Программа сетевого взаимодействия что это

Содержание

Сетевое взаимодействие в ДПО (инженерный подход)

Сетевое взаимодействие в ДПО для большинства лиц, причастных к системе образования, знакомо, благо что с принятия 273-ФЗ, где оно было впервые прописано, прошло уже 8 лет. Доказывать его полезность после реализации уже многих проектов — это все равно что ломиться в открытую дверь. Поэтому мы пойдем другим путем, необычным для педагогических работников — со стороны институциональной инженерии. Но если про системную еще кто-то слышал, то, что за институциональный зверь, знают немногие, тем не менее, институционализм в социальных науках является мейнстримом, за него уже получают нобелевские премии, а курсы по технологическому предпринимательству, основанные на его достижениях, в нашей стране периодически проводятся в ВШЭ, МТФТИ, а ныне в МИСИС. Собственно основной вывод этой статьи заключается в том, что проекты сетевого взаимодействия являются подмножеством предпринимательского проекта вообще и в образовании в частности.

Носителям английского языка повезло — слово education имеет значение одновременно образования, обучения и воспитания, в отличие от крена в сторону образования в российских реалиях. Нельзя сказать, что последние два начисто отсутствуют, но в полноте имеются в таких местах, как, например, легендарный физтех.

Сетевое взаимодействие и сетевые программы: как правильно и эффективно наладить работу?

На нем еще отцами-основателями была заложена система, при которой обучением и воспитанием занимались представители базовой организации, действующие на фронте науки физики-исследователи. Нынешний студент уже с третьего курса знакомится с характером будущей работы, решая в процессе обучения реальные, а не придуманные задачи. Если он поймет, что нужно двигаться в другом направлении, он волен перевестись хоть на другой факультет. Построение системы физтеха не далось даром, генералиссимус Сталин, владыка полмира, четырежды подписывал приказ о создании МФТИ, в академический контур новый элемент упрямо не вписывался.

Собственно схемы современных проектов сетевого взаимодействия разнообразны и помимо самих образовательных организаций, обменивающихся учебными модулями, классами и оборудованием, могут и должны включать маркетологов, веб-программистов, видео-студии, будущих работодателей и даже целые команды стажеров. Но при всей этой пестроте они строятся на одном принципе: в проекте участвуют собственник различных активов, предоставляющих взаимный доступ и осуществляющих взаимозачет (клиринг), в зависимости от участия каждого партнера в проекте. Понятно, что без управляющего проектом не обойтись, так же как и без стандарта проектной деятельности, обеспечивающих согласованное и продуктивное взаимодействие участников.

Несмотря на то, что сетевое взаимодействие местами практикуется давно, актуализировалось оно сегодня. Это не случайно — не так давно, в 2008 году, прошло по всему миру цунами финансового кризиса; денег на развитие, которых и так не хватает, стало еще меньше.

А тут COVID-19, нагло предъявляющий требования по переводу всего обучения в онлайн, невзирая на неподготовленность и отсутствие эффективных методик для обучения в онлайне. Кроме того, в интернете плотно засели инфобизнесмены, собаку съевшие на дигитал-маркетинге и научившиеся красиво упаковывать видеоконтент. Работодатели на имеющееся предложение реагируют вяло, предъявить внятные требования к учебным программам неспособны, менталитет студента, сформированный с советских времен, за себя платить не позволяет. Выпущенный специалист, не прошедший практику и стажировку, по факту специалистом не является, и работодатель в последнюю очередь смотрит на то, что у него записано в дипломе.

Краткий экскурс в сетевое взаимодействие

Но образовательный сектор не в одиночку кукует на бобах, кривая роста мирового ВВП безнадежно выпрямилась и того гляди сорвется в штопор.

Однако не все потеряно, человек хитер и изворотлив. Сразу после грянувшего финансового грома группа интеллектуалов, собранная на вилле в Белладжо Фондом Рокфеллера, начертала путь выхода, назвав его impact investing. На русский это переводится как проектное инвестирование в то, что реально полезно.

Но инвестор без предпринимательской команды ничего полезного сообразить не может, следовательно, задача образования — начать готовить такие команды, одновременно самоосваивая предпринимательство в форме сетевого взаимодействия. Не случайно на рынке растущий спрос на продюсеров онлайн-курсов — управляющих проектами. Инвестиционная деятельность кардинально меняется от привычной бизнес-модели «купил-продал» на «скинулся активами с партнерами — разделил». MBA гуру Майкл Портер вовремя перестроился и несет знамена новой идеологемы shared value, разделяемой ценности, которая становится парадигмой нового уклада — техноэкономики.

Осваивать новую форму деятельности надо не откладывая, это не стратегическая технология, на кону суверенитет страны. Кто не верит, может посмотреть на растущий как на дрожжах Китай, уверенно подминающий под себя мировые рынки. Эпоха работы с вещами закончилась, пора приступать к работе со связями. Для тех, кто еще колеблется, можем заверить, что философская мысль проложила хайвэй от завершившегося производственного уклада к гуманизму через снятие отчуждения социальных институтов в потоке предпринимательского творчества, но по инженерным стандартам. Несомненно, система образования должна двигаться во фронте этой трансформации.

Осталось разобраться с самим инженерным подходом.

Каждый знает, где инженер, там поблизости машина и сопутствующая ей технология. В последнее время на каждом углу заговорили про платформы, это как раз другое название этой машины. Есть только один нюанс. Все привыкли к платформам, где добывают, транспортируют, перерабатывают материальные ресурсы. Не так давно появились платформы, на которых то же самое производят с информацией.

И вот, эти ботаники с Белладжо заговорили о платформах, на которых добывают, перерабатывают, транспортируют стоимость. Хотя и без них уже всем было понятно, что цепочки добавленной стоимости и проектное соинвестирование — мейнстрим мировой экономики. По отношению к технологиям эту деятельность принято называть финтехом — финансовыми (проектными) технологиями.

Новомодный EdTech собрал в себе все три типа технологий и платформ, это — education, помноженное на инженерно-технические решения.

EdTech появился сравнительно недавно — лет 20 назад, вместе с появлением веба, а венчурное инвестирование потекло позднее, и рынок edtech показывает средний рост более 20%; соответственно, на него смотрят с интересом все больше инвесторов.

Так вот, для массового запуска проектов в сетевой форме взаимодействия, для решения задачи качественного улучшения образовательных программ, необходимы EdTech-финтех платформы, начавшие уже появляться, в том числе и в России, как, например, Educhain.

Напоследок

Несколько заключительных слов.

Педагогика — важнейшая деятельность, которая была и будет актуальна на всем протяжении истории человека. Когда мы говорим о технологиях и платформе (в строгом смысле) в отношении педагогики, то должны четко понимать, что они никогда не заменят учителя, они составляют довольно тонкий слой в обществе. Тем не менее, как и любая другая деятельность, педагогическая подлежит технологизации, и весь мир стоит на пороге эпохи платформ. Их конструирование становится массовым, и этот процесс будет только нарастать.

Когда речь заходит об образовании, то первым делом вспоминают про педагогические методики, психологию ученика, и это совершенно справедливо, ведь речь идет об обучении и воспитании личности. Но мы в этой статье коснулись вещей, более приземленных, местами сквалыжных, но крайне необходимых в существующем мире, и посмотрели на них с позиций предпринимателя от образования, и отчасти позиции работодателя, которые день и ночь в непримиримой конкурентной борьбе бьются за рыночное место под солнцем. Мы будем решать одну практическую задачу — как повысить капитализацию edtech проекта или как получить максимальный возврат от инвестиций в человеческий капитал. Преследуя личные цели, герои нашего времени будут приближать эпоху гуманизма, когда Homo Sapiens всерьез займется смыслами и в первую очередь — образованием, обучением и воспитанием.

Источник: vc.ru

Сетевое взаимодействие в образовании — это что такое?

Сетевое взаимодействие в образовании — это сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в учебный или внеурочный процесс.

сетевое взаимодействие в образовании это

Интеграция

Это усилия разных образовательных учреждений по централизации ресурсов. Данный алгоритм уже продемонстрировал свою актуальность и состоятельность. Сетевое взаимодействие учреждений образования предполагает особое социальное партнерство, в котором подразумевается «двусторонняя полезность». Между всеми участниками такого взаимодействия возникают неформальные и формальные контакты. Сетевое взаимодействие в системе образования особенно развито в средней и старшей школе.

Что такое сеть?

В педагогической практике такие понятия, как партнерство, сеть, встречаются достаточно часто. Сеть представляет собой совокупность учреждений. Отметим межсетевой характер образуемой системы.

проблемы сетевого взаимодействия в образовании

Характеристики

Сетевое взаимодействие в образовании — это механизм, который обладает определенными параметрами, такими как:

  • единство целей;
  • определенные ресурсы для их достижения;
  • суммарный центр управления.

Особенности создания

Модели сетевого взаимодействия в образовании зависят от того, какими ресурсами будет осуществляться обмен. Основной задачей полноценной системы является достижение изначально поставленной цели. В зависимости от того, какие именно проблемы сетевого взаимодействия в образовании выбраны в качестве основных, к создаваемой системе подключаются определенные виды образовательных учреждений. В качестве основного органа управления в основном выступает управления района или города.

сетевое взаимодействие в инклюзивном образовании

Параметры взаимодействия

Основные проблемы сетевого взаимодействия в образовании связаны с существенной территориальной удаленностью разных образовательных организаций. Для преодоления подобных проблем применяют компьютерные технологии.

сетевое взаимодействие учреждений образования

Инклюзивное образование

Особое внимание уделяется работе с детьми, имеющими серьезные проблемы со здоровьем. Такие школьники по медицинским показания не могут посещать школу, поэтому для них министерством образования РФ был создан специальный проект. Он подразумевает сетевое взаимодействие в инклюзивном образовании.

Педагоги общаются со своими подопечными посредством новейших компьютерных технологий и программ. Прежде чем учитель допускается к работе с больным ребенком, он проходит специальную курсовую подготовку. Подобные курсы направлены на преодоление психологических проблем, касающихся установки контакта с больным школьником.

Координацию взаимоотношений между учениками, родителями, педагогами, образовательными учреждениями осуществляет специальный отдел по инклюзивному (дистанционному) обучению. Каков алгоритм такого взаимодействия? Сначала школы передают специалистам отдела информацию о количестве детей, нуждающихся в дистанционном образовании, указывает рекомендации педиатров по организации учебного процесса. Полученные сведения изучаются в координационном центре, полученная информация вносится в специальную базу данных. На следующем этапе к каждому конкретному ребенку подбирают наставника.

Читайте также:
Что за программа рутокен это драйверы

К педагогу, который будет работать с больным ребенком, выдвигаются особые требования. Помимо профессиональной компетентности, он должен быть хорошим психологом, чтобы в процессе общения со своим подопечным помогать ребенку, избавлять его от неуверенности в своих силах, различных комплексов, возникающих из-за ограниченности общения со сверстниками.

На третьем этапе происходит отбор образовательной программы, ее утверждение координационным центром.

Такое сетевое взаимодействие в образовании — это комплекс мер, направленных на проведение дистанционных уроков со школьниками, имеющими ограничения по здоровью. Координационный центр создает сетевое расписание, в котором для каждого ребенка указывается время проведения урока, работающий преподаватель. Педагог трудоустраивается в то учебное заведение, к которому прикреплен ребенок.

Алгоритм приема на работу дистанционного учителя аналогичен обычному приему работника в образовательное учреждение. Директору школы предоставляется сканированная копия трудовой книжки, оригинал заявления, копии наградных документов, справка об отсутствии судимости, подтверждении прохождения специальной курсовой подготовки, тарификационный лист. Руководитель школы готовит приказ о приеме на работу совместителя, знакомит с ним дистанционного педагога. После того как все формальности будут улажены, начинается непосредственный образовательный процесс.

сетевое взаимодействие в профессиональном образовании

Подобная работа предполагает и серьезную периодическую отчетность. В конце каждого месяца учитель отправляет координатору отчет о проведенных уроках. Разработана специальная форма для выставления отметок за четверть, полугодие, которую заполняет педагог. Все отчетные материалы направляют в координационный центр, затем дублируют в образовательное учреждение, в котором числится ребенок. Закон об образовании в сетевом взаимодействии регламентирует взаимоотношения между дистанционным наставником, родителями обучающегося, представителями министерства образования.

сетевое взаимодействие в дополнительном образовании

Дополнительное образование

Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании обладает определенными параметрами:

  • оно базируется на совместной деятельности взрослых и детей;
  • существует косвенное либо прямое воздействие субъектов данного процесса друг на друга, которое позволяет устанавливать между ними полноценную взаимосвязь;
  • есть вероятность реальных преобразований в эмоциональной, волевой, познавательной, личностной сфере;
  • учитываются личностные характеристики всех участников, освоение ими социальных навыков;
  • используются принципы творчества и доверия, сотрудничества и паритетности;
  • взаимодействие осуществляется на основе доверия, поддержки, взаимного партнерства.

Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования позволяет объединять усилия разнообразных клубов, школ, секций, направленных на воспитание гармонически развитой личности ребенка. Как создается такая система? Каковы ее основные цели и задачи?

Учитывая, что сетевое взаимодействие в дополнительном образовании направлено на создание базы для полноценного формирования личности ребенка, в районных центрах и крупных городах были открыты центры дополнительного образования. В таких организациях ребятам предлагаются разнообразные спортивные секции, музыкальные кружки, танцевальные студии. При попадании в такой центр, малышу и его родителям сотрудники «детского города» проводят экскурсию, рассказывают о каждом направлении, разрешают посетить занятия. После того как ребенком будет сделан осознанный выбор 2-3 секций или кружков, его расписание выстраивается так, чтобы он успевал посещать общеобразовательную школу, заниматься в выбранных секциях. Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования подразумевает корректировку графика внеурочных занятий с учетом расписания уроков в обычной (общеобразовательной школе).

сетевое взаимодействие в общем образовании

Стратегии взаимодействия

Современная наука предлагает две основные системы взаимодействия: конкуренцию и кооперацию. Рассмотрим их особенности, возможности применения.

Кооперативное взаимодействие предполагает определенный вклад всех участников в решение общей задачи. В качестве средства объединения в такой ситуации рассматривают отношения, появившиеся в непосредственном процессе взаимного общения. В качестве основного показателя плотности кооперативного взаимодействия выступает уровень включенности в общее дело всех участников образовательной системы.

Конкуренция подразумевает борьбу за приоритет, яркой формой которой является конфликтная ситуация. Вовсе необязательно, чтобы конфликт имел только негативные параметры, часто путем таких ситуаций находится выход из сложной ситуации, выстраиваются полноценные и доброжелательные взаимоотношения разных участников образовательного и воспитательного процесса. Сетевое взаимодействие в общем образовании тесно связано с такими стратегиями. Они определяют его моделирование и последующее развитие.

На данный момент времени созданы различные варианты муниципальных образовательных сетей. Среди них выделяют два наиболее распространенных варианта, проанализируем их подробнее.

Муниципальные сети

Что же представляет собой сетевое взаимодействие в образовании? Это возможность объединения нескольких отдельных образовательных организаций вокруг сильной школы, имеющей достаточный материальный и кадровый потенциал. Такое образовательное учреждения выполняет функцию «ресурсного центра».

В подобной ситуации у каждого общеобразовательного учреждения этой группы сохраняется право на обеспечение преподавания основных учебных дисциплин в полном объеме. Кроме того, школа получает возможность создавать профильные классы, предлагать ребятам различные элективные и факультативные курсы по отдельным предметам, учитывая имеющиеся ресурсные возможности. Подготовку по всем остальным профильным направлениям реализует «ресурсный центр».

Существует и еще одно сетевое взаимодействие (дополнительное образование). Школа, дворцы творчества, спортивные школы, студии, секции, выступают в этом случае как единая образовательная и воспитательная система. В подобной ситуации ребенок имеет права выбора получать дополнительные навыки не только на базе своей школы, но и в иных образовательных учреждениях. Например, ученик может проходить дистанционную подготовку, обучаться в заочных школах для одаренных детей, в учреждения профессионального образования.

Воспитательный потенциал

Сетевое взаимодействие в профессиональном образовании несет в себе воспитательный ресурс. В первую очередь, подобные системы создаются для повышения качества воспитания и образования, повышения познавательного интереса у школьников. Существуют определенные характеристики воспитательного аспекта любой образовательной сети:

  • присутствие общих интересов и стремления участников сети к единым социальным целям, применение единых приемов и методов;
  • материально-технические, кадровые, финансовые возможности для взаимного воспитания и обучения, обмена мнениями;
  • развитие коммуникаций между отдельными участниками сети;
  • взаимная заинтересованность и ответственность, гарантирующие положительную динамику такого взаимодействия.

Основная причина разработки сетевых разнообразных сообществ была связана с невозможностью многих небольших образовательных учреждений предоставлять всем участникам образовательного процесса полноценные условия для развития и воспитания. В первую очередь речь шла о недостаточной материальной и технической оснащенности многих сельских школ, что негативно отражалось на научности преподавания.

После внедрения сетевой модели удалось справиться с теми проблемами, решить которые по отдельности государственные учреждения были не в силах. Кроме того, между отдельными организациями, вошедшими в единую систему, усилилась здоровая конкуренция, наладились нормальные деловые взаимоотношения.

Углубилось понимание проблемы, поставленной перед школами министерством образования, расширились границы взаимного действия, поскольку существенно увеличились возможности учреждений образовательной направленности. В настоящее время школы, объединенные в единую сеть, стараются работать в команде, помогают друг другу советами, кадрами, техническими средствами обучения. Появление многочисленных сетей в образовании способствовало устранению ненужного дублирования, нерациональной траты материальных ресурсов. В процессе работы педагоги обмениваются между собой мнениями, идеями, инновационными методическими приемами и технологиями. При определенных обстоятельствах происходит объединение финансовых, административных, кадровых ресурсов. Благодаря анализу практики сетевого взаимодействия были закреплены базовые принципы его создания с социальными стратегическими партнерами:

  • каждый участник получает равные возможности для предоставления своего мнения;
  • ответственность не перекладывается на другие образовательные учреждения;
  • при сотрудничестве все полномочия распределены равномерно, направлены на полноценное функционирование всех учреждений и государственных организаций;
  • есть условия для полноценного и конструктивного взаимодействия, мониторинга и контроля;
  • сотрудничество базируется на умении «принимать» и «отдавать».

Для того чтобы созданная сеть успешно функционировала, важна постоянная поддержка всех коммуникативных потоков, проведение семинаров, совместных встреч, конференций.

Заключение

Благодаря сетевому взаимодействию разнообразных образовательных учреждений и систем дополнительного образования вырабатываются оптимальные методические приемы, позволяющие воздействовать на воспитательный и образовательный процесс, повышать их эффективность и результативность. Благодаря подобной деятельности стало возможным полноценное проектирование содержания образования и воспитания, что способствует обогащению жизнедеятельности ребят, получению ими разнообразного социального опыта.

Практика подобного взаимодействия разных участников образовательного процесса подтверждает появление множества инновационных моментов. В первую очередь отметим необходимость перевода соревновательного вида деятельности школ к новым условиям деятельности.

Для подобного перехода требуется существенный временной промежуток, переосмысление своей деятельности педагогами. Результаты статистических исследований подтверждают высокую результативность сетевого взаимодействия. Только совместные усилия, направленные на улучшение условия обучения, повышение качества материально-технической базы, совершенствование внеурочной деятельности, могут дать желаемый результат. Подобная система должна стать прекрасным стимулом для саморазвития подрастающего поколения россиян.

Источник: fb.ru

Сетевое взаимодействие как инновационная форма работы с педагогами ДОУ

Сетевое взаимодействие — как инновационная форма работы с педагогами ДОУ.

Актуальность: Инновации в сфере образования, в том числе и дошкольного, предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений.

Традиционные формы методической поддержки педагогических работников, такие как семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, ориентированы, как правило, на наиболее профессиональных педагогов и активизируют именно их методическую, педагогическую деятельность. А большинство воспитателей принимают лишь пассивное участие на данных мероприятиях и являются созерцателями. Поэтому имеется необходимость создания системы активного включения каждого педагога в методическую деятельность, мотивировать его самообразование.

Ключевые слова: методическая работа, сетевое взаимодействие, профессиональная компетенция, компетентность, качество дошкольного образования, единое информационно-методическое пространство, ресурсы, инновационные технологии.

Сетевое взаимодействие – это форма, позволяющая решать разнообразные профессиональные (педагогические) проблемы посредством диалога с коллегами (педагогами); увидеть и оценить опыт педагогов, внедряющих инновационные образовательные программы, и показать свои наработки. Педагог имеет собственное авторское «видение» относительно общей проблематики, имеет доступ к ресурсам сети для осуществления собственного замысла. Педагог пополняет, приобретает, актуализирует необходимую информацию для использования в своем ДОУ.

Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между нашим образовательным учреждением и другими ДОУ и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом и отсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений. Участие в сетевом взаимодействии позволяет педагогам взаимообогащаться, предъявлять собственный опыт, изучать, анализировать и внедрять в практику своей работы передовой педагогический опыт других педагогов, формировать в себе способность к рефлексии.

В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла также в конце 1990-х годов. Несомненная заслуга в этом принадлежит А. И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика».

Читайте также:
Использование устройства что это за программа и нужна ли она

Применительно к сфере образования А. И. Адамский выделяет следующие характеристики «сетевого взаимодействия» в противовес несетевому. В центре сетевого взаимодействия находится не информация сама по себе, а персона и событие. Персонами могут выступать авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий.

Второй компонент – «событие» предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего и инициируется событие. Причем событие инициируется персонами, заявляющими таким образом об актуальной потребности в решении этой задачи.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети образовательных учреждений, основываясь на реалиях деятельности каждого участника сети. Образовательную сеть А. И. Адамский определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга. Итак, сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования.

Сетевое взаимодействие – это взаимодействие между образовательными учреждениями. Первая ступень подобной коммуникации, давно и прочно вошла в образовательную деятельность: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия и др. В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования, основанного на следующих принципах:

— во-первых, сеть – это возможность продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг и, таким образом, получение дополнительного финансирования;

— во-вторых, сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений;

— в-третьих, сетевое взаимодействие – современная высокоэффективная инновационная технология, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться;

— в-четвертых, сетевое взаимодействие дает возможность организации взаимодействия и распространения передового опыта на основе ИКТ – технологий, которое имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт образовательного учреждения доступен широкому кругу пользователей интернет – сети.

Важно отметить, что при традиционной организации методической работы все педагоги в определенном сообществе знакомы друг с другом, непосредственно контактируют между собой. Такие прямые длительные связи могут быть минимальны, непротяженные по времени, в результате чего такое взаимодействие исчерпывает себя и становится малопродуктивным, так как ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для плодотворной работы.

При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями, между образовательными учреждениями и другими социальными партнерами, а также процесс отражения в них опыта друг друга, отображение процессов, которые происходят в системе образования в целом. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.

Итак, механизмы реализации образовательной политики посредством сетевого взаимодействия достаточно разнообразны, как в виртуальном, так и в реальном пространстве. Но было бы неправильно не указать и возможные проблемы при реализации сетевого взаимодействия в образовании, которые все еще существуют сегодня. Это и технологическое и техническое сопровождение самого процесса сетевого взаимодействия; и конвертируемость результатов; и недостаточно разработанная все еще нормативно-правовая база (особенно, при проектировании и реализации сетевых образовательных программ; и вопрос стандарта самих сетевых программ; и проблемы интерпретации образовательных результатов; и распределение ответственности между субъектами сетевого взаимодействия при достижении образовательных результатов; выделение новых педагогических позиций (сетевой педагог, педагог-навигатор и др.) и, конечно же, механизмы финансирования; механизмы поддержки сетевых групп и их деятельности со стороны муниципальных и региональных органов власти.

И все же, именно становление сетевого взаимодействия в образовании отвечает вызовам времени, определяющим тенденции развития системы образования в целом, и способно удовлетворить потребности каждого субъекта этого взаимодействия.

Список используемой литературы:

1. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А. И. – М. : Эврика, 2006.

2. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. – М. : Педагогика, 1989.

3. Василевская Е. В. Методическое сопровождение педагогов на основе сетевого подхода в условиях инновационного развития образования // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: Сборник научных статей международной научно-практической конференции, 19-21 июня 2012г. : [Электронное издание]. М. : АПКиППРО, 2012.

4. Дошкольное образование. Словарь терминов/ Сост. Виноградова Н. А. и др. – М. : Айрис-пресс, 2005.

5. Глубокова Е. Н., Кондракова И. Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике/Педагогика в современном мире// Сборник статей всероссийской научной конференции. – Санкт-Петербург: Издательство «Лема», 2011. – с. 123-129.

6. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М., 2000.

7. Цыс И. Н., Гоцуляк Н. В. Оптимизация методической работы с использованием муниципального сетевого взаимодействия //Управление ДОУ. 2016. №3.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми

Час двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми «Подари ребенку крылья, и он научит тебя летать». Этот девиз стал для меня «путеводной звездой» в педагогической деятельности. Современное.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Фотоотчет «Коляда, коляда, отворяй ворота!» Сетевое взаимодействие с детскими садами города Новочеркасска

Фотоотчет «Коляда, коляда, отворяй ворота!» Сетевое взаимодействие с детскими садами города Новочеркасска Одна из традиций у нас на Дону — весело проводить новогодние праздники — петь колядки на старый Новый год. Для детей — это развлечение и.

Фотоотчёт об участии в Рязанском городском проекте: «Сетевое взаимодействие учреждений»

Фотоотчёт об участии в Рязанском городском проекте: «Сетевое взаимодействие учреждений» Участие в городском проекте: сетевое взаимодействие учреждений «Экологические акции как средство социализации дошкольников»В декабре 2019.

Лэпбук «Развиваем речь дома» как инновационная форма работы педагога с родителями и родителей со своими детьми дома

Лэпбук «Развиваем речь дома» как инновационная форма работы педагога с родителями и родителей со своими детьми дома Уважаемые коллеги! Одной из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного.

Семинар «Коучинг как инновационная форма сопровождения молодого воспитателя в ДОУ» «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,.

Сетевое взаимодействие с социальными партнёрами по реализации задач экологического воспитания

Сетевое взаимодействие с социальными партнёрами по реализации задач экологического воспитания В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. Консультация для педагогов Одной из задач, стоящих перед современном дошкольном образовании, является применение инновационных педагогических технологий. Перед педагогами.

Источник: www.maam.ru

Программа «Сетевое взаимодействие как основное условие обеспечения доступного качественного образования школьников»

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Размер файла: 103.03 Кбайт

Программа “Сетевое взаимодействие как основное условие обеспечения доступного качественного образования школьников” МОУ Талицкой средней общеобразовательной школы.

БАЗОВЫЕ ИДЕИ ПРОГРАММЫ

Основополагающими нормативно-правовыми документами, в рамках которых определяется деятельность опытно-экспериментальной площадки в МОУ “Гимназия № 48” г. Норильска, р-н Талнах являются: Закон РФ “Об образовании” в редакции Федерального Закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ; Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196; Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.; Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования РФ от 18 июля 2002 г. №2783; Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 г. №334 “О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования”; Приказ Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2003 г. №2757 “Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения”, а также документы муниципального уровня: Положение о комплектовании X профильных классов на III ступени общего образования; Положение о портфолио — индивидуальной накопительной оценке обучающегося; Типовое Положение о профильных классах; Типовое Положение об элективных курсах предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов и профильного обучения обучающихся 10–11-х классов; Типовое Положение о безотметочном оценивании элективных курсов; Типовое Положение об организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов обучающихся; договор о совместной образовательной деятельности (с передачей часов и без, между ОУ и между ОУ и учреждениями культуры) и соглашение об индивидуальном маршруте; примерный план работы школьного психолога по психологическому сопровождению предпрофильного и профильного образования в школе.

Программа исходит из того, что до 2020 г. должны быть созданы условия для повышения качества образования учащихся в условиях профилизации старшей школы, которое в новых социально-экономических условиях в большей степени ориентировано на запросы ученика и его родителей.

Такие условия необходимы, чтобы реализовать новые принципы государственной политики и гарантии прав граждан Российской Федерации на образование, завершить переход к новым образовательным стандартам и разработанным на их основе образовательным программам, обеспечить сетевое взаимодействие гимназии и других образовательных учреждений.

Пояснительная записка.

Существуют разные причины, благодаря которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия школы с различными организациями.

Во-первых, в поисках знаний дети предпочитают урокам внешкольное пространство. Кризисы современных образовательных учреждений во многом связаны с тем, что дети получают информацию не столько от учителя, сколько из других источников. Сегодня ребенок может учиться в любой точке мира, не выходя из дома, а грани основного и базового образования очень сильно стерлись между собой. В настоящее время школа проигрывает более современным, более технологичным, более привлекательным для подростков источникам образования.

Читайте также:
Компас 3 d что это за программа

Во-вторых, ситуация усугубляется вследствие демографического спада, ведущего к сокращению контингента учащихся. Анализ данных демографического спада и прогноз численности учащихся приводят к необходимости проводить реструктуризацию образовательных учреждений.

В-третьих, чтобы быть конкурентоспособным, многие сферы деятельности становятся сетевыми, например, торговые, информационные, развлекательные и многие другие. И только в образовательной сфере – собрания, конференции, а ученики обучаются, только сидя в классе. Разумеется, такие формы образовательного общения нужны, но сетевые формы общения и взаимодействия экономичнее и эффективнее.

основаниями появления сетевых форм взаимодействия являются укрупнение ресурсов в условиях хронического дефицита основных средств; национальный образовательный стандарт; появление профессиональных сообществ; интеграция в глобальные процессы; изменение роли государства и содержания его участия в образовании, в управлении образованием.

Задачи сетевого взаимодействия:

Создать единую образовательную среду путём объединения усилий педагогов школы, родителей, учащихся , отдела районного образования .

Повысить эффективность использования ресурсного потенциала школы.

Создать условия для социальной успешности выпускников, формирования у них более прочных знаний, умений, воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма.

Использовать возможность использования образовательных ресурсов учреждений дополнительного образования, что значительно расширяет выбор школьниками путей своего становления.

Выполнение Программы сетевого взаимодействия нацелено на реализацию следующих целей:

— достижение заданного качества образования и обеспечению максимального удовлетворения образовательных потребностей учащихся;
— доступность в образовательные учреждения, реализующие программы более высоких уровней (ступеней);
— кооперация и оптимизация ресурсов сети (перераспределение ресурсов сети с целью более полной их отдачи);
— экономия бюджетных средств при организации сетевого взаимодействия;
— повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников школы .

Ожидаемые результаты.

Успешное решение поставленных задач предполагает достижение следующих результатов реализации программы:

— Расширятся возможности обучающихся для продолжения общего, получения дополнительного и профессионального образования.
— Осуществится модернизация содержания и организации образования на основе реализации запросов всех участников образовательного процесса.
— Расширится система адресной поддержки одарённых детей.
— Повысится социальная активность выпускников школы .
— Произойдет расширение социального партнерства (рост участия молодежи в управлении образованием, становление активной жизненной позиции, создание совместных авторских сетевых проектов).
Модель сетевого взаимодействия МОУ Талицкой СОШ.

1.Подготовительный этап

Мероприятие

Исполнители

Показатели реализации

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Механизмы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений

В статье впервые выявляется уровень сформированности сетевого взаимодействия ОУ, выявляются причины низкой степени их развитости; вводится понятие механизмов формирования сетевого взаимодействия ОУ, предлагается их классификация.

Ключевые слова

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОУ, КЛАССИФИКАЦИЯ, МЕХАНИЗМ

Текст научной работы

Смена образовательной парадигмы поспособствовало развитию новейшей модели образования, главными принципами которой стали утверждения о том, что образование обязано быть фактором развития человеческого капитала; инвестиционной сферой, оказывающей существенное воздействие на социально-экономическое формирование государства; механизмом обеспечения международного позиционирования России; условием социальной стабильности и социально-культурной единства государства; системой, обеспечивающей интеграцию науки и практики. [2]

Особую роль в развитии целостной картины мира ученика обретает в старшем школьном возрасте. Перед старшеклассником возникает вопрос ответственного выбора будущей специальности, решение которой потребует умений самостоятельного получения данных из максимально большего числа источников, анализировать ее, прогнозировать, принимать решения, нести ответственность за свой выбор.

К сожалению, старания общеобразовательных школ в настоящий период мало результативны для создания условий для развития у школьников конкретных жизненных ориентиров на базе приобретенных знаний метапредметного характера, формирования социокультурного навыка молодого человека. [3]

Сетевая организация совместной деятельности сегодня рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной.

Под системой непрерывного профессионального образования подразумевается совокупность образовательных программ и учреждений, направленных на удовлетворение познавательных потребностей личности и формирование условий для реальной профессиональной, творческой самореализации в регулярно изменяющихся обстоятельствах.

К перечню признаков непрерывного образования, существенных для анализа и проектирования путей развития образовательной практики, можно отнести следующие:

  • охват образованием всей жизни человека;
  • связь общего и профессионального образования;
  • открытость, гибкость системы образования;
  • разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения, возможность свободного их выбора;
  • равноправная оценка и признание образования не по способам его получения, а по фактическому результату.

Модели сетевого взаимодействия:

Горизонтальная — между образовательными учреждениями одного уровня;
Вертикальная — школа — колледж — ВУЗ;
Смешанная — реализация совместных программ учреждениями разного уровня;
Совместные сервисы, библиотеки, центры коллективного доступа, информационные порталы, единая база данных;
Поддерживающая инфраструктура — базовые кафедры, ресурсные центры, технопарки, инкубатора. [1]

Региональный образовательный округ — это автономная система образовательных учреждений разного уровня, функционирующих на территории, объединяющих ряд географически близко расположенных муниципальных районов.

Министерство образования и науки РФ — Министерство образования, науки и молодежной политики Волгоградской области;

Структура регионального образовательного округа:

  • Базовый центр ВГСПУ;
  • Ресурсный центр на базе педагогического колледжа;
  • Образовательные учреждения всех уровней;
  • Управление образования районов.

Согласно анализам экспертов (А. И. Адамский [1], И. М. Реморенко, В. В. Третьяков [2] и др.) созданными основными органами правительства стратегии модернизации образовательных систем были приемлемы для 30 % всех образовательных учреждений РФ, расположенных в большей степени в основных, с высокой плотностью населения, с хорошо сформированной инфраструктурой регионах. Приблизительно 70 % сельских муниципальных систем России требуют вариативных моделей комплексных изменений.

Исследование трудов Л.В.Байбородовой [3], В.Г.Бочаровой [4], М. В. Груздева [5], М.П.Гурьяновой [6], А. М. Цирульникова [7] и др. дали возможность раскрыть характерные черты сельских местных образовательных сетей, которые обусловлены социально-демографической особенностью (небольшой заселенностью, большими расстояниями среди поселениями, низкой развитостью социальной инфраструктуры) и объединены с малой концентрацией образовательных учреждений, их малочисленностью, малокомплектностью, отдаленностью, невысоким уровнем ресурсного обеспечения, безальтернативностью в предоставлении образовательных услуг и несоответствующим условиям формирующейся инновационной экономике уровнем их свойства и эффективности. Данное никак не позволило в абсолютном размере найти решение комплекс задач, связанных с оптимизацией значительных расходов на
обучение детей в сельских школах посредством внедрения в полном объеме нормативно-подушевого финансирования; исследование определеных нынешним условиям основных и дополнительных образовательных программ, новейших форм и
механизмов их осуществлении; развитие педагогических моделей и условий формирования отдельных образовательных учреждений, в том числе малочисленных (МЧШ), малокомплектных (МКШ), отдаленных (ОСШ), которые в целом по Волгоградской области составляли от 30 до 80 % всех сельских школ (в зависимости от региона). [4]

В рамках концепции сетевого взаимодействия ОУ представлены механизмы формирования сетевого взаимодействия ОУ[1] как целостную совокупность принципов, методов и процедур, реализация которых осуществляется путем использования личностных и социальных коммуникаций, позволяет эффективно гармонизировать конкретный педагогический процесс или определенную образовательную систему.

Сетевые механизмы управления осуществляют следующие функции:

в рамках организационно-педагогической функции — рассматривают проблемы управления, формируют требования с целью целеполагания развития образовательной сети;
хозяйственной (управленческой) — сформировывают основные требования функционирования сети, реализующиеся через взаимодействие, материально-техническое обеспечение, решение трудностей стимулирования;
кадровой — решают профессиональные проблемы, составляют структуру управляющих и экспертов, сетевые органы управления;
технологической — гарантируют реализацию образовательного процесса;
организационной — обеспечивают реальную регламентирующую систему действий обучения и воспитания;
стимулирующей — устанавливают разработку и применение функционирующих стимулов, способных обеспечить активность участников сети;
инновационной — улучшают все без исключения компоненты образовательной сети, как за счет внутренних резервов, так и за счет внедрения достижений передового опыта и науки, внедрения социально-экономических нововведений.

Механизмы создания образовательного пространства:

  • Первый механизм — организация взаимодействия учреждений образования с организациями культуры, спорта, молодежной политики, институтов гражданского общества, бизнес-сообществ;
  • Второй механизм — создание и реализация системы взаимосвязанных педагогических событий;
  • Третий механизм — построение образовательного пространства как совокупности образовательных программ, удовлетворяющих образовательные запросы обучающихся;
  • Нельзя забывать, что образовательное пространство развития ребенка — это пространство детства. [6]

Классификация механизмов формирования сетевого взаимодействия ОУ позволяет выявить три, фактически параллельно, используемых взаимообусловленных механизма:

1. Механизм формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений (реального и виртуального) имеется комплекс принципов, методов, процедур социальных коммуникаций, нацеленных на формирование и оптимальное функционирование, развитие сетей ОУ в целях реализации сетевых образовательных услуг.

Создание линий формирования образовательных сетей сельских муниципальных образовательных систем может происходить согласно следующей блок-схеме в виде взаимосвязанных этапов: переход в инновационный режим развития ОУ в рамках развития современных педагогических моделей учреждения и обнаружение (стихийное или осознанное) потребности сетевого взаимодействия со стороны всех субъектов образовательного процесса — постановка задачи создания педагогических ассоциаций разного вида — разработка модели образовательных сетей — организационное, экономическое и законное формирование образовательных сетей — развитие и поддержка системы мотивации участников сетевого взаимодействия — диагностика результативности работы образовательных сетей. [5]

2. Механизм создания систем управления сетевым взаимодействием как метод общественной коммуникации для организационного оформления административных структур сети учреждений и организаций, возможно показать в виде последующего метода: выявление модели сетевого взаимодействия и диагностирование степени готовности ОУ, входящих в сети, к соответствующей модели управления; установление трудностей, стоящих перед сетями и установка проблемы разработки модели управления; моделирование органов управления сети; формирование управленческо-педагогических команд ОУ (сети, узлов и др.), правовое оформление органов управления; установление перечня возможностей школьных или сетевых управленческо-педагогических команд (УПК); создание системы мотивации для их участников и субъектов сетевого взаимодействия; выявление результатов командообразования и результативности работы сетевого взаимодействия. [7]

3. Механизм коммуникации школ при реализации образовательного процесса (очного или дистанционного) есть способ организации социальных коммуникаций реализации сетевых образовательных услуг. Коммуникационная деятельность включает множество участников сети ОУ, в связи с чем, она формирует общественные отношения, полюсами которых являются сотрудничество и конфликт, соответственно, сам механизм коммуникации ОУ направлен на формирование условий для совместной деятельности по реализации сетевых образовательных услуг. [2]

Таким образом, в нашем случае коммуникация школ в рамках традиционной коммуникации является сопровождающей, одним из механизмов формирования сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений. Можно констатировать, что механизмы формирования сетевого взаимодействия ОУ есть целостная совокупность принципов, методов, способов и процедур
личностных и социальных коммуникаций, позволяющих эффективно гармонизировать конкретный педагогический процесс или определенную образовательную систему в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений. В настоящее время можно выделить следующие механизмы: формирования сети образовательных учреждений, коммуникации школ, создания систем управления сетевым взаимодействием.

Мышечная сила в процессе ее совершенствования у спортсменов, в условиях сложной координации движений

  1. Мифтахов А.Ф.

Влияние силовых упражнений на развитие выносливости

  1. Мифтахов А.Ф.

Выносливость при работе силового характера и методика ее развития

  1. Мифтахов А.Ф.

Источник: novainfo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru