по воздушно-космическим операциям (в котором участвовали ВВС США и NASA). Результатом этой работы был документ, изданный в 1966 году, в котором говорилось о необходимости преодоления серьезных трудностей, но обещалось блестящее будущее для работы на околоземной орбите. У ВВС и NASA было различное видение системы и различные требования, поэтому вместо одного проекта были представлены идеи кораблей различной компоновки и степени многоразовости. После 1966 года NASA стало задумываться о создании орбитальной станции. Такая станция подразумевала необходимость доставки большого количества грузов на орбиту, что, в свою очередь, поднимало вопрос о стоимости такой доставки. В декабре 1968 года была создана рабочая группа, которая стала заниматься т.н. объединенным аппаратом запуска и посадки Integral Launch and Reentry Vehicle (ILRV). Отчет этой группы был представлен в июле 1969 года и утверждал, что ILRV должен уметь:
- Снабжать орбитальную станцию
- Запускать и возвращать с орбиты спутники
- Выводить на орбиту разгонные блоки и полезную нагрузку
- Выводить на орбиту топливо (для последующей заправки других аппаратов)
- Обслуживать и ремонтировать спутники на орбите
- Проводить короткие пилотируемые миссии
В отчете рассматривались три класса кораблей: многоразовый корабль «верхом» на одноразовой ракете-носителе, полутораступенчатый корабль («половинка» ступени — это баки или двигатели, которые сбрасываются в полёте) и двухступенчатый корабль, обе ступени которого многоразовые.
Параллельно, в феврале 1969 года президент Никсон создал рабочую группу, задачей которой было определение направления движения в освоении космоса. Результатом работы этой группы была рекомендация создания многоразового корабля, который мог бы:
- Стать фундаментальным улучшением существующей космической техники с точки зрения стоимости и объемов выводимого на орбиту
- Транспортировать людей, грузы, топливо, другие корабли, разгонные блоки и прочее на орбиту как самолёт — регулярно, дешево, часто и много.
- Быть универсальным для совместимости с широким спектром гражданских и военных полезных нагрузок.
Изначально инженеры двигались в направлении двухступенчатой полностью многоразовой системы: большой крылатый пилотируемый корабль нес на себе небольшой крылатый пилотируемый корабль, который уже выходил на орбиту:
Такая комбинация теоретически была самой дешевой в эксплуатации. Однако требование большой полезной нагрузки делало систему слишком большой (а, следовательно, и дорогой). К тому же военные хотели возможности горизонтального маневра в 3000 км для посадки на космодроме старта на первом витке с полярной орбиты , что ограничивало инженерные решения (например, становились невозможными прямые крылья).
Судя по подписи «high cross-range» (большой горизонтальный маневр) эта картинка нравилась военным
- Размер и емкость грузового отсека
- Величина горизонтального маневра
- Двигатели (тип, тяга и другие параметры)
- Способ посадки (на двигателях или планированием)
- Используемые материалы
- Грузовой отсек 4,5х18,2 м (15х60 футов)
- 30 тонн на низкую околоземную орбиту, 18 тонн на полярную орбиту
- Возможность горизонтального маневра на 2000 км
В районе 1970 года выяснилось, что на орбитальную станцию и шаттл одновременно денег не хватит. И станция, для которой шаттл должен был возить грузы, была отменена.
В то же время в инженерной среде царил ничем не сдерживаемый оптимизм. Опираясь на опыт эксплуатации экспериментальных ракетных самолётов (X-15), инженеры прогнозировали снижение стоимости килограмма на орбиту на два порядка (в сто раз). На симпозиуме, посвященном программе «Спейс Шаттл», который проходил в октябре 1969 года, «отец» шаттла Джордж Мюллер говорил:
«Наша цель — снизить стоимость килограмма на орбиту с $2000 для Сатурна-V до уровня $40-100 за килограмм. Этим мы откроем новую эру освоения космоса. Задачей на будущие недели и месяцы для этого симпозиума, для ВВС и NASA является обеспечение уверенности в том, что мы можем это сделать.»
Б.Е. Черток в четвертой части «Ракет и людей» приводит несколько другие цифры, но того же порядка:
Для различных вариантов на базе «Спейс шаттла» прогнозировалось достижение стоимости выведения в пределах от 90 до 330 долларов на килограмм. Более того, предполагалось, что «Спейс шаттл» второго поколения позволит снизить эти цифры до 33-66 долларов на килограмм.
По расчетам Мюллера запуск шаттла должен будет стоить $1-2,5 миллиона (сравните с $185 млн. для Сатурна-V).
Также были проведены достаточно серьезные экономические расчеты, которые показали, что для того, чтобы хотя бы сравняться по стоимости с ракетой-носителем «Титан-III» при прямом сравнении цен без учета дисконта , шаттлу нужно стартовать 28 раз в год. На фискальный 1971 год президент Никсон выделил $125 миллионов на производство одноразовых ракет-носителей, что составило 3,7% от бюджета NASA.
Т.е., если бы шаттл уже был в 1971 году, то он бы сэкономил всего лишь 3,7 процента бюджета NASA. Ядерный физик Ральф Лапп (Ralph Lapp) посчитал, что за период 1964-1971 шаттл, если бы уже был, сэкономил бы 2,9% бюджета. Естественно, такие цифры не могли защитить шаттл, и NASA встало на скользкую дорожку игры с цифрами: «если бы была построена орбитальная станция, и если бы она нуждалась в миссии снабжения каждые две недели, то тогда бы шаттлы экономили миллиард долларов в год». Также продвигалась идея «с такими возможностями пуска полезные нагрузки станут дешевле, и их будет больше, чем сейчас, что ещё увеличит экономию». Только комбинация идей «шаттл будет летать часто и экономить деньги на каждом пуске» и «новые спутники для шаттла будут дешевле существующих для одноразовых ракет» смогла сделать шаттл экономически выгодным.
Экономические расчеты. Обратите внимание, что если убрать «новые спутники» (нижняя треть таблицы), то шаттлы становятся экономически невыгодными.
Экономические расчеты. Платим больше сейчас (левая часть) и выигрываем в будущем (правая заштрихованная часть).
Параллельно шли сложные политические игры с участием фирм-потенциальных производителей, ВВС, правительства и NASA. Например, NASA проиграло офису менеджмента и бюджета Исполнительного офиса Президента США битву за ускорители первой ступени. NASA хотело ускорители на ЖРД, но из-за того, что ускорители на РДТТ были дешевле в разработке, были выбраны последние. ВВС, которые добивались военных пилотируемых программ с X-20 и MOL, фактически получали военные миссии шаттла бесплатно в обмен на политическую поддержку NASA. Производство шаттлов намеренно размазывалось по всей стране между разными компаниями для экономического и политического эффекта.
В итоге этих сложных маневров, контракт на разработку системы «Спейс Шаттл» был подписан летом 1972 года. История производства и эксплуатация выходит за рамки этой статьи.
Что получили?
Сейчас, когда программа закончена, можно с достаточной точностью сказать, какие цели были достигнуты, а какие — нет.
- Доставка грузов различного типа (спутники, разгонные блоки, сегменты МКС).
- Возможность ремонта спутников на низкой околоземной орбите.
- Возможность возврата спутников на Землю.
- Возможность отправить в полёт до восьми человек.
- Реализована многоразовость.
- Реализована принципиально новая компоновка космического корабля.
- Возможность горизонтального маневра.
- Большой грузовой отсек.
- Стоимость и время разработки уложились в сроки, обещанные президенту Никсону в 1971 году.
- Качественное облегчение доступа в космос. Вместо снижения цены за килограмм на два порядка, «Спейс Шаттл» стал одним из самых дорогих средств доставки спутников на орбиту.
- Быстрая подготовка шаттлов между полётами. Вместо ожидаемого срока в две недели между полётами, шаттлы готовились к пуску месяцами. До катастрофы «Челленджера» рекорд между полётами составлял 54 дня, после «Челленджера» — 88 дней. За все годы эксплуатации шаттлов они запускались в среднем 4,5 раза в год вместо минимально допустимых по расчетам 28 раз в год.
- Простота обслуживания. Выбранные технические решения были очень трудоемкими в обслуживании. Главные двигатели требовали демонтажа и много времени на сервис. Турбонасосные агрегаты двигателей первой модели требовали полной переборки и ремонта после каждого полёта. Плитки теплозащиты были уникальны — в каждое гнездо ставилась своя плитка. Всего плиток 35 000, к тому же, они могут быть потеряны или повреждены в полёте.
- Замена всех одноразовых носителей. Шаттлы никогда не стартовали на полярные орбиты, что нужно в основном для разведывательных спутников. Велись подготовительные работы, но они были остановлены после катастрофы «Челленджера».
- Надежный доступ в космос. Четыре орбитера означали, что катастрофа шаттла — это потеря четверти флота. После катастрофы полёты прекращались на годы. Также, шаттлы были печально известны постоянными переносами пусков.
- Грузоподъемность шаттлов оказалась на пять тонн ниже требуемой спецификациями (24,4 вместо 30)
- Большие возможности горизонтального маневра никогда не применялись в реальности из-за того, что шаттл не летал на полярные орбиты.
- Возврат спутников с орбиты прекратился в 1996 году. С орбиты было возвращено всего пять спутников.
- Ремонт спутников тоже оказался слабо востребован. Всего было отремонтировано пять спутников (правда, Хаббл обслуживали пять раз).
- Принятые инженерные решения негативно влияли на надежность системы. На взлете и посадке были участки без шансов на спасение экипажа при аварии. Из-за этого погиб «Челленджер». Миссия STS-9 чуть не кончилась катастрофой из-за пожара в хвостовой части, который возник уже на посадочной полосе. Случись этот пожар минутой раньше, шаттл бы упал без шансов на спасение экипажа.
- То, что шаттл всегда летал пилотируемым, подвергало риску людей без необходимости — для рутинного запуска спутников хватало автоматики.
- Из-за низкой интенсивности эксплуатации шаттлы устарели морально раньше, чем физически. В 2011 году «Спейс Шаттл» был очень редким примером эксплуатации процессора 80386. Одноразовые носители можно было модернизировать постепенно новыми сериями.
- Закрытие программы «Спейс Шаттл» наложилось на отмену программы «Созвездие», что привело к потере самостоятельного доступа в космос на многие годы, имиджевым потерям и необходимости покупать места на космических кораблях другой страны.
- Новые системы управления и надкалиберные обтекатели позволили запускать большие спутники на одноразовых ракетах.
- Шаттл держит печальный антирекорд среди космических систем по количеству погибших людей.
Программа «Спейс Шаттл» дала США уникальные возможности по работе в космосе, но, с точки зрения разницы «что хотели — что получили» приходится сделать вывод о том, что она не достигла своих целей.
Почему так получилось?
- Шаттлы были результатом множества компромиссов между интересами нескольких больших организаций. Возможно, если бы был один человек или команда единомышленников, которые имели бы четкое видение системы, она могла получиться удачнее.
- Требование «быть всем для всех» и заменить все одноразовые ракеты повысило стоимость и сложность системы. Универсальность при объединении разнородных требований приводит к усложнению, удорожанию, излишнему функционалу и худшей эффективности, чем специализация. Легко добавить будильник в мобильный телефон — динамик, часы, кнопки и электронные компоненты уже есть. Но летающая подводная лодка будет сложнее дороже и хуже специализированных самолёта и подлодки.
- Сложность и стоимость системы растет с размером экспоненциально. Возможно, шаттл на 5-10 тонн полезной нагрузки (в 3-4 раза меньше реализованного) был бы более успешен. Их можно было бы построить больше, часть флота сделать беспилотными, сделать одноразовый модуль для повышения грузоподъемности редких более тяжелых миссий.
- «Головокружение от успехов». Успешная реализация трёх программ последовательно увеличивающейся сложности могла вскружить головы инженерам и менеджерам. В самом деле, что пилотируемый первый пуск без беспилотной отработки, что отсутствие систем спасения экипажа на участках выведения/спуска говорят о некоторой самоуверенности.
Эй, а «Буран»?
Предвидя неизбежные сравнения, придется чуть-чуть сказать и про него. По «Бурану» нет статистики эксплуатации за много лет. С ним получилось в чем-то проще — его накрыло обломками развалившегося СССР, и нельзя сказать, была бы эта программа успешной. Первую часть этой программы — «сделать как у американцев» выполнили, а что было бы дальше — неизвестно.
А желающих устроить в комментах холивар «Что лучше?» прошу предварительно дать определение, что такое по-вашему «лучше». Потому что обе фразы «Буран имеет бОльший запас характеристической скорости (delta-V), чем Спейс Шаттл» и «Шаттл не сбрасывает дорогие маршевые двигатели со ступенью ракеты-носителя» верны.
- Ray A. Williamson «Developing the Space Shuttle»
- T.A. Heppenheimer «The Space Shuttle Decision»
- Стоимость килограмма на орбиту (в вики зачем-то выкинули из хорошей таблицы)
- Информация по спутникам, которые чинили и возвращали шаттлы.
- За картинки спасибо группе «Энциклопедия военной авиации» ВК.
Источник: habr.com
Что такое шаттл? История создания и фото
Что такое шаттл? Это летательная конструкция американских производителей. Само слово «шаттл» означает «челнок». Такой корабль создан для неоднократного запуска, и изначально предполагалось, что шаттлы будут летать туда-сюда между Землей и ее орбитой, осуществляя доставку грузов.
Статья будет посвящена шаттлам – космическим аппаратам, а также всем другим шаттлам, существующим в наши дни.
История создания
Прежде чем ответить на вопрос, что такое шаттл, рассмотрим историю его создания. Она начинается в конце 60-х годов XX века в США, когда был поставлен вопрос о проектировании многоразового космического механизма. Это объяснялось экономической выгодой. Интенсивная эксплуатация космических шаттлов должна была понизить высокие расходы на космос.
В рамках концепции предусматривалось формирование орбитального пункта на Луне, а также экспедиции на Марс. Задания на земной орбите должны были выполняться многократно используемыми суднами, получившими наименование «Спейс Шаттл».
В 1972 году были подписаны документы, определившие облик будущего шаттла.
Программа проектирования готовилась фирмой North American Rockwell по заданию НАСА с 1971 года. Во время разработки программы применялись технологические идеи системы «Аполлон». Были спроектированы пять челноков, два из них не сохранились после крушений. Полеты проводились с 1981 по 2011 год.
По планам НАСА ежегодно должны были осуществляться 24 старта, и каждый борт должен был выполнить до 100 полетов. Но в процессе работы были выполнены всего 135 пусков. Самым большим количеством полетов отличился шаттл «Дискавери».
Конструкция системы
Рассмотрим, что такое шаттл с точки зрения его устройства. Его запуск происходит посредством пары ракетных ускорителей и трех двигателей, снабжаемых топливом из наружного бака внушительных размеров.
Лавирования на орбите выполняются с помощью двигателей специальной системы, предназначенной для осуществления орбитальных маневров. Эта система включает в себя такие ступени:
- Два ракетных ускорителя, работающих две минуты с момента включения. Они дают направление кораблю, затем отсоединяются от него и летят в океан с помощью парашютов. После заправки ускорители запускаются снова в работу.
- Заправочный бак с водородным и кислородным питанием для основных двигателей. Бак также отбрасывается, но чуть позже – через 8,5 минуты. Практически весь он подвергается горению в атмосферных толщах, его обломки попадают в океаническое пространство.
- Пилотируемое судно, которое садится на орбиту и является помещением для экипажа и помогает в осуществлении научных изысканий. Выполнив программу, орбитальный аппарат летит на Землю и садится как планер на участок, выделенный для посадки.
Внешне шаттл похож на самолет, но, по сути, он — тяжелый планер. У шаттла нет топливных запасов для двигателей. Двигатели работают, пока шаттл соединен с заправочным баком. Находясь в космосе, а также во время посадки корабль задействует не слишком мощные малые двигатели. Планировалось оснастить шаттл реактивными двигателями, но от идеи отказались из-за высокой стоимости.
Сила подъема корабля невысока, посадка происходит благодаря кинетической энергии. Корабль идет с орбиты на космодром. То есть у него только один шанс осуществить посадку. Возможности развернуться и сделать второй круг, к сожалению, нет. По этой причине НАСА соорудила несколько резервных участков для посадки летательных аппаратов.
Принципы работы ускорителей
Боковые ускорители – это большие и супермощные твердотопливные устройства, производящие тягу для отрыва шаттла от стартовой области и полета на высоту 46 км. Габариты ускорителя:
- 45,5 м в длину;
- 3,7 м — диаметр;
- 580 тыс. кг – масса.
Остановить ускорители после запуска не представляется возможным, поэтому их включение происходит после исправных стартов трех других двигателей. Спустя 75 секунд после запуска ускорители отделяются от системы, летят по инерции, достигают максимальной высоты, затем садятся в океане на парашютах на расстоянии примерно 226 км от старта. При этом скорость посадки равняется 23 м/с. Специалисты технической службы собирают ускорители и отправляют их на завод-изготовитель, где их восстанавливают для повторного применения. Ремонт и реконструкция шаттлов объясняются также экономическими соображениями, ведь создать новый корабль значительно дороже.
Выполняемые функции
Согласно требованию военных, летательный аппарат должен был заниматься доставкой грузов до 30 тонн, доставлять на Землю грузы до 14,5 тонн. Для этого грузовой отсек должен был иметь габариты 18 метров в длину и 4,5 м в диаметре.
Космическая программа не ставила своей целью «бомбардировочные» действия. Ни НАСА, ни Пентагон, ни Конгресс США подобную информацию не подтверждают. Для бомбардировочных целей был разработан проект Dyna-Soar. Однако со временем в рамках проекта занимались разведывательной деятельностью. Постепенно Dyna-Soar стал исследовательским проектом, а в 1963 году и вовсе был отменен.
Многие результаты Dyna-Soar перешли в проект по созданию шаттлов.
Шаттлы доставляли грузы на высоту 200-500 км, они проводили многие научные разработки, обслуживали космические аппараты на орбитальных пунктах, занимались сборочными и восстановительными работами. Шаттлы выполняли рейсы по починке телескопической техники.
В 90-е годы шаттлы участвовали в программе «Мир-Шаттл», проводимой совместно Россией и США. Проведены девять состыковок со станцией «Мир».
Конструкция шаттлов неустанно совершенствовалась. За все время использования кораблей были разработаны тысячи аппаратов.
Шаттлы помогали в реализации проекта по формированию МКС (международной космической станции). Многие модули на МКС доставлялись с помощью шаттлов. Некоторые такие модули не оснащены двигателями, поэтому не способны автономно передвигаться и маневрировать. Чтобы их доставить на станцию, нужен грузовой корабль или шаттл. Роль шаттлов в этом направлении нельзя переоценить.
Некоторые интересные данные
Средний срок пребывания космического корабля в космосе – две недели. Самый короткий полет выполнил шаттл «Колумбия», он длился чуть дольше двух дней. Самое продолжительное путешествие корабля «Колумбия» равнялось 17 суткам.
Состав экипажа – от двух до восьми астронавтов, вместе с ними пилот и командир. Орбиты шаттлов находились в интервалах от 185 643 км.
Программа «Спейс Шаттл» была свернута в 2011 году. Она существовала 30 лет. За все время ее выполнения было сделано 135 полетов. Шаттлы прошли 872 млн км и подняли грузов общей массой 1,6 тысячи тонн. Орбиту посетили 355 астронавтов.
Стоимость одного полета равнялась примерно 450 млн долларов. Общая стоимость всей программы составила 160 млрд долларов.
Последним стартом стал запуск «Атлантиса». В нем экипаж был уменьшен до четырех человек.
По итогам проекта все шаттлы были аннулированы и направлены в музейное хранилище.
Катастрофы
Космические челноки за всю историю существования претерпели всего две катастрофы.
В 1986 году взорвался «Челленджер» спустя 73 секунды после запуска. Причиной послужила авария в твердотопливном ускорителе. Погиб весь экипаж — семь человек. Обломки челнока сгорели в атмосфере. После крушения программа была приостановлена на 32 месяца.
В 2003 году сгорел шаттл «Колумбия». Причиной стало разрушение теплозащитной оболочки корабля. Погиб весь экипаж – семь человек.
Реакция Советского Союза
Советское руководство пристально следило за процессом осуществления программы по созданию и внедрению американских космических шаттлов. Данный проект был воспринят как угроза со стороны США. Были высказаны предположения о том, что:
- шаттлы могут применяться как платформы для ядерных боеприпасов;
- американские челноки могут похищать с земной орбиты спутники Советского Союза.
В итоге советское правительство приняло решение строить собственный космический механизм, по параметрам не уступающий американскому.
Кроме Советского Союза, многие страны вслед за США принялись конструировать свои многократные космические аппараты. Это ФРГ, Франция, Япония, Китай.
Советская разработка
Вслед за американским кораблем в Советском Союзе был создан шаттл «Буран». Он предназначался для выполнения военных и мирных задач.
Сначала корабль задумывался как точная копия американского изобретения. Но в процессе разработки возникли некоторые трудности, поэтому советским конструкторам пришлось искать собственные решения. Одним из препятствий стало отсутствие двигателей подобных американским. Точнее, в СССР двигатели имели совсем другие технические параметры.
Полет «Бурана» состоялся в 1988 году. Это произошло под управлением бортового компьютера. Посадка шаттла определила успех полета, в который не верили многие высокопоставленные лица. Принципиальная разница «Бурана» и американских шаттлов состояла в том, что советский аналог смог сесть самостоятельно. Такой возможности у американских кораблей не было.
Особенности конструкции
«Буран» обладал внушительными размерами, как и его заокеанские собратья. В кабине помещались десять человек.
Важной особенностью конструкции была теплозащитная оболочка, вес которой был выше 7 тонн.
В просторном грузовом отсеке могли поместиться грузы больших размеров, в том числе космические спутники.
Запуск корабля был двухступенчатым. Сначала от корабля отделялись четыре ракеты и двигатели. Вторая ступень – двигатели с кислородом и водородом.
При создании «Бурана» одним из главных требований была его многоразовость. Одноразовым был только топливный бак. Американские ускорители имели возможность приводниться в океане. Советские ускорители садились в степях неподалеку от Байконура, так что вторичное их использование не представлялось возможным.
Второй особенностью «Бурана» было то, что двигатели располагались на топливном баке и поэтому сгорали в воздухе. Перед конструкторами стояла задача сделать двигатели многоразовыми, что могло бы удешевить программу по освоению космоса.
Если посмотреть на шаттл (фото его демонстрирует) и его советский аналог, складывается впечатление об идентичности этих кораблей. Но это лишь внешняя схожесть с принципиальными внутренними различиями двух систем.
Итак, мы рассмотрели, что такое шаттл. Но в наши дни этим словом называются не только корабли для внеземных полетов. Идея шаттла нашла свое воплощение во многих изобретениях науки и техники.
Автомобиль-корабль
Компания Honda выпустила автомобиль под названием «Шаттл». Изначально его произвели для США и дали название Odyssey. Этот свободный автомобиль пользовался успехом в Новом Свете благодаря своим превосходным техническим параметрам.
«Хонду Шаттл» выпустили непосредственно для Европы. Сначала так именовали универсал Honda Civic, напоминающий микровэн. Но в 1991 году его убрали из ряда выпускаемых модификаций. Название «Шаттл» оставалось невостребованным. И только в 1994 году японские машиностроители выпустили новый минивэн с таким названием.
Почему производители решили остановиться на подобном наименовании модели, остается только догадываться. Возможно, идея стремительного космического челнока поразила создателей автомашин, и им захотелось создать уникальный быстрый автомобиль.
«Шаттл» представляет собой 5-дверный универсал, обладающий высокой проходимостью. У кузова округлены углы, большая часть поверхности остеклена. Салон отличается возможностью трансформации. Сиденья располагаются в три ряда, последний убирается в нишу. В салоне есть кондиционер, удобные кресла с большим запасом пространства.
Автомобиль чрезвычайно комфортабелен во время езды благодаря энергоемким передней и задней подвеске. «Шаттл» успешно справляется с поставленными на дороге задачами. Однако с 2000 года поставок этой модели в Европу более не наблюдалось, ее место заняла Honda Stream.
Развивая минивэны, Honda в 2011 году начинает выпуск линейки Fit Shuttle. Линия создана на основе хэтчбека «Хонда Фит».
Машина обладает агрегатом 1,5 л и гибридом 1,3 л. Производятся как передне-, так и заднеприводные автомобили.
«Хонда Фит Шаттл» характеризуется как экономичная, вместимая, эргономичная и комфортная на дороге машина. Автомобиль отлично ездит по улицам мегаполисов. Он подойдет для семейного отдыха и для бизнеса.
«Хонда Фит Шаттл» укомплектована по самым высоким требованиям безопасности. В ней присутствуют подушки безопасности, ABS, ESP.
«Фит Шаттл» по сей день пользуется большой популярностью в среде автовладельцев и имеет самые высокие рейтинги.
Вместе с детьми
Совершить полет на звездном шаттле можно вместе с ребенком, включив изображение и приобретя игрушку компании Lego. Первый набор космической тематики был выпущен компанией еще в 1973 году. Это была игра в виде конструктора. С тех пор производится несколько серий «космических» наборов, относящихся к разным ценовым уровням.
В популярный набор с артикулом 60078 входят:
- сервисный шаттл;
- космический спутник;
- фигурки космонавтов;
- наклейки;
- информация для сборки.
На упаковке изображен космический корабль, космонавты, планета Земля и ее спутник – Луна. В «Лего» шаттл — основной элемент набора. Он изготовлен из деталей белого цвета с темными вставками и ярко-красными полосками. В его кабине можно поместить две фигуры космонавтов. В наборе их два – мужчина и женщина. В корабле они сидят друг за другом.
Чтобы попасть в кабину, нужно снять ее верхнюю часть.
Набор «Лего Шаттл» стал желанным воплощением мечты всех, кто грезит идеями космических войн. Его основной составляющей является не вымышленный корабль, а вполне реалистичный. Космический шаттл отзывы о себе собирает положительные, он сильно напоминает подлинные американские корабли, бороздившие просторы космоса. Вместе с этим уникальным набором можно окунуться в мир космических странствий и перелетов на пару с ребенком. Причем играть можно не только с мальчиками, но и с девочками, ведь в набор не зря входит женская фигура космонавта.
Похищенный корабль
Компанией «Лего» создан также шаттл «Тайдириум», напоминающий нам о многочисленных эпизодах «Звездных войн». Всего компания выпустила шесть таких кораблей, начиная с 2001 года. Все они отличаются размерами.
Имперский шаттл был украден повстанцами, и теперь предстоит его вернуть. Увлекательные приключения вместе с героями звездных путешествий ждут маленьких игроков.
В набор входят минифигурки: принцесса Лея, Хан Соло, Чубакка, повстанцы – 2 шт. Сам шаттл изготовлен в белом цвете с серыми вставками. В кабине умещаются две фигуры, открывается она через верхнюю часть носа. За кабиной имеется отсек для груза. Производители говорят, что процесс сборки шаттла может занять от 2 до 6 часов.
С помощью минифигурок появляется возможность разыграть множество увлекательных сцен.
Космические игры для компьютера
Компания Bethesda, вдохновленная идеей освоения космических просторов, выпустила игру Prey для приставок и компьютеров с интересным сюжетом. В его основе несуществующая реальность, в которой американский президент Джон Кеннеди остался живым после покушения и стал интенсивно развивать проекты освоения космоса.
Пришельцы из космоса атакуют планету Земля. Их называют тифонами. США и СССР объединяют свои усилия в борьбе против вражеских сил. Но СССР подвергается распаду, и ликвидировать тифонов предстоит только США. Ученые могут контролировать мозг пришельцев, а также получать их способности.
Одной из миссий игры является попасть на шаттл. Для многих это является настоящей проблемой.
Опытные игроки покорили в Prey шаттл и дают советы новичкам. Для того чтобы забраться на корабль, нужно спуститься в одну из нижних комнат и там найти ключ-карту. Ключ помогает открыть дверь и разыскать лифт. На лифте нужно ехать наверх, там найти терминал, который активируют, после чего появляется мостик. С помощью моста и попадают на шаттл.
Автобусные варианты
В наши дни шаттлами называются не только космические корабли в реальности и в играх, но и автобусный транспорт. Как правило, это быстрые автобусы, доставляющие пассажиров от аэропорта к отелю, к станции метро или наоборот. Это может быть также корпоративный транспорт, осуществляющий перевозку пассажиров к местам различных мероприятий. Заранее составляется расписание шаттлов. Как правило, они курсируют довольно часто, что является чрезвычайно удобным.
Итак, мы разобрали многозначное слово «шаттл», рассмотрели все сферы, в которых оно используется, а также привели увлекательные истории, связанные с космическими челноками.
Источник: fb.ru